Интеллектуальный марафон 8 класс
план-конспект занятия (8 класс)

Внеклассное мероприятие для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualnyy_marafon.doc801 КБ
Файл intellektualnyy_marafon.pptx845.58 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для 8 класса:

Интеллектуальный марафон.

Учителя математики

МБОУ «Хиславичская СШ»

Бегунова М.А. и Лысикова И.Н.

Тема внеклассного мероприятия: Интеллектуальный марафон.

Класс: 8

Цели

  1. в направлении личностного развития:
  • воспитание у учащегося качеств, которые обеспечивают социальную мобильность, а так же способность принимать самостоятельные решения;
  • развитие критического и логического мышления и способности к умственному эксперименту;
  1. в метапредметном направлении:
  • формирование логических универсальных действий, таких как анализ объектов с целью выделения признаков, синтез;
  • содействие воспитанию способности отстаивать свои взгляды и убеждения, а также умение слушать и слышать партнера;
  • формирование у учащихся обоснованного выбора оснований и критериев для сравнения, сериации и классификации объектов.
  1. в предметном направлении:
  • применение изученных знаний и навыков в повседневной жизни;
  • формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Планируе

мые

результаты

Предметные универсальные учебные действия :

Ученик научится:

  1. обобщить и систематизировать знания, умения изученные ранее.

Ученик получит возможность:

  • уверенно применять знания для решения математических задач, а также задач из смежных предметов.

Личностные универсальные учебные действия:

  1. позитивная моральная самооценка;
  2. умение работать в коллективе;
  3. потребность в самореализации и социальном признании.

Ученик получит возможность:

  • формирования устойчивого интереса к изучению предмета математика и учению в целом;
  • Самообразования и самосовершенствования.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

  1. постановке целей и преобразованию практической задачи в познавательную;
  2. принятию решения в проблемной ситуации.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

  1. задавать необходимые вопросы для продуктивной организации собственной деятельности;
  2. отстаивать собственную точку зрения;
  3. оказывать взаимопомощь в сотрудничестве с партнером при необходимости;
  4.  Устанавливать рабочие отношения при работе в группе.

Ученик получит возможность:

  • научиться эффективному обмену знаниями между членами группы при выполнении заданий.

Познавательные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

  1. выбирать наиболее эффективные способы решения поставленной перед ним задачи;
  2. строить логические рассуждения;

Ученик получит возможность:

  • научиться выдвигать гипотезы и предположения о закономерности каких либо событии и проводить исследования для проверки данных гипотез.

Ресурсы:

  1. Презентация
  2. Карточки

Формы работы

 Индивидуальная, работа в группах.


Ход мероприятия:

 Важная наука.

Цифры растянулись в длинный ряд,

Формулы…  А где же ты, романтика?

Ведь еще немало говорят:

«Скучная наука – математика».

Не спеши-ка с выводами, друг,

В технике, науке и природе –

Все, что нынче видишь ты вокруг,

По ее законам происходит.

Ведь в тайге не вырастет завод,

Люди не откроют тайны Арктики,

Тепловоз по рельсам не пойдет

Без «сухой науки» - математики.

В космос мы пускаем корабли.

Небо режут сотни самолетов.

Разве их создать бы мы смогли

Без математических расчетов?!

К звездам нас помчит поток ракет,

Позовут далекие  галактики,

Потому что в целом мире нет,

Нет важней науки математики.

Учащиеся делятся на 2 команды,  назначают капитана и готовят представление своей команды. Оценивает работу учащихся жюри.

1 раунд

Самый внимательный.

Каждой команде выдаются свои картинки, глядя на которые, они должны ответить на вопросы.

  1. Сколько животных и их образов скрыл в своей картине Стивен Гарднер? Описание: C:\Users\Юлия\Desktop\obrazi_zhivotnih5.jpg
  2. Сколько птиц и их образов скрыто в картине Стивена Гарднера? Описание: C:\Users\Юлия\Desktop\obrazi_zhivotnih3.jpg
  3. На рисунке изображены два одинаковых по форме сектора. Одинаковы ли по величине эти два сектора? Если Вы считаете, что они неодинаковы, то тогда определите, какой из них больший, а какой меньший. Аргументируйте свой ответ.   (Оба сектора одинаковы по величине и по форме.) 

Описание: C:\Users\Юлия\Desktop\dva_sektora.jpg

  1. В какую сторону едет автобус? Описание: C:\Users\Юлия\Desktop\прррр\avtobus.jpg(Входные двери находятся с противоположной стороны автобуса - следовательно, автобус движется относительно нас в левую сторону.)

2 раунд

Тренинг системного мышления.

  1. Рассмотрим метод Шерлока Холмса. Пусть нам предложена подсистема, и требуется назвать как можно больше систем, для которых она является частью. Например,  подсистема – ручка. Она может быть частью тела ребенка, двери  и так далее.

Подсистема – корень (дерево, слово, уравнение, зуб...)

  1. Назовите целую систему по ее частям. Например: точки, отрезки, углы – это части системы геометрическая фигура.

Части подсистемы:

  • арифметика, алгебра, геометрия (математика)
  • луч, точка, абсцисса, ордината (система декартовых координат)
  • снег, подошва (след)
  • цифры, слова, знаки препинания (предложение).

  1. Найдите систему, если даны подсистема и надсистема. Например: Подсистема – колесо, система - ____________, надсистема – транспорт. Системой может быть – автомобиль, троллейбус, велосипед, самокат и так далее.

  • Подсистема – парта, система - ____________, надсистема – школа (класс)
  • Подсистема – парус, система - ____________, надсистема – корабль (яхта)
  • Подсистема – число, система - ____________, надсистема – множество (множество действительных чисел)

3 раунд

Задачки на смекалку.

Команды совещаются 3 минуты, затем 1 член команды дает ответ.

1.    Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?

(Нет, так как через 72 часа снова будет полночь.)

2.    Как защищают свои издания от пиратов, которые хотели бы их скопировать, некоторые издатели словарей и атласов?

          (Обычно издатели включают в словарь несуществующее слово, а в атлас помещают несуществующий остров. Если они обнаруживаются в каком-то другом издании, факт копирования становится несомненным.)

3.    Имеется 10 мешков с монетами (количество монет в каждом мешке одинаковое). 
В девяти мешках монеты золотые, а в одном - фальшивые. Вес настоящей золотой монеты 5 грамм, а вес фальшивой - 4 грамма. Как за одно взвешивание на весах (весы взвешивают с точностью до грамма) определить, в каком из мешков монеты фальшивые?

          (Пронумеруем мешки от 1 до 10. Из первого мешка возьмем 1 монету, со второго 2, из третьего 3, и так до 10

         (суммарно 55 монет). Произведем взвешивание этих монет. Если бы все монеты были золотыми, то весили бы 275   грамм. Если при нашем взвешивании не будет хватать 1 грамма, то фальшивые монеты в первом мешке, если 2-х

          грамм - то во втором, и так далее до 10-ти.)

4. Почему блюдце всегда имеет кольцевидную каемку с нижней стороны?

          (Блюдце, тарелка или чашка - должны ровно стоять на горизонтальном столе. Для этого их дно шлифуется, но

         шлифовать всю поверхность дна было бы дорого и долго. Гораздо легче отшлифовать только кольцевую кромку дна.)

4 раунд

Тренинг функционального мышления.

  1. Необходимо выстроить цепочку из 10 вопросов, начинающихся словом «Зачем».

 Приведу пример:

  1. Зачем построена школа?

Чтобы получать знания.

  1. Зачем получать знания?

Чтобы быть образованным.

  1. Зачем быть образованным? …

                                 

  1. Требуется назвать 7 предметов, которые выполняют функцию и антифункцию.

Пример: ключ замок запирает и отпирает.

  1. Необходимо перечислить 8 предметов, которые можно сделать из стекла.
  2. Нужно  описать книгу по плану:
  • Для чего она написана?
  • Из каких частей стоит?
  • Из чего сделаны части?
  • Почему они так сделаны?
  • Какие у них функции?
  • Как именно они сделаны?
  • Какие есть недостатки?
  • Как избавиться от недостатков?

5 раунд

Задачки на построение и пространственное мышление.

  1. На рисунке изображены семеро поросят. При помощи трех прямых линий отделите произвольным образом каждому поросенку по отдельной территории, не затронув самих поросят. Описание: C:\Users\Юлия\Desktop\7_parasyat.jpg Описание: C:\Users\Юлия\Desktop\7_parasyat (1).jpg
  2. Каким образом необходимо пересадить эти деревья, чтобы после пересадки они образовали между собой пять рядов, по четыре дерева в каждом ряду? Описание: C:\Users\Юлия\Desktop\10_derevyev.jpgОписание: C:\Users\Юлия\Desktop\10_derevyev (1).jpg
  3. Объемная фигура собрана из одинаковых кубиков, соединенных между собой гранями. Какое минимальное количество кубиков необходимо добавить, чтобы соединить концы фигуры таким же способом? Описание: C:\Users\Юлия\Desktop\3d_figura.jpgОписание: C:\Users\Юлия\Desktop\3d_figura (1).jpg
  4. Соедините попарно фигуры, имеющие одинаковую нумерацию, произвольными непрерывными линиями таким образом, чтобы эти соединительные линии не пересекались между собой. Описание: C:\Users\Юлия\Desktop\soedinite_figury.jpgОписание: C:\Users\Юлия\Desktop\soedinite_figury (1).jpg

6 раунд

Конкурс капитанов.

  1. Какой из этих двух мальчиков сможет принести в своей лейке больше воды для полива огорода? Почему? Описание: C:\Users\Юлия\Desktop\vodonosy.jpg (Несмотря на то, что у одного мальчика лейка больше по размерам, оба мальчика принесут одинаковое количество воды, так как носики у обеих леек находятся на одном уровне, и по закону физики о сообщающихся сосудах — уровень воды в лейках не превысит уровня, на котором располагаются края носиков леек. То есть лишняя вода просто вытечет.)
  2. Как Вы считаете, какие буквы русского алфавита могут быть скрыты за карточками? Допускается расположение букв в любой ориентации на плоскости. Описание: C:\Users\Юлия\Desktop\skrytye_bukvy.jpg (За той карточкой, что слева — буквы "Ж", "К", "Х". За той карточкой, что справа — буквы "Б", "В", "Е", "Р", "Ш", "Ь", "Э".)

7 раунд

Решение изобретательских задач.

Предложите свое решение проблемы.

  1. Однажды ребята заблудились в лесу, и попали в руки к злому волшебнику. «Я все могу, - сказал он, и отпущу вас, если вы придумаете, что я не могу». Как вы думаете, что ответили ребята?
  2. Придумайте модель абсолютно безопасного бассейна для детей.
  3. Черная фея делает злые дела с помощью волшебной палочки. Если отнять у нее палочку, то она умрет, но умрет и тот, кто возьмет ее в руки. Как быть?

8 раунд

Задачи со спичками.

  1. Переставьте четыре спички так, чтобы из ключа получилось три квадрата. Описание: C:\Users\Юлия\Desktop\klych1.jpg Описание: C:\Users\Юлия\Desktop\klych1 (1).jpg
  2. Из 16 спичек составлена ломаная линия в виде змейки. Переставьте 5 спичек так, чтобы из змейки получилось два квадрата различной величины. Описание: C:\Users\Юлия\Desktop\zmeyka.jpg Описание: C:\Users\Юлия\Desktop\zmeyka_2.jpg

Жюри подводит итоги. Пока оно работает игра со зрителями.

Игра со зрителями.

  1. В какую сторону будет вращаться последняя шестеренка "Б", если первая шестеренка "А" вращается по часовой стрелке? Описание: C:\Users\Юлия\Desktop\shesterenki.jpg Описание: C:\Users\Юлия\Desktop\shesterenki (1).jpg
  2. Если наложить друг на друга эти три квадрата, сколько останется светлых маленьких квадратиков? Описание: C:\Users\Юлия\Desktop\nalozhenie_kvadratov (1).jpg Описание: C:\Users\Юлия\Desktop\nalozhenie_kvadratov.jpg
  3. Из каких приведенных на рисунке обломков, можно составить целую яичную скорлупу? Описание: C:\Users\Юлия\Desktop\ckorlupa.jpg Описание: C:\Users\Юлия\Desktop\ckorlupa (1).jpg
  4. Сосчитай треугольники. Описание: 1004  (17)

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальный марафон 8 класс

Слайд 2

Самый внимательный 1 раунд

Слайд 3

Рисунок 1 Рисунок 2

Слайд 4

На рисунке изображены два одинаковых по форме сектора. Одинаковы ли по величине эти два сектора? Если Вы считаете, что они неодинаковы, то тогда определите, какой из них больший, а какой меньший. Аргументируйте свой ответ.

Слайд 5

В какую сторону едет автобус?

Слайд 6

Тренинг системного мышления 2 раунд

Слайд 7

Задачки на смекалку 3 раунд

Слайд 8

Тренинг функционального мышления 4 раунд

Слайд 9

Задачки на построение и пространственное мышление 5 раунд

Слайд 10

На рисунке изображены семеро поросят. При помощи трех прямых линий отделите произвольным образом каждому поросенку по отдельной территории, не затронув самих поросят.

Слайд 12

Каким образом необходимо пересадить эти деревья, чтобы после пересадки они образовали между собой пять рядов, по четыре дерева в каждом ряду?

Слайд 14

Объемная фигура собрана из одинаковых кубиков, соединенных между собой гранями. Какое минимальное количество кубиков необходимо добавить, чтобы соединить концы фигуры таким же способом?

Слайд 16

Соедините попарно фигуры, имеющие одинаковую нумерацию, произвольными непрерывными линиями таким образом, чтобы эти соединительные линии не пересекались между собой.

Слайд 18

Конкурс капитанов 6 раунд

Слайд 19

Какой из этих двух мальчиков сможет принести в своей лейке больше воды для полива огорода? Почему?

Слайд 20

Как Вы считаете, какие буквы русского алфавита могут быть скрыты за карточками? Допускается расположение букв в любой ориентации на плоскости.

Слайд 21

Решение изобретательских задач 7 раунд

Слайд 22

Предложите свое решение проблемы. Однажды ребята заблудились в лесу, и попали в руки к злому волшебнику. «Я все могу, - сказал он, и отпущу вас, если вы придумаете, что я не могу». Как вы думаете, что ответили ребята? Придумайте модель абсолютно безопасного бассейна для детей. Черная фея делает злые дела с помощью волшебной палочки. Если отнять у нее палочку, то она умрет, но умрет и тот, кто возьмет ее в руки. Как быть?

Слайд 23

Задачи со спичками 8 раунд

Слайд 24

Переставьте четыре спички так, чтобы из ключа получилось три квадрата

Слайд 26

Из 16 спичек составлена ломаная линия в виде змейки. Переставьте 5 спичек так, чтобы из змейки получилось два квадрата различной величины

Слайд 28

Игра со зрителями

Слайд 29

В какую сторону будет вращаться последняя шестеренка "Б", если первая шестеренка "А" вращается по часовой стрелке?

Слайд 31

Если наложить друг на друга эти три квадрата, сколько останется светлых маленьких квадратиков?

Слайд 33

Из каких приведенных на рисунке обломков, можно составить целую яичную скорлупу?

Слайд 35

Сосчитай треугольники

Слайд 36

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный марафон по русскому языку. 6 класс

Интеллектуальная игра по русскому языку. 6 класс...

Интеллектуальный марафон (задание по английскому языку) 5 класс

    Интеллектуальный марафон- проводимое в некоторых школах мероприятие, которое включает в себя задания по разным предметам. Eго цель-проверить знания, общую эрудицию и творческие сп...

Интеллектуальный марафон для учащихся 8-9 классов

Уважаемые коллеги! Я новичок на сайте.Предлагаю разработку внеклассного мереприятия" Интеллектуальный марафон", рассчитанный на  учащихся 8-9 классов....

Разработка внеклассного мероприятия "Интеллектуальный марафон", для учащихся 8-9 классов

Разработка интеллектуального марафона, который я подготовила для учащихся 8-9 классов, проводилась среди школ нашего района.Цель игры: ·        Неформальный срез зна...

Интеллектуальный марафон 2-4 класс

Данная работа предназначена для проведения Интеллектуального марафона в начальной школе.  Работу выполняет команда класса. В каждом задании класса дано по 5 заданий. Каждое правильно выполненное ...

Интеллектуальный марафон по русскому языку и литературе. 5 класс.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В 5-Х КЛАССАХ.ЦЕЛИ:1)ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ ПРОЯВЛЯТЬ СВОИ УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, А...