А. С. Грибоедов “Горе от ума”. Заключительный урок. Тест-игра. Урок литературы в 9 классе.
Цель урока: выявить активность учащихся на уроке, которая поможет выполнить следующие задачи.
Задачи урока:
1) проверить, насколько глубоко изучено произведение, усвоены основные средства создания сатирических характеров комедии;
2) выявить новаторство А. С. Грибоедова в русской драматургии.
Материалы и оборудование урока: мультимедийная презентация, проектор, экран, ноутбуки.
План урока:
1.Оргмомент.
2.Вступительное слово учителя.
3.Разминка.
4.Подведение итогов.
5.Рефлексия.
6.Домашнее задание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a._s._griboedov_gore_ot_uma.odt | 14.27 КБ |
Предварительный просмотр:
А. С. Грибоедов “Горе от ума”. Заключительный урок.
Тест-игра
Урок литературы в 9 классе
Цель урока: выявить активность учащихся на уроке, которая поможет выполнить следующие.
Задачи урока:
1) проверить, насколько глубоко изучено произведение, усвоены основные средства создания сатирических характеров комедии;
2) выявить новаторство А. С. Грибоедова в русской драматургии.
Материалы и оборудование урока: мультимедийная презентация, проектор, экран, ноутбуки.
План урока:
1.Оргмомент.
2.Вступительное слово учителя.
3.Разминка.
4.Подведение итогов.
5.Рефлексия.
6.Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационная часть.
2. Вступительное слово учителя.
(1 слайд. Портрет А. С. Грибоедова).
- Сегодня мы завершаем изучение комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. И наше итоговое занятие – это тест-игра, которая покажет, насколько глубоко вы знаете произведение, основные средства создания сатирических характеров комедии, а также поможет выявить новаторство, которое принес А. С. Грибоедов в русскую драматургию. (За правильные ответы – 1 балл, за неправильные – 0 баллов).
3. Разминка. Назови и объясни говорящие имена и фамилии героев.
Фамусов Павел Афанасьевич -фамилия образована от fama-молва и famous-знатный, Павел- это маленький, а Афанасий-бессмертный. Получается -знатный дворянин, опасающийся молвы, маленький человек ,которой всегда живёт чужим мнением, боится молвы.
Софья Павловна Фамусова-Софья-мудрая, Павловна- маленькая, Фамусова-связана с молвой. Смысл имени-мало мудрая девица, распускающая слухи, молву.
Молчалин Алексей Степанович -молчащий постоянно человек, Алексей - помощник, Степан-кольцо, венок. Значение имени-вечный помощник, который не имеет слова и перспектив, молчаливый и услужливый.
Чацкий Александр Андреевич-чадит, то есть своим мнением пугает окружающих, Александр-защитник людей, Алексей-мужественный .Значение имени-мужественный защитник людей, с прогрессивными взглядами на жизнь.
Скалозуб-скалит зубы, зубоскал -постоянно угодливо смеётся, но глуп и не обладает интеллектом. (Слайды N 2,3, 4, 5)
4. Основные задания.
- Кому из героев принадлежат следующие высказывания, ставшие афоризмами? (Слайды N 6, 7, 8).
«Счастливые часов не наблюдают»
. Фразу произносит Софья Павловна, объясняя горничной, как быстро проходят ночи рядом с любимым. Выражение не изменило своего толкования. Им характеризуют состояние людей, увлеченных друг другом. Для них время уходит на задний план, оставляя место только чувствам. Влюбленных переполняет восторг от общения, встреч и положительных эмоций. Следить за временем они не могут и не хотят.
«Ум с сердцем не в ладу»
. Фразу произносит Чацкий. Он объясняет ею свое состояние. Сердце влюбленного не слышит разум. Человек не способен анализировать происходящее вокруг, не замечает обмана и лживых поступков. Ослепленный чувствами, он не слышит в речи истины. Вводит себя в заблуждение, которое впоследствии становится роковой ошибкой. В современной жизни выражение находит место не только в эмоциональной сфере, описывающей чувства взаимной привязанности. Ум не помогает ослепленным своей удачей в бизнесе, в азартных играх.
«Герой не моего романа»
Софья Павловна использовала фразу для объяснения того, что один из претендентов на ее руку не может быть ее возлюбленным. Сегодня выражение позволяет убрать из кавалеров тех, кто не может стать женихом по индивидуальному выбору и предпочтениям любого пола.
«Служить бы рад, прислуживаться тошно»
. В речи Чацкого слово служить имеет прямое значение. В современном мире выражение используется гораздо шире. Служить становится синонимом работать. Многим хочется найти такую профессию, в которой не придется выполнять указания верхних ступеней власти, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Большинству хочется, чтобы оценили их знания, умения и опыт.
«День за день, нынче, как вчера»
. Так описывает свою жизнь Алексей Молчалин. Так характеризуют жизнь и современники, если из нее уходят интересные события, остается одна повторяющаяся каждый день рутина. Состояние безысходности слышится за словами, тоска и уныние. Из такого состояния хочется вырваться как можно быстрее.
«Минуй нас пуще всех печалей. И барский гнев, и барская любовь»
. Фраза вложена в уста горничной Лизы. Девушка понимает опасность и любви, и немилости. Хочется избежать излишней заботы, злобы и неприязни. Любое чувство со стороны власть имущих, начальства и руководителя чаще заканчивается отрицательно для работника. Именно поэтому хочется, чтобы яркие проявления с их стороны обошли стороной.
«Кому назначено-с, не миновать судьбы»
. Мудрые слова произносит Лиза. Вера в предназначение и в судьбу не пропала и у современников. Событие, которое происходит в жизни, чаще отрицательное, невозможное для объяснения, сводят к проявлению сил свыше. За все несет ответственность судьба.
«Кто беден, тот тебе не пара»
. Речь отца Софии четко разграничивала возможности дочери выбирать будущего мужа. Казалось бы, век деления на бедных и богатых прошел. Но на самом деле, статусное положение не просто осталось, но считается одной из основных причин разводов и несостоявшихся браков. Выражение продолжает жить, расширив свое значение. Любое социальное положение, разделяющее влюбленных, можно объяснить крылатым выражением.
«А судьи кто?»
. Слова Чацкого звучат и поныне. Осуждения людей, не имеющих на это право, встречается так часто, что выражение считается одним из самых популярных. Слово судьи не используется в прямом значении, оно характеризует любого человека, пытающегося преподнести свое мнение, часто ошибочное, как эталон.
2. Соотнесите героя и роль, которую он играет в комедии. (Слайды N 9, 10, 11, 12, 13, 14).
3. Кого считает хорошим женихом для Софьи Фамусов? (Слайд N 15)
4. Сколько времени отсутствовал в Москве Чацкий?
5. Выражение “Злые языки страшнее пистолета” принадлежит… (Слайд N17)
6. Кто из литераторов первым прочел комедию “Горе от ума”? (Слайд N18)
7. В чем состоит новаторство системы образов комедии “Горе от ума”? (Слайд N19)
8. Блиц-опрос.
Есть ли в комедии положительные герои?
На сцене их нет. Но писатель подчеркивал, что в «Ревизоре» положительный герой присутствует. Это — смех. Смех бичующий, разоблачающий и... исцеляющий, помогающий избавиться от высмеянных пороков. Не случайно комедия испугала власть имущих, была воспринята как суд над общественным устройством и общественными пороками России.
В первом варианте комедии городок, где происходит действие, имел название Белебей. Как вы думаете, почему в окончательном варианте Гоголь снял это название?
Писатель подчеркнул этим огромное обобщающее значение комедии. Показанное в ней могло произойти в любом городе, в любом городке, в любом месте России.
Кто такой Хлестаков? Действовал ли он по заранее обдуманному плану?
Хлестаков — мелкий чиновник, пустейшее существо, поистине, «без царя в голове». Он никого не собирался обманывать, никакого плана у него не было, ведь его, как и городских чиновников, парализовал страх (задолжал хозяину гостиницы, а платить нечем); но, враль и хвастун, он пользуется ситуацией, не отдавая себе отчета в том, что лжет. Затем, осознав, что принят за важное лицо (какое — он не знает!), становится наглее с каждой минутой и раскрывает свои потенциальные «возможности». Он, по сути, не хуже и не лучше городских чиновников, хотя и глупее многих из них.
Перечислите черты новаторства комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?
В пьесе «Ревизор» следующие новаторские черты: отсутствует любовный конфликт, он принимает пародийную форму (признание Хлестакова в любви сразу двум дамам); нет среди действующих лиц положительного героя; отсутствует экспозиция: действие начинается сразу с завязки; двойная развязка; в пьесу впервые введена пантомима — немая сцена; автор вводит ситуации, где сцена пустует, что недопустимо в классицистической комедии; драматург нарушает принцип «четвертой стены», когда Городничий обращается прямо к залу: «Чему смеетесь? Над собою смеетесь!.. Эх, вы!»; используются разные формы и приемы комического: абсурдные ситуации, гипербола, гротеск, фарс, говорящие фамилии.
5. Рефлексия – развернутые ответы на вопросы (5-7 мин.):
1. Как вы определили свой вклад в игру?
2. Помогла ли вам тест-игра закрепить знания, полученные в результате изучения комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”?
3. Что особенно запомнилось на заключительном уроке?
VIII. Домашнее задание: составить вопросы для блиц-опроса одноклассников по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. (2 мин.)