Проект «Ладушки, ладушки мы в гостях у бабушки»

Копейкина Марина Николаевна

Проект  «Ладушки, ладушки мы в гостях у бабушки» предназначен для работы с детьми раннего возраста в области дополнительного образования. Проект направлен на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

НРМДОБУ «ЦРР- д/с «Улыбка»  

_____________О.А. Усольцева

30.09. 2021

СОГЛАСОВАНО

Управляющим советом

НРМДОБУ «ЦРР -д/с «Улыбка»

(протокол от 28.08.2021 № 8)

СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом

НРМДОБУ «ЦРР -д/с «Улыбка»

(протокол от 28.08.2021 № 1)

ПРОЕКТ

«Ладушки, ладушки мы в гостях у бабушки»

Направленность: познавательно-речевое

Возраст обучающихся:  2-3  года

Срок реализации: 1 год

Автор составитель:

Копейкина Марина Николаевна, воспитатель

п. Салым, 2021 г

Оглавление

I. Пояснительная записка ................................................................................. 3

1.1. Организационно-методическое обеспечение программы ..................... 4

1.2.Цели и задачи программы.......................................................................... 5

1.3.Планируемые результаты освоения Программы...................................... 5

II. Содержательный раздел ...............................................................................6

2.1.Учебно-тематический план..........................................................................6

2.2. Основное содержание. Календарно - тематический план .......................7

2.3.Формы работы...............................................................................................7

2.4.Принципы, лежащие в основе программы............................................. …8

III. Организационный раздел............................................................................ 8

3.1.Техническое оснащение занятий................................................................ 8

3.2. Особенности методики обучения. Методические материалы………9

Литература……………………………………………………………………..9

I. Пояснительная записка

Проект  «Ладушки, ладушки мы в гостях у бабушки» предназначен для работы с детьми раннего возраста в области дополнительного образования. Проект направлен на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста, разработан согласно требованиям следующих нормативных документов:

Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2018 № 196).

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242). 

         Актуальность проекта в том, что он предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка и становится основой для развития любознательности, познавательно – речевых способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.

Новизна   и отличительная особенность проекта 

Новизна проекта заключается в том, что на его реализацию широко используются разнообразные фольклорные формы, которые способствуют как развитию личности ребенка в целом, так и способствуют формированию интереса детей к игре, расширяет представления об окружающей действительности, воспитывает моральные качества личности. Воспитательно-образовательная работа с детьми по фольклору проходит в интегрированной форме: как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей - игра, прогулка, досуг, отдельные режимные моменты. В процессе реализации проекта в группе создается такая атмосфера, которая позволяет детям чувствовать себя свободно и непринужденно, а так же стимулирует общение детей, их самостоятельность в проявлении творческой инициативы.

Отличительные особенности данной программы

Данный проект рассчитан для детей раннего возраста и интегрируется со всеми образовательными областями, что обеспечивает развитие художественного восприятия, эстетического вкуса, интереса к игре и первичных ценностных ориентаций, на основе представлений об окружающей действительности происходит развитие эмоций, умений отражать осмысленные образы в играх, навыки взаимоотношений со сверстниками, развитие речевых способностей.

Педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность проекта «Ладушки, ладушки мы в гостях у бабушки» состоит в углублении знаний о разнообразных фольклорных формах.  В процессе реализации проекта у детей формируются многие психические процессы. Результатом занятий является развитие речи детей, их памяти, наблюдательности, эстетического чувства, координации движений, формируется умение общения детей со сверстниками и взрослыми. Правильно организованный досуг позволяет формировать из ребенка творческую личность.

  1. Организационно-методическое обеспечение проекта

(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Уровень освоения – стартовый.

Возраст  обучающихся: 2-3 лет 

Вид  группы  - профильный.

Состав  группы  -  постоянный. Занятия проводятся с одновозрастным составом обучающихся.

Условия приема - В группу набираются все желающие, в том числе не имеющие начальной подготовки.

Наполняемость группы:   25   ребенка

Форма обучения – очная.

Форма  занятий  -  групповая.

Срок реализации –  1 год.

Общее  количество  часов в год -  24 час.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю

Продолжительность занятия – 10 минут

1.2.Цели и задачи проекта

Цель проекта: развитие познавательно – речевых способностей детей дошкольного возраста посредством фольклора

Задачи: 

Обучающие:

  • Формировать у детей личностную культуру, приобщая их к богатому культурному наследию русского народа;
  • Приучать детей внимательно слушать произведение малого жанра фольклора;
  • Способствовать развитию умения рассматривать иллюстрации в книгах, формировать эстетический вкус у детей.
  • Познакомить их с предметами русского быта и их назначением,
  • Учить детей созданию различных композиций (рисунок, лепка)

Развивающие:

  • Развивать интерес к познанию окружающего мира, народному слову, народным обычаям.
  • Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.
  • Развивать эмоционально-чувственную сферу на основе приобщения к малым формам фольклора.
  • Развивать интерес и любовь к фольклору;

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к малым жанрам фольклора;
  • Воспитывать нравственные качества детей: доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, заботливое отношение к близким

людям.

1.3. Планируемые  результаты

В ходе работы дети овладевают определенными знаниями и умениями:

  • освоение фольклорного материала (потешки, заклички, сказки, песни, игры)
  • проявляются творческие способности детей;
  • приобретается бережное отношение к людям, окружающему миру
  • Умение различать фольклорные жанры;
  • Умение воспроизводить знакомые фольклорные произведения,
  • Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных сюжетно-ролевых играх.

II. Содержательный раздел

2.1. Учебно-тематический план

Разделы

Всего занятий

Форма отчета

1

Вводное

1

2

Устный фольклор, народные игры, предметы окружающего мира, календарные праздники

15

3

Знакомство со сказкой (кукольный театр)

6

4

Этическая беседа

1

5

Итоговое

1

ИТОГО

24

5. Основное содержание

1.«Милости просим, гости дорогие» Цель: Первое посещение детьми «избы, знакомство с ее бабушкой. Проведение русской народной игры «В поясок»

2.«Ходит сон близ окон» Цель: познакомить детей с люлькой (колыбелькой, зыбкой) и колыбельными песнями

3.«Репка» Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Репка» (кукольный театр)

4.«Как у нашего кота» Цель: познакомить детей с обитателем «избы» - котом Васькой; заучить потешку «Как у нашего кота»

5.«Водичка, водичка, умой мое личико» Цель: познакомить детей с рукомойником, разучить потешки «Водичка, водичка, умой мое личико»

6.«Котик-коток» Цель: заучить потешки «Пошел котик во лесок», познакомить детей с народными играми «Кто у нас хороший»

7.«С гуся вода, а с Ванечки худоба» Цель: повторить потешки «Водичка, водичка, умой мое личико», колыбельных песен

8.«Идет коза рогатая» Цель: познакомить детей с новым обитателем «Избы» - козой Машкой; разучить потешку «Идет коза рогатая»

9.«Волк и семеро козлят» Цель: познакомить детей со сказкой «Волк и семеро козлят» (кукольный театр)

10.«Колобок» Цель: знакомство детей со сказкой «Колобок» (кукольный театр)

11. «Ладушки в гостях у бабушки» Цель: Потешки, загадывание загадок о кошке и петушке; проводится игра «Петушок»

12. «Пришла коляда – отворяй ворота» Цель: знакомство детей с праздником Рождества

13.«Веселые музыканты» Цель: знакомство детей с шумовыми инструментами (погремушкой, бубном, колокольчиком)

14.«Гость на гость – хозяйке радость» Цель: знакомство детей с медведем Мишуткой. Лепка посуды

15.«Маша и медведь» Цель: познакомить детей со сказкой «Маша и медведь»

16.«Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» Цель: познакомить детей с Масленицей

17.«Нет милее дружка, чем родимая матушка» Цель: провести с детьми этическую беседу «Моя любимая мама», познакомить их с пословицами о маме

18.«Поиграем с куклой Машей» Цель: продолжать знакомить детей с песенками- потешками. Пение колыбельных

19.«Приди, весна с радостью» Цель: разучить с детьми весеннюю закличку «Весна-весна красная»

20.«Петушок – золотой гребешок» Цель: познакомить детей с новым персонажем – Петушком. Разучивание потешки о петушке, дид.игра «Похвали Петушка»

21.«Сорока-белобока» Цель: познакомить детей с предметом обихода – глиняным горшком, разучить потешку «Сорока - белобока»

22.«Кот Васька – именинник» - утренняя гимнастика Цель: провести хоровод «Ходит Васька серенький», русские народные игры «Заинька», «Птички»

23.«Кто в тереме живет?» Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Теремок» (кукольный театр); учить детей делать все сообща

24.Развлечение: «Игры-забавы» Цель: дети прощаются с бабушкой до осени; проводятся их любимые русские народные игры, хороводы, угощение

Календарный учебный график

Дата начала обучения по программе

Дата

окончания обучения по программе

Всего

учебных

недель

Количество

учебных

часов

Режим занятий

Октябрь

Апрель

24

24 часа

2.4.Формы работы

 Занятия (тематические, сюжетные, сюжетно-тематические, комплексные)

2.5.Принципы, лежащие в основе проекта

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • систематичность и последовательность “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

III. Организационный раздел

     

3.1.Техническое оснащение занятий.

Материально-техническое оснащение:

  • Групповое помещение
  • Столы, стулья по количеству детей
  • Ноутбук для поиска, использования информации необходимой для работы объединения (текстовой, видео и аудио); для создания наглядности,
  • Мультимедийное оборудование: принтер, магнитофон.
  • Оборудование и материалы:

1 Список оборудования и материалов, необходимых для занятий

2 Книги русских народных сказок большого формата с хорошими иллюстрациями

3 Куклы по теме сказок для театрализации

4 Ширмы: настольная и напольная для театрализации сказок

5 Фонограммы русских народных песен, сказок

6 Русские народные музыкальные инструменты: погремушки, бубен, ложки, гусли

7 Магнитофон

8 Изделия русских народных ремесел (матрешки, свистульки, предметы обихода)

9 Краски гуашевые плакатные

10.Кисти для рисования

11.Ножницы

12.Ткани, тесьма, ленты, резинка для пошива костюмов

13.Гофрированная бумага разных цветов

14.Плотный картон

15.Клей: ПВА, «Момент»

16.Пластилин для лепки

кадровое обеспечение:

- педагог дополнительного образования, руководитель коллектива, имеющий высшее или среднее профессиональное образование  обладающий

достаточными теоретическими знаниями и опытом практической деятельности в области дошкольного образования.

3.2. Особенности методики обучения. Методические материалы.

Методы обучения:  

  • словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, использование художественного слова, пояснения);
  • наглядный (демонстрация иллюстраций, подлинных изделий, образцов, просмотр презентаций, видеофильмов и др);
  • практический метод (упражнения, изготовление поделок);
  • игровой метод.

Основные применяемые технологии: 

1. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова.

2. Здоровьесберегающие технологии.

 3. Компьютерные (новые информационные) технологии.

4. Личностно-ориентированное обучение.

 

Литература:

1.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная

программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,

М.А. Васильевой. – 3-е изд. испр. и доп.- М.:Мозаика-Синтез, 2012

2.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа

дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.

Комаровой, М.А. Васильевой. –М.:Мозаика-Синтез, 2014

3. Антипина Е. А «Театрализованная деятельность в детском саду» изд.

Творческий центр, Москва, 2009 г

4. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной

(патриотическое воспитание). Конспекты занятий. УЦ ПЕРСПЕКТИВА, Москва,

201г.

5. Бойчук И.А., Т.Н. Попушина Ознакомление детей младшего и среднего

дошкольного возраста с русским народным творчеством. Перспективное

планирование, конспекты занятий, картотека игр. – СПб, «Детство-Пресс», 2009

6. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Г.М. Ляминой. –

М.1981г.

7. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей

группе детского сада. М.; Просвещение, 1986 г. – 128 с.

8. Кабаненкова Н. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей - //Дошкольное Воспитание, №4,1997.

9. Коваль Ю.И., Маврина Т.А. Жеребенок. М.: Дет. лит.2013. - 64 с.: ил., портр. –

(Мастера детской книги)

10. Куликова Т.А. Семейная педагогия и домашнее воспитание. М.Б 1999г.

11. Лихачев Д.С. «Земля родная». Москва, «Просвещение», 1983г.

12.Маврина Т.А. «Сказочная азбука». Литературно-художественное издание для

чтения взрослыми детям. СПб: Амфора. ТИД Амфора, 2011г. – 40с.

13.Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981г.

14.Чурилова Э. Т. «Методика и организация театральной деятельности

дошкольников и младших школьников». - М., 2001

15.Яковлева Н.Н. Использование фольклора в развитии дошкольника. – СПб,

«Детство-Пресс», 2011 - 128 с.

16.Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить ! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М., 2009

17.Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей, - М., 2007

Электронные ресурсы:

Ермакова Е. Дед да баба художника Леонида Баранова. [Электронный ресурс]

Электрон. М.: 2013г http://www.pravmir.ru/zhili-byli-ded-da-baba/