ПРОЕКТ «Развитие речи детей средствами малых форм фольклора»

Копейкина Марина Николаевна

Проект  «Развитие речи детей средствами малых форм фольклора» предназначен для работы с детьми среднего дошкольного возраста в области дополнительного образования. Проект направлен на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»

https://cdn.culture.ru/images/45950734-7277-5483-8ab8-f48b35de5c5a

ПРОЕКТ

«Развитие речи детей средствами малых форм фольклора»

Направленность: познавательно-речевое

Возраст обучающихся:  4-5  года

Срок реализации: 1 год

Автор составитель:

Копейкина Марина Николаевна, воспитатель

п. Салым 2022г

Оглавление

I. Пояснительная записка .......................................................................................2

1.1. Организационно-методическое обеспечение программы ...........................5

1.2. Цели и задачи программы................................................................................5

1.3. Планируемые результаты освоения Программы...........................................6

II. Содержательный раздел ....................................................................................6

2.1. Учебно-тематический план.............................................................................6

2.2. Основное содержание. Календарно - тематический план ...........................7

2.3. Формы работы...................................................................................................9

2.4. Принципы, лежащие в основе программы............................................... .…9

III. Организационный раздел..................................................................................9

3.1. Техническое оснащение занятий....................................................................8

3.2. Особенности методики обучения. Методические материалы………......10

Литература…………………………………………………………………….…10

  1. Пояснительная записка

Проект  «Развитие речи детей средствами малых форм фольклора» предназначен для работы с детьми среднего дошкольного возраста в области дополнительного образования. Проект направлен на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание, разработан согласно требованиям следующих нормативных документов:

Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2018 № 196).

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242).

         Актуальность проекта 

«Изучайте фольклор, учитесь на нем.

Без знания прошлого нет будущего»

А.М.Горький.

Детский фольклор - это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он сопровождает ребёнка с самого рождения, так как по сей день живут в народном быту колыбельные песни, потешки, прибаутки. Дошли до нас и, передаваемые из поколения в поколение, забавные считалки, народные игры, скороговорки, загадки, дразнилки, пословицы и поговорки. Все эти произведения малой фольклорной формы народного творчества оказывают огромное влияние на развитие у детей речи, внимания, мышления, памяти, нравственности, двигательной активности, воображения и обогащает их словарный запас, расширяют кругозор. А так же способствует развитию умения ясно формировать свои мысли.

Малые формы фольклора активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром. Развивают воображение и творческую активность, формируют первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира.

На сегодняшний день использование малых фольклорных форм в работе с детьми сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Возникает противоречие между возможностями форм фольклора во всестороннем развитии дошкольников и методиками развития речи детей средствами различных форм фольклора. Этот процесс должен происходить и на занятиях, и в повседневной жизни дошкольного учреждения.

Проект «Развитие речи детей средствами малых форм фольклора», предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка и становится основой для развития любознательности, познавательно – речевых способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов. 

Новизна   и отличительная особенность проекта

Новизна проекта заключается в том, что на его реализацию широко используются разнообразные фольклорные формы, которые способствуют как развитию личности ребенка в целом, так и способствуют формированию интереса детей к игре, расширяет представления об окружающей действительности, воспитывает моральные качества личности. Воспитательно-образовательная работа с детьми по фольклору проходит в интегрированной форме: как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей - игра, прогулка, досуг, отдельные режимные моменты. В процессе реализации проекта в группе создается такая атмосфера, которая позволяет детям чувствовать себя свободно и непринужденно, а так же стимулирует общение детей, их самостоятельность в проявлении творческой инициативы.

Отличительные особенности данной программы

Данный проект рассчитан для детей среднего дошкольного возраста и интегрируется со всеми образовательными областями, что обеспечивает развитие художественного восприятия, эстетического вкуса, интереса к игре и первичных ценностных ориентаций, на основе представлений об окружающей действительности происходит развитие эмоций, умений отражать осмысленные образы в играх, навыки взаимоотношений со сверстниками, развитие речевых способностей.

Педагогическая целесообразность. 

Педагогическая целесообразность проекта «Развитие речи детей средствами малых форм фольклора»  состоит в углублении знаний о разнообразных фольклорных формах.  В процессе реализации проекта у детей формируются многие психические процессы. Результатом занятий является развитие речи детей, их памяти, наблюдательности, эстетического чувства, координации движений, формируется умение общения детей со сверстниками и взрослыми. Правильно организованный досуг позволяет формировать из ребенка творческую личность.

  1. Организационно-методическое обеспечение проекта

(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Уровень освоения – стартовый.

Возраст  обучающихся: 4-5 лет 

Вид  группы  - профильный.

Состав  группы  -  постоянный. Занятия проводятся с одновозрастным составом обучающихся.

Условия приема - В группу набираются все желающие, в том числе не имеющие начальной подготовки.

Наполняемость группы:   21   ребенка

Форма обучения – очная.

Форма  занятий  -  групповая.

Срок реализации –  1 год.

Общее  количество  часов в год -  24 час.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю

Продолжительность занятия – 20 минут

1.2.Цели и задачи проекта

Цель проекта: развитие познавательно – речевых способностей детей средствами малых форм фольклора

Задачи: 

Обучающие:

  • Приобщать детей к народной культуре своей Родины, родного края.
  • Познакомить с русскими народными традициями, с историей нашего народа, с русским народным бытом.
  • Вызвать интерес у детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству.
  • Совершенствовать художественный вкус и творческий потенциал каждого ребёнка.

Развивающие:

  • Развивать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения русского народного фольклора, фантазию, творческие способности дошкольников.
  • Развивать интерес к познанию окружающего мира, народному слову, народным обычаям.
  • Развивать интерес и любовь к фольклору.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к малым жанрам фольклора;
  • Воспитывать патриотические чувства, нравственные качества детей: доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям.

1.3. Планируемые  результаты

В ходе работы дети овладевают определенными знаниями и умениями:

  • Использовать в своей речи пословицы, поговорки в различных режимных моментах.
  • Самостоятельно организовывать народные игры – забавы с помощью считалок.
  • Различать жанры русского народного творчества – загадки, пословицы, поговорки, считалки.
  • Проявлять интерес к самостоятельному сочинению, придумывать диалоги героев произведения, свой конец сказки.
  • Проявлять интерес к самостоятельному пересказу сказок.
  • Проявлять познавательный интерес к народным песенкам, прибауткам, колыбельным песням, загадкам.
  • Проявлять интерес к праздникам народного календаря; использует новые слова в речи, опираясь на полученные знания.
  • Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных сюжетно-ролевых играх.

II. Содержательный раздел

2.1. Учебно-тематический план

Разделы

Всего занятий

Форма отчета

1

Вводное

«Введение. Малые формы фольклора» Познакомить детей с термином «фольклор», с народным календарем и с календарными праздниками.

1

2

Малые формы фольклора, народные игры, предметы окружающего мира, календарные праздники.

Игры- драматизации по знакомым сказкам. Дидактические игры

26

Праздники и развлечения заметки на сайт д/сада

3

Итоговое

1

ИТОГО

28

5. Основное содержание

Октябрь

1. «Восенушка – осень» Познакомить с народными приметами как предсказателями погоды, с характерными приметами начала осени, с некоторыми пословицами, приметами об осени.
2. «Во саду ли, в огороде» Совершенствовать умение отличать народную сказку от других жанров народного искусства. Познакомить со сказкой «Мужик и медведь».
3. «Волшебные сказки» Чтение и рассказывание русской народной сказки «Чудесные лапоточки» Учить детей образно воспринимать содержание сказки, осмысливать характеры персонажей, формировать образность речи, чуткость к образному строю языка сказки, умение воспринимать и осознавать образные выражения, учить отличать типы сказок.
4. «Сочинительство сказки на новый лад» Формировать умение придумывать сказку на новый лад, развивать воображение, творчество.
Ноябрь

1. «Расти коса до пояса» Уточнить представления детей о жанровых особенностях пестушек, потешек, колыбельных песен, помочь детям заучить текст колыбельной песенки при помощи инсценировки.
2. «Сошью Маше сарафан» Познакомить с русской народной одеждой.
3. «Хороводная песня» Формировать представления детей о значении народных песен в жизни простого народа, развивать музыкальный слух
4. «Игрушка» Познакомить с возникновением первых народных игрушек (куклы-обереги, дымковские, филимоновские, матрешки).

Декабрь

1. «Дымковская игрушка» Знакомить со словами «барыня-франтиха», «водоноска», «барыня в кокошнике», «коромысло», знакомить с элементами одежды барынь – кокошник, передник и др.
2. «Шило в мешке не утаишь» Познакомить с жанровыми особенностями пословицы, учить понимать обобщающее значение пословицы, использовать ее в речи.
3. «Весела была беседа» Формировать представления о предметах быта в русской избе, обогащать словарный запас названиями предметов быта.
4. «Посиделки у самовара» Формировать представление детей о традициях и обычаях русского народа, развивать творчество.
5. «С Новым годом поздравляем!» Беседа о традициях празднования Нового года на Руси; почему елочку на Новый год украшают?

Январь
1. «Рождество» Познакомить с русским народным фольклорным праздником.
2. «Скороговорки» Уточнить представления детей о жанровых особенностях назначении скороговорок.
3. Дидактические игры по теме «Пословицы» Закрепить знания о пословице, умение использовать ее в речи.

Февраль
1. «Небылицы» Формировать умение эмоционально воспринимать небылицы, сравнивать с другими жанрами фольклора.
2. «Народные игры» Развивать интерес к народным играм, учить четко проговаривать текст в играх «Заря-заряница», «Березонька»,  упражнять детей в беге.

3. «На героя и слава бежит» Познакомить с русскими богатырями, с «Былиной об Илье Муромце» (в аудиозаписи или мультфильм)

4.«Масленица дорогая-наша гостьюшка годовая» Закрепить знания о весеннем фольклорном празднике.

Март

1. «Сердце матери лучше солнца греет» Беседа о маме с использованием народных пословиц и поговорок.

2.«Грач на горе – весна на дворе» Рассказать о старинных обычаях встречи весны: загадывание загадок о весне, пословицы, приметы о весне.

3.«Отгадай загадку» Развивать ассоциативное мышление, наблюдательность и воображение, развивать самостоятельность и творчество в изображении различных предметов и явлений

4.«Солнышко-ведрышко» Познакомить с жанром фольклора – заклички, с их назначением, выучить некоторые из них.

Апрель
1. «Светлая Пасха» Закрепить знания о весеннем фольклорном празднике.
2.«Подарок к Пасхе» Познакомить с новыми словами и выражениями, такими как «страстная неделя», «писанка» и др., расширять кругозор детей.
3. «Весна красна цветами»  Повторить песни, заклички, пословицы, приметы о весне.

4.Развлечение: «Игры-забавы» Цель: проводятся их любимые русские народные игры, хороводы

Календарный учебный график

Дата начала обучения по программе

Дата

окончания обучения по программе

Всего

учебных

недель

Количество

учебных

часов

Режим занятий

Октябрь

Апрель

28

28 часа

2.4.Формы работы

 Занятия (тематические, сюжетные, сюжетно-тематические, комплексные)

2.5.Принципы, лежащие в основе проекта

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • систематичность и последовательность “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

III. Организационный раздел

     

3.1.Техническое оснащение занятий.

Материально-техническое оснащение:

  • Групповое помещение
  • Столы, стулья по количеству детей
  • Ноутбук для поиска, использования информации необходимой для работы объединения (текстовой, видео и аудио); для создания наглядности,
  • Мультимедийное оборудование: принтер, магнитофон.
  • Оборудование и материалы:

1 Список оборудования и материалов, необходимых для занятий

2 Книги русских народных сказок большого формата с хорошими иллюстрациями

3 Куклы по теме сказок для театрализации

4 Ширмы: настольная и напольная для театрализации сказок

5 Фонограммы русских народных песен, сказок

6 Магнитофон

7 Изделия русских народных ремесел

Кадровое обеспечение:

- педагог дополнительного образования, руководитель коллектива, имеющий высшее или среднее профессиональное образование  обладающий

достаточными теоретическими знаниями и опытом практической деятельности в области дошкольного образования.

3.2. Особенности методики обучения. Методические материалы.

Методы обучения:  

  • словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, использование художественного слова, пояснения);
  • наглядный (использование наглядных пособий, дидактического материала, использование ИКТ, звукозаписей, видеофильмов и др);
  • практический метод (упражнения, изготовление поделок);
  • игровой метод (дидактическая игра, игра-драматизация, подвижные игры).

Основные применяемые технологии: 

1. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова.

2. Здоровьесберегающие технологии.

 3. Компьютерные (новые информационные) технологии.

4. Личностно-ориентированное обучение.

 

Литература:

1.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная

программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,

М.А. Васильевой. – 3-е изд. испр. и доп.- М.:Мозаика-Синтез, 2012

2.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа

дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.

Комаровой, М.А. Васильевой. –М.:Мозаика-Синтез, 2014

3. Антипина Е. А «Театрализованная деятельность в детском саду» изд.

Творческий центр, Москва, 2009 г

4. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной

(патриотическое воспитание). Конспекты занятий. УЦ ПЕРСПЕКТИВА, Москва,

201г.

5. Бойчук И.А., Т.Н. Попушина Ознакомление детей младшего и среднего

дошкольного возраста с русским народным творчеством. Перспективное

планирование, конспекты занятий, картотека игр. – СПб, «Детство-Пресс», 2009

6. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Г.М. Ляминой. –

М.1981г.

7.

8. Кабаненкова Н. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей - //Дошкольное Воспитание, №4,1997.

9. Коваль Ю.И., Маврина Т.А. Жеребенок. М.: Дет. лит.2013. - 64 с.: ил., портр. –

(Мастера детской книги)

10. Куликова Т.А. Семейная педагогия и домашнее воспитание. М.Б 1999г.

11. Лихачев Д.С. «Земля родная». Москва, «Просвещение», 1983г.

12.Маврина Т.А. «Сказочная азбука». Литературно-художественное издание для чтения взрослыми детям. СПб: Амфора. ТИД Амфора, 2011г. – 40с.

13.Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981г.

14.Чурилова Э. Т. «Методика и организация театральной деятельности

дошкольников и младших школьников». - М., 2001

15.Яковлева Н.Н. Использование фольклора в развитии дошкольника. – СПб,

«Детство-Пресс», 2011 - 128 с.

16.Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить ! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М., 2009

17.Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей, - М., 2007

Электронные ресурсы:

Ермакова Е. Дед да баба художника Леонида Баранова. [Электронный ресурс]

Электрон. М.: 2013г http://www.pravmir.ru/zhili-byli-ded-da-baba/