Структура и оформление исторической исследовательской работы старшеклассников для конкурсов Всероссийского уровня.
статья

Смирнова Светлана Александровна

Как правильно офрмить исследовательскую работу на конкурс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура и оформление исторической исследовательской работы старшеклассников для конкурсов Всероссийского уровня.

Смирнова Светлана Алексанровна,

учитель истории и обществознания МАОУ «Гимназия № 1 г. Рузы»

Цель грамотного оформления исследовательской работы - показ навыков учащихся в самостоятельных разработках, проводимых современными методиками. Кром того, она заключается в анализе полученных результатов и в сравнении их с книжными данными. Школьники должны продемонстрировать умение приходить к научно обоснованным выводам. Сегодня поговорим как о структуре исследовательской работы, так и об основных принципах ее оформления. Главные требования здесь - точность, ёмкость, краткость и максимально полное соответствие содержанию.

Правила оформления исследовательских работ учащихся

  • Объем работы – 12-15 страниц
  • Шрифт – Times New Roman, обычный, размер 14, междустрочный интервал 1,5
  • Поля: верхнее и нижнее – 2 см; левое – 3 см; правое – 1,5 см
  • Выравнивание: по ширине страницы
  • Отступ (абзац) – 1,25 см

Примерная структура исследовательской работы

  • Титульный лист
  • Оглавление
  • Основная часть
  • Заключение
  • Литература
  • Приложения

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по определенным правилам.

В верхней части листа с выравниванием по центру пишется:

- в 1-ой строчке: Министерство образования и науки Российской Федерации

- во 2-ой строчке: полное название школы, с адресом, телефоном, эл. почтой

В средней части листа дается заглавие работы (с большой буквы, без слова «тема» и кавычек). В скобках указывается вид работы.

Ниже ближе к правому краю титульного листа указываются Ф.И. учащегося, выполнившего работу, и Ф.И.О. руководителя.

Пример:

Выполнил: Петрова Наталья,                                                                                                          

обучающиеся МАОУ Гимназия № 1                                                                                                                                             6  А класса                                                                                                                                                                                                                              

Руководитель:                                                                                                                                                                                                                                                                                  Иванова А.А., учитель истории

В нижней части листа с выравниванием по центру указываются место выполнения работы и год ее написания (без слова «год»). Пример: Руза, 2022

        Оглавление

В содержании приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Введение

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, ставится проблема, определяется гипотеза, выделяется объект и предмет исследования, формулируется цель, задачи, методы, практическая значимость.

Актуальность – почему была выбрана именно эта тема, чем она тебя заинтересовала, на сколько актуальна тема в современном мире.

 Проблема исследования - это важная и ответственная задача. Именно от того, насколько правильно она выбрана, зависит конечный итог всей работы. Определяя проблему исследования, автор отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено».

  Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, которую вы будете доказывать или опровергать своим исследованием. Обычно гипотезы начинаются словами: «предположим», «допустим», «возможно», «что, если», «если, то».

Объект исследования - определяется та область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться. Главный вопрос, который следует задавать себе при определении объекта исследования: «Что рассматривается?».

Предмет исследования - определяется конкретная часть объекта исследования или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который исследуется. Предмет исследования определяется при ответе на вопросы: «Как рассматривать объект? Какие отношения ему присущи? Какие функции объекта надо изучить?» и т.д

     Цель – ответ на вопрос о том, зачем ты проводил свое исследование, это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы

   Задачи – уточняют цель исследования. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные, конкретные шаги. (Познакомиться, понаблюдать, провести анкетирование, эксперимент и т.д.)

Метод – это совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Методы исследования:

  • Наблюдение - активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего, на работу органов чувств человека
  • Сравнение - выявление сходств и различий предметов; сопоставление объектов, явлений, их свойств.
  • Измерение - определение численного значения некоторой величины посредством единицы измерения; выявление точных, количественных определенных сведений об окружающей действительности.
  • Эксперимент - вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью их изучения.
  • Абстрагирование - выделение отдельных признаков и свойств явления или предмета и отбрасывание всего того, что мешает целенаправленному рассмотрению объекта исследования.
  • Анализ - вычленение из целого отдельных частей объекта (признаков, свойств, количественных характеристик и т.п.), которые можно изучать в отдельности, отделять случайное от необходимого, выявлять взаимосвязи и взаимодействия частей, устанавливать иерархию и структуру.
  • Синтез - метод исследования явления в его единстве и взаимной связи частей. Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов. Таким образом, анализ расчленяет проблему, синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения.
  • Индукция - вид умозаключения, суть которого в восхождении познания от частных, единичных фактов к обобщениям все более высокого порядка.
  • Дедукция - логический путь от общего к частному.
  • Моделирование - исследование объектов с помощью моделей - аналогов определенного фрагмента природной и социальной действительности. Предметное моделирование - исследование объектов с помощью моделей, воспроизводящих геометрические, физические или другие характеристики. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы и т.д.
  • Обобщение - мыслительное действие, позволяющее человеку обнаруживать в многообразии предметов нечто общее, необходимое ему для правильной ориентации в окружающем мире.
  • Систематизация - мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа.
  • Прогнозирование - разработка прогнозов, т.е. вероятных суждений о состоянии какого-либо явления в будущем.
  • Беседа - способ изучения личности с целью выявления ее индивидуальных особенностей.
  • Анкетирование - способ изучения общественного мнения с помощью специально составленных вопросов.

Практическая значимость исследовательской работы означает ее нужность, и обычно отвечает на вопрос, чего ради эта работа делалась? Обычно описание практической значимости исследования можно начать так: "Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в ... для ...".

Краткий анализ использованной литературы.

Объем введения не должен превышать 2 стр.

Основная часть

Основная часть содержит главы, в которых отражаются основные материалы исследования (а именно: историческая справка, материал и методика, описание места и условий исследования, основные результаты). Рекомендуется написание 2-3-х глав, с разбивкой на параграфы.

Заключение

Заключение (подведение итогов работы, формулировка выводов об
изложенной проблеме, ее значение и перспективы решения; объем
заключения не должен превышать 1-2 страницы).

Список источников

Оформляется в соответствии с ГОСТом; содержит литературные источники, сведения из сети Интернет

Приложения

Представление всех результатов теоретической и практической деятельности в виде таблиц, графиков, диаграмм, рисунков, схем и др.; нет ограничения по количеству страниц.

Рисунки и фотографии, графики и диаграммы, чертежи и таблицы должны быть расположены и оформлены в конце описания исследовательского проекта после литературы на отдельных страницах в приложениях (например, Приложение 1, Приложение 2, ...). На этих страницах надпись Приложение 1 располагается в правом верхнем углу.

Заголовки основных частей работы «Оглаление», «Введение», название глав, «Литература», «Заключение», «Приложения» прописными буквами с выравниванием по центру, а заголовки параграфов – строчными (кроме первой прописной) также с выравниванием по центру. Переносы в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Заголовок от текста отделяют одним пробелом. Нельзя печатать заголовок в конце страницы. Если на странице умещается менее трех строк идущего за заголовком текста, то заголовок и текст следует перенести на другую страницу.

Каждую структурную часть работы следует начинать с нового листа.

Ссылки

В тексте работы делаются ссылки на иллюстративный материал, на цитаты, на использованные источники информации. Ссылаться нужно там, где формулируются подтверждаемое ими положение.

Пример ссылки на источник информации: [4, С. 5], где 4 – это номер источника в списке литературы, а 5 – это номер страницы. Ссылка на Интернет-источник: [5], указывается только номер источника в списке литературы.

Номера страниц, обычно, проставляются в середине нижнего поля листа; на титульном листе номер не ставится, но подразумевается.

Защита исследовательской работы

При подготовке защиты так же нужно придерживаться определенных правил.

Для того, чтобы лучше донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, содержать основные положения работы. Его можно составить по такому плану:

  • Почему избрана именно эта тема?
  • Какой была цель исследования?
  • Какие ставились задачи?
  • Какие гипотезы проверялись?
  • Какие использовались методы и средства исследования?
  • Каким был план исследования?
  • Какие результаты исследования были получены?
  • Какие выводы можно сделать по итогам исследования?
  • Что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении?

На доклад отводится 5-7 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила оформления ученических исследовательских работ. Методические рекомендации.

Методические рекомендации по оформлению и структуре ученических исследовательских работ.Даны подробные разъяснения об основных структурных компонентах исследовательской работы, наличие которых обязате...

Презентация "Требования к структуре и оформлению презентации исследовательской работы"

Данная презентация поможет вам и учащимся оформить свою исследовательскую работу....

Требования к содержанию и оформлению научно-исследовательской работы

Данная работа поможет учителю и ученику оформить научно-исследовательскую работу для участия в конкурсах и научно-практических конференциях...

Методические рекомендации «Технология исполнения и оформления научно – исследовательской работы»

Муниципальное образование город НоябрьскУправление по делам семьи и молодежиМуниципальное бюджетное  учреждение «Центр по работе с детьми, подростками и молодежью «Прометей»   Утве...

Оформление исследовательских работ учащихся для конкурсов и конференций школьников различного уровня

           В данных методических рекомендациях кратко и доступно даны общие правила по описанию исследовательских материалов, порядку оформления этих работ, по фор...

Достижения обучающихся в олимпиадах, конкурсах исследовательских работах, научно-практических конференциях различного уровня».

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады и конкурсы. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей лично...

Методические рекомендации. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СТРУКТУРЕ И ОФОРМЛЕНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СТРУКТУРЕ И ОФОРМЛЕНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ В РАМКАХ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ....