Конспект урока. Тема: Стендаль «Красное и черное» Нравственные уроки романа.
Цели: раскрыть трагедию Жюльена Сореля; продолжать развивать умение анализировать художественные образы, обобщать, делать выводы, высказывать и аргументировано отстаивать собственное мнение; продолжать воспитывать стремление к проявлению творческих способностей, любовь к литературе, культуру речи.
Роман-зеркало, с которым идешь по большой
дороге. То оно отражает лазурь небосвода, то
грязные лужи и ухабы. Идет человек, взвалив
на себя это зеркало, а вы этого человека об-
виняете в безнравственности!
Ф. Стендаль
Ход урока
1.Организационный момент
2.Мотивация учебной деятельности
Выступление учащегося, который представляет Стендаля, выступает от его имени.
-Да, да, вы нисколько не ошиблись, это именно я - Фредерик Стендаль(Анри Бейль) родился я в Гренобле в семье адвоката. Мать умерла, когда мне было 7 лет, воспитанием занималась тетка и отец, но отношения не сложились. Зато настоящего друга и наставника я нашел в лице деда, который был ярым поклонником просветителей. Отец же решил доверить мое воспитание католическому аббату, педагогическое искусство которого привело к тому, что я возненавидел церковь и религию. Закончив школу я отправился в Париж, чтобы продолжить обучение, но наполеоновский переворот полностью изменил мои планы - я вступил в армию и отправился в военные походы. Италия, Германия, Россия…Я видел как горела Москва.
Я видел кровь и страдания, понял всю безнравственную сущность войны.
Свои впечатления о войне я описал в романе «Пармская обитель». «Я пал с Наполеоном в 1814 году, но лично мне это падение доставило только удовольствие».И все же в моих глазах Наполеон остался сыном революции.
Я протестовал против возвращения Бурбонов, я отправился в Италию, где вместе с Байроном приветствовал карбонариев. Я посвятил себя литературе, искусству. Я считал себя романтиком, но на самом деле был ярким представителем реализма. Аналитичность - вот что было главным. «Прогулки по Риму», «История живописи в Италии», «Расин и Шекспир», «Арманс», «Красное и черное».А еще напряженная работа во французском консульстве.
В 1842 я отправился по делам во Францию, где умер от разрыва сердца по дороге в министерство иностранных дел.
3.Работа над темой урока
-Жюльен Сорель и общество. Конфликт личности и среды. Система образов романа
Этапы биографии главного героя. Фронтально-групповая работа:
(Класс разделен на группы. Учащиеся получили предварительные задания)
1 ряд - Верьер.
А) Дайте общую характеристику обитателей города Верьера. (тирания общественного мнения)
Б)Охарактеризуйте представителей разных социальных слоев: господ де Реналь, Вально, семейство Сореля, кюре Шелана.
В)Сделайте вывод об общественном положении названных персонажей, их личных качествах, жизненных притязаниях и отношении к людям других сословий.
2 ряд - Безансонская духовная семинария
А)Расскажите об атмосфере, царившей в семинарии
Курсовые, контрольные, студенческие работы
(подозрительность, наушничество, зависть, подсиживание).
Б)Дайте характеристику отдельных персонажей: аббата Пилара, аббата Кастанеды, привратника, некоторых семинаристов.
3 ряд-Париж. Высшее аристократическое общество
А) Охарактеризуйте в целом представителей высшего аристократического общества, собиравшихся в доме маркиза де Ла-Моля.
Б) Дайте характеристику маркиза де Ла-Моля, его дочери Матильды, Норбера, представителей молодого поколения.
В) Каковы отличительные черты описанного Стендалем аристократического общества? (Высокомерие, пресыщенность, скука, «гнет морального удушья»)
4.Подведение итогов урока.
Беседа с классом:
-В чем актуальность проблем, затронутых в романе?
-Какие нравственные уроки вы вынесли, изучая данное произведение? (Выбор жизненного пути зависит от морального закона совести; ответственность человека за свое поведение; достоинство человека проявляется в умении бороться с обстоятельствами, в умении побеждать в себе раба, в активном участии в жизни; в человеке должны побеждать здоровые моральные начала)
Слово учителя: Судьба Жюльена Сореля складывалась в тесной взаимосвязи с историческим временем периода Реставрации. Поклонник Наполеона, «человек 93-го года» обречен на расчет и лицемерие. Цвет удачи изменился: чтобы выиграть, нужно ставить на черное. И юноша, мечтая о славе, поставлен перед выбором: остаться никем, или самоутвердиться, одев мундир своего времени-монашью рясу. Жюльен отворачивается от друзей и служит тем, кого ненавидит, сторонник революционеров рвется в аристократическое общество, имея пытливый ум поддакивает дуракам. С девизом «каждый за себя» бросается в бой с жизнью. Умирает гордо и достойно - все конфликты решены, все точки расставлены.
Подобно литературным героям человек часто стоит перед выбором: как достичь цели, все ли способы хороши, чего я достоин?
5. Ваше домашнее задание: написать сочинение-миниатюру
«Мой выбор» или написать эссе «Цели моего жизненного пути»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasnoe_i_chyornoe.docx | 15.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока.
Тема: Стендаль «Красное и черное»
Нравственные уроки романа.
Цели: раскрыть трагедию Жюльена Сореля; продолжать развивать умение анализировать художественные образы, обобщать, делать выводы, высказывать и аргументировано отстаивать собственное мнение; продолжать воспитывать стремление к проявлению творческих способностей, любовь к литературе, культуру речи.
Роман-зеркало, с которым идешь по большой
дороге. То оно отражает лазурь небосвода, то
грязные лужи и ухабы. Идет человек, взвалив
на себя это зеркало, а вы этого человека об-
виняете в безнравственности!
Ф. Стендаль
Ход урока
1.Организационный момент
2.Мотивация учебной деятельности
Выступление учащегося, который представляет Стендаля, выступает от его имени.
-Да, да, вы нисколько не ошиблись, это именно я - Фредерик Стендаль(Анри Бейль) родился я в Гренобле в семье адвоката. Мать умерла, когда мне было 7 лет, воспитанием занималась тетка и отец, но отношения не сложились. Зато настоящего друга и наставника я нашел в лице деда, который был ярым поклонником просветителей. Отец же решил доверить мое воспитание католическому аббату, педагогическое искусство которого привело к тому, что я возненавидел церковь и религию. Закончив школу я отправился в Париж, чтобы продолжить обучение, но наполеоновский переворот полностью изменил мои планы - я вступил в армию и отправился в военные походы. Италия, Германия, Россия…Я видел как горела Москва.
Я видел кровь и страдания, понял всю безнравственную сущность войны.
Свои впечатления о войне я описал в романе «Пармская обитель». «Я пал с Наполеоном в 1814 году, но лично мне это падение доставило только удовольствие».И все же в моих глазах Наполеон остался сыном революции.
Я протестовал против возвращения Бурбонов, я отправился в Италию, где вместе с Байроном приветствовал карбонариев. Я посвятил себя литературе, искусству. Я считал себя романтиком, но на самом деле был ярким представителем реализма. Аналитичность - вот что было главным. «Прогулки по Риму», «История живописи в Италии», «Расин и Шекспир», «Арманс», «Красное и черное».А еще напряженная работа во французском консульстве.
В 1842 я отправился по делам во Францию, где умер от разрыва сердца по дороге в министерство иностранных дел.
3.Работа над темой урока
-Жюльен Сорель и общество. Конфликт личности и среды. Система образов романа
Этапы биографии главного героя. Фронтально-групповая работа:
(Класс разделен на группы. Учащиеся получили предварительные задания)
1 ряд - Верьер.
А) Дайте общую характеристику обитателей города Верьера. (тирания общественного мнения)
Б)Охарактеризуйте представителей разных социальных слоев: господ де Реналь, Вально, семейство Сореля, кюре Шелана.
В)Сделайте вывод об общественном положении названных персонажей, их личных качествах, жизненных притязаниях и отношении к людям других сословий.
2 ряд - Безансонская духовная семинария
А)Расскажите об атмосфере, царившей в семинарии
Курсовые, контрольные, студенческие работы
(подозрительность, наушничество, зависть, подсиживание).
Б)Дайте характеристику отдельных персонажей: аббата Пилара, аббата Кастанеды, привратника, некоторых семинаристов.
3 ряд-Париж. Высшее аристократическое общество
А) Охарактеризуйте в целом представителей высшего аристократического общества, собиравшихся в доме маркиза де Ла-Моля.
Б) Дайте характеристику маркиза де Ла-Моля, его дочери Матильды, Норбера, представителей молодого поколения.
В) Каковы отличительные черты описанного Стендалем аристократического общества? (Высокомерие, пресыщенность, скука, «гнет морального удушья»)
4.Подведение итогов урока.
Беседа с классом:
-В чем актуальность проблем, затронутых в романе?
-Какие нравственные уроки вы вынесли, изучая данное произведение? (Выбор жизненного пути зависит от морального закона совести; ответственность человека за свое поведение; достоинство человека проявляется в умении бороться с обстоятельствами, в умении побеждать в себе раба, в активном участии в жизни; в человеке должны побеждать здоровые моральные начала)
Слово учителя: Судьба Жюльена Сореля складывалась в тесной взаимосвязи с историческим временем периода Реставрации. Поклонник Наполеона, «человек 93-го года» обречен на расчет и лицемерие. Цвет удачи изменился: чтобы выиграть, нужно ставить на черное. И юноша, мечтая о славе, поставлен перед выбором: остаться никем, или самоутвердиться, одев мундир своего времени-монашью рясу. Жюльен отворачивается от друзей и служит тем, кого ненавидит, сторонник революционеров рвется в аристократическое общество, имея пытливый ум поддакивает дуракам. С девизом «каждый за себя» бросается в бой с жизнью. Умирает гордо и достойно - все конфликты решены, все точки расставлены.
Подобно литературным героям человек часто стоит перед выбором: как достичь цели, все ли способы хороши, чего я достоин?
5. Ваше домашнее задание: написать сочинение-миниатюру
«Мой выбор» или написать эссе «Цели моего жизненного пути»