Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Ресурсосберегающая энергетика»
материал
Ресурсосберегающая энергетика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
resursosberegayushchaya_energetika_2024-20252.docx | 80.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Смоленской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 4 имени Е.Г. Линде»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
«Ресурсосберегающая энергетика»
Возраст обучающихся: 13-17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Полякова Ольга Вячеславовна
педагог дополнительного образования
г. Рославль, 2024 год
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ресурсосберегающая энергетика» разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами:
Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
• «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Приказ от 27 июля 2022 г. N 629);
• Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 года N 678-р);
• СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. № 28);
• Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);
- Уставом МБОУ «Средняя школа №4»,
- Программой воспитания «Средняя школа №4»,
- Социальным заказом родителей (законных представителей).
Направленность — естественнонаучная.
Актуальность программы заключается в том, курс способствует развитию познавательной активности обучающихся и творческого мышления, а также профориентации. Экологическое воспитание – приоритетное направление развития современной школы и системе образования в целом. У подрастающего поколения формируются основы экологического сознания. Знания в экологическом воспитании нельзя считать конечным результатом, нужно, чтобы они стали убеждениями, тогда у детей и появится экологическая культура, которая должна найти своё выражение не только в словах и рассуждениях, но и в поступках. В настоящее время, экологическая трудность взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла большие масштабы. Появилось затруднение сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний деятельности человека на Земле. Оно вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Экологическое образование в первую очередь и должно помочь обществу в этом не простом деле, заняв основополагающее место в системе общего образования. В настоящее время проблемы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности приобрели глобальный характер.
Данный курс знакомит обучающихся с экологическими аспектами ресурсосберегающей энергетики, знакомит с теорией, включает в себя элементы научно – исследовательской деятельности.
Экологическое сознание имеет межпредметный характер, главную роль играют естественно научные дисциплины: география, физика, биология. Содержание экологического образования комплексно. Здесь представляются многие идеи и являются основополагающими (развитие и целостность природы, изменение природы в процессе труда, окружающая среда и здоровье человека). Содержание школьных курсов географии располагает объективными возможностями формирования и развития у школьников нравственных норм и привычек, экологического образования и воспитания грамотного поведения в природе, ценностных ориентаций. В экологическом воспитании грамотного поколения основная роль принадлежит воспитателю. Именно воспитатель является проводником знаний от науки к детям. Поэтому дети должны усвоить основную заповедь человека по отношению к природе - не навреди. Главная задача воспитателя – вооружить воспитанников экологическими знаниями, которые помогут им устанавливать причинно – следственные связи, между определенными природными явлениями и делать экологический прогноз. Сегодня очень важно, научиться делать экологический прогноз, это значит уметь предсказывать не только ближайшее будущее, но и делать долгосрочные прогнозы для будущих поколений. Необходимость развития экологических знаний у учащихся связана также и с тем, что 10 января 2002 г. Президент Росси Путиным В.В. был подписан Федеральный Закон «Об охране окружающей среды». И 13 глава этого закона посвящена вопросам «экологического образования и просвещения».
Педагогическая целесообразность: занятия по образовательной программе «Ресурсосберегающая энергетика» способствуют развитию коммуникабельности, целеустремленности, собранности, усидчивости, креативности, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие школьника. Учащиеся получают знания в области ресурсосберегающих технологий и практические навыки работы с информацией, что является составным элементом общей информационной культуры современного человека, служит основой для формирования и роста профессионального мастерства.
Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Это могут быть дети с личностными проблемами, проблемами в семье, проблемами в обучении, дети, стоящие на учете, дети из малообеспеченных семей. Реализация программы помогает решить такие задачи, как организация досуга «сложных» детей, формирование личностных нравственных качеств, их адаптация в социуме. При обучении таких детей акцент делается на следующие методы и технологии:
- упражнения и задания, направленные на формирование позитивного отношения к себе и окружающим;
- индивидуальные консультации;
- доверительные беседы;
- создание ситуации успеха для каждого обучающегося.
Специального оборудования не требуется.
Адресат общеразвивающей программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Ресурсосберегающая энергетика» предназначена для детей в возрасте 13-17 лет. Программа доступна для детей-инвалидов, которым не требуются особые условия, а также для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Количество обучающихся в группе – 10-20 человек. Количество обучающихся в группе – 10-20 человек.
Учреждение (адрес): Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №4 имени Е.Г.Линде» (216506, г Рославль, р-н Рославльский, д. 10, Смоленский-6 пер)
Количество часов по программе в год - 72 часа.
По продолжительности реализации программа – одногодичная.
Занятия проводятся с группой 2 раз в неделю по 40 минут .
Формы организации образовательного процесса.
Для осуществления выбранных целей на занятиях применяются различные формы организации образовательного процесса. Они разнообразны и ориентированы на особенности подросткового возраста. Формы организации образовательного процесса: Анкетирование, проведение опросов, круглые столы, семинары, мастер-классы, консультации; оформление наглядной информации экологической направленности, совместные досуги, праздники, школьные конференции, викторины, участие в тематических выставках, конкурсах, привлечение родителей к проектной деятельности, озеленение пришкольной территории, выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, трудовой десант, и т. д.
Цель программы: активизация познавательной деятельности обучающихся к окружающей его природной и социальной среде.
Задачи:
Образовательные:
– систематизировать представления обучающихся о предметах окружающего мира и явлениях природы;
– формировать целостное представление об окружающем мире;
– активизировать мыслительную деятельность и творческое развитие подростков;
– научить устанавливать простейшие причинно-следственные связи наблюдаемых природных и общественных явлений;
– научить рассуждать, высказывать свою точку зрения, делать выводы.
Развивающие:
– развивать познавательный интерес к природной и социальной среде;
– развивать навыки наблюдения, воображения, сообразительности.
Воспитательные:
– формировать основы экологической культуры подростков;
– формировать основы здорового образа жизни;
– воспитывать любовь и уважение к природе, к окружающим людям;
– формирование умения анализировать собственное поведение в природе, формирование, личной ответственности за состояние окружающей среды.
Планируемые результаты: повышение общей экологической культуры учащихся, формирование навыков научно-технической работы, развитие творческого потенциала подростков.
Регулятивные:
- уметь планировать, контролировать и объективно оценивать свои учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности: умение работать по правилу и образцу, слушать своего педагога и выполнять его инструкции;
- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Коммуникативные:
- быть способным управлять своим поведение, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
- работать индивидуально и в группе:
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- овладеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
Личностные результаты:
- сформировано положительное самоощущение, уверенность в своих возможностях, чувство собственного достоинства, положительное отношение к другим людям и окружающему миру;
- приобретены основные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
Воспитательный компонент:
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Компьютерная графика невозможна без осуществления воспитательной работы с обучающимися. Воспитание нравственных качеств (трудолюбия, настойчивости, целеустремленности) происходит непосредственно в процессе обучения во время совместной деятельности. Применение активных методов обучения (деловых игр, ситуационно-ролевых игр, тренингов, анализа конкретных ситуаций) способствует эмоциональному принятию процесса образовательной деятельности и заинтересованному участию в нем. Использование побуждающих педагогических средств (игры, слова, соревнования, создание эстетики воспитательного пространства) оказывают, как показывает практика, существенное влияние на формирование социальности ребенка. Обучающиеся по программе дети рационально использует приобретенные знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности, овладевают в процессе обучения такими чувствами как доброжелательность, чуткость, сострадание, сочувствие, и приобретают нравственные качества (честность, достоинство, и др.). Обучение по программе предусматривает работу по плану воспитательной программы учреждения МБОУ «Средняя школа №4», все это развивает ценностное отношение к традициям православной культуры и нравственных основ, чувства любви к Родине, народу и культуре.
Обучение по программе осуществляется на русском языке.
Учебный план
№ п/п | Название образовательных блоков, разделов | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | анкетирование |
2 | Человек и природа | 18 | 10 | 8 | тестирование |
3 | Создание проекта | 17 | 10 | 7 | мини-проект |
4 | Человек и наука | 16 | 2 | 14 | опрос |
5 | Мир вокруг нас | 17 | 7 | 10 | опрос |
6 | Итоговое занятие | 2 | 0 | 2 | анкетирование |
| Итого | 72 | 30 | 42 |
|
Содержание учебного плана
1. Образовательный блок «Вводное занятие»
1-2 Вводное занятие (2 часа)
Теория: введение в экологию, анкетирование с целью выявить потребности обучающихся и уровень подготовки по ключевым вопросам курса. Форма контроля – анкетирование.
Практика: Карточка-задание.
Промежуточный контроль: анкетирование.
2. Образовательный блок «Человек и природа»
3-20 Человек и природа
Теория: Экологические проблемы современной цивилизации (свалки, загрязнение океанов, кислотные дожди, озоновые дыры и т. Д.). Нарушение человеком механизмов саморегуляции и поддержания равновесия в природе. Опасность глобальной экологической катастрофы. Обсуждение следующих вопросов: «Экологическое мышление в пространстве современного города», «Мировая транспортная система», «проблемы современной транспортной системы», форма занятия – «круглый стол», форумы, лекции, брифинги.
Практика: Практическая работа осуществляется в форме творческой мастерской и оформление научно-познавательной выставки на экологическую тематику.
Промежуточный контроль: тестирование.
3.Образовательный блок «Создание проекта»
21-37 Создание проекта
Теория: знакомство с проектной деятельностью, демонстрация лучших проектов. Подготовка и создание собственного проекта «Мой город», работа включает в себя «круглый стол» по обсуждению.
Практика: запуск квадрокоптера, работа с материалами для создания проекта, создание и защита проекта.
Промежуточный контроль: мини-проект
4. Образовательный блок «Человек и наука»
38-53 Человек и наука
Теория: перспективы развития экологической безопасности. Нетрадиционные источники энергии. Неделя Российской науки. Знакомство с деятельностью выдающихся ученых прошлого и современности. А. Чилингаров - советский и российский учёный-океанолог, исследователь Арктики и Антарктики, член-корреспондент РАН.
Практика: выступление на экологических брифингах, участие в традиционных конкурсах.
Промежуточный контроль: опрос
5. Образовательный блок «Мир вокруг нас»
54-70 Мир вокруг нас
Теория: Обсуждение идей по озеленению пришкольной территории, создание «зеленого патруля».
Практика: создание благоприятной и эстетически организованной среды в школе и на пришкольной территории. Озеленение, высадка цветов и деревьев. Формирование эстетического вкуса подростков.
Промежуточный контроль: опрос
6. Образовательный блок «Итоговое занятие»
71-72 Итоговое занятие
Теория:-
Практика: подготовка к тестированию.
Промежуточный контроль: анкетирование.
Календарно – учебный график
№ п/п | Месяц | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
1 | сентябрь | анкетирование | 1 | «Введение в экологию» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Анкетирование | |
2 | сентябрь | лекция | 1 | «Суть экологического мышления» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
3 | сентябрь | Круглый стол | 1 | «Экологическое мышление в пространстве современного города» |
| кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение |
4 | сентябрь | Круглый стол | 1 | «Экологическое мышление в пространстве современного города» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
5 | сентябрь | Викторина | 1 | «Своя игра» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Опрос | |
6 | сентябрь | Лекция | «Мировая транспортная система» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | ||
7 | сентябрь | Круглый стол | «Виды транспорта» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Опрос | ||
8 | сентябрь | Мозговой штурм | «Актуальные проблемы транспорта» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Опрос | ||
9 | октябрь | Интеллектуальная студия | «Транспорт и окружающая среда. Пути решения проблем» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Опрос | ||
10 | октябрь | Открытый форум | 1 | «Научная территория» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Опрос | |
11 | октябрь | Лекция | 1 | «Возобновимые источники энергии и приоритеты научно-технического развития энергетики России» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
12 | октябрь | Брифинг | 1 | «Возобновимые источники энергии и приоритеты научно-технического развития энергетики России» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Опрос | |
13 | октябрь | Литературный альманах | 1 | «Экологические проблемы энергетики» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Опрос | |
14 | октябрь | Литературный альманах | 1 | «Проблемы энергетики и пути их решения» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
15 | октябрь | Викторина | 1 | «Что я знаю о ресурсосберегающей энергетике» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Опрос | |
16 | октябрь | Лекция | 1 | «Энергетика: вчера, сегодня, завтра» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
17 | октябрь | Научно-познавательная выставка | 1 | «Экологические проблемы глазами художников» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
18 | ноябрь | Творческая мастерская | 1 | «Экологическая тема в творчестве художников» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
19 | ноябрь | Лекция | 1 | Нетрадиционные источники энергии | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
20 | ноябрь | Круглый стол | 1 | Нетрадиционные источники энергии | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Опрос | |
21 | ноябрь | Круглый стол | 1 | «Что такое проект. Этапы проектной деятельности» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
22 | ноябрь | Работа над запуском квадрокоптера | 1 | Работа над проектом «Мой город» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
23 | ноябрь | Запуск квадрокоптера | 1 | Работа над проектом «Мой город» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
24 | ноябрь | Запуск квадрокоптера | 1 | Работа над проектом «Мой город» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
25 | ноябрь | Запуск квадрокоптера | 1 | Работа над проектом «Мой город» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
26 | ноябрь | Круглый стол | 1 | Работа над проектом «Мой город» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Опрос | |
27 | декабрь | Круглый стол | 1 | Работа над проектом «Мой город» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Опрос | |
28 | декабрь | Творческая мастерская | 1 | Работа над проектом «Мой город» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Опрос | |
29 | декабрь | Творческая мастерская | 1 | Работа над проектом «Мой город» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
30 | декабрь | Творческая мастерская | 1 | Работа над проектом «Мой город» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
31 | декабрь | Круглый стол | 1 | Работа над проектом «Мой город» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Опрос | |
32 | декабрь | Круглый стол | 1 | Работа над проектом «Мой город» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
33 | декабрь | Круглый стол | 1 | Работа над проектом «Мой город» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Опрос | |
34 | декабрь | Географический форум | 1 | Работа над проектом «Мой город» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Защита проекта | |
35 | январь | Географический форум | 1 | Работа над проектом «Мой город» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Защита проекта | |
36 | январь | Географический форум | 1 | Работа над проектом «Мой город» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Защита проекта | |
37 | январь | Географический форум | 1 | Работа над проектом «Мой город» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Защита проекта | |
38 | январь | Лекция | 1 | «Перспективы развития экологической безопасности» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
39 | февраль | Круглый стол | 1 | «Перспективы развития экологической безопасности» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Опрос | |
40 | февраль | Лекция | 1 | «Нетрадиционные источники энергии» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
41 | февраль | Открытая студия | 1 | «Вопросы потребления энергии» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Опрос | |
42 | февраль | Круглый стол | 1 | «Неделя Российской науки» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Опрос | |
43 | февраль | Круглый стол | 1 | «Неделя Российской науки» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Опрос | |
44 | февраль | Лекция | 1 | «Международное партнерство ради экологической безопасности» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
45 | февраль | Круглый стол | 1 | «Международное партнерство ради экологической безопасности» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Опрос | |
46 | февраль | Открытая студия | 1 | «Современные исследования молодых ученых» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Опрос | |
47 | март | Лекция | 1 | «Новое слово в науке» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
48 | март | Викторина | 1 | «Новое слово в науке» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Тестирование | |
49 | март | Лекция | 1 | «Арктика: современный подход к экологической безопасности | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
50 | март | Дискуссия | 1 | «Арктика: современный подход к экологической безопасности | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Опрос | |
51 | март | Открытая студия | 1 | «Ученые современности: А. Чилингаров» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
52 | март | Викторина | 1 | «Каких ученых современности я знаю» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Опрос | |
52 | март | Открытая студия | 1 | «Энергосбережение –важнейшая экологическая задача» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
54 | март | Круглый стол | 1 | «Мы - дети твои, Земля» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
55 | март | Круглый стол | 1 | «Мы - дети твои, Земля» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
56 | апрель | Творческая мастерская | 1 | «Мы - дети твои, Земля» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
57 | апрель | Фотовыставка | 1 | «Мы - дети твои, Земля» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
58 | апрель | Подготовка к запуску квадрокоптера | 1 | «Мониторинг пришкольной территории» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
59 | апрель | Запуск квадрокоптера | 1 | «Мониторинг пришкольной территории» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
60 | апрель | Запуск квадрокоптера | 1 | «Мониторинг пришкольной территории» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
61 | апрель | Запуск квадрокоптера | 1 | «Мониторинг пришкольной территории» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
62 | апрель | Запуск квадрокоптера | 1 | «Мониторинг пришкольной территории» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
63 | апрель | Круглый стол | 1 | «Создание зеленого патруля» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
64 | апрель | Трудовой десант | 1 | «Зеленый патруль» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
65 | май | Трудовой десант | 1 | «Зеленый патруль» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
66 | май | Трудовой десант | 1 | «Зеленый патруль» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
67 | май | Трудовой десант | 1 | «Зеленый патруль» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
68 | май | Трудовой десант | 1 | «Зеленый патруль» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
69 | май | Трудовой десант | 1 | «Цветочный серпантин» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
70 | май | Трудовой десант | 1 | «Цветочный серпантин» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Наблюдение | |
71 | май | Мозговой штурм | 1 | «Перспективы и необходимость экологическогодвижения в России» | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Анкетирование | |
72 | май | Мозговой штурм | 1 | Итоговое занятие | кабинет №1 ЦОТН «Точка роста» | Анкетирование |
Методическое обеспечение программы
В процессе реализации Программы используются различные формы проведения занятий: традиционные, комбинированные, практические. Все задания соответствуют по сложности возрасту обучающихся. Теоретическое занятие сопровождается демонстрацией методического материала: фотографий, дидактического материала, литературы, журналов, слайдов, и т. д. Практические занятия включают в себя создание и обработку изображений на компьютере с последующим периферийным сохранением (сохранение в виде файла, вывод на печать).
Работа с обучающимися с целью их технического развития и становления их самобытности требует создания такой системы воспитания и обучения, которая бы учитывала их психологические особенности и способствовала благоприятной атмосфере для реализации и развития личности.
Учитывая психологические особенности обучающихся, занятия проводятся в разнообразных формах: коллективная, творческая работа. Для развития познавательной деятельности используются беседы, рассказы с применением наглядного материала.
Главные требования заключаются в следующем:
1. Признание и понимание личности обучающегося, его творческой деятельности.
2. Особые условия и методы обучения и воспитания (наличие проблемных методов работы, наличие творческих заданий, предоставление свободы выбора способов выполнения задания).
3. Использование обучающих приемов, направленных на развитие особой чувствительности в соответствии с видом деятельности.
Для того, чтобы творческий потенциал обучающегося не угас по ходу освоения учебного материала, используются методы работы, позволяющие сформировать активную творческую позицию.
Принципы:
- принцип творчества (развития образного мышления, уверенности в своих силах);
- принцип единства развития и воспитания;
- принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
- принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого обучающегося;
- принцип свободы выбора;
- принцип успешности;
- принцип учета возрастных психологических особенностей, обучающихся при отборе содержания и методов воспитания и развития;
- принцип системности.
Методы:
- наглядный;
- исследовательский;
- практический;
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемно-поисковый.
Дидактические и методические материалы:
Наглядные пособия – готовые работы, позволяющие продемонстрировать обучаемым варианты выполнения;
Методические указания о последовательности выполнения отдельных элементов.
Формы подведения итогов
Участие в просмотрах. Необходимо следить за тем, чтобы показ и обсуждение результатов были неотъемлемым элементом каждого занятия, поскольку именно это определяет итоговый интерес воспитанника к предмету и является залогом формирования творческой активности. В идеале результатом систематической и планомерной работы в данном направлении должно стать формирование индивидуальной системы самовоспитания обучающегося, работы по формированию своей личности.
Диагностика.
Диагностическое тестирование проводится педагогом по окончании курса кружка с целью определения уровня освоения ребёнком теоретических знаний. Практические умения определяются во время просмотра и оценки работ учащихся.
Мониторинг развития личности ребенка в процессе освоения дополнительной образовательной программы.
В совокупности, приведенные в таблице личностные свойства отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов. Вместе с тем предложенный в таблице перечень качеств может быть дополнен педагогом в соответствии с целевыми установками его программы.
Критерии оценки личностного развития (рассчитывается средний балл):
10 – 12 баллов – низкий уровень развития;
13 – 21 балл – средний уровень развития;
22 – 30 баллов – высокий уровень развития.
Таблица для фиксирования личностных результатов.
№ п/п | ФИО обучающегося | Качества личности | |||||||
Терпение. Воля. Самоконтроль. | Самооценка. Интерес к занятиям. | Тип сотрудничества. Отношение к общим делам ТО | Творческие способности | ||||||
Начало обуч. | Конец обуч. | Начало обуч. | Конец обуч. | Начало обуч. | Конец обуч. | Начало обуч. | Конец обуч. | ||
Критерии оценки личностных результатов:
Н – низкий уровень;
С – средний уровень;
В – высокий уровень.
Оценочные средства
Вопрос 1
1. До XIX века основным энергетическим ресурсом на планете была:
а) древесина
б)нефть
в) вода
2. Энергосбережение - это
Варианты ответов
- обследование предприятий и организаций предполагает оценку всех аспектов деятельности предприятия, которые связаны с затратами на топливо, энергию различных видов, воду и некоторые энергоносители
- комплекс мер по реализации правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное (рациональное) использование (и экономное расходование) топливно-энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии
- область хозяйства, охватывающая энергетические ресурсы, выработку, преобразование, и использование различных видов энергии
- правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения
Вопрос 3
На современном этапе можно выделить следующие направления энергосбережения:
Варианты ответов
- полезное использование (утилизация) энергетических потерь
- модернизация оборудования с целью уменьшения потерь энергии
- интенсивное энергосбережение
- внедрение энергосберегающих технологий
- модернизация в сфере ЖКХ
- работа с населением
Вопрос 4
Основной целью энергосбережения является
Варианты ответов
- борьба с бесхозяйственностью в использовании энергетических ресурсов
- ликвидация технологической отсталости промышленности
- оснащение предприятий новым энергосберегающим оборудованием
- повышение энергоэффективности всех отраслей, во всех пунктах населения, а так же в стране в целом
Вопрос 5
В созданной Правительством РФ законодательной базе определены приоритетные задачи развития энергосберегающих технологий:
Варианты ответов
- снижение энергопотребления в сопоставимых условиях не менее чем на 3% в год в течение пяти лет (начиная с 2010 года);
- создание новой идеологии государственных закупок, включающей в себя замену освещения на энергосберегающие лампы и осветительные приборы, введение права устанавливать минимальные требования по энергоэффективности при закупке товаров для нужд государства;
- введение требований для производителей и импортеров товаров по обязательной маркировке продукции по классам энергоэффективности;
- изменение тарифной политики путем применения долгосрочных методов тарифного регулирования;
- введение требований к организациям коммунального комплекса, обязывающих учитывать при формировании инвестиционных программ мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности
Вопрос 6
Основная цель программы РФ "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года" :
Варианты ответов
- обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики и субъектах РФ и снижения емкости ВВП
- повышение энергоэффективности в электроэнергетике
- повышение энергоэффективности в жилищном секторе
- обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах российской экономики
Вопрос 7
Сопоставьте основные программные мероприятия по энергосбережению с их комплексом работ
1.
бережливая модель потребления энергоресурсов, установка приборов учета
2.
поэтапная замена ламп накаливания на энергоэффективные световые устройства
3.
проект предусматривает реализацию эффективных прорывных проектов, связанных со сверхпроводимостью, использованием биотоплива. Рассматривается несколько направлений: энергия ветра, энергия приливов, переработка биомассы, энергия Солнца, геотермальная энергия, а также сверхпроводимость
4.
реализация в нескольких городах тиражируемых программ повышения энергоэффективности
5.
внедрение оборудования для локальной энергетики- тиражируемые программы повышения энергоэффективности и энергосбережения школ, поликлиник и больниц
Варианты ответов
- «Считай, экономь и плати»
- «Новый свет»
- «Энергоэффективный квартал»
- «Малая комплексная энергетика»
- «Инновационная энергетика»
Вопрос 8
При классификации первичной энергии выделяют
Варианты ответов
- Традиционные
- Органические
- Вторичные
- Нетрадиционные
Вопрос 9
Расшифруйте "ТЭР"
Варианты ответов
- Тепловые энергетические ресурсы
- Топливно-электрические ресурсы
- Топливно-энергетические ресурсы
- Тепловые электрические ресурсы
Вопрос 10
Топливно-энергетические ресурсы делятся на
Варианты ответов
- первичные
- вторичные
- возобновляемые
- невозобновляемые
Вопрос 11
Первичные ТЭР делятся на
Варианты ответов
- Тепловые
- Невозобновляемые
- Электрические
- Возобновляемые
Вопрос 12
Выберите вторичные ТЭР
Варианты ответов
- Тепловые
- Горючие
- Избыточного давления
- Органическое топливо
- Ядерное топливо
Вопрос 13
Выберите невозобновляемые энергетические ресурсы
Варианты ответов
- Уголь
- Нефть
- Природный газ
- Горючие сланцы
- Торф
- Энергия солнца
- Энергия ветра
Вопрос 14
Выберите возобновляемые источники энергии
Варианты ответов
- Уголь
- Природный газ
- Нефть
- Геотермальная энергия
- Энергия ветра
- Энергия солнца
Вопрос 15
Наиболее распространенными типами электростанций являются
Варианты ответов
- Гидроэлектростанции
- Атомные
- Солнечные
- Тепловые
- Ветроэлектростанции
Вопрос 16
... - это электростанция, преобразующая энергию движущейся воды в электрическую энергию
Варианты ответов
- ТЭС
- ГЭС
- ВЭС
- СЭС
- АЭС
Вопрос 17
...- вырабатывает электроэнергию за счет преобразования тепловой энергии, полученной в результате горения топлива
Варианты ответов
- СЭС
- ГЭС
- ВЭС
- ТЭС
- АЭС
Вопрос 18
...- электростанция, в которой получение электроэнергии (или тепловой энергии) происходит за счет работы ядерного реактора
Варианты ответов
- ВЭС
- ТЭС
- ГЭС
- АЭС
- СЭС
Вопрос 19
Главным районом газодобычи в нашей стране является
Варианты ответов
- Дальний Восток
- Восточная Сибирь
- Западная Сибирь
- Полуостров Ямал
Вопрос 20
Укажите колличество видов энергии, на которые группируются возобновляемые источники энергии
Варианты ответов
- 3
- 5
- 4
- 2
- 1
Вопрос 21
Основной задачей энергетического хозяйства является
Варианты ответов
- надежное и бесперебойное обеспечение предприятия всеми видами энергии установленных параметров при минимальных затратах
- статическая характеристика динамической системы энергетического хозяйства за определенный интервал времени
- развитие атомной энергетики
- позволяет выяснить структуру энергопотребления предприятия
Вопрос 22
В состав энергетического хозяйства предприятия входят:
Варианты ответов
- электрическая и тепловая станции
- высоковольтные подстанции, питающие предприятие от централизованной системы
- паросиловой цех
- газогенераторная, кислородная, компрессорная, водонасосная станции
- подстанция инертных газов и кислорода
- цех ремонта электрооборудования
- телефонная станция
- топливо
- горячая вода
Вопрос 23
Основной задачей АСКУЭ является
Варианты ответов
- точное и быстрое измерение количества потребленной и переданной энергии и мощности, обеспечение возможности хранения этих измерений в течении любого срока и доступа к этим данным для произведения расчетов с поставщиком или потребителем
- внедрение комплексных систем коммерческого учета энергоресурсов
- снижение технических и коммерческих потерь энергоресурсов за счет повышения точности и достоверности учета энергоресурсов, сокращения времени сбора и обработки данных
- потребление энергоресурсов, в том числе возможности использования оптимального на данный период времени тарифа и поставщика
Вопрос 24
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСТ Р 51388-99
Варианты ответов
- ИНФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗДЕЛИЙ БЫТОВОГО И КОММУНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
- МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ТОЧНОСТИ И ВОСПРОИЗВОДИМОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
- МЕТОДЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭНЕРГОПОТРЕБЛЯЮЩЕЙ ПРОДУКЦИИ ИХ НОРМАТИВНЫМ ЗНАЧЕНИЯМ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
- ЭНЕРГОПОТРЕБЛЯЮЩЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ ОБЩЕПРОМЫШЛЕННОГО ПРИМЕНЕНИЯ. ВИДЫ. ТИПЫ. ГРУППЫ. ПОКАЗАТЕЛИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ. ИДЕНТИФИКАЦИЯ
Вопрос 25
Прибор для измерения освещенности
Варианты ответов
- амперметр
- люксметр
- вольтметр
- миллиамперметр
Вопрос 26
.... отношение естественной освещенности, создаваемой в некоторой точке заданной плоскости внутри помещения светом неба (непосредственным или после отражений), к одновременному значению наружной горизонтальной освещенности, создаваемой светом полностью открытого небосвода; выражается в процентах.
Варианты ответов
- Коэффициент естественной освещенности
- Комбинированное освещение
- Естественное освещение
- Коэффициент светового климата
Вопрос 27
... освещение помещений светом неба (прямым или отраженным), проникающим через световые проемы в наружных ограждающих конструкциях.
Варианты ответов
- Естественное освещение
- Искусственное освещение
- Заливающее освещение
- Дежурное освещение
Вопрос 28
Получение света от неестественных источников (ламп)
Варианты ответов
- Искусственное освещение
- Естественное освещение
- Комбинированное освещение
- Акцентрирующее освещение
Вопрос 29
На территории Тюмени и Тюменской области действуют следующие тарифы на электроэнергию:
Варианты ответов
- Одноставочный тариф
- Тариф по двум зонам
- Тариф по трем зонам
- Двухставочный тариф
Вопрос 30
Энергоаудит это -
Варианты ответов
- энергетическое обследование организации на основе добровольной заявки на предмет рационального и эффективного использования ею энергетических ресурсов с составлением энергетического паспорта, выдачей соответствующих рекомендаций
- деятельность по определению класса энергетической эффективности здания, предприятия, продукции, технологического процесса или организации
- обеспечение энергосбережением и повышение энергетической эффективности государственными (муниципальными) учреждениями
Литература для педагогов:
1. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». [Электронный ресурс] – URL: http://edu.shd.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7032:2017-02-03-09-18-05&catid=291:2017-02-03-06-36-28&Itemid=387
2. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». [Электронный ресурс] – URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/normativnye-dokumenty/prikaz-minprosveshcheniya-rossii-ot-09-11-2018-196-ob-utverzhdenii-poryadka-organizatsii-i-osushchestvleniya-obrazovatelnoj-d.html
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – Новосибирск: Норматика, 2013. – 128 с.
4.Бытовая экология: курс лекций/ Волгоградское отделение Росийской экологической академии. Центр экологического обучения.
5. Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5 – 8 классы / Н. А. Криволапова. – М. : Просвещение, 2018.
6. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. «Нравственно-экологическое воспитание школьников» М.: 2017г.
7. Справочник классного руководителя №1-2018 ООО «МЦФЭР» Москва, 2018
Литература для обучающихся:
1. Школьный экологический календарь: Пособие для учителя / Н.С. Дежникова, И.В. Снитко, Д.Л. Теплов, И.В. Цветкова; Под ред. Н.С. Дежниковой. – М.: Просвещение, 2013.
2. А. Н.Чилигнгаров «Под ногами остров ледяной», Издательство «Паулсен», 2014 год
Интернет ресурсы:
2.https://cyberleninka.ru/article/n/ekologichnaya-energetika-v-arhitekture-sovremennogo-proizvodstvennogo-zdaniya
3.https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-podvedomstvennykh-uchrezhdeniy/46983/
4.https://www.omgups.ru/science/onk-i-pia/vnutrennie-konferentsii/innovatsionnye-proizvodstvennye-tekhnologii-i-resursosberegayushchaya-energetika/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности базового уровня освоения образовательных результатов "Почемучка"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности базового уровня освоения образовательных результатов "Почемучка"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юный натуралист"
Программа «Юный натуралист» - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности. Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей 7-10 лет, пр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «КИТ Энергетика»
В основе программы "КИТ Энергетика" заложен проектный метод обучения с деятельностью учащихся, направленный на решение конкретной проблемы и достижения оптимальным способо...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Реальная математика"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Реальная математика"...
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы естественнонаучной направленности кружка «Увлекательный мир растений»
Представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы естественнонаучной направленности кружка «Увлекательный мир растений»...