Ментальная арифметика -тренировка для ума

Хуснутдинова Айсылу Дикафовна

Научно доказано, что дети в возрасте с 6 до 12 лет имеют наиболее пластичный мозг, который еще не закрепил шаблоны и стандарты. В зависимости от этого, обучение нестандартным методикам следует начинать именно в этот период, ведь любые задатки, которые заложены генетически в маленьком человеке, благодаря этому обучению получают активное развитие.  Одна из таких методик, позволяющая ускорить процесс усвоения информации детьми разного возраста - Ментальная арифметика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое ментальная арифметика

Научно доказано, что дети в возрасте с 6 до 12 лет имеют наиболее пластичный мозг, который еще не закрепил шаблоны и стандарты. В зависимости от этого, обучение нестандартным методикам следует начинать именно в этот период, ведь любые задатки, которые заложены генетически в маленьком человеке, благодаря этому обучению получают активное развитие.  Одна из таких методик, позволяющая ускорить процесс усвоения информации детьми разного возраста - Ментальная арифметика.

  Ментальная арифметика – это программа развития умственных способностей и творческого потенциала.

Что Ментальная арифметика дает детям:

  • быстрый устный счет
  • умение концентрировать внимание
  • усидчивость
  • развитие памяти, воображения
  • уверенность в себе

   Основной вид деятельности на занятиях по Ментальной арифметике - счет на абакусе. Дети считают разными способами: на слух, на специальных карточках с заданиями, у доски, на демонстрационном абакусе, на интерактивном тренажере (анзане), на ментальной флэш-карте (это графическое изображение абакуса, с помощью которого дети представляют, как передвигают косточки на счетах). Ребенок все время вовлечен в активную деятельность. Все задачи представлены в виде игры.

   Ребенок воспринимает абакус как игрушку. В старшем дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, абакус является идеальным инструментом для его развития. Он позволяет показать ребенку наглядно, в чем смысл сложения и вычитания. Ребенок учится, играя со счетами.

Обучение этой технике можно разделить на два основных этапа:

  • вычисления на счетах для начинающих и улучшение навыков работы с ними. Сначала детям нужно научиться складывать и вычитать с помощью счетов, а затем отточить эти навыки. Только тогда, когда ребенок сможет считать не задумываясь, можно будет перейти к следующему этапу занятий.
  • переход к устному счету. Теперь игры и упражнения направлены на то, чтобы научиться считать ментально. Для этого нужно привыкнуть представлять абакус в своем воображении и научиться считать на нем. Этот этап может занимать много времени, но полученные в результате способности оправдают ожидания.

   Дети осваивают технику счета на косточках, используя для этих операций сразу обе руки. Каждое занятие предполагает постепенное ослабление привязки к счетам и стимуляцию детского воображения.

 Также программа направлена на развитие навыков обработки информации, мышления, логических способностей и творческих задатков.

Основные принципы обучения Ментальной арифметике:

  • Системность

Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.

  • Комплексность

 Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, счет) определяет и дополняет развитие других.

  • Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям Программа обучения строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития.
  •  Постепенность, пошаговость и систематичность в освоении и формировании учебно значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
  • Индивидуализация темпа работы Переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа.
  •  Повторяемость Цикличность повторения материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и стратегию реализации функции.

   Ментальная арифметика весьма эффективна в обучении гиперактивных детей. Они учатся концентрировать внимание, у них вырабатывается усидчивость. Эта методика развивает сразу оба полушария и поэтому задействует все процессы: внимание, слуховую и зрительную память, моторику. Занятия состоят не только из счета, но и упражнений на развитие логики, мышления, воображения, используются различные графические упражнения.

Итак, рассмотрим поподробнее приспособления и дидактический материал, который используется при обучении старших дошкольников Ментальной арифметике:

  • Абакус.

Он состоит из рамки прямоугольной формы, вертикальных спиц, косточек и планки, которая разделяет абакус.

    Косточки на абакусе специально заострены, чтобы дети, перебирая их, развивали мелкую моторику. Изучение абакуса с помощью техники двух рук позволяет стимулировать тактильные, зрительные и слуховые ощущения, воображение, образное мышление ребенка. Когда все чувства стимулируются одновременно, интеллект человека развивается гораздо быстрее.

   Верхние косточки называют – братья или небесные, нижние – друзья или земные.

   Если к центральной планке не придвинуто никаких косточек, это обозначает 0. Когда считают на абакусе, есть одно правило. Большим пальцем мы поднимаем косточки вверх, т.е. прибавляем, а указательным опускаем вниз – отнимаем. Это упражнение называется «крабик».

    Когда только учатся счету, работают на абакусе, но в дальнейшем этот предмет убирают и учатся представлять абакус в уме, ментально.

  • Таблицы Шульте являются средством развития концентрации внимания, а также расширением зоны периферического зрения. А именно: глаза человека обычно хорошо различают только те предметы, которые буквально перед носом - в очень небольшом пятачке. Прочие объекты, лежащие вне этой центральной зоны, нам кажутся размытыми. Это свойство внимания существенно ограничивает и затрудняет возможности поиска информации. Пользуясь таблицами Шульте, можно значительно расширить область видения.

таблицы Шульте для детей

Тренируясь с таблицами Шульте, у детей развивается прекрасно внимание и память. При выполнении упражнения мозг должен выполнять одновременно две задачи: держать все числа в поле зрения и называть их в определённой очередности.

Повысить результативность упражнения можно

также используя различные варианты заданий:

  • Показать и назвать числа по порядку.
  • Показать и назвать числа в обратном порядке.
  • Находить сначала только чётные числа, а потом нечётные. 
  • На время (не более 45 секунд).


Далее следуют

  • Игры и упражнения, которые могут быть использованы в работе с детьми для развития логики, мышления, воображения.

  • Это лабиринты:

 

  • рисование и штриховка двумя руками:

https://i.mycdn.me/image?id=858382074701&t=3&plc=WEB&tkn=*C0MH5r5kdXxy5BcVn0Q322vnL9U

«Нарисуй зёрнышки. Рисовать надо одновременно двумя руками. Раскрась петушков тоже одновременно двумя руками».

  • Упражнение «Назови цвет». В этом упражнении происходит балансировка полушарий и тренировка их взаимодействия. Правое полушарие мозга – распознает цвета, левое читает. Задание: как можно быстрее читай строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух ЦВЕТ каждого слова.

ЖЁЛТЫЙ   СИНИЙ   ОРАНЖЕВЫЙ

ЧЁРНЫЙ     КРАСНЫЙ   ЗЕЛЁНЫЙ

ФИОЛЕТОВЫЙ ЖЁЛТЫЙ КРАСНЫЙОРАНЖЕВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ ЧЁРНЫЙ

СИНИЙ КРАСНЫЙ ФИОЛЕТОВЫЙ

  • Задания на визуализацию:

«Протяни разноцветные ленточки,

соединив предметы с цифрой и абакусом»

«Рассмотри рисунок.

Какое значение показывает абакус?

Запиши в соответствующую клеточку.

Представь в уме абакус с этим     значением».

  • Кинезиологические упражнения. Эти упражнения помогают детям развивать сразу оба полушария мозга, становиться более расслабленными в своих движениях, обрести уверенность в успехе.
  • «Колечко»

Делаем «колечко» — соединяем большой палец с указательным, потом со средним, с безымянным, с мизинцем. И обратно. Ускоряем темп, меняем положение пальцев как можно быстрее.

  •  «Ухо – нос»

Зажимаем левой рукой кончик носа, правой – левое ухо. Нужно одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук. Очень забавное упражнение

  • «Лезгинка»

Нужно сжать левую руку в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Меняем положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений.

  • «Кулак-ребро-ладонь»

Сжимаем кулак, потом выпрямляем ладонь ребром к столу (перпендикулярно столу), потом ладонь параллельно столу. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.

Эти упражнения можно использовать во время динамических пауз, для смены деятельности, отдыха и расслабления


Список литературы

 

1.   Б.Артур, Ш.Майкл. «Магия чисел. Ментальные вычисления в уме и другие математические фокусы».– М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2017 г.

2.     Р.Багаутдинов, Р.Ганиев. «Ментальная арифметика. Знакомство». – М.: изд-во «Траст», 2016 г.

3.     А.Бенжамин. «Матемагия. Секреты ментальной математики». – Интернет-издание, 2014 г.

4.     К.Бортолато. «Набор «Учимся считать. Числовой ряд до 20».– М.: изд-во «Новый формат», 2014 г.

5.     С.Эрташ. «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание».– М.: изд-во «Траст», 2015 г.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Методические находки» «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников». Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 22 городского округа город Нефтекамск Республика Башкортостан Хуснутдинова Айсылу Дикафовна воспитатель первой категории

Слайд 2

Структура Содержание Тема Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников Автор проекта Хуснутдинова Айсылу Дикафовна. Место проведения Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 22 городского округа город Нефтекамск Республика Башкортостан Особенности проекта По характеру продукта: познавательно- исследовательский По продолжительности долгосрочный

Слайд 3

Цель проекта Обучающая: Способствовать формированию представления о новом инновационном технологии «Ментальная арифметика» Развивающая: развивает концентрацию внимания; фотографическую память; творческое и образное мышление; слух и наблюдательность; логику; воображение; аналитическое мышление. Воспитывающая: Воспитывать у детей: умение работать в коллективе; умение себя оценивать; самостоятельность; инициативность. Задачи непрерывное развитие способностей памяти; - развивать творческое мышление; развивать внимательность и наблюдательность; - развивать моторику рук, усидчивость; - воспитывать аккуратность при выполнении работ; - снижение уровня стресса путем развлекательной формы обучения

Слайд 4

Результат Технология «Ментальная арифметика» является одной из самых молодых и перспективных методик образования детей. Практика и отзывы родителей доказывают, что ментальная арифметика весьма полезна и действенна. Она может быть успешно включена в обязательную программу образования или быть, как сейчас, дополнительным, развивающим факультативом для детей. Технология «Ментальная арифметика» стала не просто конкретным предметом по освоению вычислительных навыков, но и одной из ступеней к формированию всесторонне развитой личности. Максимальный потенциал мозга, который «включается» во время занятий, позволяет воспитать здорового и успешного ребенка, маленького гения, который, получив такую надежную точку опоры, в будущем способен перевернуть мир.

Слайд 5

Состав участников: Дети старшей гр №4, Воспитатель ДОУ, родители Этап реализации 1. Этап (подготовительный) Определение целей и задач проекта Изучение необходимой литературы Разработка плана работы с воспитанниками и родителями 2. Этап (практический) Практическая работа по плану с воспитанниками и родителями (консультаций, родительское собрание, занятия с детьми) 3. Этап (заключительный) Подведение итогов, планирование дальнейшей работы Анализ результатов реализаций проекта

Слайд 7

«Ментальная арифметика» для дошкольников — это хорошее начало образования малыша. Ребенок воспринимает абакус как игрушку. В этом возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, абакус является идеальным инструментом для его развития. Он позволяет показать ребенку наглядно, в чем смысл сложения и вычитания. Ребенок учится, играя со счетами. Поэтому необходимо развивать своих детей, в том числе этой уникальной программой ментальная арифметика. Навыки, которые развиваются, благодаря ментальной арифметике необходимы для ребенка, так как они сделают его жизнь счастливее, удовлетвореннее и успешнее. Освоение ментальной арифметики способствует следующему: активизации зрительной и слуховой памяти; умению концентрации внимания; совершенствованию смекалки и интуиции; креативному мышлению; проявлению уверенности в себе и самостоятельности; быстрому освоению иностранных языков; реализации способностей в будущем.

Слайд 8

Свою работу я начала с того, что познакомила своих ребят с понятием «Ментальная арифметика». На допустимом детям языке я им рассказала, что такое ментальная арифметика, что их ждут увлекательные, интересные занятия, какой их ждет результат

Слайд 9

Чтобы познакомить моих детей с абакусом и приемами работы на нем, я рассказала им сказку про двух братьев. Про старшего и младшего. Сначала сожмите ручки в кулачки, а затем покажите большие пальчики и указательные. Большой пальчик-старший, толстенький, но сильный. Второй высокий, стройный, но очень слабый. Старший брат очень любит гулять. Он всегда убегает,но берет с собой бусинки(косточки), а младший брат послушный и хочет, чтобы бусинки(косточки) были всегда в домиках и возвращает их домой. Большим пальцем поднимаем косточку,а указательным опускаем. Мы с ними подружились .

Слайд 11

Занятие в рабочих тетрадях. Далее продолжаем гармонично развивать умственные способности и в этом нам помогут занятия по рабочим тетрадям

Слайд 12

Рисуем двумя руками и работаем с флеш-картами

Слайд 13

А ведь мы со всеми заданиями справились, и нас похвалили: «Какие мы замечательные»! На этом мы не остановимся, а будем маленькими шажочками идти дальше, открывать, познавать новое в своих начинаниях. Главное есть желание, интерес, горящие глазки. Я уверена, мы добьемся своих целей. И станем маленькими гениями!

Слайд 14

Планируемые/полученные результаты На начало проекта диагностика воспитанников целевой группы показала следующие результаты: Где «В.»-воображение; «НВ.»- невнимательность; «Т. и О. М»-творческое и образное мышление В ходе реализации проекта эти показатели изменились в лучшую сторону: Поэтому, мы можем говорить, что даже за небольшой отрезок времени регулярные занятия ментальной арифметикой дали положительные результаты.

Слайд 15

Во время занятий ментальной арифметикой активизируется потенциал маленького человека. Это способствует формированию здоровой и успешной натуры, у которой имеется надежный и крепкий фундамент, позволяющий без особых усилий вступить во взрослую жизнь. Но на этом мы не остановимся, а будем маленькими шажочками идти дальше, открывать, познавать новое в своих начинаниях. Главное есть интерес, желание, горящие глазки. Спасибо за внимание!!!