Беседа для учащихся "Мы в ответе за свои поступки"
классный час (8 класс)
Материал преднозначен для профилактической работы с учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_dlya_uchashchihsya_my_v_otvete_za_svoi_postupki.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа для учащихся
Тема: Мы в ответе за свои поступки
«В беду падают, как в пропасть, вдруг,
но в преступление сходят по ступеням»
А. А. Бестужев-Марлинский
«Не всякое сопротивление беде
награждается избавлением от несчастья,
но всякое несчастье начинается
от утраты воли к сопротивлению»
Л. Л. Леонов
Цель беседы: способствовать воспитанию законопослушного гражданина.
Задачи:
- воспитывать у учащихся чувства ответственности за свои поступки, осознание необходимости и обязательного соблюдения законов;
- сформировать у воспитанников основные понятия проступок, правонарушение, преступление;
- развивать умения анализировать поступки других, выражать свои взгляды;
-воспитывать толерантное отношение к другим людям.
Ход беседы:
Педагог-психолог: Как видите в руках у меня две нити (одна прямая, другая извилистая и запутанная)
- С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)
- А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать? (Что наша жизнь протекает легко и гладко.)
- Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)
А применительно к нашей жизни?
Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица «от сумы и то тюрьмы не зарекайся»
Советский писатель Николай Островский в романе «Как закалялась сталь» сказал такие замечательные слова «Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесценно прожитые годы…»
Сколько же людей вовремя не вспомнили, что жизнь даётся один раз! Или думали так: если она даётся один раз – надо взять от неё всё. Сколько же людей именно так загубили свои жизни, свои судьбы!
Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.
К сожалению, Вы зачастую не задумываетесь о своих проступках, ошибочно считая, что в этом нет ничего особенного. Даже совершая групповые правонарушения, вы не отдаете себе отчёт в том, что это противозаконно.
Отвечая на вопрос полицейского, зачем ты это сделал, никто из малолетних правонарушителей толком не отвечает. Чаще говорят: «Все пошли, и я пошёл». А в очень многих статьях УК РФ говорится об ответственности за преступления, совершённые группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Часто несовершеннолетние отвечают, что не знали, что этого делать нельзя, что это наказуемо.
Но незнание закона не освобождает от ответственности.
Сегодня мы поговорим о правонарушениях, видах ответственности за них, а также рассмотрим типичные ситуации и попробуем найти выход из них.
Но прежде объясните значение русских пословиц:
«С кем поведешься, от того и наберешься»
«С пчелкой водиться - в медку находиться, а с жуком связаться - в навозе оказаться».
Как вы понимаете высказывание настоятеля монастыря во Флоренции Д. Савонаролы: «Нет более вредного животного, чем человек, не следующий законам»?
Если человек не следует законам, он совершает правонарушение. А что такое правонарушение? Что вы об этом знаете? (ответы детей)
ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание. За правонарушения дети от 14 до 16 лет могут быть осуждены за их свершение. К ответственности подростки привлекаются с 16 лет (ст. УК РФ) За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Что такое ответственность?
Ответственность - необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.
Какие виды ответственности вы знаете? (Ответы детей)
Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
I. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом как общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
II. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
III. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.
IV. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность.
Рассмотрим понятие нарушений:
Проступок – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
Правонарушение – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Преступление – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
Правильный ответ.
Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
Преступление–это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.
Как вы думаете, ребята, какие причины способствуют / препятствуют совершению правонарушений?
- отказ от вредных привычек;
- добросовестное отношение к учебе и общественной работе;
- наличие собственного мнения;
- самоконтроль за поведением;
- проблемы в семье;
- плохое поведение;
- общение с искусством, природой;
- алкоголизм и наркомания;
- выяснение отношений только с помощью силы;
- пренебрежительное отношение к учебе, знаниям;
- неуверенность в завтрашнем дне;
- умений правильно вести дискуссию, спор, умение аргументировано отстаивать свою; позицию, умение слушать других и быть услышанным другими;
- умение сказать «НЕТ» негативным проявлениям;
- умение, словом и делом помочь другому;
- прекращение связей с антиобщественной средой;
- осознание отрицательного поведения;
- низкий уровень правовой культуры;
- наличие интересов, увлечений.
Учащимся предлагается, определить:
- группу причин, способствующих совершению правонарушений;
- группу причин, препятствующих совершению правонарушений.
Обобщение:
- Что приводит к правонарушениям? Все ли делают так?
- Что нужно знать и делать, чтобы оградить себя и сверстников от противоправных проступков?
- Как вы думаете, Законы должны быть либеральнее или строже?
- Ребята, как думаете, кто и каким образом, может повлиять на снижение количества преступлений? (учащиеся высказывают свои точки зрения и предложения)
А. Вольтер писал: «Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им». А древнеримские юристы отмечали: «В законах – спасение!» «Сила закона заключается в том, чтобы приказывать, запрещать, разрешать, наказывать!» Известен исторический факт. Во Франции во времена Наполеона был принят «Гражданский кодекс», Свод законов, по которым жила Франция. И будучи уже в изгнании Наполеон заявил, что разработанный при его участии гражданский кодекс «Выше всех его сорока побед!». И в этом он прав. В любом обществе должны быть законы.
Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Всегда помните о том, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Помните, совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль своим родным и близким людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа для учащихся по теме:"Мы в ответе за свои поступки".
Беседа для учащихся 7-8 классов по ответственности: уголовной, административной, дисциплинарной....
Беседа на тему: "Мы в ответе за свои поступки"
Рекомендовано для учащихся 7-8 классов....
Беседа на тему: "Мы в ответе за свои поступки"
Цель беседы: способствовать воспитанию законопослушного гражданина.Задачи:- воспитывать у учащихся чувства ответственности за свои поступки, осознание необходимости и обязательного соблюдения зак...
Беседа по профилактике правонарушений "Мы в ответе за свои поступки"
Цели проведения: *профилактика правонарушений несовершеннолетних; *пропаганда правовых знаний; *формирование навыков самостоятельного ...
Методическая разработка беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Мы в ответе за свои поступки»
Цель: профилактика правонарушений несовершеннолетнихЗадачи:- пропаганда правовых знаний;-формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;- развитие умения работать в группе, выра...
Беседа на тему: «Мы в ответе за свои поступки» (рекомендовано для учащихся 7 -8 классов)
laquo;В беду падают, как в пропасть, вдруг,но в преступление сходят по ступеням»А. А. Бестужев-Марлинский«Не всякое сопротивление беденаграждается избавлением от несчастья,но всякое несча...