Волонтерское движение как форма гражданско-патриотического воспитания школьников
методическая разработка
Образовательная среда с точки зрения воспитания, обучения и социализации выступает важным условием формирования личности школьника. Определяет его деятельностную активность, влияет на формирование ценностных ориентаций, активизирует его мотивационные установки в процессе социализации. Поэтому важным является создание избыточно-насыщенной образовательной среды.
Эффективной практикой в условиях образовательной организации явилось внедрение и успешное функционирование волонтерского центра «Доброволец». Создание волонтерского центра рассматривается нами как возможность проявления детской активности, способ самореализации и патриотического воспитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Н.А. Кузнецова,
педагог-организатор,
МКОУ Большеарбайская СОШ,
Саянский район
Волонтерское движение как форма гражданско-патриотического воспитания школьников
В стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года Президентом Российской Федерации В. В. Путиным сформулированы ориентиры воспитания: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Образовательная среда с точки зрения воспитания, обучения и социализации выступает важным условием формирования личности школьника. Определяет его деятельностную активность, влияет на формирование ценностных ориентаций, активизирует его мотивационные установки в процессе социализации. Поэтому важным является создание избыточно-насыщенной образовательной среды.
Эффективной практикой в условиях образовательной организации явилось внедрение и успешное функционирование волонтерского центра «Доброволец». Создание волонтерского центра рассматривается нами как возможность проявления детской активности, способ самореализации и патриотического воспитания.
Цель программы: создание условий для развития активной гражданской позиции и гражданской ответственности у подростков, формирование у них устойчивой мотивации к волонтерской работе и позитивных установок на добровольческую деятельность.
Задачи:
1) формировать знания о добровольческой деятельности у обучающихся;
2) содействовать повышению гражданской компетенции подростков;
3) формировать у них навыки реализации собственных идей и добровольческих проектов.
Основная идея программы волонтерского центра «Доброволец» заключается в создании условий для последовательного прохождения обучающимися ступеней приобщения к добровольческой деятельности:
1. Знакомство с добровольчеством.
2. Мотивация и формирование позитивного отношения к добровольческой деятельности.
3. Практическое участие в добровольческой деятельности.
4. Закрепление успешного опыта и структурно-организационное оформление детской инициативы посредством создания школьного волонтерского отряда.
5. Всесторонняя поддержка отряда.
Выделяя мотивацию и формирование позитивного отношения к добровольческой деятельности как отдельную ступень приобщения школьников к данному виду деятельности, мы все же считаем, что мотивацию школьников необходимо подкреплять с этапа знакомства с добровольчеством и первых проб волонтерской деятельности.
Эффективным методом привлечения внимания школьников является яркое и запоминающиеся представление. Это может быть афиша, проморолик, презентация деятельности волонтерского отряда и т.д.
Школьники, заинтересовавшиеся волонтерской деятельностью, включаются в акции, проекты и события, которые предлагают им педагоги и опытные волонтеры-школьники. Школьники становятся исполнителями самых элементарных дел. На этом этапе важно не давать детям слишком сложные задачи — им важно почувствовать первый успех. Далее школьники выполняют более сложные поручения, а также становятся организаторами акций и мероприятий.
В ходе текущей деятельности педагог, курирующий деятельность отряда, запускает несколько процессов, которые идут параллельно.
1. Организация основных (внешних) мероприятий – акции, проекты, мероприятия.
2. Организация мероприятий для волонтеров — членов отряда. Внутренние мероприятия планируются педагогом и направлены на обучение волонтеров, а также на формирование их мотивации.
Вовлечение школьников в волонтерскую деятельность происходит через систему мероприятий по различным видам волонтерства. Такой подход позволяет школьнику выбрать ту деятельность, которая ему наиболее близка.
Этапы вовлечения обучающихся в добровольчество:
1. Выявление интересов школьников.
На данном этапе педагог, курирующий волонтерскую деятельность в школе, совместно с опытными волонтерами выявляет интересы обучающихся.
Беседы проводят члены волонтерских отрядов. В рамках бесед школьникам рассказывается об имеющихся в школе направлениях добровольчества, результатах акций и волонтерских проектов. В конце беседы им выдается лист записи для регистрации на участие в понравившемся виде деятельности (по желанию).
2. Знакомство с социально-значимыми проблемами.
После того как школьники определятся с направлением волонтерской деятельности, они принимают участие в обсуждении социально значимых тем.
Методы:
- Уроки добра, проводимые волонтерами. На таких уроках затрагиваются социально значимые задачи общества.
- Видеолектории, посвященные теме добровольчества.
- Дискуссии и круглые столы по приоритетным добровольческим практикам, наиболее актуальным социальным темам.
- Викторины на социально значимые темы.
- Конкурсы поделок, рисунков, посвященным темам жизни общества, трудностям, возникающим в окружающей действительности.
3. Вовлечение в решение социально значимых задач современности. Вовлечение школьников в социальную практику происходит во время уроков и во внеурочной деятельности.
Методы:
- Ролевые и интерактивные игры. Обучающиеся, играя в определенную игру, знакомятся с социально значимыми задачами изнутри и в большинстве случаев проявляют интерес к волонтерской деятельности.
- Квесты или кейс-методы. Выполняя поэтапно задания, участники квестов в неожиданные моменты соприкасаются с наиболее актуальными задачами общества, предлагают нестандартные решения проблем, иногда выдвигая идеи для новых социальных проектов.
- Деловые и интерактивные упражнения/игры.
- Стратегия Диснея.
Таким образом, процесс формирования школьных добровольческих отрядов проходит через несколько этапов, где у школьников происходит знакомство с волонтерством и его позитивным опытом деятельности, формируется мотивация и интерес к добровольческой деятельности, структурное оформление детской инициативы, формирование поддерживающей среды.
На данный момент в нашей школе действуют четыре волонтерских отряда:
- «И снова память нам покоя не дает» (гражданско-патриотическое направление)
Команда отряда проводит патриотические мероприятия, уроки Мужества, участвует в школьных и муниципальных акциях, таких как «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк» и др. Организует неформальные встречи с родственниками участников Великой Отечественной войны. Важным направление в деятельности отряда является освещение деятельности поисковых отрядов, поискового движения России.
В рамках проекта «Я помню! Я горжусь!» члены отряда собирают материал о земляках участниках Великой Отечественной войны, о детях войны, о тружениках тыла. Проекты «Дети войны», «Мои земляки», «Село Большой Арбай в истории развития Саянского района», позволяют заинтересовать молодежь историей родного села, у школьников формируется более осмысленный и ответственный подход к пониманию патриотизма.
- «Вместе мы сила» (социальная поддержка и социальное обслуживание населения)
Ребята отряда оказывают адресную помощь пожилым людям. Они выполняют посильную работу для своего возраста (чистят снег, складывают дрова, убирают урожай и т.д.). В рамках проекта «Твори добро на радость людям» поздравляют пожилых людей с праздниками.
- «Кто, если не мы?» (экологическая защита)
Участники отряда вносят вклад в охрану окружающей среды. Ребята организуют субботники, занимаются озеленением школьного двора и детских площадок. Благодаря проекту «Сделаем вместе!», в ходе реализации которого волонтеры следят за порядком на улицах села, благоустраивают детские площадки, экологический образ жизни становится модным и доступным для каждого.
- «Быть здоровым - это здорово!» (пропаганда ценностей здорового образа жизни)
Волонтеры организуют и проводят спортивные мероприятия, дни Здоровья, акции «Мы за здоровый образ жизни». Все участники отряда занимаются спортом, имеют знаки отличия ГТО и своим примером оказывают позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
Результаты реализации программы:
- повышение эффективности деятельности добровольческого движения;
- увеличение числа обучающихся, вовлеченных в добровольческие отряды;
- отсутствие молодежи, вовлеченной в неформальные социально опасные организации.
За время реализации программы в школе сформировались и действуют 4 добровольческих отряда, деятельность которых направлена на социальную поддержку и социальное обслуживание населения, пропаганду ценностей здорового образа жизни и массового спорта, гражданско-патриотическую и краеведческую деятельность, экологическую защиту.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, к ним относятся:
- воспитание российской гражданской идентичности; формирование целостного мировоззрения;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем;
- формирование коммуникативной компетентности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры;
- принятие ценности семейной жизни;
- развитие эстетического сознания;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности.
Предметные результаты: в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов; моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей:
- Анкета для изучения удовлетворенности обучающихся, состоящих в добровольческом отряде.
- Тест на определение динамики результативности освоения программы участниками волонтерских отрядов.
- Мониторинг результатов обучения в волонтерском центре.
- Мониторинг личностного развития обучающегося. Для мониторинга личностных результатов мы используем методику исследования ценностных ориентаций, разработанную П.В. Степановым, Д.В. Григорьевым, И.В. Кулешовой.
- Карта реализации творческого потенциала обучающегося.
Эффективно решать задачи по формированию гражданско-патриотических качеств личности в условиях образовательной организации можно только комплексно, создавая насыщенную образовательную среду, используя разные инструменты активной деятельности детей. Одной из результативных, эффективных и востребованных практик явилась наша практика «Волонтерское движение как форма гражданско-патриотического воспитания школьников».
Ссылка на материалы практики, размещенные на сайте организации
http://soharbai.ucoz.com/index/volontjorskij_centr_quot_dobrovolec_quot/0-174
https://vk.com/public197322344
Список использованной литературы:
1. Белановский Ю.С., Ширшова И.В. Мир социального волонтерства. – М.: ГБУ города Москвы «Мосволонтёр», 2018. – 96 с.
2. Веретенникова, Л.А. Образовательный стандарт подготовки добровольца/волонтера : учебно-методическое пособие / Л.А. Веретенникова, А.П. Метелев, Е.В. Четошникова и др. – Барнаул : АлтГПУ, 2018. – 116 с.
3. Килина А.Г., Кондаранцева К.А. Путеводитель по миру волонтерства. – М.: ГБУ города Москвы «Мосволонтёр», 2018. – 112 с
4. Решетников О.В., Швец И.Ю., Ширшова И.В., Кондаранцева К.А. 5 ключей успешной волонтерской программы-М.: ГБУ города Москвы, «Мосволонтер», 2018.-110 с.
5. Решетников О.В. АЗБУКА ШКОЛЬНОГО ВОЛОНТЕРСТВА ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
6. Федоров А. С., Зотова В. А., Метелев А. П.. Ф34 Методическое пособие «Модель школьного добровольческого отряда». – М.: Издательство «Перо», 2018. – 101 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание гражданско-патриотических чувств у школьников
Если не мы, то кто жеДетям нашим поможетРоссию любить и знать.Как важно – не опоздать...
Воспитание гражданско-патриотических чувств у школьников
Если не мы, то кто жеДетям нашим поможетРоссию любить и знать.Как важно – не опоздать....
Методы и формы гражданско-патриотического воспитания школьников. Из опыта работы.
Гражданско-патриотическое воспитание является одним из основных системообразующих факторов воспитательной системы нашей школы.Главная цель деятельности учителя, в первую очередь учителя истории, &nda...
ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)
В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, орг...
Воспитание гражданско-патриотических чувств младших школьников средствами организации внеклассной деятельности в современных условиях
Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки, - это истоки жизненного идеала. Именно в это время закладываются корни гражданственности. От того, что открыл...
Основные формы гражданско-патриотического воспитания.
Гражданско-патриотическое воспитание включает в себя различные мероприятия и практики, направленные на формирование у детей и подростков чувства любви и уважения к своей стране, её истории и культуре....
Воспитательная практика «Пульсация патриотизма: новые формы гражданско-патриотического воспитания в школе»
Современное общество требует от молодых людей активной гражданской позиции, готовности к участию в общественной жизни и защите интересов своей страны. Патриотизм и любовь к своей стране являются важны...