"Литературные" правонарушения
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnye_pravonarusheniya.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Долганская средняя общеобразовательная школа»
Крутихинский район Алтайский край
Методическая разработка
В мире«литературных» правонарушений и не только…
Автор-составитель: Ушакова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы
Тип мероприятия: внеклассное занятие
Место проведения: кабинет
Время проведения: 40 мин.
Цель: профилактика коммуникативных отклонений в поведении несовершеннолетних на основе формирования у них чувства общности с другими учащимися, стремления к сотрудничеству.
Задачи: осознание и выражение собственного отношения к проблеме отклоняющегося поведения, стимулирование поведенческих изменений подростка посредством обращения к литературным произведениям.
Оборудование: газетные и журнальные тексты, большой лист — ватман
Возраст учащихся: 11—14 лет.
Ход мероприятия:
В е д у щ и й На сегодняшнем занятии мы вспомним сказки, басни, в которых литературные герои совершают поступки, не задумываясь о последствиях и ответственности за них.
З а д а н и е 1
В е д у щ и й. Прочитайте отрывки из басен И. А. Крылова, вспомните или придумайте реальную историю, которая бы соответствовала заложенной в басне морали. В чем ее суть?
Крестьянин и лисица
В ком есть и совесть, и закон,
Орел и кот
Не презирай совета ничьего,
Но прежде рассмотри его.
Лягушка и Юпитер
На свете много мы таких людей найдем,
Которым все, кроме себя, постыло
И кои думают, лишь мне бы ладно было,
А там весь свет гори огнем.
Крестьянин и Змея
Когда почтен быть хочешь у людей, —
С разбором заводи знакомства и друзей!
Свинья под дубом
Невежда так же в ослепленье
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Разбойник и Извозчик
Как много из пустого
На свете делают преступного и злого.
З а д а н и е 2
В е д у щ и й. Прочитайте стихи, определите, о каких правонарушениях идет в них речь, какая ответственность предусмотрена за их совершение. (Ведущий корректирует ответы учащихся, в случае затруднений помогает с ответом.)
В деньгах быстро оплатить. (Вымогательство.)
Вследствие того деянья? (Заведомо ложное сообщение об опасности.)
А запрещенное — нельзя. (Осквернение памятников.)
Другое преступление? (Грабеж или разбой.)
В Кодексе есть наказание. (Умышленное повреждение имущества.)
Предусмотрена всегда.
(Уголовная ответственность за убийство, грабеж и т. д.)
И никогда не совершай.
За д а н и е 3
В е д у щ и й. Вспомните произведение А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь».
(Прочитать эту сказку до начала работы над ней.)
Давайте проанализируем сказку с позиции совершения правонарушений: кто из героев и какие правонарушения совершил?
• заведомо ложное сообщение (ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой послали весть о том, что царица родила «неведому зверюшку»);
• убийство (царевич убивает коршуна и спасает лебедь-птицу);
• умышленное причинение вреда (князь превратился в комара и «впился... тетке в правый глаз») и др.
Примером другого произведения может быть сказка Х. К. Андерсена «Дюймовочка».
Правонарушения, присутствующие в сказке:
• похищение (Жаба и Рогатый Жук похитили Дюймовочку);
• насильственное удержание (Крот удерживал Дюймовочку под землей);
• побег (Дюймовочка с помощью Ласточки убежала от Крота).
Для анализа может быть выбрана любая сказка по желанию подростков.
З а д а н и е 4
В е д у щ и й. Определите, в какой сказке:
• была совершена умышленная порча сооружения после того, как героя не пустили жить внутрь из-за большого количества жильцов («Теремок», «Рукавичка»);
• герою были нанесены тяжкие телесные повреждения, когда он пытался попасть в кирпичный дом трех братьев через дымоход («Три поросенка»);
• было совершено похищение человека птицами, которые унесли его на крыльях («Гусилебеди»);
• земноводное заставило героя жениться на себе в обмен на стрелу («Царевналягушка»).
З а д а н и е 5
В е д у щ и й. Обведите кружком те действия, за которые предусмотрена уголовная ответственность:
кража
разбой
убийство
вымогательство
оскорбление
угон автомобиля
побег из дома
З а д а н и е 6
В е д у щ и й. На «возрастной» прямой выделите цветом возраст, с которого наступает уголовная ответственность
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
З а д а н и е 7
В е д у щ и й. Подберите метафоры (выражения в переносном значении) к следующим словам:
свобода (например, раздолье, полет, невесомость и пр.),
подросток (например, энергия, между детством и взрослостью).
З а д а н и е 8
В е д у щ и й. Создайте «Коллаж достоинств и недостатков» — портрет современного подростка, используя для этого газетные и журнальные тексты, и наклейте их на большом листе.
З а д а н и е 9
В е д у щ и й. Напишите несколько писем, выбрав возможных адресатов из следующего списка:
• подростку (15 лет), который часто уходит из дома;
• девочке, которая украла деньги и потратила на косметику;
• подростку, который попал в плохую компанию и не знает, как из нее выйти;
• маме, которая не понимает свою дочь;
• мальчику, который грубит своим родителям, оскорбляет их;
• папе подростка (13 лет), который практически каждый вечер приходит домой в нетрезвом состоянии;
• подростку, который легко дает обещания (друзьям, родителям, учителям), но не выполняет их.
Итог занятия
Результаты затруднительно выразить в процентных (количественных) показателях, поскольку на одном занятии не представляется возможным решить проблему в полном объеме. Однако выполнение заданий позволит привлечь внимание учащихся к проблеме, заставит обучающихся задуматься о своем поведении и ответственности.
Использованная литература:
1. Т.В. Ничишина
Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье., Минск : Национальный институт образования, 2018
2.Г.Х. Андерсен Сказки
2. И.А. Крылов Басни
3.А.С. Пушкин Сказки