Урок внеклассного чтения «Осенняя поэзия».
Урок внеклассного чтения «Осенняя поэзия».
Цель урока:
- Формировать умения правильно называть произведения, автора, жанр;
- Познакомить учащихся с произведениями разных авторов об осени;
- Учить анализировать текст, обобщать, сравнивать, делать выводы;
- Способствовать развитию речи и творческого мышления;
- Воспитывать любовь к литературе, прививать любовь к природе.
Оборудование: выставка детских рисунков об осени, выставка книг с произведениями об осени.
Раздаточный материал: карточки с заданиями для групповой работы.
Наглядность: фамилии писателей, акростих к слову «Урок»,
презентация «Золотая осень».
Тип урока: комбинированный, тематический. Урок проверки ранее усвоенного материала и усвоение новых знаний.
Форма урока: урок – калейдоскоп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osennyaya_poeziya.odt | 13.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения «Осенняя поэзия».
Цель урока:
- Формировать умения правильно называть произведения, автора, жанр;
- Познакомить учащихся с произведениями разных авторов об осени;
- Учить анализировать текст, обобщать, сравнивать, делать выводы;
- Способствовать развитию речи и творческого мышления;
- Воспитывать любовь к литературе, прививать любовь к природе.
Оборудование: выставка детских рисунков об осени, выставка книг с произведениями об осени.
Раздаточный материал: карточки с заданиями для групповой работы.
Наглядность: фамилии писателей, акростих к слову «Урок»,
презентация «Золотая осень».
Тип урока: комбинированный, тематический. Урок проверки ранее усвоенного материала и усвоение новых знаний.
Форма урока: урок – калейдоскоп.
Ход урока:
I.Организационный момент. Психологический настрой.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
- Сегодня, ребята, мы проводим с вами урок внеклассного чтения.
- Подберите к каждой букве слова «Урок» слова, рассказывающие какими мы будем на уроке.
У: умными, успешными, усидчивыми, усердными
Р: рассудительными, радостными, решительными
О: организованными, образованными, общительными, обаятельными
К: культурными, красноречивыми, креативными.
Я желаю, чтоб урок
Вам пошёл ребята впрок.
Чтоб Вы новое узнали,
Всем об этом рассказали,
Впечатленья получили,
Знания крепко закрепили.
- Проведем наш урок в форме калейдоскопа. Объясните, как вы понимаете значение этого слова. Калейдоскоп это детская игрушка в виде трубки с зеркальными пластинками и осколками разноцветного стекла, в которой можно наблюдать сменяющиеся симметричные цветовые узоры. В переносном смысле – это быстрая смена лиц,событий.
- В течение урока мы, выполняя задания, будем из отдельных фрагментов собирать необычайной красоты картину.
II.Активизация. Мотивация учебной деятельности.
-Какую тему на протяжении нескольких уроков мы с вами изучали? Послушайте загадку и скажите, о чем пойдет речь на нашем уроке внеклассного чтения?
Солнцу теплому не верьте -
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами. (Осень)
- Назовите осенние приметы.
- Послушайте стихотворение и дополните свои ответы
Осень – это тучи,
Лужи и дожди.
Слякоть, непогода.
Ждёт зимы природа,
И тепла от солнышка
Ты уже не жди.
Осень – это листьев
Чудо – разноцветье,
Нити паутинок,
Хризантем цветенье.
Осень – это птицы
К югу полетели,
Это листопада
Плавное круженье.
Осень с урожаем
Овощей и фруктов,
С тёплою одеждой,
С крышей из зонтов,
С вянущей травою,
Спячкою медведя,
С множеством запасов
Средь густых лесов.
- О каких еще приметах осени говорится в этом стихотворении? (ответы детей)
III.Сообщение темы и целей урока
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с осенью, ее особенностями и красотой через чтение, музыку и изобразительное искусство.
IV.Работа по теме урока
1.Работа в группах
* Подберите эпитеты-образные выражения к слову «Осень». Осень (какая?) золотая, поздняя, дождливая, грустная, унылая, красивая, урожайная, чудесная, красная, грибная, ароматная.
* Составьте четверостишие об осени из слов: осень, подарки, яблоки, груши, добрая, любим кушать
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла.
Яблоки и груши
Очень любим кушать.
- Молодцы! Каждой группе удалось раскрыть картинку в нашем калейдоскопе.
2.Работа с выставкой книг.
- Посмотрите на нашу книжную выставку. Как вы думаете, о каком времени года мы можем в них прочитать? (Об осени.)
- А как вы это поняли?
- Посмотрите внимательно, нет ли на выставке лишних книг?
- Как вы поняли, что лишняя именно эта книга? ( Не соответствует обложка и название книги.)
- Как можно назвать эту выставку? (Осень.)
3.Презентация подготовленных к уроку произведений
Осень вдохновляет поэтов, писателей на творчество. Давайте послушаем произведения русских поэтов об осени, которые вы подготовили к уроку и устроим листопад, прикрепив к доске осенние листочки, где указаны произведение и автор.
Дети по группам выходят к доске, прикрепляют листочки. Читает стихотворение один представитель от группы.
Первая группа – Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной»
- Понравилось вам стихотворение?
- Объясните выражения «день хрустальный», «лучезарны вечера»
Вторая группа – А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!»
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
- Объясните выражение «прощальная краса»
Третья группа – А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
- Какие картины вы себе представляли?
- С каким чувством автор описывает осень?
Четвертая группа – М.Лермонтов «Осень»
- Похоже это стихотворение на предыдущие? Чем?
Пятая группа – С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»
- Какие картины вы представляли, слушая это стихотворение?
- Благодаря вашим выступлениям, мы раскрыли еще несколько фрагментов в нашем калейдоскопе.
Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо…»
4.Соотнесение репродукций картин с прочитанными стихотворениями
Осенняя природа вдохновляла и художников. Богатством своих красок осень привлекла к себе внимание такого художника как Исаак Ильич Левитан. Осень была его любимейшим временем года и он посвятил ей более 100 картин. Одна из самых известных его работ «Золотая осень». (слайд 1)
- Какими красками художник изобразил осень? (тусклыми, хмурыми)
- Какая пора осени здесь изображена? (Поздняя осень, так как небо хмурое, деревья голые)
-Какие стихотворные строки можно отнести к этой репродукции? (Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. С.Есенин)
(Слайд 2) Репродукция картины Василия Поленова «Золотая осень»
-Какими красками художник изобразил осень? (Яркими, светлыми)
-Какую пору осени изобразил художник? Почему? (Ранняя осень, так как трава ещё зелёная, мало пожелтевших листьев)
-Какие из строк, прочитанных нами на уроке стихов, подходят к этой картине?(А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало»)
- Зачитайте строки, которые это подтверждают. (Дети зачитывают строки из стихов)
(Слайд 3) Илья Семенович Остроухов «Золотая осень»
- Какие краски использовал художник, работая над картиной?
- Какие строки из стихов, вам вспоминаются, глядя на эту картину?
(Слад 4) Николай Петрович Крылов «Осень»
- Какие краски взял художник для изображения осени? (Светлые, яркие)
- Какая пора осени здесь изображена? Почему? (переход от ранней поры в среднюю, так как трава ещё зелёная, небо светлое, но деревья жёлтые)
- Какое стихотворение можно отнести к этой репродукции? (Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»)
(Слайд 5) Константин Васильев «Осень»
- Какая пора осень изображена на этой картине?
- Какое стихотворение можно отнести к этой репродукции? (А.С. Пушкин «Унылая пора…»)
V. Подведение итогов урока.
- О чем мы говорили на уроке?
- Какое произведение вам понравилось больше всего?
- Сегодня мы увидели осень глазами людей искусства. Осень никогда не повторяется. Каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. Надо только суметь увидеть это неведомое