Работа по формированию лидерских качеств
статья
Современное образование отличается и в то же время имеет много общего с системой образования прошлого столетия. Время ставит перед нами совершенно новые задачи, на первое место входит информатизация и наукоемкие технологии. Дети меняются, но это все такие, же дети, какими были мы, какими были наши родители. Они так же, как когда-то и мы, стремятся к постижению нового, хотят знать больше и лучше. А значит, задачи учителя не меняются. Необходимо научить детей мыслить, рассуждать, самостоятельно приходить к истине. Поэтому сегодня , на мой взгляд, на первое место выходит необходимость индивидуальной работы. И прежде всего, с детьми, которые в будущем станут интеллектуальным потенциалом нашей страны. В статье изложен материал. основанный на опыте работы с данной категорией детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_formirovaniyu_liderskih_kachestv.docx | 25.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Ярославцева Л.В.
учитель высшей категории
МБОУ «СОШ №1»,
г. Менделеевск
Работа по формированию лидерских качеств у учащихся (из опыта работы).
Современное образование отличается и в то же время имеет много общего с системой образования прошлого столетия. Время ставит перед нами совершенно новые задачи, на первое место входит информатизация и наукоемкие технологии. Дети меняются, но это все такие, же дети, какими были мы, какими были наши родители. Они так же, как когда-то и мы, стремятся к постижению нового, хотят знать больше и лучше. А значит, задачи учителя не меняются. Необходимо научить детей мыслить, рассуждать, самостоятельно приходить к истине. Поэтому сегодня , на мой взгляд, на первое место выходит необходимость индивидуальной работы. И прежде всего, с детьми, которые в будущем станут интеллектуальным потенциалом нашей страны.
Кто такие одаренные дети? Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:
- способности выше средних,
- креативность,
- включенность в задачу.
Именно с такими детьми необходимо выстроить систему плодотворной работы.
Но начинается все с диагностики и выявления таких детей. Надо заметить, что одаренность может проявляться не только в предметной сфере, но и в общественной жизни, поэтому в течение своей педагогической деятельности я стараюсь развивать лидерские качества у детей, стремящихся к общественной деятельности. С этой целью был разработан проект «I can! Школа лидера», который направлен на формирование активной гражданской позиции и лидерских качеств у обучающейся молодежи. В Федеральных Государственных стандартах второго поколения предусматривается решение ряда задач, одной из которых является включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия. Также одним из принципов государственной политики в сфере образования - это гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования. Таким образом, на уровне государственной политики было признано, что именно в школе закладываются основы формирования будущих граждан нашей страны. Каждый год мы убеждаемся в том, что дети также стремятся принимать активное участие в жизни города, республики и страны. При опросах учащихся школ города и района было выявлено следующее: 78 % учеников старших классов хотели бы принимать активное участие в общественной жизни, но у 59 % возникают трудности при реализации своих идей. В этом году мы также столкнулись со следующей проблемой: во многих школах данная работа не ведется на должном уровне, а значит, у ребят просто нет возможности получить элементарные навыки работы в коллективе и реализовать свои планы. Данный проект можно с успехом применять в городах Республики Татарстан, поскольку он уже апробирован и показал свою результативность.
Цель проекта: выявление лидеров среди 8-10 классов и вовлечение их в социально значимую деятельность, а также подготовка участников к республиканским конкурсам и проектам таким, как "Лидер года", "Кадровый резерв", "Вверх" и другие.
Задачи проекта:
- Научить детей формированию социально-продуктивной формы деятельности
- Научить умению организовывать самостоятельную деятельность
- Научить составлять портфолио, презентовать себя
- Развить навыки самостоятельного принятия решения.
Принципы реализации проекта:
- личностно-ориентированная направленность: формирование ведущих качеств личности;
- деятельностный подход: воспитание и развитие личности в результате практической деятельности;
- оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;
- неразрывная связь с воспитательными факторами среды: общественными организациями и внешкольными учреждениями.
Участники проекта: учащиеся 8-10 классов школ города и района.
Содержание проекта:
Заочный этап:
1.Заполение участниками электронной анкеты-заявки.
2.Обзвон участников, заполнивших электронную анкету-заявку для приглашения на собеседование.
3.Проведение собеседования, просмотр портфолио участников.
4.Отбор участников по итогам собеседования, просмотра портфолио для участия в очном этапе.
5.Обзвон участников для приглашения принять участие в очном этапе проекта.
* Портфолио участника:
1.Оригинальное оформление приветствуется
2.Участнику необходимо собрать портфолио за последние два года
В процессе реализации данного этапа предполагает решение следующих задач:
- Составление портфолио
- Работа с информационными ресурсами.
Очный этап:
- Личная эффективность :
- Написание участниками сочинения « Мой опыт и мои достижения»
*Требования к сочинению:
- печатный вид + электронный вид (Microsoft Word обязательно)
-оригинальное оформление приветствуется
-размер сочинения не должен превышать двух страниц
Задачи:
- Научить детей подбирать уместный языковой материал, соответствующий замыслу;
- Научить логично расположить материал, продумать переходы, варианты вступления и заключения;
- Формировать навыки правильного написания текста в соответствии с нормами русского литературного языка;
- Научить уметь проверять и совершенствовать написанное.
- «Творческая самопрезентация»
*Требования к самопрезентации:
-оригинальный подход приветствуется
-использование программы Prezi и Microsoft Power Point приветствуется
-регламент выступления не более трех минут
Задачи:
- Научить детей правильно выражать свою мысль
- Формировать умение вести диалог
- Научить использовать информационные ресурсы
- Научить правильно распределять время, четко определять границы выступлений.
- Написание участниками «Письма в будущее»
Задачи:
- Помочь детям в изложении своих мыслей
- Развитие творческих способностей, фантазии.
- Проведение мастер- класса по ораторскому мастерству
- Конкурсное испытание по ораторскому мастерству «Топ спикер»
Задачи:
- Научить методически правильно с использованием различных средств выразительности и наглядности выступать с устной речью перед различными аудиториями;
- осуществлять самоконтроль устного выступления и корректировать его;
- грамотно строить речь, соблюдая правила словоупотребления
- Творческая встреча «Book lover»
- Конкурсное испытание «Синемалогия»
Задачи:
- Формировать интерес к книгам, чтению
- Формировать эстетические вкусы.
- Конкурсное испытание на знание представителей правительства Республики Татарстан
- Конкурсное испытание на знание нормативных документов (Конвенция о правах ребенка, Конституция РТ, Конституция РФ и т.д.)
Задачи:
- развивать умения анализировать тексты, характеризовать смысл основных понятий;
- воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону страны и международным нормативно-правовым актам
- углубить знания учащихся о роли и месте законодательной власти в России, в Татарстане;
- формировать политическую культуру и активную гражданскую позицию учащихся;
- «Мир вокруг нас»:
- Разделение всех участников на команды
- Конкурсное испытание «Презентация команды»
* Требования к презентации:
- форма произвольная
-регламент выступления не более пяти минут
Задачи:
- Развить умения успешного общения: выслушивать друг друга, вести диалог.
- Научить правильно распределять обязанности в группе
- Воспитать чувство уважения друг к другу
- Научить высказывать общую точку зрения.
- Мастер-класс «Как создать социальный проект»
Задачи:
- Научить детей основам социального проектирования
- Совершенствовать полезные социальные навыки и умения (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.).
- Встреча участников на тему «Как сделать мир добрее»
- Проведение акции «Добрянка»
Задачи:
- Воспитать в детях желание творить добро
- Формировать в детях нравственные чувства и положительные навыки.
- Конкурсное испытание «Социальный видеоролик».
Задачи:
- Практическое приобретение учащимся навыков работы над созданием социальных роликов как универсального способа освоения действительности и получения знаний.
- Развития творческих и исследовательских способностей учащихся.
- Разработка командами проектов и акций
- Реализация проектов и акций
Задачи:
- Научить детей реализации проектов.
- Формировать в детях чувство ответственности за начатое дело.
- «Я на финишной прямой»
- Написание участниками творческого эссе на тему « Почему именно я должен стать победителем проекта?»
- Конкурсное испытание «Обращение стажера»
Задачи:
- Научить детей отстаивать и аргументировать свою точку зрения
- Научить детей прислушиваться к советам и принимать их.
- Подведение итогов, выявление победителей, обладателей специальных номинаций
Средства реализации проекта.
- Мастер-классы с участием победителей конкурсов «Кадровый резерв», «Верх», лидерами школьных и студенческих самоуправлений, людьми, достигшими профессиональных высот.
- Деловые игры;
- Диспуты, викторины;
- Коллективные творческие дела;
- Тренинги общения
- Конкурс творческих проектов
В результате реализации проекта мы ожидаем увидеть личность с активной гражданской позицией, заинтересованную в позитивном развитии своей Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста
Конспекты и тематическое планирование уроков, с домашними заданиями и контрольными работами. По материалам учебного пособия под редакцией Дубровиной. Можно использовать в качестве элективного ку...
Проектная работа на тему: Влияние трудового воспитания на формирование лидерских качеств учащихся в общеобразовательной школе.
Трудовое начало воспитания - важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне развитой и гарманичной личности...
Система самоуправления класса, как одно из направлений воспитательной деятельности, способствующее формированию лидерских качеств гимназиста.
Высший орган самоуправления в классе – классное собрание. Мне очень понравилось, что для работы с классом в Гимназии отведён первый урок по средам, он внесён в расписание. Учитель и ученики могут...
Программа "Основы формирования лидерских качеств у подростков" НВ Дорогая
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОбразовательная программа дополнительного образования «Основы формирования личностных качеств у подростков» культурологической направленности рассчитана на 1 год обучения для обуч...
Рабочая программа «Основы формирования лидерских качеств у подростков»
Рабочая программа дополнительного образования «Основы формирования личностных качеств у подростков» культурологической направленности рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 13-17 лет...
Основные направления и формы работы по формированию нравственных качеств у учащихся младшего подросткового возраста с умственной отсталостью
Основные направления и формы работы по формированию нравственных качеств у учащихся младшего подросткового возраста с умственной отсталостью....