План-конспект урока внеклассного чтения 9 класс Тема: «Внутренний монолог и его роль в раскрытии души героя» по повести Л. Н.Толстого «Юность»
Задачи урока: в ходе чтения и обсуждения повести Л.Н.Толстого «Юность» формировать у учащихся навыки работы с художественным текстом, используя
теоретические знания и практические умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока внеклассного чтения
9 класс
Тема: «Внутренний монолог и его роль в раскрытии души героя»
по повести Л. Н.Толстого «Юность»
Задачи урока: в ходе чтения и обсуждения повести Л.Н.Толстого «Юность» формировать у учащихся навыки работы с художественным текстом, используя
теоретические знания и практические умения.
Первый вид работы:
Даны опорные слова: повесть, трилогия, герой, монолог, автобиографичный, внутренний, главный.
- Представьте произведение, которое вы читали к сегодняшнему уроку, используя эти слова.
(Автобиографичная трилогия Л.Н.Толстого, состоит из трех повестей «Детство», «Отрочество», «Юность». Главный герой – Николенька Иртеньев)
- Какое понятие, из перечисленных вами, требует более подробного анализа и пояснения?
(Внутренний монолог героя)
Второй вид работы:
Формулировка темы урока.
Третий вид работы:
Вопросы: Почему эта трилогия называется автобиографичной? (Некоторые события из жизни героя похожи на те, которые были в жизни самого писателя).
- Давайте вспомним, что вам известно о биографии писателя. Вы дома прочитали статью учебника, которая рассказывает о жизни писателя. Давайте проверим знания, которые вы получили из этой статьи.
Четвёртый вид работы:
Презентация
- Просмотрите презентацию и попробуйте проверить себя.
- Почему произведение, которое вы читали, называется трилогией?
Кто главный герой произведения?
Прочитайте три отрывка и определите, к какой из повестей относится каждый отрывок.
Самостоятельная работа учащихсся. (После выполнения учащиеся читают отрывки и отвечают на поставленный вопрос)
1 отрывок
«После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, - но о чем они? Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие. Вспомнишь,бывало, о Карле Иваныче и его горькой участи - единственном человеке, которого я знал несчастливым, - и так жалко станет, так полюбишь его, что слезы потекут из глаз, и думаешь: "Дай бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать". Потом любимую фарфоровую игрушку - зайчика или собачку - уткнешь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. Еще помолишься о том, чтобы дал бог счастия всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернешься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, смешаются, и уснешь тихо, спокойно, еще с мокрым от слез лицом.
Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила
веры….. ? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность любви - были единственными побуждениями в жизни?»
2 отрывок.
«Случалось ли вам, читатель, в известную пору жизни, вдруг замечать, что ваш взгляд на вещи совершенно изменяется, как будто все предметы, которые вы видели до тех пор, вдруг повернулись к вам другой, неизвестной еще стороной? Такого рода моральная перемена произошла во мне в первый раз во время нашего путешествия. …
Мне в первый раз пришла в голову ясная мысль о том, что не мы одни, то есть наше семейство, живем на свете, что не все интересы вертятся около нас, а что существует другая жизнь людей, ничего не имеющих общего с нами……..
…….. «Вы богаты — мы бедны….». Эти слова и понятия, связанные с ними, показались мне необыкновенно странны. Бедными, по моим тогдашним понятиям, могли быть только нищие и мужики, и это понятие бедности я никак не мог соединить в своем воображении с грациозной, хорошенькой Катей. Мне казалось, что Мими и Катенька ежели всегда жили, то всегда и будут жить с нами и делить все поровну. Иначе и быть не могло. Теперь же тысячи новых, неясных мыслей, касательно одинокого положения их, зароились в моей голове, и мне стало так совестно, что мы богаты, а они бедны, что я покраснел и не мог решиться взглянуть на Катеньку….»
«Я убежден, что нет человеческого существа и возраста, лишенного этой благодетельной, утешительной способности мечтания… В тот период времени…… основой моих мечтаний были четыре чувства: любовь к ней, к воображаемой женщине, о
которой я мечтал всегда в одном и том же смысле и которую всякую минуту ожидал где-нибудь встретить…. Второе чувство было любовь любви. Мне хотелось, чтобы все меня знали и любили. Мне хотелось сказать свое имя: Николай Иртеньев, и чтобы все были поражены этим известием, обступили меня и благодарили бы за что-нибудь. Третье чувство было надежда на необыкновенное, тщеславное счастье….. Я так был уверен, что очень скоро, вследствие какого-нибудь необыкновенного случая, вдруг сделаюсь самым богатым и самым знатным человеком в мире, что беспрестанно находился в тревожном ожидании чего-то волшебно счастливого…..
Четвертое и главное чувство было отвращение к самому себе и раскаяние, ….слитое с надеждой на счастие, что оно не имело в себе ничего печального. Мне казалось так легко и естественно оторваться от всего прошедшего, переделать, забыть все, что было, и начать свою жизнь со всеми ее отношениями совершенно снова, что прошедшее не тяготило, не связывало меня. … . ……. голос раскаяния и страстного желания совершенства и был главным
новым душевным ощущением в ту эпоху моего развития».
Исследовательское задание.
- Отметьте в отрывках ключевые слова, которые раскрывают чувства и переживания героя.
- Проследите, как развивался внутренний мир героя в ходе его взросления?
Семейный круг, всеобщее счастье - мы не одни, люди такие разные - взгляд на себя, желание самосовершенствования.
Работа с вопросами:
- Какое средство использовал Л.Н.Толстой для передачи внутреннего мира героя?
- Внутренний монолог.
- Что такое внутренний монолог, как вы поняли?
- Обратимся к определению.
Слово учителя.
В этом учебном году вам было предложено более подробно познакомиться с повестью «Юность».
Давайте на примере этого произведения и попробуем понять роль внутреннего монолога в раскрытии души героя. В повести «Юность» нашему герою почти 17 лет. Он готовится к экзаменам в университет, переполнен мечтаниями и размышлениями о будущем своем предназначении. Чтобы яснее определить цель жизни, Николай заводит отдельную тетрадь, куда записывает обязанности и правила, необходимые для нравственного совершенствования. Некоторые его поступки свидетельствует об этом его желании.
Слово учащегося. Например, история второй исповеди.
- В страстную среду в дом приезжает седой монах, духовник. После исповеди Николай чувствует себя чистым и новым человеком. Но ночью он вдруг вспоминает один свой стыдный грех, который скрыл на исповеди. Он почти не спит до утра и в шестом часу спешит на извозчике в монастырь, чтобы исповедаться вновь. Радостный, Николенька возвращается обратно, ему кажется, что лучше и чище его нет человека на свете. Он не удерживается и рассказывает о своей исповеди извозчику. И тот отвечает: «А что, барин, ваше дело господское». Радостное чувство улетучивается, и Николай даже испытывает некоторое недоверие к своим прекрасным наклонностям и качествам.
Слово учителя. Николай успешно выдерживает экзамены и зачислен в университет. Домашние поздравляют его. По приказанию отца, в полное распоряжение Николая поступают кучер Кузьма, пролетка и гнедой Красавчик. На первый взгляд он уже взрослый.
Но мысли о самосовершенствовании остаются пока еще только мыслями. Николай понимает, что ведет жизнь суетную, праздную, оттого испытывает отвращение к себе. На его пути встречаются тяжкие нравственные испытания.
Слово учащегося. Например, первая сигарета, первая рюмка…..
- Решив, что он уже совсем взрослый, Николай покупает на Кузнецком мосту много разных безделушек, трубку и табак. Дома он пытается закурить, но чувствует тошноту и слабость. Заехавший за ним Дмитрий Нехлюдов укоряет Николая, разъясняя всю глупость курения.
Чтение отрывка.
Друзья вместе с Володей и Дубковым едут в ресторан отмечать поступление младшего Иртеньева в университет. Наблюдая поведение молодых людей, Николай замечает, что Нехлюдов отличается от Володи и Дубкова в лучшую, правильную, сторону: он не курит, не играет в карты, не рассказывает о любовных похождениях. Но Николаю из-за мальчишеского восторга перед взрослой жизнью хочется подражать именно Володе с Дубковым. Он пьет шампанское, закуривает в ресторане папиросу от горящей свечи….
Чтение отрывка
Слово учителя Неумение Николая вести себя в обществе разных людей приводит к проявлению несобранности, нерешительности, а иногда и грубости, что опять становится предметом его размышлений.
Слово учащегося. Например, в истории с г. Колпиковым…
- В ресторане Николенька закуривает в ресторане папиросу от горящей свечи, которая стоит на столе перед незнакомыми людьми. В результате возникает ссора с неким Колпиковым. Николай чувствует себя оскорбленным, но всю свою обиду срывает на Дубкове, несправедливо накричав на него. Понимая всю ребячливость поведения своего друга, Нехлюдов успокаивает и утешает его.
Слово учителя. На следующий день по приказанию отца Николенька отправляется, как уже вполне взрослый человек, делать визиты. Он посещает Валахиных, Корнаковых, Ивиных, князя Иван Иваныча, с трудом выдерживая долгие часы принужденных бесед. Свободно и легко Николай чувствует себя лишь в обществе Дмитрия Нехлюдова, который приглашает его с визитом к своей матери в Кунцево. Там он знакомится с его сестрой Варенькой и ловит себя на том, что она ему нравится. И у него появляется потребность быть замеченным. К каким способам он прибегает, чтобы привлечь к себе внимание?
Слово учащегося. Ложь и аппозиция. Например, будучи в гостях в семействе своего друга.
- Николенька прибегает ко лжи. Он рассказывает о князе Иване Ивановиче, об их встречах и о несуществующих подробностях его жизни. Он понимает, что он обманывает, и понимает, что Дмитрий тоже об этом знает, но продолжает врать, так как не нашел другого способа рассказать о своем родстве с князем.
А когда все семейство выходит на прогулку в сад, все не перестают восхищаться его красотой., Николенька специально идет против всех, чтобы с тем самым привлечь к себе внимание Вареньки.
Слово учителя Испытания на самостоятельность и взрослость приводят к разочарованиям. Он много размышляет об этом. Его мучают угрызения совести. Но как выйти на правильный путь, он еще не знает. Николай на почтовых уезжает в деревню, где воспоминания о детстве, о маменьке с новой силой оживают в нем. Он много думает, размышляет о своем будущем месте в свете, о понятии благовоспитанности, которое требует огромного внутреннего труда над собой. Наслаждаясь деревенской жизнью, Николай с радостью осознает в себе способность видеть и чувствовать самые тонкие оттенки взаимоотношений между членами семьи.
Слово учащегося.
- Николенька замечает перемены, которые происходят с его отцом, а также обращает внимание, что с девочками складываются совсем другие отношения, нежели раньше.
Слово учителя. Начинается учеба Николая в университете. Среди студентов у Николая появляются новые знакомые, и он замечает, что главной заботой у этих людей является получение от жизни прежде всего удовольствия. Под влиянием новых знакомых он неосознанно следует такому же принципу. Ему кажется, что он растворяется в их массе и во многом разочарован новой жизнью.
Слово учащегося.
- Николенька посещает первую лекцию в Университете. Когда он первый раз увидел такое большое количество студентов, ему это общество было приятно. Но это было только минутное впечатление. Он с большим вниманием наблюдал за всеми и понимал, что среди них нет людей, с которыми он мог бы сблизиться. Профессор, который вел лекцию, тоже ему не понравился и он не стал ее записывать. Николенька чувствовал себя одиноким.
Чтение отрывка
Слово учителя. С некоторых пор, рассуждая над этим, он приходит к выводам о том, что все люди, по его мнению делятся на две категории, на какие именно рассказывается в главе, которая имеет французское название «Комильфо».
Слово учащегося.
- Слово «комильфо» обозначает порядочный. Николенька делил людей на порядочных и непорядочных. Порядочность он видел в светских привычках, а не в человеческих качествах. В этом состояло его заблуждение. Когда Николенька это понял, он разочаровался в них.
- Чтение отрывка из главы.
Слово учителя. Небрежность в учебе приносит свои плоды: на первом экзамене Николай проваливается. Три дня он не выходит из комнаты, чувствует себя истинно несчастливым и потерявшим всю прежнюю радость жизни. Однажды поздно вечером Николай достает тетрадь, на которой написано: «Правила жизни». От нахлынувших чувств, связанных с юношескими мечтаниями, он плачет, но уже слезами не отчаяния, а раскаяния и морального порыва. Он решается вновь писать правила жизни и никогда уже не изменять им».
Домашнее задание: составьте несколько правил, по которым вы бы хотели проживать свою жизнь.
Слово учителя. А сегодняшний разговор мне бы хотелось закончить высказыванием
Л. Н. Толстого: «Если сомневаешься и не знаешь, как поступить, представь себе, что ты умрешь к вечеру, и сомнение тотчас же разрешается: тотчас же ясно, что - дело долга, а что - личные желания».