Конспект урока. Тема: Стендаль «Красное и черное» Нравственные уроки романа.

Татьяна Владимировна Дзюба

Цели: раскрыть трагедию Жюльена Сореля; продолжать развивать умение анализировать художественные образы, обобщать, делать выводы, высказывать и аргументировано отстаивать собственное мнение; продолжать воспитывать стремление к проявлению творческих способностей, любовь к литературе, культуру речи.

Роман-зеркало, с которым идешь по большой

дороге. То оно отражает лазурь небосвода, то

грязные лужи и ухабы. Идет человек, взвалив

на себя это зеркало, а вы этого человека об-

виняете в безнравственности!

 

                                                     Ф. Стендаль

 

                                                       Ход урока

 

1.Организационный момент

 

2.Мотивация учебной деятельности

 

Выступление учащегося, который представляет Стендаля, выступает от его имени.

                  -Да, да, вы нисколько не ошиблись, это именно я - Фредерик Стендаль(Анри Бейль) родился я в Гренобле в семье адвоката. Мать умерла, когда мне было 7 лет, воспитанием занималась тетка и отец, но отношения не сложились. Зато настоящего друга и наставника я нашел в лице деда, который был ярым поклонником просветителей. Отец же решил доверить мое воспитание католическому аббату, педагогическое искусство которого привело к тому, что я возненавидел церковь и религию. Закончив школу я отправился в Париж, чтобы продолжить обучение, но наполеоновский переворот полностью изменил мои планы - я вступил в армию и отправился в военные походы. Италия, Германия, Россия…Я видел как горела Москва.

 

Я видел кровь и страдания, понял всю безнравственную сущность войны.

     Свои впечатления о войне я описал в романе «Пармская обитель». «Я пал с Наполеоном в 1814 году, но лично мне это падение доставило только удовольствие».И все же в моих глазах Наполеон остался сыном революции.

      Я протестовал против возвращения Бурбонов, я отправился в Италию, где вместе с Байроном приветствовал карбонариев. Я посвятил себя литературе, искусству. Я считал себя романтиком, но на самом деле был ярким представителем реализма. Аналитичность - вот что было главным. «Прогулки по Риму», «История живописи в Италии», «Расин и Шекспир», «Арманс», «Красное и черное».А еще напряженная работа во французском консульстве.

      В 1842 я отправился по делам во Францию, где умер от разрыва сердца по дороге в министерство иностранных дел.

 

  3.Работа над темой урока

-Жюльен Сорель и общество. Конфликт личности и среды. Система образов романа

Этапы биографии главного героя. Фронтально-групповая работа:

(Класс разделен на группы. Учащиеся получили предварительные задания)

1 ряд - Верьер.

А) Дайте общую характеристику обитателей города Верьера. (тирания общественного мнения)

Б)Охарактеризуйте представителей разных социальных слоев: господ де Реналь, Вально, семейство Сореля, кюре Шелана.

В)Сделайте вывод об общественном положении названных персонажей, их личных качествах, жизненных притязаниях и отношении к людям других сословий.

2 ряд - Безансонская духовная семинария

А)Расскажите об атмосфере, царившей в семинарии

Курсовые, контрольные, студенческие работы

(подозрительность, наушничество, зависть, подсиживание).

Б)Дайте характеристику отдельных персонажей: аббата Пилара, аббата Кастанеды, привратника, некоторых семинаристов.

3 ряд-Париж. Высшее аристократическое общество

А) Охарактеризуйте в целом представителей высшего аристократического общества, собиравшихся в доме маркиза де Ла-Моля.

Б) Дайте характеристику маркиза де Ла-Моля, его дочери Матильды, Норбера, представителей молодого поколения.

В) Каковы отличительные черты описанного Стендалем аристократического общества? (Высокомерие, пресыщенность, скука, «гнет морального удушья»)

 

4.Подведение итогов урока.

 

Беседа с классом:

 

-В чем актуальность проблем, затронутых в романе?

 

-Какие нравственные уроки вы вынесли, изучая данное произведение? (Выбор жизненного пути зависит от морального закона совести; ответственность человека за свое поведение; достоинство человека проявляется в умении бороться с обстоятельствами, в умении побеждать в себе раба, в активном участии в жизни; в человеке должны побеждать здоровые моральные начала)

 

Слово учителя: Судьба Жюльена Сореля складывалась в тесной взаимосвязи с историческим временем периода Реставрации. Поклонник Наполеона, «человек 93-го года» обречен на расчет и лицемерие. Цвет удачи изменился: чтобы выиграть, нужно ставить на черное. И юноша, мечтая о славе, поставлен перед выбором: остаться никем, или самоутвердиться, одев мундир своего времени-монашью рясу. Жюльен отворачивается от друзей и служит тем, кого ненавидит, сторонник революционеров рвется в аристократическое общество, имея пытливый ум поддакивает дуракам. С девизом «каждый за себя» бросается в бой с жизнью. Умирает гордо и достойно - все конфликты решены, все точки расставлены.

       Подобно литературным героям человек часто стоит перед выбором: как достичь цели, все ли способы хороши, чего я достоин?

 

5. Ваше домашнее задание: написать сочинение-миниатюру

 

«Мой выбор» или написать эссе «Цели моего жизненного пути»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasnoe_i_chyornoe.docx15.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Тема: Стендаль «Красное и черное»

                     Нравственные уроки романа.    

Цели: раскрыть трагедию Жюльена Сореля; продолжать развивать умение анализировать художественные образы, обобщать, делать выводы, высказывать и аргументировано отстаивать собственное мнение; продолжать воспитывать стремление к проявлению творческих способностей, любовь к литературе, культуру речи.

Роман-зеркало, с которым идешь по большой

дороге. То оно отражает лазурь небосвода, то

грязные лужи и ухабы. Идет человек, взвалив

на себя это зеркало, а вы этого человека об-

виняете в безнравственности!

                                                     Ф. Стендаль

                                                       Ход урока

1.Организационный момент

2.Мотивация учебной деятельности

Выступление учащегося, который представляет Стендаля, выступает от его имени.

                  -Да, да, вы нисколько не ошиблись, это именно я - Фредерик Стендаль(Анри Бейль) родился я в Гренобле в семье адвоката. Мать умерла, когда мне было 7 лет, воспитанием занималась тетка и отец, но отношения не сложились. Зато настоящего друга и наставника я нашел в лице деда, который был ярым поклонником просветителей. Отец же решил доверить мое воспитание католическому аббату, педагогическое искусство которого привело к тому, что я возненавидел церковь и религию. Закончив школу я отправился в Париж, чтобы продолжить обучение, но наполеоновский переворот полностью изменил мои планы - я вступил в армию и отправился в военные походы. Италия, Германия, Россия…Я видел как горела Москва.

Я видел кровь и страдания, понял всю безнравственную сущность войны.

     Свои впечатления о войне я описал в романе «Пармская обитель». «Я пал с Наполеоном в 1814 году, но лично мне это падение доставило только удовольствие».И все же в моих глазах Наполеон остался сыном революции.

      Я протестовал против возвращения Бурбонов, я отправился в Италию, где вместе с Байроном приветствовал карбонариев. Я посвятил себя литературе, искусству. Я считал себя романтиком, но на самом деле был ярким представителем реализма. Аналитичность - вот что было главным. «Прогулки по Риму», «История живописи в Италии», «Расин и Шекспир», «Арманс», «Красное и черное».А еще напряженная работа во французском консульстве.

      В 1842 я отправился по делам во Францию, где умер от разрыва сердца по дороге в министерство иностранных дел.

  3.Работа над темой урока

-Жюльен Сорель и общество. Конфликт личности и среды. Система образов романа

Этапы биографии главного героя. Фронтально-групповая работа:

(Класс разделен на группы. Учащиеся получили предварительные задания)

1 ряд - Верьер.

А) Дайте общую характеристику обитателей города Верьера. (тирания общественного мнения)

Б)Охарактеризуйте представителей разных социальных слоев: господ де Реналь, Вально, семейство Сореля, кюре Шелана.

В)Сделайте вывод об общественном положении названных персонажей, их личных качествах, жизненных притязаниях и отношении к людям других сословий.

2 ряд - Безансонская духовная семинария

А)Расскажите об атмосфере, царившей в семинарии

Курсовые, контрольные, студенческие работы

(подозрительность, наушничество, зависть, подсиживание).

Б)Дайте характеристику отдельных персонажей: аббата Пилара, аббата Кастанеды, привратника, некоторых семинаристов.

3 ряд-Париж. Высшее аристократическое общество

А) Охарактеризуйте в целом представителей высшего аристократического общества, собиравшихся в доме маркиза де Ла-Моля.

Б) Дайте характеристику маркиза де Ла-Моля, его дочери Матильды, Норбера, представителей молодого поколения.

В) Каковы отличительные черты описанного Стендалем аристократического общества? (Высокомерие, пресыщенность, скука, «гнет морального удушья»)

4.Подведение итогов урока.

Беседа с классом:

-В чем актуальность проблем, затронутых в романе?

-Какие нравственные уроки вы вынесли, изучая данное произведение? (Выбор жизненного пути зависит от морального закона совести; ответственность человека за свое поведение; достоинство человека проявляется в умении бороться с обстоятельствами, в умении побеждать в себе раба, в активном участии в жизни; в человеке должны побеждать здоровые моральные начала)

Слово учителя: Судьба Жюльена Сореля складывалась в тесной взаимосвязи с историческим временем периода Реставрации. Поклонник Наполеона, «человек 93-го года» обречен на расчет и лицемерие. Цвет удачи изменился: чтобы выиграть, нужно ставить на черное. И юноша, мечтая о славе, поставлен перед выбором: остаться никем, или самоутвердиться, одев мундир своего времени-монашью рясу. Жюльен отворачивается от друзей и служит тем, кого ненавидит, сторонник революционеров рвется в аристократическое общество, имея пытливый ум поддакивает дуракам. С девизом «каждый за себя» бросается в бой с жизнью. Умирает гордо и достойно - все конфликты решены, все точки расставлены.

       Подобно литературным героям человек часто стоит перед выбором: как достичь цели, все ли способы хороши, чего я достоин?

5. Ваше домашнее задание: написать сочинение-миниатюру

«Мой выбор» или написать эссе «Цели моего жизненного пути»