Игра - путешествие " Мы и наши имена"
методическая разработка
Познакомить учащихся с происхождением имен русского народа; с начальными сведениями об именах; структуре имен и фамилий. Пробудить интерес к прошлому нашего народа, его традициям, обычаям, опираясь на русский фольклор.Воспитывать уважение к прошлому нашей Родины, гордость за свой род, желание прославлять свое имя, оставить о нем добрую славу, воспитывать уважение друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 30.14 КБ |
my_i_nashi_imena.pptx | 543.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра-путешествие «Мы и наши имена»
Цели:
Познакомить с происхождением имен русского народа; с начальными сведениями об именах; структуре имен и фамилий.
Задачи:
Обучающие: учить объяснять происхождение и значение имен ,пробудить интерес к прошлому нашего народа, его традициям, обычаям, опираясь на русский фольклор.
Воспитательные: воспитывать уважение к прошлому нашей Родины, интерес к книгам. Воспитывать гордость за свой род, желание прославлять свое имя, оставить о нем добрую славу, воспитывать уважение друг к другу.
Коррекционные: способствовать развитию познавательных способностей , внимания, восприятия, памяти, развивать умения анализировать. Развивать умения самостоятельно отвечать на вопросы
Оборудование:
Указатели с названиями залов, карточки с именами, викторина, иллюстрации к литературным произведениям, запись мелодии русской народной песни, макет дома, плетня, русские костюмы, балалайка.
Ход мероприятия.
Ведущий:
Сегодня мы с вами совершим путешествие в музей. Главным экскурсоводом буду я, и в каждом зале у меня будут помощники. Я надеюсь, что вы будете не молчаливыми слушателями, а моими активными помощниками.
Но сначала, я хочу, чтобы вы отгадали загадки.
ЗАГАДКИ:
Что принадлежит только вам, а употребляется чаще другими людьми, чем вами?
Тебе дано, а люди им пользуются?
( Это имя)
У каждого из вас есть имя, правда? А зачем оно вам? Зачем люди дают друг другу имена?
Вы знаете свои фамилии, имена, отчества. Фамилия указывает на ваш род, отчество – на отца, а имя принадлежит вам
Ведущий:
Наше путешествие начинается. Мы идем в исторический музей, название которого зашифровано в буквах и знаках. Попробуем прочесть.
( Табличка) КАКВАСЗОВУТ?
Ведущий:
Итак, мы входим в первый зал. Здесь живут литературные герои. Зал называется «Почему нас так зовут? Авторы литературных произведений дают своим персонажам очень выразительные имена. Я думаю, вы легко их узнаете
1. « В чашечке тюльпана, на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали…..
2. «Девочка беленькая, как снежок, кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вашего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена, зовут меня…
3. «Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых?»
Ведущий:
Тоже мы можем наблюдать и у людей, но для этого перейдем в следующий зал.
«ТАК БЫЛО» (название зала)
Ведущий:
Ребята, как вы думаете, сколько всего в мире имен? (предположения ребят)
Ведущий:
4 миллиарда. И это не удивительно. Человек начал использовать имена около 7 тысяч лет назад.
а) Имена клички
Ученик:
Наши предки - жители Древней Руси носили имена клички, взятые из названий животных, растений, вещей. Часто встречались люди с именами: Волк, Лось, Щука, Калина, Горшок.
б) Имена, связанные с событиями в жизни людей.
Ученик:
Имена связывались с событиями из жизни людей. Родился в семье сын- первенец – называли его Первуша, третий сын – Третьяк. Если родилась девочка весной, давали ей имя Веснянка, если мальчик родился зимой, в морозы – называли Морозом или Шубой.
в) Имена, указывающие на занятия людей.
Ученик:
Некоторые имена указывали на занятия людей: Бондарь, кузнец, Пасечник, Ткач.
г) Имена, указывающие на приметы или черты характера человека.
Потом стали появляться имена, указывающие на приметы или особенности характера человека: Кривой, Добрыня, Скоморох, Дьяк, Прыгунок, Прокислый.
д) Необычные имена
Ученик:
Самыми необычными были имена, которые давали, чтобы оградить ребенка от злых духов. Эти имена не значили, что ребенок имеет эти качества: они должны были обмануть злого духа, чтобы ребенок не заболел.
НЕКРАС, НЕНАШ, НЕМИЛ, ДУРАК.
е) Имена, данные в честь святых.
Ученик:
После принятия на Руси христианства имена детям стали давать священники в честь каких-либо святых. Все эти имена имелись в специальных книгах – святцах. Имена могли туда попасть от самых разных народов.
Коль ты родился в день Ефима, так назван именем таким.
Если на один день приходилось несколько имен, то из них можно было выбрать то, которое пожелают родители для своего ребенка.
Ведущий:
Но вот уже более ста лет родители свободно выбирают своим детям имена, независимо от календаря
- А кто скажет, какое имя у русских было самое любимое? Вспомните, как называли главных героев сказок? (Иван, Марья)
- Много мы узнали об имени. А как быть, если у людей одинаковые имена? Их еще называют «тезками». Как в этом случае различать людей? (По фамилии.)
- В русское имя входит не только имя, но и фамилия. А чем фамилия отличается от имени? (Фамилия- это семейное имя, оно объединяет родственников)
ж) Фамилии, связанные с именами.
Ученик:
Ребята, вы наверно знаете, что от имен произошли и многие фамилии.
Фамилии: Иванов от имени Иван, Миронов - от имени Мирон, Таничев - от имени Татьяна,
Петров от Петра, Фомкин от Фома, Емельянов - от Емеля, Сергеев - от Сергея, Михайлов- от Михаила,
Сидоров - от имени Сидор. Афоничев – от уменьшительного имени Афонасий и мн. др.
Ведущий:
А сейчас мы переходим в следующий зал, который называется «Ты и твое имя».
Послушайте стихотворение. Оно называется «Сколько имен у подружки, у Оли?» Может быть, кто-то из вас догадается, сколько имен?
Сколько имен у подружки, у Оли?
Как бы, друзья, не запутаться тут.
Ольга зовут эту девочку в школе,
Олечкой папа и мама зовут.
Олюшкой тетя ее называет.
«Олька!» - кричит озорник во дворе.
Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,
Сколько имен у подруге моей?
- Правильно, ребята, имя у Оли одно, а другие варианты имени – это уменьшительно-ласкательные формы. Официальный вариант, полное имя – какое? (Ольга)
- Верно, так ее называют в школе или в другой официальной обстановке. А почему папа, мама и тетя, родственники, называют ее: Олечка, Олюшка? (потому, что они ее любят)
- Вспомните, как ласково называют вас ваши родители, бабушки и дедушки?
(Ответы детей)
Ведущий:
Меж живущих людей безымянным никто не бывает.
Вовсе, в минуту рождения каждый, и низкий, и знатный
Имя свое от родителей в сладостный дар получает.
Дать имя новорожденному очень трудно. Каждый член семьи предлагает свое имя.
а) Почему нас так назвали?
Ребята, а вы знаете, почему вас так назвали?
(Рассказы детей)
Ведущий:
- Итак, ребята вы узнали, что бывают имена полные и неполные. А хорошо ли вы знаете полные и неполные формы одного и того же имени, сейчас узнаем поиграв в игру которая называется «Не ошибись»
б) Игра
Я называю сокращенную форму вашего имени, а вы назовите ваше полное имя.
Саша- Андрюша - Оля-
Маша- Сережа- Максим-
Миша- Аня - Вова-
Марина- Паша – Кристина-
в) Есть имена, которыми называют и мальчиков, и девочек.
Ведущий:
Назовите эти имена.
(Валя, Саша, Паша, Женя, Юлия- Юлий, Жан - Жанна, Федор-Федора, Виктор-Виктория, Ульян – Ульяна, Василий- Василиса, Валерий-Валерия)
Ведущий:
Имя человека о многом может нам поведать. Об этом мы узнаем в следующем зале.
«Что значит твое имя?»
Ведущий:
Задумались ли вы над тем, что значит ваше имя? Многие имена пришли к нам из других языков. Кто-то из вас уже знает значение своего имени, а для кого-то это будет сюрприз и маленькое открытие.
Ребята, расскажите, что значит ваше имя, из какого языка оно пришло.
а) Мужские имена:
Александр- (греч.)- защитник людей
б) Женские имена:
Кристина - (греч) посвященная Христу
Дарья (перс.)- сильная, побежденная.
Ольга - (сканд.) – священная.
Анна (еврейское)- благодать.
Ведущий:
Что бы ни значило ваше имя, из какого бы языка оно ни пришло, всегда помните пословицу:
в) Не имя красит человека, а человек имя.
(Как вы понимаете эту пословицу?)
Ведущий:
г) Игра
«Назовите произведения, в названиях которых встречаются имена и фамилии?»
(«Руслан и Людмила», «Светлана», «Садко», «Снегурочка», «Василий Теркин», «Тимур и его команда», «Песнь про Царя Ивана Грозного и купца Калашникова», «Дед Мазай и зайцы», «Ванька», «Тарас Бульба», «Васюткино озеро», «Евгений Онегин», «Дубровский»
«Обломов»,»Ромео и Джульетта», «Бедная Лиза», «Орина –мать солдатская», «Том Сойер»
Ведущий:
Мы переходим в следующий зал «Имена- смешинки»
Среди имен есть забавные и смешные.
(Сейчас мы окажемся в деревне, на гулянке)
Что за славный денек!
На бугре солнцепек.
Собирайся народ у ворот!
Что вы, девицы, сидите,
Скорей на улицу идите!
Дуня, пышка на улицу вышла,
На кочку села, комарика съела.
Проснулась Ульяна, ни поздно, ни рано,
До обеда проспала, встала, наелась,
Поклонилась, да опять повалилась.
С речки Аннушка идет,
Ведра полные несет.
А навстречу ей Демьян,
Словно яблочко румян.
Борис-Барбарис, на веревочке повис.
Как веревка оборвется,
Так Борис перевернется.
Лешка-Лепешка, голова с лукошко,
Шапка колышком, ноги бревнышком.
Ваня, Ваня, простота,
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород!
Федот - криворот, упал у ворот,
Упал в кадушку, раздавил лягушку!
К нам идут два брата,
И оба с Арбата…
Здравствуйте! А вот и мы оба, Фома и Ерема!
Разговоры услыхали и к вам прибежали.
Мы - ребята удалые!
Мы – ребята озорные.
Ведущий:
Ребята, вы прослушали фольклорные шуточные дразнилки. Повеселились, побывали на гулянье. Имена часто используются в фольклорных произведениях, и в считалках, пословицах, шуточных стихотворениях.
Считалки: Тары - бары, ЭЙ! Иван,
Растабары Полезай в стакан,
У Варвары Отрежь лимон
Куры стары И выйди вон.
Ведущий:
Об именах можно говорить бесконечно. Я предлагаю подвести итоги, ответив на вопросы викторины.
Викторина.
- Что принадлежит только вам, а употребляется чаще другими людьми?
- Назовите самые короткие имена.
- Назовите самые длинные имена.
- Когда мальчика называют ласковым женским именем?
- Какие имена читаются одинаково слева направо и справа налево?
- Какой город состоим из одного мужского и ста женских имен?
Что получится, если написать тридцать я?
Наше путешествие заканчивается. Давайте сделаем вывод, что же такое имя?
ИМЯ - ЛИЧНОЕ НАЗВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОЕ ЕМУ ДАЮТ ПРИ РОЖДЕНИИ.
Ведущий:
Роль личного имени в жизни человека велика. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому, все его хорошие или плохие поступки делаются достоянием гласности. Отсюда появились выражения:
У НЕГО ДОБРОЕ ИМЯ. НЕ ПОЗОРЬ МОЕГО ИМЕНИ.
Что при этом имеют в виду?
(ответы ребят)
- Я надеюсь, что все вы вырастите достойными и уважаемыми людьми и к вам будут обращаться только по имени и отчеству.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КАКВАСЗОВУТ?
Загадки 1.Тебе дано, а люди пользуются? 2. На что указывают имя, фамилия, отчество? 3. Сколько в мире имен? 4.Когда люди стали пользоваться именами?
Ответы Имя. Имя – принадлежит тебе. Отчество – имя отца. Фамилия – твой род. Четыре миллиарда. Начали использовать имена около 7 тысяч лет назад.
Имя и время… Как это связано? Почему людей в каждый период истории называют по - разному? Что значат ваши имена? Как давали имена в Древней Руси?
Имена на Руси Личные имена некогда были именами нарицательными. При рождении ребенку присваивали вместо имени названия различных предметов, явлений, признаков Добрыня, Дружина. Могли быть имена – клички, взятые из названий животных, растений, вещей: Горшок, Калина, Волк, Лось, Щука.
Древняя Русь До принятия христианства у русских были имена, называющие человека по внутренним и внешним признакам, указывающие на характер : Большой, Рябой, Косой, Буян, Мал, Нелюб, Ждан , Молчан , Кудряш,Скоморох , Прыгунок , Прокислый. Порядок появления членов семьи , время р ождения : Первой, Первуша , Второй , Третьяк , Малой, Малюта , Меньшик Поздей ; Веснянка – родилась весной ; Мороз , Шуба
Древняя Русь Имена могли отражать и социальное положение : Холоп , Бобыль , Селянин. Место происхождения: Несвой , Инозем , Ненаш , Казанец . Церковные отношения: Богомаз , Грех, Богомол. Иногда клички: Олух, Болван , Беспортошник
Иносказательные имена: Баран, Блоха,Дуб . В летописях есть имена: Баран Филиппов, Овца Владимиров, Паук Иванов. Были и княжеские имена: Ярослав, Всеволод, Владимир, Будимир . Некоторые имена возникли позже: Важен – желаемый, Тарас – беспокойный, Руфина – рыжая. Иногда брались желаемые признаки: Светозар – светлый как заря, Владислав – владеющий миром, Доброслава – имеющая добрую славу, Всемила – всем милая. Давались и древнегреческие, и древнеримские имена: Севастьян - достойный поклонения, Наум – радость, утеха, Домна – хозяйка. Красивых женских имен сохранилось очень мало: Голуба, Несмеяна , Забава, Лебедь, Ждана , Досада, Любава , Борислава
Как обмануть злых духов? Самыми необычными были имена , которые давали , чтобы оградить ребенка от злых духов. Эти имена должны были обмануть духов, чтобы ребенок не заболел: Некрас , Ненаш , Немил, Дурак .
Нарицательные имена превращались в собственные Прасковья – первоначальное значение – «пятница»
Христианская Русь После принятия христиан – ства имена стали давать свя щенники в честь святых . Эти имена имелись в специальных книгах – святцах . Туда могли попасть имена от самых разных народов Если на один день приходилось несколько и имен, то тогда можно было выбрать подходящий вариант. Коль ты родился в день Ефима, так назван именем таким.
А какие фамилии произошли от имен?
ответы Иван - Иванов Мирон – Татьяна – Таничев Петр – Фома – Фомин Емеля – Сергей – Михаил – Сидор- Афонасий -Афоничев
Имя и литература В названиях каких произведений есть имена?
Имя и литература « Руслан и Людмила», «Светлана», «Людмила», « Снегурочка», « Песнь про царя Ивана Васильевича и купца Калашникова», « Дед Мазай и зайцы», « Тарас Бульба », « Васюткино озеро», « Дубровский», « Евгений Онегин», « Обломов», « Ромео и Джульетта», « Бедная Лиза»
Имена в русской литературе В Жуковский : Светлана – светлая; Людмила – милая людям. Д. Фонвизин : Митрофан – « похожий на мать» Н.В.Гоголь :Акакий Акакиевич – « Не делающий зла, кроткий» Елена - « свет»; Василиса – « царица» – это имена из сказок .
Революция и имена Иногда появлялись странные имена : Береза, Сирень . Вся таблица Менделеева: Радий, Иридий, Вольфрам. Математические, технические термины: Медиана, Алгебрина , Турбина, Гипотенуза. Модные имена: Изольда, Артур, Элиза , Роберт, Эдуард, Эвелина . Имена богов: Венера, Диана. От лозунгов: Ноябрина , Свобода, Нинель( Ленин), Вилена ( В.И. Ленин), Нера ( новая эра), Роблен ( родился быть ленинцем) Уродливые имена: Цас , Райтия ( районная типография)
Значение имен Что значат ваши имена? Александр – защитник Анастасия – воскресшая Андрей – мужественный Анна – грациозная, миловидная Виктор – победитель Григорий – бодрствующий Дарья – сильная Дмитрий- принадлежащий Деметре, богине земледелия Евгений - благородный
Имена Екатерина – чистая Елена – светлая, солнечная Иван – благодать Божия Игорь – хранитель Ирина – мирная Кирилл – Повелитель Максим – величайший Константин – постоянный Марина – морская Наталия – родная , природная Олег, Ольга – святой, святая Роман – крепкий Светлана – светлая
Игра « Не ошибись» Имя – полное имя Саша – Маша – Миша – Лиза – Марина – Андрюша – Сережа – Даша – Паша – Костя – Поля – Максим – Вова – Витя – Кристина – Оля- Настя -
Викторина Вопросы Кто больше назовет женских имен с удвоенной согласной в корне? Вспомните названия растений, цветов, созвучных с именами? Город , состоящий из двух мужских имен? Самые короткие и длинные имена? Вопросы Образуйте имена из сочетаний слов: Владеть миром ? Владеть всем? Свято славить? Милая людям? Какое женское имя состоит из 30 букв я Какими именами называют и мальчиков , и девочек?
Ответы Жанна, Анна, Алла, Инна, Марианна. Василий – василек, Анна – анютины глазки, Снежана – подснежник. Борисоглебск. Юля, Яна, Ян; Мирослава, Апполинария Владимир,Всеволод,Святослав,Людмила Зоя ( тридцать Я) Женя, Саша,Валя , Паша, Юлия- Юлий, Жан- Жанна, Василий – Василиса, Валерий – Валерия.
Спасибо за участие! Узнайте еще об именах и подготовьте сообщение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа "Мы и наши имена"
Данная беседа знакомит детей младшего школьного возраста с этикетом знакомства, совершенствует культуру общения со сверстниками и со взрослыми, показывает функцию имен в обществе и происхождение имен,...
Классный час на тему: "Что означают наши имена"
У каждого человека есть имя, которое дается ему при рождении и на протяжении всей жизни остается его опознавательным знаком. А вот откуда пошла традиция нарекать человека именем, какие имена давали лю...
Устный журнал "Наши имена"
Устный журнал "Наши имена" 6 класс. Происхождение и значение личных имён интересует каждого человека. Так было всегда. Название нашего журнала – это строчка из стихотворения А. С. Пушкина. ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике: Игра-путешествие « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
Проблема здоровья детей сегодня, как никогда актуальна. Наша школа в течение нескольких лет работает над технологией внедрения здоровьесберегающих элементов в образовательную работу, созданием е...
Игра-путешествие «Наша неизученная Солнечная система»
Игра-путешествие на астрономическую тему по изуению планет солнечной системы....
методическая разработка Эколого-краеведческая игра путешествие"Природа нашего края"
В методической разработки представлен материал по блоку программы «Природа нашего края». Форма подачи материала - игра-путешествие, позволяющая вовлечь учащихся в эколого...
Сценарий игры-путешествия "Наша сказочная планета"
сценарий для праздника-посвящения "С увлечениемк обучению" на общеэстетическом отделении (дети 5-6 лет) Детской школы искусств...