Липецкие казаки.К 70-летию Липецкой области
классный час (9 класс)

Смотрова Людмила Николаевна

Сценарий Олимпийских игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lipetskie_kazaki.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Виды Липецка (презентация)

1 уч.
Под самым небом – горные отроги,                                                                                                 Кругом– поля, раздолье, ширина.
Бегут тропинки и пути-дороги
Просторы эти – Родина моя!

2 уч.
Под тёплым солнцем вырастая,
Мы дружно, весело живём.
Россия – милая, родная…

Все.
Цвети и крепни с каждым днём!

1.уч.
Сколько сказочных мест у России,
Городов у России не счесть!
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!

2 уч.
Здесь на левом берегу – город мой,
И на правом берегу – город мой                                                                                                

 3 уч.Город с множеством традиций
Ты историей богат.
Горожан своих ты любишь
И гостям ты тоже рад.
Край у нас действительно замечательный. Более 120 национальностей проживают здесь. Мы любим свой край и учимся бережно относиться к прошлому. Сегодня мы поближе познакомимся с традициями и обычаями, песнями Донского казачества.
Посмотрим, как жили казаки много лет назад.

Клип  

4 уч.Представьте ,что мы попали с вами в станицу. Сокольскую ,верой и правдой служившую России, защищавшую рубежи родины от набегов врагов.

1 уч.-Что-то никого не видно!

Домовёнок. -Апчхи! Апчхи!

1 уч.- Ой, кто это?

Домовёнок. Кто, кто! А то не знаешь! (Выскакивает) - Это я, Домовёнок Прошка. В этом доме живу-поживаю, про всё на свете знаю.

. А вы кто такие?

2уч.- Мы молодые липчане. Хотим посмотреть, как люди раньше жили, как песни пели, как трудились. Здесь, кроме тебя, никого нет. Где все?

Прошка. Как – где? Все делом заняты. Казаки коней пошли поить.. Няньки с детьми малыми Девчата полотно ткут Вот они, смотрите!

Музыка

Выходят девочки, водят хоровод

5 уч.А в деревни ,у реки,Девки ткали полотно.
Они ткали и мочили
В золушку опускали.
А с золы их вынимали,
На реку спешили.
На реку спешили,
Там холсты мочили.
А с воды их вынимали
Да валиком выбивали.
На траве холсты сушили,
А потом рушники шили!

  • Прошка. С утра до вечера люди трудились. Потом пословицы да поговорки складывали                                                                                                                             Что посеешь, то (и пожнёшь).
  • Труд человека кормит, а ( лень портит).
  • Не всяк хлеб сеет, да ( всяк его ест).

. Молодцы, А вот и хозяюшка идет,знать вас заприметила

Казачка: Здравствуйте гости жданные, званные и желанные!
По обычаям станичным
Всем гостям поклон наш низкий!
С добрым словом и любовью,
С хлебомсолью! С хлебомсолью!

милости просим, в дом проходите!

Дом. Сценка…….Отец учит сыновей (Файницкий,Булгаковы)
Слово «КАЗАК» пишется и так, и так; что слева направо, что справа налево, хоть вверх, хоть
вниз — читай хоть как! КАЗАК, он был и есть — КАЗАК! Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает свои традиции и обычаи.
Знаешь,отчегохарактер казака  может быть веселым,
шутливым, а потом становиться грустным, молчаливым, замкнутым?.
Во многом это объясняется тем, что казаки, постоянно сталкиваясь с войной ,старались
не пропускать выпавшую им радость.
1. ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ
2. ДЕРЖИСЬ ВЕРЫ ПРЕДКОВ, ПОСТУПАЙ ПО ОБЫЧАЯМ СВОЕГО НАРОДА.
3 ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ. «Служи исправно, не позорь станичников», «Зря на рожон не лезь, но и в хвосте не плетись».


Прошка   Хорошо говорит,хорошо сыновья слушают-на всю жизнь запомнят

Выходит 6 уч.с подушкой, ложится спать.

4 уч.- Ой, Прошка, ты говорил, все работают, а здесь кто-то спит.

Прошка. День в разгаре, дел невпроворот. Вот лежебока! Ему что утро, что вечер – всё. одно Только с боку на бок переворачивается. Вставай!   

6 уч.-А ну тебя! Ты мне сон мешаешь смотреть!                                                                                          Прошка   А лентяев и бездельников не любили, высмеивали их. Плетью гнали

Прошка-Трудятся люди днем, а вечером собираются на посиделки. А какие же посиделки без чаепития?

2 уч.
Посылали молоду
Под горошку по воду.
. Идёт девушка, а возле реки казаки о своем гутарят. 

Сценка 1-й казак.

1.Казак без коня что солдат без ружья.
2-й казак. Казак в беде не плачет.
3-й казак. Казак из пригоршни напьётся, на ладони пообедает.
4-й казак. Казак сам голодает, а коня накормит                                                                                                                                         5-й казак. Казаку конь – отец родной и товарищ.
6-й казак. Казаку конь себя дороже.

Сценка
1-й казак. - А сказать тебе, почему лошадь слушается человека?
2-й казак. - Ну, кажи, кажи. Послухаемо.
1-й казак. - Заметь, какой у лошади глаз. Выпуклый. Как лупа. Значит, все перед ней в увеличенном виде. Представляешь, какими она видит нас! Агромадными великанами! Ну и боится. Потому и слушается.
2-й казак. - Чи ты дурень, чи шо? Хто тоби це казав?
1-й казак. –есть  у нас на хуторе…один
2-казак. - Брешет.Лошадь не потому подчиняется, что боится, а потому, что доверяет, любит…

7 уч.–Хватит гутарить. Пошли на посиделки !

Поют. Ой, при лужку, при лужку,
При широком поле,
8 уч.
На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких,
Собирались посиделки-
Говорили, песни пели,
Да водили хоровод.

Прошка.
Веселиться я люблю,
Все вставайте на игру!

Хороводная игра «Просо сеяли».:
«А мы просо сеяли, сеяли…» делают 4 шага вперед и два притопа.

«Ой, дид Лада, сеяли, сеяли». Возвращаются на место.
Группа парней, повторяя движение девушек, поет:
«А мы просо вытопчем, вытопчем. 
Ой, дид Лада, вытопчем, вытопчем». 

Девушки, сменяя парней, поют:
«Мы дадим вам 100 рублей, 100 рублей, 
Ой, дид Лада, 100 рублей, 100 рублей».                                                                                                       

Не хотим мы 100 рублей

7 уч.-Ой, ребята, а я что видела!

Все. Что!?

7 уч.
Ехала станица мимо казака,
Вдруг из подворотни
Лают ворота!

9 уч.
Лошадь ела кашу,
А казак – овёс.
Лошадь села в сани,
А казак - повёз!

10 уч.
Стучит – бренчит по улице,
Фома едет на курице.
А Тимошка – на кошке
По кривой дорожке!

9 уч.
Синее море огнём горит,
Белая рыба по небу летит,
По чистому полю корабль плывёт,
На корабле серый волк стоит.

11 уч.
А проворная лисица потявкивает:
Хоть вправо держи, хоть влево держи,
А потом куда хочешь сворачивай!

Прошка –хороши говорушки!

5 уч.
Ну, девчата, вы загнули,
Да и где же это видано?
Да и где же это слыхано?

7 уч.Эх, сторонушка родная,
Дорогая сторона!
Здесь повсюду нас встречает
Сокольская земля.

6 уч.Старину мы уважаем,
Старину мы бережём.
О любимом нашем крае
Песни звонкие поём.                                                                                                                                              

5 уч.Лучше проверим ,какими казаками вы будете                                                                              Игра 

Веревка – длинной и полной событий будет жизнь

Нож, сабля – отчаянным будет, хорошим воином Овес – с полем будет тесно связан

Сало – обжорой будет

Плетка – лихой наездник

Цветок – будет гарным кавалером

Входит АТАМАН! Радостно мне, что собрались вы все вместе. Только вот скажите, по какой причине?

Хозяйка: А собрались мы, щоб песни казачьи спевать, игры и обычаи казачьи вспомнить, чтоб не сгинули они в веках, а достались детям нашим, да внукам!

Атаман: Добре, Хозяюшка, гутаришь, любо-дорого слушать такие речи!

Казачонок (обращается к Атаману): Господин Атаман! Дозволь слово молвить!
Атаман: Ну, що там у тебя, малец, нагорело? Говори!

Казачонок: Прошение прийми от нас, казачат!

Атаман: Добре, счас прочтём!

(Читает): «Прошение». «Господин Атаман! посвятить  просим нас в казачата, бо хотим мы быть, як отцы наши и деды, защитниками и хранителями земли русской, родной!»
Ну, шо сказать? Достойное Прошение составили! Тай где ж те хлопцы и девчата, шо казачатами хотят стать?

Я сын казака Иванова – Сашко.

: Я сын казака Краснова – Василь.

Я дочь казака Ярошенко – Марьянка.


Я дочь казака Громова – Настя.

Все Мы завсегда готовы веселье справлять, дай только знак, господин Атаман!

Атаман: Даю приказ – песню запе-вай!

Песня и танец

Атаман:
 Молодцы, Согрели мою душу! Ведь песня – отрада для души казака! Дед мой говорил так: злой песен не поёт. А здесь я вижу, что все песню любят, а значит, живут с открытой душой!

8уч.: Дозволь нам пляску,!
Танец

Атаман
: Сколько удали да сноровки показали! А задора сколько! Я еле устоял на месте, чуть сам в пляс не пошёл!

Атаман: А теперь время пришло испытать: как нашу старину храните? Слушайте все мои загадки!


Атаман: Что это означает, когда казак по станице идёт, вот так заправив концы башлыка?
Атаман: Правильно! Это означало, что казак спешит, он выполняет важное задание Атамана и никто не должен его задерживать и отвлекать от дела.

Атаман: А что это означает, когда концы башлыка казак забрасывает за спину?

Атаман: Правильно! Раз концы башлыка за спиной, значит казак сейчас вольный, на отдыхе, значит можно к нему подойти и погутарить.

: . Казачьи заповеди? Знаете? ВСЕ   :Казаком надо родиться!

Казаком надо стать!                      Казаком надо быть!                                                                                     1 уч.Вот и заканчивается наше путешествие в прошлое. До свидания, Прошка! А заповеди казачьи, дедовские , и нам в жизни пригодятся  

Береги честь смолоду

Сохраняй достоинство

Имей волю признать неправоту

Побори сам себя

Оказывай уважение другим и себя не роняй

Не завидуй и не держи зла

Не будь гордецом

Будь доброжелательным

Имей широкую душу  

ВСЕ      ВСЕМ СЕРДЦЕМ ЛЮБИ РОССИЮ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час, посвящённый 75-летию Ростовской области.

материал классного часа рассказывает о прошлом и настоящем Ростовской области, воспитывает любовь к своей "малой Родине"....

Классный час, посвящённый 75-летию Новосибирской области

Задачи: Прививать любовь к своему городу, краю, стране; уважительное отношение к государственным символам.Прививать интерес к истории города, края, страны.Довести до сознания школьников, что только бе...

65-летие Липецкой области

Материал для проведения классного часа...

Внеурочное мероприятие " Путешествие по Новосибирской области", посвящённое 80-летию Новосибирской области

Тема: «Родная земля»Категория участников: учащиеся 2- 9 классовФорма проведения: беседаЦель:  знакомство с уникальными природными и культурно-историческими достопримечательностям...

65 – ЛЕТИЮ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ПОСВЯЩАЕТСЯ

Форма проведения: классный час Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная Цель: воспитание чувства национальной гордости и любви к Родине, к родному краю; - знакомство с историей и ...