Воспитательный час на тему: "Деньги как инструмент экономической осознанности жизненного мышления подростков"
материал
Основная задача сформировать вектор положительного отношения у подростков к богатству, как результату труда человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Финансовая грамотность | 22.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГКУСО СРЦ для несовершеннолетних
г. Ангарска
Воспитательный час на тему:
«Деньги как инструмент экономической осознанности жизненного мышления подростков»
Воспитатель. Радюк Т.Ю.
Группа №6-7
Ангарск 2022 г.
Воспитательный час на тему: «Деньги как инструмент экономической осознанности жизненного мышления подростков»
«Копейка рубль бережет, а рубль голову стережет»
Пословица
Цели:
- сформировать у учащихся представление о финансах простым и понятным языком;
- объяснить, что финансы это многогранное понятие, которое включает в себя и наличные деньги, и безналичные денежные ресурсы, и др. формы и инструменты денежных средств, важно уметь ставить цели и достигать их.
Задачи:
- Дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег.
- расширить представление детей о природе денег и культуре обращения с деньгами,
- определить функции денег.
- сформировать вектор положительного отношения к богатству, как результату труда человека,
- способствовать формированию экономического мышления.
Ход воспитательного часа.
Что такое деньги. Для чего они нужны? Это и есть тема воспитательского часа..
Попробуйте ответить на главный вопрос, что такое деньги?
Каково их значение?
«Деньги - металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле - продаже, средством платежей и предметом накоплений». С.И.Ожегов.
Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества. В живой природе аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало
"Из истории российских денег".
Рубль на Руси появился не сразу. Долгое время денежными единицами служили шкурки животных, особенно куницы и белки. Были в ходу и серебряные слитки - гривны. Если нужно было заплатить половину гривны, её рубили топором пополам. Такую половину называли "рубль" (от слова "рубить"). Отсюда пошло хорошо нам известное название российских денег. Гораздо позже стали выпускать копейки - монеты, на которых был изображён всадник с копьём, а потом и рублёвые монеты.
Итак, появились монеты. Чтобы их нельзя было подделать, слитки стали клеймить. Клеймо означало количество чистого железа в слитке. Затем стали отражать в слитке место изготовления и символы власти – гербы.
В качестве чего получают деньги большинство людей?
(В качестве заработной платы, то есть платы за работу (зарплата).
Чтоб продукты потреблять,
В платьях модных щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Нужно всё это …(купить)
Угадай, как то зовётся,
Что за деньги продаётся.
Это не чудесный дар,
А просто-напросто…(товар)
Товар—продукт труда -любая вещь, произведённая для продажи
Та сумма, что заплатит покупатель,
Та сумма, что устроит продавца;
Как мера для обмена всех товаров,
На рынке называется…(цена)
Цена: стоимость товара, выраженная в деньгах. Цена – это договор, между покупателем и продавцом. Чаще всего продавец предлагает цену, а покупатель соглашается или нет. Но можно и поторговаться.
Что покупает человек на заработанные деньги?(Товары и услуги.) А товары и услуги имеют ЦЕНУ.
Чтоб тепло пришло в ваш дом,
люди трудятся кругом.
К парикмахеру спешишь
или ты в кино сидишь,
это все продукт труда ,
без него мы никуда.
Чтоб все это получить, надо деньги заплатить
Это все людей заслуги , называются -(услуги)
Услуга - это продукт труда, произведённый для обмена и способный удовлетворить человеческие потребности, она является объектом купли-продажи.
Мы уже выяснили, что деньги – это то, что все охотно берут в уплату за свой товар или услугу. Выберите, что здесь товар, а что услуга (обозначить буквами У-Т)
Мини-лекция. «Таинственная власть денег».
Воспитатель.
-Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. С детства знаем, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает. Но мало кто задумывается
о таинственной силе этих обычных цветных бумажек. Откуда они взялись? Как к ним относиться? Чего больше - добра, или зла приносят они людям?
Ученые утверждают, что деньги – это величайшее изобретение человечества, без которого невозможен был бы прогресс. В старину считали, что деньги – это порождение нечистой силы.
-Так что же такое деньги: источник прогресса или зло, от которого нужно избавляться? Сегодня мы попробуем разобраться в этом вопросе. Начнем с путешествия в историю денег.
-Деньги родились около 7 тысяч лет назад, когда у людей появились излишки изделий и продуктов и можно было обменивать их на другие необходимые вещи. Но тут-то и возникла проблема. Как обменять барана на лепешку? Или яйца на глиняный горшок? Додумались наши предки, что надо выбрать какой-то один товар и сравнить его ценность с другими. Этот товар и стал выполнять роль денег.
-. И тут появились драгоценные металлы: золото и серебро – они легко превращаются в слитки, делятся на части и мало изнашиваются. Первые металлические монеты появились 27 веков назад в античном государстве. В нашей стране первоначальной денежной единицей была гривна - серебряный слиток определённого веса. Гривну можно было разрубить на 4 части, и тогда получались рубли. А если рубль разбить на 2 части, получались 2 полтины. Дальше рубль можно было рубить на 50 резаней.
На сто частей рубль не разрежешь, поэтому сделали копейку. Эта маленькая монета получила такое название потому, что на ней был изображен святой Георгий на коне и с копьём в руке.
Но деньги из металла создавали новые проблемы: например, Ломоносов, получив от императрицы премию в 2000 рублей, не смог их в кармане отнести домой – премия тянула на 3 с лишним тонны! А это – целый грузовик!
Вот тогда и появились бумажные деньги. Их придумали в Китае в VIII веке. А через 1000 лет они появились в России при Екатерине II. Ее портрет украшал сторублевую купюру, которую ласково называли «катенькой».
Деньги: цель или средство.
-Многие богачи говорят, что деньги для них – не цель, а средство для самоутверждения, для проявления своих способностей. Как правило, эти люди живут скромно, не балуют детей, жертвуют огромные суммы на религию, образование, помощь бедным. В Америке дети миллионеров не гнушаются стоять за прилавком, ремонтировать машины, торговать газетами. Это не жестокость, не жадность, а норма жизни, признак культуры в обращении с деньгами.
В западных странах человек учится обращаться с деньгами с раннего детства: учится скромности, выдержке, самоограничению.
Вот, например история жизни самого богатого человека Америки Джона Рокфеллера, который родился в бедной семье.
Он начал свой бизнес в раннем детстве: покупал фунт конфет, делил его на маленькие кучки и с наценкой продавал собственным сестрам, ловил диких индюшат и выкармливал для продажи. Вырученные деньги будущий миллиардер складывал в копилку —потом давал в долг отцу под разумный процент.
Получив образование, Рокфеллер с трудом устраивается на работу помощником бухгалтера. Он не пьет (даже кофе!), не курит, не ходит на танцы и в театр. Всего себя он подчиняет одной цели — обязательно разбогатеть.
Он женился на подруге детства, когда стал очень богатым человекоM. Но свадьба была скромной, и дом для семьи Рокфеллер снял по дешевке. На слуг он тоже не тратился.
Все подчиненные боялись Рокфеллер как огня, хотя он был очень выдержанным человеком и никогда не повышал голоса.
Рассказывают, как однажды к нему ворвался взбешенный клиент и полчаса орал без перерыва. Все это время Рокфеллер сидел, уткнувшись в стол, а когда толстяк выдохся, хозяин поднял на него глаза и тихо сказал: «Простите, пожалуйста, я не уловил, о чем вы говорили. Нельзя ли повторить?»
Скоро Рокфеллер вошел в двадцатку самых могущественных людей страны, был признан самым богатым человеком в мире. Но детей своих он воспитывал очень строго: заставлял колоть дрова, работать в огороде, помогать по дому. Его дети получали по одному кусочку сыра в день, а по воскресеньям не читали ничего, кроме Библии.
Компанию Росфеллера «Стандарт Ойл» называли «величайшей, мудрейшей и самой НЕЧЕСТНОЙ из всех». Богатство Рокфеллера строилось на спекуляциях, аферах и приводило к разорению множества конкурентов.
Джон Рокфеллер помог основать Чикагский университет, учреждал стипендии, выплачивал пенсии Порой он вздыхал: «Богатство — или великое благословение, или проклятие».
Незаконченные предложения. «Чего нельзя купить на деньги»
Воспитатель.
Есть такие вещи на земле, которые ни за какие деньги не купишь. Представьте, что мы попали на ярмарку, где продается все на свете. Но вы замечаете только то, чего нельзя купить ни за какие деньги. Например, я говорю: «За деньги можно купить кровать», а вы замечаете: «Но не сон». Понятно? Продолжим.
Воспитатель читает начало предложений, дети заканчивают фразы (можно хором)
– за деньги можно купить часы… (но не время)
– за деньги можно купить книгу… (но не мудрость)
– за деньги можно купить телохранителя… (но не друга)
– за деньги можно купить еду… (но не аппетит)
– за деньги можно купить дом… (но не семью)
– за деньги можно купить положение в обществе… (но не уважение людей)
– за деньги можно купить лекарство… (но не здоровье)
– за деньги можно купить поцелуй… (но не любовь)
– за деньги можно купить развлечения… (но не счастье)
– за деньги можно купить икону… (но не веру)
– за деньги можно купить целый континент… (но не Родину)
– за деньги можно купить орден… (но не подвиг, не честь)
– за деньги можно купить клоунов… (но не хорошее настроение)
Воспитатель.
-Как видим, не все на свете продается и покупается. А богатству миллиардеров не стоит завидовать. По словам оного французского писателя, «они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого!»
Воспитывающие ситуации «Дети и деньги».
Воспитатель.
-Дети тоже учатся культуре обращения с деньгами. Предлагаю вам оценить, насколько успешно это у них получается.
Ситуация №1. Отправляя сына в летний лагерь, родители дали ему мобильный телефон для экстренной связи. В лагере десятилетний Олег захотел подзаработать и разрешил своим друзьям звонить с мобильного. За один звонок он просил 10 рублей и не обращал внимания на длительность разговоров. В результате ребенок дополнительно разжился небольшой суммой денег. Но…
Ситуация №2. Десятилетнему Саше срочно понадобились 200 рублей для покупки новой игры. Родители давать денег отказались, потому что Саша совсем недавно уже купил 2 диска.
Тогда Саша придумал бизнес-проект. Он подозвал своего пятилетнего брата Мишку и предложил ему сыграть с ним в шашки на деньги. Ставка – 200 рублей. Естественно, Мишка проиграл. Но…
Ситуация №3. Родители наняли восьмикласснику Диме репетитора по английскому языку. Плату учителю за уроки передавали с мальчиком. Через несколько месяцев сынок уже блистал на уроках английского, но почему-то сильно не высыпался. Оказалось, что репетитора он давно бросил, учит язык самостоятельно по ночам, а деньги отдаёт под проценты своим одноклассникам. Сейчас он весьма преуспевающий предприниматель. Но…
Воспитатель.
-Вы познакомились с тремя бизнес-проектами. И каждый из них заканчивается большим «НО». Давайте разберем, насколько успешны эти проекты, и почему после них остаются сомнения.
Выводы:
Итак, если всерьез задуматься над вопросом Так что же такое деньги? – то с полной уверенностью можно сказать, что это лишь средст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизненные цели подростка
Данная презентация поможет классным руководителям провести продуктивно родительское собрание, родителям понять, что необходимо сделать совместно со своим ребёнком для определения и достиже...
Жизненные ценности подростка
Жизненные ценности каждого из нас складываются не на пустом месте: нас пропитывает та атмосфера, в которой мы жили с детства, представление о ценностях, которыми мы были окружены. Надо помнить, ч...
Родительское собрание: "Жизненные цели подростков. Проблемы ранней преступности".
Как известно, родители - главные воспитатели ребенка.К сожалению, многие из них не вполне соответствуют этим требованиям. А некоторые весьма достойные родители не разбираются в детской психологии и не...
Родительское собрание "Жизненные цели подростков"
Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не потерять себя в жизни...
Жизненные цели подростков
........
Воспитательное занятие тема: "Деньги в нашей жизни"
Воспитательное занятие для учеников 9 класса, приуроченное к циклу занятий по профориентационной работе....
Родительское собрание«О родительском авторитете. Жизненные цели подростков. Как помочь подростку обрести уверенность в себе».
Родительское собрание знакомит родителей учащихся с результатами учебной четверти, с жизненными и нравственными приоритетами подростков...