Бурно радуемся мы – нынче проводы зимы!
методическая разработка (5, 6 класс)
Воспитательное мероприятие «Бурно радуемся мы – нынче проводы зимы», приуроченное к празднованию Масленицы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_provody_zimy.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
II Всероссийский дистанционный конкурс
среди классных руководителей
на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Приобщение к культурному наследию
Тематическое направление
Бурно радуемся мы – нынче проводы зимы!
Тема методической разработки
Миронова Наталья Ивановна,
учитель русского языка и литературы
муниципального общеобразовательного учреждения
«Монастырская основная общеобразовательная школа»
2021 год
1. Пояснительная записка
1.2. Тематическое направление – «Приобщение к культурному наследию».
1.3. Тема воспитательного мероприятия – «Бурно радуемся мы – нынче проводы зимы».
Данная тема, на мой взгляд, весьма актуальна. В последнее время у юного поколения наблюдается тенденция к отмечанию праздников, не имеющих отношения к культуре русского народа. Так, например, огромной популярностью пользуются День святого Валентина, Хэллоуин и др. Масленица – православный праздник. Приобщение детей к его празднованию способствует возрождению и распространению традиций русского народа.
1.4. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса) – обучающиеся 5-6 классов.
1.5. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя: мероприятие приурочено к празднованию народного праздника Масленицы (проводов зимы)
1.6. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цель данного внеклассного мероприятия: приобщение обучающихся к духовно–нравственным традициям празднования Масленицы.
Задачи:
- Изучение истории праздника, обычаев и игр, связанных с ним;
- Воспитание и развитие у детей интереса к традициям своего народа;
- Воспитание уважения к старинным обрядам;
- Использование инициативы обучающихся в подготовке мероприятия.
- Активизация познавательной активности обучающихся.
Планируемые результаты: приобщение детей к традиции проведения православного праздника Масленицы, проведение внеклассного мероприятия, в которое вовлечены обучающиеся разного возраста, выработка навыка коллективных действий, групповой работы, создание атмосферы радости и веселья от приобщения к традиционному народному празднику.
1.7. Форма проведения воспитательного мероприятия: турнир.
1.8. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов: технология сотрудничества, игровые технологии, индивидуальная и групповая работа, частично-поисковый метод.
1.9. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.): компьютер (магнитола), необходимый инвентарь для игр (канат, валенки, карандаш или палочка, искусственные цветы, небольшие призы), костюмы скоморохов, чай, блины.
1.10. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Масленица – это праздник, издавна любимый русским народом, связанный с проводами зимы. Масленичные ритуалы - весёлые игровые обряды. Подходящих для данного праздника забав огромное количество. Сценарий праздника «Бурно радуемся мы – нынче проводы зимы» можно использовать для проведения классного часа или мероприятия, объединяющего два-три класса. Место проведения – спортивный зал или открытая площадка. Успех его проведения зависит от уровня подготовки.
2. Основная часть
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия
О предстоящем празднике необходимо сообщить заранее, чтобы дети смогли подготовить необходимую информацию. Необходимо выдержать следующие основные этапы подготовки:
- создание творческой группы;
- распределение ролей;
- информационная подготовка к празднику;
- подготовка необходимого реквизита для проведения праздника.
В качестве ведущего может выступать классный руководитель. На роль скоморохов лучше пригласить незаинтересованных лиц – обучающихся из старших классов.
Группе учащихся поручается подготовить небольшой исторический экскурс о проводах зимы. Другая группа готовит музыкальный номер (частушки по теме праздника).
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)
Ведущий:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами окунемся в атмосферу всеми любимого праздника Масленицы (проводов зимы). Дети, знаете ли вы сколько дней длится Масленица?
Ответ: Семь!
Ведущий:
Правильно! Молодцы! А давайте послушаем историю возникновения этого веселого праздника. Группе ребят (называет фамилии) было дано задание подготовить для нас небольшое сообщение.
Ребята рассказывают об истории праздника.
Ведущий:
Большое спасибо! Было очень интересно.
Еще одна группа ребят подготовила для нас частушки!
Ребята поют частушки.
Ведущий:
Прекрасно! Браво!
Коли проводы зимы – праздник веселый, то давайте и мы повеселимся, поиграем так, как играли наши предки. А помогут нам в этом разудалые скоморохи!
Появляются два скомороха.
Первый скоморох:
Наша матушка-Зима
Всем такой наказ дала:
«Каждый год, в урочный час,
Я желаю видеть вас.
Проводить меня придите
Да отменно почудите.
Игры, пляски, чай, блины…
Грусть-тоска отменены!»
Второй скоморох:
Внимание, внимание!
Намечается гуляние!
Подходи, честной народ!
Начинаем хоровод!
Любишь игры? Подбегай
Да смотри тут, не моргай!
Зазеваешься – обставят.
Без блиночков вмиг оставят!
Конкурс «Загадки»
Первый скоморох:
Ну-ка, детки, покучней
Соберитесь поскорей.
Загадаю вам загадки.
Раскачайте мозг, ребятки!
Стучится в дом аж в ноябре,
Не дав дожить свой век сестре.
Сильна морозами весьма
Наша красавица … (Зима)
В этот праздник полстраны
Любит поглощать блины.
Вот и к нам стучится он,
Чтобы выгнать зиму вон! (Масленица)
Он людей всех собирает,
Толпу смехом распаляет.
От тоски чтоб не засох,
Греет душу … (Скоморох)
Кто же блинчиков не любит?
Каждый к угощенью купит
Масла фунта полтора,
Не мешает и … (Икра)
Второй скоморох:
Все загадки разгадали,
Мудрость-ум свой показали.
Не пора ль размяться нам?
Ну-ка, живо по углам!
В центре освобождается место для проведения конкурса «Перетягивание каната».
Первый скоморох:
Ну, кто смелый? Выходи!
Становись посереди!
Канат в руки – и тяни.
Сильны плечи разомни!
По окончании игры выигравшая сторона получает сладкие призы.
Второй скоморох:
Ай, удалы силачи!
Парни-девки, подскочи!
Призовые получи
Да от радости кричи.
Игра «Горелки»
Первый скоморох:
С давних пор одна игра
В разный день календаря
На Руси была любима
Детворой неудержимо.
Правила игры объясняет ведущий.
Ведущий: Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя "ворота". Последняя пара проходит "под воротами" и становится впереди, за ней идет следующая пара. "Горящий" становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
- Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!
По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
"Горящий" старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает "горящий",то они встают впереди колонны, а "горящий" опять ловит, т. е. "горит". А если "горящий" поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.
Второй скоморох:
Кто тут ловок? Отвечай,
Нас от скуки выручай.
Нам нужны два молодца,
Два удаленьких мальца.
Игра «Малечина-калечина»
Ведущий: Еще одна народная игра, требующая ловкости и отличной координации движений. Для нее потребуется карандаш или другая удобная палочка. Задача игрока – удержать ее в вертикальном положении на раскрытой ладони (не зажимая пальцами) как можно дольше. Ведущий ведет счет:
Малечина-калечина,
Сколько часов осталось до вечера?
Один, два, три…
У кого палочка продержалась дольше, тот и победил!
Игру можно разнообразить всеми способами, которые подскажет ваша фантазия: идти или приседать с палочкой, играть «тет-а-тет» или даже команда на команду, запасаясь соответствующим количеством палочек.
Игра «Прощайте, валенки»
Первый скоморох:
Собралась уйти зима.
Ждем теперь мы все тепла.
Прочь, морозы и метели,
Валенки нам надоели!
Ведущий:
Нам нужна пара смельчаков. Проверим их меткость. Вы получите по паре валенок. Один валенок устанавливается на некотором расстоянии. Ваша задача метнуть второй так, чтобы попасть в первый. Самый меткий получает приз.
Игра «Подснежники»
Второй скоморох:
Снег с полей вот-вот сойдет.
Совсем скоро зацветет
Мила матушка-земля,
Красоту всем нам даря.
Ведущий:
Для игры нужны несколько участников. Игроки свободно разгуливают по залу и поют весеннюю песенку:
Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С дождями сильными,
С цветами обильными.
Во время песни по полу разбрасываются искусственные цветы. Игроки, закончив петь, быстро собирают цветы. Побеждает обладатель самого пышного букета.
Первый скоморох:
Как все весело играли
И, наверно, подустали.
Не пора ль нам подкрепиться,
Чайку сладкого напиться?
Второй скоморох:
К чаю подадим блины.
Раз призы всем вручены,
Полакомимся блинами,
Насладимся похвалами.
Дети садятся за накрытый стол, начинается чаепитие с блинами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Проводы зимы"
Масленичная неделя...
Урок музыки во втором классе по теме: " Проводы зимы, встреча весны"
Урок разработан с целью знакомства учащихся с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица....
проводы зимы
проводы зимы...
Сценарий спортивного праздника "Проводы зимы"
Разработка спортивного праздника предназначена для учителей физической культуры, молодых специалистов, педагогов-организаторов. В сценарии расписан план проведения праздника, который проводится на ули...
Урок музыки по ФГОС во 2 классе по программе Е.Д.Критской, тема урока "Масленица. Проводы зимы"
Урок музыки во 2 классе по программе Е.Критской, раздел "Гори, гори ясно, чтобы не погасло" знакомит учащихся с историей и традициями народного календарного праздника Масленица, с жанром русско...
Логоритмическое занятие в подготовительной группе "Проводы зимы"
Праздник «Масленица»Тема логоритмического занятия: «Проводы зимы»Логопедическое заключение. Общее недоразвитие речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.Возраст. Подготовительная к школе группа.З...
ПРОГРАММА познавательно – развлекательного праздника провода зимы «Широкая масленица»
Данная программа направлена на пропаганду здорового образа жизни, развитие творческого потенциала и интеллектуального уровня детей. Изучение народного фольклора и истории проведения народных пра...