Рабочая программа
классный час
Рабочая программа по патриотическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_patrit.vospitanie_20-25.doc | 319.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №23» Г.ИЖЕВСК
Рассмотрено на заседании Педагогического совета протокол № от 2020 г. | Утверждено приказом директора № от 2020 г. |
Программа
гражданско-патриотического воспитания «Мы - Россияне»
на 2020 - 2025 годы
1. Паспорт программы
Разделы паспорта программы | Содержание разделов программы |
1. Название программы | Программа патриотического воспитания «Мы - Россияне» 2020 - 2025 годы |
2. Разработчики программы | Мазитова Н.В. – учитель истории Гильманова Э.В. – заместитель директора по УВР |
3. Сроки реализации | I этап: подготовительный 2020-2025гг Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания. Задачи:
II этап: основной 2021 – 2023гг Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы - Россияне» Задачи:
III этап: заключительный 2024 – 2025гг Цель: анализ итогов реализации программы; Задачи:
|
4. Основание для создания программы |
|
5. Содержание программы |
|
6. Исполнители | Администрация, педагоги, учащиеся, родители. |
7. Аннотация программы | Программа гражданско - патриотического воспитания «Мы - Россияне» на 2020 - 2025 годы составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа дает возможность объединить различные виды деятельности детей: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую, направленные на усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков. Программа основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала школьников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество ребят, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел. В программе созданы условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности ребенка. |
8. Ожидаемые результаты | Ожидаемые результаты патриотического воспитания учащихся распределяются по трем уровням. Первый уровень результатов - приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально – одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогами как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура, патриотизм, гражданственность). Ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы (массовые акции или мероприятия), то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить или отвергать. Третий уровень результатов - получение опыта школьниками самостоятельного общественного действия (проектная деятельность). Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. С переходом с одного уровня на другой существенно возрастают воспитательные эффекты: - на первом уровне воспитание приближенно к обучению, где предметом воспитания (как ученика) являются знания о социальных ценностях и общественно приемлемом поведении; - на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и социальные ценности усваиваются в отдельных нравственно ориентированных поступков; - на третьем уровне создаются необходимые условия для приобретения опыта по патриотическому воспитанию. Переход от одного уровня к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации школьников. Таким образом, в планах воспитательной работы необходимо не только указать воспитательное мероприятие, но и предполагаемый уровень результатов. При этом по каждому направлении должна прослеживаться определенная логика в их проведении. Личностные характеристики эффективности воспитательной деятельности общеобразовательного учреждения (классного руководителя) определяются по результатам применения психолого – педагогических диагностик результатов личностного развития учащихся и диагностики сформированности детского коллектива. Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем учащихся, высокая гражданская позиция, патриотическое сознание учащихся себя как россияна, определяющего будущее России: |
2. Пояснительная записка
Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине, его человеческое
достоинство – силой его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский
- Программа гражданско – патриотического воспитания «Мы - Россияне» разработана в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020-2025 годы»;
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в ГКОУ «Школа №23» и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности и патриотизма.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Трансформация Российского общества в 21 веке привела к координальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.
Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте.
За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая можно дать такое определение:
«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»
Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством.
Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н.Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
Патриотическое воспитание основывается на таких законодательных актах как Конституция Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации: "Об образовании в РФ", "О высшем и послевузовском образовании", "О воинской обязанности и военной службе", "О ветеранах", "О днях воинской славы (победных днях) России", "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", Указ Президента Российской Федерации "О концепции национальной безопасности Российской Федерации",Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе", другие нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части, касающейся вопросов патриотического воспитания.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить …воспитание патриота России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…»
В условиях становления общества и правового государства современной России происходит обогащение понятия «гражданин» новым содержанием.
Данная программа представляет собой современное понимание значимости гражданско – патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом. Содержание программы раскрывается посредством изложения совокупности основной идеей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся, патриотических чувств.
Основной целью программы является определение места и роли воспитания учащихся.
Цель: воспитание человека, способного на социально оправданные поступки, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота, гражданина своей Родины.
Задачи:
1.Проводить научно – обоснованную управленческую и организаторскую деятельность по созданию условий эффективного гражданско – патриотического воспитания учащихся.
2.Утверждать в сознании и чувствах учащихся представлений об общечеловеческих ценностях, взглядов и убеждений, уважения к культуре и историческому прошлому России, к ее традициям.
3.Создать механизм, обеспечивающий эффективное функционирование целостной системы гражданско – патриотического воспитания.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи на сегодняшний день очевидна.
Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край, способные защищать Отчизну.
Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные документы, анкеты детей, учителей, родителей) позволяют определить образ учащегося: наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.
Поэтому гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
3. Целевой блок
Цель программы:
Совершенствование системы патриотического воспитания в школе, приведение её в соответствие с новыми историческими реалиями функционирования патриотизма в российском обществе; воспитание человека, способного на социально оправданные поступки, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота, гражданина своей Родины.
Задачи программы:
- формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
- создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
- развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
- формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей родины;
- физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни
- методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания
- активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию
- воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях.
- проводить научно – обоснованную управленческую и организаторскую деятельность по созданию условий эффективного гражданско-патриотического воспитания учащихся
- утверждать в сознании и чувствах учащихся представления об общечеловеческих ценностях, взглядов и убеждений, уважения к культуре и историческому прошлому России, к ее традициям
- создать механизм, обеспечивающий эффективное функционирование целостной системы гражданско – патриотического воспитания
4. Механизм реализации программы
4. 1. Система программных мероприятий
Совершенствование нормативной правовой базы:
* разработка и реализация плана мероприятий по программе «Мы -Россияне»;
Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания:
изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы.
Педагогические технологии:
- Проектно – исследовательская деятельность
- Коллективно - творческое дело
- Деятельностный подход в воспитании
- Педагогика сотрудничества
- Технология проблемного обучения
- ИКТ
Формы взаимодействия педагогов и учащихся в рамках программы
Формы взаимодействия педагогов школы в рамках программы
Совершенствование процесса патриотического воспитания
Системой мер по совершенствованию патриотического воспитания предусматривает:
- продолжение и расширение работы по патриотическому воспитанию на всех уровнях;
- определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию;
- совершенствование содержания патриотического воспитания;
- развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
- усиление патриотической направленности в курсах гуманитарных дисциплин;
- воспитание гордости за Российское государство, родной край;
- увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества, выполнивших интернациональный долг на территориях других стран;
- воспитание готовности у молодежи к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;
- обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления района в работе по патриотическому воспитанию;
- повышение качества функционирования, как отдельных элементов системы патриотического воспитания, так и всей системы в целом;
- совершенствование системы управления процессом патриотического воспитания в районе;
Основные направления работы
Учебная деятельность
Патриотическое воспитание учащихся осуществляется, прежде всего,
в учебном процессе. Умелое использование общеобразовательных предметов
в целях патриотического воспитания служит одним из средств в осмыслении
следующих понятий: патриотизм, Отечество, Родина, память, интернационализм, мужество, смелость, героизм, отвага, самопожертвование, гражданственность, Конституция государства и т.д.
Работа над понятиями начинается в младших классах, а затем продолжается в курсах истории России и обществознания. Изучение истории позволяет воспитывать учащихся на героических примерах прошлых поколений Александра Невского, Д.Пожарского, К.Минина, А.Суворова, М.Кутузова, Г. Жукова, защитников Брестской крепости, Героев войны и труда, спорта, покорителей целины и строителей БАМа и др.
Овладение историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических чувств.
На уроках литературы формируются нравственные идеалы молодежи на примерах положительных героев, художественных произведений, устанавливается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину, её народ.
В процессе изучения основ физики, биологии, географии, математики у учащихся формируется диалектическое понимание развития природы, учащиеся знакомятся с применением законов физики, химии, биологии в военном деле, влияние научно-технической революции на развитие военной техники, решают задачи, в содержании которых отражена военная тематика.
Перспективным направлением в обучении учащихся основам военной службы является применение в учебном процессе персональных компьютеров. На занятиях по информатике возможно использование специальных обучающих программ, позволяющих развивать у учащихся такие качества, необходимые будущему воину, как быстрота реакции, навыки работы на сложной боевой технике. Кроме того, в проектной деятельности по информатике целесообразно привлекать учащихся к созданию презентаций, сайтов по военно-патриотической тематике.
На уроках «Истории Удмуртии» учащиеся знакомятся с историей своей малой Родины, ее традициями и героическим прошлым.
В настоящее время на занятиях по разделу «Основы военной службы» курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с учащимися старших классов изучаются следующие темы:
- Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны;
- Вооруженные Силы России;
- Боевые традиции Вооруженных Сил страны;
- Символы воинской чести;
- Основы военной службы;
- Военнослужащий - защитник своего Отечества.
Большое внимание в военно-патриотическом воспитании необходимо уделять занятиям по физической культуре. Именно на этих занятиях формируются качества, необходимые будущему защитнику Родины: сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость, координация и точность движения.
Главным итогом является выпускник-патриот, надежный будущий защитник Родины.
Внеурочная деятельность
Важное значение имеет правильный выбор наиболее эффективных форм и методов патриотической работы во внеурочное время. Этот выбор необходимо осуществлять с учетом интересов учащихся, квалификации руководителей, состояния учебно-материальной базы, наличии организаций и учреждений, способных оказать необходимую помощь.
Формы внеурочной деятельности:
- тематические классные часы;
- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
- посещение музеев;
- встречи с ветеранами труда, воинами-афганцами, участниками чеченских событий;
- интерактивные игры, дебаты, дискуссии по патриотическо - правовой тематике;
- конкурсы, викторины, конференции по данной теме;
- празднование Дней воинской славы;
- волонтерская работа;
- уроки мужества, военно-спортивная игра «Зарница»;
- митинги, литературно-музыкальные представления, концерты
к знаменательным датам;
- участие в работе школьного музея;
- предметные недели;
- месячник по военно-патриотическому воспитанию;
- показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы;
- физкультурно-оздоровительные соревнования;
- походы и экскурсии по родному краю.
Внеклассная деятельность
Внеклассная деятельность осуществляется через взаимодействие с общественными структурами с включением инновационных форм работы: проектной деятельности с использованием ИКТ.
Организация воспитательной работы
Работа с родителями
Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание учащихся, по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы личности. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоконравственную личность, настоящего патриота своей страны. Пример патриотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной войны. Поэтому успех в патриотическом воспитании зависит от умения педагогов работать с родителями. Работа педагога с родителями невозможно без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение различных мероприятий. Диагностирование показывает, что нет родителей, равнодушных к судьбе своих детей. Родители хотят, чтобы их ребенок был признан не только в кругу семьи, но и в обществе, а это невозможно без таких качеств, как ответственность, гражданственность, патриотизм, любовь, уважение к своему Отечеству, его традициям. Продуктивность, взаимодействия педагогов и родителей в определенной степени обусловлено оптимальным выбором приемов, методов и форм работы
Формы работы:
- составление родословной «Пишем родословную своей семьи»;
- спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;
- сбор материалов, запись воспоминаний родственников о Великой Отечественной войне;
- «Загляните в семейный альбом»;
- встречи за круглым столом « Как молоды мы были…»;
- родительское собрание «Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм»;
- конференции «Слава защитникам Отечества», посвященные Дню защитников Отечества;
- проведение совместных игр «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, мальчики!»;
Программа включает в себя следующие направления:
Направления деятельности.
1.Моя малая родина.
Это направление предполагает:
-изучение истории своего города, района, края в ходе исследовательской работы, написание рефератов;
- активизация деятельности школьного краеведческого музея;
- проведение экскурсий, встреч с ветеранами труда, интересными людьми;
- проведение мероприятий, посвященных памятным датам истории;
- работа по благоустройству здания и территории школы;
- акция «Мой дом, моя улица»;
- проект « Цветущая школа»;
- поддержание традиций школы и города в ходе участия школьников в традиционных праздниках , краеведческих викторинах, конкурсах, выставках.
2.Защитники Отечества.
Подготовка юношей к службе в Вооруженных силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии - таково основное содержание этого направления программы патриотического воспитания. Оно предполагает проведение уроков мужества, смотра строя и песни, военно – спортивных игр, военно – полевых сборов юношей и других мероприятий.
Пропаганда воинской славы и доблести предусматривает встречи школьников с военнослужащими, конкурсы рисунков, чтецов, акцию «Письмо солдату», мероприятия по изучению военной истории Отечества.
3.Салют, Победа!
В ходе проведения дел в рамках реализации этого направления программы школьники изучают летопись Великой Отечественной войны, участвуют в читательских конференциях, устных журналах, интеллектуальных играх .Они оказывают шефскую помощь пожилым людям, ухаживают за памятниками павшим воинам.
4.Здоровье.
Приобщение всех участников к различным формам физической культуры путем привлечения их в спортивные секции, спортивные состязания – цель данного направления программы. Кроме того, она предполагает организации. Интересного плодотворного досуга во внеурочное и каникулярное время путем проведения различных спортивно – массовых мероприятий. В рамках этого направления осуществляются мероприятия по пропаганде здорового образа жизни и антинаркотической пропаганды.
5.Экология и мы.
Направление «Экология и мы» предусматривает изучение экологического состояния города и его окрестностей: лесов, полей, водоемов; выявление различных экологических нарушений и проведение мероприятий по их ликвидации. Осуществляются мероприятия по пропаганде бережного отношения к окружающей среде, среди которых – экологические праздники, викторины, конкурсы.
6.Юные таланты.
Данное направление предусматривает приобщение учащихся к творческой деятельности через систему урочной и внеурочной деятельности. Оно предусматривает проведение смотров, творческих отчетов, фестивалей, конкурсов и праздников.
7.В труде рождаются герои
Это направление предполагает оказание посильной помощи престарелым людям и инвалидам путем проведения волонтерской работы и акций.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
- Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
- Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.
- Участие в тематических конкурсах, выставках.
- Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.
Взаимодействие школьных общественных структур
в рамках программы
Взаимодействие с окружающим социумом в рамках программы
Информационное обеспечение в области патриотического воспитания:
Системой мер по информационному обеспечению в области патриотического воспитания предусматривается:
- создание условий для более широкого участия средств массовой информации ученического самоуправления в пропаганде патриотизма;
- поддержка и содействие расширению патриотической тематики в средствах массовой информации;
- расширение информационного пространства через школьный сайт
Совершенствование материально-технической базы:
Системой мер по совершенствованию материально-технической базы учреждений, занимающихся работой патриотической направленности предусматривается:
- развитие материально-технической базы школьного музея;
- обновление и пополнение экспозиций и экспонатов школьного музея.
4. 2. Содержание управления системой патриотического воспитания
в школе:
- анализ, оценка, прогнозирование и моделирование состояния процесса патриотического воспитания в школе с учетом тенденций общественного развития;
- определение и постановка текущих и перспективных задач воспитательной деятельности;
- научно обоснованное планирование патриотического воспитания; подбор, обучение кадров;
- мониторинг состояния и действенности воспитательной работы и систематическое информирование о ходе реализации задач патриотического воспитания;
- своевременная корректировка системы воспитательных воздействий;
- научная организация труда классных руководителей и обеспечение их прогрессивными методами и технологиями воспитательной работы.
4.3. Поэтапное содержание реализации программы
№ | Мероприятия | срок | ответственный | ||
I этап подготовительный | |||||
Формирование нормативно – правовой и методической базы патриотического воспитания. | |||||
1 | Создание и периодическое пополнение картотеки федеральных и местных законодательных актов по вопросам патриотического воспитания. | Весь период | Зам.дир.УВР, библиотекарь | ||
2 | Создание и программирование работы творческой группы | январь 2020 г. | администрация, педагоги, учащиеся | ||
3 | Обсуждение и утверждение программы на педагогическом совете | март 2020 г. | администрация, педагоги | ||
4 | Изучение научно-методической литературы | январь - май 2020г. | администрация, учителя | ||
5 | Определение концептуальных положений по изучению эффективности воспитательного процесса | октябрь 2020г. | администрация | ||
6 | Организация работы семинара по теории и практике патриотического воспитания | май 2020 г. | администрация | ||
7 | Проектирование модели личности выпускника | май 2020г. | администрация, кл. руководители | ||
8 | Научно-практическая конференция классных руководителей «Воспитание гражданина, патриота: опыт и проблемы» | ноябрь 2020 г. | администрация, кл. руководители | ||
9 | Кадровое обеспечение реализации программы по патриотическому воспитанию школьников | август – сентябрь 2020 г. | администрация | ||
10 | Презентацию разработок уроков по патриотическому воспитанию | 2020-2025 | Зам.директора УВР, классные руководители | ||
Методическая работа в области патриотического воспитания школьников. | |||||
1 | Организация и проведение учебы классных руководителей по теме «Российский патриотизм: истоки, современность, проблемы возрождения и развития». | постоянно | Зам.дир.УВР, рук.МО, классные руководители | ||
2 | Проведение семинаров с учителями – предметниками по реализации программы патриотического воспитания. | постоянно | Зам.дир. по НМР | ||
3 | Проведение заседаний МО по реализации программы патриотического воспитания | постоянно | Руководители МО | ||
4 | Организация занятий с педагогами по использованию ИКТ в работе по патриотическому воспитанию | 2020 - 2025 | Учитель информатики | ||
5 | Обобщение накопленного опыта организации патриотического воспитания в школе | 2024 | Директор, зам.директора | ||
6 | Проведение педагогических советов по реализации программы патриотического воспитания | 2020 - 2025 | Директор, зам.директора | ||
II основной | |||||
Мероприятия деятельности по патриотическому воспитанию | |||||
Моя малая родина | |||||
1 | Конкурс рисунков «Мой край родной – моя история живая» | сентябрь | Учитель ИЗО, педагог – орг. | ||
2 | Конкурс буклетов «Люблю тебя, мой край родной» | сентябрь | Педагог - орг | ||
3 | Единый классный час « Люблю тебя, мой край родной» | декабрь | Заместитель директора по УВР | ||
4 | Викторина «Лучший знаток родного края» | ноябрь | Учитель истории | ||
5 | День России | июнь | Заместитель директора по УВР | ||
6 | КТД «И дым отечества нам сладок» ( ежегодно) | октябрь | Педагог - орг | ||
7 | Благоустройство школьной территории | постоянно | Педагог – орг. | ||
8 | Викторины, конкурсы «Лучший знаток малой родины» | октябрь | Педагог – орг, библиотекарь | ||
9 | День города | ежегодно | организатор | ||
10 | Встречи с интересными людьми «Человек славен трудом» | ежегодно | Классные руководители | ||
11 | Читательская конференция «Писатели и поэты о нашем городе, районе, крае» | ежегодно | Учителя литературы | ||
12 | Конкурсы сочинений, рисунков, викторин «Моя родословная» | В течение года | Учителя, классные руководители | ||
13 | Проведение предметных недель по истории родного края (города, района, края) | В течение года | учителя | ||
14 | Классные часы: - Что значит любовь к Родине. | В течение года | Учителя начальных классов | ||
15 | Кем из наших предков я горжусь? | В течение года | Учителя начальных классов | ||
16 | Что делать, если я столкнулся с несправедливостью? - Как разные народы могут жить в мире друг с другом? - Экскурсии и путешествия по примерной тематике: - Герои Великой Отечественной войны в памяти нашего города, района, края; - Патриотизм в наши дни; | В течение года | Учителя начальных классов | ||
17 | Проектные и исследовательские работы «Свой мир мы строи сами» | В течение года | Учителя – предметники. | ||
18 | Изучение материала и выполнение заданий по гражданско-патриотическому воспитанию (Окружающий мир, литературное чтение) - Современная Россия: люди и государство; - Наследие предков в культуре и символах государства, славные трудные страницы прошлого; - Права и обязанности граждан, демократия; - Общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и ребенка; - Сказки народов России и мира, произведения о России, ее природе, людях, истории; - равенство и добрые отношения народов России, уважение национальных традиций и поддержание общероссийского единства. | В течение года | Учителя - предметники | ||
19 | Реализация гражданских правил в поведения в учебном взаимодействии: - посредством технологии оценивания формируются, опыт следования совместно выработанным для всех правил, умение отстаивать справедливость оценивания, умение приходить к компромиссу в конфликтных ситуациях; - групповая работа на разных предметах формирует опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, организации позитивного общения в разных социальных ролях; - специфические предметные методики, требующие коллективного взаимодействия и поддержки товарища. | В течение года | Учителя – предметники. | ||
20 | Участие в проведении выставок семейного художественного творчества: - Домашние умельцы; - Секреты домашних мастеров; - музыкальных вечеров: - Песни нашей семьи; - Как танцевали наши бабушки и дедушки. | В течение года | Кл.рук | ||
21 | Коллективные социальные и образовательные проекты. | В течение года | Классные руководители | ||
22 | Проведение познавательных конкурсов, посвященных знанию семейных традиций и праздников, посвященных семье. | В течение года | Классные руководители | ||
23 | Проведение совместных соревнований: - мама, папа и я – дружная семья; - самый умный ребенок; - читающая семья; - спортивная семья; - открытая книга | В течение года | Классные руководители | ||
24 | Изучение материала и выполнение заданий, направленных на приобщение к семейным традициям и ценностям в жизни семьи: - семейные традиции предков в культуре и символах государства; - права и обязанности членов семьи; - сказки и произведения народов России и мира о семье и семейных традициях; - семейные традиции народов России, поддержание института семьи через формирование системы нравственных ценностей (любовь и верность, достаток и благополучие семьи, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода) | В течение года | Учителя - предметники | ||
25 | Заочные экскурсии по местам духовной культуры и памятникам | В течение года | Учителя - предметники | ||
26 | Встречи с людьми, осуществляющими нравственный выбор и нравственный подвиг. | В течение года | Учителя - предметники | ||
27 | Ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора, требующие выхода из этических, личностных конфликтов. | В течение года | Учителя - предметники | ||
28 | Проекты вместе с родителями по духовно – нравственному воспитанию | В течение года | Учителя - предметники | ||
29 | Завершение каждого из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?» - Чем я могу руководствоваться при выборе своих поступков | ||||
Национальный музей Удмуртской Республики им. Кузебая Герда | |||||
1 | Проведение тематических экскурсий: - История нашего города; - Традиции и быт удмуртов; - История школы; - Создание и развитие города; - Годы, опаленные войной; - Наши земляки, участники Великой Отечественной войны; - Памятники г.Ижевск | В течение года | руководитель | ||
2 | Встречи с тружениками тыла «От всей души» | Октябрь, май | руководитель | ||
3 | Фестиваль проектов «Шаг в будущее» | В течение года | Руководитель, педагоги | ||
4 | Поисковая работа постоянно | В течение года | руководитель | ||
5 | Проведение уроков, классных часов в музее | В течение года | Классные руководители, учителя | ||
6 | Сбор информации о выпускниках школы | В течение года | Руководитель, организатор | ||
Защитники Отечества | |||||
1 | Соревнования по гражданской обороне и военно – прикладным видам спорта | Февраль ежегодно | Руководитель ОБЖ, учитель физкультуры | ||
2 | Конкурс «Служить Отчизне» | Февраль ежегодно | Руководитель ОБЖ | ||
3 | Конкурс «Вперед, мальчишки!» | Февраль ежегодно | Педагог – орг, руководитель ОБЖ | ||
4 | Конкурс «Добры молодцы» | Февраль ежегодно | Педагог – орг, руководитель ОБЖ | ||
5 | Акция «Письмо солдату» | февраль | Педагог – орг. | ||
6 | Смотр песни и строя | Февраль ежегодно | Учитель физкультуры, руководитель ОБЖ | ||
7 | КТД «Есть такая профессия – Родину защищать» | Февраль ежегодно | Учителя литературы, библиотекарь | ||
8 | Конкурс чтецов «О подвигах, о доблести, о славе» | Февраль ежегодно | Учителя литературы, библиотекарь | ||
9 | День призывника «Юноши присягают России» | ноябрь ежегодно | Руководитель ОБЖ | ||
10 | Литературная гостиная «Русская доблесть» | февраль | библиотекарь | ||
Салют, Победа! | |||||
1 | Конкурс инсценировок «Песня в солдатской шинели» | Апрель ежегодно | Классные руководители, учитель музыки | ||
2 | Выставка детского творчества «Наследники великой Победы» | Май, ежегодно | Учителя технологии, руководители дополнительного образования | ||
3 | Урок мужества «В жизни всегда есть место подвигу» | Май, ежегодно | Классные руководители | ||
4 | Поздравления тружеников тыла с Днем Победы на дому. | Май, ежегодно | Педагог – организатор | ||
5 | Праздник, посвященный Дню Победы «Салют, Победа!» | Май, ежегодно | Зам.директор, педагог – организатор | ||
6 | Возложение венков: Обелиск воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. | Май, ежегодно | Педагог – организатор | ||
7 | Участие в военизированной игре «Салют, Победа!» | Май, ежегодно | Руководитель ОБЖ | ||
8 | День Памяти | 22 июня, ежегодно | Педагог – орг. | ||
9 | Классные часы, посвященные творчеству российских поэтов «До последнего дыхания» | Февраль ежегодно | Классные руководители, библиотекарь | ||
10 | Тематическая выставка «Женщины на войне» | март | библиотекарь | ||
11 | - Экскурсии и путешествия по примерной тематике: - Герои Великой Отечественной войны в памяти нашего города, района, края; | В течение года | Классные руководители | ||
12 | «Детский рисунок против войны» | май | Классные руководители | ||
13 | Тематические выставки по истории Великой Отечественной войны | В течение года | библиотекарь | ||
14 | Фестиваль «Песня тоже воевала» | апрель | Учитель музыки, | ||
15 | КТД «Далекому мужеству верность храня» | май | Заместитель директора по УВР | ||
16 | КТД «Колокола Памяти» | Май | организатор | ||
Здоровье | |||||
1 | Организация секций волейбола, баскетбола, тенниса и футбола и др | В течение года | Учитель физкультуры | ||
2 | День здоровья | 4 раза в год | Педагог – орг., учитель физкультуры | ||
3 | Кросс наций | сентябрь | Учитель физкультуры | ||
4 | Веселые старты | Ноябрь, апрель ежегодно | Учитель физкультуры, педагог – орг | ||
5 | Соревнования по шахматам, шашкам | февраль | Учитель физкультуры | ||
6 | Соревнования по волейболу, баскетболу | По плану школы | Учитель физкультуры | ||
7 | Школьная спартакиада | февраль | Учитель физкультуры | ||
8 | Городские соревнования | ежегодно | Учитель физкультуры | ||
9 | Месячник «Жизнь без наркотиков» | октябрь | Учитель физкультуры, социальный педагог | ||
10 | Спортивные соревнования, посвященные ДНЮ Победы | май | Учитель физкультуры | ||
11 | Изучение материала и выполнение учебных заданий на формирования ЗОЖ | В течение года | Учителя – предметники, классные руководители | ||
12 | Месячник « Я выбираю жизнь» | ноябрь | Педагог – организатор, психолог | ||
13 | КТД «Здоровье и здоровый образ жизни» | март | Педагог – организатор, фельдшер | ||
14 | Тематические линейки « Здоровье, ответственность, жизнь» | В течение года | Педагог – организатор | ||
15 | Зарница | февраль | Учитель ОБЖ | ||
Экология и мы | |||||
1 | Выставка рисунков и плакатов «Экология, природа, человек» | Март, ежегодно | Учитель ИЗО, учителя начальных классов | ||
2 | Экологический десант «Чистота спасет мир» | Сентябрь, апрель, ежегодно | Педагог – орг. | ||
3 | Праздник, посвященный Дню защиты Земли | Март, ежегодно | Учитель биологии | ||
4 | Беседы на классных часов, уроках биологии географии «Здоровый мир – здоровый человек» | В течение года | Классные руководители | ||
5 | Акция « Мой дом – моя улица» | В течение года | Педагог - орг | ||
6 | Изучение материалов и выполнение учебных заданий на осознание природоохранительной деятельности | постоянно | Учителя – предметники, классные руководители | ||
7 | Защита проектов | ежегодно | педагоги | ||
Юные таланты | |||||
1 | Работа объединений дополнительного образования | В течение года | Руководители объединений | ||
2 | Праздник первого и последнего звонка | Сентябрь, май | организатор | ||
3 | День самоуправления, посвященный Дню учителя | Октябрь, ежегодно | Педагог – орг. | ||
4 | День матери | Ноябрь ежегодно | Педагог - орг | ||
5 | Конкурс « Маленькая фея» | март ежегодно | Педагог – орг.,классные руководители | ||
6 | Новогодний праздник | Декабрь ежегодно | Педагог – орг, классные руководители | ||
7 | Вечер встречи выпускников | ежегодно | Зам.дир.УВР, педагог - орг | ||
8 | День святого Валентина | февраль | организатор | ||
9 | Народные праздники | По календарю | организатор | ||
10 | Конкурсы «А ну – ка, девочки!», «Мисс школы», Джентльмен года» | Март, февраль | Педагог – орг., классные руководители | ||
11 | Фестиваль «Звезды нового века» | апрель | организатор | ||
12 | Выставка детского творчества | апрель | учителя | ||
13 | Участие в художественном оформлении помещений, зданий, дворов; | ежегодно | Кл.рук | ||
14 | Классные часы: - Красота в жизни людей; - Как мы отличаем красивое от безобразного; - Что такое некрасивый поступок?; - Создание и разрушение красоты – словом, жестом, действием; - Как сказать правильно?; - Красота родного языка; | В течение года | Кл.рук | ||
15 | Участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества и театрально – музыкальных вечеров | В течение года | Классные руководители | ||
16 | Изучение материалов и выполнение учебных заданий, направленных на приобщение к искусству, красоте, художественным ценностям в жизни народов России и всего мира. | В течение года | Учителя - предметники | ||
17 | Приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства, опыт творческой деятельности | В течение года | Учителя - предметники | ||
18 | Приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ | В течение года | Учителя - предметники | ||
19 | Приобщение к художественному труду, осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов, опыт творческой деятельности. | В течение года | Учителя - предметники | ||
20 | Получение опыта восприятия искусства и художественного творчества в процессе учебной работы: - исполнение творческих заданий по разным предметам с целью самовыражения и психотерапии негативных эмоциональных состояний; - оценка результатов выполнения учебного задания не только с позиции соответствия цели, но и с позиции красоты решения. | В течение года | Учителя - предметники | ||
«В ТРУДЕ РОЖДАЮТСЯ ГЕРОИ»; | |||||
1. | Волонтерская работа | В течение года | Педагог - орг | ||
2 | Акция «Спешите делать добро» | сентябрь | Педагог - орг | ||
3 | Забота о памятниках защитникам Отечества | В течение года | Педагог - орг | ||
4 | Социальные проекты «Забота и внимание пожилым и одиноким людям» | В течение года | Классные руководители | ||
5 | Благоустройство в пространстве дома, класса, города, улицы, школьного двора. | В течение года | Классные руководители | ||
6 | Проект « Цветущая школа» | Апрель - октябрь | Учитель технологии | ||
7 | Расширение навыков по самообслуживанию и устройству быта близких, своего дома, в школе, в походах, уборка после еды, приведение в порядок одежды, простейший ремонт вещей | В течение года | Классные руководители, учителя технологии | ||
8 | Знакомство с правилами взаимоотношений людей в процессе труда в ходе различных мероприятий: - праздники – игры по теме труда; - экскурсии, видеопутешествия для знакомства с разными профессиями жителей города, района, края; - коллективные творческие дела по подготовке трудовых праздников; - встречи – беседы с людьми различных профессий, прославившимися своим трудом; - ролевые игры, моделирующие экономические, производственные ситуации; - совместные социальные образовательные проекты с родителями « Труд моих родителей» | В течение года | Классные руководители, учителя - предметники | ||
Формирование методических основ патриотического воспитания | |||||
1 | Проведение расширенных заседаний педагогического совета с повесткой дня «О ходе реализации программы патриотического воспитания учащихся» | 2021 - 2022 | администрация | ||
2 | Педагогический совет «Патриотическое воспитание в пространстве современного образования» | 2021 - 2022 | |||
3 | Педагогический совет «Семья как основа патриотического воспитания» | 2021 - 2022 | |||
4 | Педагогический совет «Патриотическое воспитание в современной школе» | 2022 - 2023 | |||
2 | Совещания при директоре: - реализация программы ОБЖ, физкультуры; | 2020, 2025 | директор | ||
3 | Проведение диагностики по вопросам патриотического воспитания | постоянно | Зам.директора УВР | ||
4 | Методический совет «Использование потенциала школьной библиотеки в воспитании и развитии личности» | 2023 | Руководитель МС, школьной библиотеки | ||
5 | Конференции: - Актуальность проблемы патриотического воспитания | 2021 - 2022 | администрация | ||
- Современное образование: опыт, проблемы, перспективы | 2021 - 2022 | администрация | |||
- Патриотическое воспитание в системе дополнительного образования | 2022 - 2023 | администрация | |||
Психолого – педагогические семинары: - Педагогика развития: сегодня, завтра; | 2021 – 2022 | администрация | |||
- Воспитание патриотизма как одна из составляющих развития личности | 2020 - 2025 | администрация | |||
- Открытый диалог социальных партнеров: школы, семьи, общественности | 2021 - 2022 | администрация | |||
6 | Родительские собрания: - воспитание патриота, гражданина. | ||||
III. Заключительный | |||||
Мероприятия по контролю реализации программы | |||||
1 | Организация тематических проверок по реализации программы | В течение года | администрация | ||
2 | Сдача отчетов, информаций | В течение года | администрация | ||
3 | Анализ результативности участия в конкурсах. | В течение года | администрация | ||
4 | Диагностика эффективности программы « Мы – Россияне» | 2025 г. | администрация | ||
5 | Обобщение опыта эффективных форм сотрудничества всех субъектов образовательного сообщества в рамках патриотического воспитания | 2020–2025 г | администрация, руководители МО, учителя | ||
6 | Создание банка инновационных технологий патриотического воспитания и обучения школьников. | 2020 -2025г. | администрация, учителя |
5. Характеристика основных ресурсов реализации программы
Интеллектуальные:
Учитель школы – творческий исследователь, владеющий методиками индивидуального и дифференцированного обучения, решает проблемы развивающего обучения, участвующий в разработке интегрированных уроков. Он является одновременно и воспитателем, так как способен составить программу духовного роста ребёнка, помочь в развитии индивидуальности каждого, владеет культурой общения и создаёт гуманистические отношения с учениками.
Координатор программы – заместитель директора УВР..
Соисполнители программы:
- педагог - организатор, курирует работу школьного (ученического) самоуправления;
- заместитель директора по НМР курирует работу по организации встреч с интересными людьми;
- педагогический коллектив школы;
- ветераны труда;
- родители.
Технические:
Материально-техническая база позволяет создать условия, необходимые для реализации данной программы:
- учебные кабинеты,
- компьютерные классы,
- библиотека,
- 1 спортивный зал,
- компьютерное оборудование и ТСО, мультимедийные проекторы;
- Интернет;
- электронная почта.
Информационно-аналитические:
▪ организация выставок по проблемам патриотического воспитания в школьной библиотеке;
▪ оформление банка данных статей периодической печати по проблематике программы;
▪ организация информационных стендов;
Школьный сайт.
6. Диагностика эффективности содержания деятельности
- наличие плана воспитательной работы по данному направлению;
- система мониторинга результатов воспитания (использование педагогических диагностик);
- участие в творческой работе по проблемам патриотического воспитания;
- объективные статистические показатели:
- участие (результаты) учащихся ОУ в школьных, муниципальных, республиканских конкурсах и проектах по гражданско-патриотическому воспитанию
7. Оценка эффективности реализации программы.
Прогнозирующий результат
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе системы объективных критериев, которые определяют духовно-нравственные и количественные параметры.
Духовно-нравственные параметры:
- сохранение и развитие чувства гордости за свое Отечество, и историю родного края;
- формирование позиций гражданина-патриота России;
- стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни;
- готовности к защите Отечества;
- гуманистическое отношение к окружающему миру.
Количественные параметры:
- волонтерское движение (численность учащихся);
- историко-патриотические стенды и выставки;
- выступления и беседы на патриотическую тему;
- участие в мероприятиях и акциях по работе с ветеранами;
- шефство над памятниками участников войны;
- проведение фестивалей, конкурсов по патриотической тематике;
- организация военно-спортивных игр и туристско-краеведческих слетов;
- оформление школьных газет, информационных бюллетеней патриотической направленности;
Результативность реализации Программы измеряется стремлением школьников к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.
8. Предложения по распространению и внедрению результатов программы в массовую практику
- Районные семинары заместителей директора по результатам проекта.
- Совещание директоров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...