Внеурочная рабочая программа "Познай себя" 8 класс
методическая разработка (8 класс)
Внеурочная рабочая программа "Познай себя" 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneur_rab_prog_poznay_sebya_8_klass.docx | 34.75 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Планируемые результаты воспитания ориентируются на следующие критерии:
1. Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на занятиях информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
-способность объективно оценивать собственное поведение и поведение других людей,
-сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
- Личностные универсальные учебные действия:
У учащихся будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Учащиеся получат возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
- Регулятивные универсальные учебные действия:
Научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
- Познавательные универсальные учебные действия:
Научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
Научатся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Предметные результаты:
По окончании курса дети должны знать/понимать:
- нормы и правила, существующие в мире;
- основные понятия социальной психологии;
- основные понятия конфликтологии.
- важность эмоциональной сферы в жизни человека, соблюдение психогигиены эмоциональной жизни
- важность положительногосамоотношения, самопринятия, самопрограммирования
- основные состояния человека и их поведенческие проявления
- правила эффективного общения с окружающими
- свои индивидуальные особенности (характер, темперамент, мотивы, интересы)
- важность профессионального и жизненного самоопределения
Личностные УУД:
- оценивать свои и чужие поступки, выбирать, как поступить, отвечать за свой выбор
- осознавать важность саморазвития, использовать это знание в жизненных ситуациях
- осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции
- понимать чувства других людей
- идти на взаимные уступки в разных ситуациях
- осознавать свои эмоции, мысли, черты характера, адекватно выражать и контролировать их в общении
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы (курса и для решения жизненных задач) в различных источниках информации
- анализировать свои и чужие поступки (действия, чувства; изменения в самом себе)
- обобщать (делать выводы, доказывать), устанавливать причинно-следственные связи (поступков, ситуаций)
- обогатить представления о собственных ценностях, эмоциональном мире человека, их роли в жизни
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблему в учебной деятельности (на занятии)
- выдвигать версии в группе и индивидуально
- определять цель, проблему в жизненно-практической деятельности, оценивать степень и способы достижения цели в жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки
- планировать свою деятельность в учебной и жизненной ситуациях
- прогнозировать последствия собственных и чужих поступков
Коммуникативные УУД:
- излагать свое собственное мнение и позицию с аргументами, фактами
- понимать позицию другого (выраженную в явном и неявном виде: чувства, причины действий, поступков), корректировать свое мнение, достойно признавать его ошибочность
- самостоятельно решать проблемы в общении с взрослыми и друзьями
- преодолевать конфликты, толерантно относиться к другому человеку
Результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются по итогам каждого года обучения по программе «Познай себя» в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:
- экспертные суждения родителей;
- анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;
- тестовые инструменты, созданные с учетом возраста;
- самооценочные суждения детей.
Для оценки планируемых результатов освоения программы « Познай себя» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в школе: от действия к мысли».
Критерии | Показатели | Измерители |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Знает основные моральные нормы и правила поведения | Диагностика нравственной воспитанности: -диагностика нравственной самооценки; - диагностика этики поведения; - диагностика отношения к жизненным ценностям; -диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родителей. |
Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей | |
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей | Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2011). наблюдения педагогов и родителей. |
2.Содержание курса внеурочной деятельности.
1.Мое здоровье (4ч)
Позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье современного человека.
2. Моя семья (4 ч)
Семья – первая «школа», где ребенок получает уроки нравственности. Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского народа
3. Мое окружение (5 ч)
Знакомство учащихся по теме «Мое окружение» с опорой на их жизненный опыт, права и обязанности ребенка в школе, доброжелательные и дружеские отношения в коллективе сверстников как ценность каждого человека
4. Я познаю себя.(4ч)
Межличностные отношения: возможные проблемы и пути их решения.
5. Я учусь хорошим манерам (5 ч)
Формирование у школьников представлений об этикете, ознакомление учащихся с правилами хорошего тона, создание условий для формирования потребности в соблюдении правил этикета
6.Мир людей, которые меня окружают (3 ч)
Нравственные качества личности (чуткость, доброта, милосердие, сопереживание) и потребности оказания помощи нуждающимся, обучение умению делать правильный нравственный выбор в различных ситуациях, воспитание уважения к себе и окружающим
7.Люди каких профессий меня окружают (4 ч)
Знакомство с многообразием профессий, с профессионалами своего дела, воспитание уважения к труду и людям труда
8. Мое Отечество (5 ч)
Древние предания, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины. Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах. Знакомство с родным поселком: его историей, достопримечательностями, жизнью людей, закрепление знаний о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, привитие любви к своему поселку и воспитание чувства гордости за любимый край
3.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности.
Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1.Мое здоровье | 4ч | 2 | 2 |
2.Моя семья | 4ч | 2 | 2 |
3.Мое окружение | 5ч | 3 | 2 |
4.Я познаю себя | 4ч | 2 | 2 |
5.Я учусь хорошим манерам | 5ч | 3 | 2 |
6.Мир людей, которые меня окружают | 3ч | 1 | 2 |
7.Люди каких профессий меня окружают | 4ч | 2 | 2 |
8.Мое Отечество | 5ч | 3 | 2 |
Итого: | 34ч | 18ч | 16ч |
Поурочное планирование
№ занятия | Тема | Форма организации | Аудиторные | Внеаудиторные | Дата план | Дата факт |
Мое здоровье (4ч) Цель: устойчивая внутренняя мотивация детей на здоровый образ жизни | ||||||
1 | Я – часть природы | Комплексное занятие | 1 | |||
2 | Будь здоров на сто годов | Встреча с медицинским работником | 1 | |||
3 | Каковы еда и питье, таково и житье | Мини-спектакль | 1 | |||
4 | Мой режим дня | Практическая работа | 1 | |||
Моя семья (4 ч) Цель: систематизация и конкретизация знаний учащихся по теме «Семья» с опорой на их жизненный опыт, ознакомление школьников с правами и обязанностями ребенка в семье, взаимосвязь между членами семьи разных поколений, формирование потребности в добрых, дружеских взаимоотношениях в семье | ||||||
5 | Моя семья – мое богатство | Комплексное занятие | 1 | |||
6 | Семейные праздники | Устный журнал | 1 | |||
7 | Согласие да лад – в семье клад | Комплексное занятие | 1 | |||
8 | Мои права и обязанности в семье | Встреча с инспектором по охране детства | 1 | |||
Мое окружение (5 ч) Цель: систематизация и конкретизация знаний учащихся по теме «Мое окружение» с опорой на их жизненный опыт, права и обязанности ребенка в школе, доброжелательные и дружеские отношения в коллективе сверстников как ценность каждого человека | ||||||
9 | Я – ученик. Мои права и обязанности в школе. | Составление правила поведения в школе | 1 | |||
10 | Ученье да труд к славе ведут | Встреча с выпускниками школы | 1 | |||
11 | Мои друзья. Умею ли я дружить? | Комплексное занятие Анкетирование | 1 | |||
12 | Мои увлечения. | Реклама кружков и секций | 1 | |||
13 | Наши таланты. | Концерт | 1 | |||
Я познаю себя (4 ч) Цель: формирование представлений школьников о внутреннем мире человека, его индивидуальных особенностях, развитие у детей способности к самопознанию, воспитание чувства собственного достоинства и самоуважения | ||||||
14 | Что такое психология? | Комплексное занятие | 1 | |||
15 | Как я ощущаю окружающий мир? | Практическое занятие | 1 | |||
16 | Что такое восприятие? | Комплексное занятие | 1 | |||
17 | Зачем нам общаться? | Занятие -игра | 1 | |||
Я учусь хорошим манерам (5 ч) Цель: обобщение знаний школьников по теме «Хорошие манеры», формирование у них представлений об этикете, ознакомление учащихся с правилами хорошего тона, создание условий для формирования потребности в соблюдении правил этикета | ||||||
18 | Простые правила этикета | Просмотр и обсуждение м/ф | 1 | |||
19 | По одежке встречают | Комплексное занятие | 1 | |||
20 | Приятного аппетита | Практическое занятие | 1 | |||
21 | Я иду в гости | Комплексное занятие | 1 | |||
22 | Я встречаю гостей | Комплексное занятие | 1 | |||
Мир людей, которые меня окружают (3 ч) Цель: создание условий для формирования нравственных качеств личности (чуткости, доброты, милосердия, сопереживания) и потребности оказания помощи нуждающимся, обучение умению делать правильный нравственный выбор в различных ситуациях, воспитание уважения к себе и окружающим | ||||||
23 | Все мы разные | Комплексное занятие | 1 | |||
24 | Если бы я был волшебником | Занятие -игра | 1 | |||
25 | Подарим радость людям | Практическое занятие | 1 | |||
Люди каких профессий меня окружают (4 ч) Цель: знакомство с многообразием профессий, с профессионалами своего дела, воспитание уважения к труду и людям труда | ||||||
26 | Все профессии нужны, все профессии важны | Комплексное занятие | 1 | |||
27 | Дело мастера боится | Встреча с профессионалом своего дела | 1 | |||
28 | «Город мастеров» | Занятие-мастерская | 1 | |||
29 | Я выбираю профессию | Игра | 1 | |||
Мое Отечество (5 ч) Цель: знакомство с родным поселком: его историей, достопримечательностями, жизнью людей, закрепление знаний о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, привитие любви к своему поселку и воспитание чувства гордости за любимый край | ||||||
30 | Мой любимый поселок | Комплексное занятие | 1 | |||
31 | Мы по улицам идем | Пешеходная экскурсия | 1 | |||
32 | Всякому мила своя сторона | Комплексное занятие | 1 | |||
33, 34 | Поселок нашей мечты | КТД | 2 |
Список литературы:
- Л.Ю.Дранова, О.В.Лямина, Н.Г.Пантюхина «Основы жизненного самоопределения («Познаю себя»)» Киров 2008
- Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – с.223
- Н.Е. Щуркова. Воспитание в режиме повседневной жизни. – Воспитание школьников. - №7.- 2007. – с.17-23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.
Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...
Рабочая программа внеурочного занятия во 2 классе "Занимательная информатика" ФГОС .
«Рассмотренно»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Мое портфолио"
В рамках внедрения новый ФГОС внеурочная деятельность является неотемлемой частью учебно-воспитательного професса. Программа "Мое портфолио" предназначена для учителей, классных руководителей, работаю...
Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба"
Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба" Социальное направление...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"
Программа составлена на основе· Федерального государственного образовательного с...