Классный час Их именами названы улицы
классный час (7 класс)
Сценарий классного часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_ih_imenami_nazvany_ulitsy.docx | 28.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Хохольского муниципального района Воронежской области «Хохольский лицей»
Классный час
Их именами названы улицы
Подготовила
Жаглина Т.М.
классный руководитель
7«Б» класса
2022-2023 уч.год.
Пояснительная записка.
Цель: гражданско-патриотическое воспитание через освоение системы знаний о героическом прошлом Малой Родины и примерами героических личностей.
Задачи:
Обучающие:
⮚ Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
⮚ Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся посредством вовлечения их в разработку и подготовку мероприятий героикопатриотической направленности.
⮚ Воспитывать у обучающихся активную жизненную позицию.
⮚ Воспитывать у обучающихся интернациональные чувства.
⮚ Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных во время подготовки мероприятия
⮚ Воспитание чувства гражданского долга и ответственности
⮚ Развитие аналитических навыков и навыков критического мышления
⮚ Приобретение навыков коллективной работы.
Развивающие:
⮚ Мотивировать ребят на дальнейшее самостоятельное изучение литературы по данной теме.
⮚ Продолжить работу по развитию навыков “осмысленной” работы с получаемой информацией.
⮚ Формировать необходимость в передаче полученных знаний.
Воспитательные:
⮚ Воспитывать чувство причастности и гордости за прошлое страны.
⮚ Воспитывать уважение к исторической памяти через историю города проживания.
⮚ Способствовать формированию культуры человеческих отношений в коллективе.
Сценарий
Живым – Героев чтить, не забывать.
Их имена хранить в бессмертных списках,
Об их отваге всем напоминать
И класть цветы к подножьям обелиска.
Вступительное слово учителя (слайд №1)
Как часто нам задают вопрос «Где вы живёте?» или мы сами спрашиваем об этом кого-то. Называя свой адрес, мы не задумываемся, в честь кого названа улица, или откуда произошло её название. Чьё имя она носит? Кому принадлежит это имя? Чем он известен? А ведь названия улиц могут многое рассказать об истории населённого пункта, о быте и заботах его жителей.
Учитель: Ребята, назовите улицы, на которых вы живете. (дети перечисляют)
Есть улицы просто с красивыми названиями и таких у нас в поселке немало- Солнечная, Зеленая, Спортивная, Юбилейная, а есть улицы, названные именами людей.
Учитель: Что же должен сделать человек, чтобы его именем назвали улицу? В честь кого называют? (вопрос детям, они отвечают)
Давайте посмотрим на названия некоторых улиц: (слайд №2)
1) Достоевского, Чехова, Горького,
2)Менделеева, Ломоносова,
3)Гагарина, Комарова
А есть улицы названные в честь наших земляков. Это улицы Шуры Лавлинской, Ани Жаглиной.
Учитель: Что вы знаете о них? Почему их именами названы улицы поселка?
(Вопрос детям, они отвечают, предположили, что их имена связаны с войной) Да, события тех лет оставили свой след в истории нашего края.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, а летом 1942 фашисты пришли на Хохольскую землю.
(Демонстрация видеоролика о войне в Хохольском районе, первая часть)
Учитель: Давайте совершим небольшую экскурсию по некоторым улицам:
1) Рассказ о Шуре Лавлинской (слайд №3, слайд №4) (Приложение 1)
2) Рассказ об Ане Жаглиной (слайд №5) (Приложение 2)
Учитель: И в других селах есть свои герои, именами которых названы улицы. Село Староникольское, центральная и самая длинная улица носит имя Веры Чуркиной (рассказ о Вере Чуркиной видеоролик слайд №6)
Учитель: Село Семидесятное. На территории села располагался лагерь для советских военнопленных. Здесь есть тоже улицы названные в честь своих героев. (рассказ об Аси Тарковой и Ирине Степановой слайд №7) (Приложение 3)
Учитель: Ребята, мы совершили небольшую экскурсию по улицам некоторых сел нашего района. Познакомились с их судьбами. (слайд №8)
Какими качествами обладали этих людей?
Можно ли их назвать героями своего времени? В чем подвиг этих людей?
(ответы детей: мужественность, отвага, бесстрашие, долг перед родиной ит. Д.
Учитель: Почему потомки называют улицы их именами?
(ответы: чтобы помнили!!! Чтобы ужасы войны не повторились)
Да, ребята, мы должны знать историю своего края. Знать своих героев и чтить их память. В ваших семьях тоже есть свои герои - участники Великой Отечественной войны хоть их именами не названы улицы. Давайте послушаем рассказы ребят. (слайд №9)
Рассказы детей про своих родственников, участников Великой Отечественной войны (приложение 4)
1. Момантова Дарья ( презентация Квасов )
2. Недилько Артем
3. Воронин Иван
4. Чурилов Максим
Максим Чурилов читает стихотворение «У обелиска» Л. Сергеева
На плитах мраморных застыли
Бойцов погибших имена.
Как они молоды все были,
Когда нагрянула война!
Не залечить годам воронок
В душе у вдов и матерей
От чёрной вести похоронок
На сыновей, отцов, мужей…
Они Россию защищали,
Жизнь отдавая за неё,
И нам, потомкам, завещали
Беречь Отечество своё.
Под танки яростно бросались,
С небес таранили врагов,
Стояли насмерть, не сдавались
У деревень и городов.
За счастье жизни на земле,
Рассветы наши и закаты
Лежат в могильной тишине
Непобеждённые солдаты.
Склоняю голову я низко
И розы в траурном букете
Кладу к подножью обелиска
На плиты мраморные эти.
(учитель читает стихотворение)
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И ваших внуков внуки.
Рефлексия
Учитель: Ребята, придя сегодня домой после уроков, родители, скорее всего, спросят вас о классном часе. Что вы им расскажите? Какими впечатлениями с ними поделитесь?
(впечатления детей)
Заключение
Вы правильно сказали, что мы, потомки, благодарны нашим предкам, всем героям Великой Отечественной войны, за их подвиг. Поэтому их именами названы улицы сел нашего района. Это наша благодарность за мирное небо над головой.
Закончить наш классный час я хочу словами доктора философских наук, лингвиста Александры Васильевны Суперанской
«Каждое название, каким бы простым и будничным оно ни казалось, - это свидетель минувших событий, истории и мировоззрений наших предков»
Всем спасибо !
Приложение 1
Я живу на улице Мира, но часто гуляю по улице Шуры Лавлинской. Раньше я не задумывалась в честь кого она названа, но сейчас я знаю чьё имя она носит.
Шура Лавлинская училась в Октябрьской школе с 1932 по 1939 год,
с 1 по 7 класс. Была на селе одной из первых пионерок. Потом стала пионервожатой, комсомолкой, а перед войной уехала в Воронеж учиться на курсах фельдшеров.
С приходом немцев учёбу пришлось оставить. Шура возвращается
в Хохол и активно включается в подпольную работу. В дни облав на коммунистов и советских работников они с сестрой Натальей помогают им
скрываться. Девушки организовали на одном из хуторов убежище,
где прятался председатель райисполкома Василий Михайлович
Исаев. Но нашёлся предатель. Шуру выследили и схватили
фашисты. Никого из подпольщиков она так и не выдала. Шуру
пытали, били, всячески издевались над нею, но ничего не
добились от отважной комсомолки. 26 января 1943 года недалеко
от села Ведуга Семилукского района Шура вместе с сестрой Натальей были расстреляны.
Имя Шуры Лавлинской носит сегодня одна из улиц рабочего
посёлка, на здании бывшей Октябрьской школы в её память в 1976 году
была установлена мемориальная доска.
Песня о Шуре Лавлинской Слова В.Ф. Митяева, Музыка Н.В. Синёва
1.Тянется тропинка в поле от села,
Где когда-то Шура за цветами шла.
Шум дубрав зелёных, даль родной земли
С детства всё знакомо, сердцу ей милы.
2. Комсомолку Шуру знали все в селе,
Для людей хотела счастья на земле.
С соловьиной песней к ней пришла весна.
Только ненадолго – началась война!
3. Загремели грозы в небе голубом,
И ворвалось горе в светлый её дом.
За родную землю, где она жила,
Жизнь свою в рассвете Шура отдала.
4. Нас зовёт тропинка в голубой
рассвет.
Было ей в ту пору восемнадцать лет.
Над родной сторонкой солнышко
взошло…
Улицу назвали именем её.
5. Тянется тропинка в голубой рассвет
Мы идём по жизни, только Шуры нет
Улицу назвали именем её
Помнят старожилы, знает всё село.
Приложение 2
Жаглина Анна
Тихоновна
УЧАСТНИЦА ПАРТИЗАНСКОГО ОТРЯДА
1922 – 1943
Еще одна наша односельчанка, комсомолка Анна Жаглина. Во время оккупации она, по поручению партизанского отряда, распространяла листовки среди населения, призывая односельчан оказывать сопротивление оккупантам, за что была схвачена фашистами 9 января 1943 года. Оккупанты согнали народ на сельскую площадь, где уже была сооружена виселица. Фашисты заставили Аню раздеться, затем она поднялась на последнюю ступеньку подставной лестницы. Последние слова Ани были: «Прощайте, дорогие товарищи! Прощайте, родные и близкие! Я погибаю за наше правое дело. А вам, палачам, неминуемая смерть»
Аню казнили на глазах у старшей сестры и матери. В память об Ане, в ее родном селе, названа улица. Аня посмертно награждена медалью за боевые заслуги.
Приложение 3
(Из материалов прессы) Ася Таркова и Ирина Степанова
«Разведчицы штаба Воронежского фронта Анастасия Васильевна Таркова и Ирина Павловна Степанова в ночь на 25 июля 1942 года были направлены в тыл немецко-фашистских войск в район сел Гремячье, Яблочное, Ивановка, Прокудино и Архангельское для выполнения задания командования. К установленному сроку Таркова и Степанова обратно не возвратились, и судьба разведчиц осталась неизвестной»
Так значится в документе, хранящемся в военном архиве.
Ася Таркова после окончания школы работала на Томском лесоперевалочном комбинате. Перед войной вступила в партию. Была комсоргом, членом райкома комсомола. В армию пошла добровольцем. Участвовала в обороне Москвы.
Ира Степанова закончила Московский институт химического машиностроения, потом с заводом эвакуировалась в Томск. Оттуда и пошла добровольно на фронт
Есть срочное задание. Пойдете в тыл врага. Несколько дней на подготовку — и в путь. Так разведчицы получили новое задание.
К вечеру 24 июля их доставили на машине к Дону, по которому проходила линия фронта. Переплыли его на лодке и только к рассвету добрались они до села Архангельское. Укрылись в небольшом овражке, надежно замаскировали рацию.
Первой на разведку пошла Ирина. Возвратилась сияющая. Удалось точно установить название части, расположенной в селе, выследить места, где фашисты укрыли орудия. В назначенный час Ася настроила рацию и первые сведения были переданы на «большую землю».
Шло время. Девушки все глубже уходили в тыл врага. Остались позади Гремячье, Ивановка, Яблочное. Короткая передача Асиной рации — и на головы оккупантов обрушивались тонны смертоносного металла. Рвались вражеские склады с боеприпасами и горючим, поднимались на воздух оборонительные укрепления врага, уничтожалась техника. Летчики, точно накрывавшие цели, не знали, что им
помогали отважные девчата.
... Километрах в шестидесяти от фронта, в селе Семидесятное, оккупанты расположили свою базу: крупный армейский штаб, полевую жандармерию, лагерь военнопленных. Вход и выход из села строго охранялись эсэсовцами.
Девчата решили пробираться в село по одиночке.
В темноте Ася добралась до небольшого леска, расположенного рядом с Семидесятным. Целый день она вела наблюдение, а когда наступила темнота, Ася осторожно пробралась в заброшенную хату.
Рано утром девушка решила пройти по улице села. Но не успела сделать и несколько шагов, как была схвачена
— Кто такая?
— Беженка я, — как можно спокойней ответила Ася.
Но это не помогло. Ее задержали. Несколько дней гитлеровцы упорно пытались узнать у девушки, кто она такая, зачем появилась в селе. Ася молчала. А в это время на другом конце села другой гитлеровец бил по голове подругу и задавал ей те же вопросы. Не дождавшись возвращения Аси, Ира Степанова отправилась по ее следам в Семидесятное. По дороге ее схватили.
Разведчицы держались стойко. Они выдержали все испытания, ни сказали ни слова. Под вечер гитлеровцы вывели Асю на окраину села и расстреляли в овраге. Такая же участь постигла и Иру.
Только весной жители освобожденного Семидесятного разыскали останки разведчиц и похоронили их в братской могиле в центре села. На памятнике среди других имен героев односельчан высечены имена разведчиц — коммунистки Анастасии Тарковой и комсомолки Ирины Степановой.
стихотворение Александра Васильевича Лаптева:
Враг наступал на Воронеж отчаянно,
Трудно нам было, порою невмочь,
Асю Таркову и Ирину Степанову
Шлют на разведку в летнюю ночь
И от села до села ходят «странницы»
В старых фуфайках и рваных штанах-
Ася Таркова и Ирина Степанова-
Девушки не героини пока.
Штабу передано всё разведанное.
Что ж ты, удача, девчат подвела?
Асю Таркову и Ирину Степанову
Немцы схватили у края села.
Но не склонили вы гордые головы,
Как не гремела над вами гроза
Ася Таркова и Ирина Степанова
Смерти бесстрашно смотрели в глаза.
Приложение 4 (рассказы детей)
Воронин Иван
Мой прадед Ручкин Иван Иванович родился и вырос в селе Андреевка Нижнедевицкого района. В армию призвался в 1941 году. Служил пулеметчиком на первом Белорусском фронте. Был дважды ранен, но после гоститаля снова возвращался на фронт. Прошел всю войну до Победы. Был награжден орденом Красной Звезды и медалью За отвагу. После войны работал в колхозе. Умер в 1992 году.
Недилько Артем
Моя прабабушка Каткова Агния Николаевна родилась в 1918 году.
Во время войны участвовала в спасении наших солдат вместе с мужем, который героически погиб, освобождая Польшу.
Служила в военном госпитале военным врачом. Вместе с войсками прошла боевой путь по Белоруссии, Польше, Чехословакии, Германии, освобождая страны от фашизма. Имела много наград.
В мирное время работала начальником военного госпиталя в звании полковника медицинской службы.
Чурилов Максим
Мой прадедушка Чурилов Аким Иванович родился в селе Меловое Курской области. В 1939 году пошел в армию служить срочную службу. В 1941 году попал в плен под Смоленском. Находился в плену почти всю войну. Был отправлен в концлагерь «Бухенвальд». Здесь он совершил побег, но был пойман и возвращен обратно в лагерь. Принимал участие в восстании концлагеря. После освобождения военнопленных из лагеря остался жив.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проектно-исследовательская работа "Их именами названы улицы нашего края "
Конкурс "Моя педагогическая копилка" (к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне).Проектно-исследовательская работа выполнена учащимися 8,9 классов для дальнейшего применения ее на уроках английс...
Классный час "Их именами названы" (улицы Красносельского района), посвященный героям Великой Отечественной войны
Раздел: : Улицы героевТема: «Имя героя Советского Союза на карте «юго-запада» Красносельского района. Цель: гражданско-патриотическое воспитание через освоение системы зна...
Классный час "Их именами названы улицы города"
Данный материал знакомит детей с историей города Омска, которому в 2016 году исполнится300 лет. В своей работе мы подобрали материал о людах, имена которых носят улицы нашего города. Жизнь и деятельно...
Дополнение к проекту "Их именами названы улицы города"
Дополнеие к проекту "Их именами названы улицы города."Есле в предыдущем роекте собран наглядно-дидактический материал, то в этой статье опубликована разработка методики проведения классного часа...
Их именами названы улицы
Красносельский район — район Санкт-Петербурга, расположенный в юго-западной части города....
Сценарий информационного классного часа "Их именами названы улицы Краснодара"
Сценарий информационного классного часа "Их именами названы улицы Краснодара"...
Классный час "Их именами названы улицы".
Предгорные небольшие села РСО-Алания имеют интересную историю и красивую природу. Люди хранят и передают традиции новым поколениям. Учащиеся нашей Верхне-Санибанской школы собрали интересный материал ...