Урок культуры на тему Культура поведения в общественных местах
план-конспект занятия (8 класс)
План-конспект направлен на развитие этических норм поведения воспитанников в обществе, уважения к личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок культуры на тему Культура поведения в общественных местах | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл «Нартасская школа – интернат»
Культура поведения
в общественных местах.
(урок культуры)
Подготовлено: Бочаровым П.А.,
воспитателем 7 «б» класса
пос. Нартас
2021г.
Беседа: Культура поведения в общественных местах.
Цель: развивать этические нормы поведения в обществе, уважение к личности.
Задачи:
- углубить знания детей о вежливости;
- учить употреблять различные словесные формы вежливости;
- воспитывать культуру поведения в обществе.
Оборудование: мультимедийный проектор, выставка книг, карточки с речевыми ситуациями, тематические иллюстрации, видео, аудио источники.
Ход беседы
1.Вводная беседа
Педагог: Добрый день, уважаемые ребята (ответ детей). Сегодня мы поговорим с вами о культуре поведения в общественных местах, поскольку эта проблема актуальна в настоящее время. Мы часто не задумываемся, что та или иная ситуация поведения в обществе требует определенного поступка, движения, фразы или жеста. Проблема состоит в том, что многие из вас не знают этих правил поведения.
Культура общения людей основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении тысячелетий. Со времен средневековья эти правила называют этикетом, социальными нормами поведения в обществе.
Социа́льные но́рмы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Чтобы считаться культурным человеком, знание правил этикета недостаточно. К примеру, Петр I считал, что воспитанного человека украшают три добродетели: «Приветливость, смиренность и учтивость».
Жизнь в обществе требует, чтобы все люди соблюдали правила общения, обязанные для всех: для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и баловных. Василий Александрович Сухомлинский писал: «Вы живете среди людей, каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется и тем, что можно».
2.Основной ход беседы.
Педагог: Дети, давайте с вами в игровой форме проверим, все ли из вас знакомы с правилами поведения. Перед вами разложены карточки с буквами, поочередно каждый берет себе карточку и озвучивает букву (буквы: М, О, С, П, М, Т, Б, Ц, К, З, Д , Ш). Как вы думаете, что они означают? (ответы детей) Правильно! (Использование наглядности: карточки с изображением общественных мест - магазин, остановка общественного транспорта, сквер, парк, поликлиника, музей, театр, библиотека, цирк, кинотеатр, зоопарк, д/сад, школа; дети комментируют) Молодцы!
- Всем знакомы эти места? (ответы детей)
Наша следующая игра, отвечайте на мои загадки, поднимая руку. Если ваше имя начинается на букву, которую вы держите, то предлагаю поднять вверх 2 руки. Готовы?
Игра «Узнай по описанию»
1. Учреждение, занимающееся сбором, хранением и организацией выставок картин, скульптур, предметов старины и других, интересных для многих людей предметов (музей).
2. Зал для демонстрации, показа, кинофильмов, мультфильмов (кинотеатр).
3. Искусство представления драматических произведений на сцене, а также помещение, где происходят такие представления (театр).
4. Помещение, где продают продукты, предметы домашнего обихода (магазин).
5. Помещение, где хранятся в определённом порядке книги, и выдаются для временного пользования, чтения (библиотека).
6. Тут на каждом этаже побывали мы уже.
Вот внизу - регистратура, а повыше - логопед.
Врач лечебной физкультуры и массажный кабинет.
А пройдете коридор - там табличка "Доктор ЛОР". (Поликлиника)
7. Вот большой и круглый дом. Ой, какое место!
Ведь всегда ребятам в нем очень интересно.
В этом доме непременно есть и звери, и арена. (Цирк)
8. Ты иди сюда скорей, посмотри-ка на зверей,
На заморских, очень редких, что живут в просторных клетках. (Зоопарк)
9. В городе деревьев мало и гулять стремятся все,
Уходя на два квартала от проспектов и шоссе.
Тут прохладно средь аллей и зеленых тополей. (Сквер, парк)
10. Угадай, куда ведут малышей с утра.
Тут и завтрак, и уют, няня, медсестра. (Детский сад)
11. В этом заведении все перебывали.
Двоечники, гении отметки получали.
Учились здесь артисты, певцы, артиллеристы.
Сюда хожу и я, и вы, мои друзья. (Школа)
Педагог: Все загадки разгадали. Молодцы!
Физкультминутка
Педагог: Уважаемые дети, что вы знаете о правилах поведения в местах, которые мы перечислили? (ответы детей) Давайте попробуем себя в роли актеров и разыграем театральные импровизации на заданные темы, которые вы получите, если возьмем конверты различного цвета (дети разбирают задания в конвертах, чтение, обсуждение в малых группах, далее импровизированный показ ситуации).
- Я приглашаю 1 группу ребят в наш мини – кинотеатр.
Инсценировка « Поведение в кинотеатре»
Посмотрите и скажите, как вели себя ребята?
(Выгородка с последующим действием: стулья с номерами – заходят 4 человека с билетами 2 человека садятся правильно, 2 человека не на свои места. Гаснет свет. Приходит ещё один, ищет своё место. Он проходит спиной к сидящим, наступает кому-то на ногу, не извинившись. Громко расспрашивает, давно ли начался фильм, что было в начале? Один мальчик обнаружил, что сел не на своё место.
Реплика:
– Васька! Давай поменяемся местами
– Зачем?
– Ты моё место занял! Посмотри, что на билете написано.
– Отстань!
Ребята толкают друг друга.
Кто-то достал конфету ест, бумагу бросает на пол.
Спокойно сидящая девочка решила выйти. Выходит передом к сидящему. Крутится, смеётся громко, тычет пальцем, садится на колени.
Педагог: Спасибо ребята. Знакома ли вам такая ситуация? (ответы детей) Давайте обсудим этот этюд (ответы детей с комментарием педагога).
- Наш следующий объект. Предлагаю вам послушать стихотворение А. Барто
«В театре».
Стих «В театре» (читает ребенок)
Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки,
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла всё на свете!
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре!
Как я этого ждала!
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы!
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу: нету номерка.
Фея кружится по сцене –
Я на сцену не гляжу.
Обыскала все колени –
Номерка не нахожу.
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Всё сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то…
Я в девятый ряд ползу.
Удивляются ребята:
Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала –
Я не видала ничего:
Я номерок везде искала
И, наконец, нашла его.
Но тут как раз зажёгся свет,
И все ушли из зала.
– Мне очень нравится балет,– Ребятам я сказала.
- Ребята, вам знакома такая ситуация? Как должна была поступить девочка, потерявшая номерок? (обсуждение детей). Давайте послушаем, как же нужно себя вести в кинотеатре и театре, из рассказа ребят.
( дети поочередно высказываются, проекция на экране )
- Собираясь в театр, принято одеваться особенно опрятно, празднично и нарядно. Нельзя опаздывать к началу спектакля или киносеанса. Входя в театр, следует снять верхнюю одежду и привести себя в порядок: поправить платье и причёску. Входя в кинотеатр, мальчики, должны снять головной убор.
- Нельзя в театре и кинотеатре занимать чужие места. Проходя на своё место, нужно идти между рядами лицом к сидящим.
- В зрительном зале нельзя мешать окружающим: вертеться, вскакивать, хлопать откидными сиденьями стульев, шуршать бумагой, свистеть, громко разговаривать, топать.
- Нельзя есть во время действия в цирке, театре, кинотеатре в зрительном зале, для этого существует буфет, который работает во время антракта.
- Входить и выходить из зала во время антракта следует спокойно, не толкаясь.
- Не сори. Помни, чисто не там где убирают, а там где не сорят.
- Если тебе понравилась игра артистов, аплодируй им.
Педагог: Спасибо ребята! О правилах поведения в музее расскажет нам …(далее рассказ ребенка, показ видеоряда).
- Посещая музей или выставку, в зал входят тихо, не беспокоя других. Запрещается трогать экспонаты руками. Не говори громко, не смейся. Рассказ экскурсовода нужно слушать молча, не перебивая. Если возникают вопросы, то можно их задавать во время паузы. Не забудь сказать, спасибо..
3. Заключение. Итог. Рефлексия.
Педагог: Итак, ребята, мы сегодня коснулись важной темы - поведение в общественных местах. Давайте подведем итог:
- Как ведут себя в театре?
- Когда нужно приходить на киносеанс?
- Как проходят перед сидящими?
- Как обратиться к экскурсоводу?
- О чём говорили на занятии?
- Как же вести себя в общественных местах (культурно, вежливо)
Педагог: Помните, где бы вы не находились: в театре, в музее, в библиотеке, в магазине, вы не одни. Люди смотрят на вас и по вашему поведению судят о вас, о родителях, которые вас воспитали, школе, д/садике. Запомните некоторые необходимые правила и постарайтесь следовать им всегда:
- На улице и в общественных местах разговаривать без крика, не шуметь, не мешать другим людям.
- Проявлять вежливость к взрослым людям, покровительствовать маленьким. Быть внимательным к людям с ограниченными возможностями.
- Придерживаться чистоты в общественных местах – не мусорить, не плеваться, беречь зеленые насаждения.
- Беречь общественное и чужое имущество.
- Не совершать недостойных поступков и уберегать от них друзей. Это означает: не обижать и оскорблять других, не брать чужие вещи, не издеваться над животными и др.
- Без сопровождения взрослых дети до 16 лет не могут находиться на улице после 21 часа вечера (во время каникул дети старше 12 лет могут гулять до 22 часов).
- Посещение подростков зрелищных мероприятий разрешается не позже 21 часа 30 минут.
- Что нового вы узнали сегодня?
- Полезна ли для вас эта информация?
- Вы сможете объяснить товарищу как нужно себя вести в общественном месте, если его действия нарушают социальные нормы?
Поведению нужно учиться с ранних лет. Я верю, что вы научитесь, и меня не подведёте!
( просмотр м/ф «Что такое хорошо и что такое плохо»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока истории на тему "Культура и искусство Киевской Руси"
урок истории для 7 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Культура и искусство Киевской Руси"....
урок тренинг по теме «Культура России и Саратовской губернии в первой половине XIX века»
В ходе урока учащиеся должны прийти к выводу, что именно культура первой половины 19 века сделала скачек в развитии России и встала вровень с культурой наиболее развитых стран....
Урок истории на тему: "Культура Руси X- начала XIIIв."
Курс: История России с древнейших времен до конца XVIв.Класс:10Тип урока: комбинированный...
Презентация к уроку по предмету "Физическая культура"на тему: "Лыжная подготовка" для учащихся 5-9 классов
Презентация раскрывает историю, значение, классификацию лыжного спорта, экипировку лыжника, правила техники безопасности, лыжные ходы, подъемы, стойки спусков, способы торможения, повороты в движении,...
Презентация к уроку по физкультуре по теме: Презентация к уроку по предмету: "Физическая культура" на тему: "Физические качества" для учащихся 5-9 классов
В презентации рассматриваются определение, виды и характеристика физических качеств....
Открытый урок по предмету: «Физическая культура» на тему: «Физическая культура и здоровье студента. Нетрадиционные виды двигательной активности»
Данный открытый урок разработан для студентов с ограниченными возможностями, обучающихся в нашем колледже с учётом их нозологии, склонностей и интересов.Практика показывает, что чем раньше мы убедим с...
Урок культуры на тему Культура поведения в общественных местах
Мероприятие проводится в целях развития этических норм поведения в обществе, уважение к личности....