Социально-прикладная программа "Помощники"
методическая разработка (8 класс)
Формировать нравственную позицию и правовую культуру, развивать чувство личной причастности ко всему происходящему в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pomoshchniki.docx | 38.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МИРНИНСКИЙ РАЙОН»
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Социально-прикладная
программа
воспитательной работы
«Помощники»
Разработчик: Карамашев О.А.,
учитель труда(технологии)
первой квалификационной категории
Введение
Не секрет, что многие современные юноши и мужчины не умеют выполнить простейшие ремонтные работы по дому. Виновато в этом отчасти и образование: за последние пару десятков лет во многих школах пропали уроки трудового обучения для мальчиков. Нашей школе повезло сохранить и уроки, и серьезную базу станков и инструментов, и учителей технологии, которые у нас не переводились.
Идея собрать группу ребят, у которых есть способности и желание выполнять действительно полезную работу, возникла, как это часто бывает, совершенно случайно. В какой-то момент времени в школе часто стали прибегать в кабинет технологии учителя и ученики с просьбой что-то починить, и я понял, что просто один не справляюсь. Озвучил предложение помочь мне, и желающих оказалось достаточно много. Со временем пыл некоторых поугас, но, в течение более чем четырех лет, стабильно в трудовых волонтерах трудиться не менее 12-15 человек из 5-8х классов. А полученный опыт уже просит оформить его документально.
Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании личности ребёнка. И гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни должны все работники школы.
И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово взрослого или другого ученика, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений.
Труд - основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно-полезном, производительном труде является действенным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, ее физического развития.
Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления.
Характерные черты взаимодействия педагогf и воспитанников
в процессе трудового воспитания
1. Совместная работа педагога и детей предполагает диалогическое взаимодействие, где каждый участник вступает в сферу ценностных отношений, выражая свои отношения и, одновременно, осмысливая другие.
В диалогическом взаимодействии ребенок, высказывая свое мнение, суждение, оценку, раскрывает своё «Я» для партнера-педагога. Совместная деятельность в рамках «диалога» педагога и воспитанника в трудовой деятельности, инициирует творчество, становится истоком фантазии детей и интересных замыслов группы.
2. В совместной трудовой деятельности каждому участнику предоставляется право на свободный выбор. Оно проявляется в свободном высказывании своего мнения, выдвижении индивидуальных суждений, в том, что каждый может внести предложение по организации трудового дела и дать оценку протекающему делу, заявить о своем желании исполнять что-либо, совершать необходимое в особой индивидуальной форме.
3. На протяжении всего хода совместной трудовой деятельности педагог и дети вынуждены решать жизненные проблемы, что способствует самостоятельности инициативы и трудолюбию.
Программа «Помощники» определена как социально-прикладная и объединяет основные аспекты развития личности:
- Познавательная активность
- Социализация
- Продуктивность
- Коллективная деятельность
- Самостоятельность
Данная программа рассчитана на учащихся 5 – 8 классов.
Программа не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы.
Цель программы – создание условий для реализации потребности участия в общественно-значимом и полезном деле на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей.
Задачи программы:
- помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
- создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
- формирование системы ценностных ориентаций обучающихся;
- вовлечение учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
- диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся;
- воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
- формирование здорового образа жизни школьника
Для достижения поставленной цели и задач, необходимо соблюдение следующих принципов трудового воспитания:
1. Принцип единства трудового воспитания и общего развития личности предполагает связь трудового, нравственного, интеллектуального, эстетического, физического воспитания и создание условий для саморазвития всесторонне и гармонично развитой личности.
2. Принцип связи теории с практикой предполагает широкое и оперативное ознакомление учащихся с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; привлечение школьников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно-полезной деятельности.
3. Принцип включения личности в различные виды трудовой деятельности предполагает создание условий для реализации различных способностей и задатков воспитанников.
4. Принцип активности личности в деятельности обуславливает самостоятельность личности в привлекательных видах трудовой деятельности, развитие инициативы.
5. Принцип взаимодействия в процессе трудовой деятельности предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации труда.
6. Принцип соответствия трудовой деятельности возрастным и индивидуальным особенностям личности требует выдвижение таких задач трудового воспитания, которые обеспечивали бы объективно необходимые качества для развития личности на различных возрастных этапах.
7. Принцип связи с семьей и общественностью предполагает единство воспитательных воздействий семьи, школы и общественности.
8. Принцип творческого характера труда предполагает развитие инициативы, самодеятельности, творчества, применения трудовых умений в новых жизненных ситуациях.
Основные направления работы, цели и ожидаемые результаты
Нравственно-правовое направление
Цель:
- Формировать нравственную позицию и правовую культуру, бережное отношение к окружающему;
- Развивать чувство личной причастности ко всему происходящему в классе и школе;
- Воспитывать умение жить в социуме.
Гражданско-патриотическое направление
Цель:
- Формирование гражданско-патриотического сознания, умения жить в мире с другими людьми в условиях многонациональной культурной среды;
- Воспитание уважительного отношения к школе как второму дому.
Спортивно-оздоровительное направление
Цель:
- Формировать негативное отношение к вредным привычкам, стремление к здоровому образу жизни, к физическому совершенствованию;
- Развивать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье близких.
Трудовое направление
Цель:
- Формировать стремление создавать уют вокруг себя своими руками;
- Развивать трудовые навыки;
- Воспитывать положительное отношение к труду, аккуратность при выполнении дел.
Индивидуальная работа с учащимися
Цель:
- Выяснить представления учащихся о здоровье, семье, учебе, отношениях с окружающими и помочь их правильному формированию;
- Развивать умение смотреть на себя со стороны, анализировать сложившуюся ситуацию, принимать решение и действовать;
- Воспитывать дисциплинированность, честность, умение отвечать за свои поступки и выполнять данные обещания.
Ожидаемые результаты:
- Ребёнок знает свои права и обязанности, выстраивает свое поведение в соответствии с ними и в соответствии с нравственными законами; понимает ценность природы, оберегает её.
- Ребёнок стремиться к здоровому образу жизни, понимает отрицательное влияние вредных привычек и умеет сказать «Нет!», ведет подвижный образ жизни.
- Ребёнок любит и умеет трудиться, аккуратно выполнять свою работу, понимает, что труд – это необходимое условие любого успеха.
В МАОУ «СОШ №24» имеется развитая и хорошо оснащенная техническая база кабинета трудового обучения (мальчиков), который состоит из мастерской и лаборантской. Помещения обеспечены всеми техническими условиями для полноценного проведения уроков технологии и отвечают требованиям санитарных норм и правил безопасности. В кабинете создана комфортная развивающая среда.
Учебный процесс на уроках трудового обучения (технологии) обеспечен наглядными, образно-символическими и нормативно-знаковыми пособиями. В наличии и достаточном количестве учебники и учебные пособия, отвечающие требованиям ФГОС, в том числе электронные. На стенах размещены информационные стенды (правила выполнения работ, инструктажи).
Рабочее место педагога оборудовано компьютером с выходом в Интернет; проектором и экраном для демонстрации материала; принтером.
Рабочие места обучающихся расположены в центре кабинета, совмещены со столярными верстаками с закрепленными тисками и оборудованы видвижными табуретами. На вертикальной панели рабочего места обучающихся размещены интсрументы: ножовки, рубанки, стамески, молотки, штангенциркули, плоскогубцы, линейки, чертилки, ножницы по металлу.
Крупные расходные материалы хранятся в лаборантской; мелкие – в специальном сейфе в зоне рабочего места преподавателя.
По периметру кабинета размещены станки:
- сверлильный «Корвет 46»
- токарный по дереву «Корвет 74»
- строгальный «Корвет 104»
-шлифовальный «Корвет-52»
- электролобзик «Корвет 88»
- пила дисковая «Корвет 15»
Имееются в кабинете специальные инструменты: электрорубанок, электроточило, наборы метчиков, плашек, рашпилей, напильников, резцов по дереву и металлу, сверл, кернеров, фигурных стамесок, наборы для выжигания.
Для работы на уроке в школьной шшвейной мастерской были изготовлены фартуки и нарукавники, имеются защитные очки и шапки.
Сам перечень говорит о том, что учащиеся на уроке могут получить представление о распространенных инструментах, подержать их в руке и научиться ими пользоваться. Участие в данной программе позволить для этого не придумывать, а использовать реальные ситуации.
План мероприятий по выполнению программы
№ | Направления деятельности | сроки |
1 | Диагностика стартовых и промежуточных умений | Сентябрь, май |
2 | Организация работы по участию в рейдах по выявлению и ремонту неисправной мебели | каникулы |
5 | Обучение на курсах внеурочной деятельности «Умелые руки» | В течение года |
6 | Занятия в военно-патриотическом клубе «Альтаир» | В течение года |
7 | Анализ результатов выполнения программы | май |