Бурно радуемся мы – нынче проводы зимы!
методическая разработка (5, 6 класс)

Миронова Наталья Ивановна

Воспитательное мероприятие «Бурно радуемся мы – нынче проводы зимы», приуроченное к празднованию Масленицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_provody_zimy.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

II Всероссийский дистанционный конкурс

среди классных руководителей

на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Приобщение к культурному наследию

Тематическое направление

Бурно радуемся мы – нынче проводы зимы!

Тема методической разработки

Миронова Наталья Ивановна,

учитель русского языка и литературы

муниципального общеобразовательного учреждения

«Монастырская основная общеобразовательная школа»

2021 год

1.        Пояснительная записка

1.2.        Тематическое направление – «Приобщение к культурному наследию».

1.3.        Тема воспитательного мероприятия – «Бурно радуемся мы – нынче проводы зимы».

Данная тема, на мой взгляд, весьма актуальна. В последнее время у юного поколения наблюдается тенденция к отмечанию праздников, не имеющих отношения к культуре русского народа. Так, например, огромной популярностью пользуются День святого Валентина, Хэллоуин и др. Масленица – православный праздник. Приобщение детей к его празднованию способствует возрождению и распространению традиций русского народа.

1.4. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса) – обучающиеся 5-6 классов.

1.5. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя: мероприятие приурочено к празднованию народного праздника Масленицы (проводов зимы)

1.6. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель данного внеклассного мероприятия: приобщение обучающихся к духовно–нравственным традициям празднования Масленицы. 

Задачи:

  1. Изучение истории праздника, обычаев и игр, связанных с ним;
  2. Воспитание и развитие у детей интереса к традициям своего народа; 
  3. Воспитание уважения к старинным обрядам;
  4. Использование инициативы обучающихся в подготовке мероприятия.
  5. Активизация познавательной активности обучающихся.

Планируемые результаты: приобщение детей к традиции проведения православного праздника Масленицы, проведение внеклассного мероприятия, в которое вовлечены обучающиеся разного возраста, выработка навыка коллективных действий, групповой работы, создание атмосферы радости и веселья от приобщения к традиционному народному празднику.

1.7. Форма проведения воспитательного мероприятия: турнир.

1.8. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов: технология сотрудничества, игровые технологии, индивидуальная и групповая работа, частично-поисковый метод.

1.9. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.): компьютер (магнитола), необходимый инвентарь для игр (канат, валенки, карандаш или палочка, искусственные цветы, небольшие призы), костюмы скоморохов, чай, блины.

1.10. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

Масленица – это праздник, издавна любимый русским народом, связанный с проводами зимы. Масленичные ритуалы - весёлые игровые обряды. Подходящих для данного праздника забав огромное количество. Сценарий праздника «Бурно радуемся мы – нынче проводы зимы» можно использовать для проведения классного часа или мероприятия, объединяющего два-три класса. Место проведения – спортивный зал или открытая площадка. Успех его проведения зависит от уровня подготовки.

2.        Основная часть

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия

О предстоящем празднике необходимо сообщить заранее, чтобы дети смогли подготовить необходимую информацию. Необходимо выдержать следующие основные этапы подготовки:

  • создание творческой группы;
  • распределение ролей;
  • информационная подготовка к празднику;
  • подготовка необходимого реквизита для проведения праздника.

В качестве ведущего может выступать классный руководитель. На роль скоморохов лучше пригласить незаинтересованных лиц – обучающихся из старших классов.

Группе учащихся поручается подготовить небольшой исторический экскурс о проводах зимы. Другая группа готовит музыкальный номер (частушки по теме праздника).

2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)

Ведущий:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами окунемся в атмосферу всеми любимого праздника Масленицы (проводов зимы). Дети, знаете ли вы сколько дней длится Масленица?

Ответ: Семь!

Ведущий:

Правильно! Молодцы! А давайте послушаем историю возникновения этого веселого праздника. Группе ребят (называет фамилии) было дано задание подготовить для нас небольшое сообщение.

Ребята рассказывают об истории праздника.

Ведущий:

Большое спасибо! Было очень интересно.

Еще одна группа ребят подготовила для нас частушки!

Ребята поют частушки.

Ведущий:

Прекрасно! Браво!

Коли проводы зимы – праздник веселый, то давайте и мы повеселимся, поиграем так, как играли наши предки. А помогут нам в этом разудалые скоморохи!

Появляются два скомороха.

Первый скоморох:

Наша матушка-Зима

Всем такой наказ дала:

«Каждый год, в урочный час,

Я желаю видеть вас.

Проводить меня придите

Да отменно почудите.

Игры, пляски, чай, блины…

Грусть-тоска отменены!»

Второй скоморох:

Внимание, внимание!

Намечается гуляние!

Подходи, честной народ!

Начинаем хоровод!

Любишь игры? Подбегай

Да смотри тут, не моргай!

Зазеваешься – обставят.

Без блиночков вмиг оставят!

Конкурс «Загадки»

Первый скоморох:

Ну-ка, детки, покучней

Соберитесь поскорей.

Загадаю вам загадки.

Раскачайте мозг, ребятки!

Стучится в дом аж в ноябре,

Не дав дожить свой век сестре.

Сильна морозами весьма

Наша красавица … (Зима)

В этот праздник полстраны

Любит поглощать блины.

Вот и к нам стучится он,

Чтобы выгнать зиму вон! (Масленица)

Он людей всех собирает,

Толпу смехом распаляет.

От тоски чтоб не засох,

Греет душу … (Скоморох)

Кто же блинчиков не любит?

Каждый к угощенью купит

Масла фунта полтора,

Не мешает и … (Икра)

Второй скоморох:

Все загадки разгадали,

Мудрость-ум свой показали.

Не пора ль размяться нам?

Ну-ка, живо по углам!

В центре освобождается место для проведения конкурса «Перетягивание каната».

Первый скоморох:

Ну, кто смелый? Выходи!

Становись посереди!

Канат в руки – и тяни.

Сильны плечи разомни!

По окончании игры выигравшая сторона получает сладкие призы.

Второй скоморох:

Ай, удалы силачи!

Парни-девки, подскочи!

Призовые получи

Да от радости кричи.

Игра «Горелки»

Первый скоморох:

С давних пор одна игра

В разный день календаря

На Руси была любима

Детворой неудержимо.

Правила игры объясняет ведущий.

Ведущий: Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя "ворота". Последняя пара проходит "под воротами" и становится впереди, за ней идет следующая пара. "Горящий" становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

- Дин-дон, дин-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

"Горящий" старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает "горящий",то они встают впереди колонны, а "горящий" опять ловит, т. е. "горит". А если "горящий" поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

Второй скоморох:

Кто тут ловок? Отвечай,

Нас от скуки выручай.

Нам нужны два молодца,

Два удаленьких мальца.

Игра «Малечина-калечина»

Ведущий: Еще одна народная игра, требующая ловкости и отличной координации движений. Для нее потребуется карандаш или другая удобная палочка. Задача игрока – удержать ее в вертикальном положении на раскрытой ладони (не зажимая пальцами) как можно дольше. Ведущий ведет счет:

Малечина-калечина,

Сколько часов осталось до вечера?

Один, два, три…

У кого палочка продержалась дольше, тот и победил!

Игру можно разнообразить всеми способами, которые подскажет ваша фантазия: идти или приседать с палочкой, играть «тет-а-тет» или даже команда на команду, запасаясь соответствующим количеством палочек.

 

Игра «Прощайте, валенки»

Первый скоморох:

Собралась уйти зима.

Ждем теперь мы все тепла.

Прочь, морозы и метели,

Валенки нам надоели!

Ведущий:

Нам нужна пара смельчаков. Проверим их меткость. Вы получите по паре валенок. Один валенок устанавливается на некотором расстоянии. Ваша задача метнуть второй так, чтобы попасть в первый. Самый меткий получает приз.

Игра «Подснежники»

Второй скоморох:

Снег с полей вот-вот сойдет.

Совсем скоро зацветет

Мила матушка-земля,

Красоту всем нам даря.

Ведущий:

Для игры нужны несколько участников. Игроки свободно разгуливают по залу и поют весеннюю песенку:

Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С дождями сильными,
С цветами обильными.

Во время песни по полу разбрасываются искусственные цветы. Игроки, закончив петь,  быстро собирают цветы. Побеждает обладатель самого пышного букета.

Первый скоморох:

Как все весело играли

И, наверно, подустали.

Не пора ль нам подкрепиться,

Чайку сладкого напиться?

Второй скоморох:

К чаю подадим блины.

Раз призы всем вручены,

Полакомимся блинами,

Насладимся похвалами.

Дети садятся за накрытый стол, начинается чаепитие с блинами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Проводы зимы"

Масленичная неделя...

Урок музыки во втором классе по теме: " Проводы зимы, встреча весны"

Урок разработан с целью знакомства учащихся с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица....

проводы зимы

проводы зимы...

Сценарий спортивного праздника "Проводы зимы"

Разработка спортивного праздника предназначена для учителей физической культуры, молодых специалистов, педагогов-организаторов. В сценарии расписан план проведения праздника, который проводится на ули...

Урок музыки по ФГОС во 2 классе по программе Е.Д.Критской, тема урока "Масленица. Проводы зимы"

Урок   музыки во 2 классе по программе Е.Критской, раздел "Гори, гори ясно, чтобы не погасло" знакомит учащихся с историей и традициями народного календарного праздника Масленица, с жанром русско...

Логоритмическое занятие в подготовительной группе "Проводы зимы"

Праздник «Масленица»Тема логоритмического занятия: «Проводы зимы»Логопедическое заключение. Общее недоразвитие речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.Возраст. Подготовительная к школе группа.З...

ПРОГРАММА познавательно – развлекательного праздника провода зимы «Широкая масленица»

Данная программа направлена на пропаганду здорового образа жизни,  развитие творческого потенциала и интеллектуального уровня детей. Изучение народного фольклора и истории проведения народных пра...