4.5. Наличие реализованных для организаций инициатив, осуществленных во взаимодействии с коллегами
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Чебурашка»
МАСТЕР - КЛАСС
для молодых педагогов
«Волшебница крупа»
Подготовила воспитатель:
Магомедова У.Р.
2022 г
Цель: познакомить педагогов с манипуляциями манкой в работе с детьми дошкольного возраста; развитие мелкой моторики и тактильных ощущений, снятие эмоционального напряжения, повышение интереса к исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с техникой работы с манкой, которую можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста;
2. Способствовать развитию интереса к игре с манкой и введению ее в практическую деятельность.
Здравствуйте коллеги! Предлагаю немного расслабиться. Кто желает, пройдите к столам (8 педагогов).
Сейчас мы будем работать с манкой, который экологически чистый, доступный и абсолютно безопасный в работе с детьми.
1задание: Из общей массы возьмите манку и сделайте кучку. Из кучки создайте блинчик, размером с ваш мизинчик, круглый, ровный блинчик. Представьте, что перед вами тарелка. И нам нужно ее расписать, красиво разными узорами. А расписывать мы ее будем одновременно 2-мя пальчиками мизинчиками и желательно одновременно. Посмотрим, какие у вас узоры получаться. Сложно? Сейчас работают у вас сразу 2 полушария головного мозга.
Вы чувствуете, как меняется ваше отношение к манке. Происходит мотивация доверия к манке.
2 задание: А сейчас из своей тарелки, сделайте квадрат. В реальной жизни кто может сделать квадрат из круга, а с манкой можно.
И в своем квадратике используя только отпечатки пальчиков, нарисуйте образ животного. Потом спросите у соседа, что за животное у вас нарисовано, желательно чтобы он ответил. Попробуйте сделать его узнаваемым, правдоподобным.
Техника «Полушарное рисование манкой»
Упражнения для развития обоих полушарий мозга.
Здесь мы уже будем решать не мотивационные задачи, а больше развивающие упражнения. Много сейчас говорят о балансе правого и левого полушария головного мозга.
Расчистите площадку, и из общей массы вы набираете манку 2-мя руками, таким образом, чтобы она сыпалась из кулачка. После каждого задания расчищайте площадку.
1 задание: нарисуйте одновременно 2 одинаковых круга. Давайте попробуем, редко у кого, получается, четко одинаково нарисовать их.
2 задание: одной рукой вы рисуете круг, а другой квадрат.
3 задание: 2-мя руками соберите манку в кучку. Снова наберите манку в кулачки и нарисуйте одновременно два одинаковых глаза.
4 задание: Посмотрите в глаза соседа и нарисуйте 2-мя руками одновременно его глаза.
5 задание: Нарисуйте два одинаковых цветка, также набирая манку в кулаки, если закончилась манка, набрать ещё. Затем 2-мя безымянными пальцами одновременно прорисуйте контур цветка, чтобы он обозначился.
Проверка на креативность, а креативность – уровень творческой одаренности, способности к творчеству.
Если нарисовали розу, тюльпан, ромашку, то вы – абсолютный стандарт.
6 задание: Нарисуйте два разных цветка двумя руками одновременно и прорисуйте контур двумя средними пальцами.
7 задание: двумя руками одновременно нарисуйте картину «Дом, в котором мне хорошо», затем большими пальцами прорисуйте контур дома.
Техника «Пальчиковые походы» (работы в паре)
Это может быть использовано как для развития мелкой моторики, так и мотивационная техника, здесь выполняются следующие задачи:
1. Исследовательская деятельность;
2. Интерес к манке;
3. Мелкая моторика;
4. Стратегическое мышление.
Из общей массы сделайте кучку, с которой вы сейчас будете работать.
1задание: придумать от 3 до 5 способов перемещения манной массы. Работа по очереди, сначала один показывает способ, потом второй ответный.
Смысл этого – соревнование.
2 задание: придумать по 3 оригинальных способа зарывания разных частей кисти в манку.
Действия по образцу в паре
1 задание: один – ведущий, другой – ведомый. Ведущий делает любые действия с манкой, ведомый в точности повторяет за ведущим.
Задача состоит в том, чтобы четко, в том же ритме повторять все действия ведущего (на это дается 1, 2 минуты, затем меняются).
2 задание: Задача ведущего в паре делать противоположные действия с манкой. Приподнимать – прибивать, движения круговые – прямые, собирать – рассыпать, ускорять – замедлять и т.д.
3 задание: Сделать круг из манки толщиной в мизинец, выбрать 2 – 3 маленькие игрушки (киндер-сюрприз). Показать их партнёру, чтобы он потом смог определить, что это за игрушки. Партнёр закрывает глаза, а мы ставим игрушки в разные места круга манки (за пределами круга не ставить!)
Партнёр с закрытыми глазами отправляется в поход на поиски игрушек. Для этого нужно поставить его пальцы на вход в круг. Задача: микрошагами, используя два пальца, исследовать поле и найти игрушки. Здесь развивается мелкая моторика, чувство пространства, тактильные ощущения, скорость движения, стратегия работы.
Работа с манкой уникальна, она всегда работает на положительное развитие самооценки. Даже если вы не умеете рисовать, у вас получаются удивительные рисунки на манке, а главное здесь не может быть ошибок, и с легкостью можно их исправить.
Такие занятия будут полезны не только ребёнку, но и нам, взрослым. В наше время любой человек испытывает колоссальные нагрузки, переживания, стресс. Манка, обладая приятной текстурой, имеет свойство успокаивать и расслаблять.
Спасибо за внимание! Желаю творческих успехов!
Предварительный просмотр:
Мастер класс на тему:
«Нетрадиционные техники рисования для детей 1,5 – 3 года»
Слайд №2
Цель: повысить уровень мастерства педагогов.
Задачи:
- Ознакомление педагогов с методами и приёмами обучения детей рисованию и лепке в раннем возрасте
- Познакомить с разными техниками рисования; научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании.
Методы и приёмы: репродуктивный, практический, наглядный.
Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, материал для практической деятельности – гуашь разного цвета, альбомные листы, дощечки для лепки, пластилин, кисти для рисования, ватные палочки, ёмкости для использованных материалов.
Ожидаемый результат: участники мастер класса получат практические знания о методах и приёмах обучения детей лепке и рисованию; о нетрадиционных техниках рисования и применение их на практике;
1 часть
Актуальность
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Мы предлагаем вашему вниманию мастер-класс, который поможет вам и вашим детям освоить очень веселый, увлекательный и полезные виды деятельности - рисование и лепку, а также нетрадиционные способы рисования с помощью пальчиков и ладошки.
Как известно многим взрослым, осознанные движения пальцами рук приводят к активизации речевой деятельности. Чем больше этому уделяется внимание в период, когда ребенок начинает говорить, тем быстрее идет процесс постановки речи. Рисование способствует эстетическому восприятию мира и усилению речевой активности.
Создавая изображения, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями. У ребенка развивается фантазия, пространственное и образное мышление.
При рисовании работают обе руки. Такие нехитрые творческие упражнения особенно важны для леворуких детей, так как они ненавязчиво стимулируют полноценное развитие правой руки.
Нетрадиционные техники рисования.
Специалисты также советуют обратить внимание на нетрадиционные техники рисования.
Рисование нетрадиционными способами —это прекрасная возможность научить ребенка применять в качестве художественных материалов хорошо знакомые предметы. Рисование нетрадиционными способами похоже на веселую игру, но в результате получаются самые настоящие шедевры.
Для начала работы нужно создать фон для рисования. Создаём фон при помощи техники "рисование мятой бумагой".
- Начинаем с подготовки краски. Наносим на лист бумаги две краски (желтую и зеленую).
- Затем нужно показать детям, как размазать краску с помощью мятой бумаги. Занимаясь этим, ребёнок заметит, как изменяются цвета, если их смешивать.
- Детям даются готовые листы с краской и лист, смятый в комок.
- Дети приступают к работе.
- Промакиванием комочков на бумагу создаем задуманный фон.
- Дадим краске высохнуть. Все просто и легко.
Уважаемые коллеги, как вы думаете, что можно еще нарисовать при помощи такой техники? (ответы педагогов)
Слайд №3,4,5
Наш фон уже готов. Далее мы можем применить другую технику для рисования - простой оттиск ладошкой.
- Возьмём яркий цвет, например, оранжевый или желтый.
- Смочим кисточку в воде и прокрасим полностью всю ладошку: и пальцы, и внутреннюю часть.
- Затем придавим ладошку к листу, нужно надавить полностью сверху и аккуратно снять руку.
Останется оттиск самой ладошки и пяти пальчиков. При этом, когда будете наносить рисунок, большой палец нужно отставить в сторону, а остальные пальцы пусть смотрят вверх.
И перед вами фигура, которая похожа на какой-то объект: птицу, животное или растение. Что же это может быть? И какой цвет краски использовать выбираем сами.
Рисование ладошками – это уникальный способ создания рисунков, который подойдет для самых маленьких деток. И для работы можно использовать любые краски.
Слайд №6
А как вы думаете, что можно еще нарисовать при помощи такой техники? (ответы педагогов)
Сегодня мы будем рисовать петушка. Большой палец нужно превратить в голову петушка, а остальные пальцы – его крылышки.
Нарисуем точку темного цвета при помощи ватной палочки – глаз. Еще один метод рисования – тычок, в данном случае ватными палочками. Ватные палочки могут стать превосходными кисточками. Также ватными палочками мы можем нарисовать ноги петушку.
Дорисуем петушку гребешок с бородкой и хвостик, применяя технику рисования пальцами.
Слайд №7
Прекрасные работы можно сделать, используя отпечаток пальца. Для этой работы подойдут раскраски из книжек – мишки, зайчики, цыплята - в общем что-то пушистое. Рисунок должен быть крупным, без мелких деталей. Макайте пальчик в краску и прикладывайте к рисунку.
Опускаем в гуашь пальчик и наносим точки, пятнышки. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираем салфеткой, затем гуашь легко смывается. Учить детей рисовать пальцами нужно начинать с одного цвета: дать возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.
Позднее можно учить детей рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими синхронно (например «новогоднюю мишуру», «салют»), что отлично развивает координацию.
По желанию можно дополнить рисунок, например: нарисовать зернышки ватными палочками или пальчиками, нарисовать цветы и т.д.
Превосходными кисточками могут стать ватные палочки, которые могут превратиться в ягоды, листья. Дети будут гордиться своими рисунками, которые сделали сами.
Техника рисования пальчиками схожа по способу получения изображения с техникой рисования ватными палочками.
Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.
Слайд №8
На этом наш мастер – класс подошел к концу, всем спасибо и творите вместе с детьми!
Заключительная часть.
Памятки всем участникам мастер-класса.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Чебурашка»
Семинар – практикум для воспитателей
«Развитие речи младших дошкольников с использованием игровых технологий».
Разработала: воспитатель
Магомедова Умугайват Рамазановна
г. Когалым, 2023 г.
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми.
Задачи:
- Познакомить педагогов с эффективными методами использования игровых технологий в жизни ребёнка.
- Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; дыхательной; релаксационной; пальчиковой гимнастики; игрового массажа и самомассажа.
Семинар - практикум свой мне хочется начать с высказывания Василия Александровича Сухомлинского
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Без игры нет, и не может быть полноценного развития”.
Актуальность
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, компьютеры, планшеты, вместо живой бабушкиной сказки – аудиосказка с магнитофона или диски с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен.
Работая с современными детьми, сталкиваясь с проблемой недостаточно развитой речи детей, а также постоянным поиском средств, облегчающих процесс усвоения детьми нового материала, я очень заинтересовалась этой темой и решила глубже выяснить, как использование игровых технологий помогает ребенку младшего дошкольного возраста для развития речи.
На первый взгляд, игровая деятельность дошкольников довольно избитая тема, изученная вдоль и поперек. Но я считаю, что раз игровая деятельность – это ведущий вид деятельности дошкольников, и по ФГОС мы, воспитатели, должны воспитывать, обучать, развивать детей именно в игре, то эта тема будет важна и актуальна всегда.
Считаю, что использование игровых технологий на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, развиваются все компоненты речи.
Понятие игровые технологии
Цель игровых технологий в младшем дошкольном возрасте обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность развития речи, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Виды игровых технологии Слайд№6
В своей практической деятельности я применяю вид игровых технологий - упражнения
Виды упражнений, используемые мною для развития речи детей:
Слайд №7
- Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.
- Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо – эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.
Игра-упражнение «Машина» Цель: обучение постепенному выдоху воздуха Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.
3.Релаксационная гимнастика–снимает психическое и физическое напряжение. Проводится в любое время в течение дня. Продолжительность 1 – 7 минут.
"Тишина"
- Тише, тише, тишина! Разговаривать нельзя!
Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать
И тихонько будем спать.
"Кукушка"
Дети лежат на ковре, с закрытыми глазами. «Тихо, тихо стало вдруг. Солнышко уснуло. Одуванчик спит давно, и кузнечик тоже. А кукушке все равно, спать она не может. Все ку-ку-ку-ку, за окошком вторит. Отдохну и я немножко, а теперь взгляну в окошко.
Тропинка.
По тропинке мы шагаем
И в ладошки ударяем: хлоп-хлоп-хлоп!
А теперь домой пойдем
И немножко отдохнем.
Ходьба в разных направлениях с хлопками сменяется покоем. Дети садятся на стульчики, спокойно сидят в течение 1-2 минут.
4.Слайд №11 Пальчиковая гимнастика - позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок.
Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у ребенка. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития: развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров. Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Попробуем и мы с вами поиграть в такие игры (совместно с педагогами проводится игротренинг).
Что за хруст? (переплетаем пальцы рук) Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой) Как же быть без хруста Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан) Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони) Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга) Мы капусту солим, солим… (щепотками) Мы капусту жмем, жмем, (сжимаем и разжимаем кулаки)
5. Игровой массаж и самомассаж - позволяет стимулировать рост нервных клеток, развитие мелкой моторики, а также помогает наладить эмоциональный контакт и снять напряжение. В несколько игр мы с вами поиграем. Слайд 12
Игры с сыпучими материалами
Игры с прищепками. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) «Сильно кусает котенок - глупыш. Он думает это не палец, а мышь, (смена рук) Но я же играю с тобою, малыш А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! » (силуэт-прищепка)
Подвижно – речевые игры. Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря – вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи разнообразных подвижно – речевых игр.
Игры подражание Подражание имеет большое значение в развитии личности ребенка. Через подражание и взаимодействие он открывает для себя окружающий мир. Малыш не просто копирует чужое поведение, но и учится воспринимать себя в этом мире.
Игры на подражание – важная часть общения и начало взаимодействия между взрослыми и детьми. При проведении игры включите свои актерские способности, старайтесь выразительно проговаривать стихи с соответствующими интонациями и мимикой.
Релаксация - «Волшебный цветок добра»
Положите «цветок Добра» и хорошее настроение на обе ладони. Почувствуйте, как он согревают вас: Ваши руки ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья и радости. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас теплое, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой уходя отсюда. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами. Откройте глаза. Посмотрите по сторонам улыбнитесь друг другу. Пошлите мысленно друг другу добрые мысли.
Итог. Завершающее упражнение "Благодарю! " Дорогие педагоги, предлагаю каждому участнику семинара практикума мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и говорят БЛАГОДОРЮ! Психологический смысл упражнения позволяет завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте. Итог: Таким образом, приоритетным в работе с детьми по развитию речи являются игровые технологии, которые включают в себя не только комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, но и дают ребёнку возможность обрести уверенность в себе, улучшить результаты коррекции речи.
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Мастер класс на тему:
«Рисование и лепка в первой младшей группе»
Цель: повысить уровень мастерства педагогов.
Задачи:
- Ознакомление педагогов с методами и приёмами обучения детей рисованию и лепке в раннем возрасте
- Познакомить с разными техниками рисования; научить сочетать на практике несколько методов в рисовании и лепки.
Методы и приёмы: репродуктивный, практический, наглядный.
Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, материал для практической деятельности – гуашь разного цвета, альбомные листы, дощечки для лепки, пластилин, кисти для рисования, ватные палочки, ёмкости для использованных материалов.
Ожидаемый результат: участники мастер класса получат практические знания о методах и приёмах обучения детей лепке и рисованию.
1 часть
Вступительное слово.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Мы предлагаем вашему вниманию мастер-класс, который поможет вам и вашим детям освоить очень веселый, увлекательный и полезные виды деятельности- рисование и лепку, а также нетрадиционные способы рисования с помощью пальчиков и ладошки.
Как известно многим взрослым, осознанные движения пальцами рук приводят к активизации речевой деятельности. Чем больше этому уделяется внимание в период, когда ребенок начинает говорить, тем быстрее идет процесс постановки речи. Рисование способствует эстетическому восприятию мира и усилению речевой активности.
Создавая изображения, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями. У ребенка развивается фантазия, пространственное и образное мышление.
При рисовании работают обе руки. Такие нехитрые творческие упражнения особенно важны для леворуких детей, так как они ненавязчиво стимулируют полноценное развитие правой руки.
Для начала рассмотрим задачи и методику обучения рисованию и лепке.
Рисование:
- Вызвать интерес к процессу рисования как деятельности дающей результат;
- Познакомить с материалами для рисования (карандаши, краски) и приёмами пользования ими;
- Научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;
- Научить приёмам проведения прямых, округлых и замкнутых форм.
- Знакомство с цветом;
- Овладение техническими навыками: правильно держать карандаш, кисть; набирать краску, а лишнюю убирать о край банки, промывать кисть и осушить её о тряпочку.
Материал даётся с поэтапным усложнением. Закрепление определённых навыков идёт на протяжении всего года. Освоение изобразительных умений начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий. Сначала при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем (ниточки к шарикам), нарисованная часть предмета определяет направление линии, длина которой может быть различной. Затем детям предлагается самостоятельно проводить линии в указанных направлениях на основе восприятия различных предметов.
Сложным является – овладение рисованием округлых линий и замкнутых форм, что требует умения подчинять руку точному движению и контролю зрения. В изображении округлых форм не требуется точная передача правильного круга, хотя и рисуют мячи, шары. Под округлой формой понимается изображение, приближающееся к кругу, т.е. образование замкнутойлинии не имеющей углов.
Задача ознакомление детей с цветом решается при рисовании красками, так как краска оставляет яркий след, пятно, которые легко ассоциируется с цветом предмета в жизни. Чтобы цветправильно воспринимался детьми, он должен быть дан в контрастном сочетании с фоном: белые снежинки на синем фоне; желтые или красные огоньки на зелёной ёлке.
Главным принципом обучения детей рисованию является наглядность. Ребёнок должен знать, видеть, чувствовать предмет, явление, которое он будет изображать.
В этом возрасте сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребёнок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему. У ребенка, наблюдающего как создаётся рисунок, развивается способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Одного подражания недостаточно для развития способности самостоятельно мыслить, изображать, свободно использовать приобретённые навыки, поэтому приёмы также усложняются.
Слово, подкреплённое наглядным материалом, поможет ребёнку проанализировать увиденное, осознать и запомнить задание. Но так как у ребёнка этого возраста недостаточно развита память им нужно лично каждому объяснить задание. К концу года детям не требуется дополнительных объяснений, они могут рисовать самостоятельно, пользуясь приобретёнными навыками.
На обучение детей положительное влияние оказывают игровые моменты, такое включение делает предмет живым, близким и интересным.
К концу года полезно давать детям работать самостоятельно по замыслу. Такая форма создают предпосылку для творческой деятельности.
Лепка
- Формирование интереса к лепке;
- Познакомить со свойствами материала;
- Учить правильно пользоваться глиной и пластилином;
- Помочь овладеть техническими приёмами: от большого куска отрывать небольшие, раскатывать, соединять их;
- Научить создавать простейшие формы – цилиндры – палочки, шары, диски. На основе которых дети смогут выполнять более сложные поделки баранки, пирамидки и т.д.
Обучение начинается не с изображения предмета, а с отрывания от комка небольших кусочков и снова соединять их в комок, раскладывать их на доске и раскатывать между ладонями. Таким образом, дети знакомятся со свойствами материала.
Сначала они учатся изображать цилиндрическую форму – столбик, палочка.
Следующий этап – научить изображать шаровидные формы – шарик, мяч, апельсин.
Когда дети освоят изображение шара, они учатся лепить диск – лепёшка, печенье.
На каждом этапе обучения нужно добиваться четкости формообразующего движения рук.
Воспитатель медленно показывает необходимые действия с материалом, поясняет, что делает. Приёмы обучения носят наглядно действенных характер. Воспитатель все время объясняет свои действия (положу шарик на ладонь, прикрою его другой ладонью, а потом сожму его между ними – получилась лепёшка). Воспитателю нужно постоянно обращать внимание детей на образность изображаемого предмета (мячик круглый его можно катать по доске; столбик длинный и ровный; если все вылепленные столбики поставить на доске, то получится забор). Занятия лепкой должны активизировать детское мышление (что получится если к шарику прикрепить столбик), если дети затрудняются воспитатель подсказывает и демонстрирует предмет. Вопросы могут ставиться и подругому, у меня есть шарик и столбик что нужно сделать, чтобы получилась погремушка). Для развития самостоятельности в решении темы можно каждому ребёнку предложить знакомые готовые формы: два шарика (большой и маленький), диск и два столбика. Дети рассматривают вместе с воспитателем, определяют название (шар лепешка, столбик) и начинаю лепить из этих форм по выбору, а воспитатель направляет детей на правильное, интересное использование форм.
Таким образом, все приёмы обучения направлены на развитие сообразительности и умственной активности, на овладение элементарными техническими и некоторыми изобразительными умениями. Каждое занятие нужно построить так, чтобы вопросы помогали детям выработать самостоятельность. Необходимо включать игровые моменты и ситуации.
В работе с детьми третьего года жизни используются занятия, которые условно можно разделить на 4 вида:
1 вид - знакомство с изобразительными материалами. Проводятся не более 1-2 раз с каждым новым материалом. На этих занятиях воспитатель рисует или лепит сам. Если дети изъявили желание действовать с тем или иным материалом, то им предоставляется такая возможность.
Как проводить такие занятия?
Вначале привлекается внимание к новому изобразительному материалу.
- Дети, заканчивайте игру я покажу вам что-то очень интересное. Подождите несколько минут. Когда к вам подойдет часть детей, вы сразу садитесь за стол и достаёте изобразительный материал. Не торопитесь называть его, а подождите, если дети не назовут, вы сделаете это сами. Затем вы приступаете к работе с этим материалом, комментируя свои действия.
2 вид - направлен на развитие интереса и желания рисовать самому тем или иным изобразительным материалом. Для достижения этой цели воспитатель создаёт изображения лично для каждого ребёнка. Проводится до тех пор, пока все дети по собственному желанию не начнут действовать самостоятельно.
Здесь демонстрируются способы работы с изобразительными материалами, подробно комментируя свои действия. По окончании работы торжественно вручайте подарки каждому ребёнку.
3 вид – детям предоставляется возможность выразить своё эмоциональное состояние. На этих занятиях ребёнок рисует то, что он хочет и сколько хочет.
На столе размещаются изобразительные материалы,и предлагаете всем желающим полепить или порисовать. Руководить работой не следует. Проводятся еженедельно, а в адаптационный период ежедневно.
Занятия 4 вида постепенно подводят детей к тому, чтобы дети добивались поставленной перед ними цели и достигали её. Такие занятия проводятся в течение всего года.
Используются различные изобразительные материалы. Вначале ставится задача привлечь детей к действию с ними. После того как дети изобразят что-либо вы должны похвалить и поинтересоваться тем, что именно он нарисовал или слепил Получив ответ нужно поблагодарить ребёнка и обязательнопохвалить. Затем вы можете более детально обсудить содержание рисунка: где он видел такую машину или муравьёв кто на ней ездит и где они бегали и какими они были. Или спросив у ребёнка разрешения, постарайтесь угадать, что это такое. После этого поинтересуйтесь, где у этого объекта какая-либо выразительная деталь (где у колобка глазки; у машины колёса) и предложите ребёнку дорисовать.
Заключительная часть.
Памятки всем участникам мастер-класса.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Чебурашка»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие»
на тему
«Как мы солнышко искали»
для детей первой младшей группы (2 – 3 лет)
Разработала: воспитатель
Магомедова Умугайват Рамазановна
г. Когалым, 2023 г.
Возрастная дошкольная группа: первая младшая группа (дети 2-3 лет).
Тема: «Как мы солнышко искали»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: Закрепить:
-умение сравнивать и соотносить предметы по величине с помощью развивающей игры В.Воскобовича;
-умение узнавать в игрушках диких животных (заяц, медведь, еж).
Задачи:
Образовательные:
-Упражнять в определении предметов контрастных размеров и обозначать их в речи (большой фонарик, маленький фонарик);
-Закрепить знание о цвете (зелёный);
-Учить проговаривать и повторять слова и фразы, использовать в речи предлоги (на, за, под) и отвечать на вопросы.
Развивающие:
-Развивать крупную и мелкую моторику, тактильные и осязательные анализаторы;
-Развивать творческие и сенсорные способности детей;
-Упражнять в умении одеваться и раздеваться (игра-имитация).
Воспитательные:
-Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться и прощаться, употреблять слова «спасибо» и «пожалуйста»;
-Воспитывать интерес к познавательной деятельности.
Формы организации: подгрупповая.
Виды детской деятельности: коммуникативная, речевая, игровая, познавательная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.
Формы реализации детских видов деятельности:
∙ беседа;
∙ игра;
∙ музыкально-ритмические движения.
Место проведения: группа.
Методы и приемы:
Наглядный: мягкие игрушки животных (заяц, еж, медведь).
Словесный: аудиозапись детской песенки «Пробуждение солнышка», вопросы к детям, проблемная ситуация, ответы детей.
3.Практический: игровое задание «Зажги фонарик» (развивающая игра В.Воскобовича «Фонарики»).
4.Игровые: пальчиковая гимнастика, физминутка, игра – имитация.
Словарная работа:
Обогащение и закрепление словаря: фонарик, солнышко, зайчик, медведь, еж, лес, ёлка, дерево, пенёк, бревнышко.
Активизация словаря: «здравствуй», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста».
Оборудование или материал к НОД:
-Телевизор;
-Атрибуты для декорации группы: елки, деревья, пенёк, куст, скамейка - брёвнышко;
-Мягкие игрушки: зайчик, ежик, медведь;
Демонстрационный материал: фонарики.
Раздаточный материал: развивающая игра В.В. Воскобовича «Фонарики» - на каждого ребёнка по два «фонарика».
Предварительная работа совместно с родителями (законными представителями):
-Чтение и обыгрывание с детьми стихов и потешек;
-Рассматривание игрушек животных (мягких и пластмассовых), нахождение характерных особенностей и отличий;
-Рассматривание предметных и сюжетных картин с изображением животных;
-Разучивание песенки «Пробуждение солнышка»;
-Дидактические игры: «Кто что ест?» (на определение действий), «Какого цвета?» (на определение цвета), «Угадай, кто это?» (на определение названий животных),
«Кто как кричит?» (угадывание по голосу животное, птицу), знакомство с развивающими играми В.В.Воскобовича.
Планируемый результат:
- Дети соотносят предметы по величине;
- Дети знают зелёный цвет;
- Дети узнают в игрушках медведя, зайца, ежа;
-Дети отвечают на вопросы;
-Дети вступают в диалог с воспитателем;
-Дети активны, эмоциональны, проявляют интерес к содержанию занятия.
Технологическая карта НОД
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Время |
I этап Организационный
| Создает атмосферу психологической комфортности и безопасности. Обращает внимание на оформленный в группе уголок леса. -Ребята, хотите в лес пойти погулять? -И я хочу! -Чтобы нам не замерзнуть в лесу, нужно одеться. Давайте наденем:
-Вот мы и оделись. -Теперь можно и в лес идти. -Вот мы шли, шли, шли и в лес пришли. | Играют в группе.
Обращают внимание на воспитателя. Проявляют интерес к предстоящей совместной деятельности.
Повторяют за воспитателей (имитируют «одевание»), проговаривают действия.
Идут за воспитателем. | 0,5 мин |
II этап Основной
| -Куда мы пришли, ребятки? -Давайте скажем вместе - лес! -Посмотрите, как здесь красиво! -Таня, скажи - лес. Спрашивает 2-3 детей.
Обращает внимание на пенёк, накрытый тканью. -Посмотрите, что это? (пенёк) -Давайте все вместе скажем - пенёк. -А теперь Рома повтори? Спрашивает 2 детей. -Кто-то на пеньке сидит, спрятался? -Давайте посмотрим, кто это? Открывает ткань. -Кто это? Давайте все вместе скажем - зайчик. Зайчик на чём сидит? Спрашивает 2-3 детей. -Давайте громко поздороваемся с зайчиком. -Таня поздоровайся с зайчиком. Спрашивает 2-3 детей. | Актуализация имеющихся знаний. В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы (допускаются хоровые ответы, высказывания).
Открывают ткань.
Узнают в игрушке зайчика.
Называют его. Здороваются с зайчиком.
Повторяют (на пеньке).
| 4,5 мин |
-Зайчик, почему ты грустный? -Зайчик сказал, что он грустный, потому, что в лесу нет солнышка и ему темно и страшно! -А ещё зайчик сказал, что у него много фонариков, но они не горят, а он не знает, как их зажечь… Предлагает развивающую игру В. Воскобовича «Фонарики» -Не грусти, зайчик, мы тебе сейчас фонарики поможем зажечь! Обращает внимание на мольберт, на котором прикреплены фонарики.
-Посмотрите, ребята и ты зайчик, как я зажгу фонарик. Показывает действия с пособием на мольберте и поясняет: как нужно собирать фонарик: -Я к большому фонарику подберу маленький фонарик. Собирает фонарик. -И к этому большому фонарику я подберу маленький фонарик. -Ребята, кого цвета мои фонарики? -Молодцы!
-Зайчик, а ты сказал, что у тебя много фонариков, где они?
Обращает внимание на столы с раздаточным материалом - на столах разложены «Фонарики».
-Ребята, посмотрите, как много на полянке фонариков? Давайте их зажжём. |
Наблюдают за последовательностью выполнения действий воспитателем.
| ||
А теперь, ребята, присаживайтесь и зажгите фонарики для зайчика. Ходит с зайчиком и оценивает работу детей, хвалит. Задаёт вопросы на закрепление цвета и размера.
-Ну вот, зайчик, посмотри, сколько фонариков тебе ребята зажгли! Предлагает посмотреть на фонарики -Теперь тебе будет светло и не будет страшно! -Зайчик говорит «спасибо». -Пожалуйста! -А мы дальше пойдём и солнышко обязательно найдём! -До свидания, зайчик! | Практическая деятельность. Подходят к столам, садятся на стульчики и «зажигают» фонарики (составляют фонарик из двух частей: большой и маленький. зеленого цвета)
Отвечаю на вопрос воспитателя. Садят зайчика на пенёк. Прощаются с зайчиком. | ||
Мы шли, шли, шли и к дереву подошли. -Ребята, что это? Давайте все вместе скажем громко – дерево! -Что это, Дима? -Ребята, а кто это за деревом стоит? (медведь). -Все скажем – медведь! -Скажи, Таня - медведь. Спрашивает 2 детей. -Где медведь стоит? Спрашивает 2-3 детей. -Давайте поздороваемся с медведем. -Медведь, почему ты грустный? -Медведь сказал, что он грустный, потому, что в лесу нет солнышка. | Узнают дерево. Повторяют слова по несколько раз.
Узнают в игрушке медведя. Называют его. Здороваются с медведем. Отвечают (за деревом) | ||
| -Не грусти, медведь, мы с тобой поиграем. Проводит с детьми физминутку.
-Посмотрите, ребята, Мишка улыбается и говорит нам спасибо! -А мы дальше пойдём и солнышко обязательно найдём! -До свидания, Мишка! | Выполняют движения, согласовывая их со словами. «Мишка, лапки подними! Мишка лапки опусти! Мишка, Мишка покружись! А потом земли коснись! И животик свой потри».
Прощаются с медведем. | 0,5 мин |
| Мы шли, шли, шли, к ёлке подошли. -Что это? -Ребята, что это? (Ёлка). -Повторите все – ёлка! -Скажи, Оля - ёлка. -Ребята, а это кто под елкой лежит? -Где лежит ёж? Спрашивает 2-3 детей.
-Ёж, ребята, хочет с нами поиграть.
-Садитесь на брёвнышко, ребята. -Приготовьте пальчики свои. -Покажите мне пальчики.
Пальчиковая игра «Колючий клубок».
Говорит слова и показывает действия.
-Ребята, ёж веселый какой! -Ежик, мы с ребятами солнышко ищем. Ты знаешь, где солнышко искать? -Ребята, ёжик мне на ушко сказал, что нужно песенку про солнышко спеть и солнышко сразу появиться!
Включает видеофрагмент песни «Пробуждение солнышка».
-Ой лады, лады, лады! А мы солнышко нашли! -Как теперь в лесу с солнышком светло и весело стало!
-Давайте поблагодарим ежа, за то, что он нам солнышко помог найти! - Спасибо, ежик! -А, нам пора возвращаться обратно, в детский сад. -До свидания, ёжик! | Отвечают на вопросы. Узнают ёлку. Называют её.
Узнают в игрушке ежа. Называют его. Отвечаю на вопрос воспитателя. Здороваются с ёжиком.
Инсценируют стихотворение при помощи пальцев. Проговаривают с воспитателем слова.
Пальчиковая игра «Колючий клубок» Прощаются с ежом.
Становятся свободно. Выполняют движения, соотнося их с текстом. «Пробуждение солнышка» (сидя на корточках медленно встают, руки вверх) (медленно приседают) (хлопки в ладоши, повороты вправо-влево) (кружатся на месте).
Радуются солнышку.
Благодарят ежа, прощаются с ним. Идут за воспитателем. | 4 мин |
III этап Заключительный Выход из игровой ситуации. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. | -Мы шли, шли и в группу пришли!
-Теперь, ребята, нужно раздеться. Имитирует последовательность раздевания. Снимем: 1. варежки; 2.сапожки; 3.куртку; 4.шапку; 5.кофту; 6.штаны. -Какие вы молодцы! Солнышко нашли! Вам весело, ребята?
Открытый конец занятия: -А мы сегодня с вами возьмём краски и нарисуем солнышко, чтобы у нас в группе всегда было светло и весело!
| Отвечают на вопрос. Последовательно имитируют «раздевание». Проявляют радость.
| 0,5 мин |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Чебурашка»
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности
по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи
тема: «В гости к бабушке в деревню»
(первая группа раннего возраста)
Воспитатель:
Магомедова Умугайват Рамазановна
г.Когалым, 2022 год
Цель: Создание условий для формирования у детей представлений о домашних животных.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей различать и называть домашних животных;
- поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо ав-ав-собака и т.д.);
- расширять запас понимаемых слов.
Развивающие:
- развивать умение понимать слова, обозначающие способы питания (клюют зернышки, лакает молоко и т. д.), голосовые реакции (мяукает, лает, пищит, мычит);
- развивать активность в процессе двигательной деятельности;
- развивать воображение, любознательность, память, мышление детей, зрительное восприятие.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию звуковой выразительности речи: произнесению звукоподражаний;
- воспитывать умение согласовывать движения со словами;
- воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: домик бабушки, будка для собаки, имитация подворья «Курочка и цыплята», «Корова», мягкие игрушки (кошка, собака, цыплята, петушок, курочка, корова),корзина с угощениями, следы кошки.
Музыкальное сопровождение: песенка «Вышла курочка гулять»
Раздаточный: маски для игры «Наседка и цыплята», зернышки для угощения цыплят.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с домашними животными; чтение художественной литературы о домашних животных, заучивание потешек; дидактические игры «Кто как кричит?», «Кто, где живёт?»; игры на закрепление цвета и формы; подвижные игры.
Словарная работа: кошка, собака, мягкая, пушистая.
Методы и приемы:
Наглядные методы – наблюдение, рассматривание.
Практические методы – дидактические игры, ознакомление с домашними
животными, подвижная игра.
Словесный метод – чтение художественных произведений, использование фольклорных материалов, беседа.
Ход организованной образовательной деятельности
Организационный этап
Воспитатель с детьми играют в игру «Строим дом»
(Предлагает детям пройти в группу)
Мотивационно - побудительный этап
Воспитатель: Ребята, смотрите чьи-то следы. Давайте пойдем по следам, и узнаем, кто же их оставил.
(Дети с воспитателем идут по следам и подходят к домику, из домика выходит бабушка).
Бабушка: Здравствуйте, мои дорогие ребята! Как я рада вас видеть.
Воспитатель: Здравствуй бабуля, мы тоже рады видеть тебя.
Бабушка: Проходите, не стесняйтесь
У меня располагайтесь
А живу я не одна…
Воспитатель: Здесь живут ее друзья. Бабуля их кормит, оберегает. Все про них бабуля знает. Бабушка, а мы шли по следам, и следы привели к твоему домику.
Бабушка: А хотите знать, кто оставил следы?
Дети: Да!
Загадывает детям загадку
Мохнатенькая, усатенькая
Молочко пьет, песенки поет.
Воспитатель: Ребята, догадались, кто это?
Дети: Кошка.
Воспитатель: Да, это кошка.
(Бабушка достает игрушку-кошку)
-Ребятки, а кошечка моя добрая. Ее можно погладить.
(Дети гладят кошку).
Воспитатель: Ребята, а кошечка мягкая, пушистая. Давайте споем песенку для кошки.
Киска к деткам подошла
Молочка просила
Молочка просила
Мяу говорила
Воспитатель: Как мяукала кошка?
Дети: Мяу- мяу.
Воспитатель: Угостили молочком
Кисонька поела
Кисонька поела
Песенку запела (Мяу- мяу - мяу)
Воспитатель: Как кошка запела? Давайте споем вместе с кошкой.
Дети: Мяу - мяу - мяу.
Воспитатель: Ребята, а что кошка любит кушать?
Дети: Молоко (Дети повторяют)
Воспитатель: Правильно, давайте угостим кошку молоком.
(Воспитатель берет блюдечко, наливает молоко и угощает кошку).
Воспитатель: Пей кошка молоко!
Бабушка: Спасибо мои дорогие!
Воспитатель: Ребята, вот оказывается по чьим следам мы шли. Это были следы кошки.
Бабушка: Ребята, а хотите узнать, кто у меня еще живет?
Дети: Да!
-Ну - ка отгадайте! (Бабушка загадывает детям загадку)
Сидит, дом сторожит
Громко лает, но не кусает.
Воспитатель: Ребята, догадались кто это?
Дети: Собака
Воспитатель: Правильно собака. (Дети повторяют)
Воспитатель: Давайте вместе скажем, собака.
(Дети подходят к будке с собакой)
Бабушка: Только моя собака спит.
Воспитатель: А давайте разбудим собаку стихотворением.
(Дети вместе с воспитателем читают стихотворение «Умная собака»).
К нам пришла собачка
Умная собачка
С детками играет
Громко, громко лает
Ав - ав- ав!
Воспитатель: Давайте вместе повторим (Дети повторяют «ав-ав-ав»).
- Рианна, как лает собачка? Аиша, повтори.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что собака любит кушать косточку. Давайте угостим собачку косточкой.
(Воспитатель достает косточку, дети угощают собаку)
- Угощайся собачка.
Бабушка: Спасибо, ребята!
Воспитатель: Ой, а кто это тут гуляет? Курочка с цыплятами.
- А цыплятки пищат пи - пи - пи.
- Как пищат цыплята? Давайте вместе повторим. (Дети повторяют «пи-пи-пи»)
Дети: Пи- пи-пи.
Воспитатель: А как курочка зовет своих цыплят? Ко-ко-ко. Давайте вместе повторим (Дети повторяют «ко-ко-ко»)
Дети: Ко-ко-ко!
Воспитатель: А вот и петушок. Петушок крылышками машет и громко кричит ку-ка-ре-ку! Давайте вместе прокричим как петушок (Дети повторяют «Ку-ка-ре-ку»)
Дети: Ку-ка-ре-ку!
Воспитатель:Ребята, а давайте покормим цыплят, но сначала их нужно позвать. Цып - цып - цып! Давайте вместе позовем.
Дети: Цып- цып-цып!
(Воспитатель достает зернышки, показывает детям).
Воспитатель: А вот и зернышки. Возьмем зернышки и покормим цыплят.
(Дети кормят цыплят и проговаривают «цып-цып-цып»).
Бабушка: Какие молодцы, ребятки! Спасибо вам!
Воспитатель: Ребятки, пусть цыплята кушают, а мы с вами поиграем. Вы будете мои цыплятки, а я ваша мама-курочка.
(Дети играют в музыкальную подвижную игру «Вышла курочка гулять».
Бабушка: Ребятки, хотите узнать, кто у меня еще живет?
Дети: Да!
(Бабушка приглашает детей к столу с имитацией подворья «Корова»)
Воспитатель: Ребятки, это же корова! А как мычит корова?
Дети: Му-му-му.
Воспитатель: Давайте вместе повторим му- му- му.
Молочка кому, кому!
Нет полезнее с утра
Выпить чашку молока.
Что бы были все здоровы
Нам дает его корова (Дети повторяют «корова»)
Бабушка: Ребятки, а вы любите молоко?
Дети: Да!
Бабушка: Я хочу вас угостить молочком.
(Подает ведерко)
Воспитатель: Спасибо бабушка!
Бабушка: Пейте на здоровье!
Воспитатель: Ребята, а нам уже пора домой. Давайте скажем бабушке до свидания! И пойдем пить молочко!
(Дети прощаются и уходят).
Предварительный просмотр:
Аттестационное задание № 34
Разработайте конспект (сценарий) занятия/мероприятия в соответствии с выбранной инновационной образовательной программой/ педагогической технологией.
Выполнила:
Магомедова УмугайватРамазановна
(ФИО)
воспитатель
(должность)
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
города Когалыма «Чебурашка»
(место работы)
Пояснительная записка
«…не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству,
мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем.
Только тогда мы узнаём цену этого богатства,
тогда является у нас желание его сохранить,
когда мы из здоровых превращаемся в больных».
Макс фон Петтенкофер
(немецкий учёный) XVIII век.
Современные педагогические технологии, применяемые в детском саду, направлены на реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и осуществляется на основе современных образовательных технологий.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе с ним!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства детского сада (дети, сотрудники, родители
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология портфолио дошкольника и воспитателя;
- игровая технология;
- технология «ТРИЗ» и др.
Я применяю здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Приобщение воспитанника к здоровому образу жизни является приоритетным направлением в деятельности образовательных организаций и каждого педагога. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из важных задач является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, а также обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах, охраны и укрепления здоровья детей.
Следует заметить, что задача по укреплению здоровья детей всегда была и будет на первом месте, ибо это важнейшее условие для полноценного формирования личности т. к. состояние здоровья подрастающего поколения определяет будущее нашего общества. Вырастить здорового ребенка – вот, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учётом возрастных и психологических возможностей детей.
Предлагаю к рассмотрению конспект организованной образовательной деятельности в первой младшей группе по теме «Дорожка для колобка» с применением здоровьесберегающих технологий.
Основная часть
Цель: формирование у детей умения создавать из пластилина простейшие формы.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- учить детей отламывать маленькие комочки пластилина от большого куска;
- закрепить умение раскатывать комочек пластина круговыми движениями ладоней, получая шарик, затем сплющивать комочек на листе, получая камешек;
- закрепить названия основного цвета: синий;
- приучать детей аккуратно пользоваться пластилином;
- создать положительный настрой на работу;
- повысить умственную и физическую работоспособность, предупреждение утомления;
- укреплять физическое и психосоматическое здоровье воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей.
Развивающие задачи:
- продолжать развивать интерес к лепке.
- развивать творческие способности детей;
- развивать сенсомоторную координацию — тактильное, двигательное, зрительное, слуховое;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать интерес к подвижным играм и физических упражнениям.
Воспитательные задачи:
- воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться и прощаться;
- воспитывать доброжелательное отношение к сказочным героям, вызывать сочувствие к нему и желание помочь.
Предварительная работа:
С детьми:
- рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»;
- чтение сказки «Колобок»;
- показ кукольного театра «Колобок», беседа по содержанию;
- рассматривание камешков;
- игры с камешками «Выложи дорожку», «Найди такой же»;
- дидактические игры: «Какого цвета дорожка?» (на определение цвета), «Угадай, кто это?» (герои сказки);
- изготовление заготовок картинок;
- работа по технике рисования «Пластилинография» в условиях детского сада;
- самомассаж рук («Су Джок-терапия»);
- разучивание дыхательных упражнений по методике А.Н.Стрельниковой.
С родителями:
- рекомендации:чтение детям сказки «Колобок»;
- индивидуальная работа с ребенком по технике «Пластилинография» в условиях семьи;
- самомассаж рук («Су Джок-терапия»)в условиях семьи.
Материал и оборудование:
Оборудование: проигрыватель, стол, мольберт.
Демонстрационный материал: игрушка (Колобок), картинка А3 с изображением домика, дорожки и Колобка.
Раздаточный материал: доски для лепки, салфетки для рук, тарелочки для пластилина, пластилин синего цвета, лист А4 с изображением домика, дорожки и Колобка по количеству детей (основа для лепки), массажные мячики (коробочка малая с обозначением «Су Джок-терапия»).
Словарная работа:
Активизация словаря: прилагательными (круглый, румяный, синий); глаголами: покатился, лепить; существительными: колобок, бабушка, дедушка, домик, дорожка.
Обогащение словаря: камешки.
Методы и приемы:
- Словесные: напоминания, пояснения задания, вопросы, поощрения, похвала, художественное слово «Песенка Колобка»;
- Наглядные:рассматривание игрушки и картинки, с изображением Колобка и домика, демонстрация алгоритма работы;
- Игровые: создание игровых ситуаций, подвижная игра «Колобок-румяный бок»;
- Практические: лепка по заданной цели;
- Повышение эмоциональной активности: пальчиковая гимнастика с массажными мячиками «Колобок лепили сами»;
- Обучение и развитие творчества: мотивирование детской деятельности, проблемные ситуации и задачи.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, игровые.
Интеграция образовательных направлений: художественно-эстетическое, физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие.
Виды детской деятельности:
- Игровая: пальчиковаягимнастика с массажными мячиками («Су Джок-терапия»)«Колобок лепили сами»;
- Коммуникативная:проблемная ситуация, беседа, решение образовательных задач;
- Двигательная: подвижная игра «Колобок-румяный бок»,упражнения на профилактику плоскостопия – ходьба по корригирующим дорожкам;
- Музыкальная: песенка «Колобок»;
- Продуктивная: дорожка для колобка;
- Изобразительная: лепка камешек.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, музыкально-художественная, продуктивная.
Ожидаемый результат:
Дети умеют отщипывать маленькие комочки пластилина от большого куска; Дети умеют раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней, получая шарик, затем сплющивать шарик на листе, получая камешек; Дети знают синий цвет; Дети аккуратно пользуются пластилином; Они активны, эмоциональны, проявляют интерес к содержанию занятия; У детей развита мелкая моторика и желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием.
Форма проведения занятия: подгрупповая.
Структура ООД:
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Время |
I этап Организационный | Создает атмосферу психологической комфортности и безопасности. Включает запись музыки из передачи «В гостях у сказки» и напевает песенку «Колобка». Обращает внимание детей на домик. «Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел. Я от зайца ушёл, Я от волка ушёл…» -Ребята, кто это песенку поёт? -Кто это к нам в гости пришёл? -Верно, это колобок! -Давайте с ним поздороваемся! - Здравствуй, Колобок! | Играют в группе. Обращают внимание на воспитателя. Проявляют интерес к предстоящей совместной деятельности. Хоровые ответы. Здороваются с Колобком. - Здравствуй, Колобок! | 0,5 мин |
II этап Основной | -Ребята, посмотрите, какой Колобок! -Какой он круглый, жёлтый, румяный, весёлый! - Какой, Колобок? -Ребята, Колобок хочет с нами поиграть! Подвижна игра «Колобок-румяный бок» Колобок, Колобок, Колобок – румяный бок. По дорожке покатился И к нам в гости прикатился… Обращает внимание на Колобка. -Ой, ребята, посмотрите, Колобок грустный? -Колобок, почему ты такой грустный? - Колобок мне на ушко шепнул, что он загрустил, потому что хочет вернуться к бабушке и дедушке. - Но Колобок не может найти дорожку к дому... -Что же делать, ребята? - Как помочь Колобку вернуться к дедушке и бабушке? -Не грусти, Колобок, мы тебе поможем. -Наши девочки и мальчики сделают дорожку из камешков к домику. Обращает внимание на мольберт с картинкой. -Ребята, посмотрите, какую я сделаю дорожку из камешков для Колобка. Показывает последовательность выполнения лепки камешков и прокладывание их на «дорожку».
-Вот какая у меня дорожка из камешков получилась! -Посмотрите, как много камешков на моей дорожке! Это чтобы Колобок вернулся к дедушке и бабушке! | Актуализация имеющихся знаний. В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы (допускаются хоровые ответы, высказывания). Идут друг за другом, руки на поясе Бег на носочках Садятся на стулья Жалеют Колобка. Взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы (допускаются хоровые ответы, высказывания). Обращают внимание на мольберт с картинкой. Наблюдают за последовательностью выполнения действий воспитателем. Рассматривают образец, выполненный воспитателем. | 7.5мин |
-Ребята, Колобок радуется и хочет с нами поиграть! -Посмотри, Колобок, у нас есть мячики в коробочке! Предлагает детям взять массажные мячики. -Берите по одному мячику и садитесь на коврик. Пальчиковая гимнастика с массажными мячиками 1. «Греем ручки» И.п. – стоя или сидя, руки согнуты в локтях, ладошками к лицу. Вдох. Длительный выдох на руки. 2. «Колобок лепили сами» И.п. – стоя или сидя. Сжимать массажный мячик в одной и другой руке по очереди.Катать мяч между ладонями. (Говорит слова и показывает действия). Колобок лепили сами. Вот так, вот так! Колобок катали сами. Вот так, вот так! 3. «Бросим мяч» И. п. – стоя, мяч в опущенных руках. Поднять руки вверх – вдох. Бросить мяч от груди вперед. При выдохе произносить длительное: «У-х-х-х». -Молодцы, хорошо поиграли! Предлагает сесть детям на свои места за столы. -Вот расселись малыши, до чего же хороши! -Будем сейчас камешки лепить и дорожку мастерить. -А Колобок будет смотреть! Размещает игрушку Колобка в центре стола. -Ребята, возьмите пластилин в ладошки, погрейте его, чтобы он стал мягким. -Какого цвета пластилин? -Пластилин стал мягким? - Теперь из него можно лепить камешки для дорожки. Воспитатель комментирует последовательность выполнения работы детьми. Даёт указания, оказывает индивидуальную помощь. Последовательность лепки.
-Ребята, сколько у вас камешек? Какого цвета камешки? (Закрепление имеющихся знаний детей). | Берут по одному мячику. Садятся на коврик. Повторяют 4-5 раз. Сжимают массажный мячик в одно и другой руке по очереди. Катают мяч между ладонями. Повторяют 4-5 раз. Практическая деятельность. Садятся за столы. Берут пластилин. Хоровые и индивидуальные ответы. Лепят камешки и кладут на дорожку. Выполняют задание. Хоровые и индивидуальные ответы детей. | ||
III этап Заключительный Рефлексия настроения и эмоционального состояния. | -Колобок, посмотри, какие наши ребята, молодцы! - Какие дорожки у них получились хорошие! -Ребята, Колобок очень рад, ему очень понравились дорожки из камешков! -Теперь он точно вернётся к дедушке и бабушке! -Давайте покажем Колобку нашу дорожку и проведём его домой к дедушке и бабушке по нашей дорожке. Упражнения на профилактику плоскостопия – ходьба по корригирующим дорожкам. Идет тропинка через луг, Ныряет вправо, влево. Теперь попрощаемся с Колобком, его бабушка и дедушка ждут. «До свидания, Колобок!» - Что вам понравилось, ребята? - Как мы помогли Колобку? - Из чего лепили камешки? - Какого цвета дорожка получилась! Молодцы, ребята! Выручили Колобка! | Проявляют радость. Показывают свои работы. Идут за воспитателем по корригирующим дорожкам. Прощаются с Колобком. «До свидания, Колобок!» Отвечают на вопрос | 2мин |
Данный конспект занятия соответствует заявленной педагогической технологии. Цели и задачи соответствуют содержанию занятия, выполнялись в единстве с развивающей, образовательной и воспитательной задачах. Решение задач достигается различными методами и приемами. Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдается переход от одного этапа к другому.
Были учтены индивидуальные, возрастные особенности детей. Занятие было наполнено разнообразием приемов и методов работы, прослеживалась их взаимосвязь, обоснованность и соответствие индивидуально-возрастным особенностям детей. Мной была выбрана сюжетная линия занятия, использовался прием привлечения, сосредоточения внимания воспитанников.
Занятие было построено в игровой форме для лучшего усвоения содержания. В простой игровой форме я формировала коммуникативную компетентность воспитанника через включение его в вопросно-ответную деятельность, в диалог по теме занятия, в работе по активизации словарного запаса.
Данное занятие соответствовало требованиям СанПиН. Помещение проветрено, оборудование подготовлено. Проведено в первую половину дня. Продолжительность - 10 минут.
Использованные методы и приемы эффективны, т.к. достигнут планируемый результат занятия.
На протяжении всего времени ребятам была предоставлена возможность показывать свои знания, что соответствует требованиям федерального стандарта. На поставленные вопросы каждый старался отвечать.
Поставленные программные задачи в ходе данного мероприятия были решены полностью.
Заинтересованность, активность, работоспособность детей в течение всего занятия обеспечивалась за счет игровой и практической деятельности. От того, насколько увлечен ребенок в начале занятия, зависела его активность во время непосредственной деятельности, результат решения поставленной проблемы и степень мотивации к практической деятельности в дальнейшем.
Взаимосвязь с предыдущими и последующими занятиями очевидна. В плане предварительной работы для накопления определенных знаний и применения их в практической деятельности, я включила чтение сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок», показ кукольного театра «Колобок», беседа по содержанию, рассматривание камешков. Были проведены игры с камешками «Выложи дорожку», «Найди такой же», дидактические игры: «Какого цвета дорожка?» (на определение цвета), «Угадай, кто это?» (герои сказки). Проведена работа по технике рисования «Пластилинография» в условиях детского сада,беседы с детьми по теме здоровья, разучивание дыхательных упражнений, самомассаж рук («Су Джок-терапия»), ходьба по корригирующим дорожкам.
Организационная часть была построена с учётом требований государственного стандарта, созданиеатмосферы психологической комфортности и безопасности.
Мотивацией для перехода к проблемной ситуации, основной части стало сожаление воспитателя о беспомощности Колобка. Данная мотивация ориентирована на воспитание сопереживания и взаимопомощи по отношению к героям сказки.
Вводная беседа-диалог была использована как метод педагогического взаимодействия с воспитанниками и выстроена на вопросах, с цель поиска решения проблемной ситуации. В ходе беседы ребята показали умение вести диалог с воспитателем, проявили умение слушать друг друга и дополнять ответы товарищей.
Последующие методы и приёмы были использованы с целью воспитания дружеских качеств, умения помочь ближнему.
Для решения задачи по повышениюумственной и физической работоспособности, предупреждения утомления, укрепления физического и психосоматического здоровья воспитанниковбыли использованы такие приёмы как, подвижная игра, дыхательные упражнения, элементы самомассажа пальцев рук с помощью массажных мячиков по корейской методике Су Джок, ходьба по корригирующим дорожкам.
Вышеперечисленные способы укрепления здоровья апробированы специалистами и разрешены к использованию в дошкольных учреждениях, а сочетание таких видов упражнений оказывает благоприятное и оздоравливающее воздействие на весь организм ребёнка.
Практическая часть – лепка камешек для дорожки способствовалаформированию у детей умения создавать из пластилина простейшие формы.
Проведённое занятие выстроено с помощью единой сюжетной линии и с учётом интеграции всех образовательных областей: художественно-эстетическое развитие - через лепку; социально-коммуникативное – через умение взаимодействовать в коллективе, помогать ближнему; речевое развитие – через умение отвечать на вопросы; физическое развитие – через разные формы двигательной активности и здоровьесберегающие технологии.
Дети на протяжении всего воспитательного мероприятия были активными, во всех видах деятельности сохранялся познавательный интерес и внимание. В соответствии с требованиями программы просматривались навыки самостоятельной работы.
Подведение итогов занятия соответствует возрасту детей. Во-первых, оно было поэтапным. Сначала определили проблему, затем способы решения проблемы как мы можем помочь Колобку вернуться домой. Слепив дорожку, помогли герою сказки.
Поэтому можно сделать вывод, что все части занятия были логически взаимосвязаны
и для получения эффективного результата необходимо применять в практике метод проблемных ситуаций, т.к. на основе технологии проблемного обучения у дошкольников возрастает интерес к элементарной познавательной деятельности.
Перспектива развития здоровьесберегающих технологий в младшей группе заключается в том, что систематическое и последовательное использование данной технологии позволяет направить работу на сохранение и улучшение здоровье всех участников образовательного процесса в ДОУ.
ФГОС ДО по образовательной области «Физическое развитие» включает в себя формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.
Я считаю, что выбранная структура воспитательного мероприятия и её составные части целесообразны для данного возраста детей, а также занятие сочетало в себе обучающее, воспитательное и развивающее воздействие на детей.
Список источников
- И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Младшая группа. Карапуз, 2010.
- Е.А.Янушко «Лепка с детьми раннего возраста» ЛитРес. – 2022.
- Сивцова А. М. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.
- Михеева Е. В, Здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Методические рекомендации, М., 2009. с102,108.
- Т.Е.Харченко, «Утренняя гимнастика в детском саду: для занятий с детьми 2-3 лет». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 – 104 с.
- Интернет-ресурсы по ознакомлению самомассажа пальцев рук по корейской методике «Су-Джок терапии».
- Крылова И.И..Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / Волгоград: Учитель, 2009.
- Сивачева, Л.Н. Физкультура-это радость!/ Спортивные игры с использованием нестандартного оборудования С-П. Детство-Пресс. - 2002г.
______________________ ____________________________
подпись расшифровка подписи
«____»_________________ 20___г.