Проект "ДЕТИ-ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ."
методическая разработка (8 класс)
Цель работы: найти сведения о детях-героях -участниках тех далеких событий 1941-1945 года, и рассказать о них своим друзьям и одноклассникам.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1) проанализировать изученную литературу по теме;
2) выяснить имена детей – участников войны;
3) предоставить информацию по данной теме в виде презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maouproekt_deti_na_voyne.docx | 541.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Студенческая СОШ №12»
ДЕТИ-ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
Выполнили:
ученики 8 «А»
Руководитель:
Дорохина Нина Васильевна
п.Студенческий
2019-2020
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Основная часть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
- Лёня Голиков………………………….. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
- Валя Котик………………….. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
- Марат Казей…………………………… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
- Надя Богданова…Зина Портнова………………………………………………………………... 16-18
- Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Введение
История России богата знаменательными событиями. Великая Отечественная война 1941-1945 года – война между Россией и вторгшейся на её территорию немецкой армией. Война закончилась полным уничтожением гитлеровской армии. Главную роль в победе над захватчиками сыграл русский народ, который грудью встал на защиту Отечества.
В 2020 году наша страна празднует 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. В связи с этим мы решили выяснить, знают ли о ней наши сверстники. Для этого мы воспользовались одним из методов сбора информации – анкетирование. Всего в опросе участвовало 68 учеников нашей школы.
Проведенное анкетирование выявило следующие результаты:
- Известно ли вам, какую знаменательную историческую дату отмечает в этом году наше государство?
Оказывается, не все учащиеся знают о том, что в этом году наше государство отмечает 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Из 68 опрошенных об этой знаменательной дате знают только 40 человек.
- Из каких источников вы знаете эту информацию:
- Художественная литература
- СМИ
- Родители
- Назовите детей -героев-участников войны?
Ответы на предложенные вопросы оказались плачевными. Но ведь мы, молодое поколение, должны знать о героическом прошлом нашей Родины. Ведь без прошлого нет настоящего и будущего.
Нам стало интересно, почему эти совсем юные ребята взяли в руки оружие? Кто ещё из ребят встал на защиту своей Родины?
В связи с этим мы выбрали тему своей работы – «Дети – герои Великой Отечественной войны».
Объект исследования: дети, принимавшие активное участие в войне 1941 года.
Предмет исследования: роль детей в Великой Отечественной войне, их вклад в победу русского народа над армией Гитлера.
В основу исследования положена гипотеза: только ли при единении всего народа против врага наступает победа
Цель работы: найти сведения о детях-героях -участниках тех далеких событий 1941-1945 года, и рассказать о них своим друзьям и одноклассникам.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1) проанализировать изученную литературу по теме;
2) выяснить имена детей – участников войны;
3) предоставить информацию по данной теме в виде презентации.
Мы считаем, что тема нашего исследования актуальна. Ведь наряду с героями, командующими армиями, имена которых нам были теперь известны, были другие легендарные герои – дети, которые сыграли не последнюю роль в истории.
Из истории вопроса
22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Старшеклассники готовились к выпускному вечеру, дети играли, они даже не подозревали, что всё это скоро кончится и на устах будет только одно слово -ВОЙНА. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 70-87-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.
Война отучила этих детей плакать.
Вспоминает Валентина Ивановна: "Когда наш эшелон разбомбили …, мы попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Мы четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя". Вот так просто угасали жизни. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости.
С захваченных территорий немцы тысячами угоняли детей в концлагеря, на работу в Германию, превратив их в рабов. Их цинично "сортировали" на «пригодных» и «непригодных» к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но машине фашизма малыши не нужны, их пустит в топку. «Пригодные» для работы выносили пепел «непригодных» из крематория, зашивали его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат, над ними проводили, как над животными, опыты, вырывали зубы, сдирали кожу.
Во время войны люди теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей. Но многие, те, кто постарше, боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями 5 полков.
Вспоминает Николай Пантелеевич Крыжков: "Наш детдом в Сталино эвакуировали, когда немцы уже стояли на подступах к городу. Мне было 11 лет. Из Сталино детдомовцы помогали гнать скот. По дороге у нас забирали лошадей, коров для армии и постепенно все разбрелись кто куда. Зиму я скитался по степям, промышлял на железной дороге, так добрался до Сталинграда. Осенью 1942 года меня приютили солдаты 1095-го артиллерийского полка, накормили, отмыли, обогрели. Командир части несколько раз отправлял меня, но я снова возвращался. И тогда комбат Виктор Веприк приказал зачислить меня в штат и поставить на довольствие. Так и остался я до конца войны сыном полка 150-й Севастопольской орденов Суворова и Кутузова пушечно-артиллерийской бригады 2-й гвардейской армии, прошел от Сталинграда до Восточной Пруссии, участвовал в боях на Саур-Могиле, ходил в разведку и корректировал огонь в Севастополе, Кенигсберге, Пилау. В Белоруссии был ранен осколками снаряда и направлен в парковый взвод. Пришел туда – немецкий автомат через плечо, два диска к нему в вещмешке лежат, в рукавичках – гранаты, под рубашкой "Парабеллум" спрятан. Вот такое было у меня вооружение". Николай Пантелеевич удостоен ордена Отечественной войны 2-й степени, медалей "За боевые заслуги", "За взятие Кенигсберга", благодарности командира за взятие Севастополя. До войны Николай Пантелеевич закончил всего 3 класса, и снова пошел в школу уже в 25- летнем возрасте.
История Коли Крыжкова, маленького солдата, – не единичный случай. Таких ребят во время Великой Отечественной войны были десятки тысячи. На фронте вместе с бойцами нередко воевали подростки 13-15 лет. В основном это были дети, лишившиеся своих родителей. Кроме этого, сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину.
Страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию. Вот имена некоторых из них: Володя Казьмин, Юра Жданко, Лара Михеенко, Таня Морозова, Витя Коробков. Многие из 6 них воевали так, что заслужили боевые ордена и медали, а четверо: Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков - стали Героями Советского Союза.
Основная часть
«Из записной потёртой книжки
Две строчки о бойце-парнишке,
Что был в сороковом году
Убит в Финляндии на льду….»
А.Твардовский.
Поэт искренне восхищался мужеством и самоотверженностью детей, способных в критической ситуации действовать собранно и самостоятельно. Действительно, ребята способны не только играть, но и оберегать свою родину. Этому находится множество примеров в истории.
Лёня Голиков
Леня Голиков жил в Лукино — маленькой глухой деревне на берегу речки Полы, что впадает в древнее полноводное озеро Ильмень. Ничто не омрачало детских лет мальчика. Был он счастлив, и ему казалось, что все окружающее дано ему навсегда, на всю жизнь. Но пришли другие дни. Фашисты напали на нашу страну, фронт приближался к Лукино. Жители рыли на огородах ямы — прятали в них от гитлеровцев вещи. Потом всей деревней переселились в лес, в Быки — в самую глухомань.
Как-то Ленька решил сходить в Лукино посмотреть на свой дом, узнать, нет ли в деревне немцев.
Крадучись и настороженно прислушиваясь к малейшему шороху, мальчик благополучно добрался до речки, высунулся из-за бугра и вдруг увидел немецких солдат. Он решил спрятаться и наткнулся на пулеметчика который строчил по немецким солдатам. Пулемётчик попросил его похоронить его друга так как он не мог оставить пост.
В тот же день, когда сгустились сумерки, ребята хоронили убитого пулеметчика. Под соснами вырыли могилу, нарвали травы, наломали веток и расстелили их на дне. Солдата завернули в плащ-палатку и опустили на ветви. Вскоре над могилой вырос маленький холмик.
Через несколько дней Леня встретил своего школьного учителя Василия Григорьевича. По дороге они разговорились и он узнал ,что учитель сейчас находится у партизан в лесу. Они пришли к уцелевшим избам на краю села, где разместился на отдых партизанский отряд. Народу здесь было полным-полно. Одни сидели у стола и чистили автоматы, другие шили, третьи ели из алюминиевых котелков. А Ленька просто не мог прийти в себя от радости. Сколько мечтал он о встрече с партизанами, и вот, будто по волшебству, кто-то перенес его прямо в партизанский отряд. Он с любопытством оглядывался
вокруг. Вот бы ему сюда! Видать, храбрый народ, веселый… Одно слово: партизаны!
Лёня тоже попросился к ним, при этом соврал что ему 15 лет.
С этого дня пионер Леня Голиков был зачислен в партизанский отряд, а через неделю отряд снялся с места и углубился в лес, чтобы через линию фронта проникнуть в тыл к немцам. Болотами и лесами шли несколько суток. Иной раз забирались в такие дебри, что, казалось, невозможно и выбраться. Многим было трудно идти. Одни натирали ноги, другие не могли управиться с лыжами, третьи быстро замерзали.
Что касается Леньки, то казалось, будто на него и не влияет новая обстановка. Он стойко переносил партизанские тяготы: суровые холода, бессонные ночи, долгие переходы. Конечно, Леньке очень помогало то, чему он научился в пионерском отряде. Жизнь в лесу, на речке, военные игры, далекие походы закалили его, сделали выносливым. Ленька умел разжигать костер в заснеженном лесу, спал под открытым небом и не знал, что такое простуда.
Вскоре в партизанском отряде появился еще один паренек, Митяйка. Ленька сразу подружился с Митяйкой. Они даже спали на одних нарах. С этого дня Ленька с Митяем стали ходить в разведку.
Они узнавали, где расположились вражеские гарнизоны и огневые точки врага, где находятся блиндажи. Теперь у Леньки был настоящий автомат. Ему уже не раз приходилось видеть врагов совсем близко, но он не трусил.
Ребята придумали свой способ разведки. Они одевались
в лохмотья, брали суму и под видом нищих ходили по селам, выпрашивали милостыню, а сами глядели во все глаза и все примечали: сколько там солдат, какое у них оружие, сколько автомашин, пушек…
Разведчик-партизан Леня Голиков выполнял большую и опасную работу. Для него стало обычным ходить в ночи, неизвестными тропками, быть готовым к любой неожиданности. В этом он не видел никакого героизма, это были партизанские будни, жизнь. И рассказывать не любил о своих делах — как взрослый. Но иногда мог выкинуть такую штуку, что партизаны лишь руками разводили, а командир говорил: «Мальчишество». Однажды Леньке и его приятелю Митяю удалось проникнуть в немецкую офицерскую столовую. Пообедав, он написал записку и оставил ее на столе. В записке было написано: «Смерть немецким оккупантам! Здесь обедал партизан Голиков. Трепещите, гады!»
Когда гитлеровцы обнаружили записку, маленькие партизаны-разведчики были уже далеко.
Иногда Ленька с другими разведчиками уходил из отряда на несколько дней. Они разведывали подходы к железным доpoгам, сопровождали минеров, сами рвали мосты.
Один раз разведчикам предстояло взорвать вражеский эшелон. Они это сделали и начали уносить ноги ,но его старшего товарища тяжело ранило и он сорвав две березки, связал их накрест комлями, растянул на них плащ-палатку, перенес на волокушу Степана и потащил к месту стоянки партизанского отряда.
Утром командир отряда объявил Леньке благодарность перед строем и сказал, что партизан-разведчик Леонид Голиков за спасение товарища будет представлен к правительственной награде.
Через несколько дней произошли большие события: Леньку приняли в комсомол, и он получил свою первую награду — медаль «За боевые заслуги».
Но самое необычайное произошло 13 августа 1942 года
В этот день партизаны ходили в разведку на шоссейную дорогу. Выполнив задание, командир решил возвращаться в отряд. Он дал сигнал. Ленька тоже поднялся, но в этот момент увидел вдали немецкую легковую машину. Ленька лег за кучу щебня, приготовил гранату и стал ждать. Машина приблизилась, притормозила у мостика, и Ленька швырнул гранату. Граната ударилась в буфер, раздался взрыв. Машину
подбросило, тряхнуло, и только по инерции она пробежала еще десяток метров. Ленька видел, как из машины выскочил немец, схватил пистолет-автомат, какой-то красный портфель и бросился в сторону от дороги. Гитлеровец заметил, как из-за груды щебня кто-то выбежал и в два прыжка очутился возле машины. А затем немец увидел, что за ним гонится какой-то мальчишка. Тогда он сделал несколько выстрелов. Ленька залег и продолжал стрелять лежа. А гитлеровец опять побежал… Расстояние до него увеличивалось.
Уже целый километр гнался Ленька за убегавшим врагом. Немец сбросил с себя белый китель, остался в темной сорочке, и целиться в него стало труднее.
В его автомате оставался последний патрон. Гитлеровец убегал, продолжая отстреливаться. Ленька прицелился и выстрелил. Враг пошатнулся, сделал несколько неверных шагов и упал на землю. Ленька подбежал к убитому, взял портфель, автомат и, тяжело дыша, пошел обратно. Он подобрал по дороге белый китель и увидел на нем генеральские витые погоны.
Ленька явился в партизанский лагерь в белом генеральском кителе, генеральской фуражке и с красным портфелем под мышкой. Вид его был так уморителен, что грянул громкий хохот. Он добыл очень важные документы.
Вскоре из Москвы пришла радиограмма — предлагали представить к высшей награде всех участников операции по захвату важных немецких документов. В Москве еще не знали, что документы захватил один партизан и ему всего 14 лет.
Так пионер Леонид Голиков стал Героем Советского Союза.
Но Леньке не довелось узнать о своем награждение. Он погиб в неравном бою под селом Острая Лука 24 января 1943 года.
Мать Лени, Екатерина Алексеевна, долго не знала о судьбе сына.
Но однажды в Лукино приехал курьер в военной форме. Он нашел Екатерину Алексеевну и передал ей большой пакет с сургучными печатями. В пакете лежала наградная грамота в малиновом кожаном переплете.
В ней было сказано:
Герою Советского Союза
ГОЛИКОВУ
ЛЕОНИДУ АЛЕКСАНДРОВИЧУ.
За Ваш геройский подвиг в борьбе против немецко-фашистских захватчиков, в тылу противника и за особые заслуги в организации партизанского движения Ленинградской области Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 2 апреля 1944 года присвоил Вам звание Героя Советского Союза,
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
М. Калинин
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. Горкин
Курьер привез еще и письмо Екатерине Алексеевне от Михаила Ивановича Калинина:
Уважаемая Екатерина Алексеевна! По сообщению командования Ваш сын Голиков Леонид Александрович погиб за Родину смертью храбрых. За геройский подвиг, совершенный Вашим сыном в борьбе с немецкими захватчиками в тылу противника, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 2 апреля 1944 года присвоил ему высшую степень отличий — звание Героя Советского Союза. Посылаю Вам Грамоту Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Вашему сыну звания Героя Советского Союза для хранения, как память о сыне-герое, подвиг которого никогда не забудется нашим народом.
М. Калинин
Почти целый год боролся Леонид Голиков с фашистами. За это время он принимал участие в 27 боях, уничтожил несколько десятков фашистов, пустил под откос вражеский эшелон, подорвал два железнодорожных и двенадцать шоссейных мостов, три склада с фуражом и продовольствием.
В селе Острая Лука на месте, где шел неравный бой, в котором погиб партизан Леня Голиков, на пригорке против братской могилы выросла новая просторная школа. Пионеры приносят цветы на могилу маленького героя, который погиб в боях за Родину. Его имя занесено в книгу Почета Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина.
А в селе Поле, где стоит новая двухэтажная школа, есть пионерский отряд имени Лени Голикова. На сборах вспоминают ребята о герое, слушают рассказы о его боевых подвигах. И каждому из них хочется быть таким же храбрым, отважным, каким был пионер-партизан Леонид Голиков. В городе Новгороде есть улица, названная именем Лени Голикова, а в сквере, что находится против Дворца пионеров, ему воздвигнут гранитный памятник, который был открыт 18 января 1964 года к 20-й годовщине освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков. Леня изображен на памятнике с автоматом в руке. Народный мститель бдительно и смело смотрит вперед. Он стал навечно на свой пост.
Ю. КОРОЛЬКОВ
УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР О ПРИСВОЕНИИ ЗВА-НИЯ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА КОМАНДИРАМ ПАРТИЗАНСКИХ СОЕДИНЕНИИ И ПАРТИЗАНАМ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗА ОБРАЗЦОВОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИИ КОМАНДОВАНИЯ В БОРЬБЕ С НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ В ТЫЛУ ВРАГА И ПРОЯВЛЕННЫЕ ПРИ ЭТОМ ОТВАГУ И ГЕРОЙСТВО И ЗА ОСОБЫЕ ЗАСЛУГИ В ОРГАНИ-ЗАЦИИ ПАРТИЗАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИСВОИТЬ ЗВАНИЕ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С ВРУЧЕНИЕМ ОРДЕНА ЛЕНИНА И МЕДАЛИ «ЗОЛОТАЯ ЗВЕЗДА»
ГОЛИКОВУ ЛЕОНИДУ АЛЕКСАНДРОВИЧУ
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
М. Калинин
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. Горкин
Москва, Кремль, 2 апреля 1944 г.
В городе Новгороде был воздвигнут памятник Лёне Голикову
Валя Котик
Валя Котик — это один из подростков-героев, воевавших в годы Великой Отечественной войны против немецких оккупантов. Валентин прославил свое имя как мужественный защитник своей земли и верный сын Родины.
Валентин происходил из простой крестьянской семьи. Он родился в Хмельницкой области Украины. Когда в 1941 году немцы оккупировали украинскую землю, Валя был простым школьником. В то время мальчику исполнилось одиннадцать лет.
Юный пионер стразу принял горячее участие в помощи советскому фронту. Вместе с одноклассниками Валя собирал боеприпасы: гранаты, винтовки, пистолеты, оставшееся на полях сражений и переправлял все это оружие партизанам.
Оружие дети прятали в стогах сена и перевозили его достаточно свободно, потому что немцам не приходило в голову, что дети тоже являются помощниками партизан.
В 1942 году Валя был принят в число разведчиков подпольной советской организации, в следующем 1943 году мальчик стал полноправным членом партизанского отряда. Валентин Котик прошел долгие и трудные два с половиной года войны, он скончался от смертельных ран, полученных в бою, в феврале 1944 года.
Герой Валентин Котик сразу запомнился своим товарищам мужеством и смекалкой. Самый известный свой подвиг мальчик совершил осенью 1943 года: он обнаружил секретную радиолинию немцев, которую те тщательно скрывали (позже партизаны уничтожили эту линию, оставив фашистов без связи). Валентин участвовал во многих операциях партизан: был хорошим подрывником, связистом и бойцом. Ходил в разведку, а однажды в 1943 году спас весь отряд.
Это произошло таким образом: Валентин был послан в разведку, он вовремя заметил немцев, начавших карательную операцию, застрелил одного из высших командиров этой операции и поднял шум, предупредив тем самым своих товарищей о грозящей им опасности. История о смерти Валентина Котика имеет две основные версии. Согласно первой из них, он получил смертельное ранение в бою и умер на следующий день. Согласно второй, легкораненый Валентин скончался во время немецкого обстрела эвакуируемых советских солдат. Похоронили юного героя в г. Шепетовка.
После войны имя Валентина Котика стало нарицательным. Мальчик был награжден орденами и партизанскими медалями. А в 1958 году ему присвоили звание Героя. Именем Вали Котика называли пионерские отряды, улицы, парки и скверы. Ему были воздвигнуты памятники по всему Советскому Союзу. Наиболее известным из всех памятников является скульптурный монумент, установленный в 1960 году в центре Москвы.
Еще один памятник до сих пор находится в городе Симферополе на Аллеи героев, где расположены скульптуры взрослых и детей, героически защищавших Родину во время Великой Отечественной войны. Подвиг Валентина был прославлен в художественной киноленте о войне «Орленок», в котором главный герой — мужественный юный пионер подрывал себя гранатой, чтобы не попасть в плен к фашистам.
Марат Казей
Казей Марат Иванович родился 10 октября 1929 года в д. Станьково Дзержинского района. Родители будущего героя были убежденными коммунистами – активистами, его мать Анна Казей входила в число членов комиссии по выборам в Верховный Совет СССР. Сын был назван в честь балтийского линкорна «Марат», на котором его отец Иван Казей прослужил 10 лет.
В 1935 году отец Марата, будучи председателем товарищеского суда, был репрессирован за «вредительство», сослан на Дальний Восток, где и умер. Мать мальчика тоже была дважды арестована «за троцкистские убеждения», впоследствии её все таки освободили. Перенесенные испытания и потрясения не сломили женщину и не развеяли ее веру в социалистические идеалы. Когда началась Великая Отечественная война, Анна Казей начала сотрудничать с партизанским подпольем г. Минска (скрывала у себя и лечила раненых бойцов), за что была повешена фашистами в 1942 году.
Военная биография Марата Казея началась сразу после смерти матери, когда он вместе со старшей сестрой Ариадной вступил в партизанский отряд имени 25-летия Октября, где стал разведчиком. Бесстрашный и ловкий, Марат много раз проникал в немецкие гарнизоны и возвращался к товарищам с ценной информацией. Также юный герой был задействован во многих диверсиях на важных для гитлеровцев объектах. Участвовал М. Казей и в открытых боях с противником, в которых проявлял абсолютное бесстрашие - даже будучи раненым, поднимался и шел в атаку.
Зимой 1943 г. у Марата Казея появилась возможность выехать в глубокий тыл вместе со своей сестрой, так как ей срочно потребовалась ампутация обеих ног. Мальчик был на тот момент несовершеннолетним, поэтому имел такое право, но отказался и продолжил свою борьбу с захватчиками.
Один из его громких подвигов был совершен в марте 1943 г, когда, благодаря ему, был спасен целый партизанский отряд. Тогда у д. Румок немецкие каратели взяли в окружение отряд им. Фурманова, а Марат Казей смог прорваться сквозь кольцо врага и привести подмогу. Враг был разбит, а его товарищи спасены.
За проявленные в боях и диверсиях смелость, отвагу и совершенные им подвиги, в конце 1943 г, 14-летний Марат Казей был награжден тремя высокими наградами: медалями «За боевые заслуги», «За отвагу» и орденом Отечественной войны 1-й степени.
Марат Казей погиб 11 мая 1944 года в бою возле д. Хоромицкие. Когда с напарником возвращался из разведки, их окружили гитлеровцы. Потеряв в перестрелке товарища, юноша сам подорвал себя гранатой, не дав немцам взять его живым или, по другой версии, предотвращая карательную операцию в деревне, в случае его поимки. Еще одна версия его биографии говорит, что Марат Казей привел в действие взрывное устройство, чтобы убить вместе с собой нескольких немцев, подошедших к нему слишком близко, так как у него закончились патроны. Похоронили мальчика в его родной деревне.
Звание Героя Советского Союза Марату Казею было присвоено 8 мая 1965 года. В г. Минске отважному парню был установлен обелиск, запечатлевший последние мгновения до его подвига. В его честь также было названы много улиц на территории всего бывшего СССР, особенно на его родине в Белоруссии. Школьников советских времен воспитывали в духе патриотизма и в пионерском лагере деревни Горваль Речицкого района Белорусской ССР. Лагерь так и назывался - «Марат Казей».
В 1973 году в свет вышла книга писателя Бориса Костюковского «Жизнь, как она есть» (Москва, «Детская литература»), который посвятил ее биографии и подвигам Марата Казея и его сестры Ариадны Казей (умерла в 2008 году).
Надя Богданова
Надя Богданова была простой белорусской девочкой, которой не было и 10 лет, когда началась война. В 1941 году детский дом, в котором она жила, эвакуировали во Фрунзе. Надя же с несколькими детьми во время одной из остановок сошла с поезда, чтобы отправиться на фронт.
Дети, вынужденные жить в детдомах, взрослеют рано. Там нужно выживать и полагаться только на себя: рядом нет любящих родителей, которые могли бы сделать их жизнь беззаботной. Фронт многим из них в ту пору казался олицетворением свободы, героизма, подвига. А еще – взрослой жизни без строгого присмотра. Конечно, на самом деле все было не так. Но что взять с детей, если с подобными мыслями на фронт отправлялись и некоторые взрослые, витающие в романтических фантазиях о славе и красивых сценах битв?
С товарищами Надя присоединилась к белорусским партизанам, которые не могли отказаться даже от такой помощи. Удивительно, но она не только не стала для них обузой – вместе со своими малолетними друзьями сумела уничтожить десятки грузовиков с боеприпасами и несколько сотен гитлеровцев. И это 10-летняя девочка.
Стояла осень 1941. Приближался праздник Октябрьской революции. Командование партизанским отрядом решило развесить в Витебске красные флаги – чтобы поднять боевой дух местных жителей, страдающих от действий вражеского гарнизона. Ударить по врагу партизаны пока не могли. Но и бездействовать тоже.
Однако план был, а того, кто сможет отправиться в город для осуществления замысла, – нет. Фашисты не подпускали партизан к городу, а там обыскивали каждого, кто мог вызвать подозрение. Не вызывали его только дети, одетые в нищенские лохмотья, держащие в руках грязные игрушки и правдиво хныкающие, как только взгляд полицаев обращался к ним.
Надя и ее друг Ваня (ему было 12) отправились на задание вместе. Было приказано вернуться живыми.
В тот день было снежно. Дети тащили за собой сани, груженные метлами. Среди десятка одинаковых метел лежали три особенные, в прутьях которых были незаметно вставлены красные полотнища. Ваня смешно ковылял рядом, пытаясь экономить силы (дорога была неблизкой – порядка 10 км), а Надя хохотала и шла легко и свободно. Но на душе было тревожно.
В городе им никто не мешал, никто не останавливал. Ваню трясло с непривычки, Надя же смело руководила их «вылазкой». У них получилось развесить все флаги, не привлекая внимания.
На обратном пути девочка решила добыть папирос, ведь партизаны без табака так страдали… Это стало их ошибкой. Уже при выезде из Витебска детей остановил полицай. Он обнаружил табак и все понял.
Детей допрашивали, угрожая расстрелом и стреляя поверх их голов. Требовали выдать партизан. Оба молчали, лишь вздрагивая после очередного выстрела. На следующее после допроса утро юных разведчиков повели на расстрел.
– Пожалейте детей, звери! – кричали пленные палачам, но ничего не могли сделать, падая от пуль в общую яму. Ваня упал после очередного выстрела. Надя потеряла сознание за секунду до того, как пуля должна была вонзиться ей в грудь.
В яме с убитыми живую Надю обнаружил партизанский пост.
В феврале 1942 года Надя отправилась на подрыв железнодорожного моста. На обратном пути ее остановили полицаи. Обыскав девочку, в куртке нашли крошечный кусок взрывчатки. В эту же минуту на глазах у полицаев мост взлетел на воздух.
Девочку зверски пытали: выжгли на ее спине пятиконечную звезду, облили ледяной водой на морозе, бросали на раскаленные угли. Так и не добившись признания, бросили истерзанного ребенка в сугроб, полагая, что девочка мертва. Надю нашли партизаны, которых послали ей на помощь. Умирающую, принесли в
с. Заналючки и оставили местным крестьянкам. Мощное желание жить победило, и девочка, бывшая при смерти, снова выжила. Правда, сражаться дальше уже не могла – Надя практически лишилась зрения (после войны зрение ей вернул академик В.П. Филатов).
За боевые подвиги Надежда Александровна Богданова была награждена орденом Боевого Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени и медалям
Пятнадцатилетняя Зина Портнова приехала из Ленинграда к родственникам в 1941 г. на летние каникулы в деревню Зуй Витебской области. Во время войны стала активным участником Обольской антифашистской подпольной молодёжной организации «Юные мстители». Работая в столовой курсов переподготовки немецких 7 офицеров, по указанию подполья отравила пищу. Участвовала в других диверсиях, распространяла листовки среди населения, по заданию партизанского отряда вела разведку. В декабре 1943г., возвращаясь с задания, она была арестована в деревне Мостище и опознана предателем. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена, зверски замучена и 13 января 1944 г. расстреляна в тюрьме г. Полоцка.
А шестнадцатилетняя Оля Демеш со своей младшей сестрой Лидой на станции Орша в Белоруссии по заданию командира партизанской бригады С. Жулина взрывали с помощью магнитных мин цистерны с горючим. Девчонки привлекали к себе меньше внимания немецкой охраны, чем мальчики-подростки или взрослые мужчины. Тринадцатилетняя Лида часто брала корзину и уходила на железнодорожные пути собирать уголь, при этом добывая разведданные о немецких военных эшелонах. Если ее останавливали часовые, она объясняла, что собирает уголь, чтобы отапливать комнату, в которой живут немцы. Лиду и ее маму фашисты схватили и расстреляли, а Оля продолжала бесстрашно выполнять задания партизан. За голову Оли Демеш фашисты обещали щедрую награду – землю, корову и 10 тысяч марок. Копии ее фотографии были разосланы всем патрульным службам и тайным агентам. Захватить и доставить ее живьем – таков был приказ! Но поймать девочку не удалось. Ольга уничтожила 20 немецких солдат и офицеров, пустила под откос 7 вражеских эшелонов, вела разведку, участвовала в уничтожении карательных подразделений.
Заключение
Целых 75 лет отделяет нас от тех времён, когда столкнулись два государства, две великих армии – русская и немецкая. Война – дело мужское, но эта война превратилась в войну Отечественную, потому что против армии Гитлера поднялся весь русский народ.
Солдаты сражались на поле боя, женщины и старики уходили в партизанские отряды и громили вместе с военными немецкие тылы. Рядом с воинами – мужчинами храбро сражались против неприятеля и мужественные дети.
В процессе исследования данной темы мы пришли к выводу, что, дети, никогда не оставались в стороне от тех значимых событий, которые волновали советское государство.
Награждают ли сегодня в нашей стране за героизм детей? Да, время от времени слышны радостные вести: вот девочка девяти лет вывела из пожара четверых детей, а вот десятилетний мальчик вытащил малышей, увязших в пашне в половодье; 16-летний подросток спас маленькую девочку, упавшую с моста в ледяную весеннюю реку.
Эти известия греют душу. Ведь они означают, что, несмотря на тотальный упадок культуры и прогрессирующие недуги общества, мы все еще в состоянии воспитать Человека. И, может быть, именно такими были те дети, которые помогли нам выстоять в самом жестоком кровопролитии 21 века.
По статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких сил. Они хлебнули горя полной чашей, слишком большой для маленького человека…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)
Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...
Презентации к изучению материала по Великой Отечественной войне 1941-1945гг (Советские самолёты времен Великой Отечественной войны)
Советские самолёты времен Великой Отечественной войны...
Презентации к изучению материала по Великой Отечественной войне 1941-1945гг (Техника СССР во Время Великой Отечественной войны)
Классификация техники; Легкие танки, Средние танки, Тяжелые танки, ПТ - САУ(противотанковые самоходные артиллерийские установки), САУ(самоходные артиллерийские установки), Тяжелые танки...
Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны
Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...
Великая Отечественная война в истории моей семьи. Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны.
Презентацию «Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны» подготовила ученица 1 класса «Д» ГБОУ Школа № 1251, г. Москва, Виктория Шкред. С такими презе...
Паспорт проекта «Фестиваль военной песни», посвященный 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла.
Актуальность Актуальность проблемы формирования гражданственности и патриотизма учащихся общеобразовательных школ в нынешних условиях обусловлена социальной ситуацией и тенденциями развития совре...
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Дети и подростки - герои Великой Отечественной войны.
Каждый год мы вспоминаем войну 1941-1945 гг., унесшую миллионы жизней. Каждый год мы благодарим тех, кто сражался за нашу страну. ...