Профессия "экскурсовод"
классный час (9 класс)
Материал для профориентационной беседы с учащимися старшей школы.
Выберите себе работу по душе,
и вам не придется работать
ни одного дня в своей жизни.
Конфуций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
профориентационный материал | 50.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Краткая общеориентирующая характеристика
профессии «экскурсовод»………………………………………….. 2 - 5
- Описание трудовых действий функций экскурсовода,
содержание квалификации и требований к личным качествам… 5 - 7
- Условия труда, режим труда и отдыха, образ жизни,
оплата труда, противопоказания………………………………….. 8 - 9
- Привлекательность профессии экскурсовод и ее
отрицательные стороны…………………………………………… 9 - 10
- Пути обучения данной профессии, продолжение образования………………………………………………………… 10 - 12
- Психограмма экскурсовода и педагога ………………….. 12 - 13
- Заключение …………………………………………………... 14
Используемая литература и интернет ресурсы
Выберите себе работу по душе,
и вам не придется работать
ни одного дня в своей жизни.
Конфуций
С этим изречением древнего мудреца трудно не согласиться. Ведь выбор профессии, одно из самых сложных принимаемых нами решений. Но как выбрать свой путь? Кто-то еще в детстве решает, кем будет, а кто-то бесконечно ищет себя в совершенно противоположных сферах. Как же узнать, к чему действительно лежит душа, и чем хочется заниматься в жизни?
Всякая профессия представляет собой род трудовой деятельности, которая требует от человека определенных знаний и трудовых навыков. Приобретаются эти знания и навыки путем общего или специального образования и в ходе повседневной практической деятельности.
Мне предстоит задача рассказать о такой замечательной профессии как экскурсовод.
- Краткая общеориентирующая характеристика профессии «экскурсовод»
Термин “экскурсия” происходит от латинского “excursio”- поездка. Экскурсии зародились на основе поездок познавательного, образовательного, научного характера. История развития экскурсионной деятельности в России насчитывает около двухсот лет.
Одним из первых организаторов и энтузиастов экскурсионной работы был декабрист И.Д.Якушенко. В 1830 году, находясь в ссылке в Петровске Забайкальского края, он составил учебник географии и практиковал летние походы и экскурсии со своими воспитанниками с целью изучения растительного мира.
Во второй половине XIX в. экскурсионное дело получило поддержку официальных властей, которые проводили экскурсии с целью изучения окружающей природы и по историческим местам.
Активизация экскурсионной деятельности в XIX в. была связана с появлением ряда организаций, практиковавших экскурсионные походы.
В 1876 г. состоялась первая экскурсия в Крым, проведённая профессором геологии Н.А.Головкинским. С 1902 г. началась подготовка руководителей экскурсий из числа школьных учителей.
К концу 1915 г. существовало уже около 100 подобных организаций.. Они создавались в различных городах России: Екатеринодаре, Харькове, Ярославле, Москве и др.
В 10-е годы XX в. в России начали издаваться три специальных журнала, посвящённых экскурсионному делу: “Экскурсионный вестник” в Москве, “Русский экскурсант” в Ярославле и “Школьные экскурсии и школьный музей” в Бендерах в Бессарабской губернии.
Свершившаяся Великая Октябрьская социалистическая революция внесла коренные изменения во все стороны жизни России, в том числе и в развитие экскурсионного дела.
Летом 1918 г. в Павловске профессор И.И.Полянский организовал курсы по естествознанию с большим числом практических занятий и экскурсий. А в начале 20-х гг. уже стали проводиться конференции по вопросам экскурсионного дела. И уже в 1921 г. были созданы три научно-исследовательских учреждения: Центральный музейно-экскурсионный институт в Москве; экскурсионный отдел Институте методов внешкольной работы; научно-исследовательский экскурсионный институт в Петрограде.
С В 1936 г. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов создал Туристко-экскурсионное управление ВЦСПС, которое должно было стать ведущей организацией в стране по развитию туризма, экскурсионного дела и альпинизма.
После Великой Отечественной войны развитие туризма и экскурсионной деятельности постепенно приобретало массовый характер.
В 70-х гг. ХХ века профессия экскурсовода начала набирать свою популярность и занимать одно из лидирующих мест в отрасли мировой экономики. В 1985 году была проведена первая Международная конвенция экскурсоводов (Вена, Австрия), на которой была учреждена Всемирная федерация ассоциаций туристических гидов (WFTGA). Изначально в организацию входило лишь 15 стран с хорошо развитой туристической отраслью. И уже с 21 февраля 1990 года начал отмечаться Всемирный день экскурсовода (International Tourist Guide Day). На сегодняшний день состав WFTGA увеличен до 70 государств.
Итак:
Экскурсовод - профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания.
Основная деятельность: Оказание экскурсионных услуг
Тип профессии по предмету труда: работа экскурсовода связана с контактами с людьми, что позволяет отнести профессию к типу «Человек – Человек».
Тип профессии по признаку цели: изыскательский.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в «комнатных» условиях (при уличных экскурсиях – вне помещения). Работа протекает в условиях высокой коммуникативной нагрузки.
Класс профессии: творческий (по характеру труда профессия экскурсовода связана с поиском, созданием новых текстов, материалов, требует независимого оригинального мышления).
Профессии, связанные с туризмом и путешествиями пользуются большой популярностью. В этой сфере много разных направлений и специальностей. Работа экскурсовода соединяет в себе огромное количество профессий. Вот некоторые из них:
№ | Профессия | Краткое описание профессии | Возможное место работы и занимаемая должность |
1 | Гид-экскурсовод в городе | Проведение экскурсий для приезжих в город туристов, рассказ о его достопримечательностях, обзор на каждый посещаемый объект, организация питания и безопасность. | Туристические агентства, музеи, экскурсионные объекты. Перспективы карьерного роста - старший гид, экскурсовод-методист, научный сотрудник музея. |
2 | Менеджер гостеприимства | Работает в отелях и туристических комплексах. Размещает посетителей, отвечает за комфорт проживания туристов, решает возникшие у клиентов трудности, отвечает на жалобы и претензии. | Менеджер, топ-менеджер сети отелей, управляющий, партнер. Курорты, отели, санатории, круизные лайнеры и компании, развлекательные учреждения, муниципальные службы… |
3 | Археолог | Археолог — это человек, занимающийся раскопками в древних местах и изучающий найденные артефакты. Поиски древних останков могут совершаться на суше и под водой. | Археолог-полевик, археолог-антрополог, археолог-керамолог, археозоолог, морской археолог, археолог-исследователь, Институты, университеты, НИИ, музеи, выставки, государственные учреждения, международные организации или частные компании. |
4 | Историк | Профессионал, специализирующийся на изучении прошлого. Он исследует и анализирует различные исторические источники, включая архивные документы, письменные свидетельства, артефакты и монументы, с целью понять и объяснить прошлое и его влияние на наше настоящее. | Институты, университеты, НИИ, научные и культурные учреждения, музеи, государственные общественные организации, медиа… Экскурсовод, МНС, преподаватель, исследователь, зав.кафедрой, директор института, член редакционных советов. |
5 | Музейный работник | Профессионал, который занимается организацией и управлением музейными коллекциями и выставками. Он работает в музеях, галереях, выставочных центрах и других культурных учреждениях. | Музеи, архивы, фонды, выставки, правительственные организации, НПО и международные агентства. Куратор музея, архивариус, хранитель фондов, музейный педагог, музейный экскурсовод и администратор, специалист по музейной технологии, музейный фотограф, экскурсовод. |
6 | Этнограф | Специалист, изучающий культуру и традиции народов мира. | Университеты и НИИ, правительственные организации, НПО и международные агентства. Преподаватель или научный сотрудник; эксперт и консультант; научный руководитель и ученый-практик, экскурсовод. |
2. Описание трудовых действий функций экскурсовода, содержание квалификации и требований к личным качествам, орудий и средств труда
В практике советского экскурсоведения требования к экскурсоводу определялись «Должностной инструкцией экскурсовода туристско-экскурсионной организации», разработанной и утвержденной в 1977 г. К началу 90-х годов в экскурсионных учреждениях работало или сотрудничало на правах совместителей более 70 тысяч экскурсоводов. Экскурсовод стал центральной фигурой экскурсионного дела.
В настоящее время Профессиональный стандарт работы экскурсовода определяется приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 декабря 2021 г. N 913н «Об утверждении профессионального стандарта «Экскурсовод (ГИД)» в соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266). Настоящий приказ вступил в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г.
1. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Код | Общие трудовые функции | Трудовые функции |
A | Вспомогательная деятельность по сопровождению при оказании экскурсионных услуг | Информационная и организационная поддержка экскурсовода (гида) при оказании экскурсионных услуг |
Оказание помощи экскурсоводу (гиду) в процессе экскурсионного обслуживания | ||
B | Вспомогательная деятельность по реализации экскурсионных услуг | Прием и обработка заказов на экскурсии |
Проведение подготовительной работы по реализации заказа на проведение экскурсии | ||
C | Организационное обеспечение оказания экскурсионных услуг | Организация экскурсий |
Разработка программ экскурсионного обслуживания | ||
D | Оказание экскурсионных услуг | Разработка экскурсий |
Сопровождение туристов (экскурсантов) по маршруту экскурсии | ||
Ознакомление туристов (экскурсантов) с объектами показа | ||
Е | Организация экскурсионной деятельности | Определение концепции и стратегии развития экскурсионной организации |
Организация деятельности по реализации экскурсионных услуг | ||
Формирование и реализация кадровой политики экскурсионной организации |
2.Обобщенная трудовая функция
Требования к образованию и обучению | Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или среднее профессиональное образование (непрофильное) - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области, соответствующей профилю работы экскурсовода (гида) или гида-переводчика или высшее образование - бакалавриат или высшее образование (непрофильное) - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области, соответствующей профилю работы экскурсовода (гида) или гида-переводчика |
Особые условия допуска к работе | Прохождение аттестации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о туристской деятельности |
Другие характеристики | Свободно владеть иностранным языком (для гида-переводчика) Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации один раз в пять лет |
- Трудовая функция
Трудовые действия | Учет и контроль количества туристов (экскурсантов) при оказании экскурсионных услуг Обеспечение туристов (экскурсантов) информационными материалами Оказание помощи экскурсоводу в использовании и демонстрации материалов "портфеля экскурсовода" Контроль за соблюдением туристами (экскурсантами) правил поведения на маршруте экскурсии Оказание помощи экскурсоводу (гиду) при обеспечении туристов (экскурсантов) входными билетами на посещаемые объекты показа |
Необходимые умения | Использовать документы информационно-справочного характера, необходимые для оказания экскурсионных услуг Налаживать взаимодействие с туристами (экскурсантами), со структурными подразделениями экскурсионных бюро Соблюдать правила безопасности на маршруте экскурсии |
Необходимые знания | Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере туризма и экскурсионного дела Особенности субъекта Российской Федерации (географические, историко-культурные, экономические и туристские) Туристский потенциал населенного пункта (района) Теоретические основы экскурсионной деятельности Этика и культура межличностного общения Правила оказания первой помощи и обеспечения безопасности, порядок действий в чрезвычайной ситуации |
Кроме профессиональных стандартов в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты следует учитывать:
- очень важно владеть глубокими знаниями по экскурсионной тематике, иметь хорошо поставленный голос и широкую эрудицию. Необходимо интересно и увлекательно вести диалог с туристами, уметь раскрыть уникальность и художественную ценность экскурсионного объекта.
- быстро находить общий язык с людьми, отличаться коммуникабельностью.
- представителям профессии экскурсовод просто необходимо обладать талантом грамотно изъясняться и четко формулировать свои мысли.
- необходимые личные качества: прекрасное воображение и умение мыслить образами, хорошая работоспособность, физическая и речевая выносливость. Артистизм и отменная память.
3.Условия труда, режим труда и отдыха, образ жизни, оплата труда, противопоказания.
Нормы экскурсионной нагрузки и труда экскурсовода определяются письмом Министерства культуры Российской Федерации от 6 мая 1993 года № 01-132/16-25. Для расчета оплаты внештатным экскурсоводам и штатным экскурсоводам на сдельной заработной плате за основу рекомендуется брать среднемесячный суммарный показатель экскурсионной работы 101,6 академических часа. Министерство культуры Российской Федерации рекомендует при установлении норм экскурсионной и лекционной работы за единицу расчета принимать 45 минут - один академический (экскурсионный, лекционный) час. Годовые нормы экскурсионной и лекционной деятельности рекомендуется определять из расчета 11 месяцев.
Зарплата экскурсовода, конечно, зависит от региона и места работы. Так что заработок экскурсоводов в России имеет очень большой диапазон. От 10-12 тысяч рублей и до 200 тысяч рублей в месяц. И первый самый важный фактор – это туристический поток. В лидерах по высокому заработку Москва, Петербург и областные центры, Краснодарский край, Крым и Татарстан, то есть те регионы и города, куда в основном тянутся туристы. Золотое кольцо, Краснодарский край, Крым, Алтай, Кавказ и другие регионы России в высокий сезон наполняются таким мощным потоком туристов, что экскурсовод сможет легко заработать там 30-40 тысяч рублей в месяц. В среднем по стране доход экскурсоводов составляет 30-35 тысяч рублей. В высокий туристический сезон (обычно лето и новогодние праздники) в Москве и Санкт-Петербурге можно заработать до 80 тысяч рублей и больше. Доход складывается из тарифа за день работы: в среднем это около двух тысяч рублей в день, плюс чаевые.
Самые высокооплачиваемые вакансии – это экскурсоводы на круизных лайнерах или в хорошо распиаренных интерактивных музеях. На лайнерах можно легко зарабатывать от 90 тыс. рублей в месяц + чаевые.
Экскурсоводу важно быть хорошим психологом, уметь чувствовать публику, с которой ему предстоит работать. Но также имеются и психологические противопоказания при данной профессии.
Уровень проведения экскурсии, эффективность восприятия материала экскурсантами зависят от психического состояния личности экскурсовода, которое проявляется в повышении или понижении активности (внимание, эмоции, воля) и находится в прямой зависимости от конкретных условий жизни и труда, микроклимата в коллективе, состояния здоровья, атмосферных процессов (погода, давление и др.).
При обращении экскурсовода к аудитории равно недопустимы как состояние вялости, неуверенности, так и повышенная возбудимость, раздражительность, напряженность в голосе, мимике, жестах. Восприятие материалов на экскурсии основано на сочетании трех видов психических процессов: познавательных (ощущение, представление, мышление, воображение); эмоциональных (переживания); волевых (усилия для сохранения внимания, работы памяти и др.). Эти психические процессы тесно связаны между собой и определяются свойствами личности экскурсовода, его психическим состоянием.
Существуют и медицинские противопоказания в работе экскурсоводов:
- заболевания опорно-двигательного аппарата; варикозное расширение вен; суставные заболевания;
- заболевания нервной системы;
- хронические инфекционные заболевания;
- заболевания органов зрения и слуха;
- выраженные дефекты речи;
- психические нарушения;
- заболевания легких и сердца, которые могут приводить к одышке;
- высокое артериальное давление;
- кожно-венерические заболевания;
- вредные привычки.
- Привлекательность профессии экскурсовод и ее отрицательные стороны
Преимущества профессии экскурсовода:
- Хорошая заработная плата.
- Наличие гибкого графика работы.
- Возможность работать на себя. Правда для этого требуется наличие не только высшего образования, но и лицензии.
- Актуальность, престижность, востребованность профессии.
- Отсутствие монотонности и однообразия.
- Общение с большой массой людей, а также превосходная возможность посетить разные страны и континенты.
- Возможность творческой реализации.
- Языковая практика.
- Открытие своего туристического бизнеса.
- Получение смежной профессии.
- Представители данной профессии могут самостоятельно планировать маршруты экскурсий и корректировать экскурсионные программы. Их работа напрочь лишена рутины и скуки.
Вместе с тем профессия экскурсовода имеет и несколько минусов, таких как:
- Наличие высокой степени ответственности.
- Частая перегрузка нервной системы и голосовых связок.
- Ввиду того, что довольно часто экскурсоводы вынуждены из-за отсутствия свободного времени питаться сухомяткой, у них возникают проблемы с желудком.
- Наличие высокой конкуренции.
- Наличие отменного здоровья, физической выносливости, так как экскурсовод большую часть своего рабочего времени проводит на ногах.
- Сезонность работы. Однако это не касается экскурсоводов, работающих в музеях.
- Непредсказуемость условий труда.
- Зависимость доходов от состояния здоровья.
- Зависимость от ограничений в пандемии.
- Пути обучения данной профессии, продолжения образования.
Получить образование, которое позволит работать экскурсоводом, можно в колледжах или в вузах с гуманитарным профилем: культурология, история, лингвистика и иностранные языки. Еще один вариант — это учебные заведения, в которых есть специальности, связанные с туризмом: «Сервис и туризм», «Гостиничный бизнес», «Туризм и гостеприимство».
Для экскурсоводов также есть краткосрочные курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
№ | Наименование учебного учреждения | Юридический адрес, телефон, эл.почта | Наименование полученной специальности | Условия получения образования |
Высшие учебные заведения | ||||
1 | СПб Гуманитарный университет профсоюзов. | 192238, СПб, ул. Фучика, д.15 8(800)333-52-02 info@gup.ru | Менеджмент организаций социально-культурной сферы | Очный, платно и бюджет, бакалавриат |
2 | Государственный университет речного и морского флота им. Адмирала С.О.Макарова | СПб, Двинская ул., д.5/7, 8(812)748-97-12 https://gumrf.ru/ | Круизный туризм на морском и речном транспорте | Очный, заочно, бакалавриат, платно, бюджет |
3 | Балтийская академия туризма и предпринимательства | СПб, ул.Петрозаводская, д.13, лит.А, 8(812)235-41-09 http://batp.ru | Туризм | Очный, заочный, бакалавриат, платно, бюджет |
4 | Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва) | 41221, Московская обл., Городской округ Пушкинский, дп. Черкизово, ул. Главная, 99 8(495)940-83-00 Pguts.ru | Государственное регулирование сферы туризма | Очный, магистратура, бюджет, платно |
Экономика впечатлений в экскурсионной индустрии | ||||
5 | Казанский (Приволжский) федеральный университет | 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 35, каб. 114, 115, 211 8(800)234-92-75 priem@kpfu.ru | Международный туризм | Очно, магистратура, бюджет |
Организация и технологии международного и внутреннего туризма | Очно, магистратура, бюджет, платно | |||
Средние-специальные учебные заведения | ||||
6 | СПб колледж туризма | СПб, пер.Антоненко, д.8, лит.А, 8(812)576-20-19, k-obr.spb.ru | Туризм и гостеприимство | Очная, на базе 9 и 11 классов, бюджет |
7 | Российский колледж традиционной культуры | СПб, Дальневосточный пр., д.51, 8(812)446-41-71 rktk.org | Туризм и гостеприимство; сервис и туризм | Очно, на базе 9 классов, бюджет |
8 | Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно» | г. Москва, Шипиловский пр., д. 37, корп. 1 collegetsaritsyno.mskobr.ru 8(495)391-23-33 | Туризм и гостеприимство | Очно, заочно, бюджет, платно, на базе 9 и 11 классов |
9 | Волгоградский технологический колледж | 400107, г. Волгоград, проспект Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, дом 83 8(844)36-63-14 Vtk_portal@volganet.ru | Туризм и гостеприимство | Бюджет, очно, на базе 9 классов; платно |
Профессиональная переподготовка | ||||
10 | СПб институт культурных программ | СПб, Рубинштейна ул., д.8, 8(812)570-65-92 spbicp.ru | Экскурсовод (ГИД) | Очная, наличие высшего образования, срок обучения 4 мес., платно |
11 | ООО «Городской центр ХХI век» | СПб, наб.к. Грибоедова, д.10, оф.18, 8(812)383-93-53 21vek-courses.ru | Экскурсовод всех направлений; гиды-переводчики на основных европейских и редких языках; экскурсоводы-сопровождающие по Крыму | Обучение очно, заочно, on-line. Платно, 4 мес., наличие высшего и среднего специального образования |
12 | АНО ДПО «Северо-Западная Академия дополнительного профессионального образования и профессионального обучения» | СПб, ул.Тамбовская, д.8, лит.Б, 8(812)448-64-27 adpo-edu.ru | ГИД-экскурсовод | Дистанционно, платно, 3 месяца, наличие высшего и среднего специального образования |
13 | АНО «Профессиональный стандарт» | 410065, г. Саратов, проспект им. 50 лет Октября, д. 93Г 8(800) 234-17-06 https://экскурсовод-гид.профессиональный-стандарт.рф/ | Экскурсовод (ГИД) | Дистанционное обучение 3 мес. (520час.), платно |
- Психограмма экскурсовода и педагога
№ | Название профессионально важных качеств | Оценка уровня развития ПВК В баллах | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Зрительное восприятие | ЭП | |||
2 | Слуховое восприятие | ЭП | |||
3 | Осязательное восприятие | ЭП | |||
4 | Память (мнемические действия) | ЭП | |||
5 | Воображение (имажинитивные действия) | ЭП | |||
6 | Технический интеллект | Э | П | ||
7 | Словесно-логический интеллект | ЭП | |||
8 | Социальный интеллект, организаторские способности | ЭП | |||
9 | Общительность (интерперсональные действия) | ЭП | |||
10 | Внимательность (действия внешнего контроля) | ЭП | |||
11 | Эмоционально-волевая регуляция (самоконтроль) | ЭП | |||
12 | Психомоторика (двигательные действия) | П | Э | ||
13 | Педагогический такт | ЭП |
Профессии педагога и экскурсовода очень похожи. Правильно организованное общение экскурсовода и экскурсантов является основой такого педагогического процесса, как экскурсия.
Экскурсовод, проводящий экскурсию, на практике воплощает в жизнь все четыре стороны педагогики: воспитание, образование, обучение, развитие.
И у педагога и у экскурсовода главная цель — знакомство ее участников с новой информацией, получение новых знаний и навыков. Следовательно, профессионально важные качества этих специальностей во многом совпадают.
Для того чтобы экскурсия была эффективной, экскурсовод должен обладать многими качествами, в первую очередь качествами хорошего педагога. Это и зрительное восприятие, и слуховое, отличная память и воображение, словесно-логический и социальный интеллект, общительность и внимательность, эмоционально-волевая регуляция (самоконтроль).
Важное значение в профессии как экскурсовода, так и педагога имеет педагогический такт. Экскурсовод, как и педагог, должны отвечать нравственным и моральным требованиям, предъявляемым к их личности. Важным качеством становится соблюдение педагогического такта, проявляющееся в уважительном отношении к экскурсантам.
Осязательное восприятие необходимы педагогу и экскурсоводу лишь для ряда элементов работы.
Технический интеллект для экскурсовода имеет среднюю степень важности, за исключением технических экскурсий. Ну, а педагогу технический интеллект необходим для преподавания многих предметов.
Психомоторика (двигательные действия) в большей степени присуща экскурсоводу. У педагога психомоторика связана только с некоторыми элементами профессиональной деятельности.
На экскурсии внимание экскурсантов приковано к экскурсоводу. Они замечают все: и внешний вид, и правильность речи, и уровень знаний, и умение общаться с людьми, и чисто профессиональные качества по методике ведения экскурсии. Такая работа вполне сравнима с работой педагогов.
- Заключение
Уже сейчас на смену стандартным турам и экскурсиям приходят индивидуальные программы, ведь нынешние туристы довольно искушенные, им хочется чего-то необычного. Экскурсоводов частично заменят виртуальные гиды и туристические приложения, которые можно установить в своем смартфоне. С их помощью легко сориентироваться на местности, узнать необходимую информацию и при этом не зависеть от жесткого расписания и других участников тургруппы.
Людям всегда будут интересны путешествия, архитектурные памятники, достопримечательности, музеи и произведения искусства. Однако без комментариев грамотного и харизматичного специалиста знакомство с историческим и культурным наследием выходит однобоким. Поэтому талантливые экскурсоводы с уникальными авторскими программами всегда будут востребованы, а их труд останется достойно оплачиваемым. Тем не менее, специалисты должны быть в курсе инноваций, чтобы их не сменили виртуальные гиды и Искусственный интеллект.
Но это вовсе не значит, что профессия экскурсовод скоро уйдет в прошлое. Скорее, она изменится. Актуальными станут специалисты по разработке тур-навигаторов и интеллектуальных туристических систем. Появятся и новые профессии, например бренд-менеджер пространств, режиссер индивидуальных туров. Чтобы не остаться без работы лет через десять, экскурсоводам придется развиваться и следить за технологиями и новыми трендами в туристической отрасли.
Сейчас все больше туристов предпочитают путешествовать самостоятельно, прочитав информацию о достопримечательностях в интернете, но часто информация эта искажена или вообще недостоверна. Экскурсовод же всегда расскажет самое интересное об объекте посещения и ответит на вопросы, ведь в основе его рассказа — работа с историческими источниками.
Экскурсовод— одна из самых интересных работ в мире. Остаются в этой профессии люди, которые действительно любят свою работу и, самое главное, людей. На протяжении всего дня экскурсовод делится своими знаниями и эмоция с людьми, а вечером, если людям понравилось, они возвращают эти эмоции втройне, благодаря за прекрасный день.
Используемая литература и интернет ресурсы
- Марченко Л.С., Моя будущая профессия. Пособие для юных экскурсоводов. Петропавловск-Камчатский, Камчптпресс, 2017.
- https://dasreda.ru/media/for-managers/splochennost-kollektiva
- Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. – Издательство РГУ, Р.-н.-Д., 1988 г. статья взята с сайта https://excursovod-ru.livejournal.com/7004.html?ysclid=lr9207vrd2853546689.
- Шаповал Г.Ф. История туризма. Пособие. – Экоперспектива, Минск, 1999 г.. Статья взята с сайта http://oxy-vtljvtnbz.blogspot.com/
- https://studopedia.ru/26_3956_pedagogicheskie-kachestva-ekskursovoda.html?ysclid=lt5pcgctki898687461
- https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=418241&ysclid=lt5uy6dvov14129646
- https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/ehkskursovod/?ysclid=lt5v0wlmjn155024879
- https://spb.postupi.online/professiya/ekskursovod/vuzi/?ysclid=lt5v2naiun502150947
- https://zaochnik.ru/blog/top-10-professiy-v-sfere-turizma-i-puteshestviy/?ysclid=lt5v45uofj216354147
- https://gsz.gov.by/popr/professiogramms/528?ysclid=lt5v604nps838697612