Самообразование

Копейкина Марина Николаевна

В современном обществе важно не только получить высшее образование, но и постоянно развиваться и обновлять свои знания и навыки.

Самообразование для воспитателя – это одна из форм непрерывного обучения и саморазвития.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

воспитателя Копейкиной Марины Николаевны

Тема: «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»

2021-2022 уч.год

Цель для педагога: 

  1. повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;
  2. Создание оптимальных условий для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм

Задачи:

  1. Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора
  2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря
  3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
  4. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах и образовательном процессе;
  5. Систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества для формирования у малышей речевой активности, первоначальных навыков речевой деятельности, интереса к фольклорным произведениям
  6. Подобрать и составить картотеку произведений русского фольклора для использования в совместной деятельности воспитателя с детьми, при организации режимных моментов
  7. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Ожидаемый результат для педагога:

- Повысится уровень профессионального мастерства педагога;

 - Внедрение в педагогический процесс по развитию речи малых форм фольклора;

- Улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей.

Ожидаемый результат для детей:

- Словарь детей к концу года обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.

- Сформируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;

- Дети овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками;

- Сформируется положительное отношение к режимным моментам.

Ожидаемые результаты для родителей:

- Сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

- Повысится общий культурный уровень

Месяц

Работа с документами и литературой

Работа с детьми

Работа с родителями

Практическая часть

Сентябрь 

 

Подбор диагностического материала

Подбор и изучение методической литературы

Изучение опыта работы педагогов в интернет-сайтах

Потешки.  

«Ай, лады, лады», «Ай,качи,качи, качи…»,

«Наша Маша маленька…», «Водичка, водичка» Задачи:

- познакомить детей  с  потешками;

- помочь детям запомнить потешки и выразительно рассказать их;

- стимулировать участие  детей  в исполнении потешек.

1.Анкетирование родителей  «Использование фольклора в семейном воспитании»  

2.Беседа «Использование фольклора в развитие речи детей раннего возраста». Познакомить родителей с содержанием работы по ознакомлению детей с художественной литературой и фольклором – как средством развития речи детей.

3. Буклет «Потешки – в период адаптации дошкольника в ДОУ»

4.Консультация «Знакомьте  детей  с  народным фольклором»

Разработка плана работы с родителями и детьми по выбранной теме.

Разработать анкеты «Использование фольклора в семейном воспитании»  

Подбор игр и материалов для оснащения предметно пространственной среды.

Выпуск буклета для родителей «Потешки - в период адаптации дошкольника в ДОУ» 

Диагностика уровня развития речи детей раннего возраста 

Октябрь 

Загрутдинова М., Гавриш Н. «Использование малых форм

фольклора» Д/в – 1991г., № 9, с. 16 – 22

Павлова Л.Н. «Фольклор для маленьких»/ Дошкольное

воспитание. – 1990г. № 4, 7, 10

 «Кроха» - пособие по воспитанию, обучению и развитию речи

детей до трёх лет. М.: Просвещение, 2000г.

Пестушки и прибаутки Пестушки «Ладушки, ладушки…» «Водичка, водичка, умой мое личико…», «Ай, лады, лады, лады.», «Сорока, сорока»

Прибаутки: «Непоседа-малышок», «Каша», «Еду-еду к бабе, к деду»

1.Выставка  книг    с  различными жанрами фольклора «Мама почитай-ка»

2.Изготовление  книжек–самоделок «Пестушки-говорушки»

3.Консультация: «Влияние малых

форм фольклора на развитие речи детей в раннем возрасте»

«Знакомьте детей с народным фольклром»

В уголок для родителей подготовить книги  с  различными жанрами фольклора для выставки «Мама почитай-ка»

Подготовить консультацию для родителей «Влияние малых

форм фольклора на развитие речи детей в раннем возрасте»

Ноябрь

1.Соловьёва Е. Адаптация ребёнка к условиям детского сада».//Дошкольное воспитание,№8 1993

2.Елисеева  Л.Н.  «Хрестоматия  для  маленьких»  -  Москва;  изд. «Просвещение», 1987г.

Колыбельные

1. «Знакомство  с колыбельной песней»  

2. Прослушивание колыбельных  песен

Задачи: познакомить детей  с  жанром колыбельной песни; дать некоторые сведения о происхождении и назначении колыбельной песни, ее отличительных особенностях.

Колыбельные: «Баю, баюшки, баю», «Ой люли, люли, прилетели к нам гули…», «Спи, дитя, усни»,  «Уж  как сон ходил по лавке»,  «Баюшки-баюшки», «Серенькая кошечка».

Игра-инсценировка «Уложим Аленушку спать»

Консультация «Неоценимое значение маминой песни в жизни ребенка»

Создание аудиотеки по теме «Колыбельные песни». Подготовить консультацию «Неоценимое значение маминой песни в жизни ребенка»

Создание картотеки малых форм фольклора в режимных моментах

Декабрь

Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. М., 2009.

Русские народные сказки. 

«Теремок», «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» Задачи:  Воспитывать любовь к художественной литературе. Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание. Создать атмосферу радостного настроения, способствовать речевому общению.

Игра-инсценировка  с игрушками  по  сюжету произведения «Колобок» с использованием театральных кукол бибабо.

Семейный конкурс: «Персонажи любимых сказок своими руками (изготовление кукол, героев сказок из бросового материала).

Консультация: «Воспитание сказкой»

Подготовить консультацию для родителей «Воспитание сказкой».

Январь

1.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М.: Просвещение,

2.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999.

Загадки

 «Квохчет,  квохчет»,  «С хозяином дружит…», «Острые ушки…»,  «Хвост с узорами…».

Задачи: Познакомить детей с описательными загадками о домашних животных. Учить  детей отгадывать загадки.

Игра «Угадай сказку».

Буклет «Весёлый фольклор»

Консультация «Роль взрослых в развитии речи ребенка»

Выпуск буклета «Веселый фольклор» и консультации «Роль взрослых в развитии речи ребенка».

Дополнить информационный стенд для родителей рубрикой «Учим вместе с мамочкой»

Февраль 

Генералова «Русские народные потешки в жизни малышей»./

Дошкольное воспитание. – 1985г.

Потешки

«Вышел козлик погулять»,  «Рано  –  рано  по утру  пастушок  ту –  ру  –  ру…», «Идет коза рогатая…». «Петушок, петушок» Задачи:

1.  Познакомить детей  с  новыми потешками.

2. Привлекать детей к рассказыванию потешек.

3. Обогащать словарный  запас фольклорной лексикой (плетень, вечерок)

Игра»Узнай потешку»

 «Любимая потешка» - семейный рисунок для альбома

Консультация «Развитие образной речи детей средствами малых форм фольклора»

Оформление альбома «Наши любимые потешки», консультация «Развитие образной речи детей средствами малых форм фольклора» 

Март

  1. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4
  2. Тарасова Т. «Мальчик – пальчик, где ты был?» (о роли игр – забав в жизни дошкольника)./ Дошкольное воспитание. – 1995г. № 12;

Пословицы 

Задачи: 1.  Познакомить детей с пословицами.

Пальчиковые 

игры.

«Пальчик – мальчик…», «Моя 

семья», «Этот  пальчик  — 

дедушка». 1.Познакомить детей с пальчиковыми играми. 2. Обогащать словарный запас:  папенька, щи, маменька. 3. Развивать мелкую моторику пальцев

Консультация «Использование пальчиковых игр в развитии речи детей»

Буклет «Фольклор  –  влияние  на  развитие речи детей»

Подбор материала в соответствии с темой месяца,  вывесить консультацию

«Использование пальчиковых игр в развитии речи детей»,

выпуск буклета «Фольклор  –  влияние  на  развитие речи детей»

Апрель 

Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4

Поговорки и скороговорки

Задачи: 1.  Познакомить детей с поговорками и скороговорками.

«Апрель  с  водой, а  май  с  травой»,  «Где  цветы,  там и бабочки», «Солнце пригреет — все поспеет». 

Консультация: «Роль поговорок и скороговорок в развитии речи детей»

Подготовить консультацию «Роль поговорок и скороговорок в развитии речи детей»

Май

1.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999. 

1.Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей раннего возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9.

Заклички 

«Солнышко, солнышко…», «Солнышко – вёдрышко» «Дождик, дождик…», «Радуга-дуга».

Беседа о закличках Задачи: 1.  Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить.

2.  учить  детей выполнять движения в соответствии  с текстом заклички.

Подвижные игры  «Солнышко  и  дождик», «Дождик,  дождик,  кап, кап…».

Консультация: «Русский фольклор в раннем возрасте»

Подготовить консультацию «Русский фольклор в раннем возрасте»

Диагностика уровня развития речи детей на конец года

ЗАДАЧИ НА ПЕРСПЕКТИВУ:

  • Продолжать работу по развитию речи детей с использованием малых форм фольклора.
  • Строить работу по речевому развитию  дошкольников на основе учёта индивидуальных запросов, интересов и возможностей каждого ребёнка.
  • Активней применять интеграцию различных видов детской деятельности в речевой работе с детьми на основе использования малых форм фольклора.