Подходы к формированию функциональной грамотности обучающихся в деятельности классного руководителя
статья
Подходы к формированию фунуциональной грамотности обучающихся в деятельности классного руководителя
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: воспитательный аспект. Подходы к формированию функциональной грамотности обучающихся в деятельности классного руководителя
1.Притча «Чайная церемония».
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.
- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник» –добавил второй.
- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник» –
подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:
«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил
учитель.
Вопрос:
- Какие методические приёмы можем отметить в деятельности этого учителя?
- Самостоятельная работа по приобретению знаний
- «Обучение в сотрудничестве»
- Значимость практических знаний.
Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что
- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;
- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников»
2. Теория.
Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами, – формирование функционально грамотных людей.
- Что такое «функциональная грамотность»?
«Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре».
Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
Термин ФГ был введен в 1957 г. ЮНЕСКО
-Какие формы функциональной грамотности существуют?
1. Общая грамотность.
2. Компьютерная грамотность.
3. Информационная грамотность.
4. Коммуникативная грамотность.
5. Грамотность при овладении иностранными языками.
6. Бытовая грамотность.
7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.
8. Общественно-политическая грамотность.
Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.
Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения,
приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.
Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.
Правовая и общественно-политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства, Государственной Думы; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.
Данные качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы.
Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. Поэтому для школы возникает очень важная цель: обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т. к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе. И одной из основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире.
4. Методы и приемы для формирования функциональной грамотности на классных часах и во внеурочное время.
Очень важно понять каждому педагогу, что данное направление работы касается каждого из нас. Мы все вместе работаем на результат, который покажут наши дети.
Системное использование на уроках и во внеурочное время всеми педагогами форм и методов обучения, способствующих формированию функциональной грамотности:
- ролевые игры
-деловые игры
- работа в группах, парах
- метод проектов и тд.
Например, общая функциональная грамотность формируется в ходе таких мероприятий, как вечер именинников, специальные беседы, сочинения, клубные занятия на темы: «Час доверия», «Что главное в жизни?», «Кого мы называем богатым (сильным)?», «Для чего живет человек?», «Это недостойно человека», «Счастье каждый понимает по-своему», «Самая дорогая вещь в нашем доме» и т.п., которые требуют умения отвечать на вопросы, не испытывая затруднения в построении фраз, подборе слов, в написании мини-сочинений (поздравление другу, послание однокласснику).
Функциональная грамотность действий в чрезвычайных ситуациях формируется в ходе таких традиционных мероприятий школы, как День здоровья, походы в лес. Ребята учатся оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему, обращаться за экстренной помощью к специализированным службам, заботиться о своем здоровье, вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности, умение работать в команде.
Функциональная грамотность при решении бытовых проблем формируется в ходе таких мероприятий как операции «Бум» - большая уборка территории, «Уют» - наведение порядка в классе, эти мероприятия учат школьников планировать свою деятельность, правильно распределять время, выбирать орудия труда. «Вечер именинников» или «классное чаепитие» - учит грамотно распределять бюджет, составлять список продуктов.
Настоящая кладезь для развития функциональной грамотности - реализация социально значимых проектов. Здесь прослеживаются такие индикаторы как:
-компьютерная;
-информационная;
-коммуникативная грамотность.
В ходе реализации проекта школьники учатся искать информацию в сети Интернет,
пользоваться электронной почтой; работать с электронными таблицами; находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, грамотно использовать информацию из СМИ; работать в группе, уметь расположить к себе других людей; владеть своим настроением уметь приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
Пример «Ситуационного классного часа»
Тема «Сохранение здоровья и успешная сдача экзаменов»
Описание ситуации
Выпускник К. при усиленной подготовке к экзаменам столкнулся с тем,что из-за перегрузок, неправильного режима питания, несоответствующего режима сна, неправильно подобранных элементов школьной обстановки и нервных волнений его здоровье стало стремительно ухудшаться. Что делать выпускнику? Как пережить этот непростой период с наименьшими «потерями» для психического и физического здоровья?
Задания и вопросы для анализа ситуации
1 Определите все возможные факторы, которые могут влиять на здоровье выпускника, расположив их в порядке значимости (от самого значимого к наименее):
2 На какие, из этих факторов может влиять сам абитуриент? Кто еще может помочь?
3 Как предотвратить или снизить риски, связанные с ухудшением здоровья?
4 Составьте памятку для абитуриента, которая поможет ему получить советы по охране здоровья в период подготовки к экзаменам.
5 Поместите памятку на слайдах, презентуйте ее экспертам.
№ п/п | Факторы, влияющие на здоровье | Последствия |
Оцениваемые умения:
1 Выделять факторы, отрицательно влияющие на здоровье, определять
их значимость.
2 Определять здоровьесберегающие факторы, на которые может влиять
как сам человек, так и другие люди (социальное окружение, специалисты и т.п.).
3 Определять условия снижения рисков ухудшения здоровья.
4 Предлагать рекомендации по сохранению здоровья.
5 Обосновывать рекомендации по сохранению здоровья (презентация
памятки).
Таким образом, использование разнообразных приёмов обучения создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве, что способствует формированию функциональной грамотности школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Электронные поисковые системы как средства формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка»
ФГОС обозначил приоритетные направления развития личности ученика. Большую роль в этом играют электронные поисковые системы . Они позволяют у учащихся развить личностные результаты: -понимание ...
эссе "Творческий подход к формированию функциональной грамотности учащихся на уроках музыки."
в эссе раскрываются некоторые методы формирования читательской грамотности на уроках музыки...
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...
Организационные и технологические подходы к формированию функциональной грамотности школьников
Организационные и технологические подходы к формированию функциональной грамотности школьников...
Деятельностный подход при формировании функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Выступление на педсовете "Деятельностный подход при формировании функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы" (презентация и текст к ней) помогут учителям разнообразить ...
Формирование функциональной грамотности обучающихся во внеурочной деятельности при обучении иностранному языку.
Иностранный язык – едва ли не единственный предмет в школьной программе, ставящий своей целью формирование коммуникативной компетенции, т.е. обучение общению. На примере работы театрального...
2023 г. Выступление в МАОУ СОШ №1, на ГМО "Системный подход к формированию функциональной грамотности на уроках английского языка"
В феврале 2023 года я выступила на Круглом столе в МАОУ СОШ №1 «Методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроке» с выступлением по указанной теме.В марте 2023 года я высту...