Проект «Ладушки, ладушки мы в гостях у бабушки»
Проект «Ладушки, ладушки мы в гостях у бабушки» предназначен для работы с детьми раннего возраста в области дополнительного образования. Проект направлен на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Ладушки, ладушки мы в гостях у бабушки" | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»
УТВЕРЖДАЮ Заведующий НРМДОБУ «ЦРР- д/с «Улыбка» _____________О.А. Усольцева 30.09. 2021 |
СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
НРМДОБУ «ЦРР -д/с «Улыбка»
(протокол от 28.08.2021 № 8)
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
НРМДОБУ «ЦРР -д/с «Улыбка»
(протокол от 28.08.2021 № 1)
ПРОЕКТ
«Ладушки, ладушки мы в гостях у бабушки»
Направленность: познавательно-речевое
Возраст обучающихся: 2-3 года
Срок реализации: 1 год
Автор составитель:
Копейкина Марина Николаевна, воспитатель
п. Салым, 2021 г
Оглавление
I. Пояснительная записка ................................................................................. 3
1.1. Организационно-методическое обеспечение программы ..................... 4
1.2.Цели и задачи программы.......................................................................... 5
1.3.Планируемые результаты освоения Программы...................................... 5
II. Содержательный раздел ...............................................................................6
2.1.Учебно-тематический план..........................................................................6
2.2. Основное содержание. Календарно - тематический план .......................7
2.3.Формы работы...............................................................................................7
2.4.Принципы, лежащие в основе программы............................................. …8
III. Организационный раздел............................................................................ 8
3.1.Техническое оснащение занятий................................................................ 8
3.2. Особенности методики обучения. Методические материалы………9
Литература……………………………………………………………………..9
I. Пояснительная записка
Проект «Ладушки, ладушки мы в гостях у бабушки» предназначен для работы с детьми раннего возраста в области дополнительного образования. Проект направлен на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста, разработан согласно требованиям следующих нормативных документов:
Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2018 № 196).
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242).
Актуальность проекта в том, что он предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка и становится основой для развития любознательности, познавательно – речевых способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.
Новизна и отличительная особенность проекта
Новизна проекта заключается в том, что на его реализацию широко используются разнообразные фольклорные формы, которые способствуют как развитию личности ребенка в целом, так и способствуют формированию интереса детей к игре, расширяет представления об окружающей действительности, воспитывает моральные качества личности. Воспитательно-образовательная работа с детьми по фольклору проходит в интегрированной форме: как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей - игра, прогулка, досуг, отдельные режимные моменты. В процессе реализации проекта в группе создается такая атмосфера, которая позволяет детям чувствовать себя свободно и непринужденно, а так же стимулирует общение детей, их самостоятельность в проявлении творческой инициативы.
Отличительные особенности данной программы
Данный проект рассчитан для детей раннего возраста и интегрируется со всеми образовательными областями, что обеспечивает развитие художественного восприятия, эстетического вкуса, интереса к игре и первичных ценностных ориентаций, на основе представлений об окружающей действительности происходит развитие эмоций, умений отражать осмысленные образы в играх, навыки взаимоотношений со сверстниками, развитие речевых способностей.
Педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность проекта «Ладушки, ладушки мы в гостях у бабушки» состоит в углублении знаний о разнообразных фольклорных формах. В процессе реализации проекта у детей формируются многие психические процессы. Результатом занятий является развитие речи детей, их памяти, наблюдательности, эстетического чувства, координации движений, формируется умение общения детей со сверстниками и взрослыми. Правильно организованный досуг позволяет формировать из ребенка творческую личность.
- Организационно-методическое обеспечение проекта
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Уровень освоения – стартовый.
Возраст обучающихся: 2-3 лет
Вид группы - профильный.
Состав группы - постоянный. Занятия проводятся с одновозрастным составом обучающихся.
Условия приема - В группу набираются все желающие, в том числе не имеющие начальной подготовки.
Наполняемость группы: 25 ребенка
Форма обучения – очная.
Форма занятий - групповая.
Срок реализации – 1 год.
Общее количество часов в год - 24 час.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю
Продолжительность занятия – 10 минут
1.2.Цели и задачи проекта
Цель проекта: развитие познавательно – речевых способностей детей дошкольного возраста посредством фольклора
Задачи:
Обучающие:
- Формировать у детей личностную культуру, приобщая их к богатому культурному наследию русского народа;
- Приучать детей внимательно слушать произведение малого жанра фольклора;
- Способствовать развитию умения рассматривать иллюстрации в книгах, формировать эстетический вкус у детей.
- Познакомить их с предметами русского быта и их назначением,
- Учить детей созданию различных композиций (рисунок, лепка)
Развивающие:
- Развивать интерес к познанию окружающего мира, народному слову, народным обычаям.
- Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.
- Развивать эмоционально-чувственную сферу на основе приобщения к малым формам фольклора.
- Развивать интерес и любовь к фольклору;
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к малым жанрам фольклора;
- Воспитывать нравственные качества детей: доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, заботливое отношение к близким
людям.
1.3. Планируемые результаты
В ходе работы дети овладевают определенными знаниями и умениями:
- освоение фольклорного материала (потешки, заклички, сказки, песни, игры)
- проявляются творческие способности детей;
- приобретается бережное отношение к людям, окружающему миру
- Умение различать фольклорные жанры;
- Умение воспроизводить знакомые фольклорные произведения,
- Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных сюжетно-ролевых играх.
II. Содержательный раздел
2.1. Учебно-тематический план
№ | Разделы | Всего занятий | Форма отчета |
1 | Вводное | 1 | |
2 | Устный фольклор, народные игры, предметы окружающего мира, календарные праздники | 15 | |
3 | Знакомство со сказкой (кукольный театр) | 6 | |
4 | Этическая беседа | 1 | |
5 | Итоговое | 1 | |
ИТОГО | 24 |
5. Основное содержание
1.«Милости просим, гости дорогие» Цель: Первое посещение детьми «избы, знакомство с ее бабушкой. Проведение русской народной игры «В поясок»
2.«Ходит сон близ окон» Цель: познакомить детей с люлькой (колыбелькой, зыбкой) и колыбельными песнями
3.«Репка» Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Репка» (кукольный театр)
4.«Как у нашего кота» Цель: познакомить детей с обитателем «избы» - котом Васькой; заучить потешку «Как у нашего кота»
5.«Водичка, водичка, умой мое личико» Цель: познакомить детей с рукомойником, разучить потешки «Водичка, водичка, умой мое личико»
6.«Котик-коток» Цель: заучить потешки «Пошел котик во лесок», познакомить детей с народными играми «Кто у нас хороший»
7.«С гуся вода, а с Ванечки худоба» Цель: повторить потешки «Водичка, водичка, умой мое личико», колыбельных песен
8.«Идет коза рогатая» Цель: познакомить детей с новым обитателем «Избы» - козой Машкой; разучить потешку «Идет коза рогатая»
9.«Волк и семеро козлят» Цель: познакомить детей со сказкой «Волк и семеро козлят» (кукольный театр)
10.«Колобок» Цель: знакомство детей со сказкой «Колобок» (кукольный театр)
11. «Ладушки в гостях у бабушки» Цель: Потешки, загадывание загадок о кошке и петушке; проводится игра «Петушок»
12. «Пришла коляда – отворяй ворота» Цель: знакомство детей с праздником Рождества
13.«Веселые музыканты» Цель: знакомство детей с шумовыми инструментами (погремушкой, бубном, колокольчиком)
14.«Гость на гость – хозяйке радость» Цель: знакомство детей с медведем Мишуткой. Лепка посуды
15.«Маша и медведь» Цель: познакомить детей со сказкой «Маша и медведь»
16.«Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» Цель: познакомить детей с Масленицей
17.«Нет милее дружка, чем родимая матушка» Цель: провести с детьми этическую беседу «Моя любимая мама», познакомить их с пословицами о маме
18.«Поиграем с куклой Машей» Цель: продолжать знакомить детей с песенками- потешками. Пение колыбельных
19.«Приди, весна с радостью» Цель: разучить с детьми весеннюю закличку «Весна-весна красная»
20.«Петушок – золотой гребешок» Цель: познакомить детей с новым персонажем – Петушком. Разучивание потешки о петушке, дид.игра «Похвали Петушка»
21.«Сорока-белобока» Цель: познакомить детей с предметом обихода – глиняным горшком, разучить потешку «Сорока - белобока»
22.«Кот Васька – именинник» - утренняя гимнастика Цель: провести хоровод «Ходит Васька серенький», русские народные игры «Заинька», «Птички»
23.«Кто в тереме живет?» Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Теремок» (кукольный театр); учить детей делать все сообща
24.Развлечение: «Игры-забавы» Цель: дети прощаются с бабушкой до осени; проводятся их любимые русские народные игры, хороводы, угощение
Календарный учебный график
Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
Октябрь | Апрель | 24 | 24 часа |
2.4.Формы работы
Занятия (тематические, сюжетные, сюжетно-тематические, комплексные)
2.5.Принципы, лежащие в основе проекта
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- систематичность и последовательность “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
III. Организационный раздел
3.1.Техническое оснащение занятий.
Материально-техническое оснащение:
- Групповое помещение
- Столы, стулья по количеству детей
- Ноутбук для поиска, использования информации необходимой для работы объединения (текстовой, видео и аудио); для создания наглядности,
- Мультимедийное оборудование: принтер, магнитофон.
- Оборудование и материалы:
1 Список оборудования и материалов, необходимых для занятий
2 Книги русских народных сказок большого формата с хорошими иллюстрациями
3 Куклы по теме сказок для театрализации
4 Ширмы: настольная и напольная для театрализации сказок
5 Фонограммы русских народных песен, сказок
6 Русские народные музыкальные инструменты: погремушки, бубен, ложки, гусли
7 Магнитофон
8 Изделия русских народных ремесел (матрешки, свистульки, предметы обихода)
9 Краски гуашевые плакатные
10.Кисти для рисования
11.Ножницы
12.Ткани, тесьма, ленты, резинка для пошива костюмов
13.Гофрированная бумага разных цветов
14.Плотный картон
15.Клей: ПВА, «Момент»
16.Пластилин для лепки
кадровое обеспечение:
- педагог дополнительного образования, руководитель коллектива, имеющий высшее или среднее профессиональное образование обладающий
достаточными теоретическими знаниями и опытом практической деятельности в области дошкольного образования.
3.2. Особенности методики обучения. Методические материалы.
Методы обучения:
- словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, использование художественного слова, пояснения);
- наглядный (демонстрация иллюстраций, подлинных изделий, образцов, просмотр презентаций, видеофильмов и др);
- практический метод (упражнения, изготовление поделок);
- игровой метод.
Основные применяемые технологии:
1. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова.
2. Здоровьесберегающие технологии.
3. Компьютерные (новые информационные) технологии.
4. Личностно-ориентированное обучение.
Литература:
1.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой. – 3-е изд. испр. и доп.- М.:Мозаика-Синтез, 2012
2.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой. –М.:Мозаика-Синтез, 2014
3. Антипина Е. А «Театрализованная деятельность в детском саду» изд.
Творческий центр, Москва, 2009 г
4. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной
(патриотическое воспитание). Конспекты занятий. УЦ ПЕРСПЕКТИВА, Москва,
201г.
5. Бойчук И.А., Т.Н. Попушина Ознакомление детей младшего и среднего
дошкольного возраста с русским народным творчеством. Перспективное
планирование, конспекты занятий, картотека игр. – СПб, «Детство-Пресс», 2009
6. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Г.М. Ляминой. –
М.1981г.
7. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей
группе детского сада. М.; Просвещение, 1986 г. – 128 с.
8. Кабаненкова Н. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей - //Дошкольное Воспитание, №4,1997.
9. Коваль Ю.И., Маврина Т.А. Жеребенок. М.: Дет. лит.2013. - 64 с.: ил., портр. –
(Мастера детской книги)
10. Куликова Т.А. Семейная педагогия и домашнее воспитание. М.Б 1999г.
11. Лихачев Д.С. «Земля родная». Москва, «Просвещение», 1983г.
12.Маврина Т.А. «Сказочная азбука». Литературно-художественное издание для
чтения взрослыми детям. СПб: Амфора. ТИД Амфора, 2011г. – 40с.
13.Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981г.
14.Чурилова Э. Т. «Методика и организация театральной деятельности
дошкольников и младших школьников». - М., 2001
15.Яковлева Н.Н. Использование фольклора в развитии дошкольника. – СПб,
«Детство-Пресс», 2011 - 128 с.
16.Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить ! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М., 2009
17.Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей, - М., 2007
Электронные ресурсы:
Ермакова Е. Дед да баба художника Леонида Баранова. [Электронный ресурс]
Электрон. М.: 2013г http://www.pravmir.ru/zhili-byli-ded-da-baba/