Детские проекты

Хуснутдинова Айсылу Дикафовна

В настоящее время проект рассматривается, как основа инноваций в системе дошкольного образования. Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который активно входит в практику работу дошкольных образовательных учреждений в связи с реализацией ФОП ДО и  ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

 автономное учреждение детский сад №22 общеразвивающего вида городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан

Проект по формированию финансовой грамотности

в подготовительной группе

(возраст 6-7 лет)

«Маленький финансист»

Руководители проекта:

Хуснутдинова А.Д.

г.Нефтекамск -2022 г.

Паспорт проекта

Тема проекта

«Маленький финансист»

Авторы проекта

Хуснутдинова А.Д.

Тип проекта:

Краткосрочный (две недели)

Участники проекта:

Воспитанники подготовительной группы разновозрастной группы  воспитатели, родители воспитанников.

Возраст участников:

6-7 лет.

Сроки реализации

С 28 ноября по 9 декабря 2022 года

Актуальность темы: Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Новизна: использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования.

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи проекта: расширение представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;

-укрепление семейных связей;

-получение навыков совершения реальной покупки в магазине.

Гипотеза реализации проекта: финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Ожидаемые результаты: активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;

родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;

дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблемы;

педагоги получат систему работы по формировании экономического опыта детей.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный

  1. Знакомство с темой проекта
  2. Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
  3. Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
  4. Подбор методического материала по данной теме;
  5. Создание развивающей среды для работы;
  6. Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон.

Основной

         Практический – в результате чего был реализован проект:

  1. Коммуникативная деятельность
  2. Восприятие художественной литературы
  3. Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность
  4. Художественно-эстетическая деятельность
  5. Игровая и познавательная деятельность
  6. Трудовая деятельность
  7. Работа с родителями

Заключительный 

Обобщение и анализ результатов работы.

Условия реализации проекта: в ходе совместной деятельности воспитателей, родителей воспитанников.

Формы реализации проекта: наблюдение, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, труд.

Методы и приёмы реализации проекта:

организационные;

мотивирующие;

словесные;

игровые;

наглядные;

нетрадиционные

Продукт проектной деятельности: в результате проектной деятельности будут разработаны следующие методические продукты:

-НОД «Мы едем в  магазин»

-Лэпбук «Что такое деньги и зачем они нужны», «Откуда появляются деньги дома»?, «Бюджет семьи», «Коллекция денежных знаков», «Деньги разных стран мира», «Экскурсия в банк».

-Чемодан «Финансовая грамотность»

Перспективный план реализации проекта «Маленький финансист»

№ п/п

Направление работы

Целевые ориентиры

 

«Азбука финансов»

(вводное занятие)

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;

развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры;

воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

 

«История возникновения денег»

Продолжать формировать у детей необходимый минимум экономических знаний: представление об экономике, деньгах, их значении для общества.

закрепить представления детей о труде взрослых, о значении труда как средстве зарабатывания денег;

 продолжать развивать элементарные представления о семейных доходах и расходах, семейном бюджете;

учить подбирать монеты разного достоинства, составляющих цену подарка;

развивать умение давать оценку своей деятельности на занятии.

 

Сюжетно-ролевая игра «Продуктовый магазин».

Игровая деятельность.

Познакомить детей с игрой «Супермаркет». Формировать у детей умение развивать сюжет на основе полученных знаний, передавать в игре трудовые действия работников супермаркета.

 

Чтение сказки «Копейка рубль бережет»

Формировать представления детей об экономии и бережливом отношении к деньгам и вещам.

 

 

Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»

Интернет -ресурсы

 

Сюжетно-ролевая игра «Сбербанк»

Игровая деятельность.

Формировать у воспитанников знания о профессии «банковский работник», умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк»

Закреплять знания воспитанников о работе Банка

Закреплять знания воспитанников о профессиях людей, работающих в банке, с их трудовыми действиями.

 

 Дидактическая игра «Доходы и расходы семьи»

Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

Расширять   представление   детей   о   том,    как   складывается   семейный  бюджет; Познакомить  с  новым  понятием   «расходы»,  какими  они  бывают  (на  товары длительного  пользования,  на  товары  кратковременного  пользования,  на  услуги);

Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

 

«Экономия тепла, света, воды»

Развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;

Продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощённое объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла;

Формировать у детей потребность в их экономии.

Познакомить с понятиями «экономия», «бережливость»;

Показать, что экономия помогает учитывать ограниченность ресурсов.

 

Чтение сказки «Про доверчивого мышонкав и мамину зарплату»

Совершенствовать знания детей с тем фактом, что живут люди с разным уровнем обеспеченности (малоимущие, средний доход семьи, богатые семьи)

 

Раскрашивание раскрасок по финансовой грамотности

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности через изобразительное искусство (раскрашивание раскрасок)

 

Настольные  дидактические игра «Что нельзя купить за деньги, а что можно», «Магазин продуктов»

Упражнять детей в классификации предметов по признаку; закреплять в речи обобщающие понятия: мясные продукты, молочные продукты, хлебные продукты, овощи, фрукты. Игра развивает логическое мышление, память, внимание.

 

«Об экономике»

 Просмотр мультфильма "У тетушки Совы"

 

Об экономике (Уроки тетушки Совы) серия 9
https://www.youtube.com/watch?v=QjrCzAapbFw

 

 

Чтение сказки

 « Золотая репка»

Закрепить полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности, расширять социальные представления о современном обществе.

закрепить представления детей экономических понятий: деньги, семейный бюджет: доход и расход;

 

Решение игровой ситуации «Что подарить другу, когда нет денег?»

помочь детям освоить формы выражения доброжелательного отношения к сверстникам, развивать добрые чувства и культуру общения.

 

Работа с лэпбуком «Финансовая грамотность»

формирование основ финансовой грамотности и расширение их представлений о бюджете, деньгах, товарах и услугах.

Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков

 

Дискуссия с детьми «Хорошо – плохо» - на тему «О рекламе товара»

 

Воспитывать интерес к созданию рекламы.

 

Дидактическая игра «Угадай, где продаются», кубик Блума «Деньги».

Научить детей соотносить названия магазина с товарами, которые в нем продаются; развивать умение обобщать группы предметов

 

НОД «Мы едем в магазин»

Создать условия для приобретения опыта обращения с денежными знаками, воспитывать культуру общения ,умения вести себя в общественных местах ,развивать самостоятельность, коммуникативные навыки и.т.д. Дети закрепили знания о видах магазинов ,отделах в продовольственном магазине, правилах покупки.

 

НОД «Дом, в котором «живут» деньги»

 Научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

 

Чтение сказки «Биржевая муха»

Познакомить детей с потребностей

и ограниченными возможностями.

 

 

Работа с родителями

Консультации и рекомендации для родителей.

Изготовление атрибутов к игре. (изготовление банкнот различным номиналом)

Результаты работы:

Значительно повысился уровень знаний и представлений по вопросам проекта;

Дети приобрели ценный опыт поведения и деятельности в общественных местах;

Получения детьми удовольствия от общения друг с другом;

Заинтересованность детей темой проекта, проявление их познавательной активностью: рассказывают и делятся своими знаниям с другими детьми, с родителями. Считаем, что главный результат, на который и направлена наша работа, - усвоение ребенком.

Повышается компетентность родителей    в вопросах семейного воспитания.

Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

Список литературы

1.        Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2019. №4. с.55.

2.        Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.

3.        Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2020 №7. с.8.

4.  Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2020г. – 169 с.

6.  Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА

7. Интернет-ресурсы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

 автономное учреждение детский сад №22 общеразвивающего вида городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан

Практико-ориентированный проект

«Экологическая тропа в детском саду»

Воспитатель:

Хуснутдинова А.Д.

 д/с №22

Нефтекамск - 2020

C:\Users\ASUS\Desktop\экология проект\готовый1.jpg

                                                                   «Мир, окружающий ребенка, - это,

                                                                     прежде всего мир природы

                                                                     с безграничным богатством явлений,

                                                                     с неисчерпаемой красотой »

                                                                                                 В.А. Сухомлинский

Аннотация:

     Проект «Экологическая тропа в детском саду» направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте представлен материал из опыта работы МДОАУ детский сад № 22 города Нефтекамск РБ по реализации задач экологического воспитания через труд в природе, исследовательскую деятельность, пробуждение бережного отношения к природному окружению, расширение кругозора детей.  

    Предлагаемый материал поможет педагогам ДОО организовать экологическую и опытно-экспериментальную деятельность дошкольников, покажет способы практического взаимодействия детей с окружающей природой.

Вид проекта: долгосрочный, досугово-познавательный, творчески -  исследовательский.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели всех возрастных групп, специалисты и родители воспитанников.

Актуальность

   Последние десятилетия ознаменовались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения.

Данная работа посвящена экологическому воспитанию детей дошкольного

возраста.

   Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении здоровья, полноценного физического, психического и духовного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.

   В проекте предлагается творческое решение задачи подготовки малышей к пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе, через организацию в детском саду экологической тропы.

 

  Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников чувство ответственности за судьбу природы – обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, республики, но и всей страны в целом.C:\Users\ASUS\Desktop\экология проект\готовый1.jpg

    Можно ли в наше время переоценить важность и необходимость экологического воспитания? Его основная и конечная цель – вернуть людям нормальное, естественное экологическое чутье. И начинать это воспитание необходимо, безусловно, с самого раннего возраста, с детского сада.

Эффективная работа ДОО по формированию основ экологической культуры детей и родителей требует грамотного подхода в этом направлении со стороны педагогов детского сада. Надо тренировать в детях наблюдательность, сочувствие, сопереживание.

Каждый выход на улицу для ребенка должен оборачиваться увлекательной прогулкой, дающей возможность наблюдать, познавать, запоминать!

  Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая развивающую среду экологического направления, в которой ребенок мог бы познать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними.

  Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды в детском саду – экологическая тропа, которая позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их.

   Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу. Работу на экологической тропе можно построить интересно и содержательно, чтобы решить практически все задачи экологического образования детей дошкольного возраста.

   Планирование работы на экологической тропе, возможно, осуществлять с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе.

   Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

   Таким образом, с помощью экологической тропинки можно грамотно использовать земельный участок детского сада в экологическом образовании детей. В идеале эта территория должна быть зоной максимальной экологической безопасности, обеспечивая на современном уровне следующие функции:C:\Users\ASUS\Desktop\экология проект\готовый1.jpg

  • оздоровительную;
  • рекреационную ();
  • учебно-просветительскую.

   Поэтому такая форма работы с детьми, как экскурсии по экологической тропе, наиболее продуктивно решают все поставленные задачи летней работы.

   Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т. д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.

Цель проекта: обогащать и систематизировать экологические знания детей средствами экологической тропы ДОО.

Задачи проекта:

- разработать и внедрить в практическую деятельность объекты для ознакомления детей с окружающим их миром;

 - обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропы;

 - познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

 - формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой природы; -

воспитывать у дошкольников эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающей природы;

 - способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания эколого–развивающей среды и проведения экскурсий по объектам экологической тропы;

 - повысить экологическое просвещение родителей.

Гипотеза: Экологическая тропа расположена по периметру ДОУ позволит всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы, поэтому такая форма работы с детьми, наиболее продуктивно решит все поставленные задачи.

Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми, посредством создания в ДОО метеоплощадки и экологической тропы. C:\Users\ASUS\Desktop\экология проект\готовый1.jpg

 

Практическая значимость проекта: включение родителей и педагогов ДОО в единое образовательное пространство через создание экологической тропы, подготовка объектов исследования (птичий столб, кормушек, создание табличек, приборов для метеоплощадки для наблюдения за изменениями погоды). 

Работа по данному проекту ведется и в настоящее время.

Этапы реализации проекта:

1 этап – аналитический

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы

Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.

3 этап – практическая деятельность (учебный год)

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.

4 этап – итоговый, диагностический

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.

Ожидаемые результаты:

  • создание на территории ДОО экологически благоприятной среды;
  • повышение уровня знаний по экологии у детей;
  • совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта; 
  • сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями;
  • интерес к познанию живого;C:\Users\ASUS\Desktop\экология проект\готовый1.jpg
  • умение пользоваться измерительными приборами на метеоплощадке для определения состояния погоды;
  • правильное определение состояние объекта, установка необходимых связей;
  • умение детей определять погоду;
  • составление прогноз погоды, используя для этого специальные приборы: термометры (водный, надпочвенный),  анемометр, осадкомер, флюгер, барометр.

Принципы положенные в основу работы:

  • принцип краеведения;
  • принцип «позитивного центризма»;
  • принцип природосообразности;
  • принцип научности и доступности понятий;
  • принцип «спирали»;
  • принцип междисциплинарности и интеграции содержания.

Принцип краеведения (изучение природы родного края) позволяет:

  • формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
  • использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
  • создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность, что в значительной степени стимулирует его саморазвитие.

   Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его познания. В педагогике этот принцип называется позитивным центризмом, когда в содержание программы отбираются наиболее актуальные для ребенка этого возраста знания.

Причем педагогический процесс будет эффективен и успешен только при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма, т.е. при соблюдении принципа природосообразности.

При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественнонаучные знания оформляются по схеме: «представления–понятия–знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержания.

    Кроме того, необходимо, чтобы реализовывался принцип «спирали», когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя естественнонаучные представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования.

     Принцип междисциплинарности и интеграции позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе.C:\Users\ASUS\Desktop\экология проект\готовый1.jpg

     Усложнение материала идет от возраста к возрасту по принципу «от простого к сложному». По мере совершенствования знаний и ручных навыков детей усложняется и содержание деятельности по уходу за растениями и животными.

    Таким образом, экологическое развитие строится по схеме:

  • природа – человеку

(материальная, эстетическая и оздоровительная значимость природы);

  • человек – природе

(положительная и отрицательная деятельность человека в природе);

  • правила охраны природы; личное участие каждого в природоохранных мероприятиях.

  Помимо работы на экологической тропе в ДОО также проводится работа с родителями по экологическому образованию вне детского сада.

Содержание проекта

Экологическая тропа расположена по периметру ДОО, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.

Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки:

•  отдельно стоящие различные лиственные деревья и кустарники;

•  зеленая аптека;

•  огород;

•  цветник;

•  альпийская горка;

•  птичья городок;

  • метеоплощадка (летняя лаборатория, птичий столбик, песочные часы, солнечные часы,
  • жужжащий, ползающий мир;
  • мини зоопарк;
  • у пруда;
  • деревенское подворье;
  • уголок безопасности;
  • пасека;
  • уголок родного края;
  • яблоневый сад;
  • тропа здоровья.

Формы и методы работы на экологической тропе:C:\Users\ASUS\Desktop\экология проект\готовый1.jpg

  • экологические беседы;
  • экологические экскурсии;
  • уроки доброты;
  • уроки мышления;
  • экологические кружки;
  • экологические конкурсы;
  • КВН, аукцион, марафон, викторина, «Поле чудес»;
  • экологические акции;
  • обсуждение и проигрывание ситуаций;
  • трудовой десант;
  • зелёный патруль;
  • клуб исследователей природы;
  • лаборатория юного эколога;
  • составление экологических карт;
  • ведение «Панорамы добрых дел»;
  • ведение фенологических календарей природы;
  • коллекционирование;
  • экологические выставки и экспозиции;
  • экологические музеи;
  • день (неделя) экологического творчества;
  • экологические праздники и фестивали;
  • экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем; соревновательные, игры-путешествия и т. д.);
  • экологические сказки;
  • экологические тренинги;
  • инсценировки, театрализации и т. д.
  • создание видеофильмов, презентаций, слайд-шоу.

      Практическое использование работы «Практико-ориентированный проект «Экологическая тропа в детском саду»» позволит вести работу по формированию у ребят дошкольного возраста чувства ответственности за судьбу природы родного края – маленькой частицы великой России.

 

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  автономное учреждение детский сад №22 ГО город Нефтекамск Республики Башкортостан

ПРОЕКТ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

 «МАЛЕНЬКИЕ ЧИСТЮЛИ»

для детей раннего возраста 2–3 лет

                                                                                                 

Подготовили:

Ганцева Т.В.,

Хуснутдинова А.Д.

г. Нефтекамск

2023г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Наименование главы

Страница

I

Введение

II

Актуальность проекта

III

Цели, задачи.

Ожидаемые результаты проектной деятельности

Продукты проекта

IV

Аннотация проекта

V

Этапы реализации проекта программы

VI

План мероприятий

VII

Ресурсы

VIII

Риски и пути преодоления рисков

IX

Критерии оценивания проекта

X

Выводы

XI

Литература

I .ВВЕДЕНИЕ

 

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения, является одним из важных факторов развития и формирование здоровой личности.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых.

Период раннего дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Для освоения культурно-гигиенических навыков, привычек и систематизации представлений ребенка о здоровье и здоровом образе жизни, учитывая индивидуальные и возрастные особенности, мы разработали и реализовали познавательно-игровой проект «Маленькие чистюли».

Паспорт проекта:

Тип проекта: познавательно – игровой.

Возрастной диапазон: 2-3года.

Участники проекта: дети раннего возраста, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта: 2 недели (с 12 по 27октября 2023г.)

Возрастная группа: дети раннего возраста (2-3 года).

Проблема: не достаточно развиты у детей культурно - гигиенические навыки.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, заметили, что у вновь пришедших в детский сад из дома ребят, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их полотенцем, нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. Процесс мытья рук занимает существенную часть времени бодрствования, и очень важен для ЗОЖ каждого ребенка, потому важно их развивать. Именно в дошкольном возрасте необходимо воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА.

Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей через использование художественной литературы в разных видах деятельности.

Задачи:

- формировать умение закатывать рукава, правильно пользоваться мылом, аккуратно намыливать и мыть руки (с небольшой помощью взрослого), насухо вытираться полотенцем, правильно называть предметы личной гигиены;

- развивать наблюдательность, активность, игровые умения (отражать в игре процессы умывания, использовать в игре предметы необходимые для сюжета);

- воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными.

Ожидаемые результаты:

-владеют доступными возрасту навыками самообслуживания (дети закатывают самостоятельно рукава перед мытьем рук, правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки; вытираются после умывания полотенцем);

- научатся аккуратно пользоваться водой, узнавать и называть средства личной гигиены;

- рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании;

сопровождая действия текстом.

Методы и формы работы:

- словесный метод (чтение художественной литературы, потешек,

беседа);

- наглядный метод (показ);

- практический метод (дидактические игры)

- игровой метод (физкультминутки, пальчиковые игры)

Продукты проекта:

- Картотека потешек, стихов о предметах личной гигиены;

- «книжки-малышки», сделанные руками родителей, настольные игры;

- стенгазета «Чистота-залог здоровья».

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ

Реализация проекта рассчитана на 2 недели: с 12 по 27 октября

п/п

Этапы проекта

Цель

Сроки

1.

Подготовительный этап

- Разработка содержания проекта;

- работа и подбор методической литературы, иллюстраций;

- подбор детской художественной литературы для чтения детям.

с 12 по 16 октября

2.

Основной этап

- Рассматривание с детьми предметных картинок по данной теме;

- Беседы с детьми на тему культурно - гигиенические навыки;

- Чтение художественной литературы детям;

- Игровые ситуации;

- Подвижные игры

- Музыкальная игра

- Использование народного фольклора (потешки, стихи)

- Игры с водой

С16 по 27 октября

3.

Заключительный

этап

- Оформление стенгазеты " Чистота – залог здоровья»"

 - Выставка книжек –малышек, созданные родителями.

- Постановка новых задач.

ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

п/п

Направление

Тема мероприятия

Сроки проведения

1.

«Физическое развитие»

-Подвижная игра «Зайка серый умывается»,

- пальчиковые игры «Добрая водичка!» и др.

-п/игра «Пузырь»

2.

«Социально-коммуникативное»

-рассматривание алгоритма «Моем руки правильно»,

-рассматривание иллюстраций «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…,

-стираем разноцветные платочки

3.

«Познавательное развитие»

-Знакомство с героем «Мойдодыр»,

-игра- ситуация «Купание куклы Кати,

-игры с водой

-рассматривание разных видов мыла-жидкое, твердое, оно пенится в воде.

4.

«Речевое развитие»

-Чтение К.Чуковский «Мойдодыр»,

-чтение А.Барто «Девочка чумазая»,

-разучивание потешек :

«Водичка,водичка,

Умой моё личико

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки горели,

Чтоб кусался зубок

Чтоб смеялся роток»

-чтение потешек «Мою ручки», «С гуся вода, с Ванечки вся худоба»

5.

«Художественно-эстетическое развитие»

-Рисование «Мыльные пузыри»,

-музыкальная игра «Где же наши ручки»

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Мероприятия

Срок реализации

1.

Консультация для родителей «Воспитание культурно  - гигиенических навыков у детей раннего возраста»;

Октябрь

2.

 Разучивание с детьми потешек дома: «Водичка, водичка», «Ладушки-ладушки, с мылом моем лапушки».

Октябрь

    6.

Сделать книжки- малышки по потешкам

Октябрь

ВЫВОД:

Детям свойственно стремление подражать взрослым, вести себя так, как ведут себя окружающие их люди. Они легко  усваивают не только положительные примеры, но и отрицательные. Поэтому в беседах с родителями следует подчеркивать, что манеру поведения, разговора, вредные привычки дети стараются копировать с них. Поэтому, не только в детском саду, но и дома нужно установить общий порядок выполнения всех действий.

Так как основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни, т. е. освоению основ культуры гигиены. Поэтому формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач воспитания. Для того чтобы она реализовывалась успешно требуются следующие условия: непрерывность воспитательного процесса, единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе воспитания и закрепления, полученных в детском саду КГН.

Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ.

Данный проект может быть не только краткосрочным, но и долгосрочным. Его можно расширить, добавить задачи, поставить новые цели, возможна смена совместной деятельности взрослых и детей.

Таким образом, проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который будет востребован, так как он как никакой другой поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить новые умения и знания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи». 1986 г. Источник: В.В. Гербова 1986г. Стр.43

2. Л.Н.Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром». 1987 г.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В.

Гербовой, Т.С. Комаровой. - 6-е изд., испр. и доп. - М., 2011.

4. Книга для чтения в детском саду и дома: 2- 4 года: Пособие для воспитателей детского сада

и родителей / Сост. В. В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2011г

ПРИЛОЖЕНИЕ

потешки

Водичка, водичка

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

****

Добрая водичка! Помоги немножко:

Вымой у ребяток грязные ладошки!

Ты, кусочек мыла, мыль нас, не жалея,

Станут наши ручки чище и белее!

****

Полотенчиком пушистым

Вытрем руки очень быстро.

****

Добрая водичка! Помоги немножко:

Вымой у ребяток грязные ладошки!

Ты, кусочек мыла, мыль нас, не жалея,

Станут наши ручки чище и белее!

****

В руки мыло мы возьмём.

И водичку мы польём.

Моем руки быстро, быстро.

Моем руки чисто, чисто,

А потом лицо умыли,

Глазки тоже мы промыли.

На себя полюбовались.

****

Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

ИГРА "МЫЛЬНЫЕ ПЕРЧАТКИ"

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Оборудование: детское мыло, полотенце.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из

потешек:

Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька Егорова

(взрослый называет имя ребенка).

Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

https://sun9-11.userapi.com/impg/Ef733_-81HnTK2E-ixKXzrFBAmHBRH1zvWlSXw/FwlKpKG_xyU.jpg?size=763x1080&quality=96&sign=96cf494e3a998da4bcf29cd150d5160b&type=albumhttps://sun9-72.userapi.com/impg/tnfzsEyu3W3XIv07e5n-8z39eTbkDIOO3uQ5dQ/xUSj7Ujc4CM.jpg?size=763x1080&quality=96&sign=558378616b1804e7a4ba69924136b858&type=albumhttps://sun9-16.userapi.com/impg/-xCHuQSjMyND_8IwwgSJ25st0RtwLClwIy2yOA/Wo1UxbtS0UQ.jpg?size=763x1080&quality=96&sign=7b29d11172d93b87f421f7ae37022f1a&type=albumhttps://sun9-19.userapi.com/impg/eN0zKVR3HIyeo0yKjiro_y76K7uRJfVpUCe2Ng/MAhR35AnVdw.jpg?size=763x1080&quality=96&sign=1d5ae0b2b5025c5d0dcd17e7eafe5b80&type=albumhttps://sun9-37.userapi.com/impg/ASVtvLdTX-ELVR73-15v7aiwN3WWA0S8QxHZow/6Ipes3-nIwA.jpg?size=763x1080&quality=96&sign=485fe4d94ac1358a7938666b25c7906c&type=albumhttps://sun9-13.userapi.com/impg/xpkGCuL_IZpVnKya-s2akx4EGJjMghn0a9aX_Q/pjJ3s8ssEoo.jpg?size=763x1080&quality=96&sign=0dddff529322ed077f17e6b391b3e245&type=album


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков « М аленькие чистюли» (для детей раннего возраста 2-3 лет) Воспитатели: Ганцева Татьяна Васильевна Хуснутдинова Айсылу Дикафовна .

Слайд 2

- Формирование культурно-гигиенических навыков у детей через использование художественной литературы в разных видах деятельности.

Слайд 3

. Задачи: формировать умение закатывать рукава, правильно пользоваться мылом, аккуратно намыливать и мыть руки (с небольшой помощью взрослого), насухо вытираться полотенцем, правильно называть предметы личной гигиены; развивать наблюдательность, активность, игровые умения (отражать в игре процессы умывания, использовать в игре предметы необходимые для сюжета); воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными .

Слайд 4

Детский сад-это наше счастливое детство!

Слайд 5

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков « М аленькие чистюли» (для детей раннего возраста 2-3 лет) Воспитатели: Ганцева Татьяна Васильевна Хуснутдинова Айсылу Дикафовна .