проект велопробег "Солнце на спицах"
проект
проект велоробег "Солнце на спицах" - как создание возможностей для укрепления здоровья и познавательного отдыха в природной среде, социальное воспитание детей и подростков в процессе занятия туризмом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solntse_na_spitsah.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Абанская средняя общеобразовательная школа №3
конкурс образовательных программ по формированию здорового образа жизни
Тема:
«Солнце на спицах»
Яковлева Ирина Чеславовна (учитель истории)
Печёнкина Мария Александровна
(учитель информатики)
Адрес: МБОУ Абанская СОШ №3, п.Абан, Красноярского края, ул. Степанова, 6 «А», контактный телефон 23-8-40
Тема: Крути педали.
Срок реализации программы: март – июль 2012, велопробег 04-09 июля 2012 года.
Место реализации программы: Абанская СОШ №3, маршрут велопробега (200 км): п. Абан-с.Ново-Успенка-оз.Пионерское- с. Почет-оз. Плахино –с.Почет - оз. Пионерское- п.Абан.
Целевая группа: учащиеся (20 человек) 6-10 классов Абанской СОШ №3; подростки и молодежь с. Ново-Успенка и с. Почет; отдыхающие на оз. Пионерское, оз. Святое, лагере «Березка». Учащиеся Школы №3 осваивающие образовательную программу, по мере продвижения по маршруту, проявляя социальную активность и формируют гражданскую позицию, вовлекают в деятельность местное население (от 100 до 120 человек - за весь маршрут).
Пояснительная записка:
Как социальная отрасль туризм может заниматься подготовкой полноценных, гармонично развитых граждан. Воспитание гражданина страны – долгосрочная и многопрофильная задача. В нашей школе более 80% учащихся не могут позволить или не умеют организовать себе качественный отдых и активное времяпровождение. Как следствие в подростковой среде растет популярность потребления алкоголя и наркотических веществ. Туризм способен создать условия для вовлечения молодежи в занятие массовыми видами спорта, приобщения к здоровому образу жизни, развитию патриотических настроений, способен справиться с большинством воспитательных задач подрастающего поколения. Участие в туристских походах, прогулках, загородных экскурсиях, туристских слетах и соревнованиях способствует духовному и физическому развитию, дают навыки самоорганизации, расширяют кругозор человека и способствуют его оздоровлению. Следует также отметить, что самодеятельный и спортивный туризм является максимально доступным.
Наша школа всегда нуждается в поиске технологий обучения и воспитания, позволяющих разносторонне развивать коллектив и личность. Туризм за счет интегративного характера воздействия на субъектов деятельности позволяет решать задачи обучения, воспитания и оздоровления в комплексе. Это создает возможности повышения физического и духовного потенциала ребенка, уровня знаний и умений, удовлетворения потребностей детей в самовыражении и творчестве, общении с людьми и природой.
Актуальность использования детско-юношеского туризма в образовании определяется его способностью объединять детей и педагогов в единой деятельности, которая становится содержательной основой для совместного обучения, общения, труда и игры. В связи с этим, многие проблемы современной школы, например, удовлетворение потребностей школьников в самореализации, развитие полноценного детского самоуправления, ослабление перегрузок, возникших вследствие интенсификации процесса обучения, оздоровление детей, можно решить путем использования элементов туризма и краеведения в образовательном процессе и в период летнего отдыха.
Особенность программы заключается в том, что воспитанникам предоставляется возможность выбора рода деятельности в рамках данного туристского коллектива.
Программа туристического объединения позволяет в себя включить достаточно большой диапазон видов деятельности, которые в комплексе не обозначены ни одной типовой программой.
Цель:
- создание возможностей для укрепления здоровья и познавательного отдыха в природной среде, социальное воспитание детей и подростков в процессе занятия туризмом.
Задачи:
- развитие способностей подростков и получение ими полезных практических навыков через организацию туристкой деятельности;
- профилактика детских правонарушений через совместную c подростками развивающую, познавательную, туристскую деятельность;
- обучение участников программы навыкам медицинского самоконтроля, спасательных работ, оказанию первой медицинской помощи, действиям в экстремальных ситуациях;
- Разработать и апробировать различные формы мероприятий по первичной профилактике употребления психо-активных веществ (ПАВ).
- Вовлечь в проведение мероприятий велопробега детей, молодежь, жителей Абанского района.
Механизм реализации:
Механизм реализации программы можно разделить на несколько этапов: подготовительный, основной и рефлексивный.
1 этап: Подготовительный
Главным звеном в реализации программы является команда, состоящая из единомышленников и способная реализовать цели и задачи проекта. Данная команда осуществляет все организационные моменты подготовительного этапа, проводит все мероприятия, осуществляет взаимодействие с учреждениями-партнерами, организует подведение итогов реализации проекта. На данном этапе команда формирует необходимую нормативно-правовую базу для проведения и реализации образовательной программы посредством велопробега.
№ | мероприятие | дата | ответственный | Ресурсы |
1 | Сбор инициативной группы | Март | Мытько Н.А. | Педагогические кадры |
2 | Разработка положения, инструкций, мероприятий, сбор заявлений участников | Март-апрель | Инициативная группа | |
3 | Подготовка волонтеров для проведения акций и мероприятий велопробега. Изготовление агитационного оформления колонны и значков участников | Май, начало июля | Яковлева И.Ч. Печенкина М.А. | Участники велопробега, Методическая литература |
2. этап: Основной (непосредственная реализация программы)
Программа предусматривает соблюдение примерного режима дня, с чередование труда и отдыха:
– подъем, утренние процедуры
– массовая зарядка
– – завтрак
– – трудовой марафон, акции
– – подготовка, проведение мероприятий
– – обед
– – подготовка и проведение мероприятий
полдник
– мероприятия
– ужин
–У костра (досуговые программы)
отбой
Подробное описание всех дней программы см. приложение 1.
1 день. Участники велопробега организованно встречаются на территории школы№#1054;существляется регистрация и инструктаж участников, происходит деление на 4 экипажа. Дается первое задание экипажам - оформление колонны. Затем все приглашаются на торжественную линейку, на которой объявляется о начале велопробега и открытия лагеря «АПТ» (А понаехали тут!). Руководителю колонны выдается «Знамя здоровья» (по мере продвижения по маршруту осуществляется сбор подписей на «Знамя здоровья» как символ по объединению жителей района в проблеме здоровьесбережения.) В сопровождение патрульной машины ДПС ГИБДД стартует велопробег от школы №3 и движется по строго утвержденному маршруту (школа №3- с. Гагарино – поворот у д. Егоровка- д. Зимник – с. Ново-успенка (25 км) до первой 10-ти минутной остановки у с. Гагарино. Далее продолжая свой путь велосипедисты преодолевают еще 19 км, с продолжительной остановкой у д. Егоровкка. По прибытию в с. Ново-Успенка организуется палаточный лагерь «АПТ» (А понаехали тут!»). На территории поселения проводятся мероприятия туристко-спортивного и досугово-образовательного характера.
2,3,4 день
В первой половине дня учащиеся школ и местное население принимают участие в реализации образовательной программы, затем сворачивается палаточный лагерь и продолжается велопробег по маршруту с.Ново-Успенка – д.Егоровка - д.Зимник– оз. Пионерское(24) . Продолжается реализация образовательной программы через организацию и проведение мероприятий различных форм. На территории оз. Пионерское организуется палаточный лагерь. В систему мероприятий планируется вовлечение отдыхающих на территории лагеря «Березка», оз. Пионерского, оз. Святого.
5 день
Продолжение велопробега по маршруту оз. Пионерское – С.Апано-Ключи -д.Озерное –с.Почет (48 км). По достижению очередной точки маршрута организуется палаточный лагерь на территории поселения.
6 день: В течение всего дня реализуется образовательная программа с вовлеченными в нее подростками, молодежью и местным населением.
7 день: Движение по маршруту с.Почет – д.Озерное – с. Апано-Ключи – оз. Пионерское (48 км)
8 день: Движение по маршруту оз. Пионерское –д.Зимник - д.Егоровка – с.Гагарино – п.Абан (школа №3)
3 этап: Рефлексивный (итоговый)
На этом этапе подводятся итоги образовательной программы, проводится анкетирование. Вся информация, фото, видео материалы архивируются, анализируется и лучшее выставляется на сайте Абанской СОШ №3.
Тематическое планирование:
№п/п | Направление деятельности | Название мероприятия | Форма проведения мероприятия, место проведения | Кол часов |
1 | профилактическое | « Неожиданные встречи | Встреча- интервью с главой администрации Абанского района, главой поселковой администрации Оз. Пионерское | 1 |
Знаменитости против! | Информ-досье, с.Ново-Успенка, с.Почет | 20 минут | ||
Умей сказать нет | Псих тренинг, оз. Пионерское | 1 | ||
2 | спортивно - туристское | «Крути педали» | Велопробег (170 км) | |
«Неожиданные встречи» | Спортивные состязания между командами в С.Ново-Успенка | 2 | ||
Массовая гимнастика «Вдох глубокий, руки шире» | Ежедневная массовая зарядка | 20 минут | ||
«Переправа, переправа – берег левый, берег правый…» | Мастер-класс с.Новоуспенка | 1 | ||
«Поиск клада» (спортивное ориентирование) | Территория оз Пионерское | 1 | ||
Туристическая эстафета | С.Почет | 2 | ||
3 | трудовое | Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят | Акция, оз. Пионерское | 1 |
"Встал по утру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету" | Марафон, территория лагеря | 30 минут | ||
Не надо бороться за чистоту, надо подметать! | Десант, оз.Святое | 1 | ||
4 | досуговое | Чай против водки | Образовательно-развлекательные посиделки, оз Пионерское | 2 |
Стиль жизни=успех? | Ток-шоу, С.Ново_Успенка | 2 | ||
Я - звезда | Праздник подарков, оз. ПИонерское | 2 | ||
СтрИЖ- стремлюсь интересно жить | Игровая программа, оз.Святое | 2 | ||
Чтобы не очутиться в кошмаре | Тематическая дискотека, С.Почет | 2 | ||
Сквернословие и здоровье | Агитбригада, оз. Пионерское, с. Почет | 1 | ||
Жертвы гамбургеров | Агитбригада, оз. Пионерское | 1 | ||
Модный синдром – синдром усталости | Акция, оз. Святое | 1 |
Материально-техническое обеспечение: велосипеды, велошлемы, палатки, спальники, карематы, костровые принадлежности, спортивный инвентарь, фотоаппарат, видеокамера, мегафон, автобус (подвозит воду, продукты питания), тент.
Кадровое обеспечение:
Должность в школе, опыт работы | Должность в программе | |
Яковлева И.Ч. | Учитель права, обществознания, инструктор по фитнесу, валеолог-организатор, имеет опыт работы ЗДВР | руководитель программы, общая организация деятельности |
Печенкина М.А | Учитель информатики Классный руководитель 10х классов, участник 5-й всероссийской конференции по проблемам ДО, тьютор краевой школы лесной экологии. | организатор профилактической деятельности |
Лаптев М.М. | Педагог организатор ОБЖ, учитель физкультуры, ответственный за ТБ школы. | – ответственный за ТБ, тьютор 4 экипажа, организатор колонны. |
Жукова М.В. | Учитель географии и экологии, классный руководитель 10 класса, | организатор эколого-трудовой деятельности, тьютор 1 экипажа, |
Милевский А.В. | Учитель физкультуры, инструктор по туризму в школе, директор ТСК. | инструктор по туризму, тьютор 3 экипажа, ПМП. |
Мытько Н.А. | ЗДВР школы, руководитель районного лагеря «Краеведческое кольцо», музыкальный руководитель | ответственный за административно-организационную часть |
Методическое обеспечение: В нетрадиционной форме, на личном примере педагогов старшеклассники будут включены в созидательную деятельность. В основных мероприятиях программы используется методика КТД (начиная от мозгового штурма, заканчивая рефлексией). Программа строится на принципах деятельностного подхода с использование приемов и методик современных здоровье сберегающих технологий (музыкотерапия, арт-терапия, психогимнастика, тренинги, рациональное распределение нагрузок, игры на командообразование и др).
Список методической литературы:
- А.В. Басов, А.В. Худяков «Здоровье подростков и профилактика зависимого поведения», 2002
- Н.Г. Тростанецкая, А.А. Гериш «Предупреждение табакокурения у школьников», 2004
- К.В. Сельченок «Психология зависимости», 2005
- Е.В.Сидоренко «Тренинг влияния и противостояние влиянию», 2006
- Э.Ф.Вагнер и Холи Уолдрон «Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков: пути преодоления», 2006
Ожидаемый результат:
Образовательные результаты реализации данной программы будут отслежены через ряд формальных и не формальных показателей.
Формальные показатели:
- Проведены спортивно-туристские, досуговые мероприятия в разнообразных формах. В них приняло участие 200 человек.
- Получены навыки туристской деятельности (20 человек)
- Проведены акции, информ-досье, неожиданные встречи – по пропаганде ЗОЖ.
- Положительные отклики по итогам реализации программы (в том числе публикации в СМИ).
- Организаторы многих мероприятий программы – учащиеся, приобретут опыт социально-коммуникативной деятельности, а это поможет формированию в них социальных, коммуникативных компетентностей. Участие в данной программе будет способствовать развитию у участников программы навыков ЗОЖ.
Социальный эффект: Обеспечена занятость учащихся; в мероприятиях приняло участие местное население, отдыхающие; выстроена схема взаимодействия с другими учреждениями.
Бюджет:
№ п/п | количество | стоимость | Сумма в рублях | ||
Расходные материалы: | |||||
1 | Велошлемы | 11шт | 450 | 4950р. |
Аналитическая записка о результативности реализации образовательной программы в образовательном учреждении
В течение 5 месяцев (март-июль 2011г) реализовывалась программа «Крути педали», целью которой являлось пропаганда и развитие навыков здорового образа жизни через организацию велопробега. В программе приняли участие учащиеся Абанской СОШ №3 и Абанской СОШ №4, молодежь с.Новоуспенка, жители д.Зимник, отдыхающие оз.Пионерское, участники образовательной программы «Мариинка», жители деревни А-Ключи, с.Почет (200 человек).
Для проведения велопробега были разработаны и апробированы мероприятия различных форм по первичной профилактике употребления алкоголя, наркотиков и других ПАВ. С участниками программы были проведены мероприятия спортивного, трудового и досугового, психологического характера в разнообразных формах. А так же лагерь участников велопробега посетил глава администрации Абанского района Кривицкий М.И., который согласился быть участником «Неожиданных встреч», где он отвечал на интересующие ребят вопросы и согласился принять участие в спортивных состязаниях в С.Новоуспенка.
По пути следования в населенных пунктах были проведены акции по пропаганде здорового образа жизни.
Социальный эффект: количество желающих принять участие в велопробеге увеличилось. Обеспечена занятость учащихся, в мероприятиях приняло участие местное население, отдыхающие; выстроена схема взаимодействия с другими учреждениями.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Абанская средняя общеобразовательная школа №3
Выписка из протокола №6 методического совета школы от #1075;.
На заседании методического совета учителем обществознания и истории Яковлевой И.Ч. и учителем информатики и директором ТСК «ВЕСТРА» Печенкиной М.А. была представлена образовательная программа «Солнце на спицах». Решением методического совета школы данная программа направлена на районный конкурс образовательных программ по формированию здорового образа жизни.
Директор школы ___________/Н.П. Путинцева/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест "Вязание на спицах"
Тест для учащихся 7-8 класса по теме: "Вязание на спицах"...
Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения предмету «Технология» на примере творческого проекта «Футляр для спиц «Виктория»»
В докладе дается характеристика различных видов проектов и методика организации проектной деятельности на примере практико-ориентированного проекта....
Тема «Первоначальные приемы вязания на спицах.Материалы и принадлежности для вязания"
Дегтярева М.В., учитель технологии МОУ «СОШ №2 г. Калининска Саратовской области». ...
Мастер - класс "Вязание следков двумя спицами"
Пошаговое описание технологической последовательности вязания следков двумя спицами с фотографиями....
Мастер-класс Изготовление следков (на 2-х спицах)
На уроках технологии или на кружковых занятиях ,можно предложить учащимся в качестве зачётной работы изготовить следки. При вязании таких следков хорошо закрепляются приёмы вязания на двух спиц...
Исследовательский проект "Вязание спицами изделий с коми орнаментом"
Проект оформлен на сайте https://sites.google.com/site/setevojproekt2/issledovania-ekipazej/severanockiВид декоративно-прикладного искусства: вязание с...
Творческий проект на тему: "Вязание шарфа-снуд спицами"
В данной презентации увлекательно и доходчиво разобрана техника вязания шарфа-снуда спицами....