3. Самообразование

Копейкина Марина Николаевна

В современном обществе важно не только получить высшее образование, но и постоянно развиваться и обновлять свои знания и навыки.

Самообразование для воспитателя – это одна из форм непрерывного обучения и саморазвития.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

воспитателя Копейкиной Марины Николаевны

Тема: «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»

2021-2022 уч.год

Цель для педагога: 

  1. повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;
  2. Создание оптимальных условий для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм

Задачи:

  1. Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора
  2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря
  3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
  4. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах и образовательном процессе;
  5. Систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества для формирования у малышей речевой активности, первоначальных навыков речевой деятельности, интереса к фольклорным произведениям
  6. Подобрать и составить картотеку произведений русского фольклора для использования в совместной деятельности воспитателя с детьми, при организации режимных моментов
  7. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Ожидаемый результат для педагога:

- Повысится уровень профессионального мастерства педагога;

 - Внедрение в педагогический процесс по развитию речи малых форм фольклора;

- Улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей.

Ожидаемый результат для детей:

- Словарь детей к концу года обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.

- Сформируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;

- Дети овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками;

- Сформируется положительное отношение к режимным моментам.

Ожидаемые результаты для родителей:

- Сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

- Повысится общий культурный уровень

Месяц

Работа с документами и литературой

Работа с детьми

Работа с родителями

Практическая часть

Сентябрь 

 

Подбор диагностического материала

Подбор и изучение методической литературы

Изучение опыта работы педагогов в интернет-сайтах

Потешки.  

«Ай, лады, лады», «Ай,качи,качи, качи…»,

«Наша Маша маленька…», «Водичка, водичка» Задачи:

- познакомить детей  с  потешками;

- помочь детям запомнить потешки и выразительно рассказать их;

- стимулировать участие  детей  в исполнении потешек.

1.Анкетирование родителей  «Использование фольклора в семейном воспитании»  

2.Беседа «Использование фольклора в развитие речи детей раннего возраста». Познакомить родителей с содержанием работы по ознакомлению детей с художественной литературой и фольклором – как средством развития речи детей.

3. Буклет «Потешки – в период адаптации дошкольника в ДОУ»

4.Консультация «Знакомьте  детей  с  народным фольклором»

Разработка плана работы с родителями и детьми по выбранной теме.

Разработать анкеты «Использование фольклора в семейном воспитании»  

Подбор игр и материалов для оснащения предметно пространственной среды.

Выпуск буклета для родителей «Потешки - в период адаптации дошкольника в ДОУ» 

Диагностика уровня развития речи детей раннего возраста 

Октябрь 

Загрутдинова М., Гавриш Н. «Использование малых форм

фольклора» Д/в – 1991г., № 9, с. 16 – 22

Павлова Л.Н. «Фольклор для маленьких»/ Дошкольное

воспитание. – 1990г. № 4, 7, 10

 «Кроха» - пособие по воспитанию, обучению и развитию речи

детей до трёх лет. М.: Просвещение, 2000г.

Пестушки и прибаутки Пестушки «Ладушки, ладушки…» «Водичка, водичка, умой мое личико…», «Ай, лады, лады, лады.», «Сорока, сорока»

Прибаутки: «Непоседа-малышок», «Каша», «Еду-еду к бабе, к деду»

1.Выставка  книг    с  различными жанрами фольклора «Мама почитай-ка»

2.Изготовление  книжек–самоделок «Пестушки-говорушки»

3.Консультация: «Влияние малых

форм фольклора на развитие речи детей в раннем возрасте»

«Знакомьте детей с народным фольклром»

В уголок для родителей подготовить книги  с  различными жанрами фольклора для выставки «Мама почитай-ка»

Подготовить консультацию для родителей «Влияние малых

форм фольклора на развитие речи детей в раннем возрасте»

Ноябрь

1.Соловьёва Е. Адаптация ребёнка к условиям детского сада».//Дошкольное воспитание,№8 1993

2.Елисеева  Л.Н.  «Хрестоматия  для  маленьких»  -  Москва;  изд. «Просвещение», 1987г.

Колыбельные

1. «Знакомство  с колыбельной песней»  

2. Прослушивание колыбельных  песен

Задачи: познакомить детей  с  жанром колыбельной песни; дать некоторые сведения о происхождении и назначении колыбельной песни, ее отличительных особенностях.

Колыбельные: «Баю, баюшки, баю», «Ой люли, люли, прилетели к нам гули…», «Спи, дитя, усни»,  «Уж  как сон ходил по лавке»,  «Баюшки-баюшки», «Серенькая кошечка».

Игра-инсценировка «Уложим Аленушку спать»

Консультация «Неоценимое значение маминой песни в жизни ребенка»

Создание аудиотеки по теме «Колыбельные песни». Подготовить консультацию «Неоценимое значение маминой песни в жизни ребенка»

Создание картотеки малых форм фольклора в режимных моментах

Декабрь

Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. М., 2009.

Русские народные сказки. 

«Теремок», «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» Задачи:  Воспитывать любовь к художественной литературе. Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание. Создать атмосферу радостного настроения, способствовать речевому общению.

Игра-инсценировка  с игрушками  по  сюжету произведения «Колобок» с использованием театральных кукол бибабо.

Семейный конкурс: «Персонажи любимых сказок своими руками (изготовление кукол, героев сказок из бросового материала).

Консультация: «Воспитание сказкой»

Подготовить консультацию для родителей «Воспитание сказкой».

Январь

1.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М.: Просвещение,

2.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999.

Загадки

 «Квохчет,  квохчет»,  «С хозяином дружит…», «Острые ушки…»,  «Хвост с узорами…».

Задачи: Познакомить детей с описательными загадками о домашних животных. Учить  детей отгадывать загадки.

Игра «Угадай сказку».

Буклет «Весёлый фольклор»

Консультация «Роль взрослых в развитии речи ребенка»

Выпуск буклета «Веселый фольклор» и консультации «Роль взрослых в развитии речи ребенка».

Дополнить информационный стенд для родителей рубрикой «Учим вместе с мамочкой»

Февраль 

Генералова «Русские народные потешки в жизни малышей»./

Дошкольное воспитание. – 1985г.

Потешки

«Вышел козлик погулять»,  «Рано  –  рано  по утру  пастушок  ту –  ру  –  ру…», «Идет коза рогатая…». «Петушок, петушок» Задачи:

1.  Познакомить детей  с  новыми потешками.

2. Привлекать детей к рассказыванию потешек.

3. Обогащать словарный  запас фольклорной лексикой (плетень, вечерок)

Игра»Узнай потешку»

 «Любимая потешка» - семейный рисунок для альбома

Консультация «Развитие образной речи детей средствами малых форм фольклора»

Оформление альбома «Наши любимые потешки», консультация «Развитие образной речи детей средствами малых форм фольклора» 

Март

  1. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4
  2. Тарасова Т. «Мальчик – пальчик, где ты был?» (о роли игр – забав в жизни дошкольника)./ Дошкольное воспитание. – 1995г. № 12;

Пословицы 

Задачи: 1.  Познакомить детей с пословицами.

Пальчиковые 

игры.

«Пальчик – мальчик…», «Моя 

семья», «Этот  пальчик  — 

дедушка». 1.Познакомить детей с пальчиковыми играми. 2. Обогащать словарный запас:  папенька, щи, маменька. 3. Развивать мелкую моторику пальцев

Консультация «Использование пальчиковых игр в развитии речи детей»

Буклет «Фольклор  –  влияние  на  развитие речи детей»

Подбор материала в соответствии с темой месяца,  вывесить консультацию

«Использование пальчиковых игр в развитии речи детей»,

выпуск буклета «Фольклор  –  влияние  на  развитие речи детей»

Апрель 

Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4

Поговорки и скороговорки

Задачи: 1.  Познакомить детей с поговорками и скороговорками.

«Апрель  с  водой, а  май  с  травой»,  «Где  цветы,  там и бабочки», «Солнце пригреет — все поспеет». 

Консультация: «Роль поговорок и скороговорок в развитии речи детей»

Подготовить консультацию «Роль поговорок и скороговорок в развитии речи детей»

Май

1.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999. 

1.Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей раннего возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9.

Заклички 

«Солнышко, солнышко…», «Солнышко – вёдрышко» «Дождик, дождик…», «Радуга-дуга».

Беседа о закличках Задачи: 1.  Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить.

2.  учить  детей выполнять движения в соответствии  с текстом заклички.

Подвижные игры  «Солнышко  и  дождик», «Дождик,  дождик,  кап, кап…».

Консультация: «Русский фольклор в раннем возрасте»

Подготовить консультацию «Русский фольклор в раннем возрасте»

Диагностика уровня развития речи детей на конец года

ЗАДАЧИ НА ПЕРСПЕКТИВУ:

  • Продолжать работу по развитию речи детей с использованием малых форм фольклора.
  • Строить работу по речевому развитию  дошкольников на основе учёта индивидуальных запросов, интересов и возможностей каждого ребёнка.
  • Активней применять интеграцию различных видов детской деятельности в речевой работе с детьми на основе использования малых форм фольклора.


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

воспитателя Копейкиной Марины Николаевны

Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности. Создать условия для творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

  • изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам влияния устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста;
  • выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;
  • выбрать наиболее эффективные методы и приемы для работы с детьми;
  • продолжать ознакомить детей с устным народным творчеством, приобщать детей к русскому фольклору;
  • обогащать  речь детей, развивать свободное общение взрослого и детей о прочитанном, практическое овладение нормами русской речи;
  • сплотить детский коллектив, воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношения между детьми;
  • развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
  • привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.

 Ожидаемые результаты

Дети:

• Сформируется устойчивый интерес к русскому народному творчеству.

• Словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.

• Повысится уровень связной речи.

• Внедрение современных методов и технологий по развитию речи средствами малых фольклорных форм.

• Сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

Родители:

• Поощряют использование малых форм фольклора в играх детей дома.

• Обобщение и распространение опыта.

• Взаимодействуют с педагогами по вопросу развития речи детей.

Сроки

Формы деятельности

с детьми

Задачи

Формы взаимодействия с родителями

Предметно-развивающая среда

Сентябрь

Чтение: «Лисичка сестричка и серый волк»

Пословица: Лиса живет хитростью, да прыткостью

Скороговорка: Мы гуляли в лесу и видели лису

Загадки о диких животных

Беседа: «Откуда появились сказки?»

Выставка диких животных из фруктов и овощей: «Сказки осенней природы»

Познакомить детей с понятием: русская народная сказка, с традициями и обычаями русского народа

Выяснить с детьми смысл пословицы

Воспитывать литературно-художественный вкус

Предложить родителям участвовать в выставке овощей и фруктов: «Сказки осенней природы»

Анкетирование родителей

Лиса, волк “игрушка”

Настольно печатные игры по мотивам потешек                             ( разрезные картинки, лото  )

В книжном уголке разместить книги, альбомы картинки ( русская народная сказка) ( традиции русского народа)

Муз уголок слушание песенок потешек

Пополнить картотеку потешек.

Октябрь

Развлечение: «Рябинник»

Пословица:  Цыплят по осени считают

Скороговорка: У реки росла рябина, а река текла, рябила  

Загадки об осени

Беседа: Что такое посиделки?

Хороводная игра: “Как у наших у ворот”

Активизировать в речи детей запас народных примет, загадок, песен, хороводных игр.

Отрабатывать интонационную выразительность речи

Формировать уважительное отношение друг другу

Привлечение родителей и детей к созданию уголка по русскому народному творчеству (подборка материала)

1)Набор предметов и сюжетных картинок, альбомов иллюстраций, открыток фотографий про “рябину”

2) Мини музей

По русскому народному творчеству.

3) Картотека скороговорок, игр загадок пословиц про “Рябину”, “Осень”.

4) Оформление картотеки презентаций, что такое посиделки? Русские народные костюмы.

5) Музыкальные инструменты ложки балалайка колокольчики дудочка.

Ноябрь

Чтение: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Пословица: Как аукнулось, так и откликнулось

Скороговорка: Наш Полкан попал в капкан

Загадки о явлениях природы

Игра: “Звери и коза”

Аппликация: “Укрась сарафан’

Продолжать знакомство с пословицей.

Учить понимать ее смысл.

Развивать умение на слух воспринимать художественное произведение, чувство сопереживания героям.

Совершенствовать связную речь

Семинар – практикум для родителей «Знакомьте детей с фольклором»

1) Кукольный театр, маски зверей.

2) Д/И укрась сарафан

3) Книжки малышки, загадки о явлениях природы

Декабрь

Чтение: «У страха глаза велики»

Пословица: У страха глаза велики

Скороговорка: Черной ночью черный кот

Прыгнул в черный дымоход

Загадки о домашних животных

Игра: «Продолжи пословицу»

Рисование: “Укрась сарафан матрёшке”

Учить детей устанавливать простейшие связи в произведении

Систематизировать знания детей о русском фольклоре.

Расширять словарный запас.

Развивать связную речь

Консультация: «Народные игры и игрушки, как средство воспитания детей»

1) Внесение картинок по теме ”Русский фольклоре”.

2) Музыкальные инструменты, игрушки: (заяц, кот)

3) ИЗО уголок коллекция игрушек домашних животных, трафареты, матрёшки шкатулки и т.п.

4) Картотека загадок о домашних животных Д/И “продолжи пословицу” карточки с картинками

Январь

Чтение: «Лисичка со скалочкой»

Пословица:

  Глаза завидущие, руки загребущие

Завидущие глаза не знают стыда

Скороговорка:

На дворе трава

На траве дрова

Не руби дрова

На траве двора

Рисование: “Ковры и половики наших бабушек”

Аппликация: “Укрась платок”

Систематизировать знания детей о традициях и обычаях русского народа.

Совершенствовать связную речь.

Развивать дикцию у детей.

Мастер-класс по изготовлению народной игрушки      

1) Картотека пословиц скороговорок.

2) Пополнить картотеку презентаций “Назад в прошлое”

3) С/Р игра “в гости к лисе” маски зверей.

Февраль

Чтение: «Три поросенка»  

Пословица:

Всякий дом хозяином держится

И готово, да бестолково

Скороговорка:

 Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор

Рисование: “ложечка резная, ручка расписная”

Театрализованная деятельность фрагментов из сказки

Познакомить с понятием авторская сказка

Развивать интерес к театральной деятельности

Использовать помощь родителей в изготовлении костюмов к постановке

Познакомить родителей с консультацией: «Фольклор в познавательном развитии детей»

1) Зона театральной деятельности.

Настольная ширма, маски по сказке “три поросёнка”

2) Зона конструктивной деятельности. Материалы для занятия ручным трудом по теме “В, лесу” (шишки, Жёлуди, каштаны, пластилин и т.д)

3) Д/И “найди дорогу в дом к каждому герою”

Март

Развлечение:

«День птиц»

Пословица: Грач на горе — весна на дворе

Скороговорка:

На лужайке дятел жил

Дуб, как долотом долбил

Игра: «Назови пословицу по картинке»

Аппликация: ”Скворец”

Познакомить с традициями встречи весны русского народа

Сотворчество с детьми – придумать сказку на новый лад

1) Маски шапки с изображением птиц

2) Дидактический материал: пословицы, скороговорки, картинки, открытки с изображением птиц

3) аудио запись с голосами птиц.

4) Картотека песен и хороводных игр “про птиц”

Апрель

НОД: «Весна»

Пословица: Весна красна цветами, а осень — пирогами

Скороговорка:

Кукушка кукушонку купила капюшон

Надел кукушонок капюшон

Как в капюшоне он смешон.

Хороводная игра: ”Весёлая дудочка”

Рисование: “Дождик, дождик веселей”

Учить подбирать слова-определения к существительным.

Активизировать словарь по теме весна.

Развивать монологическую форму речи.

Упражнять в составлении рассказов по картине.

 Воспитывать у детей чувство любви к природе.

Творческое задание: Соберите «Потешки, народные игры, поговорки, которыми пользовались ваши бабушки и дедушки»

1) Внести картину “Весна”

2) видео материал “Уроки тётушки совы Весна”

3) Пополнить настольными играми для закрепления знаний детей об окружающей природе “Весна”

4) ИЗО  пополнить зону трафаретами, книжками раскрасками про весну.

5) Картотека народных игр потешек, поговорок, закличек, загадок про весну

Май

КВН: «Путешествие по сказкам»

Пословица: Друг за друга держаться - ничего не бояться.

Скороговорка:

 Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

Д/И игра: “Чудесный мешочек”

Лепка: “Лепка героев из русских народных сказок”

Формировать художественно-речевые, исполнительские способности детей.

Развивать связную речь, умение употреблять в речи распространённые предложения

Расширять представления детей о фольклорных жанрах

Родительское собрание: «Посиделки в светлой горнице». Воздействие фольклора на развитие ребенка

Подготовка буклетов для родителей: «Использование фольклора в общении с детьми»

1) Пополнить картотеку Русских народных сказок на аудио магнитофоне

2) Книги с иллюстрациями Русских народных сказок

3) Пальчиковый театр

4) Д/И “чудесный мешочек” (волшебные вещи из сказок, Золотое яйцо, волшебная палочка, царевна лягушка, Волшебные сапоги, аленький цветочек, Зеркало, золотой ключик, Клубок и т.д.)

Выводы

Использование нами в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Применение в детском саду русского фольклора позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх. Приобщать ребенка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи.

Используемая литература

- Литература и фантазия: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей/ Сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 2005

- Т.Пиксасова, Р.Триндицкая, Р.Зимакова, А.Ракитин. Ладушки. Энциклопедия детского фольклора. Воскресный день, Белый город.2016 -

- Ушакова О. С. , Гавриш Н. В. Знакомим с литературой детей 3-7лет. Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2009

- Материалы интернета.

Диагностическая карта

обследования речевых умений детей старшего возраста средствами малых форм фольклора

 (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е.Струниной)

Дата обследования: ____________________  Детский сад _______________________________   Возрастная группа _______________________

Цель: ______________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________








п/п







Фамилия имя

ребёнка


Отгадай загадку:


Не ездок, а со шпорами, не будильник, а всех будит. (Петух)


Почему ты так считаешь, что это петух?

Какие ещё ты знаешь загадки?


О чём говорится в пословице:  «Труд кормит, а лень портит».


Какие ты знаешь пословицы и поговорки о труде?

О дружбе?




Подбери пословицу близкую по смыслу: «Сядем рядком да поговорим ладком»


Как сказать

по - другому? 


Повтори за мной: «Хохлатые хохотушки хохотом

хохотали:

Ха! Ха! Ха! Ха! Ха!»


Какие звуки здесь встречаются чаще всего? Какие ещё ты знаешь скороговорки?



Закончи пословицу: 

«Труд человека кормит, а что портит? (лень)»

«Без труда не вынешь и…(рыбку из пруда)»

«Худ обед, когда …(хлеба нет)»

«Крепкую дружбу и …(топором не разрубишь)»

«Нет такого дружка, как  родная… (матушка)»

«Родных много, а матушка…(роднее всех)»


Послушай потешку: 


«Чики-чики чикалочки,

Едет мужик на палочке,

Жена на тележке –

Щёлкает орешки». 


Можно ли так сказать? Как сказать правильно? Какие ещё ты знаешь потешки?



Какие ты знаешь русские народные сказки?


Какие ты знаешь считалочки?

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Высокий уровень –                                         Средний уровень –                                 Низкий уровень -  



Предварительный просмотр:

Индивидуальный план развития профессиональной компетенции

воспитателя Копейкиной М.Н.

на 2022-23 учебный год

Тема: «Развитие речи детей среднего возраста средствами малых форм фольклора»

Цель: Создание оптимальных  условий для развития речи детей среднего дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм, повышение своего профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: 

Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения МО, самообразования

Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

Обогащать чувства детей, воображение и речь.

Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству

Внести дополнения в РППС

Предполагаемый результат:

для воспитателя:

повышение уровня педагогической компетенции по теме «Развитие речи детей по…»;

использование малых форм фольклора при обучении родной речи, на специальных занятиях по развитию речи и в режимных моментах;

разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей по развитию речи.

для детей:

умение владеть навыками грамотной и выразительной речи;

умение последовательно высказывать свои мысли;

выразительно читать потешки, стихи, чистоговорки и т. д.

Модуль

Направление деятельности

Мероприятия

Сроки

Научно-методическое

обеспечение

Обучение  по теме самообразования

Речевое развитие посредством малых форм фольклора

В течение года

Ознакомление с научной и методической литературой по теме

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки/сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор/сост. В. Аникин. М., 1985.

7. Журналы «Дошкольное воспитание».

8. Журналы «Ребёнок в детском саду».

9. Ресурсы интернета.

В течение учебного года

Разработка программно-

методического обеспечения образовательного процесса

Разработка: подготовка и проведение открытых мероприятий. Оформление конспектов ОД,  участие в конкурсах различного уровня.

В течение учебного года

Потешки

Продолжить знакомить детей с потешками, рассказы для чего их используют в жизни.

Заучить потешку наизусть (проговаривать слова потешки вместе с воспитателем).

Слушание песенок – потешек. Игра – хоровод: «Заинька попляши».

Дидактическая игра: «Узнай потешку».

Применять потешки в режимных моментах (проговаривать вместе).

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Пополнение  картотеки потешек для работы с детьми.

сентябрь 2022г.

Прибаутки      считалки

«Веселые считалки» - познакомить с понятием «считалка».

Заучить считалку наизусть: «Раз, два, три, четыре, пять». Беседа на основе последнего материала.

Проведение русской народной игры «Кошки-мышки».

Создание картотеки считалок.

В подвижных играх водящего выбирать при помощи считалки.

Октябрь 2022г.

«Загадки» Что такое загадка? Продолжить знакомить детей с загадками, дать представление о загадках, развивать ритмичную речь, умение работать в коллективе.

Изготовление картотеки загадок.

 Досуг «Вечер загадок об осени»

Разгадывание загадок об овощах и фруктах. «Отгадай загадку-нарисуй отгадку» Рисование овощей и фруктов

Познакомить детей со сказками, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы. Учить драматизировать знакомую сказку.

Ноябрь 2022г. 

Пословицы и поговорки

Познакомить детей с понятиями: пословица и поговорка, почему мы так говорим, развивать ритмичную речь.

Разучивание пословиц и поговорок с детьми.

Изготовление картотеки поговорок для детей.

Декабрь 2022г.

Русские народные сказки

Чтение детям русских народных сказок: учить понимать образное содержание и идею, осмысливать характер и поступки героев, учить внимательно слушать, запоминать интонацию, воспроизводить слова и фразы из текста.

НОД  по  развитию  речи  «Кот, петух и лиса».

Просмотр мультфильмов, кукольного театра по мотивам русских народных сказок.

Прослушивание аудиозаписей сказок. 

Обсуждение с детьми характеров сказочных персонажей: кто добрый? Кто злой? Кто хитрый? Кто коварный? Просмотр мультфильмов по сюжетам знакомых бытовых сказок.

Январь 2023г.

Колыбельные песни

Рассказать о значении колыбельной песни в народе.

Прослушивание колыбельных песен

Использование имитационных приемов «значение младенца».

Дидактическая игра «Кукла Маша засыпай».

Создание фонотеки  с колыбельными песнями.

Февраль 2023г. 

Русские народные игры и хороводы

Познакомить детей с русскими народными хороводами.

Рассказать детям для чего применяли хороводы в быту.

Побеседовать с детьми: «Во что играли наши бабушки и дедушки».

Разучивание хороводов: «Дружочек», «Солнышко-колоколнышко», «Золотые ворота».

Поем песенку: «Заинька» с использованием танцевальных движений.

Развлечение «Широкая Масленица».

Изготовление атрибутов, масок.

Пополнить уголок ряженья 

Март 2023г.

Театрализованные игры Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

Пополнить театральный уголок новыми персонажами

Апрель 2023г.

Игры- драматизации по знакомым сказкам.

Май 2023г.

Создание стенда «Учим вместе с мамочкой»

Подбор материала для стенда на каждый месяц.

В течение года

Цикл адресных практикумов

Работа с информационными ресурсами сети Интернет

мониторинг деятельности

Групповая оценка

Май 2023г.

Психолого-педагогическое

обеспечение

Составление перспективного плана работы

Сентябрь 2022г.

Условия реализации

Создание предметно-пространственной среды в группе

Подборка литературы

Создание картотеки, игр

Занятия по познавательной  деятельности.

В течение учебного года

Обобщение результатов

Трансляция передового педагогического опыта

Размещение проведённых мероприятий на личном сайте и сайте ДОУ

Изучение опыта работы сетевых сообществ  для обмена опытом с другими регионами. 

Участие в педагогических конкурсах.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

Работа с родителями:

Индивидуальные консультации

Участие в совместных с детьми мероприятиях

Помощь в подготовке мероприятий

В течение года

Консультация для родителей «Справиться с непослушанием помогут потешки» Анкетирование «Устное народное творчество в жизни вашего ребёнка»

Октябрь

 Консультация для родителей «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»

Семейная выставка рисунков «Отгадай загадку- нарисуй отгадку»

Ноябрь

Консультация для родителей: «Роль фольклора в развитии детей»

Декабрь

Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

Привлечение родителей к пополнению библиотеки книгами с русскими народными сказками.

Беседа «Читайте детям сказки…»

Январь

Консультация для родителей «Пойте своим детям колыбельные».

Февраль

Консультация «Не забывайте народные игры»

Март

«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Апрель

Родительское собрание 

-Презентация «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Рекомендации  по закреплению речевых навыков у детей на летний период

Май



Предварительный просмотр:

План по самообразованию

воспитателя Копейкиной Марины Николаевны

Тема: «Орлята – Дошколята»

Цель: развитие первичных проявлений социальной активности детей старшего дошкольного возраста через организацию совместной деятельности детей и взрослых (педагогов и родителей (законных представителей).

Задачи для педагога:

- Воспитывать ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формировать основы его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;

- Создать условия для самоопределения и позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста на основе традиционных ценностей российского общества;

- Способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях;

- Повышать родительскую компетенцию в вопросах гражданско-патриотического воспитания детей;

- Расширять контакты сетевого взаимодействия и социального партнерства в вопросах гражданско-патриотического воспитания детей;

- Оформить стенд для родителей в приемной и создать уголок для детей в группе «Орлята-дошколята».

Задачи для родителей:

- Привлечь актив родителей для участия в добровольческих мероприятиях;

- Дать родителям воспитанников практические навыки воспитания гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества;

- Предоставление возможности родителям для самореализации развития организаторских качеств посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;

- Стать примером для подрастающего поколения. 

Задачи для воспитанников:

- Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;

- Формировать у детей чувства любви к своей большой и малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

- Формировать представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России;

- Формировать потребность совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность, самостоятельность, инициативность, ответственность, доброжелательность;

- Развивать навыки общения детей в разновозрастном коллективе, через создание педагогических ситуаций, при которых происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;

- Воспитывать патриотизм, уважение к культурной России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово, театр;

- Воспитывать нравственно-патриотические чувства через изучение государственной символики России, Города.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

- у детей повысится уровень социальной активности;

- будет заложена основа для формирования чувства патриотизма, гражданственности, уважение к памяти защитников Отечества, культурному наследию малой родины, природе, окружающей среде;

- дети осознают понятия «самостоятельность», «инициативность», «ответственность»;

- дети будут заботится друг о друге и о взрослых;

- представят образ Орлят и пожелают стать участниками проекта «Орлята России».

Для родителей:

- все участники воспитательно-образовательного процесса сплотятся (дети, воспитатели, родители), связанные одной целью.

Месяц

Литература

Работа с детьми

Работа с родителями

Практическая

Сентябрь

Изучение методической литературы по теме.

Ознакомление с опытом работы коллег по теме. Изучение статей в Интернете.

1. Наша дружная семья

2.Беседа «Правила поведения в детском саду» Составление правил и обязанностей детей орлят.

3.Помощь в умывании детям младшей группы.

4.Беседы с детьми: «Кто такие «Орлята-России»?», «Каким должен быть настоящий

орлёнок?»

5.Оказание помощи в организации игр с детьми второй младшей группы на прогулке.

1.Консультация «О программе «Орлята России», как она проходит в начальной школе, чем интересна, на что направлена и какие результаты возможны для детей»

2.Просмотр фильма о программе «Орлята России».

Подбор материала, постановка целей и задач по данной теме; составление перспективного плана по следующим разделам:

-изучение методической литературы;

-работа с детьми;

-работа с семьёй с внедрением в практику

Октябрь

1.«Какие поручения могут выполнять

«Орлята-дошколята»?»

2.Помощь в расчистке уборке листьев на участке.

3.Научим малышей одеваться.

Приобретение и изготовление внешней атрибутики (флаг, галстуки, значки)

Оформление информационно -наглядного материала в родительский уголок.

Создание «орлятского» уголка в группе и стенд для родителе Мы вместе

Ноябрь

1. открытка для мамы

2..Научим малышей убирать за собой игрушки

3.Оказание помощи в расчистке снега на участке группе

Консультация для родителей групп: «Разнообразные формы и методы по воспитанию волонтерства» 

Участие в конкурсе «Профессиональное древо моей семьи»

Информация о посвящении  «Орлята-дошколята»  на официальном сайте ДОУ и родительский «Сферум»

Декабрь

1. Посвящение в «Орлята–дошколята»

2.Играть с малышами в подвижные игры.

3.Орлята-дошколята поздравляют малышей с новым годом

4.Творческая мастерская «Подарочки для малышей» Учить детей работать совместно, не ссориться, помогать изготавливать более сложные детали. Закреплять приемы работы с бумагой. 

5.Беседа с детьми «Добрые поступки», «Что такое доброта?», «Какие добрые дела мы можем сделать?»

6.День добровольца (волонтера) в России Акция добра «Пушистая лапка»

1. Торжественное мероприятие «Посвящение в «Орлята-

дошколята»

2.Привлечь родителей к работе «Новогодней мастерской».

3.День добровольца

(волонтера) в России

4.Акция добра «Пушистая лапка»

Конкурс поделок к Новому году «Новогодняя сказка»

Информация для родителей тема

«5 декабря – День волонтера» Международный день художника

Создание коллажа «Профессия - Художник»

Январь

Обзор в интернете информации по теме

 1.Беседа «Легко ли быть добрым?» .Познакомить детей с новым понятием «Добрый человек», вызывать на беседу – рассуждение «Легко ли быть добрым»

2.Акция «Покормите птиц зимой!». Создание птичьей столовой на территории детского сада.

Вовлечь детей в трудовую деятельность по изготовлению кормушек для птиц; пропагандировать среди дошкольников знаний о пользе птиц; воспитывать желание помогать птицам.

3. Урок вежливости «До чего ж оно красиво, слово доброе… «спасибо» к международному дню «СПАСИБО».

4. 27 января День полного освобождения

Ленинграда от фашистской блокады

5.Театрализованная постановка сказки

для воспитанников младших групп «Заюшкина избушка»

1.Загатовка корма для птиц.

2. Изготовление кормушек для птиц

3.Помощь в создании макетов –домики для постановки сказки

для постановки сказки «Заюшкина избушка»

Кормушки для птиц

Февраль

Обзор в интернете информации по теме

1.Изготовление открыток. Помощь младшей группы в изготовлении «Поздравительной открытки для папы».

2.Конкурс детского творчества «Люблю тебя, мой край родной»

3. Международный день родного языка

4. Спортивный конкурс «Папа и мы –спортивны и сильны» в рамках празднования

Дня защитника Отечества

5. Районная акция «Книжный круговорот»

1.Консультация о пользе ЗОЖ «Родители – пример для детей»

Консультация о пользе ЗОЖ «Родители – пример для детей» 

Март

1.Выставка творческих работ ко дню 8 марта

2.Праздник, посвященный Международному

Женскому Дню 8 Марта

3.Всемирный день кошек - Акция «Кошкин дом» (добровольческая помощь приюту

для кошек)

4.Всемирный день театра

Театрализованная постановка сказки

для младших дошкольников «Репка»

1.Всемирный день кошек

Акция «Кошкин дом»

(добровольческая помощь приюту для кошек)

2.Помощь в подготовке

для постановки сказки «Заюшкина избушка»

Выставка творческих работ ко дню 8 марта

Апрель

1. Тематический день «День хорошего настроения»

2.Операция «Мусору – нет!» - Улучшить экологическое состояние территории детского сада, воспитывать бережное отношение к природе.

2.Акция «Посади цветок!» Оказание помощи в озеленение территории детского сада; воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира, ответственность за посаженные растения, трудолюбие и опрятность.

3. Всемирный день космонавтики Виртуальная экскурсия на космодром

4. День пожарной охраны  Спортивно-интеллектуальные соревнования «Пожарные на учениях»

5.Международный день детской книги

Акция «Подарим книги библиотеке» Помощи библиотеке в ремонте книг

6.День экологических знаний Экологическая викторина «Что? Где? Когда?»

7.Всемирный день Земли Творческая мастерская «Земля – наш Дом»

8.День пожарной охраны Экскурсия в пожарную часть

1.Субботник

2.Международный

день детской книги

Акция «Подарим

книги библиотеке»

3.Консультация «Растим патриота Родины»

Консультация «Растим патриота Родины»

Май

1.Семейная акция «Чистый дворик»

(благоустройство детских площадок)

2. 1 мая Праздник весны и труда Игра путешествие «О труде и мастерстве»

 3.Конкурс чтецов «День Победы» Праздничное мероприятие посвященное дню Победы

3. Международный день семьи

Праздник, посвященный Международному

Дню семьи

4.Акция «Игрушка на память» Способствовать формированию заботливого отношения к малышам.

1.Консультация «О программе «Орлята России», как она проходит в начальной

школе, чем интересна, на что

направлена и какие результаты возможны для

детей»

2. Проведение итогового торжественного

мероприятия на этапе перехода ребенка-

дошкольника в школу и передача знаков

«Орлята-дошколята» следующим детям

Консультация «О программе «Орлята России», как она проходит в начальной

школе, чем интересна, на что

направлена и какие результаты возможны для

детей»