ЗОЖ
классный час (8 класс)
- Здравствуйте! Мы при встрече всегда говорим это слово, а это значит, что мы всем желаем здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья?.. Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 85.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бетлицкая средняя общеобразовательная школа
Классный час
«Наше здоровье – в наших руках».
8 «А» класс
Классный руководитель
Федоришкина Л.Г.
2023
Классный час: «Наше здоровье – в наших руках».
Цель: Формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Задачи:
- Развивать умение выступать перед аудиторией своих сверстников.
- Расширить представление обучающихся о здоровом образе жизни.
- Способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие осознания необходимости в изучении данной темы и грамотности в целом.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Умение находить и формулировать проблему занятия вместе с учителем.
Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания, используя информацию, полученную на уроке и вне урока.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
Коммуникативные УУД:
Умение договариваться с партнером, распределять роли, устанавливать очередность действий, находить общее решение. Формируется у учащихся умения слушать другого, высказывать собственное мнение, дополнять другого, участвовать в обсуждении, приходить к общему мнению, задавать вопросы. Совместно договариваться о правилах работы в паре.
Предметные:
Определять роль в жизни человека правил режима дня, правильного питании и физической активности.
Оборудование: Презентация, демонстрационный ряд, памятки «Шесть шагов к здоровью».
Подготовительная работа: Мотивационные плакаты, анкетирование, тематическое мини-сочинение.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
- Организационный момент.
- Здравствуйте! Мы при встрече всегда говорим это слово, а это значит, что мы всем желаем здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья?.. Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность.
Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?» Как вы думаете, что он ответил?
Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым», - и затем добавил фразу, ставшую пословицей - Здоровый нищий счастливее больного короля.
- Как вы объясните смысл этого высказывания? (Лучше быть небогатым, но здоровым, чем иметь власть и деньги, но быть больным.)
- Постановка проблемы.
Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек может в полной мере ощутить радость жизни. Ему легко учиться и работать, заниматься любимыми увлечениями.
- Как вы думаете, чему посвящён наш классный час? (Предположения детей)
- Правильно. Сегодня мы с вами вспомним основные правила здорового образа жизни, ведь наше здоровье – в наших руках. А по результатам нашего предварительного анкетирования это просто необходимо сделать.
(Анализ анкеты:
1-2 балла (6 человек из 15) Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.
3-6 баллов (9 человек из 15) Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.
7-10 баллов (0 человек) Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно изменить свои привычки, иначе…)
- Основная часть.
- Сегодня Всемирный день здоровья, который отмечается ежегодно, 7 апреля, начиная с 1950 года. ВОЗ посвящает каждый ежегодный Всемирный день здоровья каким-либо темам и проводит различные пропагандистские мероприятия.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние физического, психологического и социального благополучия, это не просто отсутствие болезней и физических недостатков.
- Жизненный опыт показывает, что заботиться о своем здоровье люди обычно начинают только после того, как недуг даст о себе знать. Каждый нормальный человек стремится прожить свою жизнь долго и счастливо. Но все ли мы делаем для этого? Если проанализировать "каждый шаг" нашего типичного дня, то, скорее всего, все обстоит с "точностью до наоборот".
Здоровый образ жизни предполагает оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, искоренение вредных привычек. Я хочу познакомить вас со схемой ЗОЖ и мы вместе разберемся с ее составляющими. Пришло время задуматься о своем образе жизни!
- Итак, первая составляющая схемы – Отсутствие вредных привычек. Что относится к вредным привычкам? (ответы детей)
- Правильно это самые распространенные привычки, к сожалению, они имеют место даже в стенах нашей школы. (выходят 3 ученика с плакатами)
1-ученик:
Табакокурение часто относят к вредным привычкам, а ведь это одна из опасных болезней, называемая химической зависимостью. Если человек 12-17 летнего возраста курит, то у него появляются головные боли, головокружение, спазмы в животе, затруднения при дыхании, перепады кровяного давления. Каждая сигарета сокращает жизнь на 5-6 мин. При курении: 25 вредных веществ табачного дыма сгорают, 25 поглощает сам курильщик, 50 отравляют воздух в помещении. Дым, которым вынуждены дышать некурящие, содержат больше вредных веществ, чем дым, вдыхаемый самим курильщиком.
2-ученик:
Наркотики – война без взрывов. Наркоман – социальный труп. Он ко всему равнодушен. Его ничего не интересует. Его смыслом жизни становится приобретение и употребление наркотиков. Чтобы не казаться слабым среди подростков, они стремятся приобщить к своему увлечению других. Большинство наркоманов в браке не состоят и не имеют детей. А если у больного наркоманией и родится ребенок, то умственно и физически отсталый. Больной наркоманией совершает много преступлений: кражи, взломы, нападения и даже убийства
3-ученик:
Алкоголь – шаг в пропасть. «Пьянство унижает человека, отнимает у него разум, по крайней мере на время, и в конце концов превращает его в животное» сказал Жан Жак Руссо.
«Пьяный человек – не человек, ибо он потерял то, что отличает человека от скотины, – разум» слова Пен. Пьянство – это добровольное сумасшествие. Алкоголь не снимает нервное напряжение, а ведет к накоплению патологии и поражению психики. Те, кто льют с «горя», от отчаяния, от обиды, могли убедиться в том, что спиртное не только не помогает избавиться от тяжелых проблем, но и создает новые проблемы.
- Спасибо. Мы видим, что здоровье и вредные привычки не совместимы, но с каждым днем все больше молодых людей начинают употреблять алкоголь, курить, принимать наркотикосодержащие и психотропные препараты. Но надо помнить, что все это рано или поздно разрушит личность человека, приведет его к деградации и, в конечном счете, к смерти.
- Сейчас, живя в современном мире, хочу напомнить и о компьютерах и телефонах, которые вредят организму не только вредным излучением, но и интернетзависимостью. Об этом тоже надо помнить и уделять больше времени живому общению. Работать за компьютером в специальных очках, после работы делать зрительную гимнастику и физические упражнения.
- Вторая составляющая здорового образ жизни – это Правильное питание. Как вы понимаете правильное питание? (Ответы учащихся)
-Правильно, организм человека должен получать необходимое количество энергии и строительного материала - белка. Энергию организм человека тратит для обеспечения своей жизнедеятельности, для выполнения какой либо работы. Поступление энергии должно быть равным ее затрате. Избыточное количество энергии ведет к увеличению массы тела, недостаток энергии к ее уменьшению, в связи с этим могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем. (выходят два ученика)
1-ученик:
Ожирение – это патологическое накопление жировых клеток в организме, влекущее за собой увеличение общей массы тела. Избыточный жир локализуется в подкожном слое и других тканях, вокруг внутренних органов. Диагноз «ожирение» ставят в случае, если вес человека превышает норму на 20% и более. У мужчин патология наблюдается в 2 раза чаще, чем у женщин. Ожирение не только «портит» человека в эстетическом плане и снижает качество его жизни: у тучных людей чаще возникают заболевания сердечно-сосудистой и эндокринной систем, почек, печени, чем у пациентов с нормальным весом.
2-ученик:
Булимия – психическое расстройство, относящееся к группе нарушений пищевого поведения. Человеку постоянно кажется, что он чрезмерно толстый. Проявляется приступами не контролируемого обильного употребления пищи с последующим принудительным вызыванием рвоты. Больше всего булимии подвержены молодые женщины. Мужчины подвержены этому заболеванию очень редко. Под наибольшим риском находится возрастная группа от 9 до 22 лет.
- Правильное питание должно быть сбалансированным, разнообразным, богатым овощами, фруктами. Я предлагаю кому-то из вас выйти к доске и собрать «Корзину здоровья»
(на доске демонстрационный ряд из продуктов ПП и НП. Даем анализ и корректируем ассортимент ПП.)
Врачи-диетологи всего мира выявили пятерку самых вредных продуктов для человека. В эту пятерку вошли:
1. Сладкие газированные напитки. Созданы вовсе не для утоления жажды, а для ее вызывания. Отличаются гигантским содержанием сахара: в одном стакане его не менее пяти чайных ложек.
2. Картофельные чипсы, особенно приготовленные не из цельной картошки, а из пюре. В сущности, это смесь углеводов и жира плюс искусственные вкусовые добавки.
3. Сладкие батончики. Сочетание большого количества сахара и различных химических добавок обеспечивает высочайшую калорийность и желание есть их снова и снова.
4. Сосиски, сардельки, вареная колбаса, паштеты и другие продукты с так называемыми скрытыми жирами. В их составе сало, нутряной жир занимают до 40% веса, но маскируются под мясо, в том числе и с помощью вкусовых добавок.
5. Жирные сорта мяса, особенно в жареном виде.
Физминутка ?????
- Третья составляющая ЗОЖ – это Соблюдение режима дня. Почему так важно соблюдать режим дня? (Ответы учащихся)
- Каждый из вас написал мини-сочинение «Один мой день» прочитав которые я пришел к выводу, что о режиме дня и его пользе для здоровья ни один из вас даже не задумывался!
- В течение суток время должно быть распределено так, чтобы его хватало и на отдых, и на труд. Прием пищи и сон должны быть каждый день в одно и то же время. В режиме должно быть определенное время на занятия, сон, прогулку. Когда человек соблюдает режим дня, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом для следующей и организм легко переключиться с одной деятельности на другую.
(выходят трое учеников)
1-ученик:
Режим дня — это определённый распорядок труда и отдыха, сна и питания. Только при грамотном их сочетании человек может плодотворно трудиться и восстанавливать силы.
Соблюдение режима требует от человека самодисциплины, потому что изо дня в день нужно выполнять, по сути, одни и те же действия. Может показаться, что это скучно, однако от правильного режима дня зависит очень многое. (демонстрирует слайд № )
2-ученик:
Сон очень положительно влияет на организм человека. Много споров вокруг того, сколько же надо спать человеку? Раньше утверждалось, что ребенок - 10-12 часов, подросток – 9-10 часов, взрослый – 8 часов. Сейчас многие приходят к мнению, что это все индивидуально, некоторым нужно побольше, некоторым поменьше. Но главное – человек не должен чувствовать усталость после сна и быть бодрым весь день.
3-ученик:
Человек, который соблюдает режим дня, гораздо больше успевает, меньше устает. Но при составлении режима дня нужно учитывать и особенности своей психики. Как известно, люди делятся на «жаворонков», «сов» и «голубей». «Жаворонки» с утра очень активны, деятельны, а к вечеру устают, хотят отдохнуть. Любят рано ложиться и рано вставать. А «совы», наоборот, сутра вялые, а ближе к вечеру становятся активными, деятельными. Любят поздно ложиться и поздно просыпаться. «Жаворонки» предпочитают для работы и других занятий утренние часы, а «совы» - вечерние. «Голуби» приспосабливаются к обоим ритмам. Если это учесть, ваша работа будет более продуктивной.
- Помните, правильный режим дня способствует здоровью и правильному развитию.
Необходимо добавить, что еще одним компонентом здорового образа жизни является - Двигательная активность. Всем известно: «В здоровом теле – здоровый дух!». Ребята, почему полезно делать по утрам зарядку, заниматься спортом? (ответы детей)
- Правильно. Это укрепляет мышцы человека, держит в тонусе, бодрит человека. Человек, который дружит с физкультурой и закаляется, меньше болеет.
Например - В Германии отменили школьные автобусы, чтобы заставить детей ходить на занятия пешком. Оказывается, каждый третий немецкий ребенок страдает от ожирения, причину которого медики видят в гиподинамии. Дети идут в школу плотной шеренгой по три человека, по дороге общаются с друзьями, дышат свежим воздухом. Учителя говорят, что успеваемость подросла!
Американские ученые заметили, что дети, которые едят без родителей, толстеют чаще.
Просто без родителей ребенок предпочитает потреблять сладости (вредная еда), а не, например, овощи (полезная еда). Кроме того, дети, которые едят в одиночестве, частенько параллельно смотрят ТВ, читают или играют в электронные игры - в этих условиях они съедают больше.
Утром в Нью-Йорке в районе Центрального парка, мы встретим тысячи физкультурников разного возраста, которые бегут трусцой по ухоженным дорожкам. Вот уже полвека в США все помешаны на джогинге. Так называют здесь бег трусцой. Говорят, что от бега не только тренируются мышцы, но и вырастают новые мозговые клетки. Причем именно те, которые отвечают за обучение и запоминание. Кроме того, доказано, что во время бега сознание проясняется и на смену дурным мыслям приходят позитивные.
Во всем мире набирают популярность уличные виды спорта. Чаще всего это спорт экстремальный - необычный, связанный с риском.
Это скейтбординг - катание на доске, которая приводится в движение телом спортсмена.
Это брейк-данс - стиль уличного танца, в котором обязательно нужно показать вращение на самых разных частях тела и множество акробатических трюков.
Это ВМК - велосипедный мотокросс, который тоже включает в себя множество трюков.
Уличный экстрим стал очень моден и в России. У нас в стране стали проводить даже международные соревнования по экстремальным видам спорта.
1-ученик:
Сидячий образ жизни – это одна из ведущих причин смерти и инвалидности во всем мире. Дефицит физической активности – это причина 2-х миллионов смертей в год. Менее 30% молодежи ведет активный образ жизни, достаточный для того, чтобы в будущем сохранить свое здоровье и не подвергнуться заболеванию современного общества - гиподинамии. Вывод прост – больше двигайся!
2-ученик:
Гиподинамия - проблема века. Много веков назад человеку приходилось активно двигаться, чтобы добыть пищу, построить жилище, изготовить одежду и т. д. В процессе движения формировалось тело человека, его мышцы. Но постепенно часть нашей работы взяли на себя машины. И вот результат: в XXI в. каждый второй человек на земле страдает от гиподинамии. Гиподинамия - это пониженная двигательная активность. Она становится причиной многих болезней, сокращает жизнь человека. Особенно сильно страдают от гиподинамии современные школьники. По 6-8 часов они сидят за уроками, потом за компьютером и телевизором, на движение совсем не остается времени.
3-ученик:
30 минут умеренной физической активности в день существенно поддерживают и улучшают здоровье. И неважно прогуляетесь ли вы в это время, проедете на велосипеде или погоняете в футбол. Просто это должно быть каждый день. С физкультурой нужно дружить. Зарядка должна стать для вас ежедневной привычкой.
- Сейчас нам продемонстрируют, как правильно начать свой день. Запоминайте! Минимум затрат времени и сил, но масса положительных моментов. Подходит для любого возраста. (ученик просыпается по звонку будильника, садится и начинает делать упражнения, продолжает стоя)
- Заключение.
- Вот мы и рассмотрели такую ПРОСТУЮ, но такую ВАЖНУЮ формулу ЗДОРОВЬЯ.
Предлагаю в заключении сыграть в игра «Да, нет».
1). Согласны ли вы, что зарядка - это источник бодрости и здоровья? (Да.)
2). Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (Нет.)
3). Верно ли, что шоколадные батончики входят в пятерку самых вредных продуктов питания? (Да.)
7). Правда ли, что есть безвредные наркотики? (Нет.)
8). Отказаться от курения легко? (Нет.)
10). Правда ли, что «совы» любят работать по утрам? (Нет.)
11). Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? (Да.)
12). Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (Нет.)
13). Правда ли, что надо ежедневно выпивать два литра воды? (Да.)
14).Правда ли, что сладкие напитки входят в пятерку самых вредных продуктов питания? (Да.)
15).Правда ли, что минута смеха равна 45 минутам пассивного отдыха? (Да.)
16).Согласны ли вы, что стресс полезен для здоровья? (Нет.)
17).Согласны ли вы, что картофельные чипсы полезны для здоровья? (Нет.)
18).Верно ли, что сосиски полезны для здоровья? (Нет.)
19).Верно ли, что можно стать наркоманом от одного укола? (Да.)
- Рефлексия.
- Молодцы. Давайте посмотрим, чему нас научил классный час. Что интересного вы узнали сегодня? Какие выводы для себя сделали?:
Ученики выходят к доске, произносят слова стихотворения "Мы за здоровый образ жизни в 21веке".
- Я люблю шесть правил ЗОЖ
Ведь без них не проживешь!
- Для здоровья и порядка
Начинайте день с зарядки.
- Вы не ешьте мясо в тесте,
Будет талия на месте.
- Закаляйтесь, упражняйтесь
И хондре не поддавайтесь.
- Спорт и фрукты я люблю,
Тем здоровье берегу.
- Все режимы соблюдаю,
И болезней я не знаю.
- Не курю я и не пью,
Я здоровым быть хочу.
- Я купаюсь, обливаюсь:
Ясно всем, что закаляюсь,
Так отбросил много бед-
Укрепил иммунитет.
- Ешьте яблоки и груши,
Ваша кожа будет лучше.
- Я активно отдыхаю
И здоровье укрепляю,
Ни на что не сетую,
Что и я вам советую.
- Я и в шахматы играю:
Интеллект свой развиваю.
Встану я и на «дорожку»:
Сброшу вес еще немножко
- Вы питайтесь пять раз в сутки,
Не будет тяжести в желудке,
- Пейте с медом молоко
И заснете вы легко.
- От того я так хорош,
Что люблю шесть правил ЗОЖ.
Ученик выносит эмблему «Здоровая Россия»
И все вместе произносят – Мы за ЗОЖ!
- Спасибо за работу. Наш классный час окончен. Помните, ваше здоровье - в ваших руках!
Желаю вам:
Никогда не болеть;
Правильно питаться;
Быть бодрыми;
Вершить добрые дела.
В общем, вести здоровый образ жизни! (раздаю памятки)
Литература:
- Валеев Р.В., Вахрушева И.Г., Сафина Э.Р. Помоги сказать «Нет»!/ Сборник методических материалов республиканского конкурса методических разработок по проблемам воспитания. 2-е издание // Серия: «В помощь организаторам воспитательной работе. – Казань: РИЦ «Школа», 2005. – 114 с.
- Жиляев А.Г., Палачева Т.И., Кулагин А.Т. Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся средней школы (5-6 классы). Казань: Издательство «ДАС», 2002. – 55 с.
- Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 272 с.- (Педагогика. Психология. Управление).
- Макеева А.Г. Все цвета, кроме черного: педагогическая профилактика наркотизма школьников: метод. пособие для учителя 10-11 класс / под редакцией Безруких М.М. – М.: Просвещение, 2005. 64 с.
- Хуртова Т.В. Интеллектуальный марафон в школе. 5-11 классы: конкурсы, турниры, акции, фестивали. – Волгоград: Учитель, 2008. – 265 с.