Разработка урока на тему: «Герои рассказа И.С.Тургенева«Бежин луг»(анализ приёма создания портретной характеристики литературных героев в рассказе)

Татьяна Владимировна Дзюба

Цель урока: через анализ приема создания портретной характеристики литературных героев в рассказе И.С. Тургенева подготовить учащихся к написанию словесного портрета дорогого человека.

Задачи, решаемые в ходе урока:

1. Образовательная: познакомить учащихся с одним из творческих приемов (карта портрета человека) характеристики героя – его портретом, анализируя рассказ «Бежин луг»; повторить структурные элементы и стилистические особенности описания внешности человека особенности; научить конструировать текст – словесный портрет.

2. Воспитательная: способствовать воспитанию у детей Любови и бережного отношения к языку писателя, уважения к его великой силе духовного преображения человека.

3. Развивающая: формировать образное мышление учащихся; развивать аналитические умения и творческие способности детей.

Литература – рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг».
Музыка – песня «Бежин луг» в исполнении группы «Сябры.»
Изобразительное искусство – графические портреты литературных героев.

В ходе урока используются следующие виды работы по развитию речи:
- умение вести диалог, отвечать на вопросы;
- умение комментировать текст;
- конструирование текста – портрет человека – в устной и письменных формах)

Ход урока.
І.Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

II.Опрос домашнего задания:
1.Викторина «Знаешь ли ты творчество И.С.Тургенева?»
- Где и когда родился И.С.Тургенев?
- Где прошли детские годы писателя?
- Какие произведения И.С.Тургенева ты знаешь?
- Назовите произведения Тургенева, названные именем главного героя.
- «В будущий вторник исполнится 7 лет с тех пор, как я в первый раз был у Вас… И мне радостно сказать Вам… Что встретить Вас на своем пути- было величайшим счастьем моей жизни»  Кому адресовано это письмо?
- Зачем ежегодно тысячи людей приезжают в Спасское-Лутовиново, в Бежин луг?
- Каков был итог творческого пути писателя?

2.Что принадлежит перу И.С.Тургенева?
1. «Накануне»
2. «Записки охотника»
3. «Детство»
4. «Вешние воды»
5. «Гамлет и Дон Кихот»
6. «Былое и думы»
7. «Первая любовь»
8. «Обломов»
9. Стихотворения в прозе
3.Вспомни и напиши произведения писателя.

III. Объяснение нового материала.
Учитель:
Воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли отражение во многих его произведениях. В конце 40-ых годов Тургенев был уже довольно известным писателем. Но настоящий успех пришёл вместе с публикацией рассказов «Записки охотника». Все рассказы «Записок охотника» повествуют о крепостных, которые по своим нравственным качествам изображаются выше их бессердечных господ.
С 1847 года в журнале Некрасова «Современник» начинают появляться тургеневские рассказы, которые впоследствии автор объединяет в отдельную книгу и называет её «Записки охотника».
Эта книга состоит из 25 очерков и рассказов, один из которых рассказ «Бежин луг»
Прослушивание рассказа.
4.Объявление темы урока и запись в тетрадях.

5.Основная тема и идея «Записок охотника».
Тема.
Изображение простого русского народа, крепостных крестьян. Оценка их высоких духовных и нравственных качеств; показ нравственного оскудения русского дворянства
Идея.
Протест против крепостного права.
Это была Аннибаловская клятва Тургенева.
Как вы понимаете выражение «Аннибаловская клятва»?
( Выражение «Аннибаловская клятва» обозначает решимость бороться до конца, не сдаваться врагу.)
6. Беседа по рассказу.
- Какой эпизод является центральным в рассказе? (Портреты мальчиков)

- К какому типу речи относится рассказ?

- Назовите имена мальчиков в рассказе? (Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня)

- Кто из мальчиков больше всех знает страшилок-небылиц и чаще других их

- рассказывает? (Павлуша и Илюша)

- О ком в страшилках рассказывают мальчики?

- О ком автор-рассказчик говорит: «Что за славный мальчик»? (Павлуша)

- Как сложилась судьба мальчика? (Павлуша убился, упав с лошади)

- Почему автор заканчивает свой очерк сообщением о гибели Павлуши? (Гибель предсказана в разговоре о водяном. «Своей судьбы не минуешь»)

7.Давайте сравним рассказы этих мальчиков и дадим характеристику.

Характеристика героев
Павлуша Илюша
1. Описание внешности, одежды, манеры держаться.
2. Какие истории он рассказывает?

3. Откуда узнал Павлуша то, о чем он рассказал?
 

4. Как относится он к своим рассказам?

5. Как относится он к чужим рассказам (Илюши, Кости)? 5. Как относится он к чужим рассказам?

6. Как он относится ко всему, что происходит у костра?

7. Можем ли мы судить о том, как относится к Павлуше автор? Согласны ли мы с ним?

8.Что говорит автор об Илюше?
Нравится ли он ему? Какое он вызывает
отношение к себе?

9.Композиция и образы рассказа «Бежин луг».
IV. Закрепление
1.Игра-викторина
2.Творческая работа (сочинение)
3.Проверочный тест.
1 Кто из русских критиков оказал огромное влияние на формирование личности и таланта Тургенева:
А) В.Г.Белинский; Б) Н.Н.Страхов; В) Д.Писарев;
2.Аннибалова клятва И.С.Тургенева означала:
А) мечту стать знаменитым писателем; Б) верность идеалам борьбы против крепостного права; В)верность дружбе с Огаревым.
3. В 1852 году писатель попал под надзор полиции и был сослан в родовое имение за:
А) рассказ «МУ-МУ»; Б) дуэль; В) публикацию некролога о Н.В.Гоголе
4.О каком произведении сказано: «Тургенев зашел к народу с такой
стороны, с какой до него никто не заходил» (В.Белинский)
А) «Отцы и дети»; Б) «Записки охотника»; В) Стихотворения в прозе;
5.Пейзаж в произведениях И.С.Тургенева
А) показывает положение крестьянства; Б) служит для описания красоты природы; В) передает внутреннее состояние героев;
V.Комментирование оценок.
VI.Домашнее задание: Напишите рассказ о дорогом вам человеке, включив его портрет.

В заключении урока слушаем песню «Бежин луг» в исполнении группы «Сябры»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezhin_lug.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока на тему: «Герои рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»(анализ приёма создания портретной характеристики литературных героев в рассказе)

Цель урока: через анализ приема создания портретной характеристики литературных героев в рассказе И.С. Тургенева подготовить учащихся к написанию словесного портрета дорогого человека.

Задачи, решаемые в ходе урока:

1. Образовательная: познакомить учащихся с одним из творческих приемов (карта портрета человека) характеристики героя – его портретом, анализируя рассказ «Бежин луг»; повторить структурные элементы и стилистические особенности описания внешности человека особенности; научить конструировать текст – словесный портрет.

2. Воспитательная: способствовать воспитанию у детей Любови и бережного отношения к языку писателя, уважения к его великой силе духовного преображения человека.

3. Развивающая: формировать образное мышление учащихся; развивать аналитические умения и творческие способности детей.

Литература – рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг».
Музыка – песня «Бежин луг» в исполнении группы «Сябры.»
Изобразительное искусство – графические портреты литературных героев.

В ходе урока используются следующие виды работы по развитию речи:
⎯ умение вести диалог, отвечать на вопросы;
⎯ умение комментировать текст;
⎯ конструирование текста – портрет человека – в устной и письменных формах)
Ход урока.
І.Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

#1054;прос домашнего задания:
#1042;икторина «Знаешь ли ты творчество И.С.Тургенева?»
- Где и когда родился И.С.Тургенев?
- Где прошли детские годы писателя?
- Какие произведения И.С.Тургенева ты знаешь?
- Назовите произведения Тургенева, названные именем главного героя.
- «В будущий вторник исполнится 7 лет с тех пор, как я в первый раз был у Вас… И мне радостно сказать Вам… Что встретить Вас на своем пути- было величайшим счастьем моей жизни» Кому адресовано это письмо?
- Зачем ежегодно тысячи людей приезжают в Спасское-Лутовиново, в Бежин луг?
- Каков был итог творческого пути писателя?

#1063;то принадлежит перу И.С.Тургенева?
1. «Накануне»
2. «Записки охотника»
3. «Детство»
4. «Вешние воды»
5. «Гамлет и Дон Кихот»
6. «Былое и думы»
7. «Первая любовь»
8. «Обломов»
9. Стихотворения в прозе
#1042;спомни и напиши произведения писателя.

III. Объяснение нового материала.
Учитель:
Воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли отражение во многих его произведениях. В конце 40-ых годов Тургенев был уже довольно известным писателем. Но настоящий успех пришёл вместе с публикацией рассказов «Записки охотника». Все рассказы «Записок охотника» повествуют о крепостных, которые по своим нравственным качествам изображаются выше их бессердечных господ.
С 1847 года в журнале Некрасова «Современник» начинают появляться тургеневские рассказы, которые впоследствии автор объединяет в отдельную книгу и называет её «Записки охотника».
Эта книга состоит из 25 очерков и рассказов, один из которых рассказ «Бежин луг»
Прослушивание рассказа.
#1054;бъявление темы урока и запись в тетрадях.

#1054;сновная тема и идея «Записок охотника».
Тема.
Изображение простого русского народа, крепостных крестьян. Оценка их высоких духовных и нравственных качеств; показ нравственного оскудения русского дворянства
Идея.
Протест против крепостного права.
Это была Аннибаловская клятва Тургенева.
Как вы понимаете выражение «Аннибаловская клятва»?
( Выражение «Аннибаловская клятва» обозначает решимость бороться до конца, не сдаваться врагу.)
6. Беседа по рассказу.
− Какой эпизод является центральным в рассказе? (Портреты мальчиков)

− К какому типу речи относится рассказ?

− Назовите имена мальчиков в рассказе? (Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня)

− Кто из мальчиков больше всех знает страшилок-небылиц и чаще других их

− рассказывает? (Павлуша и Илюша)

− О ком в страшилках рассказывают мальчики?

− О ком автор-рассказчик говорит: «Что за славный мальчик»? (Павлуша)

− Как сложилась судьба мальчика? (Павлуша убился, упав с лошади)

− Почему автор заканчивает свой очерк сообщением о гибели Павлуши? (Гибель предсказана в разговоре о водяном. «Своей судьбы не минуешь»)

#1044;авайте сравним рассказы этих мальчиков и дадим характеристику.

Характеристика героев
Павлуша Илюша
1. Описание внешности, одежды, манеры держаться.
2. Какие истории он рассказывает?

3. Откуда узнал Павлуша то, о чем он рассказал?

4. Как относится он к своим рассказам?

5. Как относится он к чужим рассказам (Илюши, Кости)? 5. Как относится он к чужим рассказам?

6. Как он относится ко всему, что происходит у костра?

7. Можем ли мы судить о том, как относится к Павлуше автор? Согласны ли мы с ним?

#1063;то говорит автор об Илюше?
Нравится ли он ему? Какое он вызывает
отношение к себе?

#1050;омпозиция и образы рассказа «Бежин луг».
IV. Закрепление
#1048;гра-викторина
#1058;ворческая работа (сочинение)
#1055;роверочный тест.
1 Кто из русских критиков оказал огромное влияние на формирование личности и таланта Тургенева:
А) В.Г.Белинский; Б) Н.Н.Страхов; В) Д.Писарев;
#1040;ннибалова клятва И.С.Тургенева означала:
А) мечту стать знаменитым писателем; Б) верность идеалам борьбы против крепостного права; В)верность дружбе с Огаревым.
3. В 1852 году писатель попал под надзор полиции и был сослан в родовое имение за:
А) рассказ «МУ-МУ»; Б) дуэль; В) публикацию некролога о Н.В.Гоголе
#1054; каком произведении сказано: «Тургенев зашел к народу с такой
стороны, с какой до него никто не заходил» (В.Белинский)
А) «Отцы и дети»; Б) «Записки охотника»; В) Стихотворения в прозе;
#1055;ейзаж в произведениях И.С.Тургенева
А) показывает положение крестьянства; Б) служит для описания красоты природы; В) передает внутреннее состояние героев;
#1050;омментирование оценок.
#1044;омашнее задание: Напишите рассказ о дорогом вам человеке, включив его портрет.

В заключении урока слушаем песню «Бежин луг» в исполнении группы «Сябры»