Классный час посвящённый Дню вывода войск из Афганистана «А память сердце бережёт!»
классный час (10 класс)
Формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству;
Развить уважительное отношение к участникам Афганской войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час посвящённый Дню вывода войск из Афганистана «А память сердце бережёт!» | 72.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 5»
Классный час
посвящённый Дню вывода войск из Афганистана
«А память сердце бережёт»
Воспитатель:
Иваничкина Нажежда Федоровна
2024
Цели:
- Воспитывать патриотические чувства обучающихся
- Развить уважительное отношение к участникам Афганской войны
Задачи:
- Формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству;
- Формирование опыта нравственного поведения личности;
- Эмоциональное стимулирование патриотических чувств обучающихся через приобщение к воинским традициям;
- Развитие у обучающихся умений. аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: фотографии воинов-интернационалистов посёлка Михайловка, музыкальный центр, картинки о выводе советских войск из Афганистана, презентация.
Плакат: «Никто не забыт – ничто не забыто»
«.Афганская война – 22.12.1979 г – 15.02.1989 г.»
Направление: гражданско-патриотическое
Возраст обучающихся: студенты 2 курса, группа 22, по профессии «Машинист на открытых горных работах»
Методы: беседа, убеждение, рассказ, коллективное мнение
Средства организации занятия: компьютер, проектор
Продолжительность занятия: 45 минут, учебный кабинет
Ход мероприятия:
Ведущий 1.
Пожалуй, на земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Войны на нашей планете не прекращаются с древних времен. А путь войны всегда страшен. Мы говорим о победе в Великой Отечественной войне, которая отгремела более 74 лет назад, вспоминаем те страшные дни, но, к сожалению, забываем о том, что была ещё одна война.
Ведущий 2.
Ушла в историю Афганская война. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война.
Афганистан – ты стих души моей
О верности Святой солдатской чести,
О памяти той круговерти дней,
Где всё смешалось: ложь и правда вместе.
Песня «Афганистан»
Ведущий 1:
Каждый из полумиллиона наших солдат, прошедших через эту войну, стал частью Афганистана. А Афганистан стал частью каждого воевавшего там. Глупцы называли Афганистан «школой мужества». Глупцы были мудрецами: своих сыновей они предпочитали в эту школу не отправлять.
Ведущий 2:
Впервые вопрос о вводе наших войск был поставлен на повестку дня 15 марта 1979 года, когда вспыхнул антиправительственный мятеж населения в Герате. Афганские руководители обратились с просьбой оказать военную помощь в подавлении этого мятежа путем ввода советских войск на территорию Демократической Республики Афганистан (ДРА).
Ведущий 1:
Официально провозглашенная главная цель советского военного присутствия в ДРА формулировалась однозначно – оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Им предписывалось защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости. Наше правительство надеялось, что ввод войск будет носить кратковременный характер.
Ведущий 2:
25 декабря 1979 года в 15.00 начался ввод ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана, через Кушку – на Герат и Кандагар , а дальше на Кабул.
В ночь на 27 декабря 1979 года специальные группы КГБ СССР «Зенит » и «Гром» , образованные на время операции в Афганистане из сотрудников «Альфа» вместе со спецназом Главного разведывательного управления взяли штурмом президентский дворец на окраине Кабула. Вся операция «Шторм - 333» длилась не более 20 минут, кроме дворца были захвачены ещё 17 объектов в Кабуле.
На следующее утро в Кабул стали прибывать советские войска. Так началась десятилетняя Афганская война…
Всего лишь час до вылета нам дан,
Всего лишь час последней передышки.
Сказали нам: летим в Афганистан.
В Кабул летят вчерашние мальчишки.
Сегодня мы не пишем не строки.
И, куполам свою судьбу доверив,
Опустимся в афганские пески,
И сапогами скалы будем мерить…
Песня «Бойцам Альфа»
Слайды 1 - 3
Ведущий 1.
Первыми из, лихославльских воинов-интернационалистов, кто вступил на афганскую землю, были: Александр Вардаев, Александр Петров, Михаил Петров, Василий Кутузов, Александр Савельев, а Юрий Николаевич Псковский находился в составе воинов – десантников, которые осуществляли поддержку спецгрупп КГБ СССР при проведении операции «Шторм - 333».
Ведущий 2.
Все го же в Афганской войне принимали участие 101 наш земляк. Для каждого солдата годы службы навсегда останутся в памяти. Кто-то вспоминает друзей, с которыми делил паёк, кто-то незнакомую, чужую природу, кто-то необычную средневековую культуру.
Чтец 1: Из воспоминаний Малышева Евгения Петровича:
Вообще-то служба нам нравилась, когда были на первых операциях, боялись. Но старослужащие нам говорили: « Не бойтесь, свою пулю не услышите». Постепенно мы привыкли. Однажды нас выбросили не в точке назначения, а три километра пришлось идти пешком, вещевой мешок весил почти 70 килограмм, приходилось часто делать привалы. И вот на одном из них, головной дозор ушёл вперед, а мы решили ещё раз покурить. А когда собрались идти, услышали взрыв гранат. А если бы не сели, покурить, и мы бы погибли.
Чтец 2: из воспоминаний Мазякина Игоря Геннадиевича:
Для меня самым страшным боем был бой у Кандагара. Как водитель, я находился с машиной на возвышении, а внизу проходил штурм города. Смотришь и думаешь: всё как в кино. Вот только пули свистят по –настоящему, а взрывы гремят так, что в ушах звенит.
С местным населением никаких дружеских отношений не было. Про афганцев говорили, что они сегодня с душманами, а завтра в государственной армии. У нас ребята иногда смеялись: «Афганцы днём с тяпкой, а ночью с пулемётом».
Чтец 3: из воспоминаний Кондратьева Валерия Васильевича:
Афганцы жили ещё при феодальном строе, условия жизни были очень сложные, вся земля принадлежала хозяину. Выживали только за счёт продажи наркотиков. Мы возили им гуманитарную помощь – хлеб, муку, рис.
Но больше всего не хватало воды, её привозили в бочке с водокачки, потом её разливали в термоса и развозили по точкам. Но мы старались брать там, где её брали местные жители.
Но главное, не трудности, с которыми нам пришлось встретиться, а армейская дружба, крепче которой ничего не может быть.
Песня «Глаза любимых»
Педагог:
В разные годы через Афганистан прошло около 600 000 солдат и офицеров. 20 лет назад, 15 февраля 1989 года в 10 часов 20 минут через контрольно-пропускной пункт “Кушка” последним пересек границу генерал-лейтенент Пищев, а “мост дружбы” через Аму-Дарью – генерал-лейтенант Громов.
Слайд 4 (Генерал – лейтенант Борис Громов)
А 7-го февраля погиб сержант Ляхович. Ему было суждено стать последним солдатом, убитым в Афганистане. Своей смертью он, как бы, поставил точку в той войне.
Но на самом деле, война не закончилась и по сей день.
(песня А.Розембаума «Черный тюльпан»)
Уже идёт которая весна
Без свиста пуль в афганской круговерти.
Но горы вновь ко мне приходят в снах,
Те горы, на которых море смерти.
Пустыня огрызнулась горячо,
В песках скрывая признак каравана,
Все было, все осталось за плечом,
Но век мне не забыть Афганистана.
Я вспоминаю снежный перевал,
Где выше нас бывали только Боги,
Там редко автомат мой остывал,
И часто в кровь разбиты были ноги.
А память, как в замедленном кино,
Прокручивает фильм воспоминаний:
Друзей, которых нет уже давно,
Ко мне приводит в дом из дальних далей.
Война свои подарки раздала:
Кому звезда на грудь, кому на холмик,
Кого-то развенчала догола,
А кто-то вписан в жизни многотомник.
Пусть десять или двадцать лет пройдет,
И время врачевать умеет раны,
Давайте помнить тех, кто не придет,
Нельзя нам забывать Афганистана.
Педагог:
Сейчас вы услышите строки, которые были написаны Анной Ахматовой очень давно. Но как они актуальны и сегодня:
Я не знаю, зачем,
И кому это нужно.
Кто послал их на смерть,
Недрожавшей рукой
Только так беспощадно,
Так зло и ненужно
Отпустили их в Вечный Покой!
Ведущий 1. Некоторые считают, что Советская армия в Афганистане потерпела поражение. Но ведь перед нашей армией не ставилась задача одержать военную победу в Афганистане. Наши войска были выведены из Афганистана не в результате давления противника, а по решению руководства своей страны.
А что же выиграли от этой войны её участники – воины-интернационалисты? Ведь на судьбу каждого из них война наложила свой отпечаток. Многие из воинов-интернационалистов так и не сумели преодолеть комплекс войны. Одни не могут вычеркнуть из памяти погибших друзей, другие – груз своих воспоминаний.
Показ слайд – шоу под песню «Плечом к плечу».
(на основе фотографий участников Афганской войны)
Ведущий 2.
Настоящим шоком для солдат, служивших в Афганистане, является признание десятилетней войны, в которой положены тысячи жизней, через которую в страданиях прошло столько парней, «ошибкой», а сами «афганцы» враз оказались «оккупантами» и «убийцами».
А мир не очень справедлив:
Домой приходят человеки,
Один с войны приносит чеки,
Другой – желтуху или тиф.
А третий в душной тишине
Скрипит протезными ремнями,
И злость катает желваками,
Когда услышит о войне….
Ведущий1.
Несколько лет назад об этой войне не говорили вслух, она считалась государственной тайной. А участие в ней пограничных войск вообще тщательно скрывалось.
Ведущий 2.
Но недостатка в добровольцах не было. Военнослужащие со всей страны писали – пошлите служить в Афганистан. Многие офицеры просились в Афганистан на второй, на третий срок службы.
Алексей Евгеньевич Курочкин с желанием ушёл служить, да и в письмах писал только о погоде, друзьях, и ни слова о трудностях.
Из письма Курочкина Алексея:
«Прежде чем написать письмо пришлось сдуть со стола пыль толщиной с палец. В палатку зайдешь, везде пыль, потому что у природы свой распорядок. Тут с 1часа до 2 дует ветер с пылью-“афган”.если начался ветер, значит на обед пора. Погода прежняя, жара 40-50 градусов, жара, дождей нет. Мама, ты спрашиваешь насчет бани, мы моемся под душем, но что толку, не успеешь обсохнуть и опять весь в пыли.
Я тут на капоте своего КАМАЗа написал КАЛИНИН, так сразу земляки нашлись, даже с Медного.
…Многие жители выходят колонну встречать, кидают в кабину виноград, персики , лепешки, а в Кабул едешь, только и думаешь, скорей бы в Союз»
Педагог:
Бывают же в жизни удивительные совпадения, поразительные переклички. Когда читаешь сейчас стихи ребят, воевавших в Афганистане, стихи, пришедшие из боя, невольно вспоминаешь поэтов фронтового поколения, которые вынесли из войны свою поэзию, идеалы, души, сердца.
У офицеров и солдат
В бою тяжелом время сжато…
Вот, приготовив автоматы,
Твои товарищи лежат.
Их жизнь зависит от тебя
О, подвига полет бессмертный!
Ты бросился на выстрел первым,
Друзей и родину любя.
И, смяв атакой рубежи,
Пошла вперед родная рота.
А ты у вражеского дота
В снегу, недрогнувший лежишь…
А.Стовба
Педагог:
Это стихотворение Александра Стовбы оказалось пророческим. О подвиге двадцатидвухлетнего офицера, погибшего на афганской земле, рассказывали газеты и журналы. Он погиб, прикрывая роту, попавшую в засаду. Спасая ребят, получил смертельное ранение. А ведь он писал маме:
Я приеду, мама! Ты лишь верь,
Я вернусь и радостный и взрослый!
Как там ясенек мой? Он теперь,
Это стихотворение Александра Стовбы оказалось пророческим. О подвиге двадцатидвухлетнего офицера, погибшего на афганской земле, рассказывали газеты и журналы. Он погиб, прикрывая роту, попавшую в засаду. Спасая ребят, получил смертельное ранение. А ведь он писал маме:
Я приеду, мама! Ты лишь верь,
Я вернусь и радостный и взрослый!
Как там ясенек мой? Он теперь,
Стал, наверно, как братишка, рослым?
Я войду в уютный, старый дом,
Древний, как история планеты,
Он любой мне мелочью знаком,
Мне известны все его секреты…
А.Стовба
(песня О. Газманова «Офицеры».
Ведущий 1.
Ведущий 1.
Об Афганистане и поныне ходит множество слухов и домыслов. Одни рождаются от нехватки информации, другие – преднамеренно. К этой войне люди относятся и поныне не одинаково. Одни – сердцем её воспринимают, другие говорят – я там не был, не моё это дело. Но все знайте, что эта война продолжалась 9 лет, 1 месяц и 21 день!
Ты мне снишься ночами, Афган,
Хоть прошло долгих двадцать лет…
Я давно не сопливый пацан,
Только твой не истерся след.
Не медалями на груди
И не льготами, коих нет…
А друзьями, что там, позади
Да и кровью оставлен след.
След от пота, что ест глаза,
След от пули, когда стрельба,
След, когда по щеке — слеза,
След, что люди зовут Судьба.
Злость прошла на своих врагов,
Боль притупилась старых ран…
Не успел я отдать долгов,
Только помню тебя, Афган. Евгений Коновалов
Педагог
Согласно статистике, в Афганистане каждый день погибало 4 человека. В боях было сбито 333 вертолета, 118 самолетов, автомобилей и бензовозов – более 11 тысяч единиц! Афганская война, закончившаяся 20 лет назад, стала уже достоянием истории. А свидетели и непосредственные участники этого драматического исторического события живут среди нас.
Слайд № 5. Бабыкина В.К.
Педагог
Но не только мужчины выполняли свой долг, нельзя не вспомнить о женщине, чья жизнь так же связана с этой войной. Венера Кагармановна Бабыкина служила медсестрой на пограничной заставе Туркестанского округа с 1980 года. Главная задача их медсанчасти вывозить на БТРе или на «вертушке»раненых с территории Афганистана. Работали по два человека: один врач и одна медсестра. Приходилась иногда и с парашютом прыгать. Венера Кагармановна за свою службу в погранвойсках налетала 1 тысячу 900 часов.
За время службы она сдала 26 литров крови. Нередко она ложилась на стол для прямого переливания, во время операции, так как ждать было некогда, все решали минуты. мальчишкам она спасла жизнь.
Ведущий 2.
Для нее война закончилась 20 октября 1989г. - последний день вывода пограничников с Афганистана с последним раненым.
Венера Кагармановна была верна клятве Гиппократа. Для нее главное в работе: оказание медицинской помощи и спасение жизни человека. Она говорила: " Медсестра должна пропустить всю боль через себя, чтобы помочь человеку. Хирург должен быть от Бога, а медсестра от милосердия".
Ведущий1.
Полистайте Книгу Памяти:…геройски погиб в ночном бою; вступил в бой с превосходящими силами противника и погиб; руководил боем, будучи смертельно раненым, до последнего дыхания; погиб в рукопашной схватке!
Получают мальчики повестки
И уходят мальчики служить.
Есть обязанность у них такая:
От врага Отчизну защитить.
Матери сынов провожают
И наказы им дают,
Поцелуют крепко, перекрестят
И по-бабьи жалобно всплакнут.
И отцы, махнув по рюмке “горькой”,
Зная, как тяжел солдата путь,
Говорят, сжимая крепко руку,:
“Ты, сынок, писать не позабудь”.
Юноши России присягают,
Клятву перед знаменем дают.
Юноши пока еще не знают,
Что домой они не все придут.
Поседевших пап и мам все меньше,
Все они уходят в мир иной…
А ,сынок в граните остается,
Остается вечно молодой.
Ведущий 2.
Сколько их: матерей, вдов, детей обездоленных, для которых слово «Афганистан» будет всегда паролем, болью, родными могилами, обелисками, где на фотографиях – их мальчики, красавцы-богатыри, никогда не стареющие…
Педагог
Да это война унесла жизни многих ребят, принесла она горе и на Лихославльскую землю. В деревне Гнездово не дождалась со службы своего сына Кутузова Василия Николаевича его мать – Кутузова Клавдия Петровна.
Слайд № 6 Кутузов В.Н.
Педагог
6 апреля 1981 года он вёл машину в автомобильной колонне, которая подверглась нападению мятежников. Кутузов был ранен, но нашёл в себе силы вывести машину из под огня. После возобновления движения его автомобиль подорвался на мине, и он погиб.
Песня В.Петлюры «Последний рейс»
За мужества и отвагу Кутузов Василий Николаевич награждён орденом Красной Звезды (посмертно). Его памяти посвящены стихи Галины Киселёвой.
«Думаю о доме непрестанно…
От забот тебя уберегу…»
Из далёкого Афганистана
Сын вернулся в цинковом гробу.
Похоронный говорок невнятный,
И чужие здравые сыны…
Что за дело ей до непонятной,
До такой немыслимой войны.
Стала гулкой старая избёнка,
А бывало - песен не унять!
С Васей, сыном, схожего внучонка
Даже в мыслях больше не качать.
Средь черёмух видимый не сразу,
Меж фронтовиков навек затих
И её Васятка синеглазый –
Девятнадцатилетний фронтовик.
Ведущий 1. Прошу всех встать и почтить память погибших.
Прошу садиться.
Педагог:
Сегодня на нашем вечере присутствуют воины-интернационалисты. Все они прошли Афганистан. В разное время, в разных званиях, на разных должностях. Они были совсем разные, до того, как служили в Афганистане. Но что-то теперь незримое их объединяет так, как не могут соединить даже самые родственные узы. И когда они вернулись, они – почти все, вели себя одинаково. Вспоминали, горевали, сожалели, плакали, скучали, думали.
Чтец:
У сержанта бывшего с Афгана,
Сына два – курносых мальчугана.
Телевизор день и ночь глядят.
Смотрят без разбору все подряд.
Увидав разбитый город Грозный
Старший сын спросил вполне серьёзно:
Папа, если кончится Чечня,
На какой войне убьют меня?
Родину не вымерять шагами,
Не купить её, нельзя продать.
Родина навеки в сердце с нами,
Родина всем нам – родная мать.
Трудности военных лихолетий,
Познавали деды и отцы.
Жертвовали жизнью, чтобы дети,
Никогда не ведали войны.
Там могилы рушат, звезды жгут.
Долг и Честь - на звонкую монету
И про «демократию» орут.
Песня группы «Каскад»- «Уходим»
Ведущий 2.
Через горнило Афганской войны прошло - 620.000 солдат и офицеров, 15.051 - погибло, 53.753 - ранено
Все они честно и до конца выполнили свой воинский долг. Афганцы – настоящие солдаты в самом высоком значении этого слова. Честь им, слава и низкий поклон.
Простите мальчики, за то, что с Родиной вас разлучили.
Простите мальчики, за то, что убивать вас научили.
За град смертельного свинца в вас, узников Афганистана.
За обожжённые сердца пилотов «чёрного тюльпана».
За то, что не вернуть назад, за вашу кровь, за ваши раны,
За то, что носите в глазах кромешный ад Афганистана.
Простите мальчики…
Слайды 8-10
Ведущий 1. Мы ушли из Афганистана. Ушли достойно. Но, к сожалению, мы, люди, до сих пор не смогли понять, что не всё и не всегда можно решать с помощью силы. Спустя 20 лет после той войны мы не научились «договариваться», «идти на компромисс или на уступки». Мы так и не научились ценить МИР. Но к разуму мира и доброты нас может призвать только Память. Люди, вслушайтесь…
Помяни нас Россия в декабрьскую стужу,
Перед тем, как сойдёшься за праздничный стол.
Вспомни тех, кто присяги тебе не нарушил,
Кто берёг тебя вечно и в вечность ушёл.
Помяни нас, засыпанных пеплом и пылью,
Пулемётами врезанных в скальную твердь.
Запиши нас в историю горестной болью.
И рубцом материнское сердце отметь.
Помяни нас, Россия, и злых и усталых,
Одуревших от зноя, без сна, без воды.
Отмеряющих жизнь от привала к привалу,
От звезды до звезды. От беды до беды.
Помяни нас, Россия, в извечной печали,
Златорусую косу свою расплетя.
Мы оставшимся помнить и жить завещали,
Жить, как прожили мы, - для тебя!
Группа «Каскад» песня «Виват».
Сначала был Афганистан, потом Чечня
Кто объяснит мне, что творится в этом мире
Когда же кончится кровавая война?
Когда же люди спать там будут мирно?
Вот мать стоит над гробом вся в слезах.
Отец в сторонке в горе неутешном.
А сколько их ещё невинных душ
Погибло в той войне для всех ненужной.
Давайте встанем . И помянем их,
Ведь это нам живым, не мёртвым нужно.
Рефлексия
- Что нового узнали на занятии?
- Какое упражнение вам принесло пользу? Какую?
- Что хотелось бы пожелать на следующее занятие (себе, ведущему, группе)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Герои, вы в наших сердцах!» Литературно – музыкальная композиция, посвящённая годовщине вывода войск из Афганистана.
«Герои, вы в наших сердцах!» Литературно – музыкальная композиция, посвящённая годовщине...
Общешкольная линейка посвящённая дню вывода войск из Афганистана
Представлена методическая разработка общешкольной линейки, повсящённой дню вывода войск из Афганистана. Данная линейка была проведена 15 февраля 2018 г....
Классный час, посвященный 32-ой годовщине вывода войск из Афганистана: "Афганистан - живая память"
Цели: воспитание у школьников гражданственности и патриотизма, чувства долга, ответственности, отваги на личных примерах воинов-интернационалистов; развитие интереса к истории прошлого столетия...
Внеклассное мероприятие "Память сердце бережет", освященное выводу войск из Афганистана
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного выводу войск из Афганистана...
Сценарий классного часа, посвященного 33-й годовщине вывода войск из Афганистана «Афганистан – живая память»
Сценарий мероприятия , посвященный 33 годовщине вывода войск из Афганистана...
Классный час. Посвящённый Дню вывода войск из Афганистана «А память сердце бережёт!»
Сохранение исторической памяти о войне в Афганистане и воинах-интернационалистах....