Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе (6-7 лет) с использованием информационных технологий Тема: «Путешествие по озеру Байкал»

Мухина Наталья Анатольевна

Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура».

Цель: Способствовать развитию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой и животным миром Прибайкалья, помочь усвоению словаря по теме.

Цель для детей: Стимулировать с помощью игр и упражнений двигательную, речевую и познавательную активность детей.

Задачи:

Образовательные;

  • Систематизировать и закрепить знания детей о природе Байкала; дать представление об озере Байкал;
  • Обратить внимание детей на красоту природы, вызвать желание бережно относится к ней и ее богатствам;
  • Познакомить с разнообразием животного и растительного мира Прибайкалья;
  • Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях; закрепить понятие взаимосвязи растительного мира и человека.

Развивающие;

  • Развивать способность детей анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи,
  • Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие природы, способность замечать красоту природы;
  • Развивать умение отгадывать загадки;
  • Развивать умение согласовывать слова и действия, общую моторику;
  • Развивать, память, внимание, обоняние, конструктивные способности, умение логически мыслить;
  • Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка;

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе,
  • Обеспечение атмосферы доверия, партнерства.

Методы:

  • Словесные – художественные средства - чтение стихотворения, загадывание загадок, беседы.
  • Наглядные – рассматривание слайдов, показ образца действия.
  • Практические –  движения в соответствии с текстом, конструирование по образцу, определение запаха, составление целого изображения из частей по образцу.
  • Игровые - игра с мячом «Опиши озеро».

Материалы и оборудование: стулья, столы, шар, мультимедийная установка, цифры на стулья, карточки с точками, мяч, разрезанные на части изображения, образцы изображений, поддоны для раздаточного материала, лукошко с грибами, палочки счетные, схема оленя, макет «Заселим Байкал», магнитная доска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_puteshestvie_po_baykalu.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно  образовательная деятельность

в подготовительной группе (6-7 лет)

с использованием информационных технологий

Тема: «Путешествие по озеру Байкал»

Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура».

Цель: Способствовать развитию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой и животным миром Прибайкалья, помочь усвоению словаря по теме.

Цель для детей: Стимулировать с помощью игр и упражнений двигательную, речевую и познавательную активность детей.

Задачи:

Образовательные;

  • Систематизировать и закрепить знания детей о природе Байкала; дать представление об озере Байкал;
  • Обратить внимание детей на красоту природы, вызвать желание бережно относится к ней и ее богатствам;
  • Познакомить с разнообразием животного и растительного мира Прибайкалья;
  • Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях; закрепить понятие взаимосвязи растительного мира и человека.

Развивающие;

  • Развивать способность детей анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи,
  • Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие природы, способность замечать красоту природы;
  • Развивать умение отгадывать загадки;
  • Развивать умение согласовывать слова и действия, общую моторику;
  • Развивать, память, внимание, обоняние, конструктивные способности, умение логически мыслить;
  • Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка;

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе,
  • Обеспечение атмосферы доверия, партнерства.

Методы:

  • Словесные – художественные средства - чтение стихотворения, загадывание загадок, беседы.
  • Наглядные – рассматривание слайдов, показ образца действия.
  • Практические –  движения в соответствии с текстом, конструирование по образцу, определение запаха, составление целого изображения из частей по образцу.
  • Игровые - игра с мячом «Опиши озеро».

Материалы и оборудование: стулья, столы, шар, мультимедийная установка, цифры на стулья, карточки с точками, мяч, разрезанные на части изображения, образцы изображений, поддоны для раздаточного материала, лукошко с грибами, палочки счетные, схема оленя, макет «Заселим Байкал», магнитная доска.

Ход деятельности:

I часть

1. Ребята, вы любите путешествовать?

На чем можно путешествовать?

Вы хотите отправиться в путешествие? Предлагаю совершить наше путешествие на воздушном шаре.

Чтобы в небо нам взлететь,

Нужно правильно нам сесть.

На билет свой посмотри,

Место нужное займи!

- Возьмите билеты. Посчитайте на нем количество точек и найдите на стульчике соответствующую цифру на нужном вам фоне. Занимайте свои места. Садитесь поудобнее.

Шар поднимается,

Путешествие начинается.

II. часть

1. Чтобы узнать, куда мы летим, послушайте стихотворение. Но слушать его я предлагаю с закрытыми глазами. Закройте глазки и представляйте, что я говорю.

А что это такое, такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?

А что это такое, такое золотое,
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?

А что это такое, все время в непокое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо,
А это и не солнце, а озеро Байкал!

(М.Сергеев)

Открывайте глаза и посмотрите, какая красота открылась перед нами

(слайд о. Байкал)

2.Это озеро Байкал. Это самое глубокое и большое озеро на всей планете. Байкал находится на территории России, в Сибири. Край, где расположен Байкал, называют Прибайкальем. Байкал – озеро с самым большим на Земле запасом пресной воды. Это озеро очень красиво.

Давайте попробуем описать его. Для этого поиграем в игру «Опиши озеро». Я буду бросать вам мяч, а вы отвечать на вопрос: Какое озеро?

Проводится игра с мячом.

3. Как вы думаете, кто главные обитатели этого озера? Действительно, рыбы. Давайте посмотрим и узнаем, какие именно рыбы живут в о. Байкал.

(слайды: голомянка, хариус, осетр, омуль, щука)

В озере Байкал насчитывается 52 вида рыб. Самые популярные:  сибирский осетр, таймень, даватчан (красная рыба), сиг, хариус (черный и белый), сорога (сибирская плотва), окунь, щука, елец, сом, сазан, налим, голомянка и омуль.

Посмотрите-ка, кто это там греется на солнышке, единственный представитель млекопитающих Байкала - тюлень или нерпа байкальская, имеющая общего предка с северным тюленем (слайд: тюлень).Ученые предполагают, что нерпа проникла в Байкал из Ледовитого океана по Енисею и Ангаре в ледниковый период. В настоящее время ее численность около 60 тыс. голов. Живет нерпа более 50 лет, за жизнь самка может принести до двух десятков детенышей.

- А кто знает, чем ловят рыбу?

- А вы знаете, как правильно ловить рыбу? (только удочкой, не брать мелкую рыбу, отпускать ее обязательно.) А почему? (ответы детей)

Давайте поиграем с вами в игру: «Поймай рыбку». ( Слайд: рыбы с вопросами)

  • Может ли рыба жить без воды?
  • Чем дышит рыба?
  • Что есть у рыбы? (хвост, плавники, голова, тело и т.д.)
  • Чем покрыто тело рыб?

4.А теперь, ребята давайте совершим небольшую экскурсию по берегу озера. (слайд: Звучит шум воды, крик чаек, рассматриваем иллюстрации растительный мир Байкала). Что вы видите вокруг? Назовите, какие деревья, вы узнали? (ответы детей). Растительный мир Байкала богат различными экзотическими растениями: необыкновенными мхами и лишайниками, душистыми тополями зонтичной формы, настоящей кедровой тайгой, ходячими деревьями с обнаженными корнями. Здесь в основном преобладают хвойные леса. Из их представителей в особом ряду стоит разновидность сибирской ели - ель сибирская голубая.(слайд: ель голубая) От обычной сибирской ели отличается голубой окраской хвои, которая создана наличием сизого воскового налета. Дерево до 30 м высотой, с узкопирамидальной кроной. Так же к хвойным распространенным растениям Байкальского региона относится сосна.(слайд: сосна)

Ребята, а как по-другому можно назвать лес? (слайд:тайга).

А чем отличается лес от тайги?  Правильно. Тайга – это хвойный лес (слайд:ель, пихта, кедр, сосна). Деревья в тайге растут густо, сплошной стеной.

 - Посмотрите, что это за красавиц стоит на нашем пути? Да это Кедр – вечнозеленое могучее и поистине бесценное дерево. Ствол у него толстый ветки пушистые, зеленые и зимой и летом. Живет кедр долго 800 лет. (слайд: кедр)

А как мы назовем лес, где будут расти одни кедры? (ответы детей)

Если в кедровом лесу подольше походить, то можно вылечиться от простуды. Аромат хвои очень целебен. Ребята посмотрите, что лежит под деревом – да это кедровые шишки, а внутри у нее много маленьких орешков. ( слайд: кедровая шишка)

Кедровые орехи очень вкусные и полезные. Осенью, когда поспевают орехи. Люди идут в тайгу за орехами, но не только люди, но и лесные жители любят орехи.

- Как вы думаете, кто самый большой любитель кедровых орешков? (ответы детей).

-А еще кто? Большой любитель кедровых орешков, птица кедровка. ( Звучит пение кедровки, рассматриваем ее на слайде). Кедровка величиной с голубя, грудка у нее пятнистая, а клюв очень крепкий. Шелушит кедровка своим крепким клювом шишки, а орехи под язык кладет. Наберет кедровка орехов и спрячет их в укромном месте, на зиму, на черный день. Бывает, забудет кедровка, где спрятала, а орехи прорастут и вырастут из них новые кедры.

По берегам Байкала встречаются еще такие сказочные странные деревья. (слайд: ходульные деревья) Стволы их находятся очень высоко от поверхности земли. Эти деревья стоят на своих корнях как на ходулях, поэтому называются они ходульными. Эти деревья – один из символов Байкала. Их корни оголили дожди и ветра. Кажется, будто великаны шли куда-то, остановились отдохнуть и скоро двинуться в путь.

Физкультминутка. (слайд)

5. Устали немного, давайте присядем на мягкую зеленую травку. Трава в Прибайкалье не только мягкая, но и полезная. Тут встречается много лекарственных трав. Что значит лекарственные травы? Какие вы знаете? Как ими можно лечиться? А сейчас я вам предлагаю познакомиться с лекарственными травами Прибайкалья. Некоторые вам, возможно, знакомы и вы  определите их название.

Кто знает что это? Это мята. (слайд: мята) Чай с мятой улучшает аппетит, помогает от головной боли, обладает бодрящим действием.

А это знакома вам трава? Ребята, это чабрец. (слайд: чабрец) Его используют для лечения ран, воспалений, а также насморка и кашля.

Вот эта трава пахнет не очень приятно. Узнаете? Это полынь. (слайд: полынь) Несмотря на такой запах, она тоже полезна. Отвары из полыни убивают болезнетворные микробы, улучшают аппетит.

Вот еще одна трава. Она, скорее всего,вам незнакома. Это тысячелистник.(слайд: тысячелистни)  Его растение помогает остановить кровотечение, применяют при укусах насекомыми, ушибах, опухолях.

А какие из этих растений встречаются в нашей местности? Где вы их встречали?

6. Озеро Байкал со всех сторон окружено горами, покрытыми тайгой, где произрастают различные растения, некоторых из них больше нет нигде на планете. Богаты окрестности ягодами.

Давайте выйдем, погуляем и соберем вкусных  и спелых ягод. Чтобы собрать ягоды предлагаю разделиться на группы по четыре человека. Каждая группа подойдет к своему столу и соберет разрезанную на части картинку. Когда вы соберете ее, то увидите, какие ягоды растут около Байкала. Что у вас получилось?

(слайды: голубика, ежевика, морошка, малина, брусника)

7. Проходим дальше, стоит лукошко с грибами, назовите ребята, какие вы знаете грибы? Достаем из лукошка по грибочку и называем их белый гриб, маслята, подберезовик, подосиновик, грузди, рыжики, а также  мухомор, бледную поганку. Какие грибы можно употреблять в пищу, какие нет? (ответы детей).(слайд: грибы)

-А вы знаете, как правильно собирать грибы? А почему? (ответы детей)

8. Рядом с озером Байкал живут разные животные. Отгадайте, какие.

Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(Медведь) (слайд)

У него в полосках спинка,
Хвостик легкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундук,
Прячет в дупла…
(Бурундук) (слайд)

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы?
(Заяц) (слайд)

Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.
(Лиса) (слайд)

Зверёк бурый, неуклюжий,
Он не любит зимней стужи.
До весны в норе глубокой
Посреди степи широкой
Сладко спит себе зверёк.
Как зовут его?

(Сурок) (слайд)

9.  Мы не назвали еще одного обитателя Прибайкалья. Чтобы узнать, кто это, предлагаю вам выложить его изображение по схеме из цветных палочек. Проходите за столы, присаживайтесь. У вас на поддонах лежат палочки, рядом схема. Выложите изображение, используя схему. Кто у вас получился? (Слайд:изображение оленя)

III. часть

«Заселим Байкал».

Перед вами макет Байкала. Какой он простой и безжизненный. Что мы можем сделать, чтобы он не был таким пустым (заселить животными и растениями).

-Каких байкальских рыб вы помните? (омуль, карась, осетр, голомянка, таймень, налим).

-Каких животных помните? (сурок, лиса, заяц, бурундук, медведь, олень).

Какие деревья и растения? ( полынь, кедр, сосна, ель голубая, грибы, ягоды, чабрец, мята и др.).

Вот и подходит к концу наше путешествие. Садимся в воздушный шар и возвращаемся домой(слайд: воздушный шар).