Сценарий музыкально-литературной гостиной «Январские посиделки при свечах»
методическая разработка (5, 8 класс)

Чигринцева Светлана Александровна

Приобщение обучающихся к истокам русской культуры, знакомство с традициями и обычаями русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yanvarskie_posidekidocx.docx27.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий музыкально-литературной гостиной

                                 «Январские встречи при свечах»

Цель: приобщение обучающихся к истокам русской культуры

Оборудование:камин, свечи, стол, кресло для хозяйки, презентация «Зимние святки», интерактивная доска, ноутбук, мешочек для игры «Фанты», атрибуты для гадания.

Ход мероприятия:

Звучит музыка.

Чтец 1        Пришла зима, танцуя снежный вальс

                В круженье томном и безбрежном,

                И хлопья падают, ложась

                На ель вуалью белоснежной

                Снежинка, падая, кружилась

                В ажурном платье, вся светилась

                Вдруг лучик солнышка пробился

                С снежинкой в вальсе закружился (Т. Доморецкая)

Песня с подтанцовкой «Серебристые снежинки» (Р. Панина, А. Варламов)

Хозяйка        Прославляя красоту русской зимы, великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин вспоминал «зимних праздников блестящие тревоги». Мы, вслед за великим поэтом, вспомним о том, что первый месяц года подарил нам  несколько замечательных  праздников, в        честь которых мы сегодня собрались в музыкально -  литературной гостиной на встречу  «При свечах».
Звучит музыка. Входят дети - помощники, вносят свечи, ставят на стол.

                В канделябр вставлю свечи,
                Сяду рядом за столом.
                В ночь переходящий вечер
                Мне напомнит о былом.

Помощник        1. Старинный праздник – Рождество

                Нам приносит волшебство.
                Праздник Рождества Христова – один из самых радостных и                                         торжественных праздников в году.

Дети – помощники украшают елку игрушками,

вешают на макушку звезду.

В старину к Рождеству         наряжали елку – пушистую красавицу, на                 макушке которой сияла Вифлеемская звезда. Елочка зеленая, и зимой, и летом,  - это символ вечного мира, счастья и радости.Многие композиторы и поэты воспевали этот светлый праздник в своих творениях.

Александр Блок «Рождество»

Чтец 2        Был вечер поздний и багровый,

Звезда-предвестница взошла.

Над бездной плакал голос новый -

Младенца Дева родила.

На голос тонкий и протяжный,

Как долгий визг веретена,

Пошли в смятеньи старец важный,

И царь, и отрок, и жена.

И было знаменье и чудо:

В невозмутимой тишине

Среди толпы возник Иуда

В холодной маске, на коне.

Владыки, полные заботы,

Послали весть во все концы,

И на губах Искариота

Улыбку видели гонцы.

Песня «Звездочки ярко сияли» (автор неизвестен)

Школьная вокальная группа

Помощник 2Дни Рождества у каждого народа носят свое название. В Англии  - кэролы, в Германии - святые вечера, на Украине и в Белоруссии - коляды, в России - святки. В России в святки было принято творить добрые дела: помогать больным, дарить подарки. Этому обычаю следовали все: от государя до простых смертных. В дворянских семьях во время Святок проводились детские балы, праздники.  К ним тщательно готовились: мастерили костюмы, придумывали сценарий, готовили подарки-сувениры, сюрпризы, игры. Особой популярностью пользовалась дворянская забава – фанты.

Помощник 3 А не поиграть ли нам в фанты, господа?

Игра «Фанты»

Что этому фанту сделать?

Отгадать загадку!

Загадка 1

Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело,

Скользит мелодия так гибко,

Затихло все: играет… (скрипка)

Фант отгадан -  исполняем,

На сцену скрипачку приглашаем.

Номер Скрипка

А что этому фанту сделать?

Отгадать загадку

Загадка 2

 Чудесная трубочка, не простая дудочка,

Бывает золотой, фарфоровой, костяной,

Изумительно поет,

Всех в концертный зал зовет. (флейта)

Фант отгадан -  исполняем

В зал флейтиста приглашаем.

Номер флейта

Что сделать этому фанту?

Отгадать загадку!!!

Загадка 3

Он по виду брат баяну.

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану

Всем знаком … (аккордеон)

Фант отгадан – исполняем

На сцену аккордеониста приглашаем.

Номер Аккордеон

Помощник 1Рождество отмечалось 12 дней. С Рождества до Крещенья проходили святки. Зимние святки делились на «святые вечера» и страшные вечера». Их разделял Васильев день. Со Святками приходили гаданья и колядованье.

        Обход дворов с песнями-колядками совершался за Святки трижды: в Рождественский сочельник - это была «рождественская коляда», в день Василия Великого, мы этот день отмечаем как Старый Новый год  -  «Васильевская коляда» и в Крещенский сочельник - «крещенская коляда». Колядование  это праздничные обходы дворов с пением колядок – песен, в которых славились хозяева дома и содержались благожелания – богатства, урожая. Смотрите, к нам колядовщики идут!

Мы с колядками пришли,
Смех да радость принесли,
Своей песней позабавить,
С новым годом вас поздравить

«Калядки»

Выступление школьной вокальной группы

Помощник 2Крещенская ночь на 19 января считалась во все времена самой таинственной, насыщенной магией и священнодействием. Это последняя ночь святочной недели, когда можно гадать. По языческомуповерию гадать не следовало в одиночестве, на теле не должно было быть никаких украшений, опоясывающих деталей, нательного крестика.Девушки загадывают жениха-суженого, молодухи спрашивают о количестве детей, да и другие люди могут подсмотреть, что им судьба приготовила.

Звучит музыка, входят участники школьной театральной студии

Гадалка        Я в светелку зайду

                А я свечечку зажгу.

                Гори, свеча, сияй,

                А девица – гадай.

А молодцы уже гадают – возле окон сидят да подслушивают. Если в доме бранятся – жди в жизни неудачи, да невезенья, а если в доме веселятся, то и жизнь будет беззаботная да веселая.

Каждая девушка мечтала выйти замуж.
Самые смелые девушки гадали, накрывая стол на 2 прибора и в одиночестве ожидая событий. Василий Жуковский описал это гадание в поэме «Светлана».

 Вот в светлице стол накрыт

 Белой пеленою;

 И на том столе стоит

 Зеркало со свечою;

 Два прибора на столе.

 «Загадай, Светлана;

 В чистом зеркала стекле

 В полночь без обмана

 Ты узнаешь жребий свой:

 Стукнет в двери милый твой

 Легкою рукою;

 Упадет с дверей запор;

 Сядет он за свой прибор

Ужинать с тобою». (Василий Жуковский)

        

Девчата выходили за околицу, каждая снимала с ноги валенок и с силой бросала его в темноту. Считалось, что жених живёт в той стороне, куда улетел валенок или сапог.
Но мы с вами на улицу гадать не пойдём, потому что там холодно.
А гадать будем в зале. Девицы, вы готова погадать ребятам?

Девицы идут в зал с мешочками, в которых лежит фасоль и предлагают взять немного фасоли. Возьмём  из  горшочка  в  кулачок  фасоли  немножко,  у  кого

пара, т.е. чётное  число, у того  желание  и  сбудется, а  у  кого  нечётное  число,  тому  подождать  немного  придётся.

Лерочка, возьми сундучок с гаданиями.

Лера берет сундучок, подходит сначала к своим подружкам,

затем к зрителям в зале

Девица                Ты скажи-ка, сундучок,
Расскажи-ка нам, дружок,
Что нас доброе ждёт,
А лихое пусть уйдёт!

Из сундучка девицы  дети с закрытыми глазами достают предметы, а Гадалка  говорит, что обозначают эти предметы.
-Лента – жить будешь долго и счастливо.
-Пуговица - жить тебе в большой и дружной семье.
-Монетка, денежка - к богатству и достатку.
-Щепка - крепкое здоровье, долголетие.
-Картошка – скоро тебя ждёт большое счастье.
-Гвоздь - на пороге гость.
-Скрепки (прищепки) - к новым друзьям, верным товарищам.
-Колечко – к хорошему жениху, к замужеству! 
-Полотенце – долгая дорога, путешествие.

- Ниточка - далеко расстелется. Ждёт тебя путешествие.

- Вата - кому достанется, мягкая жизнь достанется.

А хотите еще погадать?

Погадаем на блюде.

В блюдо складываем мелкие вещи.

Собирает у зрителей

Споем особую песню – предсказание. Чью вещичку выну – тому и сбудется.

Песня – предсказание (народная)

1. По саду хожу,
Перины стелю.
Перины стелю - перестеливаю.

Кому вынется -
Тому сбудется.

Тому сбудется,
Не минуется

Чьи вещи? Тому - дорога

2. За гумном мужики 
Все богатые,
Гребут золото 
Все лопатами.

Кому вынется,
Тому сбудется,
Тому сбудется,
Не минуется

Чьи вещи? Тому - богатство

3. За гумном кони 
Позаряжены,
Только сесть на них,
Да  поехати.

Кому вынется,
Тому сбудется,
Тому сбудется,
Не минуется

Чьи вещи? Тому – женитьба!

Помощники 1Святки вот уж на исходе,
И в преддверии Крещения,
В каждой церкви и приходе,
Воду освятит священник

2. В ней спасительная сила,
Надо верить и желать,
Чтоб на всех на нас спустилась,
С неба Божья благодать.

Гадалка        Погадали – надо жилище почистить святой водой, чтобы нечисть всякая не                 засиживалась. Да вас окроплю.

Гадальщицы окропляют зал водой и уходят

Хозяйка        Наша встреча в музыкально – литературной гостиной  подошла к концу! 
Мы живём в христианской России. Не забывайте русских народных традиций. И всегда отмечайте христианские праздники. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально-литературной композиции Памяти павших будьте достойны!

Использованный музыкальный материал: « Победный марш»слова и музыка Е.Никоновой,« Священная война» муз. А Александрова, сл.. В. Лебедева-Кумача, «Русь непокорная» муз.,слова В. Шурака, «Сини...

Сценарий музыкально-литературной гостиной, посвященной Дню снятия Блокады "Вечная слава тебе, Ленинград!"

Цель:- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;- дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.Задачи:Образовательные:- формировать у учащихся ...

Сценарий музыкально-литературной гостиной, посвященной 120-летию со дня рождения С.А. Есенина «Мои стихи, спокойно расскажите про жизнь мою…»

Сценарий музыкально-литературной гостиной, посвященной 120-летию со дня рождения Сергея Есенина...

Сценарий музыкально-литературной гостиной "Афганистан болит в душе моей"

Сценарий музыкально-литературной гостиной "Афганистан боли  в душе моей", посвященный подвигу воинов -интернационалистов афганской и  чеченской войн. Для обучающихся 6-11 классов. ...

Сценарий музыкально-литературной гостиной «Все начинается с мамы» в рамках празднования Всемирного праздника «День матери» в подготовительной группе

Создание доброжелательной атмосферы, эмоционального общения, посредством включения детей и родителей в совместную деятельность....

Сценарий музыкально-литературной гостиной "Cinéma,cinéma on est fou de toi"

Данный сценарий помогает в интересной форме познакомить учащихся с историей французского кино, с выдающимися актерами, с композиторами , сочинившими бессмертную музыку для фильмов, ставших мировым кул...