КЛАССНЫЙ ЧАС ПОСВЯЩЕННЫЙ ГОДУ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ
классный час (9 класс)

Ооржак Аселья Геннадьевна
Цели
  1. Способствовать формированию у учащихся представлений о важности науки, её влиянии на жизнь людей.
  2. Обеспечить формирование позитивного отношения к научной деятельности, понимание ценности труда учёных.
  3. Формировать интерес и стремление обучающихся к научному познанию природы.
  4. Дать возможность учащимся испытать гордость за отечественную науку.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posledniy_klassnyy_chas.docx104.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Срдняя общеобразовательная школа с.Шекпээр Барун-Хемчикского кожууна РТ»

КЛАССНЫЙ ЧАС

ПОСВЯЩЕННЫЙ ГОДУ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ

Год науки

Подготовила:

Ооржак А.Г.,

кл. рук-ль 9 класса

Шекпээр, 2021г

Цели
  1. Способствовать формированию у учащихся представлений о важности науки, её влиянии на жизнь людей.
  2. Обеспечить формирование позитивного отношения к научной деятельности, понимание ценности труда учёных.
  3. Формировать интерес и стремление обучающихся к научному познанию природы.
  4. Дать возможность учащимся испытать гордость за отечественную науку.

  1. Организационный  момент. (Приветствие учащихся.)
  2. Рассказ учителя о том, что такое «Год науки». (Логотип «Год науки».)

Демонстрация видеоролика, поддерживающего рассказ учителя. (Видеоролик «Современная российская наука: полезные открытия и перспективные прорывы».)2

Беседа с учащимися о роли науки в жизни человека, страны мира.

Учитель сначала задаёт вопросы:

  • Как вы думаете, для чего нужна наука?
  • Сложно ли заниматься наукой?  
  • Какие науки вы знаете?
  • Какие науки изучаете в школе?
  • Каких учёных вы знаете?
  • Какие открытия они совершили?
  • Какие открытия, по вашему мнению, больше всего повлияли на жизнь людей?

  1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН «САМЫЙ УМНЫЙ»

  1. Подведение итогов.

        

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН «САМЫЙ УМНЫЙ»

Цели и задачи:

Образовательные: проверить и обобщить знания учащихся по биологии, химии, экологии и географии, показать связь этих наук, выявить общий кругозор учащихся.                                       Развивающие: способствовать развитию интереса к предметам.                                                    Воспитательные: способствовать эстетическому воспитанию детей, создавать ситуацию успеха у учащихся, прививать любовь к данным предметам, любовь к природе.

В игре участвуют учащиеся 8-9-х классов. Число участников-до 6 человек в команде. Количество команд – 5-6.  

Игра включает 3 раунда: 1 раунд - отборочный, 2 раунд – полуфинал, 3 раунд – финал. Мероприятие проводится по принципу телевизионной игры «Самый умный» и включает вопросы по предметам: биология, химия, география и экология.

1 раунд (отборочный). Ребятам задаются вопросы, и предлагается 4 варианта ответов, из которых необходимо выбрать один правильный. За каждый правильный ответ – 1 балл.  

Вопросы:

1. Кислота, которая легко разлагается на углекислый газ и воду:
1) угольная 2) серная 3) соляная 4) азотная                                                                                                              
2. К всеядным животным относится:
1) лось 2) беркут 3) кабан 4) анаконда                                                                                                                            
3. На каком материке нет оледенения и не бывает землетрясений?
1) Антарктида 2)Северная Америка 3) Австралия 4) Евразия                                                                                        
4. Самый легкий газ:
1) хлор 2) азот 3) водород 4) кислород                                                                                                                      
5. Какое растение имеет сочные многосеменные плоды?
1) слива 2) черемуха 3) смородина 4) мак                                                                                                                                                    
6. Как называются сухие русла рек в Африке?
1) крики 2) вади 3) пойма 4) старица                                                                                                                            
7. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород:
1) кислоты 2) соли 3) основания 4) оксиды                                                                                                                        
8. К дисахаридам относится:
1) глюкоза 2) сахароза 3) крахмал 4) целлюлоза                                                                                                        
9. В какой природной зоне обитает овцебык?
1) тундра 2) пустыня 3) тайга 4) саванна                                                                                                                                              
10. Какой химический элемент обозначается As:
1) золото 2) мышьяк 3) серебро 4) астат                                                                                                                                                                    
11. Дыхательный центр у человека расположен в мозге:
1) продолговатом 2) промежуточном 3) среднем 4) коре больших полушарий                                                    
12. Какое из озер является самым высокогорным?
1) Байкал 2) Онтарио 3) Танганьика 4) Титикака

2 раунд (полуфинал).

В этом раунде учащиеся должны за 1 минуту ответить на максимально большое количество вопросов из различных категорий знаний: «Растения», «Животные», «Анатомия человека», «Экология», «Химия», «Физическая география», «География России»,   «География материков»,  «Секрет». Учащиеся сами выбирают категории знаний и отвечают на вопросы согласно предварительной жеребьевке. За каждый правильный ответ – 1 балл. Вопросы к категориям знаний:

Животные

1. Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка).
2. Какая птица самая крупная? (Страус).
3. Самое быстрое животное суши. (Гепард).
4. Самая маленькая птица. (Колибри).
5. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
6. Где у кузнечика ухо? (На ноге).
7. Сколько ног у паука? (Восемь).
8. Сколько шейных позвонков у жирафа? (Семь).
9. У какого животного жир зеленого цвета? (У крокодила).
10. Птица – фрукт. (Киви).
11. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла).
12. Когда клест выводит птенцов? (Зимой).

Анатомия и физиология человека

1. Сколько костей в организме человека? (Около 220 костей).
2. Сколько изгибов имеет позвоночник человека? (Четыре).
3. Объем крови в теле человека в среднем составляет…. (5 литров).
4. Сосуды, по которым кровь течет от сердца. (Артерии).
5. Красные клетки крови. (Эритроциты)
6. Мышечная перегородка, разделяющая грудную и брюшную полости. (Диафрагма).
7. В каком органе дыхательной системы располагаются голосовые связки? (В гортани).
8. Каким веществом покрыта снаружи коронка зуба? (Эмалью).
9. В каком отделе пищеварительной системы происходит всасывание питательных веществ? (В тонком кишечнике).
10. Какой пигмент определяет цвет кожи? (Меланин).
11. Длинный отросток нервной клетки. (Аксон).
12. В какой доле мозга находится зрительная зона? (В затылочной доле).

Растения

  1. Какое растение дает лучший мед? (Липа).
  2. Самая высокая трава семейства злаковых. (Бамбук).
  3. Какую траву узнают даже слепые? (Крапива).
  4. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум – торфяной мох).
  5. Какая лесная ягода может заменить лимон? (Клюква, т. к. содержит лимонную кислоту).
  6. Какую траву любят кошки? (Валериана).
  7. Какой цветок является символом Японии? (Хризантема).
  8. Соком какого растения выводят бородавки? (Чистотел).
  9. Хищное растение. (Росянка, венерина мухоловка).
  10. Из древесины какого дерева делают спички? (Осина).
  11. Растет ли дерево зимой? (Нет).
  12. Как называется плод картофеля? (Ягода).

Экология 

  1. Факторы среды, относящиеся к неживой природе. (Абиотические).
  2. Условия, наиболее благоприятные для существования организма. (Оптимальные).
  3. Мелкие организмы, которые пассивно плавают в толще воды. (Планктон).
  4. Самая насыщенная живыми организмами среда жизни. (Почвенная).
  5. Особые летучие вещества, губительные для болезнетворных бактерий. (Фитонциды).
  6. Потребление остатков пищи хозяина называется…. . (Нахлебничество).
  7. Взаимоотношения рака-отшельника и актинии. (Симбиоз).
  8. Общая территория, занимаемая видом. (Ареал).
  9. Совокупность организмов разных видов, совместно живущих на определенной территории. (Биоценоз).
  10. Учение о биосфере создал…. (В. И. Вернадский).
  11. Пищевые цепи, которые начинаются с растений. (Пастбищные).
  12. Ряд, в котором каждый предыдущий вид является пищей последующему. (Цепь питания).

 География материков и океанов 

  1. Самая полноводная река мира. (Амазонка).
  2. Самая длинная река мира, (Нил).
  3. Самая высокая вершина мира. (Джомолунгма или Эверест).
  4. Самое глубокое место в океане. (Марианская впадина).
  5. Материк, на котором нет рек. (Антарктида).
  6. Самый влажный материк. (Южная Америка).
  7. Самый маленький материк. (Австралия).
  8. Самый большой по площади материк. (Евразия).
  9. Самый жаркий материк на Земле. (Африка).
  10. Самый большой по площади океан. (Тихий).
  11. Самый маленький по площади океан. (Северный Ледовитый).
  12. Самый большой по площади остров. (Гренландия).

География России 

  1. Самая высокая вершина России. (Эльбрус)
  2. Самое глубокое озеро России. (Байкал).
  3. Самая длинная река России. (Обь с Иртышем).
  4. Самая полноводная река России. (Енисей).
  5. Горная система, разделяющая Россию на Европу и Азию. (Урал).
  6. Преобладающий климат в России. (Умеренный).
  7. Какие почвы преобладают в Марий Эл. (Подзолистые).
  8. Самая большая по площади равнина России. (Русская или Восточно-Европейская).
  9. В какой природной зоне расположена Марий Эл? (Тайга).
  10. Полуостров, на котором расположена крайняя северная точка России. (Таймыр).
  11. Остров России, похожий на рыбу. (Сахалин).
  12. Вихревое движение воздуха против часовой стрелки с низким атмосферным давлением. (Циклон).

Физическая география 

  1. Модель Земли. (Глобус).
  2. Как изображаются на плане местности различные предметы? (Условными знаками).
  3. Меридиан, проходящий через пригород Лондона Гринвич. (Нулевой, начальный).
  4. Длина экватора Земли. (40000 км).
  5. Линии на глобусе, проходящие через полюса и пересекающие экватор. (Меридианы).
  6. Географические координаты. (Широта и долгота).
  7. Горные породы и минералы, которые используются в народном хозяйстве. (Полезные ископаемые).
  8. Вершина вулкана. (Кратер).
  9. Участок земной поверхности, расположенный над очагом землетрясения. (Эпицентр).
  10. Водная оболочка Земли. (Гидросфера).
  11. Сколько на Земле океанов? (Пять).
  12. Волны, вызываемые землетрясениями и извержениями вулканов. (Цунами).

Общая химия 

  1. Предмет, который используют для фильтрования. (Фильтр)
  2. Стеклянная посуда для проведения химических опытов. (Пробирка).
  3.  Процесс с участием кислорода, сопровождающийся выделением тепла и света. (Горение).
  4.  Соли угольной кислоты. (Карбонаты).
  5. Процесс, сопровождающийся отдачей электронов. (Окисление).
  6.  Какой металл используют для изготовления нитей накаливания в электрических лампочках? (Вольфрам).
  7. Заряженные частицы атомов. (Ионы).
  8.  .Химический элемент с порядковым номером 1. (Водород).
  9.  Какой металл называют летающим? (Алюминий).
  10. Химически неделимая частица. (Атом).
  11. Какая кислота содержится в желудочном соке человека. (Соляная).
  12. Какой металл входит в состав магнетита? (Железо).

СЕКРЕТ

Командt дается через кодоскоп изображение знаменитых объектов, архитектурных сооружений. Задача команд – определить изображенный объект, записать его и назвать город и страну, в которой расположен этот объект. Результаты записать в таблице. За ответ верный 3 балла.

Объект

Страна

Город

Эйфелева башня

 

 

Пизанская башня

 

 

Биг Бен

 

 

Кремль

 

 

Колизей

 

 

Елисейские поля

 

 

Эрмитаж

 

 

Тадж-Махал

 

 

Акрополь

 

 

Ла-Скала.

 

 

В 3 тур выходят 3 команды- участника, набравших наибольшее количество баллов.

3 раунд (финал).

Участвуют капитаны трех команд , которые набрали наибольшее количество баллов во 2 туре . Они отвечают на вопросы по заранее выбранной теме. Вопросы каждого участника (их 6) обозначаются на табло определенным цветом (красный, желтый и синий). Кроме того, ячейки серого цвета – это вопросы из категории «Общие знания». Табло с номерами вопросов открывается на 10 секунд. За это время участники должны запомнить свои ячейки и ячейки соперников. Затем табло закрывается, и учащиеся открывают ячейки согласно жеребьевке. За правильный ответ на свой вопрос – 2 балла, за вопрос из категории «Общие знания» - 1 балл, за ответ на вопрос соперника – 3 балла.

В игре побеждает участник, набравший большее количество баллов в финале. Если по результатам 3 раунда учащиеся набирают одинаковое количество баллов, то открываются дополнительные ячейки, пока не определится лидер.

 ВОПРОСЫ ИЗ РАЗДЕЛА «ГЕОГРАФИЯ» (СИНИЙ)

1 Мэри Поппинс в своей знаменитой песенке поет:
Это было прошлым летом
В середине января
В тридесятом королевстве,
Там, где нет в помине короля …
Назовите   государство, которые соответствуют названным условиям.
(Этим условиям вполне соответствуют государства   Австралия,  .  самая высокая летняя to бывает в январе. Являясь независимыми государствами, они признают главой государства английскую королеву, представляемую генерал-губернатором.) 

6 Ни морская вода, ни отраженное в море небо никогда не бывают красными. Почему же Красное море получило такое название? (Это название море получило благодаря обилию водоросли, содержащей красный пигмент.) 

9 Что делает Мертвое море мертвым? (Соль. Ее содержание в воде превышает норму в несколько раз, что делает невозможным существование живых существ в этом море.) 

18 Нижний слой воздушной оболочки Земли. (тропосфера)

20 Вместо ожидаемого золота в этой стране были найдены значительные запасы серебра, что и отразилось в названии этой страны. Какая страна стала разочарованием для золотоискателей? (Аргентина. От латинского argentum – серебро.)

29 Одна из крупнейших равнин земного шара. Расположена между Уралом и Среднесибирским плоскогорьем. Много озер и болот (Западно-сибирская)

ВОПРОСЫ ИЗ РАЗДЕЛА «БИОЛОГИЯ» (ЗЕЛЕНЫЙ)

4 – Правда ли что верблюд хранит запас воды в горбах? (Нет, их горбы хранят запас жира).

11 Может ли аист петь? (Нет, у него нет голосовых связок).                                                                                    

13 Всем известна картина Леонардо да Винчи “Мона Лиза” (Джоконда). Какая деталь внешности отсутствует у женщины, изображенной на этом полотне, в то время как она есть у каждого человека? (У Джоконды отсутствуют брови.) 

15 Верно ли выражение с точки зрения биологии: «Чудо-юдо, рыба-кит»

22 Каким образом КОРСЕТЫ  стали причиной массового истребления китов? (Куполообразные юбки XVlll века сохраняли свой объем благодаря каркасам, лучшим материалом для изготовления которых служил китовый ус.) 

26 За что благодарные жители американского города Бостона поставили в своем центральном парке памятник воробью? (Воробей спас посевы от полчища гусениц.)

ВОПРОСЫ ИЗ РАЗДЕЛА «ХИМИЯ» (ЖЕЛТЫЙ)

2 О каком химическом элементе идет речь?                                                                                                                    В минеральной воде я бурлю,
В топочном газе летаю,
Растениям пользу несу,
Пожар затухать заставляю. (Углекислый газ).                                                                                                                  

10 В воде она родится,
Но странная судьба:
Воды она боится
И гибнет в ней всегда. (Соль).

14 В трех сосудах даны газы: O2, Н2, СO2. Как обнаружить где какой газ? (горением)

17 Вещество, дезинфицирующее воду, но не оставляющее запаха и привкуса. (Озон).

24 Какой галоген сосредоточен в щитовидной железе?  Им же  богата   капуста – ламинария (йод)

27 Соединением какого химического элемента был отравлен Наполеон? (мышьяк)

ОБЩИЕ ЗНАНИЯ

  1. В Нью-йоркском зоопарке у клетки с самыми толстыми прутьями висит табличка «Самый опасный хищник на Земле». Кого или что можно увидеть внутри? (Зеркало).  
  2. Почему белые медведи не едят пингвинов? (Пингвины живут в южном полушарии, а белые медведи – в северном).    
  3.  Этот путешественник совершил великое открытие, которое потрясло весь мир. Со вторым его открытием люди борются до сих пор. (Колумб открыл Америку и завез табак).  
  4. Какое растение сырым не едят, а когда сварят, - выбрасывают? (Лавр.)
  5.  Один лесник решил вырубить в лесу все старые дуплистые деревья. Почему эта затея не пошла на пользу лесу? (Потому что в дуплах жили насекомоядные птицы и летучие мыши, которые вынуждены были покинуть лес.)
  6. В горах Средней Азии при рождении мальчика отец сажает 40 тополей. Зачем? (Когда сын вырастет, ему будет из чего построить себе дом.)
  7. О каком растении идет речь: «Это растение было посвящено богу науки и искусства Аполлону. Им награждают художников, ученых, артистов в знак признания их творчества. Именно отсюда происходит название «лауреат». (лавр)
  8. Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели – нет?
  9. Какое растение средневековые рыцари носили на груди как талисман. Ему приписывали чудесные лечебные свойства, утверждали, что даже его запах предохраняет о заболевания. Что это за растение? (чеснок)
  10. В переводе с латинского языка  название этого цветка означает «меч», поэтому у римлян он считался цветком гладиаторов. О каком цветке идет речь?

      11. В Нью-йоркском зоопарке у клетки с самыми толстыми прутьями висит табличка «Самый

            опасный хищник на Земле». Кого или что можно увидеть внутри? (Зеркало).

      12 Особые летучие вещества, губительные для болезнетворных бактерий. (Фитонциды).

13. Стеклянная посуда для проведения химических опытов. (Пробирка).

 

В конце игры подводятся итоги и награждаются победители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Год науки и технологий"

Сценарий классного часа, посвященного Году науки и технологий в России....

Всероссийский классный час Мир науки и технологий.

Всероссийский классный час " Мир науки и технологий" Урок предназанченный для проведения интересного общешкольного мероприятия или для классного часа....

Классный час «Урок науки и технологий», 5 класс

Классный час «Урок науки и технологий», 5 класс...

Урок посвященный 2021 году науки и технологий по физике в 9 классе "Энергия ядра. Безуглеродное будущее".

Сегодня «Атомный урок» стал частью Homo Science — масштабного просветительского проекта Госкорпорации«Росатом». Homo Science — это площадка, где известные учёные и ...

Классный час "Урок науки и технологий"

Тематический классный час...

Всероссийский открытый урок физики в 10-11 классах, посвященный Году науки и технологий.

2021 год Указом Президента РФ объявлен Годом науки и технологий. Наука – область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. &laq...

Сценарий церемонии закрытия Года науки и технологий

2021 год Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2020 № 812 был объявлен Годом науки и технологий. Это был особый год, когда каждый из нас смог и  по-новому увидеть и оценить развити...