ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Театральная студия «Том Сойер»
календарно-тематическое планирование
Направленность: художественное – эстетическое. Уровень программы: ознакомительный. Возраст учащихся: 8-15 лет. Срок реализации программы: 5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnaya_studiya_tom_soeyr.docx | 98.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №3 г.Сосновоборска
РАССМОТРЕНО Методическим советом МАОУ ООШ №3 г.Сосновоборска
Протокол №__ от «__»___2022 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ ООШ №3 г. Сосновоборска
____________ Приказ №___ от «__»___2021 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Театральная студия «Том Сойер»
Направленность: художественное – эстетическое
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 8-15 лет
Срок реализации программы: 5 лет
Составитель:
Радкевич С.И., педагог до, учитель музыки
Горшечникова Я.Б., педагог-психолог
Сосновоборск
2022
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Том Сойер» (далее – программа) относится к художественной направленности, является программой ознакомительного уровня, разработана для обучения детей в возрасте от 8 до 14 лет актерскому мастерству и сценическому искусству. В театральной студии дети знакомятся с театром как видом искусства, с театральными профессиями, узнают об истории театра, о жанрах театрального искусства; об основных театральных школах XX века и о современных драматических театрах России. В течение всего времени обучения у детей воспитывается зрительская культура. Посещая занятия в объединении, дети учатся выполнять упражнения для развития сценической речи и сценического движения, выполнять этюды на актерское мастерство, выступать с подготовленными ролями в спектаклях. Детский театральный коллектив активно участвует в массовых мероприятиях и концертах учреждения, выступая с подготовленными спектаклями и отдельными концертными номерами.
Новизна и актуальность
Особое место среди различных искусств занимает искусство театра. Оно сосредоточивает в единое целое средства выразительности разных искусств (музыки, танца,живописи, скульптуры).
Театральное искусство позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира. Наиболее продуктивным, эмоциональнымметодом воспитания и обучения ребенка является игра как таковая. В игре ребенок доступными ему средствами учится познавать и осваивать мир, учится общению, проходит ролевой тренинг.
Сверхзадача программы заключается в том, чтобы средствами театрального искусства гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром. Участие в театральной студии способствует раскрытию позитивных внутренних качеств личности и ее творческой самореализации, формированию содержательного общения, умению взаимодействовать в коллективе.
Программа направлена не только на эстетическое и нравственное воспитание подростков, но и оказывает им помощь в вопросах профессиональной ориентации. Материал программы подобран с учетом возрастных особенностей школьников, их возможностей и интересов.
Основными показателями театральной культуры воспитанников студии, закончивших обучение по программе, можно считать: выразительность, правдивость и искренность впередаче образа, манера исполнения, осмысленное отношение к пьесе как к художественному произведению, отражающему чувства и мысли человека.
Современный подросток должен представлять собой личность, обладающую внутренней свободой, и осуществлять свою деятельность в соответствии с общечеловеческими ценностями (быть коммуникативным, бесконфликтным и доброжелательным по отношению к окружающим). Создание условий для раскрытия природного творческого потенциала воспитанника в качестве актера, театрального деятеля, зрителя, воспитание внутренней и внешней свободы, совершенствование жизненно важных качеств: воображения, памяти, фантазии – овладение яркой, образной, глубоко осмысленной и выразительной речью – все это во многом определяет актуальность занятий театральным творчеством.
Новизна программы состоит в том, что на обоих этапах обучения много внимания уделяется воспитанию этики зрителя – дети осваивают правила поведения в театре: взрительном зале, во время представления, в антракте. Дети, не готовые правильно воспринимать спектакль, не задумываются о том, что происходит на сцене. Необходимо научить детей обдумывать содержание спектакля и бережно направлять восприятие ребенка на понимание задачи, сверхзадачи, предлагаемых обстоятельств, художественности спектакля. Когда в театр приходят неподготовленные дети,они могут некритично принять все, что происходит на сцене. Но не всегда содержание ипостановка спектакля (с точки зрения автора программы) соответствуют приемлемому уровню художественности, эстетики, этики и морали, значимости затронутых в спектакле проблем.
Этика зрителя формируется и перед каждым походом в театр – проводится тщательная подготовка к походу в театр: дети выполняют задания по подбору информации о театре, обактерах, о спектакле, о драматурге, об исторической эпохе, к которой относится пьеса, окостюмах, уровень сложности которых зависит от года обучения. На втором этапе обучениявоспитанники могут самостоятельно делать грамотный анализ спектакля во время егообсуждения. В будущем, если воспитанники коллектива и не станут артистами, в результатеосвоения программы они будут подготовлены к грамотному восприятию театрального искусства – это соответствует педагогической концепции автора программы.
Во время обучения дети знакомятся также и с комплексом этических норм, которые необходимо соблюдать артисту: трудолюбие, самоотдача, самоорганизация, ответственное отношение к репетициям и выступлениям, уважительное отношение к зрителю. Воспитанники осваивают базовую этику артиста – учатся поведению на репетиции, учатся общаться и поддерживать эмоциональный контакт со зрительным залом во время выступления, правильно вести себя во время выступления, поддерживать эмоциональный контакт с другими участниками спектакля.
В процессе обучения детям предлагается оригинальная подборка упражнений по развитию сценической речи и сценического движения. Достаточно большое место в учебном процессе занимают двигательные упражнения на развитие творческой актерской фантазии. Дети охотно выполняют индивидуальные задания на проявление способностей и дарования, каждое из которых рассчитано на конкретного юного артиста. На занятиях детям предлагается оригинальная подборка упражнений и этюдов с поставленной актерской задачей для развития воображения. Оригинальная подборка указанных упражнений также является элементом новизны программы. Сегодня в российском обществе остро стоит проблема сохранения национальной культуры, необходимо постараться вернуть красоту утраченной речи, увлечь подрастающее поколение любовью к словесности. Развитая речь, совершенно необходимая в актерской деятельности, кроме того, является важнейшим средством социализации личности, развития ее интеллектуальной, духовно-нравственной, эмоционально-волевой сферы, способом приобщения к культуре общества и условием саморазвития растущего человека. Поэтому в программу введен раздел "Орфоэпия (культура речи)" – для обучающихся специально подобран материал для упражнений по отработке правильного произношения и расстановке логических ударений. Это также можно отнести к новизне программы. Для наиболее эффективного освоения детьми сведений из истории театра для программы выбраны темы: европейский средневековый театр, шекспировский театр, императорские и крепостные театры России, а также современные театральные школы и наиболее известные театры Москвы и Красноярска – данная тематическая подборка также является отличительной особенностью программы.
Отличительные особенности программы
Программа состоит из двух законченных этапов, общей продолжительностью 5 лет.
Первый этап (ознакомительный) продолжается 3 года; второй этап – 2 года. Занятия проводятсяв учебных группах первого года обучения начальное звено – 2 раза в неделю по 45 мин, старшее звено – 2 раза по60 мин.В театральной студии «Том Сойер» дети обучаются по первому этапу программы(ознакомительному) 3 учебных года.
Адресат программы
Для прохождения программы не требуется предварительная подготовка. Возраст учащихся8-14 лет. Наполняемость групп: 10-20 человек. Группа может состоять из учащихся разных возрастов. Прием детей осуществляется без специальных условий.
Сроки реализации программы и объем учебных часов
Программа рассчитана на 5лет обучения и 3 года (ознакомительный этап): 1-й год 144 часа, 2-й год 144 часа, 3-й год 144 часа.
Формы обучения
Обучение осуществляется в очной форме.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с 1 по 3-й год обучения, 4 и 5 год обучения по 3 часа.
Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Цель программы: творческое развитие личности ребенка посредством приобщенияк театральному искусству
Обучающие задачи программы:
•ознакомить с особым видом искусства – театром; с различными видами театров; с особенностями театрального процесса; с различными театральными профессиями;
•ознакомить с основными сведениями из истории театра; с театральными школами XX века;
•ознакомить с жанрами театрального искусства;
•ознакомить с назначением театрального костюма, грима, реквизита, декораций и т.д.;
•научить сценической речи и сценическому движению;
•научить основам актерского мастерства;
•ознакомить с этикой артиста и зрителя;
•научить выступать с подготовленными ролями в спектаклях в различных учреждениях, участвовать в фестивалях детского творчества на различных уровнях.
Развивающие задачи программы:
•сформировать и развить интерес к занятиям в театральной студии, к театру как виду искусства, развивать познавательные интересы;
•развивать внимание, память;
•развивать творческую и сценическую фантазию;
•развивать технику и культуру речи;
•развивать индивидуальные актерские способности: чувство ритма, пластичность и выразительность движения;
•развивать художественный вкус;
•развивать навыки самостоятельной творческой деятельности.
Воспитательные задачи программы:
•воспитывать умение грамотно воспринимать спектакль;
•воспитывать коммуникабельность, умение общаться с преподавателем и другими участниками театрального коллектива;
•воспитывать культуру поведения на репетициях, во время спектакля, на сцене, в зале;
•воспитывать трудолюбие, самоотдачу, самоорганизацию.
Таблица 1
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(начальное звено)
№ п/п | Наименование темы | 1 год обучения | ||||
Количество часов | Теория | Практика | Формы контроля | |||
1. | Вводные занятия. Инструктаж по ТБ, ПБ, ЧС, ПДД (2 часа) | 2 | 2 | Устный опрос | ||
2. | Театр как вид искусства | 1 | 1 | Устный опрос | ||
3. | История театра | 2 | 1 | 1 | Устный опрос | |
4. | Сценическая речь | 14 | 2 | 12 | Отчетное выступление | |
5. | Сценическое движение | 8 | 2 | 6 | Отчетное выступление | |
6. | Основы актерского мастерства | 14 | 2 | 12 | Отчетное выступление | |
7. | Основы этики артиста | 2 | 1 | 1 | Устный опрос | |
8. | Основы этики зрителя | 2 | 1 | 1 | Устный опрос | |
9. | Репетиционная работа с учетом первого года обучения | 16 | 1 | 15 | Отчетное выступление | |
10. | Сценическая деятельность и конкурсные мероприятия | 2 | 2 | Отчетное выступление | ||
11. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Отчетное выступление | |
Всего: | 64 | 13 | 51 |
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯСОДЕРЖАНИЕ
Вводные занятия
Информация об образовательной программе объединения. Планы работы на учебный год.
Вводный инструктаж по технике безопасности.
Практическая часть
- Знакомство с группой.
- Организационные вопросы.
- Просмотр фото-видеоматериалов.
Театр как вид искусства
Искусство театра – синтез искусств в одном спектакле: искусство художественного слова,
драматическое искусство, пластическое, танцевальное, музыкальное, художественное и
т.п.
Актеры и зрители – эмоциональное взаимодействие.
Театральный процесс: пьеса – роль – репетиция – постановка – спектакль.
Назначение театрального костюма, грима, пастижа.
Театр: здание, фойе, гардероб (вешалка), буфет, зрительный зал (партер, амфитеатр, ложи,балконы), сцена, гримерки.
Устройство сцены: сцена, авансцена, арьерсцена, карманы сцены, генеральный занавес и
кулисы, зеркало сцены и др.
Практическая часть
- Посещение драматического театра.
- Обсуждение драматического театра и просмотренного спектакля.
- Просмотр видео-спектакля.
История театра
Происхождение театра.
Античный театр. Знаменитые драматурги того времени: Эсхил, Софокл, Еврипид
(трагедии), Аристофан (комедии).
Практическая часть
- Просмотр и обсуждение фотоматериалов.
- Просмотр и обсуждение видеоматериалов с фрагментами древнегреческих трагедий: «Прометей прикованный», «Електра», «Орестея».
Сценическая речь
Отличие сценической речи от бытовой речи. Логическое ударение.
Характеристики сценической речи: громкость, отчетливость.
Единая логическая канва: оставление единого рассказа всей группой.
Отличие речевого дыхания от обычного.
Практическая часть
- Прослушивание и просмотр аудио и видеоматериалов.
- Обсуждение прослушанного и просмотренного материала.
- Упражнения на развитие речевого дыхания.
- Упражнения на развитие дикции.
Сценическое движение
Отличие сценического движения от обычного.
Беспредметные действия. Темпоритм.
Этюды на пластическую выразительность. Этюды помогают научиться владеть своим телом. Это – «скульптуры», «живая фотография» и другие задания.
«Хаотичное» движение в пространстве. Цель занятия научить актера движению, не задевая партнера, не меняя скорости упражнения. Упражнение «Я хрустальный», различные перестановки со стульями и перемещение групповое и парное.
Практическая часть
Просмотр и обсуждение фото и видеоматериалов.
Развитие психофизического аппарата:
- Упражнения на расслабление мышц.
- Задания на беспредметные действия.
- Темпоритмические упражнения.
- Упражнения на развитие равновесия.
- Игры на развитие двигательных способностей.
- Двигательные упражнения на развитие творческой актерской фантазии.
- Работа с предметами.
Основы актерского мастерства
Сценическое искусство.
Действие на сцене. Мизансцена. Скетч. Действие "если бы". Действие в предлагаемых обстоятельствах.
Снятие мышечного напряжения, освобождение мышц.
Воображение для артиста.
Актерские задачи. Предлагаемые обстоятельства. Ставя актера в предлагаемые обстоятельства, добиваемся достоверных, органичных действий в ситуации, например вы – человек гранитный, стеклянный или ватный. Или как вы поведете себя в ситуации «холодная погода в горах», «земляничная поляна» и др.
Практическая часть
- Этюды на действия в предлагаемых обстоятельствах начального уровня.
- Упражнения на освобождение мышц.
- Этюд с поставленными актерскими задачами начального уровня.
- Упражнения на развитие воображения.
- Упражнения на развитие сценического внимания.
- Прослушивание, просмотр и обсуждение аудио и видеоматериалов.
- Задания на проявление способностей и дарования юного артиста.
Основы этики артиста
Понятие этика – эмоционально-оценочное отношение к собственному творчеству и к
результатам других участников коллектива.
Базовая этика артиста: поведение на репетиции.
Практическая часть
- Обсуждение отношения учащихся к собственному творчеству и к результатам других
участников коллектива.
- Анализ отношения учащихся к репетиции.
Основы этики зрителя
Этика зрителя: поведение в театре, поведение в зрительном зале, поведение во время
представления, поведение в антракте.
Практическая часть
- Обсуждение поведения учащихся в театре.
- Обсуждение проявления зрительской культуры учащимися.
Репетиционная работа с учетом первого года обучения
Репетиция как процесс.
Выбор произведения для постановки.
Краткие сведения о выбранном произведении: об авторе, об эпохе создания произведения,
о времени действия, о персонажах.
Практическая часть
- Знакомство с произведением. Сказки А.Волкова, Е.Шварца, Л.Кэрролл, К.Чуковского.
- Знакомство со сценарием по произведению.
- Обсуждение сценария: сюжетная линия, сверхзадача, сквозное действие, событийные
ряды, задачи персонажей, взаимодействие персонажей.
- Обсуждение сказочных персонажей: характеры, образы, поведение сказочных героев,
особенности речи, костюмы, грим.
- Обсуждение времени и места действия.
- Чтение сценария по ролям. Учимся читать по ролям
- Подготовка сцены – художественное оформление.
- Выход на сцену.
- Репетиции по сценам спектакля.
Сценическая деятельность и конкурсные мероприятия
Нестандартные ситуации во время выступления.
Поведение при возникновении нестандартной ситуации.
Практическая часть
Обсуждение различных нестандартных ситуаций во время выступления.
- Этюды на нестандартные ситуации.
- Выступление перед старшей группой театрального коллектива.
- Конкурс на выполнение лучшего показа образа сказочного персонажа.
- Показ спектакля (участие в конкурсном мероприятии).
- Обсуждение результатов выступления. Поощрение участников коллектива.
- Рекомендации для подготовки к следующим выступлениям.
Итоговое занятие
Подведение итогов года. Награждение учащихся грамотами за успешные занятия в
учебном году. Обсуждение планов на лето.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(старшее звено)
№ п/п | Наименование темы | 1 год обучения | |||
Количество часов | Теория | Практика | Формы контроля | ||
1. | Вводные занятия. Инструктаж по ТБ, ПБ, ЧС, ПДД (2 часа) | 2 | 2 | Устный опрос | |
2. | Театр как вид искусства | 1 | 1 | Устный опрос | |
3. | История театра | 4 | 2 | 2 | Устный опрос |
4. | Сценическая речь | 24 | 2 | 22 | Отчетное выступление |
5. | Сценическое движение | 8 | 2 | 6 | Отчетное выступление |
6. | Основы актерского мастерства | 14 | 2 | 12 | Отчетное выступление |
7. | Основы этики артиста | 2 | 1 | 1 | Устный опрос |
8. | Основы этики зрителя | 2 | 1 | 1 | Устный опрос |
9. | Репетиционная работа с учетом первого года обучения | 36 | 2 | 34 | Отчетное выступление |
10. | Сценическая деятельность и конкурсные мероприятия | 4 | 4 | Отчетное выступление | |
11. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Отчетное выступление |
Всего: | 98 | 15 | 83 |
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯСОДЕРЖАНИЕ
Вводные занятия
Информация об образовательной программе объединения. Планы работы на учебный год.
Вводный инструктаж по технике безопасности.
Практическая часть
- Знакомство с группой.
- Организационные вопросы.
- Просмотр фото-видеоматериалов.
Театр как вид искусства
Искусство театра – синтез искусств в одном спектакле: искусство художественного слова,
драматическое искусство, пластическое, танцевальное, музыкальное, художественное и
т.п.
Актеры и зрители – эмоциональное взаимодействие.
Театральный процесс: пьеса – роль – репетиция – постановка – спектакль.
Назначение театрального костюма, грима, пастижа.
Театр: здание, фойе, гардероб (вешалка), буфет, зрительный зал (партер, амфитеатр, ложи,балконы), сцена, гримерки.
Устройство сцены: сцена, авансцена, арьерсцена, карманы сцены, генеральный занавес и
кулисы, зеркало сцены и др.
Практическая часть
- Посещение драматического театра.
- Обсуждение драматического театра и просмотренного спектакля.
- Просмотр видео-спектакля.
История театра
Происхождение театра.
Античный театр. Знаменитые драматурги того времени: Эсхил, Софокл, Еврипид
(трагедии), Аристофан (комедии).
Практическая часть
- Просмотр и обсуждение фотоматериалов.
- Просмотр и обсуждение видеоматериалов с фрагментами древнегреческих трагедий: «Прометей прикованный», «Електра», «Орестея».
Сценическая речь
Отличие сценической речи от бытовой речи. Логическое ударение.
Характеристики сценической речи: громкость, отчетливость.
Единая логическая канва: оставление единого рассказа всей группой.
Отличие речевого дыхания от обычного.
Практическая часть
- Прослушивание и просмотр аудио и видеоматериалов.
- Обсуждение прослушанного и просмотренного материала.
- Упражнения на развитие речевого дыхания.
- Упражнения на развитие дикции.
Сценическое движение
Отличие сценического движения от обычного.
Беспредметные действия. Темпоритм.
Этюды на пластическую выразительность. Этюды помогают научиться владеть своим телом. Это – «скульптуры», «живая фотография» и другие задания.
«Хаотичное» движение в пространстве. Цель занятия научить актера движению, не задевая партнера, не меняя скорости упражнения. Упражнение «Я хрустальный», различные перестановки со стульями и перемещение групповое и парное.
Практическая часть
Просмотр и обсуждение фото и видеоматериалов.
Развитие психофизического аппарата:
- Упражнения на расслабление мышц.
- Задания на беспредметные действия.
- Темпоритмические упражнения.
- Упражнения на развитие равновесия.
- Игры на развитие двигательных способностей.
- Двигательные упражнения на развитие творческой актерской фантазии.
- Работа с предметами.
Основы актерского мастерства
Сценическое искусство.
Действие на сцене. Мизансцена. Скетч. Действие "если бы". Действие в предлагаемых обстоятельствах.
Снятие мышечного напряжения, освобождение мышц.
Воображение для артиста.
Актерские задачи. Предлагаемые обстоятельства. Ставя актера в предлагаемые обстоятельства, добиваемся достоверных, органичных действий в ситуации, например вы – человек гранитный, стеклянный или ватный. Или как вы поведете себя в ситуации «холодная погода в горах», «земляничная поляна» и др.
Практическая часть
- Этюды на действия в предлагаемых обстоятельствах начального уровня.
- Упражнения на освобождение мышц.
- Этюд с поставленными актерскими задачами начального уровня.
- Упражнения на развитие воображения.
- Упражнения на развитие сценического внимания.
- Прослушивание, просмотр и обсуждение аудио и видеоматериалов.
- Задания на проявление способностей и дарования юного артиста.
Основы этики артиста
Понятие этика – эмоционально-оценочное отношение к собственному творчеству и к
результатам других участников коллектива.
Базовая этика артиста: поведение на репетиции.
Практическая часть
- Обсуждение отношения учащихся к собственному творчеству и к результатам других
участников коллектива.
- Анализ отношения учащихся к репетиции.
Основы этики зрителя
Этика зрителя: поведение в театре, поведение в зрительном зале, поведение во время
представления, поведение в антракте.
Практическая часть
- Обсуждение поведения учащихся в театре.
- Обсуждение проявления зрительской культуры учащимися.
Репетиционная работа с учетом первого года обучения
Репетиция как процесс.
Выбор произведения для постановки.
Краткие сведения о выбранном произведении: об авторе, об эпохе создания произведения,
о времени действия, о персонажах.
Практическая часть
- Знакомство с произведением. Сказки А.Волкова, Е.Шварца, Л.Кэрролл, К.Чуковского.
- Знакомство со сценарием по произведению.
- Обсуждение сценария: сюжетная линия, сверхзадача, сквозное действие, событийные
ряды, задачи персонажей, взаимодействие персонажей.
- Обсуждение сказочных персонажей: характеры, образы, поведение сказочных героев,
особенности речи, костюмы, грим.
- Обсуждение времени и места действия.
- Чтение сценария по ролям. Учимся читать по ролям
- Подготовка сцены – художественное оформление.
- Выход на сцену.
- Репетиции по сценам спектакля.
Сценическая деятельность и конкурсные мероприятия
Нестандартные ситуации во время выступления.
Поведение при возникновении нестандартной ситуации.
Практическая часть
Обсуждение различных нестандартных ситуаций во время выступления.
- Этюды на нестандартные ситуации.
- Выступление перед старшей группой театрального коллектива.
- Конкурс на выполнение лучшего показа образа сказочного персонажа.
- Показ спектакля (участие в конкурсном мероприятии).
- Обсуждение результатов выступления. Поощрение участников коллектива.
- Рекомендации для подготовки к следующим выступлениям.
Итоговое занятие
Подведение итогов года. Награждение учащихся грамотами за успешные занятия в
учебном году. Обсуждение планов на лето.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Наименование темы | 2 год обучения | |||
Количество часов | Теория | Практика | Формы контроля | ||
1. | Вводные занятия. Инструктаж по ТБ, ПБ, ЧС, ПДД (2 часа) | 2 | 2 | Устный опрос | |
2. | Театр как вид искусства | 1 | 1 | Устный опрос | |
3. | История театра | 2 | 1 | 1 | Устный опрос |
4. | Сценическая речь | 14 | 2 | 12 | Отчетное выступление |
5. | Сценическое движение | 8 | 2 | 6 | Отчетное выступление |
6. | Основы актерского мастерства | 14 | 2 | 12 | Отчетное выступление |
7. | Основы этики артиста | 2 | 1 | 1 | Устный опрос |
8. | Основы этики зрителя | 2 | 1 | 1 | Устный опрос |
9. | Репетиционная работа с учетом первого года обучения | 16 | 1 | 15 | Отчетное выступление |
10. | Сценическая деятельность и конкурсные мероприятия | 2 | 2 | Отчетное выступление | |
11. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Отчетное выступление |
Всего: | 64 | 13 | 51 |
(начальное звено)
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯСОДЕРЖАНИЕ
Вводные занятия
Информация об образовательной программе объединения. Планы работы на учебный год.
Вводный инструктаж по технике безопасности.
Практическая часть
- Знакомство с группой.
- Организационные вопросы.
- Просмотр фото-видеоматериалов.
Театр как вид искусства
Искусство театра, создание атмосферы.
Актеры и зрители – чувство правды сценического действия.
Театральный процесс: пьеса – роль – репетиция – постановка – спектакль.
Сборы в театр: информация о жанре, театре и т.п.
Использование различных элементов сцены.
Практическая часть
- Посещение драматического театра.
- Обсуждение драматического театра и просмотренного спектакля.
- Просмотр видео-спектакля.
История театра
Происхождение театра.
Средневековый театр. Полулитургическая драма. Миракль. Мистерия. Бурлеск. Буффонада. Моралитэ. Данте «Божественная комедия».
Практическая часть
- Просмотр и обсуждение фотоматериалов.
- Просмотр и обсуждение видеоматериалов с фрагментами средневековых трагедий. Постановка.
Сценическая речь
Логическое ударение.
Характеристики сценической речи: диапазон, посыл.
Речевое сценическое дыхание: в движении, в покое. Активное использование междометий, слов, фраз, стихов и поговорок. Индивидуальное и коллективное сочинение сказок, стихов, загадок. Понятие об интонировании. Знакомство детей с разнообразием подтекстов. Первые навыки отрабатываются в скороговорках и небольших упражнениях.
Практическая часть
- Прослушивание и просмотр аудио и видеоматериалов.
- Обсуждение прослушанного и просмотренного материала.
- Упражнения на развитие речевого дыхания.
- Упражнения на развитие дикции.
Сценическое движение
Беспредметные действия. Темпоритм.«Фехтование». Предлагаемые упражнения учат навыкам фехтования, что может быть использовано в спектакле и помогает выработать осанку и раскрепощение мышц. Движения в «рапиде». Научится двигаться в замедленном темпе.
Практическая часть
Просмотр и обсуждение фото и видеоматериалов.
Развитие психофизического аппарата:
- Упражнения на расслабление мышц.
- Задания на беспредметные действия.
- Темпоритмические упражнения.
- Упражнения на развитие равновесия.
- Игры на развитие двигательных способностей.
- Двигательные упражнения на развитие творческой актерской фантазии.
- Работа с предметами.
Основы актерского мастерства
Сценическое искусство.
Сценическое событие. Придумывание различных ситуаций с событием и развязкой. Навыки построения этюда.
Действия с воображаемыми предметами. Помогают снять мышечный зажим, напряжение развивает фантазию, включают эмоциональную память.
Сценическое общение. Необходимо научить актера общаться на сцене «глаза в глаза». Для этого используются упражнения на взаимодействие партнеров.
Практическая часть
- Этюды на действия в предлагаемых обстоятельствах начального уровня.
- Упражнения на освобождение мышц.
- Этюд с поставленными актерскими задачами начального уровня.
- Упражнения на развитие воображения.
- Упражнения на развитие сценического внимания.
- Прослушивание, просмотр и обсуждение аудио и видеоматериалов.
- Задания на проявление способностей и дарования юного артиста.
Основы этики в театральном искусстве
Понятие этика – эмоционально-оценочное отношение к собственному творчеству и к
результатам других участников коллектива.
Практическая часть
- Обсуждение отношения учащихся к собственному творчеству и к результатам других
участников коллектива.
- Постановка мизансцен: поведения в театре, на репетиции.
Профессии в театре
Виды профессий в театре.
Искусство грима. Понятие о гриме. Понятие об аквагриме. Наиболее распространенные виды грима.
Художник в театре. Искусство костюма. Ученики узнают о роли художника в театре: художник – постановщик, художник – создатель костюмов, художник – гример.
Практическая часть
- Создание грима на заданную тему.
- Создание костюмов к определенной тематике.
Репетиционная работа с учетом второго года обучения
Репетиция как процесс.
Выбор произведения для постановки.
Краткие сведения о выбранном произведении: об авторе, об эпохе создания произведения,
о времени действия, о персонажах.
Практическая часть
- Знакомство с произведением. Сказки Г.Х. Андерсена, Ш.Перро, рассказы В.П. Астафьева, А.П. Гайдара, А.И. Куприна.
- Знакомство со сценарием по произведению.
- Обсуждение сценария: сюжетная линия, сверхзадача, сквозное действие, событийные
ряды, задачи персонажей, взаимодействие персонажей.
- Обсуждение сказочных персонажей: характеры, образы, поведение сказочных героев,
особенности речи, костюмы, грим.
- Обсуждение времени и места действия.
- Чтение сценария по ролям. Учимся читать по ролям
- Подготовка сцены – художественное оформление.
- Выход на сцену.
- Репетиции по сценам спектакля.
Сценическая деятельность и конкурсные мероприятия
Нестандартные ситуации во время выступления.
Поведение при возникновении нестандартной ситуации.
Практическая часть
Обсуждение различных нестандартных ситуаций во время выступления.
- Этюды на нестандартные ситуации.
- Выступление перед старшей группой театрального коллектива.
- Конкурс на выполнение лучшего показа образа сказочного персонажа.
- Показ спектакля (участие в конкурсном мероприятии).
- Обсуждение результатов выступления. Поощрение участников коллектива.
- Рекомендации для подготовки к следующим выступлениям.
Итоговое занятие
Подведение итогов года. Награждение учащихся грамотами за успешные занятия в
учебном году. Обсуждение планов на лето.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(старшее звено)
№ п/п | Наименование темы | 1 год обучения | |||
Количество часов | Теория | Практика | Формы контроля | ||
1. | Вводные занятия. Инструктаж по ТБ, ПБ, ЧС, ПДД (2 часа) | 1 | 2 | Устный опрос | |
2. | Театр как вид искусства | 1 | 1 | Устный опрос | |
3. | История театра | 4 | 2 | 2 | Устный опрос |
4. | Сценическая речь | 24 | 2 | 22 | Отчетное выступление |
5. | Сценическое движение | 8 | 2 | 6 | Отчетное выступление |
6. | Основы актерского мастерства | 14 | 2 | 12 | Отчетное выступление |
7. | Основы этики артиста | 2 | 1 | 1 | Устный опрос |
8. | Основы этики зрителя | 2 | 1 | 1 | Устный опрос |
9. | Репетиционная работа с учетом первого года обучения | 36 | 2 | 34 | Отчетное выступление |
10. | Сценическая деятельность и конкурсные мероприятия | 4 | 4 | Отчетное выступление | |
11. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Отчетное выступление |
Всего: | 98 | 15 | 83 |
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯСОДЕРЖАНИЕ
Вводные занятия
Информация об образовательной программе объединения. Планы работы на учебный год.
Вводный инструктаж по технике безопасности.
Практическая часть
- Знакомство с группой.
- Организационные вопросы.
- Просмотр фото-видеоматериалов.
Театр как вид искусства
Искусство театра – синтез искусств в одном спектакле: искусство художественного слова,
драматическое искусство, пластическое, танцевальное, музыкальное, художественное и
т.п.
Актеры и зрители – эмоциональное взаимодействие.
Театральный процесс: пьеса – роль – репетиция – постановка – спектакль.
Назначение театрального костюма, грима, пастижа.
Театр: здание, фойе, гардероб (вешалка), буфет, зрительный зал (партер, амфитеатр, ложи,балконы), сцена, гримерки.
Устройство сцены: сцена, авансцена, арьерсцена, карманы сцены, генеральный занавес и
кулисы, зеркало сцены и др.
Практическая часть
- Посещение драматического театра.
- Обсуждение драматического театра и просмотренного спектакля.
- Просмотр видео-спектакля.
История театра
Происхождение театра.
Античный театр. Знаменитые драматурги того времени: Эсхил, Софокл, Еврипид
(трагедии), Аристофан (комедии).
Практическая часть
- Просмотр и обсуждение фотоматериалов.
- Просмотр и обсуждение видеоматериалов с фрагментами древнегреческих трагедий: «Прометей прикованный», «Електра», «Орестея».
Сценическая речь
Отличие сценической речи от бытовой речи. Логическое ударение.
Характеристики сценической речи: громкость, отчетливость.
Единая логическая канва: оставление единого рассказа всей группой.
Отличие речевого дыхания от обычного.
Практическая часть
- Прослушивание и просмотр аудио и видеоматериалов.
- Обсуждение прослушанного и просмотренного материала.
- Упражнения на развитие речевого дыхания.
- Упражнения на развитие дикции.
Сценическое движение
Отличие сценического движения от обычного.
Беспредметные действия. Темпоритм.
Этюды на пластическую выразительность. Этюды помогают научиться владеть своим телом. Это – «скульптуры», «живая фотография» и другие задания.
«Хаотичное» движение в пространстве. Цель занятия научить актера движению, не задевая партнера, не меняя скорости упражнения. Упражнение «Я хрустальный», различные перестановки со стульями и перемещение групповое и парное.
Практическая часть
Просмотр и обсуждение фото и видеоматериалов.
Развитие психофизического аппарата:
- Упражнения на расслабление мышц.
- Задания на беспредметные действия.
- Темпоритмические упражнения.
- Упражнения на развитие равновесия.
- Игры на развитие двигательных способностей.
- Двигательные упражнения на развитие творческой актерской фантазии.
- Работа с предметами.
Основы актерского мастерства
Сценическое искусство.
Действие на сцене. Мизансцена. Скетч. Действие "если бы". Действие в предлагаемых обстоятельствах.
Снятие мышечного напряжения, освобождение мышц.
Воображение для артиста.
Актерские задачи. Предлагаемые обстоятельства. Ставя актера в предлагаемые обстоятельства, добиваемся достоверных, органичных действий в ситуации, например вы – человек гранитный, стеклянный или ватный. Или как вы поведете себя в ситуации «холодная погода в горах», «земляничная поляна» и др.
Практическая часть
- Этюды на действия в предлагаемых обстоятельствах начального уровня.
- Упражнения на освобождение мышц.
- Этюд с поставленными актерскими задачами начального уровня.
- Упражнения на развитие воображения.
- Упражнения на развитие сценического внимания.
- Прослушивание, просмотр и обсуждение аудио и видеоматериалов.
- Задания на проявление способностей и дарования юного артиста.
Основы этики артиста
Понятие этика – эмоционально-оценочное отношение к собственному творчеству и к
результатам других участников коллектива.
Базовая этика артиста: поведение на репетиции.
Практическая часть
- Обсуждение отношения учащихся к собственному творчеству и к результатам других
участников коллектива.
- Анализ отношения учащихся к репетиции.
Основы этики зрителя
Этика зрителя: поведение в театре, поведение в зрительном зале, поведение во время
представления, поведение в антракте.
Практическая часть
- Обсуждение поведения учащихся в театре.
- Обсуждение проявления зрительской культуры учащимися.
Репетиционная работа с учетом первого года обучения
Репетиция как процесс.
Выбор произведения для постановки.
Краткие сведения о выбранном произведении: об авторе, об эпохе создания произведения,
о времени действия, о персонажах.
Практическая часть
- Знакомство с произведением. Сказки А.Волкова, Е.Шварца, Л.Кэрролл, К.Чуковского.
- Знакомство со сценарием по произведению.
- Обсуждение сценария: сюжетная линия, сверхзадача, сквозное действие, событийные
ряды, задачи персонажей, взаимодействие персонажей.
- Обсуждение сказочных персонажей: характеры, образы, поведение сказочных героев,
особенности речи, костюмы, грим.
- Обсуждение времени и места действия.
- Чтение сценария по ролям. Учимся читать по ролям
- Подготовка сцены – художественное оформление.
- Выход на сцену.
- Репетиции по сценам спектакля.
Сценическая деятельность и конкурсные мероприятия
Нестандартные ситуации во время выступления.
Поведение при возникновении нестандартной ситуации.
Практическая часть
Обсуждение различных нестандартных ситуаций во время выступления.
- Этюды на нестандартные ситуации.
- Выступление перед старшей группой театрального коллектива.
- Конкурс на выполнение лучшего показа образа сказочного персонажа.
- Показ спектакля (участие в конкурсном мероприятии).
- Обсуждение результатов выступления. Поощрение участников коллектива.
- Рекомендации для подготовки к следующим выступлениям.
Итоговое занятие
Подведение итогов года. Награждение учащихся грамотами за успешные занятия в
учебном году. Обсуждение планов на лето.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
( старшее звено, младшее звено)
№ п/п | Наименование темы | 3 год обучения | |||
Количество часов | Теория | Практика | Формы контроля | ||
1. | Вводные занятия. Инструктаж по ТБ, ПБ, ЧС, ПДД (2 часа) | 2 | 1 | 1 | Устный опрос |
2. | Театр как вид искусства | 2 | 1 | 1 | Устный опрос |
3. | История театра | 4 | 3 | 1 | Устный опрос |
4. | Сценическая речь | 24 | 2 | 22 | Отчетное выступление |
5. | Сценическое движение | 8 | 2 | 6 | Отчетное выступление |
6. | Основы актерского мастерства | 24 | 4 | 20 | Отчетное выступление |
7. | Основы маркетинга в театр.искусстве | 2 | 1 | 1 | Устный опрос |
8. | Профессии в театре | 2 | 1 | 1 | Устный опрос |
9. | Репетиционная работа с учетом первого года обучения | 36 | 2 | 34 | Отчетное выступление |
10. | Сценическая деятельность и конкурсные мероприятия | 4 | 4 | Отчетное выступление | |
11. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Отчетное выступление |
Всего: | 108 | 18 | 90 |
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯСОДЕРЖАНИЕ
Вводные занятия
Информация об образовательной программе объединения. Планы работы на учебный год.
Вводный инструктаж по технике безопасности.
Практическая часть
- Знакомство с группой.
- Организационные вопросы.
- Просмотр фото-видеоматериалов.
Театр как вид искусства
Жанры и виды музыкальных театров. Шекспировский театр.
Актеры и зрители – чувство правды сценического действия.
Театральный процесс: пьеса – роль – репетиция – постановка – спектакль.
Назначение реквизита, бутафории, декораций, света, звука и т.п.
Практическая часть
- Посещение музыкального театра.
- Обсуждение музыкального театра и просмотренного спектакля.
- Просмотр видео-спектакля.
История театра
Театр эпохи Просвещения: английский, французский, русский. Балет. Жанры.
Практическая часть
- Просмотр и обсуждение фотоматериалов.
- Просмотр и обсуждение видеоматериалов. Постановка.
Сценическая речь
Логическое ударение.
Характеристики сценической речи: открытость, выразительность, проникновенность.
Стили произношения. Тренировка тембрирования происходит в произношении текстов, требующих морально-эстетических и других оценок. Например, мудрость – глупость, доброта – жестокость, смелость – трусость и другие.
Сила звука и эмоциональная выразительность. Для снятия излишнего напряжения при сильно звучащей речи используются следующие упражнения: «Сони», «Добьюсь цели», «Шутка» и другие. Стараться сохранить выразительную «линию звучания», при большой силе звука, уметь удержать звук от повышения.
Практическая часть
- Прослушивание и просмотр аудио и видеоматериалов.
- Обсуждение прослушанного и просмотренного материала.
- Упражнения на развитие речевого дыхания.
- Упражнения на развитие дикции.
Сценическое движение
Возрастные походки. Одной из самых сложных задач для актера, тем более для ребенка является возрастная роль. В основе этого образа лежит ее пластическое воплощение. На занятиях воспитанники учатся быть «бабушками» и «дедушками», «толстыми» и «худыми», «великанами» и «карликами».
Этюды на пластическую выразительность. Продолжается работа над пластической выразительностью тела. Задания усложняются. Это – групповые «скульптуры» на заданную тему, домашние и дикие животные, деревья и цветы.
Сценические драки. Научить актера использованию приема сценических драк. Главная задача имитировать достоверно драку, не причиняя вреда партнеру. Научиться «отыгрывать» удар.
Пластические особенности персонажа. Используя предыдущие знания о пластическом решении образа, вводится понятие пластической особенности. Ученики придумывают внешнюю, характерную черту персонажа и пытаются воссоздать ее в образе.
Практическая часть
Просмотр и обсуждение фото и видеоматериалов.
Развитие психофизического аппарата:
- Упражнения на расслабление мышц.
- Задания на беспредметные действия.
- Темпоритмические упражнения.
- Упражнения на развитие равновесия.
- Игры на развитие двигательных способностей.
- Двигательные упражнения на развитие творческой актерской фантазии.
- Работа с предметами.
Основы актерского мастерства
Сценическое искусство.
Сценическое внимание в репетиционном процессе. Продолжаются упражнения и тренинги, начатые в первый год обучения. Добавляются усложненные формы.
Пластическое решение образа. Упражнения по пластике тела помогают решать конкретные постановочные задачи. В процессе репетиции над постановочным произведением отрабатывается пластический рисунок образа.
Сценическое общение. Усложняются задачи общения. Вводятся упражнения на необходимость «увидеть» и «услышать» партнера. Для этого используются парные упражнения и парные этюды.Этюды с воображаемыми предметами. Развитие фантазии и воображения, раскрепощение мышц идет через работу над одиночными и парными этюдами. Действия с воображаемыми предметами развивает сценическое внимание, пластику.
Парный этюд. Навыки сценического общения, фантазии, раскрепощения мышц – все это приходит через придумывание и постановки парных этюдов.
Массовый этюд. Навыки сценического движения, воображения, сценического общения, чувство «локтя» партнера дает работа над созданием массового этюда. Кроме того, придумывая массовый этюд, дети моделируют жизненные ситуации.
Практическая часть
- Этюды на действия в предлагаемых обстоятельствах начального уровня.
- Упражнения на освобождение мышц.
- Этюд с поставленными актерскими задачами начального уровня.
- Упражнения на развитие воображения.
- Упражнения на развитие сценического внимания.
- Прослушивание, просмотр и обсуждение аудио и видеоматериалов.
- Задания на проявление способностей и дарования юного артиста.
Основы маркетинга в театральном искусстве
Дизайн афиши, билетов. Престиж и посещаемость. Продажи.
Практическая часть
- Создание дизайна школьного театра.
- Разработка проекта развития школьного театра.
Профессии в театре
Виды профессий в театре.
Звукорежиссер. Художник по свету.
Практическая часть
- Создание грима на заданную тему.
- Создание звуковой и световой обработки сценария к различным мизансценам, этюдам.
Репетиционная работа с учетом второго года обучения
Репетиция как процесс.
Выбор произведения для постановки.
Краткие сведения о выбранном произведении: об авторе, об эпохе создания произведения,
о времени действия, о персонажах.
Практическая часть
- Знакомство с произведением. У. Шекспир, Кэрролл Л.,
- Знакомство со сценарием по произведению.
- Обсуждение сценария: сюжетная линия, сверхзадача, сквозное действие, событийные
ряды, задачи персонажей, взаимодействие персонажей.
- Обсуждение сказочных персонажей: характеры, образы, поведение сказочных героев,
особенности речи, костюмы, грим.
- Обсуждение времени и места действия.
- Чтение сценария по ролям. Учимся читать по ролям
- Подготовка сцены – художественное оформление.
- Выход на сцену.
- Репетиции по сценам спектакля.
Сценическая деятельность и конкурсные мероприятия
Нестандартные ситуации во время выступления.
Поведение при возникновении нестандартной ситуации.
Практическая часть
Обсуждение различных нестандартных ситуаций во время выступления.
- Этюды на нестандартные ситуации.
- Выступление перед старшей группой театрального коллектива.
- Конкурс на выполнение лучшего показа образа сказочного персонажа.
- Показ спектакля (участие в конкурсном мероприятии).
- Обсуждение результатов выступления. Поощрение участников коллектива.
- Рекомендации для подготовки к следующим выступлениям.
Итоговое занятие
Подведение итогов года. Награждение учащихся грамотами за успешные занятия в
учебном году. Обсуждение планов на лето.
Этапы обучения и прогнозируемые результаты
Первый этап (ознакомительный) – с 1-го по 3-й годы обучения.
На начальном этапе главная задача – ввести ребенка в мир театрального искусства,
заинтересовать его, создать устойчивую мотивацию к занятиям в театральной студии. Поэтомуобучение должно быть захватывающим и увлекательным: дети с первого же года обучения,получив небольшие роли, участвуют в репетициях постановок.
Прогнозируемые результаты первого года обучения
К концу первого года обучения дети будут знать:
∙значение театра как синтез искусства в одном спектакле; основные виды театров;
∙особенности театрального процесса; назначение театрального костюма, грима,
реквизита, декораций и т.д.;
∙происхождение античного театра;
∙отличие сценической речи и сценического движения от бытовых, обычных;
∙базовые этапы актерского мастерства; значение воображения для артиста;
∙основы этики артиста;
∙основы этики зрителя.
К концу первого года обучения дети будут уметь:
∙аргументировано обсуждать просмотренный спектакль;
∙самостоятельно выполнять упражнения для развития сценической речи и речевого
дыхания, сценического движения; выполнять пластические этюды;
∙выполнять этюды на действия в предлагаемых обстоятельствах, с поставленными
актерскими задачами, а также упражнения на развитие сценического внимания и
воображения и др.;
∙общаться со зрителями со сцены; правильно вести себя при возникновении
нестандартной ситуации во время выступления;
∙правильно вести себя в театре на спектакле в качестве зрителя.
После окончания первого года обучения у воспитанника будут развиты:
∙интерес к занятиям в театральной студии;
∙творческая фантазия;
∙речевое дыхание.
К концу первого года обучения у ребенка будут воспитаны:
∙эмоциональное восприятие спектакля;
∙культура общения;
∙умение владеть своими эмоциями на репетициях и во время выступления;
∙культура поведения на репетициях, во время спектакля, на сцене и в зале.
Прогнозируемые результаты второго года обучения
К концу второго года обучения дети будут знать:
∙основные виды драматических театров;
∙образование средневекового театра;
∙характеристики сценической речи: диапазон, посыл;
∙понятие двигательной импровизации;
∙основные чувства в технике актера;
∙элементы общения артиста со зрителем;
∙как готовиться к посещению театрального спектакля.
К концу второго года обучения дети будут уметь:
∙различать основные виды театров;
∙рассказать о средневековых пьесах европейских театров;
∙говорить отчетливо, громко, сценично;
∙владеть несколькими видами актерских трюков;
∙общаться на сцене;
∙владеть чувством правды и веры в предлагаемые обстоятельства;
∙выполнить правильный поклон зрителю;
∙выстроить отношения с другими участниками;
∙подготовиться к походу в театр: подобрать информацию о театре, спектакле и т.д.
После окончания второго года обучения у воспитанника будут развиты:
∙дружеские и партнерские отношения внутри коллектива;
∙навыки двигательной импровизации;
∙отчетливость и громкость речи;
∙правильное внутреннее самочувствие на сцене.
К концу второго года обучения у ребенка будут воспитаны:
∙культура общения с участниками театрального коллектива и преподавателем;
∙понимание партнера на сцене;
∙чувство правды сценического действия;
∙эмоциональная память.
Прогнозируемые результаты третьего года обучения
К концу третьего года обучения дети будут знать:
∙театральные жанры и виды музыкальных театров;
∙назначение реквизита, бутафории, декорации, света, звука;
∙историю королевского шекспировского театра;
∙несколько произведений У.Шекспира;
∙характеристики сценической речи: открытость, выразительность, проникновенность;
∙сведения из истории русского литературного произношения;
∙стили произношения;
∙отличие сценического боя от настоящего;
∙актерские приспособления и актерские пристройки.
К концу третьего года обучения дети будут уметь:
∙отличать виды музыкальных театров;
∙рассказать о жанрах театрального искусства;
∙анализировать некоторые произведения У.Шекспира;
∙открыто, выразительно говорить со сцены;
∙определять задачу, сверхзадачу и сквозное действие роли.
После окончания третьего года обучения у воспитанника будут развиты:
∙правильное произношение изучаемого текста;
∙выразительность, открытость, проникновенность произношения текста;
∙художественный вкус при выборе драматического материала;
∙эмоциональный контакт со зрителем во время выступления.
К концу третьего года обучения у ребенка будут воспитаны:
∙познавательный интерес к драматургии А.Пушкина, У.Шекспира, С.Михалкова,А.Гайдара;
∙глубокое понимание текста при прочтении драматического материала;
∙сопереживание актерам при просмотре спектакля.
Второй этап (базовый) – 4-й и 5-й годы обучения. На втором этапе обучения у воспитанников развиваются основные знания, умения инавыки актерского искусства, они начинают уверенно ориентироваться в жанрах театральногоискусства, аргументировано обсуждать театральные работы, дети умеют взаимодействовать втеатральном коллективе, исполнять роли, соответствующие их способностям, на сцене своегообразовательного учреждения.
Формы аттестации и оценочные материалы
Проверка результативности образовательного процесса осуществляется путем проведения
отчетных выступлений на концертах и показов спектаклей. В объединении проводятся два видаконцертов и показов: закрытый и открытый (выступление перед публикой).
В процессе обучения по программе проводятся разные виды контроля зарезультативностью усвоения программного материала: текущий, периодический, итоговый.
Текущий контроль регулярно проводится на занятиях в виде наблюдения за работой
каждого учащегося, а также в форме краткого обсуждения ее результатов.
Периодический контроль за результатами обучения проводится в различных формах: в
форме участия в традиционных конкурсах, фестивалях, концертах различного уровня – от
окружного до всероссийского, а также в виде открытых показов спектакля или концерта,
приуроченных к праздникам.
Периодический контроль проводится также в форме закрытого концерта – это просмотр
выступления или фрагмента спектакля с последующим детальным обсуждением, на которомприсутствуют руководитель объединения, учащиеся и приглашенные педагоги.
Итоговый контроль проводится в конце каждого учебного года в виде показа спектакля
для родителей и гостей с участием всех воспитанников. Для учащихся первого года обученияитоговый контроль проводится в виде открытого занятия с демонстрацией творческихрезультатов (показ этюдов по актерскому мастерству, упражнений по сценическому движениюи развитию речи).
В конце каждого этапа обучения в качестве итогового контроля проводится открытый
показ спектакля в учреждении с приглашением всех желающих.
Критерии оценки выступления и результативности
При оценке выступления используются следующие основные критерии: артистизм и
убедительность; эмоциональность и образность; понимание сюжетной линии; понимание
задачи и взаимодействие персонажей; сложность исполняемой роли.
Критериями оценки результативности обучения являются: уровень развития речи,
уровень развития памяти, уровень эмоционального развития, глубина эстетического
восприятия, степень пластичности движения, уровень двигательной импровизации, а также
результаты участия воспитанников в конкурсах, фестивалях, концертах.
Приобретённые детьми знания, умения и навыки оцениваются по трем позициям: сформировано (+), недостаточно (+-), не сформировано (-).
Порядок внесения изменений в программу
В процессе реализации образовательной программы может возникнуть необходимость ее
изменения по таким принципиально значимым основаниям, как: цели, задачи, ожидаемые
результаты, содержание программы, организация образовательного процесса, критерии оценкиобразовательных результатов.
Таблица 2
Календарный учебный график
№ п/п | Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий | Сроки проведения промежуточной итоговой аттестации |
1 | 1 | 01.09.2022 | 29.05.2023 | 34 | 170 | 136 | 2 раза в неделю по 2 ч. | 16-26 декабря 17-29 мая |
2 | 2 | 01.09.2023 | 29.05.2024 | 34 | 170 | 136 | 2 раза в неделю по 2 ч. | 16-26 декабря 17-29 мая |
3 | 3 | 01.09.2024 | 29.05.2025 | 34 | 170 | 136 | 2 раза в неделю по 2 ч. | 16-26 декабря 17-29 мая |
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходимо помещение, разделенное на две зоны: учебная зона с партами и стульями по количеству учащихся; актовый зал со сценой и проектором.
Перечень оборудования учебного помещения:
- Классная доска;
- Столы и стулья для учащихся и педагога;
- Ноутбук
- Проектор
- Колонки
Специальных материалов для занятий не требуется.
Дети приходят на занятия в удобной для себя одежде и сменной обуви.
Информационное обеспечение
- https://krispen.ru/skazki.php
- http://dramateshka.ru/index.php/select-a-play/number-of-persons/more-than-10
- https://miroslava-folk.ru/children-theater
Кадровое обеспечение
Программа реализуется:
-педагогом-психологом первой квалификационной категории, прошедшим курс «Основы актерского мастерства» и имеющим опыт работы 16 лет в образовании;
- педагогом дополнительного образования, имеющим дополнительную специализацию в области психологии детства и опыт работы 14 лет в образовании.
Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса: очный.
Методы обучения и воспитания: словесный, практический, наглядный; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный; мотивация, упражнения, стимулирование.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации учебного занятия: беседа, игра, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, практическое занятие, творческая мастерская.
Педагогические технологии: технология группового обучения, технологии дистанционного обучения, игровые технологии, технология коллективной творческой деятельности, технология портфолио.
Дидактические материалы:
- Объёмные (модели механизмов, аппаратов, макеты и муляжи для театральной постановки)
- Схематические или символические (оформленные стенды, рисунки,, плакаты, выкройки, шаблоны и т.д.)
- Картинные (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, фото)
- Звуковые (аудиозаписи);
- Смешанные (видео, учебные фильмы и тд)
- Дидактические пособия (раздаточный материал, вопросы, практические задания и т.д.)
- Обучающие прикладные программы в электронном виде (сд)
- Учебники, учебные пособия, журналы, книги
- Тематические подборки материалов, текстов, стихов, сценариев и тд.
Список использованной литературы
- 1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Школьный театр. Создание, организация работы, пьесы
для постановок. Серия "Мозаика детского отдыха". – М.: ВАКО, 2006 - 2. Артоболевский А.В. Художественное чтение. – М., 1978.
- 3. Базанов В.В. Техника и технология сцены. – Ленинград, 1976.
- 4. Березкин В.И. Искусство и сценография мирового театра: от истоков до середины XX
века. – М., 1997. - 5. Детский музыкальный театр. Программы, разработки занятий, рекомендации.
Сборник. Составители: Афанасенко Е.Х., Клюнеева С.А. и др. Серия "Дополнительное
образование". – Волгоград: Учитель, 2009 - 6. Завадский Ю.А. Об искусстве театра. – М, 1965.
- 7. Захава В.Е. Мастерство актера и режиссера. Воспоминания, спектакли и роли. Статьи.
– М, 1982. - 8. Карпов Н.В. Уроки сценического движения. – М., 1999.
- 9. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий,
сценарии. Серия "Дополнительное образование". – Волгоград: Учитель, 2009 - 10. Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. – М., 1970.
- 11. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. – М., 1982.
- 12. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. – М., 1981.
- 13. Козлянинова И.П. Сценическая речь. Учебное пособие. – М., 1976.
- 14. Козлянинова И.П. Орфоэпия в театральной школе. Учебник для театральных и
культурно-просветительских училищ. М.: Просвещение, 1967. - https://krispen.ru/skazki.php
- http://dramateshka.ru/index.php/select-a-play/number-of-persons/more-than-10
- https://miroslava-folk.ru/children-theater
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Козлянинова И.П. Сценическая речь. Учебное пособие. – М., 1976.
2. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. – М., 1981.
3. Кох И. Основы сценического движения. – Ленинград, 1970.
4. Мочалов Ю. А. Первые уроки театра. – М., 1986.
5. Ремез О. Ваш первый спектакль. – М., 1971.
6. Саричева Е.Ф. Сценическая речь. – М., 1965.
7. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М., 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа вокальной студии "Музыкальная карусель".
Дополнительная общеобразовательная ( общеразвивающая) программа вокальной студии "Музыкальная карусель"....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА театральной студии «Золотой ключик»
Программа театральной студии для дошкольников...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Изо студия»
Современный этап развития системы российского образования в целом и петербургского образования в частности характеризуется необходимостью создания условий для сохранения, приумножения культурных и дух...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "ИЗО - студия "Радуга цвета"
Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, ...
Внешняя рецензия к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе "ИЗО-студия "Радуга цвета"
Рецензия на программу выдана преподавателем кафедры технологического образования и профессионального обучения Педагогического института Бурятского государственного университета П.Ф. Мулоновым....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОЙ СТУДИИ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ «ДИАЛОГ»
диалог...
Дидактическое пособие «Театральные игры» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Театральный каламбур»
Дидактическое пособие«Театральные игры»к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Театральный каламбур» Пособие предназначено для руководителей ...