Внеклассное мероприятие- Викторина «Химический состав клетки»
план-конспект занятия (10, 11 класс)
Цели и задачи викторины:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания, учащихся о химической организации клетки, строении функциях неорганических и органических веществах, и на основе приобретенных знаний доказывать материальное единство живой и неживой природы.
Развивающие: формирование основных биологических компетенций учащихся, умение анализировать, сравнивать и обобщать, применять полученные знания на практике. Продолжить формирование умений решения биологических задач, выполнять задания ЕГЭ В1- В6, В8; С2, С5.
Воспитательные: формирование научного мировоззрения, на основе всестороннего изучения химического состава клеток живых организмов. Развитие коммуникативных навыков, учащихся при работе в группах. Развитие познавательного интереса к предмету биология
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие- Викторина «Химический состав клетки» | 785 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Химический состав клетки»
Учитель химии и биологии высшей квалификационной категории
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Гимназия №175»
Советского района города Казани
Нуриева Зульфира Зуферовна
Цели и задачи викторины:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания, учащихся о химической организации клетки, строении функциях неорганических и органических веществах, и на основе приобретенных знаний доказывать материальное единство живой и неживой природы.
Развивающие: формирование основных биологических компетенций учащихся, умение анализировать, сравнивать и обобщать, применять полученные знания на практике. Продолжить формирование умений решения биологических задач, выполнять задания ЕГЭ В1- В6, В8; С2, С5.
Воспитательные: формирование научного мировоззрения, на основе всестороннего изучения химического состава клеток живых организмов. Развитие коммуникативных навыков, учащихся при работе в группах. Развитие познавательного интереса к предмету биология.
Методы:
- - репродуктивный,
- - частично- поисковый,
- - иллюстративный,
- - творческая работа.
Формы: групповая.
Педагогические технологии:
- Технология групповой деятельности;
- Игровые технологии.
- ИКТ.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал с заданиями.
Организация деятельности учащихся:
- Блиц-опрос;
- работа с «слепыми» рисунками;
- сравнение и сопоставление;
- формирование понятия.
- связь с другими разделами биологии
Оформление:
- Столы для трех команд, стулья для участников каждой команды.
- Столы и стулья для зрителей.
- Места для жюри
Ход викторины
- Организационный момент: учитель рассаживает участников по группам.
- Сообщение темы, цели и задач викторины.
Напутственное слово учителя
“Белки, жиры и углеводы,
Пройдут века, эпохи, годы,
К вам мы прикованы на век,
Без вас немыслим человек”.
Ведущий: Уважаемые гости, жюри, участники викторины.
Викторина – это всегда хорошее настроение. Викторина открывает совсем другие стороны биологии, те, на которые не всегда и обращаешь внимание на уроке, при серьезном разговоре об этой науке. Для многих учащихся викторина даст возможность проявить свою любовь к предмету, а для некоторых может стать толчком к заинтересованности. Итак, Викторина «Химический состав клетки» начинается.
Ведущий:
Сегодняшнюю встречу судит очень компетентное жюри в составе:
Председателя: _________________________
Членов жюри: _________________________
Поприветствуем участников наших команд!
Прежде чем мы начнем, команды должны представить свое название.
Знакомство с командами (название команды, девиз команды).
1команда___________________________
2 команда __________________________
3 команда__________________________
4 команда__________________________
Правила Викторины:
- Правила викторины. Викторина включает в себя 7 туров, в каждом туре вы сможете набрать определенное количество баллов, выиграет та команда, которая наберет наибольшее число баллов.
1 тур. «Блиц - опрос».
Каждой команде предлагается по очереди выбирать номера вопросов, за каждый вопрос можно получить 1 балл. (Презентация).
Задания:
- Этот химический элемент входит в состав аминокислот, белков, нуклеиновых кислот, АТФ, витаминов, НАДФ, НАД. (Азот).
- Содержание этого вещества в клетках эмбриона достигает 90% (Вода).
- Химические элементы, содержание в клетках которых в сумму составляет – 1.9%, называются…(Макроэлементы)
- Химический элемент, входящий в состав клеточной стенки растений, костной ткани и зубной эмали, называется…(Кальций)
- Эти ионы, играют важную роль в транспорте веществ по клетке, назовите их… (ионы натрия и калия)
- Благодаря именно этому свойству, вода является хорошим растворителем. (полярность молекулы-диполь)
- Назовите химический элемент входящий в состав молекулы хлорофилла. (магний).
- Эта система клетки, способствует сохранению в ней кислотно-щелочного равновесия, назовите эту систему. (Буферная система клетки).
- Назовите химический элемент входящий в состав гемоглобина и миоглобина. (железо)
- Осмос, поступление воды в клетку, плазмолиз и деплазмолиз, возможны благодаря этому свойству воды – подвижность молекул воды.
- Преобладание внутри клетки ионов калия, а снаружи – ионов натрия и хлора, называется… (мембранный потенциал клетки).
- Химические элементы, содержание которых в клетке в сумме составляет 0.001% - 0.000001 %, называются…(Микроэлементами).
- Назовите химический элемент, входящий в состав гемотианина, который обуславливает голубой цвет крови некоторых моллюсков и пауков.
- Этот химический элемент входит в состав некоторых аминокислот
(метионина, цистеина), витамина В1, инсулина
Подведение итогов 1 тура, подсчет баллов.
2 тур. «Третий лишний»
Каждой команде, предлагается перечень характеристик функций и строения органических молекул (белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот). Командам за 2 минуты, необходимо выбрать нужные характеристики и прикрепить их на доску. Мах – 3 балла.
Выбор класса органических соединений выпадает капитанам команд. (Презентация)
Классы органических соединений – БЕЛКИ, ЛИПИДЫ, УГЛЕВОДЫ, НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ.
Характеристики:
1. Полимеры, мономерами которых являются аминокислоты.
- Органические соединения, состоящие из одной или многих молекул простых сахаров.
- Для молекул характерно наличие гидрофильной головки и гидрофобного хвоста.
- Практически не растворимы в воде.
- Способны к денатурации.
- Имеют сладковатый вкус.
- Полимер, состоящий из нуклеотидов.
- Способна к репликации.
- Основная функция хранение и передача наследственной информации,
- Основная функция - энергетическая 1 г. = 38.9 кДж энергии.
- Основная функция - запасающая крахмал и гликоген.
- Основная функция - строительная, входят в состав клеточных мембран, участвуют в образовании стенок кровеносных сосудов, хрящей, волос…
Ответ: Белки- 1,5,12; Углеводы – 2,6,11; Липиды – 3,4,10; НК – 7,8,9.
Подведение итога 2 тура.
3 тур. «Алгоритм»
Командам необходимо установить последовательность процессов. Мах 3 балла.
1 команда – Репликации ДНК
А. Воздействие фермента на молекулу ДНК,
Б. раскручивание молекулы ДНК,
В. Отделение одной цепи ДНК от другой.
2 команда. – Образование третичной комформации белковой молекулы:
А. образование цепочки из АК звеньев,
Б. формирование спиральной структуры молекулы,
В. Упаковка вторичной структуры в глобулу.
3 команда – действие фермента.
А. распознание ферментом субстрата,
Б. образование активного комплекса, фермент-субстрат,
В. Отделение продукта.
4 команда – последовательность гидролиза полисахаридов.
А. полисахариды,
Б. олигосахариды,
В. Моносахариды.
Подведение итога 3 тура.
4 тур. «Найди ошибку»
Командам раздаются тексты. В этих текстах есть биологические ошибки. Их необходимо найти и исправить. Ответ пояснить.
Текст №1
- Молекула ДНК состоит из двух спирально-закрученных цепей.
- При этом аденин образует три водородные связи с тимином, а гуанин – две водородные связи с цитозином.
- Молекулы ДНК прокариот линейные, а эукариот – кольцевые.
- Функции ДНК: хранение и передача наследственной информации.
- Молекула ДНК в отличие от РНК, не способна к репликации.
Текст №2
- Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки.
- Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания.
- Белки входят в состав плазматической мембраны.
- Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию.
- В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма.
- Молекулы белка и т- РНК входят в состав рибосом.
Текст №3
- Нуклеиновые кислоты являются разветвленными полимерами.
- Мономерами нуклеиновых кислот являются триплеты.
- Д. Уотсон и Ф. Крик в 1953 году создали модель структуры молекулы ДНК.
- В клетках содержатся нуклеиновые кислоты двух видов ДНК и РНК.
- Нуклеиновые кислоты способны к редупликации.
Подведение итога 5 тура
5 тур. «Угадай шифровку»
Командам предлагается рисунок – схема, им необходимо её расшифровать. Ответ поясните. Мах-5 баллов.
- Строение какого мономера изображено на рисунке (Презентация)? Что обозначено цифрами 1-3? В состав какого биополимера входит данный мономер. (нуклеотид, ДНК или РНК, углевод, азотистое основание. Н3РО4)
- Назовите молекулу, изображенную на схеме? (Презентация) какую функцию выполняет вещество? Что обозначено цифрами 1-3? (АТФ, энергетическая, углевод, азотистое основание. Н3РО4 – три остатка).
- Схема строения какого процесса изображена на рисунке? (Презентация) Что обозначено на рисунке цифрами 1-3? Каково значение этого процесса? (образование пептидной связи, амина-группа, карбоксильная группа. Пептидная связь. Строительная, энергетическая, рецепторная, регуляторная, защитная, транспортная, сигнальная. Ферментативная, двигательная.)
- Схема строения какого вещества изображена на рисунке? (Презентация) Что обозначено цифрами 1-3? Какова функция вещества? (т- РНК, аминокислота,1- антикодон, 2 – акцепторный участок, транспорт АК к месту биосинтезе белка).
Подведение итога 5 тура
6 тур. «Собери молекулу»
Командам предлагается выбрать игрока, который выйдет и решит биологическую задачу.
В случае ошибки члены команды могут помочь своему игроку. Мах 3 балла.
Слайд № 8.
- Последовательность нуклеотидов в цепи ДНК:
-ГТГЦЦТААЦЦАТЦЦА-.
Определите последовательность нуклеотидов во второй цепи ДНК и в молекуле и-РНК, определите число тройных водородных связей в этом участке молекулы ДНК.
- Последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК:
- ТАГАЦГААТГГАЦЦТАЦЦАТ-
- В результате мутаций одновременно выпадают седьмой и тринадцатый нуклеотиды. Запишите новую последовательность нуклеотидов в цепи ДНК.
- Последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК:
- ТАГАЦГААТГГАЦЦТАЦЦАТ-
- В результате мутаций одновременно выпадают седьмой и тринадцатый нуклеотиды. Запишите новую последовательность нуклеотидов в цепи ДНК.
Подведение итогов 6 тура.
7 тур. «СИНКВЕЙН»
Каждой команде предлагается составить «СИНКВЕЙН» по теме «Химический состав клетки».
Подведение итогов 7 тура.
Подведение итогов ВИКТОРИНЫ
Наша викторина подошла к концу. Подведем итоги! Подведение итогов викторины. Объявление команды победителя и выделение работы отдельных учащихся команд.
Награждение команды победителя.
Список литературы.
1.Биология. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: базовый, повышенный. высокий уровень. 10-11 классы/ А.А. Кириленко, С.И. Колесников. Изд 3-е, дополненное: учебно- методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2011.
2.Уроки биологии с применением информационных технологий 10 класс. Методическое пособие по биологии/ Воробъева О.В., изд.: Планета ( уч), 2012 г.
3. Биология. Эволюция органического мира. Подготовка к ЕГЭ: теория и тренировочные задания: учебно-методическое пособие/ А.А. Кириленко. - Изд. 2е-, перераб. И дополн. – Ростов н/Д: Легион. 2014.
4. Биология. Экология. Подготовка к ЕГЭ: теория и тренировочные задания: учебно-методическое пособие/ А.А. Кириленко. - Изд. 2е-, перераб. И дополн. – Ростов н/Д: Легион. 2014.
5. Биология. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: базовый, повышенный, высокий уровни. 10-11 классы. Издание 3-е, дополненное: учебно-методическое пособие. -Ростов н/Д: Легион, 2011. -338с.
6. Биология. Тестовые задания с решениями/Р.Г.Заяц, В.Э. Бутвиловский, В.В. Давыдов. -2-е изде- Минск: Букмастер, 2013. -464с.
7. Интернет- ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Химический состав клетки"
тест для класса 9 по теме "Химический состав клетки"...
Конспект урока "Химический состав клетки" 5-6 класс
В данном материале представлен конспект урока с описанием лабораторной работы, презентация и видеофрегмент "Движение цитоплазмы". Использовать материал можно при изучении курса "Природоведение" в 5 кл...
Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии. Тема: "Химический состав клетки".
Тест предназначен для подготовительных занятий к ЕГЭ по биологии. Тема:"Химический состав клетки"....
Проверочная работа по теме "Химический состав клетки"
Небольшая проверочная работа подходит для проверки усвоения знаний по теме " Химический состав клетки". Эта работа включает в себя вопросы об органических и неорганических веществах клетки....
Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" 10 класс
Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень - 1 час в неделю) по программе В.В.Пасечника....
Органоиды клетки. Химический состав клетки.
Тест. 5 класс.Органоиды клетки. Химический состав клетки.Вариант 1.1. Наследственная информация содержится в:1) цитоплазме 2) ядре 3) вакуоли 4) клеточной мембране2. Клеточная стенка – составная...
Органоиды клетки. Химический состав клетки.
Органоиды клетки. Химический состав клетки. Использовать в качестве проверки знаний. актуализации знаний. Дя подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по биологии....