«Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создании»
Урок литературы 8 класс
«Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создании»
Подготовила:
учитель русского языка и
литературы Дзюба Т.В.
Цели: развивать навыки анализа текста, характеристики героев; выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; дать первоначальное понятие о романтизме, романтическом герое, романтическом конфликте.
Методические приемы: работа по составлению цитатного плана; лекция учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя, словарная работа, работа в группах.
Оборудование: репродукции картин И. Айвазовского, О. Кипренского; фрагменты произведений композиторов-романтиков; иллюстрации к поэме.
Эпиграф:
«… что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!»
(В. Г. Белинский)
Ход урока
I.Проверка домашнего задания
1.Индивидуальные задания – показ электронных презентаций на предложенные ранее темы:
« Эпоха, в которую жил Лермонтов»
« Важнейшие факты из жизни поэта»
2.Анализ презентаций
- Сколько лет прожил Лермонтов?
- В какую эпоху он жил?
- Чем характеризовалась она в политическом отношении?
- На каких «трёх китах» основывалось управление страной в эту эпоху?
- Каково было положение в это время передовых людей России?
- Какие важнейшие факты жизни поэта вам известны?
3.Вывод
Поэт жил и творил в один из мрачных периодов русской истории – в 30 – 40 годах 19 века. Во главе государства стоял царь Николай 1.Этого царя Лев Толстой называл « Николаем Палкиным». Главной своей задачей царь поставил борьбу с революционными идеями века как внутри страны, так и во всём мире. Напуганный восстанием декабристов, он считал организацию полицейского надзора в стране важным государственным делом. Беспощадно расправившись с дворянскими революционерами – декабристами, которые хотели уничтожить крепостное право и свергнуть самодержавие, он сделал главными своими помощниками: шефа жандармов графа Бенкендорфа, который всю жизнь преследовал Пушкина, генерала Дубельта – начальника секретной царской полиции, графа Уварова – министра просвещения, ненавидевшего русскую литературу и однажды в порыве злобы воскликнувшего: « Хочу, наконец, чтобы русская литература прекратила своё существование, тогда я, по крайней мере, буду спать спокойно»; князя Голицына, бывшего при Александре 1 обер – прокурором Святейшего Синода.
Управление страной держалось на трёх основаниях, сформулированных графом Уваровым:
- православие – духовное порабощение народа при помощи религии;
- самодержавие – политическое порабощение народа царской властью с помощью солдатских штыков и жандармов;
- народность – преданность крестьян царю и помещикам, беспрекословное смирение и покорность, составлявшие якобы « исконные» качества русского народа.
Положение передовых, свободомыслящих людей и особенно литераторов было крайне тяжёлое. Нельзя было ни свободно мыслить, ни свободно говорить, ни свободно писать. По выражению Герцена, жизнь была похожа « на мучение с платком во рту».А над литературой свирепствовал такой цензурный устав, который сами современники провали « чугунным».
Несмотря на это, в 30 – 40 годы выступают такие замечательные борцы за народное дело, как Белинский, Герцен, Огарёв и продолжатель Пушкина, великий поэт М. Ю. Лермонтов.
3.Работа над композицией поэмы
- В каком году написана поэма?
- Какова тема поэмы?
Изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен. Выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь, при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.
- Какова композиция поэмы?
Главная часть поэмы – исповедь Мцыри; она предваряется большим вступлением. В котором даётся описание развалин грузинского монастыря, история заточения « ребёнка пленного» в монастырь, его исчезновение из него и новое водворение Мцыри, больного, полумёртвого. В монастырскую обитель.
- Какова причина бегства героя из монастыря?
Мечты о вольной, бурной жизни и тоска по родине.
- Сколько дней на воле провёл Мцыри?
- Как прошёл первый день героя на воле?
В первый день на воле Мцыри наслаждается красотой природы и отдаётся смутным воспоминаниям об отцовском доме и родных.
- Второй день?
Во второй день Мцыри пробуждается на краю пропасти. Вокруг него «цвёл божий сад».
Он пережил взволновавшую его встречу с молодой грузинкой; ночью, блуждая в лесу, встретился с барсом. Из смертельного боя герой вышел победителем, но был сильно истерзан могучим зверем.
- Третий день?
В бессознательном состоянии герой водворён в монастырь. « Мир божий спал в оцепенении глухом». Предсмертный бред изображён поэтом в « Песне рыбки».
- О чём говорится в завещании Мцыри?
Мцыри завещал себя похоронить в саду, где цвели «акаций белых два куста»:
Оттуда виден и Кавказ:
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлёт.
- Был ли счастлив Мцыри на воле?
« И жизнь моя без этих трёх блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости моей».
4.Рассказ учащихся о характере и мечтах юноши-послушника «Душой дитя, судьбой монах».
5. Чтение составленного по желанию дома цитатного плана.
Примерный цитатный план:
1) «Немного лет тому назад… /Был монастырь…»
2) «Однажды русский генерал /Из гор к Тифлису проезжал; Ребенка пленного он вез…»
3) «Но после к плену он привык…»
4) «Как вдруг однажды он исчез…»
5) «Его в степи без чувств нашли…»
6) «И близок стал его конец…»
7) «Таких две жизни за одну, / Но только полную тревог, / Я променял бы, если б мог…»
8) «И я, как жил, в земле чужой /Умру рабом и сиротой»
9) «И стало в памяти моей / Прошедшее ясней, ясней…»
10) «И вспомнил я отцовский дом…»
11) «Я сам, как зверь, был чужд людей /И полз и прятался, как змей».
12) «Кругом меня цвел Божий сад…»
13) «Грузинка узкою тропой /Сходила к берегу».
14) «Пустыни вечный гость - / Могучий барс».
15) «Бой закипел, смертельный бой!»
16) «…понять /Не мог я долго, что опять / Вернулся я к тюрьме моей…»
17) «Меня томил / Предсмертный бред».
18) «Так я найден и поднят был…»
19) «Прощай, отец … дай руку мне…»
20) «Оттуда виден и Кавказ!»
II. Закрепление изученного материала
- Слово учителя
Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, «служение Богу», выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. Принявший монашеский обет оказывался навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение к жизни запрещалось.
Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало навсегда отказаться от родины и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»). Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь; он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов в его поведении, и личность пленника-горца вырисовывается отчетливо. Он вынослив («Без жалоб он // Томился, даже слабый стон // Из детских губ не вылетал…»), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы не детские чувства одиночества ни тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о могучем духе, унаследованном от отцов.
- Работа над образом Мцыри
- Внимание читателей привлекает необычность названия поэмы. «Мцыри» в переводе с грузинского – неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак.
- Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя? (Обсуждение).
Мцыри – «естественный человек», живущий не по надуманным законам государства, подавляющим свободу человека, а по естественным законам природы, позволяющим человеку раскрыться, реализовать свои стремления. Но герой вынужден жить в неволе, в стенах чуждого ему монастыря.
- В основе сюжета – реальный факт. Путешествуя по Кавказу, поэт встретился со старым одиноким монахом. Разговорившись, он узнал от него историю его трагической жизни. Монах был родом горец. Ребёнком он был взят в плен генералом Ермоловым во время его военной экспедиции на Кавказ. Генерал вёз его с собой, но мальчик заболел в пути и был оставлен в монастыре. Здесь он и вырос, но привыкнуть к монастырской жизни не мог. Не раз он делал попытки бежать в горы. Одна из таких попыток вызвала в нём тяжёлую и продолжительную болезнь, после которой он смирился и навсегда остался в монастыре. Лермонтов изменил концовку рассказа о судьбе монаха.
- Почему Лермонтов изменил концовку истории?
- Почему читателю остается неизвестным имя героя?
- Только ли в монастыре Мцыри чувствовал себя чужаком?
- Как можно объяснить его слова:
- «И смутно понял я тогда,
Что мне на родину следа не проложить уж никогда»?
- Как эти слова объясняет автор?
- Какова была цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным?
- Подберите цитаты для ответа на вопросы.
Цитаты:
а) ...Мою пылающую грудь // Прижать с тоской к груди другой, //Хоть незнакомой, но родной.
б) Давным-давно задумал я // Взглянуть на дальние поля, // Узнать, прекрасна ли земля, // Узнать, для воли иль тюрьмы // На этот свет родимся мы.
в) Я мало жил, и жил в плену. // Таких две жизни за одну, // Но только полную тревог, //Я променял бы, если б мог.
г) ...Я цель одну - //Пройти в родимую страну - // Имел в душе.
Представления о свободе связано у Мцыри с мечтой возвращения на родину. Быть свободным - значит, для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать «из семьи чужой». Живя в монастыре, юноша, переставал видеть «живые сны»:
Про милых ближних и родных,
Про волю дикую степей,
Про легких, бешеных коней,
Про битвы чудные меж скал...
(В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».)
- Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?
- Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?
Характер Мцыри раскрывается и через картины, привлекающие его, и через чувство, с каким он говорит о них. Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующее с монотонностью монастырского существования. В пристальном внимании к окружающему миру ощущается любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.
- Почему погиб Мцыри?
Лермонтов показал борьбу героя со средой и его гибель в неравной борьбе. Мцыри погиб физически сломленным, но духовно непобеждённым, с неудовлетворённой тоской по идеалу.
- Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? Зачем живет человек не земле?
Мцыри увидел природу в ее многообразии, испытал радость общения с ней. Да, мир, прекрасен! — таков смысл рассказа Мцыри об увиденном. Его монолог — гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живёт: человек рожден для воли, а не для тюрьмы.
III. Изучение нового материала
1. Сообщения учащихся по теме « Романтизм»
Романтизм - художественное направление в литературе, выражающее идею разлада мечты, идеала и действительности.
В русской литературе романтизм получил признание после Отечественной войны 1812 года.
В 20-30-е годы XIX века само слово «романтизм» будоражило умы людей, делало одних непримиримыми врагами, других - друзьями и соратниками на всю жизнь. Критик Белинский так описал литературную ситуацию того времени: «Классицизм и романтизм - вот два слова, коими огласился Пушкинский период нашей словесности; вот два слова... с коими мы засыпали и просыпались, за кои дрались насмерть, о коих спорили до слез и в классах, и в гостиных, и на площадях, и на улицах!»
Романтиками зачастую называли последователей Карамзина, утверждавших, что самое ценное - это человеческая личность, и создавших героев сильных, смелых, активных, благородных, воодушевленных одной великой целью, готовых на любые жертвы ради ее осуществления.
Мир, в котором живут романтические герои, далек от серых будней. Это экзотические страны, славное прошлое, реальное или созданное народной фантазией. Под стать и пейзаж: море, горы - символы величия, свободы, непокорности.
Писатели-романтики старались быть необычными во всем: в выборе героев, ярких, незаурядных, в построении сюжета, как правило, запутанного, окутанного дымкой таинственности, в языке и стиле своих произведений. Их волновала судьба Отечества, интересовал фольклор, памятники литературы (в конце XVIII века было найдено «Слово о полку Игореве»), история родины. Романтизм расцвел и в других видах искусства: в музыке (В. Верстовский, Л. Рубинштейн), в живописи (О. Кипренский, И. Айвазовский).
Появившись, романтизм уже никогда не сходил с литературной сцены, то затихая, то вновь громко заявляя о себе.
2. Способы создания образа Мцыри
Особенности «Мцыри» как романтической поэмы
- Где происходит действие поэмы?
На Кавказе, среди вольной и мощной Кавказской природы, родственной душе героя. Но герой томится в монастыре. Так создается контраст, обозначается конфликт.
- Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведении?
Природа родственна герою, и зов свободы оказывается непреодолимым: песню о любви ему поет рыбка, «как брат», он готов обняться с бурей, «как зверь», он чужд людей. И напротив, природа враждебна и чужда монахам монастыря: Мцыри убегает в час ночной, ужасный час, // Когда гроза пугала вас, //Когда, столпясь, при алтаре,//Вы ниц лежали на земле».
- Сюжет поэмы кажется привычным для романтических произведений - герой, искатель свободы, бежит из мира неволи. Мы встретимся с такой ситуацией в «Кавказском пленнике» и «Цыганах» А.С. Пушкина. Но в поэме Лермонтова есть поворот, кардинально изменяющий традиционную ситуацию. Пленник и Алеко рвут связи со своим привычным окружением и уходят в чужой, экзотический мир вольности (на Кавказ, к цыганам), Мцыри же бежит из чужого, насильственного навязанного ему мира в мир родной, естественный.
- Почему поэт, по-вашему, изменяет традиционную ситуацию?
Лермонтов воплотил в Мцыри страстную мечту о гордом, свободном и сильном человеке, противостоящем «постыдно-равнодушным» современникам, для которого «свобода» и «родина» означают одно и то же. Человек должен сам выбрать свой путь - таково кредо поэта.
Роль пейзажа
Пейзаж в поэме играет существенную роль: он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри.
- Перечитайте описание утра из 11 главы. Что особенного вы отметите? Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?
Читаем текст от слов «Кругом меня цвел божий сад...» до слов «Я в нем глазами и душой. // Тонул...»
Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекателен тем, что это для Мцыри первое утро на воле. С этого утра начинается для него познание мира, и романтически настроенный юноша населяет ее фантастическими незримыми существами, знающими тайны «неба и земли». В синеве и чистоте небес герой готов видеть «ангела полета». Поэтически возвышенная душа и стремление к свободе позволяют Мцыри сравнить вольную жизнь, дикую природу с раем. Перед смертью это сравнение приобретает еще более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов грядущие после смерти «рай и вечность» променять на осуществление своей мечты, на «несколько минут // Между крутых и темных скал».
- Перечитайте отрывок из 6-й главы поэмы «Мцыри». Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж. (Читаем 6-ю главу.)
Это романтический пейзаж: каждая его деталь необыкновенна, этична, принадлежит не только реальности («пышные поля...холмы... груды темных скал»), но и области мечты, фантазии, божественному («горные хребты, причудливые, как мечты», «курилися, как алтари»; «сквозь туман, // В снегах, горящих, как алмаз, // Седой, незыблемый Кавказ...», «тайный голос».
Анализ художественных приемов
Язык поэмы находится в полном соответствии с её содержанием и характером героя. Белинский писал: «Этот четырёхстопный ямб с одними мужскими окончаниями…звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимой силой могучей натуры и трагическим положение героя поэмы».
1. Обсуждение вопроса
- Какие художественные средства использовал М.Ю. Лермонтов в описании пейзажа?
Развёрнутые метафоры при описании картин природы:
Кругом меня цвёл божий сад.
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слёз.
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерёв
Прозрачной зеленью листов;
И гроздья полные на них.
Серёг подобье дорогих
Висели пышно. И порой
К ним птиц летел пугливый рой.
Метафоричные эпитеты: серебристый голосок, сладостная луна, золотой песок, сонные цветы, пышные поля, свежею толпой, объятья каменные, тайный ночлег, сладкая тоска, священные слова, могучий дух, блаженные дни, ужасный час.
Метафоры:
Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской;
Я грыз сырую грудь земли;
Мир божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжёлым сном;
И солнце сквозь хрусталь луны сияло сладостней луны;
Но что ж? – Едва взошла заря, палящий луч её обжёг в тюрьме воспитанный цветок;
венцом дерев, груды скал;
олицетворения - думы скал, седой наказ;
сравнения - деревья, как братья в пляске круговой,
в снегах, горящих, как алмаз;
горные хребты, причудливые, как мечты; курилися, как алтари, их выси;
облака, как будто белый караван залетных птиц.
Зрительные впечатления, возникающие у читателя благодаря этим художественным средствам, усиливаются звуковыми. Аллитерация на шипящие передаёт шум леса (пышные, разросшихся, шумящих, свежею). Раскатистые «р» подчеркивают мощь скал и грохот перекатывающихся и падающих камней (груды, горные хребты, курилися, как алтари). Мягкие сонорные «л» обозначают легкость и нежность мечтаний (залетных, дальних, вдали, легко).
2. Работа в группах
Задание: найти примеры использования художественных средств и
объяснить их роль в создании образа героя.
Примечание: можно закрепить за каждой группой поиск одного из художественных
средств или проанализировать с этой точки зрения главы поэмы.
Примеры:
Эпитеты: «Но юность вольная сильна, // И смерть, казалось, не страшна!»
Гиперболы: «О, я как брат // Обняться с бурей был бы рад! // Глазами тучи я следил, // Рукою молнию ловил...».
Метафоры, олицетворения: «Я эту страсть во тьме ночи вскормил слезами и тоской», «Я грыз сырую грудь земли...»
Сравнения: «Я сам, как зверь, был чужд людей // И полз и: прятался, как змей». И т. д.
Богатство изобразительных и выразительных средств тесно связано с богатством внутреннего мира героя. « Можно сказать без преувеличения, - писал Белинский,- что Лермонтов брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов. Гул у ветров – что вся природа сама несла и подавала ему материалы. Когда он писал эту поэму».
3.Анализ эпизодов
Задание группам - проанализировать эпизоды:
а) Бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край.
б) Встреча с грузинкой.
в) Бой с барсом.
IV. Итог урока
Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить. Бегство из монастыря во время грозы дало наслаждение ощутить дружбу «меж бурным сердцем и грозой»; общение с природой принесло радость (ему «было! весело вздохнуть ... ночную свежесть тех лесов»); в битве с барсом он познал счастье борьбы и восторг победы; встреча с грузинкой вызвала «сладкую тоску». Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом - жизнь!.. «Что делал я на воле? // Жил».
- Что значит жить для героя?
Находиться в постоянном поиске, тревоге, бороться и побеждать и главное - испытывать блаженство «вольности святой». В этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри. Только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.
- Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?
На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. И если в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья.
Прожив три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрывается в битве с барсом «Пламенная страсть» Мцыри - любовь к родине – делает его целеустремленным и твердым. Он отказывается от возможного счастья любви, превозмогает страдания, голод, в отчаянном порыве пытается пробиться через лес ради цели - «пройти в родимую страну».
Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.
Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но и в отчаянном порыве Мцыри предстает не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергающим жалость и сострадание.
- Почему Мцыри бежал во время грозы без всякой подготовки?
- Почему Мцыри не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым он стремился всю жизнь?
- Почему Мцыри сразился с барсом, ведь он мог свободно уйти, пока барс его не почуял?
- Почему погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаянием и безнадежности?
Истоки трагедии Мцыри - в условиях, которые с детства окружали героя. Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его связи с людьми, практического опыта, знания жизни, наложили на него свою печать, сделав «цветком темничным», и обусловили гибель героя. Его последнее желание – быть похороненным вне монастырских стен, еще раз ощутить красоту мира, увидеть родной Кавказ. Это нельзя назвать примирением с судьбой и поражением героя. Такое поражение в то же время и есть победа: жизнь обрекла Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром. Поэтому гибель его при всей трагичности вызывает у читателя гордость за Мцыри и ненависть к условиям, лишающим его счастья.
- Какое значение имела поэма в эпоху М. Ю. Лермонтова?
Вся поэма представляет страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает не мириться с рабскими условиями существования, отрывающими человека от природы. От родного народа. От родины и обрекающими его на прозябание, на пассивное отношение к жизни. Чувства и переживания Мцыри – это чувства и переживания самого Лермонтова и его передовых современников.
V. Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мцыри».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_glavnogo_geroya_poemy_mtsyri_i_sredstva_ego_sozdanii.docx | 31.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы 8 класс
«Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создании»
Подготовила:
учитель русского языка и
литературы Дзюба Т.В.
Цели: развивать навыки анализа текста, характеристики героев; выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; дать первоначальное понятие о романтизме, романтическом герое, романтическом конфликте.
Методические приемы: работа по составлению цитатного плана; лекция учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя, словарная работа, работа в группах.
Оборудование: репродукции картин И. Айвазовского, О. Кипренского; фрагменты произведений композиторов-романтиков; иллюстрации к поэме.
Эпиграф:
«… что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!»
(В. Г. Белинский)
Ход урока
I.Проверка домашнего задания
1.Индивидуальные задания – показ электронных презентаций на предложенные ранее темы:
« Эпоха, в которую жил Лермонтов»
« Важнейшие факты из жизни поэта»
2.Анализ презентаций
- Сколько лет прожил Лермонтов?
- В какую эпоху он жил?
- Чем характеризовалась она в политическом отношении?
- На каких «трёх китах» основывалось управление страной в эту эпоху?
- Каково было положение в это время передовых людей России?
- Какие важнейшие факты жизни поэта вам известны?
3.Вывод
Поэт жил и творил в один из мрачных периодов русской истории – в 30 – 40 годах 19 века. Во главе государства стоял царь Николай 1.Этого царя Лев Толстой называл « Николаем Палкиным». Главной своей задачей царь поставил борьбу с революционными идеями века как внутри страны, так и во всём мире. Напуганный восстанием декабристов, он считал организацию полицейского надзора в стране важным государственным делом. Беспощадно расправившись с дворянскими революционерами – декабристами, которые хотели уничтожить крепостное право и свергнуть самодержавие, он сделал главными своими помощниками: шефа жандармов графа Бенкендорфа, который всю жизнь преследовал Пушкина, генерала Дубельта – начальника секретной царской полиции, графа Уварова – министра просвещения, ненавидевшего русскую литературу и однажды в порыве злобы воскликнувшего: « Хочу, наконец, чтобы русская литература прекратила своё существование, тогда я, по крайней мере, буду спать спокойно»; князя Голицына, бывшего при Александре 1 обер – прокурором Святейшего Синода.
Управление страной держалось на трёх основаниях, сформулированных графом Уваровым:
- православие – духовное порабощение народа при помощи религии;
- самодержавие – политическое порабощение народа царской властью с помощью солдатских штыков и жандармов;
- народность – преданность крестьян царю и помещикам, беспрекословное смирение и покорность, составлявшие якобы « исконные» качества русского народа.
Положение передовых, свободомыслящих людей и особенно литераторов было крайне тяжёлое. Нельзя было ни свободно мыслить, ни свободно говорить, ни свободно писать. По выражению Герцена, жизнь была похожа « на мучение с платком во рту».А над литературой свирепствовал такой цензурный устав, который сами современники провали « чугунным».
Несмотря на это, в 30 – 40 годы выступают такие замечательные борцы за народное дело, как Белинский, Герцен, Огарёв и продолжатель Пушкина, великий поэт М. Ю. Лермонтов.
3.Работа над композицией поэмы
- В каком году написана поэма?
- Какова тема поэмы?
Изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен. Выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь, при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.
- Какова композиция поэмы?
Главная часть поэмы – исповедь Мцыри; она предваряется большим вступлением. В котором даётся описание развалин грузинского монастыря, история заточения « ребёнка пленного» в монастырь, его исчезновение из него и новое водворение Мцыри, больного, полумёртвого. В монастырскую обитель.
- Какова причина бегства героя из монастыря?
Мечты о вольной, бурной жизни и тоска по родине.
- Сколько дней на воле провёл Мцыри?
- Как прошёл первый день героя на воле?
В первый день на воле Мцыри наслаждается красотой природы и отдаётся смутным воспоминаниям об отцовском доме и родных.
- Второй день?
Во второй день Мцыри пробуждается на краю пропасти. Вокруг него «цвёл божий сад».
Он пережил взволновавшую его встречу с молодой грузинкой; ночью, блуждая в лесу, встретился с барсом. Из смертельного боя герой вышел победителем, но был сильно истерзан могучим зверем.
- Третий день?
В бессознательном состоянии герой водворён в монастырь. « Мир божий спал в оцепенении глухом». Предсмертный бред изображён поэтом в « Песне рыбки».
- О чём говорится в завещании Мцыри?
Мцыри завещал себя похоронить в саду, где цвели «акаций белых два куста»:
Оттуда виден и Кавказ:
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлёт.
- Был ли счастлив Мцыри на воле?
« И жизнь моя без этих трёх блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости моей».
4.Рассказ учащихся о характере и мечтах юноши-послушника «Душой дитя, судьбой монах».
5. Чтение составленного по желанию дома цитатного плана.
Примерный цитатный план:
1) «Немного лет тому назад… /Был монастырь…»
2) «Однажды русский генерал /Из гор к Тифлису проезжал; Ребенка пленного он вез…»
3) «Но после к плену он привык…»
4) «Как вдруг однажды он исчез…»
5) «Его в степи без чувств нашли…»
6) «И близок стал его конец…»
7) «Таких две жизни за одну, / Но только полную тревог, / Я променял бы, если б мог…»
8) «И я, как жил, в земле чужой /Умру рабом и сиротой»
9) «И стало в памяти моей / Прошедшее ясней, ясней…»
10) «И вспомнил я отцовский дом…»
11) «Я сам, как зверь, был чужд людей /И полз и прятался, как змей».
12) «Кругом меня цвел Божий сад…»
13) «Грузинка узкою тропой /Сходила к берегу».
14) «Пустыни вечный гость - / Могучий барс».
15) «Бой закипел, смертельный бой!»
16) «…понять /Не мог я долго, что опять / Вернулся я к тюрьме моей…»
17) «Меня томил / Предсмертный бред».
18) «Так я найден и поднят был…»
19) «Прощай, отец … дай руку мне…»
20) «Оттуда виден и Кавказ!»
II. Закрепление изученного материала
- Слово учителя
Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, «служение Богу», выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. Принявший монашеский обет оказывался навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение к жизни запрещалось.
Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало навсегда отказаться от родины и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»). Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь; он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов в его поведении, и личность пленника-горца вырисовывается отчетливо. Он вынослив («Без жалоб он // Томился, даже слабый стон // Из детских губ не вылетал…»), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы не детские чувства одиночества ни тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о могучем духе, унаследованном от отцов.
- Работа над образом Мцыри
- Внимание читателей привлекает необычность названия поэмы. «Мцыри» в переводе с грузинского – неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак.
- Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя? (Обсуждение).
Мцыри – «естественный человек», живущий не по надуманным законам государства, подавляющим свободу человека, а по естественным законам природы, позволяющим человеку раскрыться, реализовать свои стремления. Но герой вынужден жить в неволе, в стенах чуждого ему монастыря.
- В основе сюжета – реальный факт. Путешествуя по Кавказу, поэт встретился со старым одиноким монахом. Разговорившись, он узнал от него историю его трагической жизни. Монах был родом горец. Ребёнком он был взят в плен генералом Ермоловым во время его военной экспедиции на Кавказ. Генерал вёз его с собой, но мальчик заболел в пути и был оставлен в монастыре. Здесь он и вырос, но привыкнуть к монастырской жизни не мог. Не раз он делал попытки бежать в горы. Одна из таких попыток вызвала в нём тяжёлую и продолжительную болезнь, после которой он смирился и навсегда остался в монастыре. Лермонтов изменил концовку рассказа о судьбе монаха.
- Почему Лермонтов изменил концовку истории?
- Почему читателю остается неизвестным имя героя?
- Только ли в монастыре Мцыри чувствовал себя чужаком?
- Как можно объяснить его слова:
- «И смутно понял я тогда,
Что мне на родину следа не проложить уж никогда»?
- Как эти слова объясняет автор?
- Какова была цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным?
- Подберите цитаты для ответа на вопросы.
Цитаты:
а) ...Мою пылающую грудь // Прижать с тоской к груди другой, //Хоть незнакомой, но родной.
б) Давным-давно задумал я // Взглянуть на дальние поля, // Узнать, прекрасна ли земля, // Узнать, для воли иль тюрьмы // На этот свет родимся мы.
в) Я мало жил, и жил в плену. // Таких две жизни за одну, // Но только полную тревог, //Я променял бы, если б мог.
г) ...Я цель одну - //Пройти в родимую страну - // Имел в душе.
Представления о свободе связано у Мцыри с мечтой возвращения на родину. Быть свободным - значит, для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать «из семьи чужой». Живя в монастыре, юноша, переставал видеть «живые сны»:
Про милых ближних и родных,
Про волю дикую степей,
Про легких, бешеных коней,
Про битвы чудные меж скал...
(В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».)
- Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?
- Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?
Характер Мцыри раскрывается и через картины, привлекающие его, и через чувство, с каким он говорит о них. Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующее с монотонностью монастырского существования. В пристальном внимании к окружающему миру ощущается любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.
- Почему погиб Мцыри?
Лермонтов показал борьбу героя со средой и его гибель в неравной борьбе. Мцыри погиб физически сломленным, но духовно непобеждённым, с неудовлетворённой тоской по идеалу.
- Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? Зачем живет человек не земле?
Мцыри увидел природу в ее многообразии, испытал радость общения с ней. Да, мир, прекрасен! — таков смысл рассказа Мцыри об увиденном. Его монолог — гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живёт: человек рожден для воли, а не для тюрьмы.
III. Изучение нового материала
1. Сообщения учащихся по теме « Романтизм»
Романтизм - художественное направление в литературе, выражающее идею разлада мечты, идеала и действительности.
В русской литературе романтизм получил признание после Отечественной войны 1812 года.
В 20-30-е годы XIX века само слово «романтизм» будоражило умы людей, делало одних непримиримыми врагами, других - друзьями и соратниками на всю жизнь. Критик Белинский так описал литературную ситуацию того времени: «Классицизм и романтизм - вот два слова, коими огласился Пушкинский период нашей словесности; вот два слова... с коими мы засыпали и просыпались, за кои дрались насмерть, о коих спорили до слез и в классах, и в гостиных, и на площадях, и на улицах!»
Романтиками зачастую называли последователей Карамзина, утверждавших, что самое ценное - это человеческая личность, и создавших героев сильных, смелых, активных, благородных, воодушевленных одной великой целью, готовых на любые жертвы ради ее осуществления.
Мир, в котором живут романтические герои, далек от серых будней. Это экзотические страны, славное прошлое, реальное или созданное народной фантазией. Под стать и пейзаж: море, горы - символы величия, свободы, непокорности.
Писатели-романтики старались быть необычными во всем: в выборе героев, ярких, незаурядных, в построении сюжета, как правило, запутанного, окутанного дымкой таинственности, в языке и стиле своих произведений. Их волновала судьба Отечества, интересовал фольклор, памятники литературы (в конце XVIII века было найдено «Слово о полку Игореве»), история родины. Романтизм расцвел и в других видах искусства: в музыке (В. Верстовский, Л. Рубинштейн), в живописи (О. Кипренский, И. Айвазовский).
Появившись, романтизм уже никогда не сходил с литературной сцены, то затихая, то вновь громко заявляя о себе.
2. Способы создания образа Мцыри
Особенности «Мцыри» как романтической поэмы
- Где происходит действие поэмы?
На Кавказе, среди вольной и мощной Кавказской природы, родственной душе героя. Но герой томится в монастыре. Так создается контраст, обозначается конфликт.
- Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведении?
Природа родственна герою, и зов свободы оказывается непреодолимым: песню о любви ему поет рыбка, «как брат», он готов обняться с бурей, «как зверь», он чужд людей. И напротив, природа враждебна и чужда монахам монастыря: Мцыри убегает в час ночной, ужасный час, // Когда гроза пугала вас, //Когда, столпясь, при алтаре,//Вы ниц лежали на земле».
- Сюжет поэмы кажется привычным для романтических произведений - герой, искатель свободы, бежит из мира неволи. Мы встретимся с такой ситуацией в «Кавказском пленнике» и «Цыганах» А.С. Пушкина. Но в поэме Лермонтова есть поворот, кардинально изменяющий традиционную ситуацию. Пленник и Алеко рвут связи со своим привычным окружением и уходят в чужой, экзотический мир вольности (на Кавказ, к цыганам), Мцыри же бежит из чужого, насильственного навязанного ему мира в мир родной, естественный.
- Почему поэт, по-вашему, изменяет традиционную ситуацию?
Лермонтов воплотил в Мцыри страстную мечту о гордом, свободном и сильном человеке, противостоящем «постыдно-равнодушным» современникам, для которого «свобода» и «родина» означают одно и то же. Человек должен сам выбрать свой путь - таково кредо поэта.
Роль пейзажа
Пейзаж в поэме играет существенную роль: он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри.
- Перечитайте описание утра из 11 главы. Что особенного вы отметите? Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?
Читаем текст от слов «Кругом меня цвел божий сад...» до слов «Я в нем глазами и душой. // Тонул...»
Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекателен тем, что это для Мцыри первое утро на воле. С этого утра начинается для него познание мира, и романтически настроенный юноша населяет ее фантастическими незримыми существами, знающими тайны «неба и земли». В синеве и чистоте небес герой готов видеть «ангела полета». Поэтически возвышенная душа и стремление к свободе позволяют Мцыри сравнить вольную жизнь, дикую природу с раем. Перед смертью это сравнение приобретает еще более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов грядущие после смерти «рай и вечность» променять на осуществление своей мечты, на «несколько минут // Между крутых и темных скал».
- Перечитайте отрывок из 6-й главы поэмы «Мцыри». Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж. (Читаем 6-ю главу.)
Это романтический пейзаж: каждая его деталь необыкновенна, этична, принадлежит не только реальности («пышные поля...холмы... груды темных скал»), но и области мечты, фантазии, божественному («горные хребты, причудливые, как мечты», «курилися, как алтари»; «сквозь туман, // В снегах, горящих, как алмаз, // Седой, незыблемый Кавказ...», «тайный голос».
Анализ художественных приемов
Язык поэмы находится в полном соответствии с её содержанием и характером героя. Белинский писал: «Этот четырёхстопный ямб с одними мужскими окончаниями…звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимой силой могучей натуры и трагическим положение героя поэмы».
1. Обсуждение вопроса
- Какие художественные средства использовал М.Ю. Лермонтов в описании пейзажа?
Развёрнутые метафоры при описании картин природы:
Кругом меня цвёл божий сад.
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слёз.
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерёв
Прозрачной зеленью листов;
И гроздья полные на них.
Серёг подобье дорогих
Висели пышно. И порой
К ним птиц летел пугливый рой.
Метафоричные эпитеты: серебристый голосок, сладостная луна, золотой песок, сонные цветы, пышные поля, свежею толпой, объятья каменные, тайный ночлег, сладкая тоска, священные слова, могучий дух, блаженные дни, ужасный час.
Метафоры:
Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской;
Я грыз сырую грудь земли;
Мир божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжёлым сном;
И солнце сквозь хрусталь луны сияло сладостней луны;
Но что ж? – Едва взошла заря, палящий луч её обжёг в тюрьме воспитанный цветок;
венцом дерев, груды скал;
олицетворения - думы скал, седой наказ;
сравнения - деревья, как братья в пляске круговой,
в снегах, горящих, как алмаз;
горные хребты, причудливые, как мечты; курилися, как алтари, их выси;
облака, как будто белый караван залетных птиц.
Зрительные впечатления, возникающие у читателя благодаря этим художественным средствам, усиливаются звуковыми. Аллитерация на шипящие передаёт шум леса (пышные, разросшихся, шумящих, свежею). Раскатистые «р» подчеркивают мощь скал и грохот перекатывающихся и падающих камней (груды, горные хребты, курилися, как алтари). Мягкие сонорные «л» обозначают легкость и нежность мечтаний (залетных, дальних, вдали, легко).
2. Работа в группах
Задание: найти примеры использования художественных средств и
объяснить их роль в создании образа героя.
Примечание: можно закрепить за каждой группой поиск одного из художественных
средств или проанализировать с этой точки зрения главы поэмы.
Примеры:
Эпитеты: «Но юность вольная сильна, // И смерть, казалось, не страшна!»
Гиперболы: «О, я как брат // Обняться с бурей был бы рад! // Глазами тучи я следил, // Рукою молнию ловил...».
Метафоры, олицетворения: «Я эту страсть во тьме ночи вскормил слезами и тоской», «Я грыз сырую грудь земли...»
Сравнения: «Я сам, как зверь, был чужд людей // И полз и: прятался, как змей». И т. д.
Богатство изобразительных и выразительных средств тесно связано с богатством внутреннего мира героя. « Можно сказать без преувеличения, - писал Белинский,- что Лермонтов брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов. Гул у ветров – что вся природа сама несла и подавала ему материалы. Когда он писал эту поэму».
3.Анализ эпизодов
Задание группам - проанализировать эпизоды:
а) Бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край.
б) Встреча с грузинкой.
в) Бой с барсом.
IV. Итог урока
Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить. Бегство из монастыря во время грозы дало наслаждение ощутить дружбу «меж бурным сердцем и грозой»; общение с природой принесло радость (ему «было! весело вздохнуть ... ночную свежесть тех лесов»); в битве с барсом он познал счастье борьбы и восторг победы; встреча с грузинкой вызвала «сладкую тоску». Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом - жизнь!.. «Что делал я на воле? // Жил».
- Что значит жить для героя?
Находиться в постоянном поиске, тревоге, бороться и побеждать и главное - испытывать блаженство «вольности святой». В этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри. Только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.
- Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?
На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. И если в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья.
Прожив три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрывается в битве с барсом «Пламенная страсть» Мцыри - любовь к родине – делает его целеустремленным и твердым. Он отказывается от возможного счастья любви, превозмогает страдания, голод, в отчаянном порыве пытается пробиться через лес ради цели - «пройти в родимую страну».
Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.
Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но и в отчаянном порыве Мцыри предстает не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергающим жалость и сострадание.
- Почему Мцыри бежал во время грозы без всякой подготовки?
- Почему Мцыри не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым он стремился всю жизнь?
- Почему Мцыри сразился с барсом, ведь он мог свободно уйти, пока барс его не почуял?
- Почему погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаянием и безнадежности?
Истоки трагедии Мцыри - в условиях, которые с детства окружали героя. Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его связи с людьми, практического опыта, знания жизни, наложили на него свою печать, сделав «цветком темничным», и обусловили гибель героя. Его последнее желание – быть похороненным вне монастырских стен, еще раз ощутить красоту мира, увидеть родной Кавказ. Это нельзя назвать примирением с судьбой и поражением героя. Такое поражение в то же время и есть победа: жизнь обрекла Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром. Поэтому гибель его при всей трагичности вызывает у читателя гордость за Мцыри и ненависть к условиям, лишающим его счастья.
- Какое значение имела поэма в эпоху М. Ю. Лермонтова?
Вся поэма представляет страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает не мириться с рабскими условиями существования, отрывающими человека от природы. От родного народа. От родины и обрекающими его на прозябание, на пассивное отношение к жизни. Чувства и переживания Мцыри – это чувства и переживания самого Лермонтова и его передовых современников.
V. Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мцыри».