4 ноября - День народного единства
классный час
Предварительный просмотр:
Воспитательный час
«4 Ноября –
День народного единства»
Группы: СПК 17-1, СПК 17-2
Классные руководители:
Пушкарева Елена Владимировна
Лелявин Александр Викторович
Луганск, 2019 г.
«Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия».
П. А. Столыпин.
Воспитательный час проводится в форме беседы, с элементами интеллектуального творческого взаимодействия между воспитателем и детьми, форме диспута, обсуждения. Работа направлена на активизацию личностного сопереживания, анализ и оценку понятия Родина и всего, что связано с этим понятием.
Образовательная цель: Формирование представлений о празднике «День народного единства», его истоках и значении. формировать знания учащихся по истории родины;
Воспитательная цель: воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство патриотизма, ответственности за судьбу своей страны; сплочение коллектива группы.
Развивающая: развивать умение анализировать исторические факты сопоставлять, делать выводы; формировать навыки самоконтроля.
Задачи:
Пополнение знаний об истории государства.
Формирование чувства гражданственности и патриотизма, интереса к истории нашей Родины.
Активизация познавательной деятельности посредством анализа новых для детей исторических фактов.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся - получат представление о сложности и многомерности истории нашего Отечества; о правомерности существования различных оценок и точек зрения на одни и те же исторические события и явления;
- узнают новое об основных событиях и периодах отечественной истории, ее героических страницах и подвигах соотечественников;
- познакомятся с важными историческими объектами, памятниками и святынями России.
План:
Вступительное слово
Основная часть:
- история праздника;
- народное единение в борьбе с врагом;
- день Казанской иконы Божьей матери.
Заключительное слово.
Рефлексия. Викторина.
--
Ведущий:
- 4 ноября наша страна празднует День народного единства. (слайд1)
Это один из самых молодых праздников нашей страны, который отмечается в соответствии с законодательством ЛНР.
Сегодня мы поговорим о том
- Что же означает название этого праздника?
- Почему возникла необходимость возродить этот праздник?
- Какие события стали основой народного единения, и кто был во главе национального единства?
Обучающийся 1:
В Москве на Красной площади стоит памятник. На нём надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия. В лето 1818 года» ( слайд 2)
Обучающийся 2:
Когда и почему был поставлен этот памятник? Ответ на этот вопрос мы получим, вспомнив события российской истории конца 16 века (слайд 3)
Обучающийся 1:
В 1584 году в Москве умер царь Иван IV, прозванный за крутой нрав Грозным. С его смертью и наступило в России Смутное время, московский трон зашатался.
Обучающийся 2:
Старший сын Ивана Грозного - Дмитрий Иванович (1552—1553), наследник отца умер в младенчестве.
Второй сын – Иван Иванович (1554—1581), по одной из версий, погиб во время ссоры с отцом, по другой версии, умер в результате болезни.
Третий сын Федор Иванович (1557 – 1598), прозванный блаженным - хилый да слабый, недолго процарствовал.
Обучающийся 1:
Большинство историков считают, что Фёдор был не способен к государственной деятельности. Слабый здоровьем и умом, он принимал мало участия в управлении государством, находясь под опекой сначала совета вельмож, затем своего шурина Бориса Фёдоровича Годунова, который после смерти Фёдора стал его преемником.
Обучающийся 2:
Что сталось со старшим сыном Ивана Грозного , Дмитрием, неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил, что его убили! И убийца тот, кто стал царём вместо Дмитрия .
Борис Годунов много хорошего для страны сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут ещё неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца - это Бог его наказывает!
Обучающийся 1:
И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой
В Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся! Польский король его признал и дал войско - отвоевать "отцовский" престол. Борис Годунов не успел навести порядок в стране: умер. Сердце подвело. Или совесть замучила?.. Не дожидаясь подхода польского войска, расправились бояре с детьми Бориса Годунова: сына Фёдора убили, а дочь Ксению заточили в монастырь.
В Москве воцарился Самозванец.
Обучающийся 2:
Этот Самозванец - он остался в истории Лжедмитрием I - государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его и убили.
Заменив на другого - ничтожного, послушного их воле, который тоже назвал себя царевичем Дмитрием.
Обучающийся 1:
Он стал Лжедмитрием II. Этот самозванец Лжедмитрий II, собрав войско, двинулся на Москву. По дороге он со своим войском разбил лагерь в селе Тушино, отчего и получил прозвание «Тушинский вор».
А потом он надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава. Тогда и наступил конец терпению народа.
Обучающийся 2:
Рязанский купец Прокопий Ляпунов собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре-предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение.
И пошли к патриарху Гермогену: "Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!" Отказался патриарх и призвал русский народ выступать против захватчиков (слайд 6).
Обучающийся 1:
Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Оно потерпело поражение. Его предводитель — Прокопий Ляпунов — погиб. Но призыв патриарха Гермогена облетел все русские города. Услышали его и в Нижнем Новгороде.
Тамошний купец Козьма Минин первым отдал на ополчение всё своё богатство и обратился с призывом к жителям города вступить в ополчение (слайд 7)
Обучающийся 2:
Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско.
Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский (слайд8 ).
Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.
Обучающийся 1:
Ополчение Минина и Пожарского остановилось в городе Ярославль для пополнения перед походом на Москву. А в Москве поляки снова потребовали от патриарха: "Прикажи ополчению, пусть разойдется!" - "Да будет над ними милость Божья и наше благословление! - ответил Гермоген. Изменники же да будут прокляты и в этом веке, и в будущем".
Обучающийся 2:
Так и случилось!
Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник (слайд8).
Обучающийся 1:
Два месяца осаждал Москву Пожарский. 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей. Ополченцы под предводительством Пожарского и
Минина вступили в Москву и заняли Китай - город (слайд 9, 10, 11).
Обучающийся 2:
Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского.
Но лучшей наградой стала память народная.
Обучающийся 1:
Поистине, национальным героем того сурового времени стал Иван Осипович Сусанин.
В начале 1613 года, когда Москва уже была освобождена от польских интервентов, отряды захватчиков еще бродили по русской земле в надежде переломить исход войны.
Один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича Романова, жившего неподалеку от Костромы.
Обучающийся 2:
Тогда-то и совершил свой знаменитый подвиг крестьянин из села Домнино, расположенного близ Костромы — Иван Осипович Сусанин. Враги пытались сделать его своим проводником, а он завел захватчиков в глухой лес, погубил их, но погиб при этом сам. Доказательством того, что подвиг Ивана Осиповича Сусанина действительно был, является царская грамота о даровании Богдану Сабинину (зятю Сусанина) половины деревни за подвиг покойного тестя.
Демонстрация фильма
Ведущий:
Итак, 4 ноября захватчики были изгнаны из Москвы. - А вы помните, что именно 4 ноября празднуется день Казанской иконы Божией Матери (слайд 12).
Есть в истории любого государства события, оценка которых не подлежит сомнению, не изменяется веками и не изменится никогда.
Одним из таких дней в истории государства является день 4 ноября. За эти славные страницы истории не будет стыдно ни одному русскому человеку. Вы скажете, что в нашем государстве, кроме православных, проживают народы и других религий. Но разве под знаменами Минина и Пожарского вместе с православными не сражались русские, калмыки, татары, башкиры, мордва и другие народы. И потом, мы ведь отмечаем День народного единства, а кто станет спорить, что за свободу и независимость России во все времена отдавали жизни народы всех религиозных конфессий. И в наше сложное время единство россиян разных национальностей и вероисповеданий. (слайд13, 14).
Заключительное слово.
К чему призывает нас этот праздник? Он призван напомнить о том, что мы россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям и вероисповеданиям – единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.
· В чем состоит суть дня народного единства? День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества, упрочнения российской государственности, взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. День народного единства является свидетельством единения людей, служения обществу.
· Для чего нам нужно единство? Для того, чтобы строить государство вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем защитить нашу Родину от любой опасности.
4 ноября – это день единства всех народов;
4 ноября – это день спасения нашего государства от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;
4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей;
4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей.
Рефлексия. Викторина
1. Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время?
Речь Посполитая.
2. Кто возглавил первое ополчение 1611 года?
Прокопий Петрович Ляпунов.
3. Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года?
Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город.
4. Как звали национального героя того времени?
Иван Осипович Сусанин.
5. Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского для пополнения силами перед походом на Москву.
Ярославль.
6. Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"?
Лжедмитрия II.
7. В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. О каком Храме идёт речь?
Казанский собор на Красной площади в Москве.
8. С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси?
С воцарением Михаила Романова.
9. В каком году впервые было установлено Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября?
в 1649 г.
10. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября?
День народного единства.
Итак, 4 ноября мы чтим память наших предков, которые в 1612 году спасли от гибели Российское государство и продемонстрировали образцы героизма и мужества, сплоченности независимо от происхождения, вероисповедания. Так было и во время войны с Наполеоном и в годы тяжелейших испытаний Великой Отечественной войны
Мы не должны забывать простую истину: мы сильны тогда, когда мы едины. Только став единым народом, можно сохранить свободу и могущество нашей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4 ноября - День народного единства
Презентация создана с целью познакомить первоклассников с историей и значением Дня народного единства....
4 ноября – день народного единства! Мы едины...
Литературно-исторический вечер, посвященный периоду Смутного времени и освобождению Москвы....
"4 ноября - День народного единства"
Презентация, рассказывающая об истори праздника...
"4 ноября - день народного единства. История праздника в картинках". Презентация. Учебно-методическое пособие.
Вот что сказал в связи с учреждением в России нового праздника, связанного с событиями 1612 года, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Пусть новый праздник послужит единению народа, осоз...
презентация к классному часу : 4 ноября - день народного единства.
Презентация состоит из 12 слайдов, на которых представлена краткая история событий, предшествующих назначению праздника 4 ноября....
4 ноября - день народного единства
Материал для классного часа....
Классный час в 7-9 класс "4 ноября - День народного единства"
Материал разработан по теме гражданско-патриотическое воспитание для привития детям любви, гордости и уважения к истории нашей Родины...