Детские проекты
В настоящее время проект рассматривается, как основа инноваций в системе дошкольного образования. Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который активно входит в практику работу дошкольных образовательных учреждений в связи с реализацией ФОП ДО и ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_malen_kij_finansist.docx | 33.77 КБ |
proekt_eko_tropa_1.docx | 471.66 КБ |
proekt_batareyka_-_kopiya.docx | 2.9 МБ |
proekt_malenkie_chistyuli.docx | 754.16 КБ |
malenkie_chistyuli_11.pptx | 401.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
автономное учреждение детский сад №22 общеразвивающего вида городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан
Проект по формированию финансовой грамотности
в подготовительной группе
(возраст 6-7 лет)
«Маленький финансист»
Руководители проекта:
Хуснутдинова А.Д.
г.Нефтекамск -2022 г.
Паспорт проекта
Тема проекта | «Маленький финансист» |
Авторы проекта | Хуснутдинова А.Д. |
Тип проекта: | Краткосрочный (две недели) |
Участники проекта: | Воспитанники подготовительной группы разновозрастной группы воспитатели, родители воспитанников. |
Возраст участников: | 6-7 лет. |
Сроки реализации | С 28 ноября по 9 декабря 2022 года |
Актуальность темы: Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Новизна: использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования.
Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи проекта: расширение представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;
-укрепление семейных связей;
-получение навыков совершения реальной покупки в магазине.
Гипотеза реализации проекта: финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Ожидаемые результаты: активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблемы;
педагоги получат систему работы по формировании экономического опыта детей.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный
- Знакомство с темой проекта
- Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
- Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
- Подбор методического материала по данной теме;
- Создание развивающей среды для работы;
- Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон.
Основной
Практический – в результате чего был реализован проект:
- Коммуникативная деятельность
- Восприятие художественной литературы
- Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность
- Художественно-эстетическая деятельность
- Игровая и познавательная деятельность
- Трудовая деятельность
- Работа с родителями
Заключительный
Обобщение и анализ результатов работы.
Условия реализации проекта: в ходе совместной деятельности воспитателей, родителей воспитанников.
Формы реализации проекта: наблюдение, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, труд.
Методы и приёмы реализации проекта:
организационные;
мотивирующие;
словесные;
игровые;
наглядные;
нетрадиционные
Продукт проектной деятельности: в результате проектной деятельности будут разработаны следующие методические продукты:
-НОД «Мы едем в магазин»
-Лэпбук «Что такое деньги и зачем они нужны», «Откуда появляются деньги дома»?, «Бюджет семьи», «Коллекция денежных знаков», «Деньги разных стран мира», «Экскурсия в банк».
-Чемодан «Финансовая грамотность»
Перспективный план реализации проекта «Маленький финансист»
№ п/п | Направление работы | Целевые ориентиры |
| «Азбука финансов» (вводное занятие) | Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры; воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость. |
| «История возникновения денег» | Продолжать формировать у детей необходимый минимум экономических знаний: представление об экономике, деньгах, их значении для общества. закрепить представления детей о труде взрослых, о значении труда как средстве зарабатывания денег; продолжать развивать элементарные представления о семейных доходах и расходах, семейном бюджете; учить подбирать монеты разного достоинства, составляющих цену подарка; развивать умение давать оценку своей деятельности на занятии. |
| Сюжетно-ролевая игра «Продуктовый магазин». Игровая деятельность. | Познакомить детей с игрой «Супермаркет». Формировать у детей умение развивать сюжет на основе полученных знаний, передавать в игре трудовые действия работников супермаркета. |
| Чтение сказки «Копейка рубль бережет» | Формировать представления детей об экономии и бережливом отношении к деньгам и вещам.
|
| Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал» | Интернет -ресурсы |
| Сюжетно-ролевая игра «Сбербанк» Игровая деятельность. | Формировать у воспитанников знания о профессии «банковский работник», умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк» Закреплять знания воспитанников о работе Банка Закреплять знания воспитанников о профессиях людей, работающих в банке, с их трудовыми действиями. |
| Дидактическая игра «Доходы и расходы семьи» | Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный). Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет; Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги. |
| «Экономия тепла, света, воды» | Развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике; Продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощённое объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла; Формировать у детей потребность в их экономии. Познакомить с понятиями «экономия», «бережливость»; Показать, что экономия помогает учитывать ограниченность ресурсов. |
| Чтение сказки «Про доверчивого мышонкав и мамину зарплату» | Совершенствовать знания детей с тем фактом, что живут люди с разным уровнем обеспеченности (малоимущие, средний доход семьи, богатые семьи) |
| Раскрашивание раскрасок по финансовой грамотности | Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности через изобразительное искусство (раскрашивание раскрасок) |
| Настольные дидактические игра «Что нельзя купить за деньги, а что можно», «Магазин продуктов» | Упражнять детей в классификации предметов по признаку; закреплять в речи обобщающие понятия: мясные продукты, молочные продукты, хлебные продукты, овощи, фрукты. Игра развивает логическое мышление, память, внимание. |
| «Об экономике» Просмотр мультфильма "У тетушки Совы" |
Об экономике (Уроки тетушки Совы) серия 9
|
| Чтение сказки « Золотая репка» | Закрепить полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности, расширять социальные представления о современном обществе. закрепить представления детей экономических понятий: деньги, семейный бюджет: доход и расход; |
| Решение игровой ситуации «Что подарить другу, когда нет денег?» | помочь детям освоить формы выражения доброжелательного отношения к сверстникам, развивать добрые чувства и культуру общения. |
| Работа с лэпбуком «Финансовая грамотность» | формирование основ финансовой грамотности и расширение их представлений о бюджете, деньгах, товарах и услугах. Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков |
| Дискуссия с детьми «Хорошо – плохо» - на тему «О рекламе товара»
| Воспитывать интерес к созданию рекламы. |
| Дидактическая игра «Угадай, где продаются», кубик Блума «Деньги». | Научить детей соотносить названия магазина с товарами, которые в нем продаются; развивать умение обобщать группы предметов |
| НОД «Мы едем в магазин» | Создать условия для приобретения опыта обращения с денежными знаками, воспитывать культуру общения ,умения вести себя в общественных местах ,развивать самостоятельность, коммуникативные навыки и.т.д. Дети закрепили знания о видах магазинов ,отделах в продовольственном магазине, правилах покупки. |
| НОД «Дом, в котором «живут» деньги» | Научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка. |
| Чтение сказки «Биржевая муха» | Познакомить детей с потребностей и ограниченными возможностями.
|
Работа с родителями
Консультации и рекомендации для родителей.
Изготовление атрибутов к игре. (изготовление банкнот различным номиналом)
Результаты работы:
Значительно повысился уровень знаний и представлений по вопросам проекта;
Дети приобрели ценный опыт поведения и деятельности в общественных местах;
Получения детьми удовольствия от общения друг с другом;
Заинтересованность детей темой проекта, проявление их познавательной активностью: рассказывают и делятся своими знаниям с другими детьми, с родителями. Считаем, что главный результат, на который и направлена наша работа, - усвоение ребенком.
Повышается компетентность родителей в вопросах семейного воспитания.
Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
Список литературы
1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2019. №4. с.55.
2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
3. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2020 №7. с.8.
4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2020г. – 169 с.
6. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА
7. Интернет-ресурсы.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
автономное учреждение детский сад №22 общеразвивающего вида городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан
Практико-ориентированный проект
«Экологическая тропа в детском саду»
Воспитатель:
Хуснутдинова А.Д.
д/с №22
Нефтекамск - 2020
«Мир, окружающий ребенка, - это,
прежде всего мир природы
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой »
В.А. Сухомлинский
Аннотация:
Проект «Экологическая тропа в детском саду» направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте представлен материал из опыта работы МДОАУ детский сад № 22 города Нефтекамск РБ по реализации задач экологического воспитания через труд в природе, исследовательскую деятельность, пробуждение бережного отношения к природному окружению, расширение кругозора детей.
Предлагаемый материал поможет педагогам ДОО организовать экологическую и опытно-экспериментальную деятельность дошкольников, покажет способы практического взаимодействия детей с окружающей природой.
Вид проекта: долгосрочный, досугово-познавательный, творчески - исследовательский.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели всех возрастных групп, специалисты и родители воспитанников.
Актуальность
Последние десятилетия ознаменовались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения.
Данная работа посвящена экологическому воспитанию детей дошкольного
возраста.
Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении здоровья, полноценного физического, психического и духовного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.
В проекте предлагается творческое решение задачи подготовки малышей к пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе, через организацию в детском саду экологической тропы.
Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников чувство ответственности за судьбу природы – обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, республики, но и всей страны в целом.
Можно ли в наше время переоценить важность и необходимость экологического воспитания? Его основная и конечная цель – вернуть людям нормальное, естественное экологическое чутье. И начинать это воспитание необходимо, безусловно, с самого раннего возраста, с детского сада.
Эффективная работа ДОО по формированию основ экологической культуры детей и родителей требует грамотного подхода в этом направлении со стороны педагогов детского сада. Надо тренировать в детях наблюдательность, сочувствие, сопереживание.
Каждый выход на улицу для ребенка должен оборачиваться увлекательной прогулкой, дающей возможность наблюдать, познавать, запоминать!
Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая развивающую среду экологического направления, в которой ребенок мог бы познать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними.
Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды в детском саду – экологическая тропа, которая позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их.
Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу. Работу на экологической тропе можно построить интересно и содержательно, чтобы решить практически все задачи экологического образования детей дошкольного возраста.
Планирование работы на экологической тропе, возможно, осуществлять с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе.
Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Таким образом, с помощью экологической тропинки можно грамотно использовать земельный участок детского сада в экологическом образовании детей. В идеале эта территория должна быть зоной максимальной экологической безопасности, обеспечивая на современном уровне следующие функции:
- оздоровительную;
- рекреационную ();
- учебно-просветительскую.
Поэтому такая форма работы с детьми, как экскурсии по экологической тропе, наиболее продуктивно решают все поставленные задачи летней работы.
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т. д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.
Цель проекта: обогащать и систематизировать экологические знания детей средствами экологической тропы ДОО.
Задачи проекта:
- разработать и внедрить в практическую деятельность объекты для ознакомления детей с окружающим их миром;
- обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропы;
- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
- формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой природы; -
воспитывать у дошкольников эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающей природы;
- способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания эколого–развивающей среды и проведения экскурсий по объектам экологической тропы;
- повысить экологическое просвещение родителей.
Гипотеза: Экологическая тропа расположена по периметру ДОУ позволит всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы, поэтому такая форма работы с детьми, наиболее продуктивно решит все поставленные задачи.
Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми, посредством создания в ДОО метеоплощадки и экологической тропы.
Практическая значимость проекта: включение родителей и педагогов ДОО в единое образовательное пространство через создание экологической тропы, подготовка объектов исследования (птичий столб, кормушек, создание табличек, приборов для метеоплощадки для наблюдения за изменениями погоды).
Работа по данному проекту ведется и в настоящее время.
Этапы реализации проекта:
1 этап – аналитический
Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы
Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.
3 этап – практическая деятельность (учебный год)
Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.
4 этап – итоговый, диагностический
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
Ожидаемые результаты:
- создание на территории ДОО экологически благоприятной среды;
- повышение уровня знаний по экологии у детей;
- совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;
- сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями;
- интерес к познанию живого;
- умение пользоваться измерительными приборами на метеоплощадке для определения состояния погоды;
- правильное определение состояние объекта, установка необходимых связей;
- умение детей определять погоду;
- составление прогноз погоды, используя для этого специальные приборы: термометры (водный, надпочвенный), анемометр, осадкомер, флюгер, барометр.
Принципы положенные в основу работы:
- принцип краеведения;
- принцип «позитивного центризма»;
- принцип природосообразности;
- принцип научности и доступности понятий;
- принцип «спирали»;
- принцип междисциплинарности и интеграции содержания.
Принцип краеведения (изучение природы родного края) позволяет:
- формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
- создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность, что в значительной степени стимулирует его саморазвитие.
Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его познания. В педагогике этот принцип называется позитивным центризмом, когда в содержание программы отбираются наиболее актуальные для ребенка этого возраста знания.
Причем педагогический процесс будет эффективен и успешен только при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма, т.е. при соблюдении принципа природосообразности.
При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественнонаучные знания оформляются по схеме: «представления–понятия–знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержания.
Кроме того, необходимо, чтобы реализовывался принцип «спирали», когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя естественнонаучные представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования.
Принцип междисциплинарности и интеграции позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе.
Усложнение материала идет от возраста к возрасту по принципу «от простого к сложному». По мере совершенствования знаний и ручных навыков детей усложняется и содержание деятельности по уходу за растениями и животными.
Таким образом, экологическое развитие строится по схеме:
- природа – человеку
(материальная, эстетическая и оздоровительная значимость природы);
- человек – природе
(положительная и отрицательная деятельность человека в природе);
- правила охраны природы; личное участие каждого в природоохранных мероприятиях.
Помимо работы на экологической тропе в ДОО также проводится работа с родителями по экологическому образованию вне детского сада.
Содержание проекта
Экологическая тропа расположена по периметру ДОО, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.
Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки:
• отдельно стоящие различные лиственные деревья и кустарники;
• зеленая аптека;
• огород;
• цветник;
• альпийская горка;
• птичья городок;
- метеоплощадка (летняя лаборатория, птичий столбик, песочные часы, солнечные часы,
- жужжащий, ползающий мир;
- мини зоопарк;
- у пруда;
- деревенское подворье;
- уголок безопасности;
- пасека;
- уголок родного края;
- яблоневый сад;
- тропа здоровья.
Формы и методы работы на экологической тропе:
- экологические беседы;
- экологические экскурсии;
- уроки доброты;
- уроки мышления;
- экологические кружки;
- экологические конкурсы;
- КВН, аукцион, марафон, викторина, «Поле чудес»;
- экологические акции;
- обсуждение и проигрывание ситуаций;
- трудовой десант;
- зелёный патруль;
- клуб исследователей природы;
- лаборатория юного эколога;
- составление экологических карт;
- ведение «Панорамы добрых дел»;
- ведение фенологических календарей природы;
- коллекционирование;
- экологические выставки и экспозиции;
- экологические музеи;
- день (неделя) экологического творчества;
- экологические праздники и фестивали;
- экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем; соревновательные, игры-путешествия и т. д.);
- экологические сказки;
- экологические тренинги;
- инсценировки, театрализации и т. д.
- создание видеофильмов, презентаций, слайд-шоу.
Практическое использование работы «Практико-ориентированный проект «Экологическая тропа в детском саду»» позволит вести работу по формированию у ребят дошкольного возраста чувства ответственности за судьбу природы родного края – маленькой частицы великой России.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №22 ГО город Нефтекамск Республики Башкортостан
ПРОЕКТ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
«МАЛЕНЬКИЕ ЧИСТЮЛИ»
для детей раннего возраста 2–3 лет
Подготовили:
Ганцева Т.В.,
Хуснутдинова А.Д.
г. Нефтекамск
2023г.
СОДЕРЖАНИЕ:
№ | Наименование главы | Страница |
I | Введение | |
II | Актуальность проекта | |
III | Цели, задачи. Ожидаемые результаты проектной деятельности Продукты проекта | |
IV | Аннотация проекта | |
V | Этапы реализации проекта программы | |
VI | План мероприятий | |
VII | Ресурсы | |
VIII | Риски и пути преодоления рисков | |
IX | Критерии оценивания проекта | |
X | Выводы | |
XI | Литература |
I .ВВЕДЕНИЕ
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения, является одним из важных факторов развития и формирование здоровой личности.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых.
Период раннего дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.
Для освоения культурно-гигиенических навыков, привычек и систематизации представлений ребенка о здоровье и здоровом образе жизни, учитывая индивидуальные и возрастные особенности, мы разработали и реализовали познавательно-игровой проект «Маленькие чистюли».
Паспорт проекта:
Тип проекта: познавательно – игровой.
Возрастной диапазон: 2-3года.
Участники проекта: дети раннего возраста, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта: 2 недели (с 12 по 27октября 2023г.)
Возрастная группа: дети раннего возраста (2-3 года).
Проблема: не достаточно развиты у детей культурно - гигиенические навыки.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, заметили, что у вновь пришедших в детский сад из дома ребят, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их полотенцем, нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. Процесс мытья рук занимает существенную часть времени бодрствования, и очень важен для ЗОЖ каждого ребенка, потому важно их развивать. Именно в дошкольном возрасте необходимо воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА.
Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей через использование художественной литературы в разных видах деятельности.
Задачи:
- формировать умение закатывать рукава, правильно пользоваться мылом, аккуратно намыливать и мыть руки (с небольшой помощью взрослого), насухо вытираться полотенцем, правильно называть предметы личной гигиены;
- развивать наблюдательность, активность, игровые умения (отражать в игре процессы умывания, использовать в игре предметы необходимые для сюжета);
- воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными.
Ожидаемые результаты:
-владеют доступными возрасту навыками самообслуживания (дети закатывают самостоятельно рукава перед мытьем рук, правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки; вытираются после умывания полотенцем);
- научатся аккуратно пользоваться водой, узнавать и называть средства личной гигиены;
- рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании;
сопровождая действия текстом.
Методы и формы работы:
- словесный метод (чтение художественной литературы, потешек,
беседа);
- наглядный метод (показ);
- практический метод (дидактические игры)
- игровой метод (физкультминутки, пальчиковые игры)
Продукты проекта:
- Картотека потешек, стихов о предметах личной гигиены;
- «книжки-малышки», сделанные руками родителей, настольные игры;
- стенгазета «Чистота-залог здоровья».
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ Реализация проекта рассчитана на 2 недели: с 12 по 27 октября |
№ п/п | Этапы проекта | Цель | Сроки |
1. | Подготовительный этап | - Разработка содержания проекта; - работа и подбор методической литературы, иллюстраций; - подбор детской художественной литературы для чтения детям. | с 12 по 16 октября |
2. | Основной этап | - Рассматривание с детьми предметных картинок по данной теме; - Беседы с детьми на тему культурно - гигиенические навыки; - Чтение художественной литературы детям; - Игровые ситуации; - Подвижные игры - Музыкальная игра - Использование народного фольклора (потешки, стихи) - Игры с водой | С16 по 27 октября |
3. | Заключительный этап | - Оформление стенгазеты " Чистота – залог здоровья»" - Выставка книжек –малышек, созданные родителями. - Постановка новых задач. |
ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
№ п/п | Направление | Тема мероприятия | Сроки проведения |
1. | «Физическое развитие» | -Подвижная игра «Зайка серый умывается», - пальчиковые игры «Добрая водичка!» и др. -п/игра «Пузырь» | |
2. | «Социально-коммуникативное» | -рассматривание алгоритма «Моем руки правильно», -рассматривание иллюстраций «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…, -стираем разноцветные платочки | |
3. | «Познавательное развитие» | -Знакомство с героем «Мойдодыр», -игра- ситуация «Купание куклы Кати, -игры с водой -рассматривание разных видов мыла-жидкое, твердое, оно пенится в воде. | |
4. | «Речевое развитие» | -Чтение К.Чуковский «Мойдодыр», -чтение А.Барто «Девочка чумазая», -разучивание потешек : «Водичка,водичка, Умой моё личико Чтобы глазки блестели, Чтобы щёчки горели, Чтоб кусался зубок Чтоб смеялся роток» -чтение потешек «Мою ручки», «С гуся вода, с Ванечки вся худоба» | |
5. | «Художественно-эстетическое развитие» | -Рисование «Мыльные пузыри», -музыкальная игра «Где же наши ручки» |
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
№ | Мероприятия | Срок реализации |
1. | Консультация для родителей «Воспитание культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста»; | Октябрь |
2. | Разучивание с детьми потешек дома: «Водичка, водичка», «Ладушки-ладушки, с мылом моем лапушки». | Октябрь |
6. | Сделать книжки- малышки по потешкам | Октябрь |
ВЫВОД:
Детям свойственно стремление подражать взрослым, вести себя так, как ведут себя окружающие их люди. Они легко усваивают не только положительные примеры, но и отрицательные. Поэтому в беседах с родителями следует подчеркивать, что манеру поведения, разговора, вредные привычки дети стараются копировать с них. Поэтому, не только в детском саду, но и дома нужно установить общий порядок выполнения всех действий.
Так как основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни, т. е. освоению основ культуры гигиены. Поэтому формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач воспитания. Для того чтобы она реализовывалась успешно требуются следующие условия: непрерывность воспитательного процесса, единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе воспитания и закрепления, полученных в детском саду КГН.
Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ.
Данный проект может быть не только краткосрочным, но и долгосрочным. Его можно расширить, добавить задачи, поставить новые цели, возможна смена совместной деятельности взрослых и детей.
Таким образом, проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который будет востребован, так как он как никакой другой поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить новые умения и знания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи». 1986 г. Источник: В.В. Гербова 1986г. Стр.43
2. Л.Н.Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром». 1987 г.
3. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В.
Гербовой, Т.С. Комаровой. - 6-е изд., испр. и доп. - М., 2011.
4. Книга для чтения в детском саду и дома: 2- 4 года: Пособие для воспитателей детского сада
и родителей / Сост. В. В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2011г
ПРИЛОЖЕНИЕ
потешки
Водичка, водичка
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
****
Добрая водичка! Помоги немножко:
Вымой у ребяток грязные ладошки!
Ты, кусочек мыла, мыль нас, не жалея,
Станут наши ручки чище и белее!
****
Полотенчиком пушистым
Вытрем руки очень быстро.
****
Добрая водичка! Помоги немножко:
Вымой у ребяток грязные ладошки!
Ты, кусочек мыла, мыль нас, не жалея,
Станут наши ручки чище и белее!
****
В руки мыло мы возьмём.
И водичку мы польём.
Моем руки быстро, быстро.
Моем руки чисто, чисто,
А потом лицо умыли,
Глазки тоже мы промыли.
На себя полюбовались.
****
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
ИГРА "МЫЛЬНЫЕ ПЕРЧАТКИ"
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из
потешек:
Например:
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова
(взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!
В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- Формирование культурно-гигиенических навыков у детей через использование художественной литературы в разных видах деятельности.
. Задачи: формировать умение закатывать рукава, правильно пользоваться мылом, аккуратно намыливать и мыть руки (с небольшой помощью взрослого), насухо вытираться полотенцем, правильно называть предметы личной гигиены; развивать наблюдательность, активность, игровые умения (отражать в игре процессы умывания, использовать в игре предметы необходимые для сюжета); воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными .
Детский сад-это наше счастливое детство!
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков « М аленькие чистюли» (для детей раннего возраста 2-3 лет) Воспитатели: Ганцева Татьяна Васильевна Хуснутдинова Айсылу Дикафовна .