Классный час на тему: " Толерантность-жизненная позиция"
классный час (11 класс)

Жукова Елена Сергеевна

Классный час посвящён "Дню толерантности". Мероприятие  в форме беседы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_tolerantnost_-_zhiznennaya_pozitsiya.docx39.7 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ШАХТИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ДИЗАЙНА И СЕРВИСА «ДОН-ТЕКС»

КЛАССНЫЙ ЧАС

НА ТЕМУ:

«Толерантность – жизненная позиция!»

Классный руководитель: Жукова Е.С.

Шахты

Классный час

«Толерантность – жизненная позиция!»

Цели классного часа: 

 

1) образовательные:

а) актуализировать ранее изученный материал по русскому языку и литературе;

б) изучить новый термин «толерантность», определить его лексическое значение;

2) развивающие:

а) закрепить навыки использования толкового словаря;

б) сформировать чёткое определение толерантности как термина;

 

3) воспитательные:

а) воспитание культуры умственного труда на основе использования таких мыслительных операций:

- анализ;

- группировка;

- сравнение;

б) развитие личностных качеств:

- развитие толерантности, уважительного отношения к другим культурам, языкам, верованиям, убеждениям, мнениям.


Оборудование:

  • проектор; 
  • раздаточный материал; 
  • наглядные материалы («Древо толерантности»); 

План классного часа:

 

I. Постановка целей и задач классного часа.

II. Беседа. Анализ высказывания Л.Н. Толстого

III. Игра «Наши плюсы и минусы».

IV. Игра «А я думаю так!»

V. Словарная работа.

VI. Работа над термином «толерантность».

VII. Беседа. «Древо толерантности».

VIII. Подведение итогов.

 

I. Постановка целей и задач классного часа.
 

1. Вводное слово учителя. 
  В современное время мало кто из нас задумывается о добре и зле, о чести и бесчестии. Для многих эти слова стали лишь пустым звуком. Мы много раз за день говорим друг другу «Здравствуйте!», но не задумываемся над тем, какой смысл несёт в себе это слово. Мы даём обещания и забываем о них. Мы ставим перед собой цели и со временем меняем их. Можно с уверенность сказать, что наше общество представляет собой оплот эгоизма. Мы грубим друг другу, чтобы возвысить себя. Мы унижаем друг друга, чтобы сделать себе легче, избежать проблем, оторваться на ком-то. Но как говорил М.Горький: «Есть пороки в моём Отечестве, но и пророки есть!»
  Цель нашего сегодняшнего классного часа – показать, что, не смотря на огромные различия, имеющиеся у людей, каждый из нас может стать примером для подражания на основе доброго отношения друг к другу, взаимопонимания и толерантности.
  Также мы познакомимся, возможно, с новым для вас словом – «толерантность». Что такое толерантность? Что значит быть толерантным?    Возможно ли быть толерантным в современном обществе? Вот основные вопросы, на которые нам предстоит ответить.
  Английский писатель О. Уайльд как-то сказал, что наши души прикоснулись друг к другу на то мгновение, когда пересеклись наши жизни. Таким образом, в повседневности мы пересекаемся многократно: в школе, на улице, в магазине, – но в этот момент пересекается не только наше физическое тело, но и душа.
Итак, тема сегодняшнего классного часа «Быть современным – быть толерантным!»
  У каждого из вас будет свой индивидуальны лист для работы, вы можете подписать его, а можете и не подписывать. Единственное пожелание – очень хотелось бы, чтобы к конку классного часа лист работы был бы заполнен вами максимально.
 

II. Беседа. Анализ высказываний Л.Н. Толстого и В. Франкла. 


1. Анализ высказывания Л.Н. Толстого 
Ребята, прочитайте высказывание Л.Н. Толстого.  


«Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет.
Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.»
                                                                                                                 Л.Н.Толстой

Почему писатель сравнивает человека с алмазом?
Как вы считает, что значит «самоочищение»?
О каком «вечном свете» говорит автор?
Какова основная цель человека, по мнению писателя?
Какой вывод вы можете сделать? (Предназначение человека – служить другим. Это и есть, по мнению автора, бессмертие).

III. Игра «Наши плюсы и минусы».


1. Введение в деятельность.
  Таким образом, в каждом из нас есть что-то положительное и что-то отрицательное. Но чтобы стать тем самым алмазом – для начала нужно  признать в себе и те, и другие качества.
  Вашему вниманию я предлагаю игру «Наши плюсы и минусы». Перед вами фигура забавного человека, у которого пока ещё нет никаких качеств. Ваша цель – наделить его всем хорошим и плохим, что есть у вас. В одну колонку выписать ваши положительные качества, в другую – отрицательные.
 

2.Вывод. 
Учитель с учениками составляет портрет класса на основе данных учащихся. Каждый по очереди называет одно положительное и одно отрицательное качество. Всё это выписывается на доску.
В конце задания делается вывод о том, что у каждого, сидящего в классе, есть положительные и отрицательные черты. Отметить то, что преобладает (возможно отдельные моменты будут повторятся, сделать на этом акцент).

IV. Игра «А я думаю так!» 


Введение в деятельность.
  Ни для кого не секрет, что наше восприятие окружающего мира формируется за счёт каких-то общепринятых правил, за счёт того, что актуально на данный момент для общества, и для каждого из нас. Те или иные черты характера зачастую реализуются в наших интересах.
  Я предлагаю вам следующую игру «А я считаю так!» Напротив каждого высказывания вам необходимо поставить «+», если вы согласны с ним; «-», если не согласны.

 
V. Словарная работа. 


1. Введение в деятельность. 
Порой наши интересы сталкиваются. Мы не соглашаемся с другими, навязываем свою точку зрения. Как вы считает, к чему приводит всё это? 


2. Деятельность.


А что такое конфликт?  
Давайте сверим ваше определение со словарной статьёй в «Толковом словаре русского языка» (Конфликт – столкновение, разногласие, спор).
Ввести определения «внутреннего конфликта» и «внешнего конфликта»
Как вы думаете, можно избежать конфликта? Что нужно для этого делать?
Что значит «понимать других»?
Что такое понимание? 
Давайте сверим ваше определение со словарной статьёй в «Толковом словаре русского языка» (Понимание - способность осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь).

VI. Работа над термином «толерантность». 


1. Определение лексического значения. 
Относительно недавно появилось новое слово «Толерантность».
Толерантность - терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Необходимо проанализировать каждый из пунктов. Что значит «терпимость» к другому образу жизни, верованиям, обычаям, идеям, мнениям?

2.Как появилось слово «толерантность»? 
СПРАВКА: Шарль Морис де Талейран Перигор. На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, способный учитывать настроение окружающих, уважительно к ним относиться, и при этом сохранять свои собственные принципы.
 

3.Притча.
Разгадка сна.
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:
- Мой повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть: ты потеряешь одного за другим всех своих близких.
Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:
- Я счастлив, сообщить тебе, мой повелитель, радостную весть – ты переживешь всех своих родных.
Властелин несказанно обрадовался и щедро наградил толкователя за его предсказание.
Придворные были удивлены.
- Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? – спрашивали они.
На что последовал ответ:
- Да, мы одинаково истолковали сон.
Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать.

Какова основная идея притчи?
Согласны ли вы с ней?

VII. Беседа. «Древо толерантности». 
 

1. Введение в деятельность.
После всего, что было сказано, мне хотелось бы теперь проверить вас, как вы поняли, что такое «толерантность»?
Для этого я предлагаю вам облагородить наше дерево. На листочках вам необходимо написать ответ на вопрос «Что такое толерантность»? 


2. Вывод.
Каждый из учащихся озвучивает свой ответ. Учитель расклеивает листочки.

 
3. Ролик «Free hugs».
Ребята, вам когда-нибудь делали что-то доброе просто так, не за деньги?
Вашему вниманию я хочу предложить небольшой ролик, в котором герои просто так, абсолютно бесплатно раздают объятия – следовательно, хорошее настроение, частичку своего тепла.

VIII. Подведение итогов. 
Таким образом, сейчас, как вы можете ответить на вопрос «Что такое толерантность?»
Что значит быть толерантным?

Ребята, я уверена, последний ролик как раз и показал ту идею, что быть толерантным – значит быть современным!
Мне хотелось бы верить в то, что вы будете (словно в этом ролике) постоянно дарить окружающим только самые тёплые чувства, не смотря на то, что мы все такие разные. Мы разные, но в этом наша сила.
Огромное спасибо всем за активное участие! 


Литература 
1. Драч В.Г. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. 570 с.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2005.
3. http://podstil.ru/b-1856782.xhtml
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/
5. http://1september.ru/

Бесплатные объятия (англ. Free Hugs) — движение, участники которого выходят на улицы и предлагают незнакомым людям свои объятия. Основано австралийцем Хуаном Манном в 2004 году. Международную известность приобрело в 2006 году, благодаря музыкальному видеоклипу австралийской рок-группы Sick Puppies, опубликованному на YouTube.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Толерантность – жизненная позиция выпускника"

Методическая разработка занятия по нравственно-этическому воспитанию. Цели: Закрепление определения толерантности, углубление понимания его значения; Развивать у детей способности адекватно ...

Доклад и презентация на тему "Самоуправление в классном коллективе как метод формирования гражданской позиции учащихся"

Выступление на школьном круглом столе «Учеба учителей»Доклад на тему: «Самоуправление в классном коллективе как метод формирования гражданской позиции учащихся».Докладчик: учитель английского языка, к...

Толерантность-жизненная позиция

Мы с вами живем в стране, которая не просто многонациональная, а сложная и многогранная,  со множеством социальных прослоек общество, поэтому в жизни человеку приходиться общаться с представителя...

«Толерантность – жизненная позиция выпускника»

Цели:Закрепления определения толерантности, углубление понимания его значения;Развивать у учащихся способности адекватно и полно познавать себя и других людей;Воспитывать у школьников качества присущи...

Конспект урока на тему «Как сформулировать позицию автора. Отражение авторской позиции на примере текстов духовно-нравственного содержания»

В работе  представлен материал по развитию речи обучающихся 11 класса при подготовке к сочинению в формате ЕГЭ, в частности формулировке позиции автора...

ДОКЛАД на ШМО классных руководителей на тему: «Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к родному краю»_26.10.2020

Для развития детей с ограниченными возможностями здоровья нужна адаптация объёма и характера воспитательного материала к познавательным возможностям воспитанников, для чего необходимо систему изучения...