Познавательная игра "Живое слово"
материал
Предварительный просмотр:
Познавательная игра по русскому языку «Живое слово».
Цель мероприятия: развитие интереса к изучению русского языка, обогащение словарного запаса учащихся, развитие памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности.
Задачи:
- активизировать познавательную деятельность школьников;
- развивать слуховое и зрительное восприятие;
- формировать умение работать в команде; добиться, чтобы каждый ребенок включился в деятельность.
Оборудование: мультимедийная презентация , проектор, раздаточный иллюстративный материал, музыкальное оформление, костюмы мудрецов, рабочие места для каждой команды.
Форма: конкурсная программа, в ходе которой участники должны составить текст
Эпиграф: Нет слова, которое было бы так замашисто,
бойко, так вырвалось бы из – под самого
сердца, так бы кипело и животрепетало,
как метко сказанное русское слово.
Н. В. Гоголь.
Ход игры:
- Вступительное слово учителя.
Добрый день, ребята и уважаемые коллеги! Сегодня мы назвали нашу встречу: «Живое слово». Игра окунет нас в мир родного языка, заставит задуматься, взглянуть на привычные вещи с новой точки зрения, ДАСТ ПРОСТОР ЧУВСТВУ ЮМОРА, обогатит нашу речь.
- Сейчас мы редко слышим яркую, выразительную речь. Фразеологические, а обороты поражают удивительной образностью.
- Например: чесать язык, сквозь землю провалиться, зарубить на носу, без году неделя, висеть на волоске, медведь на ухо наступил, развесил уши.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Сегодня мы собрались здесь, чтобы поиграть в слова. Такие игры развивают человека, заставляют с непривычной точки зрения взглянуть на знакомые вещи, углубляют знание родного языка. Они требуют находчивости, дают простор чувству юмора. Ведь как говорил Н.В.Гоголь: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
Вот и мы с вами попробуем замашисто, бойко, кипуче и животрепещуще поиграть в русские слова. Но в слова не обычные, а в необычные. А что это за необычные слова, я надеюсь, вы догадаетесь после того, как прослушаете стихотворение В. Суслова «Как работает слово».
( чтение стихотворения учащимся)
Как работает слово
Бывает частенько, что слово - одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало «воды утекло»!
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»
А гуси и утки — сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою: ты правил не знал.
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идет —
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь».
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую... Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом».
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...».
- Теперь вы, конечно, поняли, о чем мы будем говорить сегодня?
( об устойчивых словосочетаниях в русском языке, которые называются фразеологическими оборотами или фразеологизмами.)
Так как у нас игра, то необходимо создать команды, назвать их и выбрать капитана.
Задание 1: Попробуйте определить в стихотворении фразеологизмы и подчеркните их.
Задание 2: «Дальше…дальше»
За 1 минуту каждая команда должна назвать как можно больше значений фразеологических оборотов.
- В час по чайной ложке(мало), 1. Кривить душой (лгать).
- Себе на уме (хитрить), 2. Кожа да кости (худой).
- Раз, два и обчелся (мало). 3. Вставлять палки в колеса (мешать).
- Заячья душа (душа). 4.В двух словах (коротко).
- Куры не клюют (много). 5. Зарубить на носу (запомнить).
- Ушки на макушке (внимательно). 6. Язык проглотить (молчать).
- Повесить голову (печалиться). 7. Клевать носом (дремать).
- 8. Рукой подать (близко). 8. Гонять лодыря (бездельничать).
- Во все лопатки (быстро). 9. Мастер на все руки (умелец).
- Витать в облаках (мечтать). 10. Водить за нос (обманывать).
- Играть первую скрипку (быть главным). 11. Идти в ногу (действовать согласованно).
- Стреляный воробей (опытный человек). 12. Бросать слова на ветер (говорить зря).
- Делать из мухи слона (преувеличивать). 13. Говорить сквозь зубы (неохотно).
- Избушка на курьих ножках (что – то старое). 14 Одна нога здесь, другая там (быстро).
- Спустя рукава (плохо). 15. Засучив рукава (хорошо).
- Сломя голову (быстро). 16. Во весь дух (быстро).
Задание 3. Отгадайте фразеологизмы на картинках.
Задание 4. К данным фразеологизмам подберите антонимы:
В двух шагах за тридевять земель
Взять себя в руки выйти из себя
Засучив рукава спустя рукава
Пасть духом воспрянуть духом
Хоть пруд пруди кот наплакал
Чесать языком держать язык за зубами
Игра с болельщиками:
1. Подберите фразеологизмы к слову «глаз» (мозолить глаза, хлопать глазами, с глазу на глаз, хоть глаз выколи, открыть глаза, как бельмо на глазу).
2. Подберите фразеологизмы с числительными.
(в один голос, одного поля ягода, меж двух огней, ни два ни полтора, как дважды два, на все четыре стороны, знать как свои пять пальцев, заблудиться в трех соснах, семь пятниц на неделе…)
Задание 5. Вы знаете, что значит «заварить кашу»?
Затеять хлопотное дело. Кашу варили на свадьбу, она была обязательным блюдом. От этих каш – свадебных пиров, в которых участвовало много людей, и возникло выражение «заварить кашу».
Выясните происхождение фразеологизмов:
«ахиллесова пята», «играть на нервах»,
«ариаднина нить», «во всю ивановскую».
Задание 6.
Инсценировка фразеологизма. (бить баклуши, гонять лодыря, нос
повесил, засучить рукава).
Задание 7.
Закончите фразеологизмы:
- Не взирая… (на лица). 1. Два сапога…(пара).
- Буря в …(стакане). 2. Топтаться на… (месте).
- Кусать…(локти). 3. Не мудрствуя …(лукаво).
- Волчий…(аппетит). 4. Как две капли…(похожи).
- Черепашьим…(шагом). 5. От корки…(до корки).
- За семь верст…(киселя хлебать). 6. Ждать у…(моря погоды).
- Принять за чистую…(монету). 7. Овчинка…(выделки не стоит).
- Проще пареной…(репы). 8.Обвести..(вокруг пальца).
- Не в бровь..(а в глаз). 9. Сулить золотые…(горы).
- Не видеть дальше…(собственного носа). 10. Краем уха…(слышать).
- На сон…(грядущий). 11. Голод …(не тетка).
- Еле – еле…(душа в теле). 12. Сматывать …(удочки).
Задание 8. Отгадайте все фразеологизмы, которые изображены на рисунках в юмористическом виде. (Заплетается язык, держать язык за зубами, тянуть за язык, типун на язык, найти общий язык, наступить на язык, как корова языком слизала, черт дернул за язык, повесить язык на плечо, прикусить язык, чесать языком, зацепиться языками, приколоть язык).
Задание 9.
Составьте текст, используя как можно больше фразеологизмов.
Задание 10.
Найди синонимы и сколько их групп?:
1 группе:
- Выйти из себя. 2. Довести до белого каления. 3. И бровью не шевельнул. 4. И в ус не дует. 5. Как с гуся вода. 6. Махнуть рукой. 7. Метать громы и молнии. 8. Ноль внимания. 9. Под горячую руку. 10. Рвать и метать. 11. Устроить сцену. 12. Хоть трава не расти.
2 группе:
- Бить баклуши. 2. Брать быка за рога. 3. Валять дурака. 4. Горит в руках. 5. Не покладая рук. 6. Засучив рукава. 7. Палец о палец не ударить. 8. В поте лица. 9. Плевать в потолок. 10. Своротить гору. 11. Сидеть сложа руки. 12. Считать ворон.
- Подводим итог. Выявляем победителей.
3. Заключительное слово учителя:
- Завершился урок. Теперь ваша речь будет ярче, убедительнее, интереснее, эмоциональнее.
Список литературы:
- http://orfografus.ru/index/0-
- Арсентьева Е. Ф. Фразеология и фразеография в сопоставительном аспекте (на материале русского и английского языков). — Казань, 2006
- Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык. 6-е изд. — М.: «Логос», 2002
- Мокиенко В. М. Славянская фразеология. 2-е изд., исп. и доп. — М., 1989
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательная игра по русскому языку "Живое слово". (Фразеология.)
Урок предназначен для общеобразовательной школы. Задача учителей русского языка научить ребят правильно и красиво говорить, редко сегодня можно услышать яркую, выразительную речь, такой урок может пом...
Использование игровых технологий на уроках русского языка для развития познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида при работе над словарными словами в 5 классе
Выполнение программы по русскому языку в специальной (коррекционной) школе, прочность и глубина знаний, получаемых на уроке, во многом зависит от интереса к предмету, желания изучать его. У учащихся...
внеклассное мероприятие по литературе "Литературно-познавательная игра "Умники и умницы" (по "Слову о полку Игореве...")
"Литературно-познавательная игра "Умники и умницы" (по "Слову о полку Игореве...")...
познавательный урок-КВН по русскому языку для 7 класса "Сила слова"
познавательный урок-КВН по русскому языку для 7 класса...
Познавательная игра "Слово о родном крае"
Данное мероприятие разработано для учащихся 5 - 6 классов, с целью развития познавательного интереса школьников к истории и культуре родного края.Игра нацелена на привитие любви к малой ро...
Этимологическое комментирование как средство развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (при изучении слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами)
Статья "Этимологическое комментирование как средство развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (при изучении слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами)" была по...
Презентация по самообразованию "Использование художественного слова в познавательно - речевом развитии детей"
Книга – величайшее достижение культуры, могучее средство воспитания. В своей работе с детьми широко использую самые разнообразные жанры художественного слова – сказки, рассказы, стихи...