Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 9 класса по результатам диагностики склонности к различным типам профессий (ДДО Е. Климова)
методическая разработка (9 класс)
Методическая разработка занятия с элементами тренинга по профориентации для обучающихся 9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_proforientatsii_dlya_9_klassa_puzyreva_n.a.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 9 класса по результатам диагностики склонности к различным типам профессий (ДДО Е. Климова)
Педагог-психолог МОУ СШ №3
Пузырева Н.А.
Цель: продолжить формировать реальное представление о возможностях своих профессиональных намерений (профессиональное самоопределение учащихся)
Задачи:
- Воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии;
- Определить профессиональную направленность учащихся;
- Обогащение знаний учащихся о себе посредством участия в проективном упражнении;
- Ознакомить учащихся с результатами диагностики ДДО.
- Формировать актуальное для подростков «информационное поле» при выборе профессии;
Тип занятия: сообщение новых знаний с элементами психологического тренинга.
Методы занятия: словесный, наглядный, практический.
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые девятиклассники! Вот и подошли к концу наши занятия по профориентации, в течение которых мы с вами постарались узнать себя, определить ваши способности, склонности, интересы. А сегодня на итоговом занятии мы с вами выполним несколько упражнений для того, чтобы окончательно удостовериться об уровне вашей подготовленности к профессиональному выбору. Надеюсь на вашу активность на нашем занятии. А для начала вспомним правила, которые мы должны соблюдать на каждом занятии. (обсуждение правил тренинга)
2. Ритуал приветствия
А теперь давайте поприветствуем друг друга. Группа разбивается на пары; внутри каждой пары вы приветствуете друг друга. По сигналу один партнер из каждой пары переходит в другую, можно проиграть различные ситуации и роли: например, вы неожиданно встретили давнего друга; вы приходите к начальнику; встречаетесь с подчиненными, с человеком почтенного возраста, с ребенком, просто с первым встречным; попадаете в деревню и т.п.
3. Актуализация знаний
Для активизации наших знаний о профессиях давайте выполним следующую игровую разминку.
Упражнение «Знаток профессий».
Сейчас мы с вами вспомним профессии. По кругу каждый называет одну профессию, но делает это быстро, не задумываясь, в течение 3 секунд.
4. Основной этап
- Педагог – психолог: Вот мы с вами и вспомнили все разнообразие профессий. Профессий в мире великое множество. Специалисты названных профессий имеют определенные качества личности, которые сопутствуют их карьерному росту, успешности и их профессионализму. А теперь давайте познакомимся и узнаем больше о каждом из вас.
Упражнение «Самопрезентация».
Каждый участник называет свое имя и говорит о своем самом нелюбимом и самом любимом деле в жизни.
При обсуждении психолог обращает внимание на то, что у каждого участника есть свои пристрастия. То, что больше всего привлекает одного, для другого, возможно, нечто чуждое. Рефлексия упражнения.
- Педагог – психолог: Успех деятельности человека в различных профессиях зависит от его профессиональной направленности. Именно она определяет все поведение человека, отношение к себе, к профессии и к окружающим. Направленность личности раскрывается не в отдельных, случайных поступках человека, а в избранной, главной сфере деятельности. Для того чтобы узнать, что для вас важно сегодня, а что второстепенно, давайте выполним следующий мини – тест.
Методика «Направленность личности». Оцените варианты ответов, поставив в клетках на пересечении номера вопроса и вариантов ответа (а, б, в, г) баллы от нуля за вариант, который вам безразличен, до трех баллов за самый значимый для вас. Нельзя ставить одинаковые баллы в одной строчке!
1. Мне нравится
А) иметь много свободного времени;
Б) добиваться успеха во всех делах;
В) делать подарки своим друзьям;
Г) находить красивое решение трудной задачи.
2. Мой девиз
А) «Работа не волк, в лес не убежит»;
Б) «Хочешь жить — умей вертеться»;
В) «Если вы хотите получить больше, то больше отдайте»;
Г) «Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать».
3. Лучшая работа для меня — та, которая
А) не мешает мне жить своей жизнью;
Б) дает возможность быстрого продвижения по службе;
В) нужна людям;
Г) интересна.
4. Счастье для меня — это
А) возможность жить в свое удовольствие;
Б) высокая должность и хорошая зарплата;
В) благополучие моих друзей и близких;
Г) возможность заниматься любимым делом.
А | Б | В | Г | |
1 вопрос | ||||
2 вопрос | ||||
3 вопрос | ||||
4 вопрос |
Подсчитайте и запишите в нижней строчке сумму баллов по каждому столбцу (а, б, в, г):
9–12 баллов — ярко выраженная направленность личности;
5–8 баллов — умеренно выраженная направленность;
0–4 баллов — направленность не выражена.
А) «Я». Для вас очень важно собственное спокойствие и благополучие. В этом нет ничего страшного, если вы находитесь на содержании богатых родственников. Однако следует помнить, что низкая активность, чрезмерная концентрация на себе и отсутствие потребности в деятельности могут быть признаками утомления или заболевания.
Б) «Карьера». Вероятно, вам близки и понятны законы «рынка». В будущей профессии для вас важна возможность карьерного роста. Жизненный успех в вашем понимании — это высокооплачиваемая должность. Если для вас смысл жизни — карьера, вы рискуете растерять себя и близких в погоне за горизонтом.
В) «Другой». Вы относитесь к редкому типу людей, для которых интересы и благополучие других людей не менее важны, чем собственные. Ваш выбор говорит о личностной зрелости и душевном здоровье. Чем бы вы ни занимались, ваше отношение к людям всегда будет для вас источником энергии и радости жизни.
Г) «Дело». Какую бы деятельность вы ни выбрали, вы будете успешным профессионалом. Главное, чтобы ваша профессия не закрывала от вас смысл жизни, не сводимый к работе.
Вот ребята мы с вами попытались выяснить нашу профессиональную направленность, вы помните, что недавно мы проводили тестирование, с помощью которого можно определить, какая система взаимоотношений вам больше подходит ч-ч, ч-з, ч-х, ч-п, ч-т. (результаты диагностики по каждому участнику)
- Педагог – психолог: Вы вместе обучаетесь в одной школе уже достаточно долгое время. За это время вы достаточно хорошо изучили привычки, характер, поведение друг друга. Каждый имеет свое особое мнение о своих одноклассниках, у кого- то оно совпадает, у кого - то отличается, и сейчас мы попытаемся поделиться своим мнением о каждом из одноклассников и, возможно, поможем друг другу в профессиональном самоопределении. Вы увидите, какие ваши качества выделяют другие. Для этого выполним следующее упражнение:
Упражнение «Волшебная рука»
Каждый участник группы на листе бумаги сверху пишет свое имя, затем обводит свою руку карандашом. Затем «ладошки» пускаются по кругу, и другие участники на пальцах могут написать качества, которые присущи тому, чья ладошка.
Затем учащиеся должны прочитать все внимательно и подчеркнуть те качества, которые помогут ему в овладении будущей профессией.
Рефлексия: Что нового ты узнал о себе?
- Педагог – психолог: Важным в выборе профессии является мотив, который побуждает вас выбирать ту или иную профессию. Прежде всего, давайте разделим причины, побуждающие выбрать ту или иную профессию, на внешние и внутренние. Внешние причины связаны с влиянием окружающей среды: мнением родителей, друзей, сверстников, желанием добиться внешнего успеха или страхом осуждения. За внутренние причины отвечаешь ты сам – их определяют твои способности, склонности, привычки и характер, и только они. С помощью следующего упражнения давайте постараемся определить ваш ведущий мотив:
5. Подведение итогов занятия. Рефлексия
Упражнение "Корзина пожеланий".
Все желают друг другу что-то приятное на будущее в достижении профессиональных целей и "бросают" свои пожелания в "корзину". Затем, на счет "три", опрокидывают "корзину пожеланий" на себя.
Педагог – психолог: Хочу всех поблагодарить за занятие и раздать вам памятки, в них вы найдете информацию как преодолеть страх перед экзаменами, как лучше подготовиться к устному и письменному экзамену и пару упражнений на снятие волнения и напряжения во время и до экзамена.
Литература
1. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя (10-11 классы). – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – (Педагогика. Психология. Управление).
2. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М..: ВАКО, 2005.
3. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. – СПб.: КАРО, 2003. – (Материалы для специалиста образовательного учреждения).
4. Тесты по профориентации для учащихся / сост. А.А.Аркадьев. – Минск: Соврем. шк., 2008
5. Шевченко М.Ф. Тренинг “Профориентация для старшеклассников”. – СПб.: Речь, 2007.
Приложение 1
Правила поведения в тренинговой группе
- Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени).
Для создания климата доверия в группе все обращаются друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.
- Общение по принципу “здесь и теперь”.
Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
- Конфиденциальность всего происходящего.
Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.
- Персонификация высказываний.
Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.
- Искренность в общении.
Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.
- Уважение к говорящему. Говорим только по одному.
Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он закончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие с элементами тренинга для учащихся 11-го класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"
Цель занятия:отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:Знакомство выпускников со способами р...
психологическое занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Пути достижения жизненных целей"
Данный тренинг направлен на осознание учащимися жизненных целей и путей их достижения. Тренинг проводится в форме круглого стола.Это занятие можно использовать как на классных часах...
Психологическое занятие с элементами тренинга: «Формула успеха при подготовке и сдаче ГИА И ЕГЭ» (для обучающихся и педагогов).
Мы всю свою сознательную жизнь сдаем экзамены. Это касается не только экзаменов в школе, университете или при поступлении на работу. Более того, в последние годы экзамены в школе стали совсем об...
Психологическое занятие с элементами тренинга на тему "Сплочение коллектива"
Интересное занятие с увлекательными упражнениями......
Занятие с элементами тренинга для учащихся 11-го класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"
Занятие с элементами тренинга для учащихся 11-го класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"...
Программа психологического занятия с элементами тренинга для учащихся 9-х классов «Психологическая подготовка к экзаменам»
Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:1. Обучение выпускников способам рела...