Внеурочная рабочая программа "Познай себя" 8 класс
методическая разработка (8 класс)

Статецкая Вера Васильевна

Внеурочная рабочая программа "Познай себя" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneur_rab_prog_poznay_sebya_8_klass.docx34.75 КБ

Предварительный просмотр:

 

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Планируемые результаты воспитания ориентируются на следующие критерии:

1. Изменения в модели поведения школьника:

- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать    свои    суждения, анализировать    высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

- соблюдение   культуры   поведения   и   общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

2. Изменения   объема   знаний, расширение кругозора   в   области нравственности и этики:

- использование полученной на занятиях информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

- краткая      характеристика (высказывание       суждений) общечеловеческих   ценностей   и   осознанное   понимание   необходимости следовать им;

- объективная    оценка    поведения    реальных    лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

-способность объективно оценивать собственное поведение и поведение других людей,

-сформированность   самоконтроля   и   самооценки: действия контроля

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

У учащихся будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

 Учащиеся получат возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

  Научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Познавательные универсальные учебные действия:

 Научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

 Научатся:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Предметные результаты:

По окончании курса дети должны знать/понимать:

нормы и правила, существующие в мире;

- основные понятия социальной психологии;

- основные понятия конфликтологии.

- важность эмоциональной сферы в жизни человека, соблюдение психогигиены эмоциональной жизни

важность положительногосамоотношения, самопринятия, самопрограммирования

- основные состояния человека и их поведенческие проявления

- правила эффективного общения с окружающими

- свои индивидуальные особенности (характер, темперамент, мотивы, интересы)

- важность профессионального и жизненного самоопределения

Личностные УУД:

- оценивать свои и чужие поступки, выбирать, как поступить, отвечать за свой выбор

- осознавать важность саморазвития, использовать это знание в жизненных ситуациях

- осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

- понимать чувства других людей

- идти на взаимные уступки в разных ситуациях

- осознавать свои эмоции, мысли, черты характера, адекватно выражать и контролировать их в общении

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы (курса и для решения жизненных задач) в различных источниках информации

- анализировать свои и чужие поступки (действия, чувства; изменения в самом себе)

- обобщать (делать выводы, доказывать), устанавливать причинно-следственные связи (поступков, ситуаций)

- обогатить представления о собственных ценностях, эмоциональном мире человека, их роли в жизни

Регулятивные УУД:

определять цель, проблему в учебной деятельности (на занятии)

- выдвигать версии в группе и индивидуально

- определять цель, проблему в жизненно-практической деятельности, оценивать степень и способы достижения цели в жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки

- планировать свою деятельность в учебной и жизненной ситуациях

- прогнозировать последствия собственных и чужих поступков

Коммуникативные УУД:

- излагать свое собственное мнение и позицию с аргументами, фактами

- понимать позицию другого (выраженную в явном и неявном виде: чувства, причины действий, поступков), корректировать свое мнение, достойно признавать его ошибочность

- самостоятельно решать проблемы в общении с взрослыми и друзьями

- преодолевать конфликты, толерантно относиться к другому человеку

Результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются по итогам каждого года обучения по программе «Познай себя» в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:

  • экспертные суждения родителей;
  • анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;
  • тестовые инструменты, созданные с учетом возраста;
  • самооценочные суждения детей.  

Для оценки планируемых результатов освоения программы « Познай себя» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в  школе: от действия к мысли».  

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

-диагностика нравственной самооценки;

- диагностика этики поведения;

- диагностика отношения к жизненным ценностям;

-диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

 по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2011).

наблюдения педагогов и родителей.

                                                    2.Содержание курса внеурочной деятельности.

1.Мое здоровье (4ч)

 Позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье современного человека.

2. Моя семья (4 ч) 

Семья – первая «школа», где ребенок получает уроки нравственности. Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского народа

3. Мое окружение (5 ч)

Знакомство учащихся по теме «Мое окружение» с опорой на их жизненный опыт, права и обязанности ребенка в школе, доброжелательные и дружеские отношения в коллективе сверстников как ценность каждого человека

4. Я познаю себя.(4ч)

 Межличностные отношения: возможные проблемы и пути их решения.

5. Я учусь хорошим манерам (5 ч)

Формирование у школьников  представлений об этикете, ознакомление учащихся с правилами хорошего тона, создание условий для формирования потребности в соблюдении правил этикета

6.Мир людей, которые меня окружают (3 ч)

 Нравственные качества личности (чуткость, доброта, милосердие, сопереживание) и потребности оказания помощи нуждающимся, обучение умению делать правильный нравственный выбор в различных ситуациях, воспитание уважения к себе и окружающим

7.Люди каких профессий меня окружают (4 ч)

Знакомство с многообразием профессий, с профессионалами своего дела, воспитание уважения к труду и людям труда

8. Мое Отечество (5 ч)

Древние предания, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины. Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах. Знакомство с родным поселком: его историей, достопримечательностями, жизнью людей, закрепление знаний о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, привитие любви к своему поселку и воспитание чувства гордости за любимый край

                                             3.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности.

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1.Мое здоровье

2

2

2.Моя семья

2

2

3.Мое окружение

3

2

4.Я познаю себя

2

2

5.Я учусь хорошим манерам

3

2

6.Мир людей, которые меня окружают

1

2

7.Люди каких профессий меня окружают

2

2

8.Мое Отечество

3

2

Итого:

34ч

18ч

16ч

                                                                           

Поурочное планирование

занятия

Тема

Форма организации

Аудиторные

Внеаудиторные

Дата план

Дата факт

Мое здоровье (4ч)

Цель: устойчивая внутренняя мотивация детей на здоровый образ жизни

1

Я – часть природы

Комплексное занятие

1

2

Будь здоров на сто годов

Встреча с медицинским работником

1

3

Каковы еда и питье, таково и житье

Мини-спектакль

1

4

Мой режим дня

Практическая работа

1

Моя семья (4 ч)

Цель: систематизация и конкретизация знаний учащихся по теме «Семья» с опорой на их жизненный опыт, ознакомление школьников с правами и обязанностями ребенка в семье, взаимосвязь между членами семьи разных поколений, формирование потребности в добрых, дружеских взаимоотношениях в семье

5

Моя семья – мое богатство

Комплексное занятие

1

6

Семейные праздники

Устный журнал

1

7

Согласие да лад – в семье клад

Комплексное занятие

1

8

Мои права и обязанности в семье

Встреча с инспектором по охране детства

1

Мое окружение (5 ч)

Цель: систематизация и конкретизация знаний учащихся по теме «Мое окружение» с опорой на их жизненный опыт, права и обязанности ребенка в школе, доброжелательные и дружеские отношения в коллективе сверстников как ценность каждого человека

9

Я – ученик. Мои права и обязанности в школе.

Составление правила поведения в школе

1

10

Ученье да труд к славе ведут

Встреча с выпускниками школы

1

11

Мои друзья. Умею ли я дружить?

Комплексное занятие

Анкетирование

1

12

Мои увлечения.

Реклама кружков и секций

1

13

Наши таланты.

Концерт

1

Я познаю себя (4 ч)

Цель: формирование представлений школьников о внутреннем мире человека, его индивидуальных особенностях, развитие у детей способности к самопознанию, воспитание чувства собственного достоинства и самоуважения

14

Что такое психология?

Комплексное занятие

1

15

Как я ощущаю окружающий мир?

Практическое занятие

1

16

Что такое восприятие?

Комплексное занятие

1

17

Зачем нам общаться?

Занятие -игра

1

Я учусь хорошим манерам (5 ч)

Цель: обобщение знаний школьников по теме «Хорошие манеры», формирование у них представлений об этикете, ознакомление учащихся с правилами хорошего тона, создание условий для формирования потребности в соблюдении правил этикета

18

Простые правила этикета

Просмотр и обсуждение м/ф

1

19

По одежке встречают

Комплексное занятие

1

20

Приятного аппетита

Практическое занятие

1

21

Я иду в гости

Комплексное занятие

1

22

Я встречаю гостей

Комплексное занятие

1

Мир людей, которые меня окружают (3 ч)

Цель: создание условий для формирования нравственных качеств личности (чуткости, доброты, милосердия, сопереживания) и потребности оказания помощи нуждающимся, обучение умению делать правильный нравственный выбор в различных ситуациях, воспитание уважения к себе и окружающим

23

Все мы разные

Комплексное занятие

1

24

Если бы я был волшебником

Занятие -игра

1

25

Подарим радость людям

Практическое занятие

1

Люди каких профессий меня окружают (4 ч)

Цель: знакомство с многообразием профессий, с профессионалами своего дела, воспитание уважения к труду и людям труда

26

Все профессии нужны, все профессии важны

Комплексное занятие

1

27

Дело мастера боится

Встреча с профессионалом своего дела

1

28

«Город мастеров»

Занятие-мастерская

1

29

Я выбираю профессию

Игра

1

Мое Отечество (5 ч)

Цель: знакомство с родным поселком: его историей, достопримечательностями, жизнью людей, закрепление знаний о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, привитие любви к своему поселку и воспитание чувства гордости за любимый край

30

Мой любимый поселок

Комплексное занятие

1

31

Мы по улицам идем

Пешеходная экскурсия

1

32

Всякому мила своя сторона

Комплексное занятие

1

33, 34

Поселок нашей мечты

КТД

2

Список литературы:

  1. Л.Ю.Дранова, О.В.Лямина, Н.Г.Пантюхина «Основы жизненного самоопределения («Познаю себя»)» Киров 2008
  2. Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – с.223
  3. Н.Е. Щуркова. Воспитание в режиме повседневной жизни. – Воспитание школьников. - №7.- 2007. – с.17-23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.

Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"

                 Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Мое портфолио"

В рамках внедрения новый ФГОС внеурочная деятельность является неотемлемой частью учебно-воспитательного професса. Программа "Мое портфолио" предназначена для учителей, классных руководителей, работаю...

Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба"

Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы  "Моя первая клумба" Социальное направление...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"

Программа составлена на основе·                     Федерального государственного образовательного с...