ЮИД
рабочая программа (5 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №11
УТВЕРЖДАЮ
Врио директора МБОУ ЕСОШ №11
____________________/А.В. Зайцева/
приказ от «____» ________ 20___г. № ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ
«ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРЫ ДВИЖЕНИЯ»
Уровень общего образования (класс): основное общее образование, 5 класс
Количество часов: 32 часов
Учитель: Верлянко Арина Александровна
Год составления: август 2022г.
ст. Егорлыкская
2022-2023
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Юные инспекторы дорожного движения» в 5 классе составлена на основе
- Федерального Закона «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.),
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (пунктом 3 статьи 28 в части разработки и утверждения образовательных программ образовательной организации);
- приказа от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507 ;
- приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644;
- письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Постановлением ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Об утверждении санитарно – эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID – 19) от 30 июля 2020 г. № 16;
- -Учебным планом МБОУ ЕСОШ № 11 от 26.05.2022 г. утвержденным педагогическим советом протокол № 9.
ФГОС второго поколения, предусматривает в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности. Нормативно-правовой и документальной основой Программы научно- познавательного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Рабочая программа по курсу «Юные инспекторы дорожного движения» разработана на основе примерной программы основного общего образования, Устава МБОУ ЕСОШ №11, Учебного плана МБОУ ЕСОШ №11 на 2022-2023 учебный год, создана на основании программы В.А. Горского.
В настоящее время в Российской Федерации продолжает оставаться высоким уровень детского дорожно-транспортного травматизма.
Анализ аварийности по времени суток показал, что наибольшее количество ДТП с участием детей происходит с 16:00 до 18:00. Самыми аварийными днями недели являются среда и пятница. По возрастному показателю 34,8% от общего количества детей и подростков, пострадавших в ДТП составляют учащиеся образовательных учреждений в возрасте от 10 до 14 лет; 24,6% – дети начального школьного возраста 6-10 лет; 20,3% – дети дошкольного возраста от одного года до шести лет; 18,6% – дети в возрасте от 14 до16 лет; 1,7% – дети в возрасте до одного года.
В большинстве случаев дорожных трагедий виновными становятся дети младшего школьного возраста.
Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются:
- переход дороги перед близко идущим транспортом;
- переход дороги в неустановленном месте;
- неожиданный выход на проезжую часть из-за транспорта, из-за деревьев, сооружений;
- нарушение правил дорожного движения велосипедистами;
- игра на проезжей части дороги.
Таким образом, проблема предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма особенно актуальна в настоящее время.
Цель программы: формировать навыки дорожной безопасности младших школьников.
Задачи:
- познакомить школьников с азами дорожной безопасности и историей возникновения транспортных средств;
- систематизировать и обобщить знания учащихся о видах дорожных знаков, их назначении и использовании, о правилах перехода улиц, правилах пользования общественным транспортом и езды на велосипеде;
- развивать познавательный интерес и мотивацию учащихся;
- расширять кругозор учащихся;
- воспитывать ответственность, дисциплинированность, стремление сознательно выполнять правила дорожного движения;
Программа состоит из 32 часов и предполагает проведение регулярных еженедельных занятий со школьниками 1 часа в неделю.
В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ ЕСОШ №11 на 2022 -2023 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2022 - 2023 учебном году, расписанием учебных занятий МБОУ ЕСОШ №11 в условиях пятидневной рабочей недели данная программа по курсу «Юные инспекторы дорожного движения» в 4 классе будет реализована в объёме 32 часов.
Срок реализации 1 год
Раздел 2.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «ЮИД».
Ожидаемый результат
В результате обучений ученики должны познакомиться с правилами дорожного движения, что позволит воспитать у них ответственное отношение к дорожной ситуации, умение самостоятельно и рационально передвигаться по дорогам выбирая безопасный маршрут.
Универсальными компетенциями:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Предметными результатами:
— обобщать и углублять знаний по правилам дорожного движения;
— формировать навыки здорового образа жизни;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками игры по ПДД с элементами соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам дорожного движения;
— в доступной форме объяснять правила ПДД, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.
Ожидаемые результаты реализации программы
Первый уровень воспитательных результатов (приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни) обеспечивается формой игры с ролевым акцентом: приобретение школьниками знаний о здоровом образе жизни, о народных играх и играх других народов, о способах организации досуга, о способах организации коллективной деятельности.
В достаточно сложной ролевой игре (особенно организованной на социальном материале) можно выйти на второй уровень– формирование у школьников позитивных отношений к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. Развитие ценностных отношений школьников к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к другим людям, к труду.
Воспитательным результатом третьего уровняявляется социально-моделирующая игра, образовательной формой в которой возможно получение школьниками в игровой деятельности опыта самостоятельного общественного действия. Приобретение школьниками опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве, опыта заботы о младших и организации их досуга, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
Учащиеся должны знать:
- наиболее безопасный путь из школы домой;
- правила перехода дороги;
- правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
- правила безопасного поведения на улицах и дорогах, в транспорте;
- где можно и где нельзя играть на улице;
- сигналы светофора;
- основные дорожные знаки и дорожную разметку;
- правила движения для велосипедистов;
- приёмы безопасного падения;
- состав и назначение автоаптечки;
- правила оказания первой помощи пострадавшим в ДТП;
- правила транспортировки пострадавших.
Уметь:
- выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой;
- правильно переходить дорогу и перекрёсток;
- различать сигналы светофора и регулировщика;
- правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства;
- безопасно вести себя в транспорте;
- уметь принять безопасную позу при аварийной ситуации;
- распознавать дорожные знаки;
- оказать первую доврачебную помощь пострадавшим в ДТП.
Раздел 3.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Данной программой предусмотрены обязательные практические занятия:
- работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
- изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрёстках, расположенных вблизи школы).
На практических занятиях предусмотрено привлечение представителей ГИБДД (отдела пропаганды безопасности дорожного движения), врача травматолога, медицинского работника МОУ «Гимназия №1 имени В. И. Ленина».
При разработке содержания программы «Юные инспекторы дорожного движения» учтены возрастные психолого-педагогические и физиологические особенности младших школьников.
Основные принципы построения программы
Личностно-ориентированные принципы:
- принцип адаптивности;
- принцип психологической комфортности;
- принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития;
- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка.
Деятельностно-ориентированные принципы:
- принцип обучения деятельности;
- принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;
- принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика;
- принцип опоры на предшествующее развитие;
- принцип практической направленности.
Культурно-ориентированные принципы:
- принцип целостности образа мира;
- принцип целостности содержания образования;
- принцип систематичности;
- принцип смыслового отношения к миру;
- принцип овладения культурой.
Раздел 4. Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1. | Понятие об участниках дорожного движения. | 8 |
2. | Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста. | 4 |
3. | Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта. | 5 |
4. | Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП. | 6 |
5 | Дорожные знаки | 9 |
Итого: | 34 |
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование
Курс внеурочной деятельности
«Юные инспектора движения» 5 класс
Учебник: Головко В.В. Основы безопасности дорожного движения / В.В. Головко. – М., 2007
Количество часов: 32
№ п/п | Тема занятия | Да | та | Формы организации деятельности | Виды деятельности |
План. | Факт. | ||||
ПОНЯТИЕ ОБ УЧАСТНИКАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (8ч.)
| |||||
1 | Правила поведения на тротуаре. | 05.09 | Фронтальная форма | познавательная деятельность | |
2 | Дорожная разметка. Дорожные знаки. | 12.09 | Групповая форма | познавательная деятельность | |
3 | Посвящение первоклассников в «юные пешеходы» | 19.09 | Дифференцированная форма | Досугово - развлекательная деятельность | |
4 | Светофор трёхглазый. Сигналы светофора и регулировщика. Элементы улиц и дорог. | 26.09 | Фронтальная форма | проблемно-ценностное общение | |
5 | Игра «Наш друг Светофор». | 03.10 | Групповая форма | игровая деятельность | |
6 | Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Игра «Я – пешеход». | 10.10 | Групповая форма | игровая деятельность | |
7 | Виды перекрёстков и правила разъезда на них. | 17.10 | Индивидуальная форма | познавательная деятельность | |
8 | Дорога – не место для игр. | 24.10 | Фронтальная форма | проектная деятельность | |
ОСВОЕНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПЕШЕХОДА И ВЕЛОСИПЕДИСТА (4 ч) | |||||
9 | Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. | 07.11 | Фронтальная форма | познавательная деятельность | |
10 | Правила движения для велосипедистов. | 14.11 | Фронтальная форма | познавательная деятельность | |
11 | Порядок движения группы велосипедистов. | 21.11 | Групповая форма | познавательная деятельность | |
12 | Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест. | 28.11 | Фронтальная форма | проблемно-ценностное общение | |
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПЕШЕХОДОВ И АВТОТРАНСПОРТА (5 ч) | |||||
13 | Изучение правил дорожного движения. | 05.12 | Индивидуальная форма | познавательная деятельность | |
14 | Переход проезжей части дороги в разное время года. | 12.12 | Дифференцированная форма | познавательная деятельность | |
15 | Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения. | 19.12 | Дифференцированная форма | познавательная деятельность | |
15 | Беседа с работником ГИБДД. | 26.12 | Групповая форма | познавательная деятельность | |
17 | Игра «Знаете ли вы правила дорожного движения?». | 16.01 | Индивидуально-групповая | игровая деятельность | |
ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ДТП (6 ч) | |||||
18 | Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии. | 23.01 | Дифференцированная форма | познавательная деятельность | |
19 | Обработка ран и способы остановки кровотечения. | 30.01 | Фронтальная форма | проблемно-ценностное общение | |
20 | Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. | 06.02 | Фронтальная форма | познавательная деятельность | |
21 | Переломы. Растяжения. Вывихи. | 13.02 | Фронтальная форма | социальное творчество | |
22 | Правила транспортировки пострадавших. | 20.02 | Фронтальная форма | познавательная деятельность | |
23 | Игра «Скорая помощь». | 27.02 | Групповая форма | игровая деятельность | |
ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ (9 ч) | |||||
24 | Название и предназначение дорожных знаков. | 06.03 | Индивидуальная форма | познавательная деятельность | |
25 | Группы дорожных знаков. | 13.03 | Индивидуально-групповая | познавательная деятельность | |
26 | Изготовление знаков «пешеходный переход», «Внимание, дети», макетов перекрестков с разметкой. | 03.04 | Фронтальная форма | художественное творчество | |
27 | Игра «Дорожные знаки» | 10.04 | Групповая форма | игровая деятельность | |
28 | Экскурсия на специальный участок, организации движения и ознакомления ЮИД с работой инспекторов ГИБДД. | 17.04 | Групповая форма | туристско-краеведческая деятельность | |
29 | Организация дорожного движения в ст. Егорлыкская. Выделение опасных участков дорог в ст. Егорлыкской. | 24.04 | Групповая форма | общественно полезная деятельность | |
30 | Подготовка к тестированию по ПДД. | 15.05 | Индивидуальная форма | познавательная деятельность | |
31 | Подготовка к тестированию по ПДД. | 22.05 | Индивидуальная форма | познавательная деятельность | |
32 | Тестирование по ППД | 29.05 | Индивидуальная форма | познавательная деятельность | |
ИТОГ: | 32 ч. |
Раздел 6. Лист корректировки
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки | ||||
Тема урока | Количество часов | Дата | Тема урока | Количество часов | Дата | ||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Врио директора ______________/А.В. Зайцева/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки | ||||
Тема урока | Количество часов | Дата | Тема урока | Количество часов | Дата | ||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Врио директора ______________/А.В. Зайцева/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки | ||||
Тема урока | Количество часов | Дата | Тема урока | Количество часов | Дата | ||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Врио директора ______________/А.В. Зайцева/ Приказ «____» __________20___г. № _______ | ||||||
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки | ||||
Тема урока | Количество часов | Дата | Тема урока | Количество часов | Дата | ||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Врио директора ______________/А.В. Зайцева/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |