Проект "Как подружить левое и правое полушарие мозга"
занимательные факты (7 класс)
Данная тема является актуальной, так как большинство людей пишут правой рукой но среди них также есть и те, кто пишут левой рукой. Мне стало интересно почему так происходит и правда ли это связанно с работой того или иного полушария мозга.
Цель проекта:
Выяснить влияние преобладания правого или левого полушария мозга человека на его успехи в той или иной сфере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 905.55 КБ |
Презентация к проекту | 192.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Боровская основная общеобразовательная школа имени С.А. Глазырина»
Проект на тему:
«Как подружить левое и правое полушарие мозга»
Выполнил: Логинов Глеб Игоревич, 7 класс
Руководитель: Пхайко Ольга Владиславовна,
учитель русского языка и литературы
д. Боровое
2023г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
- Особенности работы головного мозга человека…………………………4
- Важность развития полушарной связи……………………………………6
- Способы развития левого и правого полушария мозга………………….7
- Исследование «Выявление левополушарных и правополушарных учащихся моего класса»…………………………………………………..9
- Вывод………………………………………………………………………11
- Заключение………………………………………………………………12
- Литература………………………………………………………………...13
- Приложение……………………………………………………………… 14
Введение
Я решил взять именно эту тему, так как мне стало интересно, чем отличаются люди с развитым левым полушарием мозга от человека с развитым правым полушарием мозга и как можно повлиять на их развитие.
Актуальность
Данная тема является актуальной, так как большинство людей пишут правой рукой но среди них также есть и те, кто пишут левой рукой. Мне стало интересно почему так происходит и правда ли это связанно с работой того или иного полушария мозга.
Цель проекта:
Выяснить влияние преобладания правого или левого полушария мозга человека на его успехи в той или иной сфере.
Задачи проекта:
- Ознакомится с особенностями работы головного мозга человека;
- С помощью литературы узнать чем правополушарные люди отличаются от левополушарных;
- Разобраться в важности развития полушарной связи;
- Узнать способы развития правого и левого полушария мозга;
- Провести исследование и выявить левополушарных и правополушарных учащихся моего класса;
- Провести анализ результатов и сделать выводы.
Гипотеза: Для повышения концентрации внимания и сосредоточенности необходимо развивать полушарную связь.
- Особенности работы головного мозга человека
Человеческий мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Каждое полушарие головного мозга регулирует противоположную половину тела. Так за праворукость «отвечает» левое полушарие, а за леворукость – правое полушарие.
Оба полушария мозга взаимосвязаны, то есть работают слаженно и одновременно. Но при этом каждое полушарие выполняет определенную психическую функцию: левое полушарие отвечает за логическое мышление, а правое полушарие – за образное мышление.
Функции межполушарных связей:
- эмоциональная устойчивость к негативным факторам;
- координация движений;
- успешное усвоение информации и ее анализ.
Когда связь между полушариями головного мозга слаба, ведущую роль берет на себя сильное, следовательно, функциональность другого блокируется. Это приводит к тому, что ребенок испытывает дезориентацию в пространстве, ему трудно дается обучение письму и чтению, нарушаются зрительное и слуховое восприятие, возможно неадекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации. В результате ребенок с трудом усваивает обучающий материал и становится мнительным.
Также я выяснил, что существует два типа людей: «художники» и «мыслители».
Русский физиолог Иван Петрович Павлов выделил два основных типа деятельности головного мозга - художественный (доминирует правое полушарие головного мозга) и мыслительный (доминирует левое полушарие головного мозга).
Между ними прослеживается разница. Одни - художники - захватывают действительность целиком, без всякого дробления. Другие - мыслители - именно дробят ее, делают из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно, как бы снова собирают ее части.
Правое полушарие дает нам возможность мечтать, фантазировать, сочинять различные истории, а также отвечает за способности к музыке и изобразительному искусству.
Обычно какое-то из полушарий у человека является доминирующим, что отражается на индивидуальных свойствах личности. Например, левополушарных людей больше тянет в науку, а правополушарных – в искусство.
- Важность развития полушарной связи
Маленький ребенок равномерно пользуется возможностями, которые заложены у него изначально в разных полушариях. Однако в процессе его развития и обучения одно из полушарий начинает развиваться более активно. Например, в математических школах мало времени уделяется творчеству, а в художественных и музыкальных школах у детей почти не развивают логическое мышление.
Для успешной и активной жизни нужна слаженная работа обоих полушарий мозга. Это поможет раскрыть потенциальные возможности человека.
Существуют специальные упражнения, направленные на развитие межполушарной связи. Программа «Гимнастика Мозга» была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих детей. За год обучения успеваемость детей повышалась в два раза.
Мы можем самостоятельно тренировать оба полушария мозга. Так, Леонардо да Винчи, регулярно тренировался и в совершенстве владел как правой рукой, так и левой. Он был не только творческим человеком, но и аналитиком, у которого было отлично развито логическое мышление, причем в абсолютно разных сферах деятельности.
Важно понимать, что чем лучше развито взаимодействие между полушариями мозга, тем проще ребенок будет обучаться новому, лучше выстраивать взаимоотношения с людьми, достигать отличных спортивных показателей.
- Способы развития левого и правого полушария мозга
Существует множество способов развития межполушарной связи как у детеей так и у взрослых. Чаще всего для развития полушарий нашего мозга используют различные несложные игры.
Перечислю несколько таких развивающих игр:
- Ухо-нос. Нужно левой рукой прикоснется к кончику носа, а правой — левого уха. Одновременно нужно отвести руки от уха и носа, хлопнуть в ладоши, и изменить позицию. Правая — на носу, левая — на правом ухе.
- Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская отклонений. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
- Зрительная гимнастика. Рисуем квадрат, круг глазами, смотрим на предмет близко и далеко, а также незаменим плакат-схема. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 — коричневый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 — зеленый.
Все выше перечисленные упражнения стоит выполнять стоя.
- Исследование «Выявление левополушарных и правополушарных учащихся 9 класса»
Также я решил провести исследование с целью выяснить кто из 9-ти классников относится в «художникам» а кто к «мыслителям».
Для этого я использовал тест для определения ведущей руки и ведущего глаза разработанный А.Р. Лурией.
- Замок - поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху - правый или левый.
- Прицел - Сложите указательные пальцы рук перед открытыми глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете (не закрывайте глаза). Итак, сложите пальцы рук в ствол ружья и прицельтесь в точку. Начали. А сейчас закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип вашей реакции - правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза - тип реакции левый.
- Поза Наполеона - Скрестить руки на груди перед собой и посмотреть какая рука окажется сверху.
- Аплодисменты - Немного поаплодировать в ладоши. А сейчас обратите внимание, какая рука при аплодировании у вас оказывается сверху - правая или левая.
- Телефон - Вам позвонили. Приложите телефон к уху. Обратить внимание к какому уху приложена трубка.
Как подружить правое и левое полушарие
ИССЛЕДОВАНИЕ НАД 9 КЛАСОМ
ИФО | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | ИТОГ |
Христофоров | Л | П | П | Л | П | П |
Злобин | П | П | Л | Л | П | П |
Ромин | Л | П | П | Л | П | П |
Барышников | Л | П | Л | Л | П | Х |
Лобанов | П | П | Л | Л | П | П |
Нестеров | П | П | П | Л | П | П |
Козлов | П | П | П | Л | П | П |
Приданикова | Л | П | Л | П | П | П |
Ильяных | П | Л | Л | П | П | П |
Самойлова | Л | П | П | Л | П | П |
Васильева | Л | П | Л | Л | П | Х |
П=Писатель
Х=Художник
Проведя данное исследование я сделал выводы:
- Большинство моих одноклассников являются «художниками», т.е. у них в большей степени развито правое полушарие;
- Среди моих одноклассников нет равнополушарных (те у кого равномерно развиты как левое, так и правое полушария);
- Также среди учащихся моего класса был выявлен лишь один «мыслитель» (человек в совершенстве использующий левую руку)
По итогам исследования было выявлено процентное соотношение «художников» и «мыслителей» в мое классе:
Правополушарных – 99%;
Левополушарных – 1%;
Вывод
В ходе изучения литературы и проведения исследования я выяснил:
- Люди имеющие в большей степени развитое правое полушарие являются творческими личностями и называются «художниками», а левополушарные – имеющие более выраженный уровень развития и мышления – «мыслители»;
- Полушарную связь стоит развивать для того чтобы улучшить умственные способности, моторику, повысить концентрацию внимания человека;
- Выяснил, что для того чтобы начать развивать свою полушарную связь достаточно уделить 2-3 минуты в сутки на несложные упражнения;
- Проведя исследования, я сделал выводы о том, что люди имеющие в большей степени развитое правое полушарие доминируют на людьми с хорошо развитым левым полушарием.
Заключение
В начале моего исследования меня интересовал вопрос, как подружить правое и левое полушарие мозга. Узнав, что ведущей рукой управляет противоположное полушарие головного мозга, которое, в свою очередь, может быть доминирующим и влияющим на формирование индивидуальной особенности того или иного человека, я стал выявлять среди своих сверстников «художников» и «мыслителей».
Поставленные мой задачи выполнены, гипотеза подтвердилась.
Практическая значимость моей работы заключается в том, что в процессе изучения литературы по теме исследования, я нашел полезные рекомендации как тренировать мозг для развития межполушарной связи, способствующей успешной учебе. А практическое исследование показало, что подавляющим большинством являются дети с развитым правым полушарием.
Литература
- Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. М.: Генезис, 2008.
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. - 128 с.
- Шохор-Троицкая М. Не переучивайте левшу!//Наука и жизнь, 2002, №8
Приложение
Рис. 1 «Зрительная гимнастика»
Рис. 2 Исследование «Выявление правополушарных и левополушарных учащихся моего класса»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ведение Цель проекта: Выяснить влияние преобладания правого или левого полушария мозга человека на его успехи в той или иной сфере. Задачи проекта: Ознакомится с особенностями работы головного мозга человека; С помощью литературы узнать чем правополушарные люди отличаются от левополушарных; Разобраться в важности развития полушарной связи; Узнать способы развития правого и левого полушария мозга; Провести исследование и выявить левополушарных и правополушарных учащихся моего класса; Провести анализ результатов и сделать выводы.
1. Особенности работы головного мозга человека Человеческий мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Оба полушария мозга взаимосвязаны, то есть работают слаженно и одновременно. Но при этом каждое полушарие выполняет определенную психическую функцию: левое полушарие отвечает за логическое мышление, а правое полушарие – за образное мышление.
Русский физиолог Иван Петрович Павлов выделил два основных типа деятельности головного мозга - художественный (доминирует правое полушарие головного мозга) и мыслительный (доминирует левое полушарие головного мозга ). Между ними прослеживается разница. Одни - художники - захватывают действительность целиком, без всякого дробления. Другие - мыслители - именно дробят ее, делают из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно, как бы снова собирают ее части.
2. Важность развития полушарной связи Существуют специальные упражнения, направленные на развитие межполушарной связи. Программа «Гимнастика Мозга» была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих детей. За год обучения успеваемость детей повышалась в два раза.
3. Способы развития левого и правого полушария мозга 1. Ухо-нос . 2. Змейка 3. Зрительная гимнастика
4. Исследование «Выявление левополушарных и правополушарных учащихся 9 класса» Как подружить правое и левое полушарие ИССЛЕДОВАНИЕ НАД 9 КЛАСОМ ИФО №1 №2 №3 №4 №5 ИТОГ Христофоров Л П П Л П П Злобин П П Л Л П П Ромин Л П П Л П П Барышников Л П Л Л П Х Лобанов П П Л Л П П Нестеров П П П Л П П Козлов П П П Л П П Приданикова Л П Л П П П Ильяных П Л Л П П П Самойлова Л П П Л П П Васильева Л П Л Л П Х П=Писатель Х=Художник
По итогам исследования было выявлено процентное соотношение «художников» и «мыслителей» в мое классе: Правополушарных – 99%; Левополушарных – 1%;
Вывод 1. Люди имеющие в большей степени развитое правое полушарие являются творческими личностями и называются «художниками», а левополушарные – имеющие более выраженный уровень развития и мышления – «мыслители»; 2. Полушарную связь стоит развивать для того чтобы улучшить умственные способности, моторику, повысить концентрацию внимания человека; 3 . Выяснил, что для того чтобы начать развивать свою полушарную связь достаточно уделить 2-3 минуты в сутки на несложные упражнения; 4. Проведя исследования, я сделал выводы о том, что люди имеющие в большей степени развитое правое полушарие доминируют на людьми с хорошо развитым левым полушарием.
Заключение Поставленные мой задачи выполнены, гипотеза подтвердилась. Практическая значимость моей работы заключается в том, что в процессе изучения литературы по теме исследования, я нашел полезные рекомендации как тренировать мозг для развития межполушарной связи, способствующей успешной учебе. А практическое исследование показало, что подавляющим большинством являются дети с развитым правым полушарием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Как развить правое полушарие мозга"
Как развивать полушария мозга? Вот все привыкли к тому, что нужно развивать память, внимание, интеллект, тело своё совершенствовать. Но почему-то при этом мало кто обращает внимание на сам мозг, от ко...
Особенности преподавания иностранного языка учащимся с доминантным правым полушарием мозга
Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия активно развивалась, накоплен значительный теоретический и практический материал. Однако в практической работе педаг...
Развиваем правое "творческое" полушарие мозга (учитель-логопед Добрынина Э.Г.)
В работе учителя-логопеда огромное значение имеет просвещение родителей, как равноправных участников воспитательно-коррекционного процесса. Среди форм логопедического просвещения есть оформление инфор...
Левое и правое полушарие
НАША ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОРИЕНТИРОВАНА НА ДЕТЕЙ С РАЗВИТЫМ ЛЕВЫМ ПОЛУШАРИЕМ...
Развитие полушарий мозга: упражнения для мозга
Развитие полушарий мозга: упражнения для мозга...
Развитие обоих полушарий мозга на музыкальных занятиях
Статья раскрывает интересные упражнения для детей для развития обои полушарий головного мозга. Я использую их на своих занятиях в хоровой студии....
Как определить доминирующее полушарие мозга
Предложенные тесты указывают на ведущую руку, глаз, ногу, но не определяют именно способ мышления по полушариям, что делается другими тестами и не только тестами, но и наблюдениями за деятельностью ре...