3.9. Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
Конкурсы
Международный уровень:
- "Интернет-тестирование по педагогике "Дидактика" (1 место) 2020г
- "Математика для малышей" (1место) 2021г
- "Лучшая презентация" (2 место) 2022 г
- "Лепбук. Моя семья" (2 место). 2022г
Всероссийский уровень:
- "Мой лучший проект" (3 степени) 2021г
- "Лэпбук. Применение в профессиональной деятельности" (2 место) 2022 г
- "Исследовательская деятельность в детском саду" (3место) 2022г
Региональный уровень:
- "Дидактические игры в системе дошкольного образования" (1место) 2023г
- Участник конкурса "Вектор наставничества: от идеи до реализации" 2023г
Благодарственные письма
- За подготовку и педагогическое сопровождение участников Всероссийского мероптиятия
- За активное участие вработе издания "Альманах педагога"
- Управление образования Администрации города Когалыма за качество реализации основной образовательной программы дошкольного образования
- За подготовку участника Всероссийского конкурса
- в номинации: детского творчества "Дошкольный театр"
Грамоты и дипломы
- За участие в конкурсе профессионального мастерства
- За высокие достижения в педагогической работе
- За публикации
- Почётная грамота управления образования Администрации города Когалыма
Выступления перед коллегами: Мастер-класс: «Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных преставлений дошкольников», «Нетрадиционные техники рисования для детей 1,5 – 3 года». Мастер - класс для молодых педагогов на тему «Игра-забава», «Рисование и лепка в первой младшей группе»; Семинар – практикум для воспитателей «Развитие речи младших дошкольников с использованием игровых технологий»; Сообщение из опыта работы «Использование магнитного конструктора в конструктивно-модельной деятельности детей».
Публикации в средствах массовой информации, распространение методических разработок на профессиональных интернет-порталах и в периодических изданиях: журнал ДОО для родителей «Вырастай-ка», статьи «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» ,2022г, «Опасные предметы вокруг нас», 2023г., Эссе "Я -педагог - наставник" 2023г.,опубликовала методическую разработку на тему «Проект по сюжетно-ролевой игре «Семья»» 2020г., в образовательной социальной сети nsportal.ru проект на тему «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста», 2021г. На портале «Солнечный свет» публикация на тему «Изобразительная деятельность ребенка в домашних условиях», «Конспект проведения режимных моментов в первой младшей группе».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Чебурашка»
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности
по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи
тема: «В гости к бабушке в деревню»
(первая группа раннего возраста)
Воспитатель:
Магомедова Умугайват Рамазановна
г.Когалым, 2022 год
Цель: Создание условий для формирования у детей представлений о домашних животных.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей различать и называть домашних животных;
- поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо ав-ав-собака и т.д.);
- расширять запас понимаемых слов.
Развивающие:
- развивать умение понимать слова, обозначающие способы питания (клюют зернышки, лакает молоко и т. д.), голосовые реакции (мяукает, лает, пищит, мычит);
- развивать активность в процессе двигательной деятельности;
- развивать воображение, любознательность, память, мышление детей, зрительное восприятие.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию звуковой выразительности речи: произнесению звукоподражаний;
- воспитывать умение согласовывать движения со словами;
- воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: домик бабушки, будка для собаки, имитация подворья «Курочка и цыплята», «Корова», мягкие игрушки (кошка, собака, цыплята, петушок, курочка, корова),корзина с угощениями, следы кошки.
Музыкальное сопровождение: песенка «Вышла курочка гулять»
Раздаточный: маски для игры «Наседка и цыплята», зернышки для угощения цыплят.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с домашними животными; чтение художественной литературы о домашних животных, заучивание потешек; дидактические игры «Кто как кричит?», «Кто, где живёт?»; игры на закрепление цвета и формы; подвижные игры.
Словарная работа: кошка, собака, мягкая, пушистая.
Методы и приемы:
Наглядные методы – наблюдение, рассматривание.
Практические методы – дидактические игры, ознакомление с домашними
животными, подвижная игра.
Словесный метод – чтение художественных произведений, использование фольклорных материалов, беседа.
Ход организованной образовательной деятельности
Организационный этап
Воспитатель с детьми играют в игру «Строим дом»
(Предлагает детям пройти в группу)
Мотивационно - побудительный этап
Воспитатель: Ребята, смотрите чьи-то следы. Давайте пойдем по следам, и узнаем, кто же их оставил.
(Дети с воспитателем идут по следам и подходят к домику, из домика выходит бабушка).
Бабушка: Здравствуйте, мои дорогие ребята! Как я рада вас видеть.
Воспитатель: Здравствуй бабуля, мы тоже рады видеть тебя.
Бабушка: Проходите, не стесняйтесь
У меня располагайтесь
А живу я не одна…
Воспитатель: Здесь живут ее друзья. Бабуля их кормит, оберегает. Все про них бабуля знает. Бабушка, а мы шли по следам, и следы привели к твоему домику.
Бабушка: А хотите знать, кто оставил следы?
Дети: Да!
Загадывает детям загадку
Мохнатенькая, усатенькая
Молочко пьет, песенки поет.
Воспитатель: Ребята, догадались, кто это?
Дети: Кошка.
Воспитатель: Да, это кошка.
(Бабушка достает игрушку-кошку)
-Ребятки, а кошечка моя добрая. Ее можно погладить.
(Дети гладят кошку).
Воспитатель: Ребята, а кошечка мягкая, пушистая. Давайте споем песенку для кошки.
Киска к деткам подошла
Молочка просила
Молочка просила
Мяу говорила
Воспитатель: Как мяукала кошка?
Дети: Мяу- мяу.
Воспитатель: Угостили молочком
Кисонька поела
Кисонька поела
Песенку запела (Мяу- мяу - мяу)
Воспитатель: Как кошка запела? Давайте споем вместе с кошкой.
Дети: Мяу - мяу - мяу.
Воспитатель: Ребята, а что кошка любит кушать?
Дети: Молоко (Дети повторяют)
Воспитатель: Правильно, давайте угостим кошку молоком.
(Воспитатель берет блюдечко, наливает молоко и угощает кошку).
Воспитатель: Пей кошка молоко!
Бабушка: Спасибо мои дорогие!
Воспитатель: Ребята, вот оказывается по чьим следам мы шли. Это были следы кошки.
Бабушка: Ребята, а хотите узнать, кто у меня еще живет?
Дети: Да!
-Ну - ка отгадайте! (Бабушка загадывает детям загадку)
Сидит, дом сторожит
Громко лает, но не кусает.
Воспитатель: Ребята, догадались кто это?
Дети: Собака
Воспитатель: Правильно собака. (Дети повторяют)
Воспитатель: Давайте вместе скажем, собака.
(Дети подходят к будке с собакой)
Бабушка: Только моя собака спит.
Воспитатель: А давайте разбудим собаку стихотворением.
(Дети вместе с воспитателем читают стихотворение «Умная собака»).
К нам пришла собачка
Умная собачка
С детками играет
Громко, громко лает
Ав - ав- ав!
Воспитатель: Давайте вместе повторим (Дети повторяют «ав-ав-ав»).
- Рианна, как лает собачка? Аиша, повтори.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что собака любит кушать косточку. Давайте угостим собачку косточкой.
(Воспитатель достает косточку, дети угощают собаку)
- Угощайся собачка.
Бабушка: Спасибо, ребята!
Воспитатель: Ой, а кто это тут гуляет? Курочка с цыплятами.
- А цыплятки пищат пи - пи - пи.
- Как пищат цыплята? Давайте вместе повторим. (Дети повторяют «пи-пи-пи»)
Дети: Пи- пи-пи.
Воспитатель: А как курочка зовет своих цыплят? Ко-ко-ко. Давайте вместе повторим (Дети повторяют «ко-ко-ко»)
Дети: Ко-ко-ко!
Воспитатель: А вот и петушок. Петушок крылышками машет и громко кричит ку-ка-ре-ку! Давайте вместе прокричим как петушок (Дети повторяют «Ку-ка-ре-ку»)
Дети: Ку-ка-ре-ку!
Воспитатель:Ребята, а давайте покормим цыплят, но сначала их нужно позвать. Цып - цып - цып! Давайте вместе позовем.
Дети: Цып- цып-цып!
(Воспитатель достает зернышки, показывает детям).
Воспитатель: А вот и зернышки. Возьмем зернышки и покормим цыплят.
(Дети кормят цыплят и проговаривают «цып-цып-цып»).
Бабушка: Какие молодцы, ребятки! Спасибо вам!
Воспитатель: Ребятки, пусть цыплята кушают, а мы с вами поиграем. Вы будете мои цыплятки, а я ваша мама-курочка.
(Дети играют в музыкальную подвижную игру «Вышла курочка гулять».
Бабушка: Ребятки, хотите узнать, кто у меня еще живет?
Дети: Да!
(Бабушка приглашает детей к столу с имитацией подворья «Корова»)
Воспитатель: Ребятки, это же корова! А как мычит корова?
Дети: Му-му-му.
Воспитатель: Давайте вместе повторим му- му- му.
Молочка кому, кому!
Нет полезнее с утра
Выпить чашку молока.
Что бы были все здоровы
Нам дает его корова (Дети повторяют «корова»)
Бабушка: Ребятки, а вы любите молоко?
Дети: Да!
Бабушка: Я хочу вас угостить молочком.
(Подает ведерко)
Воспитатель: Спасибо бабушка!
Бабушка: Пейте на здоровье!
Воспитатель: Ребята, а нам уже пора домой. Давайте скажем бабушке до свидания! И пойдем пить молочко!
(Дети прощаются и уходят).
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Чебурашка»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие»
на тему
«Как мы солнышко искали»
для детей первой младшей группы (2 – 3 лет)
Разработала: воспитатель
Магомедова Умугайват Рамазановна
г. Когалым, 2023 г.
Возрастная дошкольная группа: первая младшая группа (дети 2-3 лет).
Тема: «Как мы солнышко искали»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: Закрепить:
-умение сравнивать и соотносить предметы по величине с помощью развивающей игры В.Воскобовича;
-умение узнавать в игрушках диких животных (заяц, медведь, еж).
Задачи:
Образовательные:
-Упражнять в определении предметов контрастных размеров и обозначать их в речи (большой фонарик, маленький фонарик);
-Закрепить знание о цвете (зелёный);
-Учить проговаривать и повторять слова и фразы, использовать в речи предлоги (на, за, под) и отвечать на вопросы.
Развивающие:
-Развивать крупную и мелкую моторику, тактильные и осязательные анализаторы;
-Развивать творческие и сенсорные способности детей;
-Упражнять в умении одеваться и раздеваться (игра-имитация).
Воспитательные:
-Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться и прощаться, употреблять слова «спасибо» и «пожалуйста»;
-Воспитывать интерес к познавательной деятельности.
Формы организации: подгрупповая.
Виды детской деятельности: коммуникативная, речевая, игровая, познавательная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.
Формы реализации детских видов деятельности:
∙ беседа;
∙ игра;
∙ музыкально-ритмические движения.
Место проведения: группа.
Методы и приемы:
Наглядный: мягкие игрушки животных (заяц, еж, медведь).
Словесный: аудиозапись детской песенки «Пробуждение солнышка», вопросы к детям, проблемная ситуация, ответы детей.
3.Практический: игровое задание «Зажги фонарик» (развивающая игра В.Воскобовича «Фонарики»).
4.Игровые: пальчиковая гимнастика, физминутка, игра – имитация.
Словарная работа:
Обогащение и закрепление словаря: фонарик, солнышко, зайчик, медведь, еж, лес, ёлка, дерево, пенёк, бревнышко.
Активизация словаря: «здравствуй», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста».
Оборудование или материал к НОД:
-Телевизор;
-Атрибуты для декорации группы: елки, деревья, пенёк, куст, скамейка - брёвнышко;
-Мягкие игрушки: зайчик, ежик, медведь;
Демонстрационный материал: фонарики.
Раздаточный материал: развивающая игра В.В. Воскобовича «Фонарики» - на каждого ребёнка по два «фонарика».
Предварительная работа совместно с родителями (законными представителями):
-Чтение и обыгрывание с детьми стихов и потешек;
-Рассматривание игрушек животных (мягких и пластмассовых), нахождение характерных особенностей и отличий;
-Рассматривание предметных и сюжетных картин с изображением животных;
-Разучивание песенки «Пробуждение солнышка»;
-Дидактические игры: «Кто что ест?» (на определение действий), «Какого цвета?» (на определение цвета), «Угадай, кто это?» (на определение названий животных),
«Кто как кричит?» (угадывание по голосу животное, птицу), знакомство с развивающими играми В.В.Воскобовича.
Планируемый результат:
- Дети соотносят предметы по величине;
- Дети знают зелёный цвет;
- Дети узнают в игрушках медведя, зайца, ежа;
-Дети отвечают на вопросы;
-Дети вступают в диалог с воспитателем;
-Дети активны, эмоциональны, проявляют интерес к содержанию занятия.
Технологическая карта НОД
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Время |
I этап Организационный
| Создает атмосферу психологической комфортности и безопасности. Обращает внимание на оформленный в группе уголок леса. -Ребята, хотите в лес пойти погулять? -И я хочу! -Чтобы нам не замерзнуть в лесу, нужно одеться. Давайте наденем:
-Вот мы и оделись. -Теперь можно и в лес идти. -Вот мы шли, шли, шли и в лес пришли. | Играют в группе.
Обращают внимание на воспитателя. Проявляют интерес к предстоящей совместной деятельности.
Повторяют за воспитателей (имитируют «одевание»), проговаривают действия.
Идут за воспитателем. | 0,5 мин |
II этап Основной
| -Куда мы пришли, ребятки? -Давайте скажем вместе - лес! -Посмотрите, как здесь красиво! -Таня, скажи - лес. Спрашивает 2-3 детей.
Обращает внимание на пенёк, накрытый тканью. -Посмотрите, что это? (пенёк) -Давайте все вместе скажем - пенёк. -А теперь Рома повтори? Спрашивает 2 детей. -Кто-то на пеньке сидит, спрятался? -Давайте посмотрим, кто это? Открывает ткань. -Кто это? Давайте все вместе скажем - зайчик. Зайчик на чём сидит? Спрашивает 2-3 детей. -Давайте громко поздороваемся с зайчиком. -Таня поздоровайся с зайчиком. Спрашивает 2-3 детей. | Актуализация имеющихся знаний. В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы (допускаются хоровые ответы, высказывания).
Открывают ткань.
Узнают в игрушке зайчика.
Называют его. Здороваются с зайчиком.
Повторяют (на пеньке).
| 4,5 мин |
-Зайчик, почему ты грустный? -Зайчик сказал, что он грустный, потому, что в лесу нет солнышка и ему темно и страшно! -А ещё зайчик сказал, что у него много фонариков, но они не горят, а он не знает, как их зажечь… Предлагает развивающую игру В. Воскобовича «Фонарики» -Не грусти, зайчик, мы тебе сейчас фонарики поможем зажечь! Обращает внимание на мольберт, на котором прикреплены фонарики.
-Посмотрите, ребята и ты зайчик, как я зажгу фонарик. Показывает действия с пособием на мольберте и поясняет: как нужно собирать фонарик: -Я к большому фонарику подберу маленький фонарик. Собирает фонарик. -И к этому большому фонарику я подберу маленький фонарик. -Ребята, кого цвета мои фонарики? -Молодцы!
-Зайчик, а ты сказал, что у тебя много фонариков, где они?
Обращает внимание на столы с раздаточным материалом - на столах разложены «Фонарики».
-Ребята, посмотрите, как много на полянке фонариков? Давайте их зажжём. |
Наблюдают за последовательностью выполнения действий воспитателем.
| ||
А теперь, ребята, присаживайтесь и зажгите фонарики для зайчика. Ходит с зайчиком и оценивает работу детей, хвалит. Задаёт вопросы на закрепление цвета и размера.
-Ну вот, зайчик, посмотри, сколько фонариков тебе ребята зажгли! Предлагает посмотреть на фонарики -Теперь тебе будет светло и не будет страшно! -Зайчик говорит «спасибо». -Пожалуйста! -А мы дальше пойдём и солнышко обязательно найдём! -До свидания, зайчик! | Практическая деятельность. Подходят к столам, садятся на стульчики и «зажигают» фонарики (составляют фонарик из двух частей: большой и маленький. зеленого цвета)
Отвечаю на вопрос воспитателя. Садят зайчика на пенёк. Прощаются с зайчиком. | ||
Мы шли, шли, шли и к дереву подошли. -Ребята, что это? Давайте все вместе скажем громко – дерево! -Что это, Дима? -Ребята, а кто это за деревом стоит? (медведь). -Все скажем – медведь! -Скажи, Таня - медведь. Спрашивает 2 детей. -Где медведь стоит? Спрашивает 2-3 детей. -Давайте поздороваемся с медведем. -Медведь, почему ты грустный? -Медведь сказал, что он грустный, потому, что в лесу нет солнышка. | Узнают дерево. Повторяют слова по несколько раз.
Узнают в игрушке медведя. Называют его. Здороваются с медведем. Отвечают (за деревом) | ||
| -Не грусти, медведь, мы с тобой поиграем. Проводит с детьми физминутку.
-Посмотрите, ребята, Мишка улыбается и говорит нам спасибо! -А мы дальше пойдём и солнышко обязательно найдём! -До свидания, Мишка! | Выполняют движения, согласовывая их со словами. «Мишка, лапки подними! Мишка лапки опусти! Мишка, Мишка покружись! А потом земли коснись! И животик свой потри».
Прощаются с медведем. | 0,5 мин |
| Мы шли, шли, шли, к ёлке подошли. -Что это? -Ребята, что это? (Ёлка). -Повторите все – ёлка! -Скажи, Оля - ёлка. -Ребята, а это кто под елкой лежит? -Где лежит ёж? Спрашивает 2-3 детей.
-Ёж, ребята, хочет с нами поиграть.
-Садитесь на брёвнышко, ребята. -Приготовьте пальчики свои. -Покажите мне пальчики.
Пальчиковая игра «Колючий клубок».
Говорит слова и показывает действия.
-Ребята, ёж веселый какой! -Ежик, мы с ребятами солнышко ищем. Ты знаешь, где солнышко искать? -Ребята, ёжик мне на ушко сказал, что нужно песенку про солнышко спеть и солнышко сразу появиться!
Включает видеофрагмент песни «Пробуждение солнышка».
-Ой лады, лады, лады! А мы солнышко нашли! -Как теперь в лесу с солнышком светло и весело стало!
-Давайте поблагодарим ежа, за то, что он нам солнышко помог найти! - Спасибо, ежик! -А, нам пора возвращаться обратно, в детский сад. -До свидания, ёжик! | Отвечают на вопросы. Узнают ёлку. Называют её.
Узнают в игрушке ежа. Называют его. Отвечаю на вопрос воспитателя. Здороваются с ёжиком.
Инсценируют стихотворение при помощи пальцев. Проговаривают с воспитателем слова.
Пальчиковая игра «Колючий клубок» Прощаются с ежом.
Становятся свободно. Выполняют движения, соотнося их с текстом. «Пробуждение солнышка» (сидя на корточках медленно встают, руки вверх) (медленно приседают) (хлопки в ладоши, повороты вправо-влево) (кружатся на месте).
Радуются солнышку.
Благодарят ежа, прощаются с ним. Идут за воспитателем. | 4 мин |
III этап Заключительный Выход из игровой ситуации. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. | -Мы шли, шли и в группу пришли!
-Теперь, ребята, нужно раздеться. Имитирует последовательность раздевания. Снимем: 1. варежки; 2.сапожки; 3.куртку; 4.шапку; 5.кофту; 6.штаны. -Какие вы молодцы! Солнышко нашли! Вам весело, ребята?
Открытый конец занятия: -А мы сегодня с вами возьмём краски и нарисуем солнышко, чтобы у нас в группе всегда было светло и весело!
| Отвечают на вопрос. Последовательно имитируют «раздевание». Проявляют радость.
| 0,5 мин |
Предварительный просмотр:
Мастер класс на тему:
«Рисование и лепка в первой младшей группе»
Цель: повысить уровень мастерства педагогов.
Задачи:
- Ознакомление педагогов с методами и приёмами обучения детей рисованию и лепке в раннем возрасте
- Познакомить с разными техниками рисования; научить сочетать на практике несколько методов в рисовании и лепки.
Методы и приёмы: репродуктивный, практический, наглядный.
Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, материал для практической деятельности – гуашь разного цвета, альбомные листы, дощечки для лепки, пластилин, кисти для рисования, ватные палочки, ёмкости для использованных материалов.
Ожидаемый результат: участники мастер класса получат практические знания о методах и приёмах обучения детей лепке и рисованию.
1 часть
Вступительное слово.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Мы предлагаем вашему вниманию мастер-класс, который поможет вам и вашим детям освоить очень веселый, увлекательный и полезные виды деятельности- рисование и лепку, а также нетрадиционные способы рисования с помощью пальчиков и ладошки.
Как известно многим взрослым, осознанные движения пальцами рук приводят к активизации речевой деятельности. Чем больше этому уделяется внимание в период, когда ребенок начинает говорить, тем быстрее идет процесс постановки речи. Рисование способствует эстетическому восприятию мира и усилению речевой активности.
Создавая изображения, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями. У ребенка развивается фантазия, пространственное и образное мышление.
При рисовании работают обе руки. Такие нехитрые творческие упражнения особенно важны для леворуких детей, так как они ненавязчиво стимулируют полноценное развитие правой руки.
Для начала рассмотрим задачи и методику обучения рисованию и лепке.
Рисование:
- Вызвать интерес к процессу рисования как деятельности дающей результат;
- Познакомить с материалами для рисования (карандаши, краски) и приёмами пользования ими;
- Научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;
- Научить приёмам проведения прямых, округлых и замкнутых форм.
- Знакомство с цветом;
- Овладение техническими навыками: правильно держать карандаш, кисть; набирать краску, а лишнюю убирать о край банки, промывать кисть и осушить её о тряпочку.
Материал даётся с поэтапным усложнением. Закрепление определённых навыков идёт на протяжении всего года. Освоение изобразительных умений начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий. Сначала при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем (ниточки к шарикам), нарисованная часть предмета определяет направление линии, длина которой может быть различной. Затем детям предлагается самостоятельно проводить линии в указанных направлениях на основе восприятия различных предметов.
Сложным является – овладение рисованием округлых линий и замкнутых форм, что требует умения подчинять руку точному движению и контролю зрения. В изображении округлых форм не требуется точная передача правильного круга, хотя и рисуют мячи, шары. Под округлой формой понимается изображение, приближающееся к кругу, т.е. образование замкнутойлинии не имеющей углов.
Задача ознакомление детей с цветом решается при рисовании красками, так как краска оставляет яркий след, пятно, которые легко ассоциируется с цветом предмета в жизни. Чтобы цветправильно воспринимался детьми, он должен быть дан в контрастном сочетании с фоном: белые снежинки на синем фоне; желтые или красные огоньки на зелёной ёлке.
Главным принципом обучения детей рисованию является наглядность. Ребёнок должен знать, видеть, чувствовать предмет, явление, которое он будет изображать.
В этом возрасте сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребёнок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему. У ребенка, наблюдающего как создаётся рисунок, развивается способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Одного подражания недостаточно для развития способности самостоятельно мыслить, изображать, свободно использовать приобретённые навыки, поэтому приёмы также усложняются.
Слово, подкреплённое наглядным материалом, поможет ребёнку проанализировать увиденное, осознать и запомнить задание. Но так как у ребёнка этого возраста недостаточно развита память им нужно лично каждому объяснить задание. К концу года детям не требуется дополнительных объяснений, они могут рисовать самостоятельно, пользуясь приобретёнными навыками.
На обучение детей положительное влияние оказывают игровые моменты, такое включение делает предмет живым, близким и интересным.
К концу года полезно давать детям работать самостоятельно по замыслу. Такая форма создают предпосылку для творческой деятельности.
Лепка
- Формирование интереса к лепке;
- Познакомить со свойствами материала;
- Учить правильно пользоваться глиной и пластилином;
- Помочь овладеть техническими приёмами: от большого куска отрывать небольшие, раскатывать, соединять их;
- Научить создавать простейшие формы – цилиндры – палочки, шары, диски. На основе которых дети смогут выполнять более сложные поделки баранки, пирамидки и т.д.
Обучение начинается не с изображения предмета, а с отрывания от комка небольших кусочков и снова соединять их в комок, раскладывать их на доске и раскатывать между ладонями. Таким образом, дети знакомятся со свойствами материала.
Сначала они учатся изображать цилиндрическую форму – столбик, палочка.
Следующий этап – научить изображать шаровидные формы – шарик, мяч, апельсин.
Когда дети освоят изображение шара, они учатся лепить диск – лепёшка, печенье.
На каждом этапе обучения нужно добиваться четкости формообразующего движения рук.
Воспитатель медленно показывает необходимые действия с материалом, поясняет, что делает. Приёмы обучения носят наглядно действенных характер. Воспитатель все время объясняет свои действия (положу шарик на ладонь, прикрою его другой ладонью, а потом сожму его между ними – получилась лепёшка). Воспитателю нужно постоянно обращать внимание детей на образность изображаемого предмета (мячик круглый его можно катать по доске; столбик длинный и ровный; если все вылепленные столбики поставить на доске, то получится забор). Занятия лепкой должны активизировать детское мышление (что получится если к шарику прикрепить столбик), если дети затрудняются воспитатель подсказывает и демонстрирует предмет. Вопросы могут ставиться и подругому, у меня есть шарик и столбик что нужно сделать, чтобы получилась погремушка). Для развития самостоятельности в решении темы можно каждому ребёнку предложить знакомые готовые формы: два шарика (большой и маленький), диск и два столбика. Дети рассматривают вместе с воспитателем, определяют название (шар лепешка, столбик) и начинаю лепить из этих форм по выбору, а воспитатель направляет детей на правильное, интересное использование форм.
Таким образом, все приёмы обучения направлены на развитие сообразительности и умственной активности, на овладение элементарными техническими и некоторыми изобразительными умениями. Каждое занятие нужно построить так, чтобы вопросы помогали детям выработать самостоятельность. Необходимо включать игровые моменты и ситуации.
В работе с детьми третьего года жизни используются занятия, которые условно можно разделить на 4 вида:
1 вид - знакомство с изобразительными материалами. Проводятся не более 1-2 раз с каждым новым материалом. На этих занятиях воспитатель рисует или лепит сам. Если дети изъявили желание действовать с тем или иным материалом, то им предоставляется такая возможность.
Как проводить такие занятия?
Вначале привлекается внимание к новому изобразительному материалу.
- Дети, заканчивайте игру я покажу вам что-то очень интересное. Подождите несколько минут. Когда к вам подойдет часть детей, вы сразу садитесь за стол и достаёте изобразительный материал. Не торопитесь называть его, а подождите, если дети не назовут, вы сделаете это сами. Затем вы приступаете к работе с этим материалом, комментируя свои действия.
2 вид - направлен на развитие интереса и желания рисовать самому тем или иным изобразительным материалом. Для достижения этой цели воспитатель создаёт изображения лично для каждого ребёнка. Проводится до тех пор, пока все дети по собственному желанию не начнут действовать самостоятельно.
Здесь демонстрируются способы работы с изобразительными материалами, подробно комментируя свои действия. По окончании работы торжественно вручайте подарки каждому ребёнку.
3 вид – детям предоставляется возможность выразить своё эмоциональное состояние. На этих занятиях ребёнок рисует то, что он хочет и сколько хочет.
На столе размещаются изобразительные материалы,и предлагаете всем желающим полепить или порисовать. Руководить работой не следует. Проводятся еженедельно, а в адаптационный период ежедневно.
Занятия 4 вида постепенно подводят детей к тому, чтобы дети добивались поставленной перед ними цели и достигали её. Такие занятия проводятся в течение всего года.
Используются различные изобразительные материалы. Вначале ставится задача привлечь детей к действию с ними. После того как дети изобразят что-либо вы должны похвалить и поинтересоваться тем, что именно он нарисовал или слепил Получив ответ нужно поблагодарить ребёнка и обязательнопохвалить. Затем вы можете более детально обсудить содержание рисунка: где он видел такую машину или муравьёв кто на ней ездит и где они бегали и какими они были. Или спросив у ребёнка разрешения, постарайтесь угадать, что это такое. После этого поинтересуйтесь, где у этого объекта какая-либо выразительная деталь (где у колобка глазки; у машины колёса) и предложите ребёнку дорисовать.
Заключительная часть.
Памятки всем участникам мастер-класса.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Чебурашка»
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
«Использование магнитного конструктора в конструктивно-модельной деятельности детей»
Разработала: воспитатель
Магомедова Умугайват Рамазановна
г. Когалым, 2023 г.
Цель: повысить уровень мастерства педагогов.
Задачи:
- Ознакомление педагогов с методами и приёмами обучения детей конструированию.
- Научить сочетать на практике несколько методов конструирования.
Актуальность
В настоящее время развитие технического творчества рассматривается как одно из приоритетных направлений в образовании.
Появление новых разработок в области детских конструкторов позволяет уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.
В своей работе я использую магнитный конструктор MAGIKAL MAGNET, который является аналогом известной марки конструкторов MAGFORMERS.
MAGIKAL MAGNET — это развивающий многофункциональный
магнитный конструктор ярких цветов, включающий в себя различные геометрические фигуры, начиная с треугольников, квадратов, пятиугольников до различных секторов. Они не содержат мелких деталей, и магниты безопасны для здоровья. Детали легко соединяются между собой силой магнитного притяжения. Для совсем маленького возраста - это развитие мелкой моторики и создание моделей на плоскости. Даже то, что фигуры друг к другу притягиваются, очень нравится детям. Для детей постарше – лёгкое знакомство с объёмными фигурами, конструкциями. Ребёнок начинает строить многогранники, например, такие как куб, также реальные сооружения, например, мосты, башни, здания.
В процессе игры с конструктором ребёнок приобретает познания в математике и конструировании, развивается мелкая моторика, наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление. Процесс конструирования, организуемый мною, превращается в увлекательную игру с яркими, цветными деталями, где каждый ребенок открывает для себя мир симметрии, геометрических последовательностей и закономерностей. При помощи этого конструктора с целью развития мышления детей я использую различные виды несложных задач и упражнений. Дети начинают анализировать, сравнивать, обобщать, целенаправленно думать. В ходе поисков ответа они могут подбирать недостающие фигуры, менять их местами, перекладывать и т. д.
Развивающий потенциал конструктора поистине безграничен. Его использование способствует воспитанию дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески, развивает инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, повышает уровень интеллектуального мышления и креативного воображения.
Я считаю, что использование магнитного конструктора Magical Magnet в образовательной деятельности будет способствовать эффективной реализации следующих задач:
• Развитие мелкой моторики рук, стимулирующее общее речевое развитие и умственные способности;
• Обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве;
• Получение математических знаний;
• Расширение представлений детей об окружающем мире;
• Развитие внимания, памяти, воображения, творческого мышления.
• Развитие у ребёнка интереса к творческому конструированию через игровую деятельность;
• Развитие умения строить по образцу воспитателя, по замыслу, по инструкции и анализировать образец постройки: выделять основные части, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга;
• Развитие умения сооружать постройки из магнитного конструктора, использовать детали разного цвета и формы для создания и украшения построек.
Учёные-исследователи предлагают различные формы организации детского конструирования. Наиболее известные, такие, как:
1. Конструирование по образцу. Разработано Ф. Фреблем. Его суть: постройка из деталей строительного материала и конструкторов воспроизводится на примере образца и способа изготовления. В качестве образца могут служить рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки, определённая конструкция, при воспроизведении которой требуется заменить отдельные детали или преобразовать её так, чтобы получилась новая.
2. Конструирование по модели. Разработано А. Н. Миреновой. Его суть: в качестве образца предъявляется модель, в которой составляющие её элементы скрыты от ребёнка. Иными словами, предлагается определённая задача, но не способ её решения. В качестве модели можно использовать конструкцию, обклеенную плотной белой бумагой. Дети воспроизводят её из имеющегося строительного материала. Конструирование по модели усложненная разновидность конструирования по образцу.
3. Конструирование по условиям, предложенное Н. Н. Поддьяковым, носит иной характер: без образца, рисунков и способов возведения дети должны создать конструкции по заданным условиям, подчеркивающие её практическое назначение. Иными словами, основные задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер, поскольку не даются способы решения.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Разработано С. Леона Лоренсо и В. В. Холмовской. Детей сначала обучают строить простые схемы чертежи, отражающие образцы построек. А затем, наоборот, создавать конструкции по простым чертежам схемам.
5. Конструирование по замыслу в сравнении с конструированием по образцу творческий процесс, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность. Для этого педагог должен формировать у детей обобщённые представления о конструируемых объектах, умение владеть обобщёнными способами конструирования, искать новые способы в процессе других форм конструирования по образцу и по условиям.
6. Конструирование по теме. Его суть: на основе общей тематики конструкций дети самостоятельно воплощают замысел конкретной постройки, выбирают материал, способ выполнения. Эта форма конструирования близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замысел исполнителя ограничивается определённой темой. Основная цель конструирования по заданной теме - закреплять знания и умения детей.
Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приемами.
Выбор приемов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании.
При определении программного содержания занятия следует опираться на имеющийся опыт детей, постоянно усложняя учебные задания, развивая способность самостоятельно решать посильные конструктивные задачи. Основными приемами обучения являются следующие:
1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы.
2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.
3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек и конструкций.
4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.
При знакомстве детей с магнитным конструктором необходимо повторить и закрепить знания тех геометрических фигур, которые содержаться в данном конструкторе. Предложить детям самим попробовать соединить детали конструктора между собой, обсудить, как они соединяются. Попробовать создать несколько несложных плоскостных фигур, показать детям, как пользоваться схемами-подсказками. Желательно объединить детей в несколько групп по 4-5 человек, чтобы это задание было совместным. После выполнения задания дети показывают друг другу, что у них получилось и совместно с воспитателем обсуждают постройки.
Совместная деятельность детей способствует воспитанию первоначальных навыков работы в коллективе:
- умение предварительно договориться;
- распределить обязанности;
- отобрать материал, необходимый для выполнения работы;
- работать дружно, не мешая друг другу.
Непосредственно образовательная деятельность с конструктором обеспечивает лёгкое знакомство с объёмными фигурами, развивает пространственное и абстрактное мышление.
Когда дети уже овладели плоскостным строительством, нужно предложить детям из простых геометрических фигур создать объёмные. Например, из шести квадратов сделать куб, из квадрата и четырёх треугольников – призму. Такие фигуры создаются по образцу, по инструкции воспитателя или по схеме.
Далее задания можно усложнить. Уже из известных фигур – куба и призмы, предложить детям создать простые постройки в игровой форме. Например, домик для зайчика, которого выгнала лисичка из сказки «Заюшкина избушка». Чтобы повысить интерес детей к конструированию и создать эмоциональный настрой, следует использовать загадки, песенки, стихи.
Далее я усложняла задачу. Я предлагала создать детям более сложные постройки, объединённые общей темой. Например, многоэтажный домик для лесных жителей из сказки «Теремок». Также это может быть больница для зверей или детский сад. Здесь ребята учатся строить многоуровневые постройки, путём присоединения нескольких заготовок.
На следующем этапе, который оказался для детей самым интересным, ребята получают возможность самостоятельно создавать постройки по своему замыслу. Чтобы им было легче, можно предложить ранее изученные схемы или рисунки готовых построек. К этому этапу практически все дети способны конструировать по замыслу.
Таким образом, играя с деталями конструктора, у детей получается легко и быстро сооружать постройки, что вызывает у них ощущение успеха и веры в свои силы.
Использование конструкторов с большим количеством разнообразных деталей позволяет организовать как самостоятельную, так и групповую игровую деятельность дошкольников, а также совместную деятельность со взрослым. Групповая и совместная деятельность развивает такие качества дошкольников, как умение оказывать помощь друг другу, объединять усилия и разрешать конфликты. Конструирование имеет большое значение для развития мышления, воображения и фантазии дошкольников. Конструкторская деятельность формирует умение сравнивать детали по размеру и количеству, отбирать детали, необходимые для воплощения замысла, сравнивать конструкции с образцами и другими постройками, а также с реальными объектами. Соединение деталей конструктора развивает мелкую моторику и координацию ребёнка: ловкость и гибкость пальчиков и кистей, точность движений, двуручную координацию движений, что является важным фактором общего развития.
В заключении хотелось бы напомнить слова Куцаковой Людмилы Викторовны о том, что основное внимание следует акцентировать не столько на механическом обучении приёмам конструирования, сколько на формирование способов действий и обобщённых способов решения конструктивных задач. При этом особое внимание нужно уделять развитию детского управляемого воображения, фантазии, творчества. Так как именно детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребёнку, и считается его универсальной способностью.
Предварительный просмотр:
Мастер класс на тему:
«Нетрадиционные техники рисования для детей 1,5 – 3 года»
Слайд №2
Цель: повысить уровень мастерства педагогов.
Задачи:
- Ознакомление педагогов с методами и приёмами обучения детей рисованию и лепке в раннем возрасте
- Познакомить с разными техниками рисования; научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании.
Методы и приёмы: репродуктивный, практический, наглядный.
Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, материал для практической деятельности – гуашь разного цвета, альбомные листы, дощечки для лепки, пластилин, кисти для рисования, ватные палочки, ёмкости для использованных материалов.
Ожидаемый результат: участники мастер класса получат практические знания о методах и приёмах обучения детей лепке и рисованию; о нетрадиционных техниках рисования и применение их на практике;
1 часть
Актуальность
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Мы предлагаем вашему вниманию мастер-класс, который поможет вам и вашим детям освоить очень веселый, увлекательный и полезные виды деятельности - рисование и лепку, а также нетрадиционные способы рисования с помощью пальчиков и ладошки.
Как известно многим взрослым, осознанные движения пальцами рук приводят к активизации речевой деятельности. Чем больше этому уделяется внимание в период, когда ребенок начинает говорить, тем быстрее идет процесс постановки речи. Рисование способствует эстетическому восприятию мира и усилению речевой активности.
Создавая изображения, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями. У ребенка развивается фантазия, пространственное и образное мышление.
При рисовании работают обе руки. Такие нехитрые творческие упражнения особенно важны для леворуких детей, так как они ненавязчиво стимулируют полноценное развитие правой руки.
Нетрадиционные техники рисования.
Специалисты также советуют обратить внимание на нетрадиционные техники рисования.
Рисование нетрадиционными способами —это прекрасная возможность научить ребенка применять в качестве художественных материалов хорошо знакомые предметы. Рисование нетрадиционными способами похоже на веселую игру, но в результате получаются самые настоящие шедевры.
Для начала работы нужно создать фон для рисования. Создаём фон при помощи техники "рисование мятой бумагой".
- Начинаем с подготовки краски. Наносим на лист бумаги две краски (желтую и зеленую).
- Затем нужно показать детям, как размазать краску с помощью мятой бумаги. Занимаясь этим, ребёнок заметит, как изменяются цвета, если их смешивать.
- Детям даются готовые листы с краской и лист, смятый в комок.
- Дети приступают к работе.
- Промакиванием комочков на бумагу создаем задуманный фон.
- Дадим краске высохнуть. Все просто и легко.
Уважаемые коллеги, как вы думаете, что можно еще нарисовать при помощи такой техники? (ответы педагогов)
Слайд №3,4,5
Наш фон уже готов. Далее мы можем применить другую технику для рисования - простой оттиск ладошкой.
- Возьмём яркий цвет, например, оранжевый или желтый.
- Смочим кисточку в воде и прокрасим полностью всю ладошку: и пальцы, и внутреннюю часть.
- Затем придавим ладошку к листу, нужно надавить полностью сверху и аккуратно снять руку.
Останется оттиск самой ладошки и пяти пальчиков. При этом, когда будете наносить рисунок, большой палец нужно отставить в сторону, а остальные пальцы пусть смотрят вверх.
И перед вами фигура, которая похожа на какой-то объект: птицу, животное или растение. Что же это может быть? И какой цвет краски использовать выбираем сами.
Рисование ладошками – это уникальный способ создания рисунков, который подойдет для самых маленьких деток. И для работы можно использовать любые краски.
Слайд №6
А как вы думаете, что можно еще нарисовать при помощи такой техники? (ответы педагогов)
Сегодня мы будем рисовать петушка. Большой палец нужно превратить в голову петушка, а остальные пальцы – его крылышки.
Нарисуем точку темного цвета при помощи ватной палочки – глаз. Еще один метод рисования – тычок, в данном случае ватными палочками. Ватные палочки могут стать превосходными кисточками. Также ватными палочками мы можем нарисовать ноги петушку.
Дорисуем петушку гребешок с бородкой и хвостик, применяя технику рисования пальцами.
Слайд №7
Прекрасные работы можно сделать, используя отпечаток пальца. Для этой работы подойдут раскраски из книжек – мишки, зайчики, цыплята - в общем что-то пушистое. Рисунок должен быть крупным, без мелких деталей. Макайте пальчик в краску и прикладывайте к рисунку.
Опускаем в гуашь пальчик и наносим точки, пятнышки. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираем салфеткой, затем гуашь легко смывается. Учить детей рисовать пальцами нужно начинать с одного цвета: дать возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.
Позднее можно учить детей рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими синхронно (например «новогоднюю мишуру», «салют»), что отлично развивает координацию.
По желанию можно дополнить рисунок, например: нарисовать зернышки ватными палочками или пальчиками, нарисовать цветы и т.д.
Превосходными кисточками могут стать ватные палочки, которые могут превратиться в ягоды, листья. Дети будут гордиться своими рисунками, которые сделали сами.
Техника рисования пальчиками схожа по способу получения изображения с техникой рисования ватными палочками.
Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.
Слайд №8
На этом наш мастер – класс подошел к концу, всем спасибо и творите вместе с детьми!
Заключительная часть.
Памятки всем участникам мастер-класса.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Чебурашка»
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
«Использование магнитного конструктора в конструктивно-модельной деятельности детей»
Разработала: воспитатель
Магомедова Умугайват Рамазановна
г. Когалым, 2023 г.
Цель: повысить уровень мастерства педагогов.
Задачи:
- Ознакомление педагогов с методами и приёмами обучения детей конструированию.
- Научить сочетать на практике несколько методов конструирования.
Актуальность
В настоящее время развитие технического творчества рассматривается как одно из приоритетных направлений в образовании.
Появление новых разработок в области детских конструкторов позволяет уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.
В своей работе я использую магнитный конструктор MAGIKAL MAGNET, который является аналогом известной марки конструкторов MAGFORMERS.
MAGIKAL MAGNET — это развивающий многофункциональный
магнитный конструктор ярких цветов, включающий в себя различные геометрические фигуры, начиная с треугольников, квадратов, пятиугольников до различных секторов. Они не содержат мелких деталей, и магниты безопасны для здоровья. Детали легко соединяются между собой силой магнитного притяжения. Для совсем маленького возраста - это развитие мелкой моторики и создание моделей на плоскости. Даже то, что фигуры друг к другу притягиваются, очень нравится детям. Для детей постарше – лёгкое знакомство с объёмными фигурами, конструкциями. Ребёнок начинает строить многогранники, например, такие как куб, также реальные сооружения, например, мосты, башни, здания.
В процессе игры с конструктором ребёнок приобретает познания в математике и конструировании, развивается мелкая моторика, наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление. Процесс конструирования, организуемый мною, превращается в увлекательную игру с яркими, цветными деталями, где каждый ребенок открывает для себя мир симметрии, геометрических последовательностей и закономерностей. При помощи этого конструктора с целью развития мышления детей я использую различные виды несложных задач и упражнений. Дети начинают анализировать, сравнивать, обобщать, целенаправленно думать. В ходе поисков ответа они могут подбирать недостающие фигуры, менять их местами, перекладывать и т. д.
Развивающий потенциал конструктора поистине безграничен. Его использование способствует воспитанию дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески, развивает инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, повышает уровень интеллектуального мышления и креативного воображения.
Я считаю, что использование магнитного конструктора Magical Magnet в образовательной деятельности будет способствовать эффективной реализации следующих задач:
• Развитие мелкой моторики рук, стимулирующее общее речевое развитие и умственные способности;
• Обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве;
• Получение математических знаний;
• Расширение представлений детей об окружающем мире;
• Развитие внимания, памяти, воображения, творческого мышления.
• Развитие у ребёнка интереса к творческому конструированию через игровую деятельность;
• Развитие умения строить по образцу воспитателя, по замыслу, по инструкции и анализировать образец постройки: выделять основные части, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга;
• Развитие умения сооружать постройки из магнитного конструктора, использовать детали разного цвета и формы для создания и украшения построек.
Учёные-исследователи предлагают различные формы организации детского конструирования. Наиболее известные, такие, как:
1. Конструирование по образцу. Разработано Ф. Фреблем. Его суть: постройка из деталей строительного материала и конструкторов воспроизводится на примере образца и способа изготовления. В качестве образца могут служить рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки, определённая конструкция, при воспроизведении которой требуется заменить отдельные детали или преобразовать её так, чтобы получилась новая.
2. Конструирование по модели. Разработано А. Н. Миреновой. Его суть: в качестве образца предъявляется модель, в которой составляющие её элементы скрыты от ребёнка. Иными словами, предлагается определённая задача, но не способ её решения. В качестве модели можно использовать конструкцию, обклеенную плотной белой бумагой. Дети воспроизводят её из имеющегося строительного материала. Конструирование по модели усложненная разновидность конструирования по образцу.
3. Конструирование по условиям, предложенное Н. Н. Поддьяковым, носит иной характер: без образца, рисунков и способов возведения дети должны создать конструкции по заданным условиям, подчеркивающие её практическое назначение. Иными словами, основные задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер, поскольку не даются способы решения.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Разработано С. Леона Лоренсо и В. В. Холмовской. Детей сначала обучают строить простые схемы чертежи, отражающие образцы построек. А затем, наоборот, создавать конструкции по простым чертежам схемам.
5. Конструирование по замыслу в сравнении с конструированием по образцу творческий процесс, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность. Для этого педагог должен формировать у детей обобщённые представления о конструируемых объектах, умение владеть обобщёнными способами конструирования, искать новые способы в процессе других форм конструирования по образцу и по условиям.
6. Конструирование по теме. Его суть: на основе общей тематики конструкций дети самостоятельно воплощают замысел конкретной постройки, выбирают материал, способ выполнения. Эта форма конструирования близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замысел исполнителя ограничивается определённой темой. Основная цель конструирования по заданной теме - закреплять знания и умения детей.
Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приемами.
Выбор приемов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании.
При определении программного содержания занятия следует опираться на имеющийся опыт детей, постоянно усложняя учебные задания, развивая способность самостоятельно решать посильные конструктивные задачи. Основными приемами обучения являются следующие:
1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы.
2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.
3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек и конструкций.
4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.
При знакомстве детей с магнитным конструктором необходимо повторить и закрепить знания тех геометрических фигур, которые содержаться в данном конструкторе. Предложить детям самим попробовать соединить детали конструктора между собой, обсудить, как они соединяются. Попробовать создать несколько несложных плоскостных фигур, показать детям, как пользоваться схемами-подсказками. Желательно объединить детей в несколько групп по 4-5 человек, чтобы это задание было совместным. После выполнения задания дети показывают друг другу, что у них получилось и совместно с воспитателем обсуждают постройки.
Совместная деятельность детей способствует воспитанию первоначальных навыков работы в коллективе:
- умение предварительно договориться;
- распределить обязанности;
- отобрать материал, необходимый для выполнения работы;
- работать дружно, не мешая друг другу.
Непосредственно образовательная деятельность с конструктором обеспечивает лёгкое знакомство с объёмными фигурами, развивает пространственное и абстрактное мышление.
Когда дети уже овладели плоскостным строительством, нужно предложить детям из простых геометрических фигур создать объёмные. Например, из шести квадратов сделать куб, из квадрата и четырёх треугольников – призму. Такие фигуры создаются по образцу, по инструкции воспитателя или по схеме.
Далее задания можно усложнить. Уже из известных фигур – куба и призмы, предложить детям создать простые постройки в игровой форме. Например, домик для зайчика, которого выгнала лисичка из сказки «Заюшкина избушка». Чтобы повысить интерес детей к конструированию и создать эмоциональный настрой, следует использовать загадки, песенки, стихи.
Далее я усложняла задачу. Я предлагала создать детям более сложные постройки, объединённые общей темой. Например, многоэтажный домик для лесных жителей из сказки «Теремок». Также это может быть больница для зверей или детский сад. Здесь ребята учатся строить многоуровневые постройки, путём присоединения нескольких заготовок.
На следующем этапе, который оказался для детей самым интересным, ребята получают возможность самостоятельно создавать постройки по своему замыслу. Чтобы им было легче, можно предложить ранее изученные схемы или рисунки готовых построек. К этому этапу практически все дети способны конструировать по замыслу.
Таким образом, играя с деталями конструктора, у детей получается легко и быстро сооружать постройки, что вызывает у них ощущение успеха и веры в свои силы.
Использование конструкторов с большим количеством разнообразных деталей позволяет организовать как самостоятельную, так и групповую игровую деятельность дошкольников, а также совместную деятельность со взрослым. Групповая и совместная деятельность развивает такие качества дошкольников, как умение оказывать помощь друг другу, объединять усилия и разрешать конфликты. Конструирование имеет большое значение для развития мышления, воображения и фантазии дошкольников. Конструкторская деятельность формирует умение сравнивать детали по размеру и количеству, отбирать детали, необходимые для воплощения замысла, сравнивать конструкции с образцами и другими постройками, а также с реальными объектами. Соединение деталей конструктора развивает мелкую моторику и координацию ребёнка: ловкость и гибкость пальчиков и кистей, точность движений, двуручную координацию движений, что является важным фактором общего развития.
В заключении хотелось бы напомнить слова Куцаковой Людмилы Викторовны о том, что основное внимание следует акцентировать не столько на механическом обучении приёмам конструирования, сколько на формирование способов действий и обобщённых способов решения конструктивных задач. При этом особое внимание нужно уделять развитию детского управляемого воображения, фантазии, творчества. Так как именно детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребёнку, и считается его универсальной способностью.
Предварительный просмотр:
Из опыта работы
ЭССЕ на тему:
«Я – педагог - наставник»
«Уча других, мы учимся сами» Л.Сенека
Я – педагог! Как же я пришла к этой профессии? Моя мама – воспитатель. В детстве я ходила в ее группу и у меня была возможность наблюдать за ней, за ее работой и отношением к детям. Так у меня появилось желание работать с детьми, нести им знания. Она по сей день работает воспитателем, что еще больше дает мне уверенность в правильном выборе своей профессии.
Работая с детьми, я постоянно нахожусь в мире добра и любви, детского смеха и непосредственности, иногда забывая о житейских проблемах.
Дети приходят к тебе своими новыми рассказами и впечатлениями, ждут от тебя поддержки. Как у настоящего воспитателя, у меня в душе существует любовь к детям, гордость за их уникальность и одаренность, желание видеть и понимать их. Мой педагогический стаж 10 лет. Все эти годы я работаю в МАДОУ г. Когалыма «Чебурашка».
Но когда-то и я была молодым педагогом и обращалась за помощью к своим коллегам. За что им огромное спасибо! А теперь я сама наставник. Как же я понимаю молодого педагога! На тот момент и для меня, все казалось таким сложным. Я понимаю, что частично и от меня зависит, каким воспитателем станет мой наставляемый. И я очень надеюсь, что молодой педагог будет успешным в своем деле.
Кто же такой наставник?
По моему мнению, наставник - это тот, кто помогает раскрыть человеку его дарование, который отдает частичку себя.
Как наставник, я поставила перед собой цель - анализ компетенций молодого педагога. Для этого я составила анкету. По итогам анкетирования, запланировала мероприятия, которые обеспечивают изучение основ педагогической и методической подготовки, приобретение знаний, необходимых для проведения учебного процесса.
Первый год молодого педагога самый сложный и важный. Именно в этот период молодому педагогу нужна помощь – помощь наставника. Как педагог-наставник, я должна создать условия для доверительных отношений и стать примером в отношениях с детьми, с коллегами и с родителями наших воспитанников.
Для решения данных задач, я приглашаю молодого педагога для просмотра различных занятий и мероприятий, режимных моментов, даю необходимые консультации, демонстрирую свои знания, организовываю прогулки детей. Затем уже молодой педагог работает самостоятельно, а я только наблюдаю и корректирую его работу.
Я горжусь, когда вижу успехи и творческий рост молодого педагога!
«Некоторые считают, что учитель обкрадывает своих учеников. Другие – что ученики обкрадывают учителя. Я считаю, что правы и те, и другие, и участие в этом взаимном обкрадывании прекрасно»
(Лев Давидович Ландоу)
Как же я согласна с ним! Ведь в ходе работы с молодым педагогом, я сама получаю новые знания, повышаю свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения.
А ведь учиться никогда не поздно!
Предварительный просмотр:
Из опыта работы
АДАПТАЦИЯ
ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ
Адаптация – это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты. Всегда нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе. В среднем адаптация у детей раннего возраста длится 2-3 недели.
Игры, способствующие развитию успешной адаптации ребенка в группе.
В начале учебного года пересматриваю оформление группы и готовлюсь к приему новых детей.
В группе обновляю материал для игровых зон, и основная цель - сделать группу наиболее уютной, домашней и привлекательной для детей.
Подбираю специальные игры, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания:
- хороший эффект дают разнообразные игры с песком;
- затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому для детей есть такие игры, как нанизывание шариков на шнур, резиновые игрушки - пищалки и др.;
- лучшее лекарство от стресса – смех. Для того чтобы создавать такие ситуации, в которых ребенок будет смеяться, имеются игрушки-забавы, пальчиковый театр, заводные игрушки, развлечения со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями.
Работа с родителями
Совместная деятельность педагогов и родителей является залогом успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Просвещение родителей по вопросам адаптации начинается с первого прихода их в детский сад - это папки-передвижки, информационные листы-памятки, мини-консультации по вопросу, что такое адаптация и факторы, от которых зависит ее течение.
В ходе беседы с родителями собираю информацию о ребенке: выясняю индивидуально-личностные привычки ребенка, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками.
Провожу небольшую экскурсию для родителей и малыша, показываю основные помещения группы, которую будет посещать ребенок. Такая демонстрация помогает родителям и детям удовлетворить их любопытство и почувствовать себя более уверенно.
Советы родителям по адаптации ребенка к детскому саду
- Соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы. Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома.
- Ежедневно общайтесь с воспитателем, пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка. Настраивайте ребенка на положительный лад. Ваше вежливое и приветливое отношение к воспитателям расположит ребёнка к общению с ними.
- Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадите его ослабленную нервную систему. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее).
- Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите ребенка общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т.п. – показывайте, как это надо делать.
- Узнайте все моменты в режиме дня в детском саду и введите их в режим дня ребенка дома.
- Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
- Внимание - недопустимо угрожать ребенку детским садом, как наказанием за непослушание!
- Подготовьте к садику себя. Дети очень тонко чувствуют настроение родителей. Если мама боится оставлять ребенка в садике, естественно, ребенок будет бояться там оставаться. Если вы хотите, чтобы ребенок поверил, что ему в садике ничего не угрожает – поверьте в это сами!