Наши знаменитые земляки
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие на тему
«Наши знаменитые земляки»
Цель: углубить знания учащихся о великих людях Чувашии;
Задачи:
- воспитывать патриотизм и гордость за свой народ, его историю.
- расширение знаний учащихся, развитие познавательного интереса к изучению математики;
- воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний;
- формирование дружеских отношений.
Форма занятия: с применением игровых технологий и ИКТ.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Ход игры
Ребята, какой сегодня прекрасный день. Я рада вас всех видеть. Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на занятие.
- Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на занятие с хорошим настроением;
-Я прошу поднять руку тех, кому нравиться общаться с одноклассниками;
-Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить;
-Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям.
-Думаю, что теперь можно начать нашу игру.
Сегодня мы узнаем о великих людях Чувашии.
Для начала, каждая команда придумывает имя своей команды.
Правила игры:
- игра состоит из 5 туров,
- в каждом туре каждая команда отвечает на 5 вопросов,
- для команды, которая ответить правильно на максимальное количество вопросов,
- подготовлено задание, на которое правильно отвечая команда зарабатывает 5 баллов
- если участники команды неправильно отвечают, то право участвовать на этом туре переходит другой команде
- побеждает та команда, которая, наберёт максимальное количество баллов.
Вопросы для выбора участников I тура:
1. Как одним словом назвать сумму длин всех сторон? (периметр).
2.Сколько горошин может войти в пустой стакан? (0).
3. В корзине лежит пять яблок. Каким образом разделить яблоки между пятью людьми, при условии, что в корзине после дележа должно остаться одно яблоко? ( один из людей должен взять яблоко вместе с корзиной)
4. У стола 4 угла. Один угол отрезали. Сколько углов осталось? (5 углов).
5. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50).
I тур
Задание 1. Он является создателем чувашской письменности, автором чувашских букварей и учебников, Основателем Симбирской чувашской школы. Как же его зовут, ребята?
И.Я. ЯКОВЛЕВ
Историческая справка. Яковлев Иван Яковлевич - выдающийся деятель культуры и просвещения чувашского народа, педагог-демократ, писатель, переводчик, создатель дидактики двуязычия начальной школы в России, современной чувашской письменности, Почетный член Британского и Иностранного библейского общества в Лондоне (1913 г.) Родился в д. Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Тетюшского района Республики Татарстан).
Имя Яковлева присвоено Чувашскому государственному педагогическому институту (ныне педагогическому университету), общеобразовательным средним школам в селах Аликово и Бичурино (1958 г.), в Чебоксарах ему установлен памятник, открыт мемориальный музей, его именем назван проспект. Деятели культуры и искусства неоднократно обращались к образу И. Яковлева: созданы произведения литературы и изобразительного искусства, опера «Иван Яковлев» и т. д.
Вопросы для выбора участников II тура:
1. В каком случае, посмотрев на число 3, мы говорим 15? (Когда смотрим на часы)
2. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? (Сто = 100)
3. Длина бревна 5 метров. В одну минуту от бревна отпиливают по одному метру. Во сколько минут будет распилено всё бревно? (4 мин.)
4. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли через 72 часа ожидать солнечную погоду? (нет, будет ночь).
5. Горели 5 свечей. Две из них потухли. Сколько свечей осталось? (две свечи).
II тур
Задание 2. Этот человек внес большой вклад в развитие культуры и просвещения чувашского народа. Мировую известность принес ему труд "Словарь чувашского языка", состоящий из 17 томов. Назовите, о ком идет речь?
Н.И. АШМАРИН
Историческая справка. Ашмарин Николай Иванович - Родился в г. Ядрин Ядринского района Чувашской Республики. На протяжении всей научной деятельности собирал, описывал разные жанры чувашской устной словесности и религиозно-обрядовые основы чувашской народной культуры, анализировал особенности чувашских диалектов и говоров. Выводы его языковедческих трудов подкреплялись живым языковым материалом. В 20—30-е гг. ученый активно участвовал в процессе языкового строительства. Определил в целом пути развития чувашской филологии ХХ в.
Внес большой вклад в развитие культуры и просвещения чувашского народа. Мировую известность принес ему труд "Словарь чувашского языка", состоящий из 17 томов, который вобрал в себя огромное богатство устно–поэтического творчества чувашского народа и является ценным источником в исследовании чувашского языка. Автор грамматики чувашского языка, книг "Материалы для исследования чувашского языка", "Опыт исследования чувашского синтаксиса", "Болгары и чуваши" (Ашмарин, Николай Иванович. Болгары и чуваши / Н.И. Ашмарин; Н. И. Ашмарин; Предисл. А. П. Хузангай. - Репринт. изд. - Чебоксары: ЧГИГН, 2000. - 142 с.) и др.
Вопросы для выбора участников III тура:
1. Назовите английскую меру длины, давшую имя известной героине сказки (дюйм).
2. Как называется прямоугольный параллелепипед, у которого равны все измерения? (Куб)
3. У трех братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? (4)
4. Какой знак надо поставить между 2 и 3, чтобы получилось число больше 2 и меньше 3? (2,3).
5. Почему из Минска в Москву самолет летит 1 час 20 минут, а их Москвы в Минск 80 минут? (1ч 20мин = 80мин).
III тур
Задание 3. Кто из чувашских ученых был кораблестроителем, механиком, математиком, академиком, генерал–лейтенантом флота, Героем Социалистического Труда, лауреатом Государственной премии СССР, обладателем диплома Почетного члена Английского общества корабельных инженеров?
КРЫЛОВ А.Н.
Историческая справка. Крылов Алексей Николаевич - родился в д. Висяга (ныне Крылово) Порецкого района Чувашской Республики. А. Крылов является автором основополагающих трудов по теории корабля, участником решения основных теоретических вопросов военного и гражданского судостроения. Построил первую в России машину интегрирования дифференциальных уравнений. Ценны труды, посвященные разработке наследия классиков науки – И. Ньютона, Л. Эйлера, К. Гаусса и др. Им созданы яркие очерки жизни и деятельности Ж. Лагранжа, П. Л. Чебышева и др. Он оставил заметный след в самых различных областях знания. Поэтому математики считают его крупным математиком, артиллеристы – творцом современной баллистики, астрономы – блестящим знатоком астрономии.
Вопросы для выбора участников IV тура:
1. Три разных числа сначала сложили, а затем их же перемножили. Сумма и произведение оказались равными. Какие эти числа? (1,2,3)
2. 6 яиц сварились за 6 минут. За сколько минут сварилось 1 яйцо? (6 мин)
3. Какое число нужно увеличить в 15 раз и получить 15. (1)
4. Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (которые остановились)
5. Как называли числа 3, 4, 5, 6 племена, жившие на острове Тихого океана, если они использовали только числительные “один” и “два”.
3: один – два. 4: два – два.
5: один – два – два. 6: два – два – два.
IV тур
Задание 4. Поэт, переводчик, классик чувашской литературы, автор поэмы “Нарспи”. Ребята, вы узнали о ком идет речь?
ИВАНОВ К.В.
Историческая справка. Иванов Константин Васильевич - Родился 27 мая 1890 г. в с. Слакбаш Белебеевского района Республики Башкортостан. Рано проявил способности к живописи, музыке. Работал в Симбирской чувашской учительской школе. За короткую творческую деятельность написал стихотворения, стихотворные сказки, баллады, трагедии, поэмы. “В лучшем творении поэта – поэме “Нарспи” – масштабно осмыслены основные философские проблемы: человеческая личность и общество, добро и зло, соотношение материальных и духовных ценностей, гуманизм, противоборство жизни и смерти”.
К. Иванов вошел в историю чувашской литературы и как переводчик. Благодаря ему чувашский народ читал произведения М. Лермонтова, Н. Некрасова, А. Кольцова, Н. Огарева, К. Бальмонта на родном языке. Классик принял активное участие в подготовке сборника “Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним”, при его участии был подготовлен и издан новый “Букварь для чуваш с использованием русской азбуки”. Поэт успешно работал в области живописи: рисовал декорации, иллюстрации для букваря, увлекался фотографией.
Вопросы для выбора участников V тура:
1. Два отца и два сына купили три апельсина. Каждому из них досталось по апельсину. Как это могло случиться? (дед-отец-сын)
2. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (без дроби)
3. Люди какой профессии постоянно смотрят на 5 параллельных линий? (музыканты или дирижеры)
4. Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень)
5. Угол в 5° рассматривают в лупу, увеличивающую в 4 раза. Какой величины покажется угол? (5°)
V тур
Задание 5. Легендарный герой Гражданской войны, талантливый организатор и полководец, участник 1 мировой войны, кавалер четырех Георгиевских крестов и Георгиевской медали. Ребята, кто же это?
ЧАПАЕВ В.И.
Историческая справка. Чапаев Василий Иванович - родился в д. Будайка Чебоксарского уезда Казанской губернии (ныне черта г. Чебоксары). В. И. Чапаев принадлежит к числу тех военных деятелей из народа, которые в годы гражданской войны одерживали славные победы в ожесточенных боях против иностранных военных интервентов и белогвардейцев. В нашей стране он стал олицетворением преданности Родине, патриотизма, мужества, бесстрашия и героизма. Жизни и боевым подвигам легендарного героя Гражданской войны посвящены десятки книг, рассказов, стихов, песен и легенд. В Чебоксарах ему установлен памятник, именем В. И. Чапаева названы завод, улица, открыт музей.
Поздравляем победителей!
Игра со зрителями. Логогрифы. В первой части логогрифа надо догадаться, о каком слове говорится. Затем в отгаданное слово вставить добавочно одну или две буквы и получить новое слово.
За верный ответ - 1 балл.
Арифметический я знак,
В задачнике найдешь меня
Во многих строчках,
Лишь “О” ты вставишь,
Знак как и я – географическая точка. (Плюс-полюс).
Я – цифра меньше 10,
Меня тебе легко найти.
Но если букве “Я”
Прикажешь рядом встать:
Я – все: отец, и ты, и дедушка, и мать! (Семь – семья).
Я – пространственное тело,
И не сложен я с натуры,
Если ж вставить “Л” умело,
Стану домом я культуры. (Куб – клуб).
Я – высокая скала,
Если в слове буква “А”,
Если “А” на “Б” меняем,
То верблюда вспоминаем. (Гора – горб).
Он – грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки,
А заменишь “У” на “О” –
Будет круглое число. (Сурок – сорок).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Мои знаменитые земляки"
Презентация о знаменитых уроженцах Мордовии....
Игра « Что? Где? Когда?» ( по теме: « Наши знаменитые земляки.»)
Игра « Что? Где? Когда?»( по теме: « Наши знаменитые земляки.»)1. Цели :• приобщение подростков к изучению истории своего края;• воспитание чувства патриотизма и л...
Презентация "Знаменитые земляки"
Презентация к классному часу о герое земли Рязанской, маршале Бирюзове....
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ ««Галерея знаменитых земляков»
Каждый житель Саратовской области знает, что человек, совершивший первый полёт в космос, в течении нескольких лет жил в нашем областном городе и получил здесь путёвку в небо....
Разработка урока "Знаменитые земляки Липецкого края (ученые и путешественники)"
Разработка урока об ученых и путешественниках Липецкого края. Их открытия и краткая биография....
«Наши знаменитые земляки: КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ БАДИГИН (1910 – 1984)»
Материал открытого занятия «Наши знаменитые земляки: КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ БАДИГИН (1910 – 1984)», посвященное творчеству пензенца, известного писателя, капитана дальнего плавания, Ге...