"Россия – Родина моя. День освобождению южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов 1945 года. «Нам дороги эти позабыть нельзя»
классный час

Россия, ты – великая держава,

         Твои просторы бесконечно велики.

         На все века себя ты увенчала славой.

         И нет другого у тебя пути.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas_osvobozhdenie_sahalina.docx31.44 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 5»

Методическая разработка классного часа на тему :

"Россия – Родина моя. День освобождению южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов 1945 года.

«Нам дороги эти позабыть нельзя»

2023г.

Классный час на тему "Россия – Родина моя. День освобождению южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов 1945 года.

«Нам дороги эти позабыть нельзя»

Цели: способствование формированию и воспитанию чувства патриотизма;

воспитание любви к месту, где ты родился.

Задачи:  

  1. усиление патриотических качеств личности;
  2. расширение кругозора учащихся;
  3. повышение интереса к истории Отечества;
  4. развитие эмоциональной сферы;
  5. привитие чувства любви к своей Родине;
  6. воспитание уважения к старшим, к традициям своего народа.
  7. Развивать классный коллектив.
  8. Формировать гражданскую ответственность, правое самосознание.
  9. Совершенствовать знания по истории Российской символики.
  10. воспитание у учащихся чувства гордости за свою малую Родину, за свой народ;
  11. формирование уважения к памяти людей, отдавших свою жизнь за светлое будущее наших островов.

Методы и приемы:  мультимедийный (презентация), метод «активного слушания», работа в группе, проблемные вопросы, требующие рассуждений, «интеллектуальный футбол».

Оборудование:

компьютер и мультимедиа для просмотра презентации;  аудиозапись гимна РФ;

лепестки ромашки

Основные понятия: патриотизм, патриот, официальные и неофициальные символы России.

Ход классного часа

  1. Организационный момент.

Воспитатель:

Здравствуйте ребята!

Сегодня мы проведём необычный классный час, но очень важный для каждого из нас.  Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос «Как будет звучать тема нашего занятия?»

Сл.1 Россия, ты – великая держава,

         Твои просторы бесконечно велики.

         На все века себя ты увенчала славой.

         И нет другого у тебя пути.

         Озёрный плен твои леса венчает.

         Каскад хребтов в горах мечты таит.

         Речной поток от жажды исцеляет,

         А степь родная хлебушек родит.

        Твоими городами мы гордимся.

        От Бреста до Владивостока путь открыт.

        Тебя венчает славная столица,

        А Петербург историю хранит.

Тема нашего сегодняшнего занятия: «Моя Родина-Россия».

Воспитатель : Родина – это место, где мы родились, где живут наши родители, дедушки и бабушки. Здесь нам всё знакомо – язык, быт, традиции. Уезжая из родных мест, мы скучаем….

 - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «РОДИНА»?

Сл. 2  «Родина». Обучающие должны подобрать ассоциации к каждой букве.

Например:

Р - родной

О - отважный

Д - добрый

И - интересный

Н - надёжный

А – активный

 Воспитатель:

Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное. Отечеством  мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши. Как дом родной называют отчим домом, так Родину называют ещё Отчизной. Любовь человека к Родине русский народ выразил не только в стихах и рассказах, но и в своих пословицах и поговорках:

 Сл.3 1.Одна у человека мать, одна у него и Родина.

 2.Родная сторона – мать , чужая –мачеха.

 3.Всякому мила своя сторона.

 4.Где родился, там и пригодился.

 5.Кто Родине изменяет, того народ презирает.

 6.Кто за Родину горой – тот истинный герой. (приложение 1).

Молодцы ребята.

Нашу страну по праву можно назвать самой удивительной страной в мире. Сейчас мы с вами в этом убедимся.

Слайд 4(название)

  1. Наша страна  по территории самая большая. Её площадь составляет 17,1 млн. кв. км. Находится на материке Евразия. На нашей территории может поместиться 2 таких материка, как Австралия и 5 таких стран, как Индия.  Площадь России приблизительно равна площади поверхности планеты Плутон 
  2. Нет ни одной страны в мире, где бы вместе жили люди стольких национальностей: хакасы и русские, татары, башкиры и буряты, калмыки и дагестанцы, эскимосы и эвенки, чукчи и другие народы. 
  3.    Сл. 5Сибирское озеро Байкал — самое глубокое озеро в мире и самый крупный источник пресной воды на планете. В Байкале 23 кубических километра воды. Все крупнейшие реки мира – Волга, Дон, Днепр, Енисей, Урал, Обь, Ганг, Ориноко, Амазонка, Темза, Сена и Одер – должны течь почти год, чтобы заполнить бассейн, равный по объёму озеру Байкал.
  4. Площадь Сибири — 9 миллионов 734,3 тысячи квадратных километров, что составляет 9% земной суши. (слайд 6)
  5. Именно наш соотечественник полетел первым в космос. 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин на корабле «Восток» сделал виток вокруг нашей планеты. Мы гордимся, что в космос первым отправился русский человек.(Слайд 7)
  6. В России как минимум 15 секретных городов. Их нет на картах, к ним не ведут дорожные указатели и к ним даже близко не подпустят иностранцев. (слайд 7)
  7.  Садово-парковая зона в Москве намного больше, чем в западных мегаполисах. Заложенный в 1931 году Измайловский парк – один из крупнейших городских парков в мире. Его площадь 15,34 квадратных километров, он в шесть раз больше Центрального парка Нью-Йорка. (Слайд 8)
  8. Самый большой в мире лес – сибирская тайга. (Слайд 9)
  9. Государственный музей Эрмитаж для защиты от грызунов держит стаю кошек. У каждой кошки Эрмитажа есть паспорт с фотографией. (Слайд 10)
  10. Территория Тамбовской области равна совокупным территориям Бельгии и Нидерландов.  (Слайд11)
  11. У России второе место после Китая по количеству военных. (Слайд12)
  12. В России самый высокий в мире охват населения школьным образованием. (Слайд 13)
  13. Металл каркаса Статуи Свободы выплавлен в Нижнем Тагиле. (Слайд14)
  14. Урал — самые старые горы в мире. Расположенная в Кусинском районе у деревни Александровка гора Карандаш возникла 4, 2 миллиарда лет назад. Исторические названия Уральских гор – Большой Камень, Сибирский Камень, Земной Пояс, Поясной Камень. Когда-то Уральские горы были очень высокими, но теперь от прежних гор остались только основания. (Слайд 15)
  15. Россия – духовная и культурная преемница Римской Империи. Двуглавый орёл на её гербе символизирует византийскую идею «симфонии властей», гармоничного взаимодополнения государства и Церкви. Слово «царь» произошло от слова «цезарь». (Слайд16)

Воспитатель: Поистине, у нас самая удивительная страна! Как вы думаете ребята, без какого понятия любовь к Родине невозможна? (ответы)).

Правильно это патриотизм. А кто мне скажет кто такой патриот?(ответы ).

В Словаре Ожегова и Даля понятию «патриот» даны такие толкования:

Сл. 17Патриот — тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины”.  

- Итак, ребята, мы продолжаем говорить о родной для нас стране. Вы знаете, что у любой страны есть государственные символы, назовите их.

(Ответы детей)

- Что вы знаете о цветах флага?

- Что символизирует двуглавый орёл на гербе?

(Слайд 18: герб, гимн, флаг России)

- А знаете ли вы, что кроме государственных символов, есть ещё негосударственные, неофициальные. Так, у каждого государства есть символ – дерево:

Сл.19 Сакура - символ Японии.

Канадский клен - символ Канады.

Баобаб - главный национальный символ Сенегала.

Липа и дуб - символы Латвии.

Кактус  - национальный символ Мексики.

- А какое дерево – символ России?

(Отвеы_ фоном музыка «Почему так в России…»

Правильно это береза! - Какое милое, очаровательное дерево - стройная берёзка! Как похожа она на нежную, красивую русскую девицу в белом сарафане! (Слайд 20)

 

-Ребята, мы с вами живем в России!

_А кто мне сможет ответить, что такое малая Родина?

-А какой уголок земли является для нас малой Родиной?

Да, наша с Вами малая Родина – Сахалинская область Курильский район…

А какой праздник Сахалин и Курилы отмечают 3сентября?

История дала право отмечать День Победы дважды – 9 мая и 3 сентября. Мы всегда будем помнить о сотнях солдат, погибших на островной земле. Ежегодно сахалинцы и курильчане, начиная с 1945 года, отмечают 2 сентября праздник, который называли по-разному. Одни – праздником Победы над Японией, другие – Днём освобождения Южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов.

В 2010 году объявлен Днем окончания Второй мировой войны (ФЗ от 23.07.2010 N 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России»).

Пускай назад история листает
Страницы легендарные свои,
Сегодня будет день воспоминаний,
И в сердце тесно от высоких слов.
Сегодня будет день напоминаний
О подвигах и доблести отцов…
И память, через годы, пролетая,
Ведёт опять в походы и бои.

Идут годы. Вот уже 78 лет прошло с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Но живёт и будет жить в наших сердцах беспримерный подвиг славных сынов Отечества.

Отшумевший 9 мая 1945 года салют Победы на Красной площади ознаменовал конец войны в европейской части страны. Но на востоке только начиналось горячее лето 1945 года. Впереди предстояла война с Японией. И как бы это не держалось в секрете, в солдатской среде ходили слухи о предстоящей войне с Японией. Солдаты задавали вопросы: «Когда начнём?». Ответ был таков: «Когда будет приказ». С мая 1945 года по Транссибирской магистрали днём и ночью на восток один за другим мчались эшелоны с войсками и боевой техникой.

8 августа 1945 года советское правительство заявило: «Считать СССР в состоянии войны с Японией». 9 августа 1945 года Сахалинская область из далёкого тыла превратилась во фронтовой район. Многие участники сражений на западе, не успев побывать дома, принялись с ходу громить милитаристскую Квантунскую армию. Боевые действия по освобождению Южного Сахалина и Курильских островов осуществляли части 2-го Дальневосточного фронта под командованием генерала Армии

Пуркаева Максима Алексеевича и личный состав кораблей Северной Тихоокеанской флотилии под командованием вице-адмирала Андреева В.А.

Главные события на Южном Сахалине развернулись вдоль советско-японской границы.

Сл. 21 Корсаков – морские ворота Сахалина. Его незамерзающий порт имел огромное значение для японцев. И не случайно для его захвата были подтянуты 8 тральщиков, 4 сторожевых и 6 торпедных катеров. Утром и днём стояла хорошая погода, но к вечеру она резко ухудшилась, поднялся шторм до 7-8 баллов. Всю ночь экипажи кораблей боролись со стихией.

Только к вечеру 24 августа шторм утих. А утром 25 августа корабли подошли к причалам военно-морской базы и начали высадку десанта. На этот раз противодействия десанту не было. Навстречу советским морякам вышла группа японцев во главе с мэром Отомари, заявившая о капитуляции гарнизона города. Когда с кораблей сходили последние десантники, в восточную окраину вступили передовые подразделения 113-стрелковой бригады. К 10 часам утра военно-морская база была занята. Её гарнизон численностью 3400 солдат и офицеров был пленён и разоружен. В полдень 25 августа передовые части 56-стрелкового корпуса вступили в административный центр Южного Сахалина Тойёхара

(г. Южно-Сахалинск).

Освобождение Южного Сахалина от японских захватчиков было завершено.

В итоге Южно-Сахалинской операции войска 16-й армии во взаимодействии с Северной Тихоокеанской флотилией разгромили на острове группировку противника, взяли в плен 18320 солдат и офицеров, захватили много военной техники. Советские воины выполнили свой долг перед Родиной, вернули ей исконно русскую землю – Южный Сахалин.

Впереди предстояло освобождение Курильских островов.

Приказ о проведении Курильской десантной операции был отдан главнокомандующим советскими войсками на Дальнем Востоке А.М. Василевским.

В: Разгром японских войск в Маньчжурии в результате Маньчжурской стратегической операции и на о. Сахалин в ходе Южно-Сахалинская наступательной операция создал благоприятные условия для освобождения Курильских островов.

В: Замыслом операции предусматривалось внезапно высадить морской десант на северо-западе острова Шумшу (основной опорный пункт Курильских островов), нанести главный удар в направлении военно-морской базы Катаока, овладеть островом и, используя его в качестве плацдарма, очистить от противника острова Парамушир, Онекотан и другие.

На Курильских островах к августу 1945 года японцы имели две пехотные дивизии, отдельную смешанную бригаду, отдельный смешанный полк, танковый полк и большое количество подразделений, которые обороняли северную группу островов: Шумшу, Парамушир, Онекотан и Шиашкотан. Наиболее укреплённым был остров Шумшу.Все участки побережья, доступные для высадки с моря, здесь прикрывались дотами и дзотами, связанными между собой подземными ходами. Основная задача нашего десанта –обеспечение скрытности подхода к месту высадки. Началась Курильская десантная операция высадкой войск на остров Шумшу 18 августа. Именно здесь решался успех всей десантной операции по освобождению Курильских островов. Общая численность японских войск на Курильских островах превышала 80 тыс. человек.

23 августа остров Шумшу был полностью освобождён.

Советские боевые корабли стремительно шли на юг. Десантные подразделения высаживались на острова Онекотан, Шикотан, Матау, Симушир. 30 августа капитулировал японский гарнизон на острове Уруп.

Десантными частями, вышедшими из порта Отомари, были заняты Итуруп, Кунашир и Малая Курильская гряда. После этого японское командование согласилось на безоговорочную капитуляцию.

1 сентября 1945 года советские войска, высадившись с кораблей на южные острова Курильской гряды, завершили боевые действия против милитаристской Японии. Советские вооружённые силы на Дальнем Востоке успешно выполнили поставленные перед ними задачи: японские войска на Южном Сахалине и Курильских островах были разгромлены.

2 сентября 1945 года американский линкор «Миссури» вошёл в Токийскую бухту и бросил якорь. На его просторной бронированной палубе поставили стол, поблизости выстроились в шеренгу моряки. По одну сторону стола стояли адмиралы, генералы союзных стран, по другую – японцы. В такой обстановке был подписан Акт о капитуляции Японии.

Вторая мировая война была закончена.

День Победы. И в огнях салюта
Будто гром: - Запомните навек,
Что в сраженьях каждую минуту,
Да, буквально каждую минуту
Погибало десять человек!

Как понять и как осмыслить это:
Десять крепких, бодрых, молодых,
Полных веры, радости и света
И живых, отчаянно живых!

У любого где-то дом иль хата,
Где-то сад, река, знакомый смех,
Мать, жена... А если неженатый,
То девчонка - лучшая из всех.

На восьми фронтах моей отчизны
Уносил войны водоворот
Каждую минуту десять жизней,
Значит, каждый час уже шестьсот!..

И вот так четыре горьких года,
День за днем - невероятный счет!
Ради нашей чести и свободы
Все сумел и одолел народ.

Мир пришел как дождь, как чудеса,
Яркой синью душу опаля...
В вешний вечер, в птичьи голоса,
Облаков вздымая паруса,
Как корабль плывет моя Земля.

И сейчас мне обратиться хочется
К каждому, кто молод и горяч,
Кто б ты ни был: летчик или врач.
Педагог, студент или сверловщица...

Да, прекрасно думать о судьбе
Очень яркой, честной и красивой.
Но всегда ли мы к самим себе
Подлинно строги и справедливы?

Ведь, кружась меж планов и идей,
Мы нередко, честно говоря,
Тратим время попросту зазря
На десятки всяких мелочей.


И неплохо б каждому из нас,
А ведь есть душа, наверно, в каждом,
Вспомнить вдруг о чем-то очень важном,
Самом нужном, может быть, сейчас.

И, сметя все мелкое, пустое,
Скинув скуку, черствость или лень,
Вспомнить вдруг о том, какой ценою
Куплен был наш каждый мирный день!

И, судьбу замешивая круто,
Чтоб любить, сражаться и мечтать,
Чем была оплачена минута,
Каждая- прекаждая минута,
Смеем ли мы это забывать?!

И, шагая за высокой новью,
Помните о том, что всякий час
Вечно смотрят с верой и любовью
Вслед вам те, кто жил во имя вас!
(Э. Асадов)

 Священна для нас память о тех, кто отдал свою жизнь за освобождение Южного Сахалина и Курильских островов. Каждая братская или одиночная могила, каждый отвоеванный метр земли, каждое имя воина, запечатлённое в названиях населённых пунктов, улиц, кораблей – всё это наши святыни.

Минута молчания

(звук метронома)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАМ ДОРОГИ ЭТИ ПОЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ

материал посвящен 70- летию Велиой Победы...

Сценарий праздничного концерта для ветеранов Великой Отечественной войны "Нам дороги эти позабыть нельзя"

Праздничный концерт посвящен вручению ветеранам ВОВ юбилейных медалей "70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг."...

Классный час, посвящённый освобождению от японских милитаристов 1945 года. «Нам дороги эти позабыть нельзя»

Классный час, посвящённый освобождению от японских милитаристов 1945 года. «Нам дороги эти позабыть нельзя»...

Сценарий мероприятия Детско-юношеский фестиваль патриотической песни "Нам дороги эти позабыть нельзя.."

Цели и задачи проведения конкурса: Вовлечение детей, подростков в активную работу по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения;Выявление талантливых детей;Повышение уровня исполнительс...

«Нам дороги эти позабыть нельзя…» (видеотрансляция автопробега, посвященного Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. и Дню памяти жертв блокады)

Автопробег «Нам дороги эти позабыть нельзя…», посвященный Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. и Дню памяти жертв блокады, является гражд...

Урок, посвященный 75-летию окончания Второй мировой войны, освобождения Южного Сахалина и Курильских островов. «Имена героев на карте Холмского района»

Презентация к уроку презентация к уроку, посвященному 75-летию окончания Второй мировой войны,освобождения Южного Сахалина и Курильских островов.«Имена героев на карте Холмского района»...

Урок, посвященный 75-летию окончания Второй мировой войны, освобождения Южного Сахалина и Курильских островов. «Имена героев на карте Холмского района»

Разработка урока, посвященного 75-летию окончания Второй мировой войны,освобождения Южного Сахалина и Курильских островов.«Имена героев на карте Холмского района»...