Дизайн-проект мини-музей "Мишкин дом"

Копейкина Марина Николаевна

Мишкин дом - это экскурсия в детство, в мир добра и волшебства для детей. Мишкин Дом — это волшебное и уникальное место! Это дом, где живут чудесные Мишки. Мини-музей «Мишкин Дом» поможет детям поближе познакомиться с темами, которые наиболее понятны и интересны детям раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

https://st3.depositphotos.com/1954507/18132/i/950/depositphotos_181321726-stock-photo-cute-bear-blank-isolated-white.jpg

ДИЗАЙН – ПРОЕКТ

«МИНИ – МУЗЕЙ МИШКИН ДОМ»

Исполнитель:

                                                     воспитатель Копейкина Марина Николаевна

                      воспитанники и родители

п. Салым 2021

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Пояснительная записка…………………………………………………….3

Паспортные данные мини-музея…………………………………………..3

Аспекты музейной деятельности………………………………………….4

План работы по созданию мини-музея «Мишкин Дом»………………. 6

Характеристика мини-музея «Мишкин Дом»…………………………… 8

Картотека экспонатов мини-музея……………………………………….. 8

Разделы мини-музея, особенности использования……………………..10

Тематический план занятий в мини-музее………………………………..11

Перспектива развития мини-музея…………………………………………12

Список использованных источников………………………………………13

Приложение №1

Пояснительная записка

Актуальность проекта «Мишкин Дом» 

Важнейшей составной частью образовательной среды в группе раннего возраста являются игра и игрушка. Почти у каждого ребёнка есть плюшевый мишка. С ним хочется, и спать, и есть, и гулять. Для многих взрослых это всего лишь игрушка, но для малыша он является самым важным спутником детства. Действие мягких игрушек на маленьких детей таково, что, при умелом обращении, с их помощью можно избавить ребенка от страхов, чувства одиночества и ненужности, можно повысить самооценку и уровень самостоятельности малыша. Эмоциональное развитие ребенка важно для его будущего психологического здоровья. Кроме ощущения любви родителей, такие яркие положительные эмоции, как умиление, нежность ребенок испытывает в процессе игры с мягким зверьком.

Игрушечный медвежонок для детей и взрослых — это символ счастливых дней детства и уюта семейного очага; игрушка, у которой от рождения живая душа

Мишкин дом - это экскурсия в детство, в мир добра и волшебства для детей. Мишкин Дом — это волшебное и уникальное место! Это дом, где живут чудесные Мишки. Мини-музей «Мишкин Дом» поможет детям поближе познакомиться с темами, которые наиболее понятны и интересны детям раннего возраста.

Паспортные данные мини-музея

Наименование мини-музеямини-музей «Мишкин Дом»

Профиль музея: художественно-эстетический, познавательный.

Медвежонок – один из первых сказочных персонажей, с которыми знакомится ребенок (Сказки «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Мишка-Топтыжка» и другие). Ему посвящено немало сказок, потешек и песенок. Да и для современных детей медведь – любимый герой. К тому же в любой программе для работы с детьми есть немало материала для детей по знакомству с медведем. Это стихи, загадки, потешки, песенки, народные игры. Мини-музей поможет детям поближе познакомиться с темами, которые наиболее понятны и интересны детям. И главная мысль: музей обязательно должен быть интерактивным. То есть после экскурсии дети могут играть в нем в разные по тематике игры, трогать экспонаты музея, создавать свой мини-экспонат, не выходя за пределы музея.

Поэтому наш мини-музей – это не только наличие экспонатов по определенной теме, но и продолжительный творческо-образовательный проект, в котором участвуют и педагоги, и дети, и родители

Цель проекта: создание условий для успешной адаптации детей к ДОУ и развития познавательных, творческих способностей воспитанников в процессе реализации проекта.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

Задачи

1. Формировать у детей представление о мини-музее;

2. Расширить представление о разновидностях игрушек – медведей;

3. Развивать речевую активность детей;

4. Развивать любознательность, познавательные способности детей (внимание, мышление, память, воображение) при совместной и индивидуальной деятельности;

5. Развивать творческие способности при организации музейных игр и занятий;

6. Вызвать положительные эмоции у ребенка при организации его деятельности в мини-музее «Мишкин Дом»

7. Воспитывать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам;

8. Вовлечь родителей в жизнь группы, ДОУ

Для родителей:

1. Дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка, через папки-передвижки.

2. Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Предполагаемые результаты:

1. Проявляют доброту. Заботу, бережное отношение к игрушкам;

2. Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности

3. Умеет правильно составлять части тела и называть их.

4. Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях.

5. Создание коллекции книжек-малышек «Мой мишка»

6. Создание выставки, состоящей из плюшевых мишек, детских рисунков, аппликаций, поделок по теме проекта «Мишкин Дом»

Место размещения экспозиции: мини-музей организован в декабре 2021 года. Под экспозиции выделены горизонтальные площади групповой комнаты. Общая площадь экспозиции составляет 2,5 кв.м.

Руководитель мини-музея: Копейкина Марина Николаевна – воспитатель группы раннего возраста «А» № 5

Аспекты музейной деятельности

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться, наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. 

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.

  • музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
  • является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
  • способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
  • помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;
  • мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с «особыми» детьми.

Формы деятельности:

- поисковая;

- фондовая;

- игровая;

- экспозиционная;

- познавательная.

Примечание. Наша задача – воспитать детей так, чтобы они жили в мире с нашими верными и преданными друзьями, были заботливыми хозяевами, которые не посмеют выбросить надоевшую игрушку.

Оформление мини-музея:  музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках в групповой комнате. Например, коллекция игрушек – мишек (резиновых, пластмассовых) располагаются на нижней полке шкафчика, поэтому всегда доступны для детских игр. Коллекция больших плюшевых мишек стоят на верхней полке в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем. На нижней полке представлена детская литература, подборки картинок, галереи рисунков, альбомов 

План работы по созданию мини-музея «Мишкин Дом»

Название этапа

Содержание работы

Сроки реализации

Ожидаемый результат

1

Подготовительный

1. Консультации с родителями «Мини-музей как элемент развивающей среды»

2. Беседы с родителями о создании мини-музея в группе, выбор темы и названия мини-музея.

3. Интерактивное информирование родителей о создании музея и начале сбора экспонатов.

4. Разработка модели и составление плана создания мини-музея.

Декабрь 2021г.

1. Определение темы и названия музея.
2. Выбор места для размещения.
3. Выбор инициативной группы.

2

Практический

1. Сбор экспонатов и регистрация их в картотеке.
2. Оформление выставки.

3. Составление тематического плана занятий в музее.

4. Проведение образовательной деятельности в мини-музее

5. Оформление документации мини-музея (паспорт, картотека экспонатов, тематический план образовательной деятельности).

Декабрь

1. Создание мини-музея «Мишкин Дом».

3

Итоговый

Подведение итогов инициативной группой.

Декабрь

1. Выставка экспонатов мини-музея «Мишкин Дом».

2. Паспорт мини-музея

3. Папка с материалами мини-музея.

Характеристика мини-музея «Мишкин Дом»

Принципы построения музейной экспозиции.

Принцип учета возрастных особенностей дошкольников.

Принцип деятельности и интерактивности: дети могут играть с экспонатами, дополнять собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в музее.

Принцип наглядности: соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание. 

Принцип деятельности: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды изодеятельности, такие, как пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини-музее.

Принцип гуманизации: опоры на интересы ребенка: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.

Принцип разнообразия: экспонаты в мини-музее  разнообразны  по форме, содержанию, размерам. Например, в коллекции мини-музея имеются игрушки, плюшевые, резиновые, музыкальные, пластмассовые, огромные и мелкие 

Принцип экологичности и безопасности: оформление мини-музея не создаёт  угрозу здоровью и безопасности детей.

Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.

Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.


Картотека экспонатов мини-музея

№п\п

Название экспоната

Дата поступления

Постоянное, временное хранение

         ФИО

Представившего

экспонат

                                                        «Медведи-игрушки»

1.

  Мягкая  игрушка  «Серый  мишка из плюша»

13.12.21

  временное

Лида

2.

Мягкая  игрушка  «Топтышка»

13.12.21

  временное

Лида

3.

Мягкая  игрушка  «Гоша»

15.12.21

  временное

Аян

4.

Мягкая  большая игрушка  «Плюшевый Мишка»

12.12.21

  временное

Марина

Николаевна

5.

Мягкая  игрушка  «Мишка Дед Мороз»

14.12.21

   временное

6.

Мягкая  игрушка  «Амурчик»

25.12.21

   временное

Лиза

7.

Мягкая  игрушка  «Белый мишка»

10.12.21

   временное

ЛенЛенар

8.

Мягкая  игрушка «Полярный мишка»

10.12.21

   временное

9.

Мягкая  игрушка  «Тэдди»

13.12.21

  временное

Вика

10.

Мгкая игрушка погремушка

                                         Галерея «Медведи глазами художников»

1.

Альбом «Медведи на полотнах русских художников» 

14.12.21

постоянное

М.Н.

2.

 

                                               «Мишки бывают разными».

1.

Медвежонок-брелок (3)

15.09.21

временное

Леша

2.

Медвежонок-сумка (1)

15.09.21

временное

М.Н. М.Н.

3.

Медведи киндер-сюрприз  (4)

15.09.21

постоянное

М.Н.

4.

Медведь – панда киндер-сюрприз (1)  

15.09.21

постоянное

М.Н.

5.

Медвежонок мягкий -погремушка (1)

20.12.21

временное

М.Н.

6.

Медведь резиновый (2)

14.03.21

постоянное

7.

Игроленд «Медвежонок-сказочник» (1)

10.0321

временное

М.Н.

8.

Альбом  «Какие они Мишки»

21.02.21

временное

Данила

9.

постоянное

10.

постоянное

                                                 «Играем  в  сказку»

1.

Настольный  театр  «Три  медведя»

10.12.21

постоянное

д/с

2.

Театр  на фланелеграфе «Заюшкина  избушка»

09.12.21

постоянное

д/с

д/с

3.

Театр  на фланелеграфе «Теремок»

09.12.21

постоянное

4.

Настольный  театр  «Колобок»

08.12.21

постоянное

5.

Маски для  драматизаций

08.12.21

постоянное

6.

7.

8.

                                                                  «Наши  сказки»

1.

РНС  «Колобок»(2)

13.12.21

постоянное

д/с

2.

РНС  «Три  медведя»(4)

13.12.21

постоянное

д/с

3.

В.Степанов. Родная  природа.

13.12.21

постоянное

4.

В.Степанов. Животный  мир.

13.12.21

постоянное

5.

РНС «Теремок»

09.12.21

постоянное

6.

«Теремок  и  другие  сказки»

09.12.21

постоянное

7.

09.12.21

постоянное

8.

14.12.21

постоянное

9.

13.12.21

постоянное

10.

11.

12.

13.

14.

15.

                                                               «Игротека»

1.

Домино «Зверята»

19.10.17

постоянное

д/с

2.

19.10.17

постоянное

д/с

3.

Лото  «Герои  русских  сказок»

19.10.17

постоянное

4.

Лото

19.10.17

постоянное

5.

Лото

19.10.17

постоянное

6.

Обучающая игра  «Гле,  чей дом»

19.10.17

постоянное

7.

24.11.17

постоянное

8.

24.11.17

постоянное

9.

10.

15.

                                                                             Методическая разработка

1.

Мишкин Лэпбук  

15.12.21

постоянное

М.Н.

2.

3.

4.

Разделы мини-музея, особенности использования

Раздел «Плюшевые мишки»

Экспонаты данной коллекции – это игрушки - плюшевые мишки могут использоваться для классификаций, и могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»

Раздел «Мишки бывают разными»

В нем размещены мишки, сделанные из разных материалов, в том числе самодельные, изображения медвежат, мишка-мешок, мишки сделанные из бумаги самими детьми. Также здесь находится информация о медведях, с которой дети могут познакомиться с помощью «экскурсовода», в роли которого воспитатель. Используются детьми для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Медвежата здесь очень разные и совсем не похожи друг на друга. Все экспонаты музея можно трогать руками и использовать в процессе проведения занятий.

Раздел «Театральный Мишка» 

Собраны игрушки настольного и пальчикового театра для сказок «Маша и медведь»,  «Три медведя», театр на фланелеграфе «Теремок», «Заюшкина избушка».

Раздел «Мишки из книжки»

В этом разделе собраны  книжки со сказками и стихами о медведях, в том числе книжки, сделанные руками детей и родителей, детей  и воспитателей (иллюстрации к любимым сказкам). Их можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Собран материал, отражающий образ жизни медведя (иллюстрации, познавательная литература, альбомы).

Раздел «У медведя во бору…»

Здесь находятся дидактические, настольные игры о медведях, а также атрибуты для игр. Дети могут их использовать самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Выводы: Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.

Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых  желания узнать больше.

     Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

Тематический план занятий в мини-музее

Тема

Срок

Экспонаты

1

Беседа «Что такое музей?»

Познакомить детей с понятием музей. Рассказать о разновидностях музеев, о правилах поведения в процессе их посещения; способствовать развитию эстетического вкуса; заинтересовать детей в пополнении мини-музея новыми экспонатами.

Декабрь 2021

Все экспонаты

2

Занятие-экскурсия «Экскурсия в мини-музей группы «Вот какой красивый дом, поселились мишки в нём».

Декабрь

Экспонаты из раздела «Плюшевые Мишки»

3

ОД лепка по сказке «Три медведя»-«Чашка для мишутки»

Экскурсия в мини-музей «Экспонаты нашего музея». Знакомство с новыми экспонатами, заинтересовать в пополнении музея.

Сюжетно-ролевая игра «Угостим мишек мёдом»

Коллективная работа: панно

«Такие разные медвежата

Декабрь

Экспонаты из раздела «Театральный Мишка»

Все экспонаты

Экспонаты из раздела «Мишки бывают разными»

Экспонаты из раздела «Мишки из книжки», «У медведя во бору»

Перспектива развития мини – музея

- Пополнение мини-музея новыми экспонатами, подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов о медведях.

-Подбор  материала  для  организации  выставок  на  темы: «Использование  образа  медведя  в  народных  промыслах», «Образ   медведя  в  русском  фольклоре», «Образ  медведя  в  символике».

- Выставка медвежат из семейных коллекций «Всё равно его не брошу, потому что он хороший».

- Проведение экскурсии для других групп детского сада

- Подбор конспектов мероприятий с детьми в мини-музее.

Список литературы:
1. Рыжова И. Логинова Л. Мини-музей в детском саду.
Линка - Пресс 2008 г.
2. Наталья Александровна Рыжова
Материалы курса «Мини-музей в детском саду как новая форма работы
с детьми и родителями»: лекции 1–4. М.: Педагогический университет
«Первое сентября» 2010. — 96 c.
3. Интернет ресурсы
http://www.maam.ru/detskijsad/proek-mini-muzei-mishka-drug-detstva-dlja-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Приложение№1

Конспект ООД для детей раннего возраста

ОО: ХЭР

Раздел: Рисование

Тема: «БЕЛЫЙ МИШКА»

Цель: Формирование у детей навыков использования нетрадиционных приёмов рисования (рисование поролоновой губкой- штампом)

Задачи:

Образовательные:

- Продолжать учить создавать образ белого медведя приемом «примакивание» (при помощи штампов, ватных палочек);

- формировать у детей первоначальные представления о местах, где всегда зима, о белом медведе, его внешнем виде, образе жизни и повадках.

Развивающие:

- Развивать речь детей, обогащать их словарь. (белый медведь, пингвин, север, льдины);

- Развивать познавательный интерес к жизни животных Севера;

Воспитательные:

- Воспитывать эмоциональное и бережное отношение к животным.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением белого медведя, беседа.

Материалы к образовательной деятельности: иллюстрации с изображением белого медведя, игрушка пингвинёнок, гуашь белая и черная, салфетки, стаканчики с водой, ватные палочки, штампы, тонированные листы/тёмный картон с нарисованным шаблоном медведя (головы) по количеству детей.

Ход НОД:

Действия воспитателя

Действия детей

Вводная часть:

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением белого медведя, спрашивает:

- Ребята! Кто это?

Правильно это белый медведь (воспитатель уточняет, какого цвета шуба у медведя, поясняя, что этот медведь живет далеко на Севере, где много белых снегов среди ледяных полей и шубка у него белая для того, чтобы его было трудно заметить на белом снегу.

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то к нам стучится? (воспитатель выходит за дверь и вносит пингвинёнка) Кто это к нам пришел?

Воспитатель: Это пингвинёнок Томка.

Основная часть:

Воспитатель: Томка говорит здравствуйте, ребята. Как вас много, как вам весело в детском саду. А у него нет совсем друзей и не с кем поиграть на льдине.

Воспитатель: Дети, давайте поможем Томке? Воспитатель: Конечно, давайте нарисуем Томке друзей (показ). Воспитатель следит чтоб дети не заходили за границы шаблона.

Воспитатель: Вы сейчас хорошо поработали, ваши пальчики устали. Давайте поиграем, а

пингвиненок Томка посмотрит.

Физкультминутка «Мы старались рисовали»

Мы старались, рисовали,

А теперь все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Затем пальчики сожмём,

Снова рисовать начнём.

Воспитатель: Дети, посмотрите, сейчас появился наш медвежонок?  Но что-то ещё не хватает? Правильно не хватает носика и глазок.

Заключительная часть:

Воспитатель: Томка говорит вам спасибо. Вы все молодцы, хорошо поработали, у всех ребят получились красивые медвежата. Теперь у него много друзей и есть с кем поиграть на льдине.

Воспитатель: Томке пора обратно на домой давайте попрощаемся, скажем им до свидания!

Дети сидят за столами.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети здороваются.

Ответы детей.

Дети самостоятельно макают

штамп в тарелочку с гуашью,

делают отпечатки заполняя весь

шаблон медведя (головы).

Дети выполняют движения в

соответствии с текстом повторяя

за воспитателя.

Ответы детей … (носик, глазки).

Дети дорисовывают ватной палочкой

нос и глазки.

Дети прощаются с пингвинёнком

 Томкой.