Классный час: «Алкоголь и алкогольная зависимость».
классный час (7 класс)
Цели: воспитание здорового образа жизни, формирование устойчивого навыка неприятия алкоголя, умения активного противостояния пагубным привычкам; способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alkogol.docx | 37.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Центр психолого-педагогической, медицинской, социальной помощи семье и детям «Рука в руке»
Тема классного часа:
«Алкоголь и алкогольная зависимость».
Цели: воспитание здорового образа жизни, формирование устойчивого навыка неприятия алкоголя, умения активного противостояния пагубным привычкам; способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Задачи.
1. Ознакомить учащихся с материалами по истории развития алкоголизма, свидетельствующих о пагубных последствиях употребления спиртных напитков.
2. Воспитать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Сформировать знания, которые помогут учащимся укрепить свое здоровье. Привить активное отрицательное отношение к любым проявлениям пьянства, сформировать убеждение, что здоровье человека - личное и государственное богатство, а сохранение - его общественная задача.
3. Возбудить познавательный интерес учащихся к проблемам: влияния алкоголя на организм человека, алкоголь как враг здоровья, семьи, общества и д.р.
Соц. педагог
1.Наш классный час мы посвятим проблеме, которая губит людей, уничтожая в человеке человека. Возможно, кто-то скажет, что меня это не касается, и будет совершенно не прав. Это касается каждого из нас, потому что эта опасная привычка не щадит никого, она поражает человека всего без остатка.
Итак, тема классного часа «Алкоголь и алкогольная зависимость». Давайте поговорим об алкоголе, как спутнике нездорового образа жизни.
Соц.пед
Почему пьющие травят себя, ведь водка и противная, и невкусная, и самочувствие после неё ухудшается. Если люди знают об опасности наркотиков, в том числе алкоголя, то почему они всё же продолжают их употреблять?
Подсчитано, что ребёнок видит по телевизору в среднем 75 тысяч сцен выпивки.
Человек подражает героям кино, а также собственным родителям.
Почему мы говорим о том, что алкоголь приводит к распаду личности. его деградации?Алкоголь является главным фактором, способствующим совершению правонарушений. Алкоголь повинен в половине всех совершенных убийств.
Это главный фактор жестокого обращения с детьми, насилия в семье, преждевременных смертей едва успевших родиться детей.
Спирт разрушает организм женщины, что в итоге приводит к бесплодию. Женщины-алкоголички в 2,5 раза чаще болеют, и гораздо чаще оказываются в психоневрологических клиниках, чем мужчины.
А вот последствия алкоголизма. «Будущим мамам следует задуматься…».
«Ребёнок и алкоголь – понятия несовместимые.».
С чего начинается пьянство. У здорового ребёнка не может быть влечения к спиртному. Вкус и запах алкоголя вызывает у него отвращение.
До 11 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают «для аппетита», «лечат вином» или же ребёнок сам из любопытства пробует спиртное.
В старшем возрасте это «праздник», «семейное торжество», «гости».
С 14 – 15 лет появляются такие поводы, как «неудобно было отстать от ребят», «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости». Ведь стоит раз прикоснуться к спиртному как подросток чувствует себя вправе выпить с товарищами или даже одному, если появляется такая возможность.
Алкоголь, попадая в организм ребёнка, быстро разносится кровью, и при этом страдает мозг. Даже небольшие дозы спиртного вызывают у детей тяжёлые отравления.
От алкоголя страдает не только нервная система, но и пищеварение, зрение, сердце, печень. Страдают и другие органы.
Детям, подросткам, всем тем, кому не исполнилось 18 лет, алкоголь продавать согласно закону запрещено.
Особо следует сказать об остром алкогольном отравлении. Такое отравление представляет большую опасность для подростков. Особенно ранима нервная система, головной мозг. А опьянение у детей развивается настолько бурно, что бывает трудно спасти ребёнка. Он может погибнуть.
Алкоголизм – тяжёлая хроническая болезнь, в большинстве своём трудноизлечимая. Алкоголик направляет всю энергию, средства и мысли на добывание спиртного. Раз выпив, он стремится напиться до полного опьянения, до беспамятства.
Алкоголь вызывает беспричинные изменения настроения, взрывы радости и злобы иногда по самым незначительным поводам. У пьющего меняется круг знакомых, круг интересов. И какая бы тема ни затрагивалась в компании пьющих, рано или поздно она будет переведена на тему о вине и водке.
«Вред алкоголя очевиден.».
«Пьяница груб, жесток.».
«Прочитайте названия внутренних органов человека. На какие органы особенно губительно действует алкоголь?».
В человеческом организме нет органа, на который бы алкоголь не воздействовал разрушающе, и в первую очередь на мозг.
Средняя продолжительность жизни алкоголика не превышает обычно 55 лет. Из 100 самоубийц – половина алкоголики.».
«Пристрастие к алкоголю – причина различных преступлений.».
«Пьяными совершается большинство особо жестоких и безобразных преступлений. Каждое третье дорожно-транспортное происшествие совершается людьми в состоянии опьянения.
Пьяный человек хуже различает цвета, плохо реагирует на изменения красного и зелёного цвета светофора. Алкоголь влияет и на слух.
По закону уже сам факт пьянства водителя влечёт уголовное наказание. Ведь в руках пьяницы автомобиль становится орудием преступления.
Вот пьяный пешеход неожиданно появляется перед быстро идущим транспортом, который уже невозможно остановить, не вызвав катастрофы. Водитель старается спасти лезущего под колёса нарушителя уличного движения. Но водитель зачастую губит других прохожих, заезжая, например, на тротуар или врезаясь в другую машину с людьми.
В любом случае пьяный на дороге – помеха движению и источник аварий.
Очень опасен алкоголь для юных, поскольку их организм в период роста легче подвергается воздействию наркотиков.
Алкоголь оказывает отрицательное влияние на потомство. Если пьянство — результат неправильного воспитания, слабоволия, распущенности, подражание дурным привычкам, то алкоголизм — серьезная болезнь, требующая специального лечения. Нужны большие усилия, чтобы перевоспитать человека, злоупотребляющего алкоголем. Нередко эти усилия оказываются напрасными.
Если человек достаточно взрослый, он должен уметь выбирать друзей. В его окружении не должно быть людей, не представляющих себе удовольствия без рюмки. Тем более несовершеннолетний должен избегать употребления спиртного. Надо найти в себе мужество противостоять тем, кто пытается склонить вас к употреблению спиртного.
Исследования ученых доказали, что у юношей и девушек алкоголизм как тяжелая, трудноизлечимая болезнь возникает и развивается в четыре раза быстрее, чем у взрослых. Разрушение личности также происходит гораздо быстрее. При употреблении вина у девушек и юношей поражаются все органы, но особенно ранимы центральная нервная система, резко снижается память, нарушаются психика и контроль за своими действиями. Некоторые школьники приобщаются к рюмке со старшими по возрасту ребятами, подругами, чтобы поддержать компанию.
Помните: У людей всегда имеются проблемы, и обращение к алкоголю и другим наркотикам их не разрешает, а скорее порождает новые. Не наркотики разрешают проблемы, а люди!
С какого возраста зафиксировано употребление детьми алкоголя? С чем это связано?
Пьянство и алкоголизм невероятно помолодели, даже 8—9-летние дети с восторгом заявляют о том, что на праздник родители дали попробовать настоящее шампанское.
Алкоголь — наиболее распространенный среди молодых людей наркотик! Многие подростки употребляют алкогольные напитки. 86% молодых в возрасте до 17 лет уже их попробовали. Поскольку у нас в стране алкоголь весьма популярен, то нет ничего удивительного в том, что молодежь в этом отношении не отстает от старшего поколения. Большинство начинают употреблять алкоголь дома, не встречая возражений со стороны родителей. Как правило, это происходит по праздникам, выходным дням, в дни семейных торжеств и по иным поводам. По мере того как молодые люди подрастают, они начинают выпивать вне дома, обычно в компании без родителей. Среди них даже стала проявляться тенденция, что приходить на дискотеку или другое увеселительное мероприятие трезвым — признак дурного тона. Веселиться и чувствовать себя непринужденно без алкоголя они уже не могут. В этом тоже проявляется алкогольная зависимость, что таит в себе большую опасность, так как снижается самоконтроль, что ведет к совершению правонарушений и несчастным случаям.
#1059;пражнение .Проставьте на листе по вертикали числа от 1 до 9. Сейчас я буду зачитывать вслух некоторые суждения.
Если ты считаешь утверждение истинным, то рядом с его порядковым номером пиши слово «верно», если ложным – «неверно».
#1040;лкоголь является нарковеществом
#1041;ольшинство алкоголиков - пропащие люди и лентяи.
#1052;ожно стать алкоголиком, употребляя только одно пиво.
#1063;ерный кофе и холодный душ очень хорошо отрезвляют человека.
#1053;а равное количество алкоголя все люди реагируют одинаково.
#1040;лкоголики пьют ежедневно.
#1045;сли родители не пьют, их дети тоже не будут пить.
#1040;лкоголь не повышает температуру тела.
#1040;лкоголь - это стимулирующее, возбуждающее средство.
А теперь сравните ваши ответы с правильными:
#1074;ерно. Систематическое употребление алкоголя приводит к физической и психической зависимости от него.
#1085;еверно. Около 95-98% алкоголиков - обычные люди, которые работают, имеют семьи.
#1074;ерно. Не имеет значения, какой тип алкоголя употребляет человек. Предрасположенность к тому, чтобы стать алкоголиком, сопряжена с личностью. Пиво содержит этиловый спирт, но в меньшем количестве по сравнению с вином или водкой. Поэтому люди, пьющие пиво, должны больше его выпить, чтобы опьянеть.
#1085;еверно. Единственное, что может отрезвить человека, -это время. Избавление организма от 30 г алкоголя занимает у печени примерно один час работы.
#1085;еверно. Реакция на алкоголь очень индивидуальна. Она зависит от многих факторов, включая общее состояние здоровья, вес тела, возраст, толерантность (переносимость) и др..
#1085;еверно. Некоторые алкоголики выпивают только по выходным дням, некоторые не пьют (воздерживаются) месяцами. Но нередко бывает так, что как только алкоголик выпил, он уже не может остановиться.
#1085;еверно. Молодые люди принимают собственные решения, исходя из того, чему они научились в семье, на улице и в школе.
#1074;ерно. Алкоголь понижает температуру тела, он вызывает у пьющих ощущение тепла, поскольку кровь приливает к поверхности кожи. Когда это происходит, температура тела понижается, поскольку тепло поверхности тела легко утрачивается.
#1085;еверно. Алкоголь - это депрессант. Он отрицательно влияет на рассудительность и самоконтроль.
#1042;опросы для обсуждения:
■ Как вы думаете, что такое реклама и для чего она предназначена?
После обсуждения подвести к ответу: реклама представляет собой одну из форм передачи покупателю информации о товаре, его качествах, цене, возможностях использования и т. п. Цель рекламы — продать товар.
■ Всегда ли информация о товаре, передаваемая в рекламе, оказывается достоверной? (По возможности привести примеры).
■ Что испытывает человек, обнаружив, что качество товара не соответствует тому, которое было обещано рекламой? (Разочарование).
■ Любая реклама стремится красочно описать товар, показывая его только с лучшей стороны. Как можно узнать, правдива реклама или нет? Подвести к ответу: чтобы узнать, правдива реклама или нет, надо найти достоверную информацию о товаре.
■ Знаете ли вы рекламу, которая представляет товар, который не только разочаровывает, но может причинить непоправимый вред его потребителю? Ответ: реклама пива. После этого показывается рекламный ролик с пивом.
Посмотрите, какая завлекательная реклама. Она не обещает ничего, кроме удовольствия. Но как можно противостоять этому заманчивому предложению? Ответ: узнать достоверную информацию о пиве и основном его составляющем — алкоголе.
не хотелось бы с вами обсудить, к сожалению, очень актуальную среди подростков и молодежи проблему алкоголизма и чрезмерного употребления алкоголя.
Еще в глубокой древности ощутил человек необычно веселящее действие некоторых напитков. Самое обычное молоко, мед, соки плодов, постояв на солнце, меняли не только свой внешний вид, вкус, но приобретали способность возбуждать, вселять ощущение легкости, беззаботности, благополучия. Не сразу люди заметили, что на следующий день человек расплачивался головной болью, разбитостью, дурным настроением.
#1058;ест «Сможете ли вы устоять».
Выберите один из двух ответов. Отвечать нужно честно, иначе вы ничего о себе не узнаете.
- Можно ли считать, что телевизор является Вашим развлечением? Да. Нет.
- Если бы у Вас была возможность смотреть «мультики» больше 3 часов ежедневно, то делали бы Вы это? Да. Нет.
- Хотели бы Вы попробовать закурить сигарету? Да. Нет.
- Можете ли Вы утром проваляться в постели, даже если Вам необходимо вставать и что-либо делать? Да. Нет.
- Пытались ли Вы попробовать алкогольные напитки? Да. Нет.
- Любите ли Вы уроки физкультуры? Да. Нет.
- Приходилось ли Вам принимать предложения друзей пропустить некоторые уроки или целые учебные дни? Да. Нет.
- Умеете ли Вы не повторять своих ошибок? Да. Нет.
- Если бы подвыпивший человек предложил Вам прямо на улице коробку конфет, взяли бы Вы её? Да. Нет.
- Сумели бы Вы отказаться от предложения поиграть в игровые автоматы из-за того, что не сделаны уроки? Да. Нет.
Теперь подсчитаем баллы с учётом таблицы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
5 5 5 5 5 0 5 0 5 0
0 0 0 0 0 5 0 5 0 5
Если у Вас
0 – 15 баллов.
Вы умеете управлять своими желаниями. Вы любите получать удовольствия. Но в нужный момент Вы в состоянии понять, что удовольствие ради удовольствия может принести вред, помешать Вашим планам, Вашим отношениям с родителями, учителями.
У Вас впереди интересная жизнь, полная настоящих удовольствий.
20 – 40 баллов.
Ваша «зона удовольствий» нередко Вас подводит. Вы, быть может, и хотели бы лучше управлять своими желаниями, но это не всегда получается. Не хватает силы воли. Вы много времени теряете зря. Вы стремитесь к сиюминутным удовольствиям. Из-за этого Вы можете потерять много приятного в будущем. Рекомендуем быть настороже – слишком дорогой может оказаться цена сомнительного удовольствия.
45 и более баллов.
Внимание! Вы буквально заражены на получение всяческих удовольствий. Вы не в состоянии правильно оценивать свои действия. Пожалуйста, задумайтесь над своими результатами.
#1059;пражнение «Мое отношение к алкоголю»
Закончите предложения (один читает, остальные пишут; если не знают, что ответить, можно пропустить). Ответы нескольких участников озвучиваются, делается вывод.
#1050;огда я вижу пьяного, чувствую…
#1040;лкоголик – это…
#1050;огда я наблюдаю, поведение пьяного, я понимаю, что…
6.Соц.пед.
В мифах, легендах и сказках древнего мира — всюду фигурируют вино, опьянение, разгул. Пьянство процветало, а за ним следовали его неизменные спутники — разврат, преступления, тяжелые болезни.
Основным действующим началом опьянения любого напитка являлся алкоголь — этиловый или винный спирт. Принятый внутрь, он через 5—10 минут всасывается в кровь и разносится по всему организму.
Алкоголь — яд для любой живой клетки.
Проникнув в организм, алкоголь очень скоро расстраивает работу тканей и органов. Быстро сгорая, он отнимает у них кислород и воду. Клетки сморщиваются, деятельность их затрудняется. При значительном и частом попадании алкоголя в организм клетки разных органов, в конце концов погибают; под действием алкоголя нарушаются чуть ли не все физиологические процессы в организме, а это может привести к тяжелым заболеваниям. Перерождается ткань печени, почек, сердца, сосудов и др.
Быстрее и губительнее всего алкоголь действует на клетки головного мозга, при этом в первую очередь страдают высшие отделы мозга. Быстро доставленный потоком крови к головному мозгу, алкоголь проникает в нервные клетки, при этом разрушаясь, в результате чего связь между различными отделами мозга расстраивается.
Алкоголь влияет также на кровеносные сосуды, несущие кровь к мозгу. Сначала они расширяются, и насыщенная алкоголем кровь бурно приливает к мозгу, вызывая резкое возбуждение нервных центров. Вот откуда чрезмерно веселое настроение и развязность пьянеющего человека.
Ученые выяснили, что под влиянием спиртных напитков в коре больших полушарий головного мозга вслед за усиливающимся возбуждением наступает резкое ослабление процессов торможения. Кора перестает контролировать работу низших, так называемых подкорковых отделов мозга. Вот почему опьяневший человек как бы теряет контроль над собой и критическое отношение к своему поведению. Утрачивая сдержанность и скромность, он говорит и делает то, чего не сказал и не сделал бы в трезвом состоянии.
То, что мы в быту благодушно называем опьянением, в сущности, есть не что иное, как острое отравление алкоголем, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Алкоголь вызывает приятное приподнятое настроение, а это побуждает к повторному употреблению спиртного напитка. В первое время при желании и твердости характера еще можно отказаться от вина. В противном случае под влиянием алкогольной интоксикации (да и уговоров друзей) воля ослабевает, и человек уже не может противостоять влечению к алкоголю.
При этом проявляются негативные инстинкты, ослабляются воля и самоконтроль, и нередко люди совершают проступки и ошибки, в которых раскаиваются всю жизнь.
#1042;опросы для обсуждения:
• Не задумывались ли вы над тем, кому выгодна чрезмерная пропаганда (рекламирование) пива и алкогольных напитков?
• Бутылка пива в руке молодого человека — это «модно» или вы «положили лишний рубль в карман пивного магната»?
• Можно ли вообще весело и активно жить молодежи без алкогольных напитков?
#1059;пражнение .Как бы вы ответили на этот вопрос? Что делать юноше в подобной ситуации? Отказаться? Но как? Сейчас мы посмотрим, как вы умеете говорить «нет».
Соц. педагог: делит класс на группы. Каждой группе раздает листки, на которых описаны ситуации, в которых молодому человеку предлагают употребить алкогольный напиток. Ученики должны обсудить ситуацию, а затем обыграть ее по ролям, при этом показать, как можно отказаться от предложения.
Задание для первой группы. Парень влюбился в девчонку из соседнего двора. Друзья посоветовали подойти и признаться ей в своих чувствах, но перед этим выпить для храбрости.
Задание для второй группы. Две подруги гуляют в парке. К ним подходят парни, чтобы познакомиться. Чтобы завязать разговор, они предлагают девушкам угостить их пивом.
Задание для третьей группы. На дискотеку кто-то из ребят принес бутылку водки и предлагает своей компании выпить для поднятия настроения.
Задание для четвертой группы. Девушке нравится молодой парень. Он приглашает ее на свидание и ведет в кафе. Здесь он предлагает ей заказать алкогольный напиток.
9. Трезвая Россия, Урок трезвости! (просмотр фильма).
10. Заключительное слово
Соц. педагог: после того, как вы узнали так много, что бы вы посоветовали своим друзьям?
Как вы можете убедить ваших ровесников не употреблять алкоголь?
Если к этим советам прислушаетесь и вы, значит, наша встреча прошла не зря. Если воздействию алкоголя подвергаются юноши и девушки, у них развитие зависимости происходит в 4 раза быстрее, чем у взрослых людей. В этом возрасте еще не закончено формирование личности, поэтому она тоже испытывает разрушительное воздействие алкоголя.
Мы старшеклассники. Мы почти взрослые. В нашей власти выбирать друзей. Только мы сами принимаем решение, употреблять алкогольные напитки или отказаться от них. Мы не дети и уже достаточно сильны, чтобы найти в себе мужество противостоять всяким попыткам склонить нас к употреблению алкоголя, даже если это наши близкие друзья. Давайте избегать вечеринок, на которые собираются молодые люди, совсем не умеющие веселиться и радоваться жизни без выпивки. Мы — молодежь. В наших руках будущее. Давайте будем иметь трезвый взгляд на жизнь.
11. Подведение итогов
Что нового вы узнали сегодня? Изменилось ли ваше отношение к алкоголю? Сможете ли вы устоять, когда будут предлагать выпивку? (Ответы детей.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час " Алкоголь и алкогольная зависимость
презентация видеоролик и методическая разработка по теме...
Алкоголь и алкогольная зависимость
картины + материал для изучения...
Классный час по профилактике алкогольной зависимости
Предлагаю проведение классного часа, направленного на профилактику алкогольной зависимости с использованием метода социального взаимодействия.Данная педагогическая технология основывается ...
Занятие "Алкоголь и алкогольная зависимость"
Цель:1.Привлечь внимание учащихся к проблемам употребления алкоголя.2.Оказать помощь подросткам в осознании ответственности за выбор здорового образа жизни, в решении личностных и социальных проблем, ...
Презентация к занятию "Алкоголь и алкогольная зависимость".
Презентация к занятию...
Презентация «Алкоголь и алкогольная зависимость»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ по профилактике алкоголизма...
Беседа : «Алкоголь и алкогольная зависимость».
Цели: воспитание здорового образа жизни, формирование устойчивого навыка неприятия алкоголя, умения активного противостояния пагубным привычкам; способствовать развитию творческих способностей уч...